doi: 10.24411/0235-2451-2020-10904
УДК 504.06
Государственная политика и законодательные рамки в сфере деятельности научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК»
С. И. ВОРОНОВ1, Т. Н. ВОРОБЬЕВА2
'Федеральный исследовательский центр «Немчиновка», ул. Агрохимиков, 6, пос. Новоивановское, Одинцовский р-н, Московская обл., 143026, Российская Федерация
2Правительство Белгородской области, Соборная пл., 4, Белгород, 308005, Российская Федерация
State policy and legal framework in the field of activities of the scientific and production platform "Rational Use of Natural Resources" at the world-class Scientific and Educational Center "Innovative Solutions in the Agro-Industrial Complex"
S. I. Voronov1, T. N. Vorob'eva2
1Federal Research Center "Nemchinovka", ul. Agrokhimikov, 6, pos. Novoivanovskoe, Odintsovskii r-n, Moskovskaya obl., 143026, Russian Federation
2Belgorod Region Government, Sobornaya pl., 4, Belgorod, 308005, Russian Federation
Научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Инновационные решения в АПК», наряду с четырьмя другими российскими научно-образовательными центрами мировогоуровня,созданными во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [1], нацелен на ускоренную разработку и коммерческое освоение инновационных технологий мирового уровня в условиях интеграции всех уровней образования, возможностей научных организаций и бизнеса.
НОЦ, следуя своей миссии, участвует в повышении конкурентоспособности Российской Федерации как мировой научной державы и лидера в сфере аграрной науки, укреплении продовольственной безопасности и независимости страны, расширении ее присутствия на мировых рынках продовольствия, повышении уровня благосостояния и улучшении качества жизни граждан России и Белгородской области. Выполнение миссии НОЦ и достижение стратегической цели его создания возможно при условии построения эффективной управленческой модели центра.
Деятельность НОЦ профилирована по пяти базовым научным направлениям. Функционирование научно-технологического направления «Рациональное природопользование» осуществляется в рамках научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» и соответствует приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем ра-
ционального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания» и «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» [2].
Проблемы природопользования, в первую очередь экологические, занимают важное место в системе мировых приоритетов, их обострение свидетельствует об исчерпании как традиционных моделей и вариантов природопользования, так и социально-экономического развития в целом.
Россия имеет высокий потенциал развития в сфере рационального природопользования. Индекс экологической эффективности (environmental performance
+
1971 год
-11972 год
—I-
1973 год
-I-
1985 год
+
+
+
+
1989 год
1997 год
ю о
ч о
Он
Iff
о
Рамсар (Иран)
Париж (Франция)
Вашингтон (США)
Вена (Австрия)
Базель (Швейцария)
Эспо (Финляндия)
Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Вена (Австрия)
Рисунок. Хронология принятия международных конвенций в области экологии, охраны природы и рационального природопользования.
Таблица 1. Программные документы Российской Федерации, определяющие направления деятельности в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Основы государственной политики в области экологического развития (утверждены Президентом РФ 30.04.2012)
Цели
сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов
экологически ориентированный рост экономики укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Задачи
сохранение природных систем, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растит. мира, восстановление нарушенных России естественных экологических систем предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
формирование эффективной системы управления обеспечение экологически безопасного обращения с отходами
обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Госпрограмма РФ «Охрана окружающей среды» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326)
снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду
повышение экологической эффективности экономики
сохранение и восстановление биологического разнообразия
повышение эффективности функционирова-ния системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике
развитие экономического регулирования и рыночных институтов охраны окружающей среды научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды формирование экологической культуры, развитие образования, воспитания_
основных направлении государственной политики и законодательного регулирования в сфере деятельности научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» НОЦ.
Для изучения этого вопроса авторы проанализировали современные принципы природопользования и международного экологического права, изучили блок данных о документах стратегического планирования, разрабатываемых в Российской Федерации в сфере рационального природопользования, блок данных о нормативных правовых актах, действующих в указанной сфере, нормы о распределении полномочий органов власти по вопросам государственного регулирования в сфере рационального природопользования. Сведения обобщены и приведены в удобный для регулярного применения вид.
