Научная статья на тему 'Проблемы модернизации системы педагогического образования, аттестации педагогов и внедрения новой системы оплаты труда'

Проблемы модернизации системы педагогического образования, аттестации педагогов и внедрения новой системы оплаты труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажин В. Б., Кочетов Л. М., Козляков В. В., Тюрин М. П., Белоусов А. С.

Рассмотрены вопросы смены вектора развития высшего образования, внедрения новой системы оплаты труда учителей (НСОТ), введения обязательной аттестации педагогов. Планируется преобразовать педагогические вузы либо в центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Средняя зарплата учителя, составляющая 70% от средней по экономике России, в 2011-2012 должна быть доведена, как минимум,до 100% для данного региона. До 30% фонда оплаты труда выделяется на поощрение активности педагога. Не реже 1 раза в 5 лет директора школ и учителя обязаны пройти переаттестацию. Представлен утвержденный порядок проведения аттестации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of changing direction of development of higher education, introducing a new system of remuneration of teachers (NSOT), the introduction of mandatory certification of teachers. It is planned to transform teaching universities or teacher training centers, or departments of classical universities. The average teacher's salary is 70% of the average for the Russian economy in 2011-2012 must be notified at least up to 100% for the region. Up to 30% of payroll allocated to promote the activity of the teacher. At least 1 time in 5 years, school principals and teachers are required to undergo re-certification. Submitted by approved procedures for certification.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации системы педагогического образования, аттестации педагогов и внедрения новой системы оплаты труда»

УДК 377

В.Б. Сажин, JI.M. Кочетов, В.В. Козляков, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, М.Б. Сажина, Р.Г. Мелконян, JI.B. Иваницкая

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия

Российская инженерная академия, Москва, Россия Российская академия естественных наук, Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

The questions of changing direction of development of higher education, introducing a new system of remuneration of teachers (NSOT), the introduction of mandatory certification of teachers. It is planned to transform teaching universities or teacher training centers, or departments of classical universities. The average teacher's salary is 70% of the average for the Russian economy in 2011-2012 must be notified at least - up to 100% for the region. Up to 30% of payroll allocated to promote the activity of the teacher. At least 1 time in 5 years, school principals and teachers are required to undergo re-certification. Submitted by approved procedures for certification.

Рассмотрены вопросы смены вектора развития высшего образования, внедрения новой системы оплаты труда учителей (НСОТ), введения обязательной аттестации педагогов. Планируется преобразовать педагогические вузы либо в центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Средняя зарплата учителя, составляющая 70% от средней по экономике России, в 2011-2012 должна быть доведена, как минимум,- до 100% для данного региона. До 30% фонда оплаты труда выделяется на поощрение активности педагога. Не реже 1 раза в 5 лет директора школ и учителя обязаны пройти переаттестацию. Представлен утвержденный порядок проведения аттестации

«Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ».

Антон Павлович Чехов

По мнению специалистов Минобрнауки РФ и Российской академии образования, педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ обязаны пройти повышение квалификации. Причем, соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит, от образовательных потребностей детей. Принято решение, что средства на повышение квалификации предоставляются коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические классические университеты. Предполагается сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представле-

ние об инновационном опыте соседей. Очевидно, что в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Рекомендуется проводить педагогическую практику студентов профильных вузов и стажировку уже работающих педагогов на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Как отмечает аналитик Ф. Мельников, отдельная задача — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям — в первую очередь старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, соответствующий основной профессии преподавателя, свой профессиональный опыт с передачей школьника некоторых начальных навыков и компетенций. По мнению Ф. Мельникова, система материальной поддержки — это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит, привлекать в школу выпускников педвузов. Так опыт некоторых региональных пилотных проектов показывает, что зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов действительно приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новой системы оплаты труда должна быть завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.

