Научная статья на тему 'Государственная политика Италии в области науки и образования'

Государственная политика Италии в области науки и образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1651
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / НАУКА В ИТАЛИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИТАЛИИ / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТОВ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИТАЛИИ / SCIENCE POLICY / EDUCATION POLICY / FINANCING OF SCIENCE / SCIENTIFIC COMMUNITY / SCIENCE IN ITALY / HIGHER EDUCATION IN ITALY / MINISTRY OF EDUCATION / UNIVERSITIES AND RESEARCH OF ITALY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Райнхардт Р.О., Маслова Е.А.

В статье рассмотрены отличительные черты современной итальянской государственной политики в сфере науки и образования. Исследована деятельность Министерства образования, университетов и научных исследований, его структурных элементов, а также некоторых специализированных частных и государственных институтов. Особое внимание уделено финансированию итальянских и зарубежных ученых со стороны данных учреждений, а также другим формам стимулирования исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITALIAN STATE POLICY IN SCIENCE AND EDUCATION

The article casts light upon the distinctive features of State policies in the field of science and education in modern Italy. The authors look into the functioning of Ministry of Education, Universities and Research, its units as well as some specialized State and private institutes with a special focus on financing Italian and foreign scientists alongside other forms of stimulating research activity.

Текст научной работы на тему «Государственная политика Италии в области науки и образования»

УДК 378.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Райнхардт Р.О., Маслова Е.А.

В статье рассмотрены отличительные черты современной итальянской государственной политики в сфере науки и образования. Исследована деятельность Министерства образования, университетов и научных исследований, его структурных элементов, а также некоторых специализированных частных и государственных институтов. Особое внимание уделено финансированию итальянских и зарубежных ученых со стороны данных учреждений, а также другим формам стимулирования исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научная политика, образовательная политика, финансирование науки, научное сообщество, наука в Италии, высшее образование в Италии, Министерство образования, университетов и научных исследований Италии.

ITALIAN STATE POLICY IN SCIENCE AND EDUCATION

Raynkhardt R.O., Maslova E.A.

The article casts light upon the distinctive features of State policies in the field of science and education in modern Italy. The authors look into the functioning of Ministry of Education, Universities and Research, its units as well as some specialized State and private institutes with a special focus on financing Italian and foreign scientists alongside other forms of stimulating research activity.

Keywords: science policy, education policy, financing of science, scientific community, science in Italy, higher education in Italy, Ministry of Education, Universities and Research of Italy.

В настоящее время главным органом, регулирующим итальянскую научную жизнь на уровне государства, предстает Министерство образования, университетов и научных исследований Ministero dell'Istruzione, deП'Uшversita e della Ricerca) [8]. Само название ведомства отражает комплексный подход к вопросам курируемой проблематики, образуемой тремя тематическими разделами («столпами»). Примечательно, что промежуточное звено между образованием в целом и научными исследованиями - именно университет, а не просто ВУЗ. Уместно предположить, что такая семантика одновременно подчеркивает сложившуюся традицию университетской культуры высшей школы и «программирует» дальнейшие процессы самоорганизации научного сообщества вокруг университетских центров. Среди большинства стран, имеющих аналогичные MIUR профильные органы исполнительной власти, университеты фигурируют только в названии итальянского ведомства.

Исторически MIUR считается прямым наследником министерства народного образования, созданного в 1861 г. четвертым правительством К. Кавура и просуществовавшего до 1929 г., когда оно было переименовано фашистами в министерство национального образования. После свержения фашистского режима в 1944 г. ведомству было возвращено исходное название, сохранявшееся и в послевоенное (республиканское) время вплоть до 2001 г. В 1974 г. из его структуры было выведено мини-

стерство культуры (в настоящее время - министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма). С 1988 г. по 2001 г. функционировало отдельное министерство университетов и научных исследований, впоследствии министерство университетов, научных и технологических исследований. В 2001 г. в ходе имплементации вторым правительством С. Берлускони т.н. реформ Бассанини в части перестройки госаппарата управления впервые появился MIUR. Однако с 2006 по 2008 гг. (второе правительство Р. Проди) народное и высшее образование/наука вновь были «разведены» по отдельным ведомствам [1]. Лишь в 2008 г. (четвертое правительство С. Берлускони) MIUR институционально оформился в том виде, в котором функционирует в настоящее время.

