Научная статья на тему 'Государственная политика недропользования в условиях Севера и ее институциональное обеспечение'

Государственная политика недропользования в условиях Севера и ее институциональное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / PUBLIC POLICY IN THE AREA OF THE EARTH USING / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INSTITUTIONAL SUPPORT / АРКТИКА / ARCTIC / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА / EARTH USING IN THE NORTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Ирина Геннадьевна, Атаманова Елена Александровна, Юрак Вера Васильевна

Выполнен анализ государственной политики недропользования для целей освоения Арктики, обоснованы направ- ления и мероприятия по ее совершенствованию в области геологического изучения недр для воспроизводства МСБ, в области лицензирования, в области добычи и переработки, в области национальной безопасности и ком- плексного освоения недр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National policy of the earth using in the North and its institutional support

There is the analysis of public policy in the area of the earth using for the purposes of use the Arctic. It is substuntiated the directions and measures for its improvement in the field of geological study for the reproduction of the mineral resource base, in the field of licensing, and in the field of mining and processing, and in the field of national security and the integrated development of mineral resources.

Текст научной работы на тему «Государственная политика недропользования в условиях Севера и ее институциональное обеспечение»

УДК 338.242:330.337

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА И ЕЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Полянская И. Г., Атаманова Е. А., Юрак В. В.

Выполнен анализ государственной политики недропользования для целей освоения Арктики, обоснованы направления и мероприятия по ее совершенствованию в области геологического изучения недр для воспроизводства МСБ, в области лицензирования, в области добычи и переработки, в области национальной безопасности и комплексного освоения недр.

Ключевые слова: государственная политика недропользования; институциональное обеспечение; Арктика; недропользование в условиях Севера.

Государственная политика в области освоения минерально-сырьевой базы (МСБ) северных полярных и арктических территорий отражена в основных нормативно-правовых документах, среди которых ключевыми программными документами являются «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее Госпрограмма) [1-4]. Первые три документа определяют понятия, общие принципы, механизмы, цели и задачи государственной политики в Арктике, а также порядок и сроки ее реализации, а Госпрограмма конкретизирует государственную политику непосредственно в области освоения МСБ, основные мероприятия которой связаны с Севером и Арктикой, что нашло отражение в обозначенных задачах. При этом необходимо отметить, что за последние несколько лет декларируемые приоритеты государственной сырьевой политики изменились.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ свою политику в области природопользования до кризиса 2008-2009 гг. ори-

ентировало на решение задач, определенных программой [5]. В результате кризиса программные цели достигнуты не были, кроме того, изменился основной внешнеполитический вектор, что потребовало не корректировки уже исправленной Программы, а подготовки нового документа [6]. Действующая Госпрограмма направлена на решение следующих задач:

- повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получение геологической информации;

- воспроизводство МСБ;

- рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов [4].

В настоящее время ключевым направлением развития отечественной МСБ становится Арктика. Интерес к освоению арктической зоны России вспыхнул с новой силой несколько лет назад, когда геологоразведка подтвердила наличие там колоссальных запасов полезных ископаемых. В долгосрочной перспективе освоение МСБ Арктики наряду с дальневосточным шельфом неизбежно. Высокое значение Арктики и российского Севера требует повышенного внимания со стороны государства и особого режима хозяйствования [7]. До 2001 года Правительство Российской Федерации также рассматривало Крайний Север как важнейший ресурсный регион и проводило в отношении него политику государственного протекционизма, координацией которой занимался созданный в

№ 4(36), 2014

67

1990 году Государственный комитет по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации (Госкомсевер РФ), обладавший полномочиями министерства. Однако в 2001 году Госкомсевер был упразднен, а его функции переданы Комитету по делам Севера в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Современная государственная политика предусматривает значительное сокращение федеральных обязательств по возмещению удорожания функционирования систем жизнеобеспечения, производственной и транспортной инфраструктуры, регионализацию государственной поддержки за счет бюджетов субъектов Федерации. В то же время сейчас прорабатывается предложение Президента РФ В. В. Путина по созданию отдельного государственного органа, специализирующегося на реализации политики России в Арктике по аналогии с госкомиссией по Дальнему Востоку, которое было высказано им на расширенном заседании Совбеза РФ 22 апреля 2014 года. Вероятный статус будущего органа, курирующего развитие Арктики, - государственная комиссия с широкими полномочиями, как в свое время было сделано для Дальнего Востока.

Развитие недропользования, в первую очередь, зависит от степени обеспеченности формальными правилами. Основу формальных правил, система которых носит иерархический характер: от федерального до территориального (субъекта Федерации) уровня, составляет законодательство, полнота которого в части регулирования процесса недропользования в Российской Арктике оценивается лишь в 54,29 % [8].