Так, например, по данным Росстата, в Липецкой области среднемесячная заработная плата учителей в октябре 2009 года по сравнению с октябрем 2007 года возросла на 16,2% и составила 9451 руб., в Республике Мордовия — на 26% и составила 7651 руб., в Псковской области — на 43% и составила 11 991 руб., в Ростовской области — на 37,7% и составила 11 760 руб., в Республике Северная Осетия — Алания — на 39,2% и составила 9168 руб., в Курганской области — на 12,2% и составила 9532 руб., в Омской области — на 24,9% и составила 9862 руб.

В Центральном федеральном округе средняя заработная плата учителя по сравнению с 2007 (10 649 руб.) и 2008 (15 618 руб.) годами выросла в 2009 году до 18 242 руб. В Приволжском федеральном округе—с 7086 руб. и 9266 руб. до 10 865 соответственно. В Дальневосточном федеральном округе—с 13 520 руб. и 17 212 руб. до 19 293 руб.

По оценке экспертов групп по коррекции «Стратегии 2020», на исправление ситуации с хроническим недофинансированием среднего и высшего образования необходимо к сегодняшним реальным расходам на образование 4-4,5% ВИИ (при официальных 5,5% ВВП), добавить от 0,6% до 1,2% ВВП в зависимости от выбранной одной из двух моделей развития. Первая модель ориентируется на заработки на уровне США и Германии, вторая — на уровень, чтобы научно-педагогические работники смогли отказаться от подработок. В первом случае требуется увеличение на 37%, во

втором — на 64%.

По расчетам ректора ВШЭ-ГУ профессора Я. Кузьминова, в США и Великобритании зарплата учителей по отношению к средней зарплате по экономике страны с 1960-х годов колебалась в пределах 100-120%, а в России она с 2000 года по 2010 год выросла с 57% до 85% от средней зарплаты (учет последних инициатив правительства, по его мнению, может добавить 6-8%).

По мнению председателя правительства В. Путина, средняя зарплата учителя в России немногим более 15 тыс. рублей. В некоторых регионах не редкость, когда учителя получают 7 тыс. рублей, а начинающие по 5,5 тыс. рублей. Средняя зарплата по экономике в России - 22 тыс. 684 рубля. Средняя зарплата учителей - составляет порядка 70% от этого значения. Правительство приняло решение об увеличении на 30% фонда заработной платы педагогов с 1 сентября 2011 года. Поставлена задача в 2011-2012 гг. довести уровень средней зарплаты учителя, как минимум, до средней заработной плате по экономике в конкретном регионе.

Я. Кузьминов со ссылкой на данные мониторинга экономики образования, назвал низкие зарплаты — главной причиной чрезвычайно низкой степени лояльности к профессии среди учителей. Так, в 2010 году 69% учителей заявили, что согласятся сменить работу на рутинную, но которая лучше оплачивается. Заинтересовать учителей может зарплата не менее 34,8 тыс. руб., в 2009 году—40,8 тыс. руб. Эти зарплаты коррелируют с той, которую учителя указали как достойную, при которой они отказались бы от дополнительной занятости,— 37,7 тыс. руб., что в вдвое выше той, которую российские учителя реально получают: в 2010 году — 17,2 тыс. руб., с учетом подработок—18,7 тыс. руб. (рис.1)

Пока на средства приоритетного национального проекта «Образование» новая система оплаты труда учителей (НСОТ) введена в 48 регионах. Модельная методика НСОТ, рекомендованная министерством для использования в субъектах РФ, предлагает конкретные механизмы формирования и распределения фонда оплаты труда, обеспечивающие зависимость заработной платы не только от объемов урочной нагрузки учителя — часов, но и от сложности и интенсивности его труда, всех видов выполняемых работ. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовым коллективам предоставлены широкие возможности по установлению в учреждении надбавок, доплат, коэффициентов, учитывающих приоритеты реализуемых образовательных программ, особенности контингента обучающихся и так далее. Предусматривается также увеличение доли стимулирующих выплат, распределяемых на основе оценки результатов труда учителей с участием школьных советов, даны рекомендации по критериям и процедурам такой оценки.