Международные правовые отношения в исследуемой сфере регулируются положениями различных международных конвенций (см. рисунок).
index) Йельского и Колумбийского университетов, а также Всемирного экономического форума, определяющийся на основе анализа государственной политики в области защиты окружающей среды и объединенных усилий государств в борьбе с изменением климата, свидетельствует о нахождении России в на 52 месте в мире из 180 возможных [3].
Эффективная работа указанной научно-производственной платформы в целях достижения вклада России в мировую копилку рационального природопользования должна базироваться на двух столпах управления: построении эффективной стратегии развития, а также четком понимании и соблюдении существующих законодательных рамок и ограничений. Поэтому необходимо определение
Таблица 2. Полномочия в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации
Сфера регулирования, субъект рационального природопользования
Федеральный закон
Организация, охрана и использование особо охраняемых природных территорий
Охрана и использование объектов животного мира
Безопасность гидротехнических сооружений
Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов Водные отношения
Лесные отношения
Экологическая экспертиза
Обеспечение радиационной безопасности, использование атомной энергии
Обращение с отходами Охрана атмосферного воздуха Охрана окружающей среды
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995
№ 52-ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995
№ 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 74-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006
№ 200-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006
№ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995
№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995
№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002_
Таблица 3. Разграничение полномочий органов государственной власти в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Полномочия РФ
Совместно реализуемые полномочия
Полномочия субъекта РФ
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сфера регулирования - охрана окружающей среды (далее - ОС)
установление режима экологического бедствия охрана морской среды на континентальном шельфе
обращение с радиоактивными отходами (госнадзор) установление платы за НВОС экономическая оценка природных объектов экономическая оценка НВОС международное сотрудничество лицензирование видов деятельности регулирование обращения озоноразрушающих веществ
установление перечня загрязняющих веществ установление перечня наилучших доступных технологий
определение объектов !-!У категорий
реализация государственной политики (НПА, госпрограммы) государственный экологический мониторинг1'
государственный экологический надзор2'
государственный учет объектов НВОС2'
нормирование НВОС2' взыскание возмещения вреда окружающей вреде2' образование ООПТ, ведение Красной книги1'
экологическое образование, вос-
право формирования территориальной системы экологического мониторинга право проведения экономической оценки НВОС
питание
Федеральный закон от 06.10.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сфера регулирования - охрана атмосферного воздуха (далее - АВ)
нормирование качества АВ ведение государственного учета НВОС выдача разрешений НВОС выдача разрешений/ограничений на выбросы вредных веществ в АВ
реализация государственной политики (НПА, госпрограммы' государственный надзор2' государственный мониторинг2' информирование населения о состоянии АВ
Водный кодекс РФ сфера регулирования - использование и охрана водных объектов
ограничение передвижения транспорта для уменьшения НВОс в АВ требование возмещения вреда окружающей среде установление целевых показателей НВОС в АВ защита населения при ЧС
реализация государственной политики (НПА, госпрограммы' распоряжение водными объектами3'
государственный надзор3' государственный мониторинг3' установление платы за пользование водными объектами3' резервирование источников питьевого3' и хозяйственно-бытового водоснабжения1'
предотвращение негативного воздействия и ликвидация последствий охрана водных объектов предоставление водных объектов субъекта РФ в пользование
регулирование использования водных объектов для плавания на маломерных судах утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах
формирование схем комплексного использова ния и охраны водных объектов ведение государственного водного реестра гидрографическое и водохозяйственное районирование
нормирование допустимого воздействия на водные объекты
территориальное перераспределение стока поверхностных вод
регулирование использования водохранилищ регулирование использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов определение ущерба водными объектами
Лесной кодекс РФ сфера регулирования - использование и охрана лесов установление перечня видов (пород' деревьев, реализация государственной по- разработка и утверждение заготовка древесины которых не допускается литики (НПА, госпрограммы' лесных планов установление правил и порядков использования установление ставок платы3' государственная эксперти-лесов определение кадастровой стоимости лес- за проектов освоения лесов
ных участков распоряжение участками
установление правил пожарной и санитарной лесного фонда
безопасности в лесах организация авиационных выдача разрешений на
работ по охране и защите лесов выполнение работ по геоустановление правил лесовосстановления, логическому изучению недр лесоразведения, ухода за лесами государствен- организация использования ный мониторинг воспроизводства лесов про- лесов, их охраны ектирование лесничеств, лесопарков, эксплуа- ведение государственного тационных лесов, защитных лесов, резервных лесного реестра
лесов, °с°б° защитных участков лесов осущест- осуществление на землях
вление государственной инвентаризации лесов лесного фонда федераль-
утверждение такс или методик исчисления вре- ного государственного
да лесам отнесение лесов к защитным лесам лесного надзора (лесной
определение особенностей использования ле- охраны' и тд
сов ООПТ
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сфера регулирования - использование гидротехнических сооружений (далее - ГТС)
выдача разрешений на строительство и эксплу- реализация государственной по- участие в ликвидации по-атацию ГТС государственный надзор в области литики (НПА, госпрограммы' следствий аварий ГТС безопасности ГТС, установление порядка экс- обеспечение безопасности ГТС3' информирование населе-
плуатации,консервации и ликвидации ГТС
ния об угрозе аварий на ГТС ограничение условий эксплуатации ГТС
"Полномочия РФ - установление порядков (правил) реализации полномочия, субъекта РФ - реализации полномочия в соответствии с установленными порядком (правилами).