Организационная система процесса недропользования, представленная на рисунке, имеет иерархический характер и является одним из системообразующих элементов формальной части институциональной системы недропользования.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений

в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9, 10], у субъектов Федерации был практически отобран «второй ключ». В компетенции субъектов Федерации остались участки недр, содержащие месторождения, прежде всего, общераспространенных полезных ископаемых. Претерпели изменения и налоговые аспекты: изменилось соотношение перечисляемого в бюджеты различных уровней налога на добычу полезных ископаемых (налог на добычу углеводородного сырья в полном объеме перечисляется в федеральный бюджет); уплата налогов недропользователями была привязана к месту регистрации компании, а не к месту ее нахождения. В результате на долю субъектов Федерации в настоящее время приходится всего до 3 % доходной части рентных платежей [11]. В действующем законодательстве отсутствует правовое поле для использования в недропользовании таких широко распространенных в мире форм государственно-частного партнерства, как концессии и юниорные компании, а также венчурного финансирования.

По результатам анализа в число основных направлений развития формальных правил (законодательства) отечественной институциональной среды недропользования предлагается включить следующие:

- расширение полномочий субъектов РФ по регулированию пользования участками недр, содержащих не только общераспространенные, но и другие полезные ископаемые. Предоставить возможность распоряжения участками государственного фонда недр, не отнесенными к участкам недр федерального значения, правительствам субъектов Федерации;

68

Известия Уральского государственного горного университета

- усиление государственной финансовой поддержки дальнейшей геологического изучения МСБ ТПИ ХМАО-Югры и ЯНАО,

освоение которой предполагалось в рамках проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»;

- закрепление права на деятельность малого геологоразведочного бизнеса - юниор-ных компаний;

- создание правовой основы для использования в недропользовании концессионной формы государственно-частного партнерства;

- создание условий для привлечения иностранных инвесторов к освоению недр федерального значения;

- создание условий для повышения конкурентоспособности российских сервисных компаний, как входящих в состав вновь созданного ОАО «Росгеология», так и действующих самостоятельно;

- закрепление права пользования участком недр за недропользователями, осуществившими открытие месторождения полезных ископаемых;

- создание возможности предоставления единой лицензии на геологическое изучение и добычу на участке недр комплексного состава. Под таким участком понимается участок, включающий в себя перспективные и потенциально-перспективные месторождения, возможное инфраструктурное развитие которых наиболее рационально проводить совместно [12].

Неформальные правила и нормы (традиции и обычаи, зафиксированные в неписаном или обычном праве, а также широко распространенные, устойчивые нормы поведения, взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом, основанные на взаимных ожиданиях), структурирующие взаимодействие субъектов отношений в различных сферах их деятельности и выступающие как ограничения, находят выражение, во-первых, в сфере жизнедеятельности каждого человека (этикет, правила поведения и т. п., а также субъективное восприятие - менталитет, имидж); во-вторых, в сфере хозяйственной и традиционной деятельности (межличностные договоренности), предпринимательской этики (обычаи делового оборота, «кодексы поведения»). Применительно к северным территориям к таким отношениям можно отнести неформальное сотрудничество в рамках «корпоративно-социальной ответственности» (КСО). Формами такого сотрудничества, в первую очередь, являются договорные процессы с последующим оформлением соглашений о сотрудничестве между коренными малочисленными народами Севера и компаниями - недропользователями углеводородного сырья на территории родовых уго-

№ 4(36), 2014

69

дий, традиционных территорий проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

КСО может реализовываться как в виде добровольных действий компаний по соблюдению общественных интересов в своей деятельности, так и через «административное давление», реализуемое в виде добровольно-принудительного участия бизнеса в поддержке социальной инфраструктуры, в особенности в моноиндустриальных регионах, и финансировании проектов и социальных программ органов власти на местном и региональном уровнях [13]. На уровне субъектов Федерации формами КСО являются соглашения о сотрудничестве крупных корпораций -недропользователей с правительствами округов, муниципальных образований, в которых определяются формы и методы социально и экологически ориентированного сотрудничества. Неформальные нормы отечественной институциональной среды недропользования также нуждаются в корректировке в связи с превалирующим представлением о безграничности природных ресурсов Севера и их «даровом» характере.