Теперь до 30% фонда оплаты труда школы может являться стимулирующей частью, то есть распределяться по результатам работы каждого педагога. Решено было дифференцировать размер оплаты труда в зависимости от качества работы учителя, для оценки которой были разработаны определенные критерии. Плюс к этому введено условие, согласно которому зар-

9

О Л 0 X U в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. N>10(126)

плата руководителя напрямую зависит от средней зарплаты педагогического состава.

В числе оптимистов, директор московской школы имени Мигеля де Сервантеса Сааведры № 1252 с углубленным изучением испанского языка И. Анурова, уверенная, что стимулирующие надбавки — эффективный способ привлечения в школу молодых специалистов: придя работать в школу после пединститута, они получают низкий разряд и, соответственно, низкую зарплату и должны проработать несколько лет, добиться определенных результатов, чтобы заслужить повышение зарплаты. С введением новой системы инициативный и трудолюбивый молодой педагог может начать хорошо зарабатывать гораздо быстрее, чем это было возможно при прежней системе оплаты труда: у директора появляется возможность его поддержать.

36000 27000

□ Е В И

Рис. 1. Зарплатные ожидания педагогов (в рублях) (пояснения в тексте):

1-Базовая зарплата; 2-Зарплата с учетом дополнительной занятости;

3-Зарилата, при которой отказались бы от дополнительной занятости;

4-Минимальная зарплата, при которой готовы сменить работу.

Согласно новым правилам, распределение средств в общем образовании должно осуществляться на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся.

Председатель правительства РФ В. Путин считает, что дальнейшее существенное увеличение зарплат связано и с изменением правового статуса и принципов финансирования школ. Соответствующие механизмы отражены в известном 83-м Федеральном законе, который с лета 2012 года вступает в силу в полном объёме. При этом увеличивается степень самостоятельности школ в решении текущих вопросов, включая денежные. В принятом 83-м Федеральном законе введено подушевое финансирование: вместо сметы государство формирует заказ на обучение конкретного школьника, для

школ устанавливаются задания на оказание услуг с чётким описанием их объёма, требований, качества, условий предоставления. Причем, по словам В. Путина, «государство продолжит финансирование образовательных учреждений в полном объёме. Хочу, чтобы здесь не было никакого двойного толкования, - ни о каком переходе на платное образование, в том числе отдельных предметов в рамках школьной программы, не может быть и речи. Ресурсы, которые школы, ставшие автономными учреждениями, могут сэкономить в ходе своей непосредственной деятельности, останутся в распоряжении школ и могут быть потрачены на цели, определённые руководством школы совместно с родительскими комитетами, в том числе и на повышение заработной платы преподавателей».

Отдельная проблема - это зарплата молодых педагогов, в ряде регионов получающих, по данным В. Путина, всего лишь порядка 5,5 тыс. рублей. Понятно, что выпускники педагогических вузов вместо школы предпочитают искать другое место работы. В 2006 - 2010 годах доля молодых специалистов снизилась с 6,3% в 2006 году до 5,3% в 2010 году. Доля учителей пенсионного возраста, наоборот, возросла - с 16% до 18%. Так в 2010 году доля учителей в возрасте до 30 лет составила менее 13%. Новая система оплаты труда строится на том, чтобы при расчёте зарплаты учителя учитывался не только стаж, но и квалификация, качество работы преподавателя. А система переподготовки кадров должна обеспечить профессиональный рост педагогов, а значит, и ускорить процесс присвоения им более высокой должностной категории. Следовательно, у молодёжи должны появиться реальные стимулы и возможности повышать свою квалификацию, а значит, и зарплату.

По информации Ф. Мельникова, в рамках национального проекта «Образование» в течение 2006-2010 годов свыше 800 тыс. российских учителей получают вознаграждение за выполнение функции классного руководителя. Из федерального бюджета на эти цели ежегодно во все субъекты Российской Федерации направляется 11,7 млрд. руб.