2)Полномочия РФ реализуются в отношении установленного перечня «федеральных» объектов, субъекта РФ - в отношении перечня «региональных» объектов.
3)Полномочия РФ реализуются в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности, субъекта РФ - в отношении объектов, находящихся в собственности субъекта РФ.
4)Полномочия РФ реализуются в отношении деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности, субъекта РФ - в отношении деятельности по обращению с ТКО.
Таблица 3 (окончание)
Полномочия РФ
Совместно реализуемые полномочия
Полномочия субъекта РФ
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» сфера регулирования - экологическая экспертиза
утверждение порядка экологической экспертизы проведение экологической экс- контроль соблюдения
пертизы2) законодательства об эколо-
гической экспертизе
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сфера регулирования - обращение с отходами, включая твердые коммунальные отходы (далее - ТКО)
установление перечня готовых товаров, подле- реализация государственной по- организация сбора, транс-
литики (НПА, госпрограммы)
жащих утилизации
нормирование утилизации отходов учет и контроль
установление порядка взимания экологического сбора
предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий из средств экологического сбора создание и эксплуатация единой ГИС учета отходов от использования товаров определение порядка проведения торгов по сбору и транспортированию ТКО
установление требований к объектам размещения отходов
определение перечня отходов, захоронение которых запрещается определение порядка паспортизации, транспортирования отходов МУ классов опасности и т.д.
государственный надзор2) организация обращения с от-ходами1)
ведение регионального кадастра отходов1)
нормирование (установление лимитов)образования и размещения отходов3)
нормирование накопления ТКО1) регулирования тарифов в области обращения с ТКО1) отбор региональных операто-
ров1)
лицензирование видов деятель-
ности4)
портирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО
предупреждение и ликвидация ЧС при обращении с отходами информирование населения Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
лицензирование деятельности по обращению с источниками ионизирующих излучений регулирование и контроль экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения международное сотрудничество государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности принятие решения о месте размещения и управление федеральными ядерными установками, радиационными источниками и пунктами хранения введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения предоставления социальных гарантий, возмещение вреда здоровью граждан контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий
контроль за радиационной подготовкой
обеспечение безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения3) государственный учет государственный контроль предупреждение и ликвидация радиационной аварии физическая защита радиационных источников, радиоактивных веществ3)
участие в обсуждении вопросов использования атомной энергии принятие решения о месте размещения и управление радиационными источниками, радиоактивными веществами, находящимися в собственности субъектов РФ
Современные принципы природопользования и международного экологического права определены в Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992). Документ включает 27 принципов устойчивого развития на основе сочетания интересов экономики, общества и задач сохранения окружающей среды [4].
Приоритетные направления регулирования и сферы приложения международных усилий были сформулированы в Повестке дня на XXI в («Цели развития тысячелетия», 2000) [5]. В этом документе определены восемь целей по наиболее важным проблемам в области развития, связанным с искоренением бедности, в том числе обеспечение экологической устойчивости.