Наряду с реализацией конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей, роста государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, которые в конечном итоге должны значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике, необходимо обеспечить учет и защиту национальных интересов и безопасности страны, причем не только экономических, но и политических. Уже отмеченные направления совершенствования государственной политики в области освоения МСБ северных и арктических районов страны можно дополнить следующими:

1. В области геологического изучения недр для воспроизводства МСБ:

- восстановление и развитие системы стратегического изучения недр на региональ-

ном уровне (геологическая, геофизическая и геохимическая) с целью повышения степени изученности и подготовленности северных территорий для проведения прогнозно-поисковых и поисково-оценочных работ в большей степени за счет средств государства, в силу низкой комфортности проживания и слабой экономической привлекательности рассматриваемых территорий;

- дополнительное финансирование из средств федерального бюджета для проведения в большем объеме прогнозно-мине-рагенических и поисково-оценочных работ на стратегические и остродефицитные виды полезных ископаемых, в первую очередь на уран, марганец, хром, высококачественные бокситы и др. в инфраструктурно неосвоенных регионах;

- разработка и внедрение программ и мероприятий по созданию научно-производственных структур в сфере недропользования, оснащенных новейшей техникой и технологиями, адаптированными для работы в северных и арктических районах, для проведения качественных региональных общегеологических исследований;

- проведение работ по геолого-экономической переоценке МСБ северных территорий с учетом условий рыночной экономики и мировой конъюнктуры, в том числе с целью создания основы для прогнозов и подготовки к реализации инвестиционных проектов;

- обеспечение широкого внедрения геолого-технологического картирования эксплуатируемых рудных месторождений для планирования текущей добычи и усреднения качества руд перед обогащением в целях значительного повышения показателей работы обогатительных фабрик и снижения потерь полезных компонентов;

- создание и внедрение мероприятий для становления и развития «юниорных» компаний, цель которых - выявление месторождений и последующий поиск инвесторов для реализации проекта их освоения;

- разработка и внедрение законодательно закрепленных экономических механизмов стимулирования проведения геологоразве-

70

Известия Уральского государственного горного университета

дочных работ за счет средств недропользователей, а также для активизации использования недропользователями наилучших технологий и новейшего оборудования в процессе геологического изучения недр, в том числе в условиях Севера;

- совершенствование классификации запасов твердых полезных ископаемых, позволяющее в полной мере использовать компьютерные технологии, современное программное обеспечение, геостатистику и блочное моделирование и т. п., для решения задач эффективного управления недрами в рыночных условиях. Наиболее эффективно этот вопрос могли бы решить совместными усилиями ассоциации добывающих компаний и профессиональные сообщества геологов и горняков;

- совершенствование институциональной среды недропользования для повышения эффективности развития этой отрасли [14];

- создание благоприятных условий для импортозамещения и развития отечественного приборостроения для геологического изучения недр, стимулирование иностранных инвестиций в форме технологий и патентов в отечественные геологоразведочные и горнодобывающие предприятия.

2. В области лицензирования:

- расширение полномочий регионов в осуществлении лицензионной политики, возвращение практики «двух ключей»;

- привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий для инвесторов в северные и слабоосвоенные регионы РФ;

- совершенствование институциональной среды недропользования в целях стимулирования развития крупного, среднего и малого горного бизнеса;

- совершенствование действующего законодательства в части развития концессионных форм;

- расширение использования рентного принципа при налогообложении недропользователей, с учетом кадастровой оценки минеральных ресурсов, внедрение наряду с абсолютной рентой и дифференциальной ренты

при формировании ставок налога на добычу полезных ископаемых;

- расширение практики предоставления сквозных лицензий на добычу и разведку месторождений полезных ископаемых для обеспечения расширенного воспроизводства МСБ;

- законодательное закрепление в лицензионных соглашениях не только административных, но и финансовых санкций за невыполнение недропользователем обозначенных условий освоения месторождений.

3. В области добычи и переработки:

- создание и внедрение программ и мероприятий для расширения спектра добываемых полезных ископаемых в традиционных горнодобывающих северных районах с целью поддержания МСБ действующих предприятий;

- создание экономических и социальных условий для совершенствования системы комплексной разработки месторождений с целью снижения потерь полезных ископаемых в недрах, а также сохранения экологического баланса территории;

- создание необходимых условий для комплексного использования добытого рудного сырья с целью извлечения на рациональной экономической основе попутных ценных компонентов [15];

- внедрение в практику горнодобывающих предприятий ведения непрерывного геолого-экономического мониторинга рудносырьевых баз, прежде всего по дефицитным и стратегическим видам минерального сырья;

- ускорение создания и внедрения высокопроизводительного оборудования и принципиально новых технологий по обогащению минерального сырья, переход на глубокое обогащение с целью повышения качества концентрата, агломерата, окатышей;

- проведение комплексной оценки отечественной МСБ по возможностям внедрения современных геотехнологических методов добычи и переработки сырья [16].