В 2011-2012 годах на обеспечение выплат за классное руководство предусматривается направить еще 22,9 млрд. руб. из федерального бюджета. Начиная с 1 января 2013 года, Минобрнауки России считает возможным передать на уровень субъектов Российской Федерации выплаты денежного вознаграждения за классное руководство. Всего с 2006 по 2009 год 40 тыс. лучших учителей поощрены денежными вознаграждениями по 100 тыс. руб. каждое.

В октябре 2010 года в соответствии с указом президента РФ (от 28 января 2010 года № 117) денежное поощрение получили 1 тыс. лучших учителей в размере 200 тыс. рублей каждое (0,2 млрд. руб. из средств федерального бюджета). Общий объем поддержки в 2011-2013 годах составит 0,6 млрд руб. (по 0,2 млрд рублей ежегодно. Общий объем финансирования составил 4 млрд. руб.

В рамках Года учителя в 2010 году предложен и проходит апробацию новый механизм государственной поддержки перспективных выпускников вузов для стимулирования их работы в системе образования. С его помощью

планировалось поддержать 1 тыс. выпускников. Размер государственной поддержки составит 500 тыс. руб. за два года для каждого молодого педагога. Из них 250 тыс. руб. выплачены в ноябре 2010 года, оставшиеся — в конце 2011 года. Однако, в реальности, по заявлению председателя правительства В. Путина на 6 съезде Всероссийского педсобрания 31 мая 2011 г., «вызвалось 780 добровольцев, молодых преподавателей, которые поехали в регионы, где получают жилье и получают по 500 тыс. подъёмных денег, из этих денег должны платить налоги на доходы физических лиц».

Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров — периодическое подтверждение квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой. Специалистами Минобрнауки принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Конечно, не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

Эксперт А. Столярова подчеркивает, что проходить аттестацию сразу всем учителям не придется. Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, сохранятся на тот срок, на который были присвоены. Например, педагог, имеющий высшую категорию, будет проходить аттестацию после того, как срок категории закончится. После этого он должен будет сдать экзамен на допуск к профессии и потом опять подтверждать категорию. Аттестация педагогов проводится аттестационной комиссией, которую формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. А аттестацию педагогов будет проводить аттестационная комиссия, которую сформируют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии могут войти представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель профсоюзной организации, а также создаются экспертные группы, которые могут осуществить всесторонний анализ результатов деятельности педагога и подготовить экспертное заключение для комиссии. Учитель может присутствовать на заседании комиссии, о чем должен заранее известить членов комиссии. Хотя в случае его неявки аттестация может быть проведена и в его отсутствие. Впрочем, решение принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию. Решение атте-

стационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Результаты аттестации учитель вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению эксперта А. Столяровой, невозможно будет создать новую школу, если в систему образования не придут новые учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чутких, внимательных и открытых новому педагогов необходимо воспитать, и это основная задана вузов, а тем, кто сейчас работает в школе, нужно помочь перестроиться, повысив свою квалификацию. Именно поэтому для 2011 -2012 учебного года введен новый порядок аттестации учителей. Подтвердить соответствие занимаемой должности обязаны будут не только работники школ всех уровней образования, но и воспитатели, педагоги учреждений дополнительного образования, а также колледжей, училищ и техникумов.

Министр А. Фурсенко утверждает, что «общество вправе требовать от учителя соответствующего уровня. Учитель, который не прошел переаттестацию, должен иметь возможность повысить свою квалификацию, но если и это не поможет, то ему придется покинуть школу. Такой подход в интересах ребят». «Обязательная переаттестация педагогов раз в пять лет напрямую связана с необходимостью как минимум раз в пять лет проходить переподготовку. Для этого должны быть созданы соответствующие условия. При этом важно, чтобы учителя могли сами выбирать, где пройти обучение — в академии повышения квалификации, в вузе или на базе передовой школы. К 2015 году запланировано создание 144 стажировочных и базовых площадок, на которых пройдут подготовку и повышение квалификации более 80 тыс. педагогов».