«Цели развития тысячелетия» получили продолжение в последующих политических решениях и конвенциях, связанных с реализацией природоохранных программ, планов и стратегий устойчивого использования природных ресурсов.
В рамках конференций ООН в Рио-де-Жанейро («Будущее, которого мы хотим», июнь 2012 г.) [6] и Нью-Йорке («Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», сентябрь 2015 г.) приняты решения, призванные изменить траекторию мировой экономики и переход к устойчивому развитию [7]. Инициирован процесс адаптации, «национализации» и локализации целей устойчивого развития, внесения изменений в политику и институты, в состав и масштабы данных, в прогнозы на длительную перспективу.
В основе указанных документов лежит теория устойчивого развития (Sustainable Development), предполагающая в качестве приоритета формирование «зеленой» экономики. Ее принципиально важные черты -эффективное использование, сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала; неуклонное снижение всех видов негативного воздействия, в том числе загрязнений; предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия; инновационный характер экономической динамики, рост доходов и занятости населения; кардинальное снижение бедности.
Государственная политика Российской Федерации в исследуемой сфере формируется в контексте международной политики. «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (табл. 1) установлена стратегическая цель - обеспечение экологически ориентированного роста экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности [8].
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» относит обеспечение экологической безопасности к основным функциям государства [9]. Политика снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и рациональное использование природно-ресурсного потенциала, как страны в целом, так и составляющих ее регионов, - одна из основ долгосрочного социально-экономического развития в условиях потенциальной дефицитности ресурсов и возрастающей перегрузки биосферы.
Направления экологической политики установлены федеральными документами стратегического планирования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» целью экологической политики определено значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств [10].
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [11]. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» детализирует полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации [12]. Полномочия в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности конкретизированы Федеральными законами (табл. 2).
Полномочия органов государственной власти в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности разграничены по уровням государственного управления (табл. 3).
Регуляторы в отношении проектов полного цикла из портфеля проектов НОЦ, реализуемых в рамках деятельности научно-производственной платформы, - представители всех уровней государственного управления. Полнота учета законодательных норм и требований на этапе формирования проектов позволит обеспечить их качественную и эффективную реализацию.
В целом направления деятельности научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» должны определяться государственной политикой Российской Федерации в исследуемой сфере, формируемой в контексте международной политики. На сегодняшний день они регулируются более чем десятью федеральными законами, определяющими полномочия органов государственной власти в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по уровням государственного управления. Деятельность научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» может быть направлена, в том числе на формирование предложений и нормотворческих инициатив, предусматривающих создание благоприятных условий для реализации проектов НОЦ.
Литература.
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20.02.2019 [Электронный ресурс] // СПСКонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/(дата обращения: 10.08.2020).
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207967/(дата обращения: 10.08.2020).
3. Пальцев М. А., Торкунов А. В. Россия в международных рейтингах. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. 656 с.
4. Rio Declaration on Environment and Development June 14, 1992 [Электронный ресурс] // Report of the United Nations conference on environment and development. Vol. I. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/ generalassembly/docs/globalcompact/A_CONF.151_26_Vol.I_Declaration.pdf (дата обращения: 11.08.2020).
5. WORLD HEALTH ORGANIZATION [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/topics/millennium_development_goals/ about/en (дата обращения: 11.08.2020).
6. The Future We Want, June 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/ documents/733FutureWeWant.pdf (дата обращения: 11.08.2020).
7. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development, September 2015, New York [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld(дата обращения: 11.08.2020).
8. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129117/(дата обращения: 10.08.2020).
9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения: 10.08.2020).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/(дата обращения: 10.08.2020).
11. Конституция Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW28399/(дата обращения: 10.08.2020).
12. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/(дата обращения: 10.08.2020).
References
1. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 20.02.2019; 2019 Feb 20 [cited 2020 Aug 10]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_318543/. Russian.
2. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 No. 642 "On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation"; 2016 Dec 1 [cited 2020 Aug 10]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/. Russian.
3. Pal'tsev MA, Torkunov AV. Rossiya v mezhdunarodnyh rejtingah [Russia is in the international rankings]. Moscow: MGU; 2019. 656 p. Russian.