В 2009 г. и 2014 г. рассматриваемое министерство подвергалось масштабным внутренним реорганизациям, в результате проведения которых было подразделено на три департамента: образования (I), университетов, высшего художественного, музыкального, хореографического образования и научных исследований (II), планирования и управления человеческими, финансовыми и инструментальными ресурсами (III). Компетенции первого департамента лежат главным образом в области начального и среднего образования, третьего -преимущественно в административной плоскости. Проблематикой высшей школы и науки занимается второй департамент.

В функциональном ключе основные задачи MIUR в исследуемой сфере сводятся к координации и мониторингу. В соответствии со ст. 33 Конституции Республики Италия [6], университеты, академии, а также аналогичные им институциональные единицы обладают широкой автономией при проведении своей образовательной и научно-исследовательской политики. Как уже говорилось, на протяжении своей многовековой истории указанные учреждения стремились к независимости от государственной власти и были лишены ее только в период фашизма [3]. С оглядкой на исторический опыт [4] современная Италия не стремится к централизованному контролю вузов и научно -исследовательских институтов, но ограничивается надзором (ит. vigilanza) последних.

В то же время к тенденции последних лет можно отнести проявление в риторике MIUR и его официальных пресс-релизов стремления к «программированию» (ит. programmazione) учебной и научной жизни [12]. Это нашло отражение в том числе и в национальной программе развития научных исследований ^Ш.) на 2014-2020 гг. [10]. Если в предыдущих версиях данного документа горизонт планирования составлял, как правило, 2 года, по текущая концепция ставит целевые ориентиры уже на 6 лет. Уместно предположить, что активное вмешательство MIUR в процессы самоорганизации научного сообщества может существенно и, вероятно, негативно сказаться на функционировании сложившейся модели. Судя по содержанию PNR 2014-2020, не исключено, что в дальнейшем итальянское государство действительно намерено проводить более централизованную и жесткую образовательную и научную политику, а MIUR, соответственно, в большей степени «управлять» деятельностью ученых и исследователей. Однако в условиях продолжающейся корректировки «дорожной карты» и лишь намечающихся преобразований в рассматриваемой области давать оценочные суждения и прогнозы видится преждевременным - тем более после недавней отставки правительства М. Ренци, разработавшего данную концепцию [2].

Что касается практической работы второго департамента MIUR, то она реализуется силами трех генеральных управлений: по программированию, координации деятельности и финансированию высших образовательных учреждений (1), по координации, продвижению и оценке научных исследований (2), по делам

студентов, развитию и интернационализации высшего образования (3). Перечисленные генеральные управления состоят, в свою очередь, из 6, 8 и 7 отделов соответственно, которые занимаются решением оперативных задач на всех этапах (целеполагание, разработка и реализация программ, оценка результатов) с учетом различных аспектов проблематики (правовой, административно-технический, финансовый) и при взаимодействии с третьим департаментом MIUR. В целом, схема работы отличается слаженностью (матричный принцип внутриведомственных взаимоотношений второго и третьего департаментов), наличием иерархической вертикали (министр и его заместитель, курирующий вузы и научные исследования - директор департамента - директор генерального управления - начальник отдела) и прозрачностью (доступность информации в законодательных актах и на официальном Интернет-портале).

Наряду с названными структурными подразделениями в регулировании вопросов, связанных с высшим образованием и наукой, деятельно участвуют консультативные органы выборного и представительского характера:

- Национальный университетский совет (CUN), в который входят 58 членов: 42 из профессорско-преподавательского состава, 3 из административно-технического персонала, 13 представляют «иные университетские структуры»;

- Национальный совет высшего художественного и музыкального образования (CNAM) - председатель, вице-председатель и 31 советник;

- Совместная рабочая группа CUN-CNAM, осуществлявшая свою деятельность с 2008 г. для достижения институциональной синергии и выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества между представителями двух сфер высшего образования, формируется на паритетных началах в составе 6 человек;

- Национальный совет студентов университетов (CNSU), представленный 28 студентами бакалавриата и магистратуры, 1 студентом специалитета и 1 аспирантом, формирующим 6 комиссий по: условиям жизни студентов, (Ь) праву на обучение в университете, (о) дидактике и методикам преподавания,

интернационализации высшего образования, связям с рынком труда, (^ профориентации и связям со школами;

- Экспертный комитет по научно-исследовательской политике (CEPR), возглав-

ляемый министром образования, университетов и научных исследований (главой MIUR), в составе 9 членов, в т.ч. 1 вице-председателя;

- Национальный комитет по оценке эффективности университетской системы (CNVSU) - председатель и 8 членов;

- Комитет по разработке методологии оценки научных исследований (CIVR) - председатель и 7 членов;

- Национальный комитет научной экспертизы и рецензирования (CNGR) - председатель и 6 членов.