4. В области национальной безопасности и комплексного освоения недр:

- стимулирование финансовых органи-

№ 4(36), 2014

71

заций на выдачу долгосрочных кредитов для финансирования проектов, которые реализуют отечественные горные компании в северных и арктических территориях и за рубежом;

- создание условий для переориентации горнодобывающих предприятий на внутренний рынок, внедрение стимулов для более глубокой переработки минерального сырья отечественными горнодобывающими компаниями [17];

- обеспечение опережающего развития транспортной (автомобильный и железнодорожный транспорт) и энергетической инфраструктуры северных районов на основе как прямого бюджетного финансирования, так и привлечения частных инвестиций с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Опыт реализации проекта «Урал про-

мышленный - Урал Полярный» показал важность выстраивания долгосрочной государственной политики и поступательного развития отрасли [18]. Реализация проекта привела к неоднозначному результату с точки зрения геологического изучения недр на восточном склоне Урала (прежде всего в пределах ХМАО-Югры). Ориентация на ускоренное геологическое изучение недр, проведение работ в районах, не имеющих транспортной и энергетической инфраструктуры привело к невыполнению или недовыполнению по целому ряду объектов запланированных геологическим заданием работ, в частности по качеству и количеству прогнозных ресурсов и разведанных запасов, что служит важным уроком для государственной политики в области освоения МСБ северных полярных и арктических территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утв. Президентом РФ Д. А. Медведевым 18.09.2008 № Пр-1969.

2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утв. Президентом РФ В. В. Путиным 8.02.2013 г. № Пр-232.

3. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утв. постановлением Правительства РФ 21.04.2014 г. № 366.

4. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 322.

5. Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утв. приказом МПР России от 8.06. 2005 № 160.

6. Душин А. В., Юркова Е. И. Российская сырьевая политика в условиях кризиса // Записки горного института. 2013. № 201. С. 27-33.

7. Полянская И. Г., Игнатьева М. Н. Методологические основы инновационного обеспечения регионального недропользования // Изв. вузов. Горный журнал. 2013. № 6. С. 18-25.

8. Методологическая оценка состояния и перспектив институционально-инновационного недропользования в Арктической зоне / А. И. Татаркин [и др.] // Экономика региона. 2014. № 3. С. 146-158.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. Ст. 3607.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005; Собрание законодательства РФ. 2003. № 27. Ст. 2709.

11. Орлов В. П. Задачи законодательства о недрах в свете послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2004 г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. № 2. С. 3-6.

12. Полянская И. Г., Юрак В. В. Недропользование в российской Арктике в условиях ВТО // Бизнес, менеджмент, право. 2013. № 1(27). С. 43-48.

13. Башмакова Е. П., Залкинд Л. О., Степанова Е. Н. Институциональная среда развития Севера России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 32. С.14-19.

14. Чернявский А. Г. О состоянии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (твердые полезные ископаемые) // Аналитический вестник. 2014. № 16 (534). С. 58-79.

15. Козловский Е. А. Национальная безопасность в свете минерально-сырьевых проблем. Маркшейдерия и недропользование. № 4-5. 2011. URL: http://www.mgri-rggru.ru/INDEK/index.php?ELEMENT_ID=829

16. Олерский В. П., Золоев К. К., Зубков А. И. Пути развития минерально-сырьевой базы территории ХМАО-Югры на ближайшую перспективу. URL: http://ugse.ru/mdex.php/component/content/arti-cle/44-2010-11-09-10-06-29/106-2010-11-10-12-21-58.html

17. Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера // Заседание президиума Государственного совета № 36 // Основные направления государственной политики в отношении северных терри-

72

Известия Уральского государственного горного университета

торий России. 2004. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2004/04/28/97302.shtml

18. Федоров О. П., Душин А. В. Создание МСБ в зоне проекта Урал промышленный - Урал Полярный: анализ проблем и пути их решения // Разведка и охрана недр. 2011. № 12. С. 66-71.

Статья подготовлена при финансовой поддержке: программы РАН «Разработка стратегических ориентиров развития и институтов освоения северных, полярных и арктических территорий» № 12-П-47-2013, подпроект «Разработка стратегических приоритетов комплексного освоения минерально-сырьевой базы северных, полярных и арктических территорий Урала».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 25 октября 2014 г.

Полянская Ирина Геннадиевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая сектором. 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики УрО РАН.

Атаманова Елена Александровна - экономист. 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики УрО РАН.

Юрак Вера Васильевна - аспирантка. 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики УрО РАН. E-mail: [email protected]

№ 4(36), 2014

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.