4. Rio Declaration on Environment and Development June 14, 1992 [Internet]. In: Report of the United Nations conference on environment and development. Vol. I. 1992[cited2020Aug 11]. Available from: https://www.un.org/en/development/desa/population/ migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_CONF.151_26_Vol.I_Declaration.pdf.
5. World Health Organization [Internet]. WHO; 2020 [cited 2020 Aug 11]. Available from: https://www.who.int/topics/millennium_ development_goals/about/en.
6. The Future We Want, June 2012 [Internet]. United Nations; 2012 [cited2020Aug 11]. Available from: https://sustainabledevelopment. un.org/content/documents/733FutureWeWant.pdf.
7. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development [Internet]. NY; 2015 [cited 2020Aug 11]. Available from: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld.
8. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030; 2012 Apr 30 [cited 2020 Aug 10]. Available from: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/. Russian.
9. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Decree of the President of the Russian Federation N 537 "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020"; 2009 May 12 [cited 2020 Aug 10]. Available from: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/. Russian.
10. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 N 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020" (together with the "Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020"); 2008 Nov 17 [cited 2020Aug 10]. Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/. Russian.
11. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Constitution of the Russian Federation; 2020 [cited 2020Aug 10]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. Russian.
12. ConsultantPlus [Internet]. Moscow: ConsultantPlus; 1997-2020. Federal Law "On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of Subjects of the Russian Federation" dated 06.10.1999 N 184-FL; 1999 Oct 6 [cited2020 Aug 10]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/. Russian.
Резюме. Успешное развитие научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня «Инновационные решения в АПК», созданного в 2019 г., а также входящих в его состав научно-производственных платформ, возможно при наличии четкого видения руководителями и организаторами центра границ правовых рамок деятельности и стратегии развития. В целом направления деятельности научно-производственной платформы НОЦ «Рациональное природопользование» должны определяться государственной политикой Российской Федерации в исследуемой сфере, формируемой в контексте международной политики. На сегодняшний день они регулируются более чем десятью федеральными законами, определяющими полномочия органов государственной власти в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по уровням государственного управления. Деятельность научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» может быть направлена, в том числе на формирование предложений и нормотворческих инициатив, предусматривающих создание благоприятных условий для реализации проектов НОЦ.
Ключевые слова: рациональное природопользование, научно-образовательный центр мирового уровня, научно-производственная платформа, государственное регулирование.
Сведения об авторах: С. И. Воронов, доктор биологических наук, директор (e-mail: [email protected]); Т. Н. Воробьева, кандидат экономических наук, начальник отдела (e-mail: [email protected]).
Для цитирования: Воронов С. И., Воробьева Т. Н. Государственная политика и законодательные рамки в сфере деятельности научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т 34. № 9. С. 19-24. doi: 10.24411/0235-2451-2020-10904.
Abstract. The successful development of the world-class Scientific and Educational Center "Innovative Solutions in the Agro-Industrial Complex", established in 2019, as well as the research and production platforms included in it, is possible if the leaders and organizers of the center have a clear vision of the legal framework of activity and strategy development. In general, the areas of the research and production platform of the SEC Rational Environmental Management should be determined by the state policy of the Russian Federation in the field under study, formed in the context of international politics. Today they are regulated by more than ten federal laws that define the powers of state authorities of different levels in the field of rational use of natural resources, environmental protection, and environmental safety. The activities of the research and production platform "Rational Use of Natural Resources" can be aimed, inter alia, at the formation of proposals and rule-making initiatives that provide for the creation of favourable conditions for the implementation of projects in the Scientific and Educational Center.
Keywords: rational nature management; world-class scientific and educational center; scientific and production platform; state regulation.
Author Details: S. I. Voronov, D. Sc. (Biol.), director (e-mail: [email protected]); T. N. Vorob'eva, Cand. Sc. (Econ.), department manager (e-mail: [email protected]).
For citation: Voronov SI, Vorob'eva TN. [State policy and legal framework in the field of activities of the scientific and production platform "Rational Use of Natural Resources" at the world-class Scientific and Educational Center "Innovative Solutions in the Agro-Industrial Complex"]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 2020;34(9):19-24. Russian. doi: 10.24411/0235-2451-2020-10904.