В рамках осуществления своей надзорной функции MIUR курирует работу следующих НИИ: Итальянское космическое агентство (ASI), Национальный исследовательский совет (CNR), Национальные институты документации, инноваций и исследований в области образования (Indire), оценки эффективности сис-

темы образования (INVALSI), метеорологических исследований (INRiM), высшей математики (INDAM), астрофизики (INAF), ядерной физики (ЮТ№), геофизики и вулканологии (INGV), океанографии и экспериментальной геофизики (OGS), Итальянский институт германских исследований, Консорциум в области научных и технологических исследований г. Триеста, Музей истории физики и научно -исследовательский центр им. Энрико Ферми, Зоологическая станция им. Антона Дорна.

Схема финансирования со стороны MIUR перечисленных выше учреждений в 2015 г. в порядке убывания размера ассигнований представлена в Таблице 1. Данное финансирование осуществляется за счет средств обычного, т.е. предусмотренного бюджетом, фонда поддержки организаций и исследовательских институтов.

Таблица1

Ассигнования MIUR курируемым организациям в 2015 г.

Организация Размер ассигнований MIUR, евро Доля в общем объеме фонда, %

CNR 563.095.972 33,1

ASI 526.601.585 31,0

INFN 263.989.665 15,5

INAF 82.201.498 4,8

INGV 51.005.588 3,0

Консорциум в области научных и технологических исследований г. Триеста 23.578.191 1,4

INRiM 19.332.743 1,1

OGS 17.146.190 1,0

Зоологическая станция им. Антона Дорна 14.643.018 0,9

Indire 8.449.286 0,5

INVALSI 5.390.461 0,3

INDAM 2.558.183 0,2

Музей истории физики и научно-исследовательский центр им. Энрико Ферми 1.787.830 0,1

Итальянский институт германских исследований 1.117.950 0,1

Иные расходы 120.368.965 7,1

Итого 1.701.267.125 100,0

Источник: составлено авторами на основе данных [8].

Помимо оказания материальной поддержки указанным организациям MIUR также спонсирует множество частных и независимых научно-исследовательских центров, академий, ассоциаций, обществ и т.п. В 2013 г. совокупный объем таких дотаций составил 4.387.000 евро и распределился между 122 организациями - как всемирно известными (например, Академия делла Круска), так и с менее узнаваемыми брендами (например, Итальянский институт скифских исследований) [8]. В боль-

шинстве случаев размер дотации, приходящейся на одно учреждение, составляет 15-30 тыс. евро, однако данная практика полезна для реципиентов не только с точки зрения использования полученных средств (хотя «лишних денег», как известно, не бывает - особенно в науке), сколько в плане репутации и реноме («нас поддерживает министерство») [5].

Существуют также и другие специализированные фонды поддержки фундаментальной и прикладной науки: Фонд содействия научным исследованиям в сфере промышленно-

сти (FAR), Фонд стимулирования инвестиций в фундаментальную науку (FIRB), Фонд стимулирования инвестиций в научные и технологические исследования (FIRST). Размер и принципы функционирования этих финансовых механизмов не раскрываются, но известно, что фонды осуществляют адресную поддержку и частичное финансирование конкретных проектов.

В принципе, претендовать на материальную поддержку со стороны MIUR и/или аффилированных с ним организаций при проведении научных исследований может любое физическое или юридическое лицо, причем такая практика распространяется и на иностранцев. Для этого существует специальная система SIRIO [11], в которой научный коллектив или отдельный ученый может, зарегистрировавшись, разместить заявку на финансирование своего проекта. После прохождения экспертизы такая заявка будет рассмотрена на конкурсной основе и в случае одобрения опубликована с тем, чтобы и другие потенциально заинтересованные лица могли впоследствии «подключиться» к проекту посредством капитала и/или исследовательского труда.

Шансы на получение гранта значительно увеличиваются, если проект попадает в категорию исследований, представляющих национальный интерес (PRIN). Для регистрации и мониторинга таких проектов также существует отдельная информационная система [9]. В соответствии с общепринятой практикой, при подаче заявки через SIRIO или PRIN необходимо указывать область исследований.