Понятно, что министерство не сможет просто взять и уволить всех, кто не прошел или не захотел пройти аттестацию, и заменить их молодыми специалистами. В этом случае лучший вариант — переподготовка.

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ И. Абанкина полагает, «речь должна идти не просто о месячных курсах, а о годовых, чтобы человек мог реально подготовиться к работе в новых условиях». «После перехода на новую систему в школе должны остаться только учителя первой и высшей категорий. Те, кто сейчас имеет вторую категорию, должны пройти переаттестацию. Это серьезно и сложно. Педагогов второй категории сейчас не так уж много, но большинство из них специалисты с большим опытом практической деятельности. Если мы хотим их сохранить, то надо помочь им подготовиться к экзаменам». И. Абанкина уверена, что педагог должен быть компетентным, и аттестация должна подтвердить его компетентность. Нельзя доверять только диплому, полученному 20 лет назад. Если раньше можно было много лет преподавать по одной программе, сейчас, в век интернета и новых технологий, это невозможно: ситуация меняется почти каждый учебный год. Но чтобы учить детей по-новому, педагогу сперва

самому придется многому научиться. Некоторым учителям сложно перестроиться самостоятельно, им нужен какой-то толчок, и именно аттестация может стать фактором, стимулирующим педагога к самосовершенствованию.

Эксперт А. Столярова отмечает, что новые правила аттестации, разработанные Минобрнауки, очень похожи на принципы новой системы оплаты труда: они учитывают результаты и качество работы учителя. В Москве с 01 сентября 2011 года внедрение новой системы оплаты труда и аттестации проходит одновременно.

До настоящего времени педагог, который хотел получать большую зарплату, заявлялся на вторую, первую или высшую категории. Вторая категория присваивалась школой, первая — на уровне районного управления образования, высшая — в министерстве. Теперь вместо трех квалификационных категорий будут две — первая и высшая, а аттестацию учителя будут проходить на уровне субъекта Российской Федерации. С 2011 года каждый педагог независимо от его желания и стажа работы должен будет каждые пять лет проходить аттестацию на допуск к профессии. Только молодым специалистам и беременным женщинам дается отсрочка на два года.

Раньше учителей никто не мог заставить экзаменоваться и повышать свой уровень знаний. Новый порядок предусматривает два вида аттестации — обязательную и добровольную. Обязательная аттестация будет проводиться каждые пять лет, и для того чтобы остаться в школе, учитель должен все время проходить курсы повышения квалификации, вести внеурочную работу, пользоваться авторитетом у учеников. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя, для того чтобы установить, соответствует ли уровень его квалификации требованиям первой квалификационной категории.

По старой системе педагогу, отработавшему в системе образования 20 лет, присваивался второй разряд, и ему не нужно было проходить аттестацию. Сейчас эти учителя обязательно должны будут пройти экзамен на допуск к профессии. Возмущение педагогов, много лет посвятивших школе, понятно. Однако, по мнению учителей, ознакомившихся с методикой аттестации, экзамен не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, его можно сдать в письменном виде.

Сторонница позиции Минобрнауки РФ учитель начальных классов А. Никифорова уверена, что «речь идет о практических знаниях в области психологии и педагогики — мы решаем подобные задачи каждый день. Если педагог все помнит и знает, то для него не составит труда ответить на вопросы. А если не помнит, то. наверное, есть необходимость освежить эти знания в голове».

Следует отметить, что в системе школьного образования вводится не только система материальных стимулов, но и система моральной поддержки учителей. Ее главная цель—вовлечь в профессию молодых талантливых людей. Речь идет об известных конкурсах педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.), которые призваны поддержать лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.