Известно, что различия в классификации и категоризации отраслей и подразделов науки осложняют, а нередко и вовсе делают невозможным сравнительный анализ между странами и регионами. Принимая во внимание данную техническую и методологическую проблему, MIUR ведет активную работу по унификации и гармонизации научно -исследовательских классификаторов. С профильными инициативами Италия наряду с некоторыми другими странами выступает в качестве одного из главных апологетов и катализаторов таких процессов на общеевропейском уровне. В настоящее время MIUR, как и большинство членов итальянского академического сообщества, использует систему, разработанную в 2001 г. и с тех пор неоднократно корректируемую вследствие объективной потребности адаптации к развитию национальной и мировой науки. При каждом изменении новые и

старые категории соотносятся посредством специального «словаря» ради сохранения преемственности и возможности анализа временных рядов. В текущей версии рубрикатор включает 14 разделов науки [8]: 1) математика и информатика, 2) физика, 3) химия, 4) науки о земле, 5) биология, 6) медицина, 7) агрономия и ветеринарное дело, 8) гражданская инженерия и архитектура, 9) промышленная и информационная инженерия, 10) изучение античности, филолого-литературные и художественно-исторические исследования, 11) история, философия, педагогика и психология, 12) юриспруденция, 13) экономика и статистика, 14) политология и социология.

В данном контексте имеет смысл также упомянуть три приоритетные целевые программы, реализуемые по линии MIUR: национальную программу исследований Антарктиды (PNRA), авиакосмических исследований (Ricerca aerospaziale), глобального мониторинга окружающей среды и экологической безопасности (GMES) [8]. Заявленная в них проблематика вполне соответствует глобальным вызовам современности и свидетельствует о намерениях Италии не оставаться в стороне от их практико-ориентированной аналитики. С учетом междисциплинарного характера проблем в их «мозговом штурме» участвуют эксперты не только множественных областей науки, но также представители профильных министерств, ведомств и даже бизнес-структур.

Наконец упоминания заслуживает финансирование MIUR программ исследований, направленных на развитие отстающих регионов Юга Италии, осуществляемое по линии уполномоченных госструктур в соответствии с законом № 64 от 01 марта 1986 г. «Об организационной дисциплине экстренной поддержки Юга Италии» [7]. Таким образом внимание уделяется научно-аналитической разработке инструментов региональной политики. Партнерами и реципиентами соответствующих грантов выступают Агентство по продвижению развития Юга Италии (бывшая Касса Юга Италии), Центр образовательных исследований Юга Италии (FORMEZ) и Институт содействия развитию Юга Италии (IASM-IPI).

Следует отметить, что MIUR можно, безусловно, рассматривать в качестве одного из основных, но не единственного грантодателя и донора итальянского академического сообщества. В процессе его финансирования также активно участвуют многие частные и государственно-частные организации, фонды и иные структуры.

Список литературы

1. Маслова Е.А. Внешняя политика правительств Р. Проди и С. Берлускони (20062010) // На перекрестке Средиземноморья: "Итальянский сапог" перед вызовами XXI века. М.: Весь мир, 2011. С. 245-288.

2. Маслова Е.А. Внешняя политика Маттео Ренци: преемственность или новый курс? // Итальянская республика в меняющемся мире. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. С. 44-48.

3. Райнхардт Р.О. Итальянская модель самоорганизации научного сообщества в период фашизма: критический анализ // Среднее профессиональное образование. 2016. № 12. С. 3942.

4. Райнхардт Р.О. Развитие итальянской модели самоорганизации научного сообщества в XVII-XIX веках // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 11. С. 43-49.

5. Райнхардт Р.О. Финансирование научного сообщества в ведущих экономиках мира: сравнительный анализ // Страховое дело. 2016. № 11. С. 3-14.

6. La Costituzione della Repubblica Italiana. URL: http://www. governo. it/Govemo/Costituzione/1_titolo2. html

7. Legge 1 marzo 1986, n. 64 Disciplina organica dell'intervento straordinario nel Mezzogiorno. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:1986;64

8. Ministero dell'Istruzione, dell'Università e della Ricerca. URL: http://www.istruzione.it/

9. Progetti di ricerca di interesse nazionale. URL: http://prin.miur.it/

10. Programma Nazionale per la Ricerca 2014-2020. URL: http://www.istruzione.it/allegati/2014/PNR_online_21feb14.pdf

11. Sistema Informatico Ricerca Italia Online. URL: https://roma.cilea.it/PortaleMIUR/portale/default.aspx

12. Voltattorni C. Giannini e i ricercatori: «Via i vincoli agli atenei sul numero di assunzioni». URL: http://www. corriere.it/scuola/universita/15_ottobre_17/giannini-universita-ricercatori-841304fa-749a-11e5-a7e5-eb91 e72d7db2.shtml

Об авторах

Райнхардт Роман Отмарович - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры дипломатии, МГИМО МИД России, don.reinhardt@mail.ru

Маслова Елена Александровна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры интеграционных процессов, МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН, elena.maslova21@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.