Научная статья на тему 'Государственная политика формирования и развития рынка экологически чистой продукции: выбор инструментария'

Государственная политика формирования и развития рынка экологически чистой продукции: выбор инструментария Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНЫЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREEN GROWTH / GOVERNMENT POLICY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / THE MARKET FOR ENVIRONMENTALLY FRIENDLY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцева Анна Николаевна

В статье рассматриваются подходы к гармонизации государственной политики устойчивого развития и зеленого роста с методами экологического менеджмента организаций. Показана определяющая роль государственной политики в вопросе формирования и развития национального рынка экологически чистой продукции в России. Представлено обоснование выбора инструментария реализации соответствующей государственной политики; к числу приоритетных инструментов отнесены льготное кредитование и субсидирование бизнес-структур, менеджмент которых демонстрирует экологически ответственное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ECOLOGICALLY PURE PRODUCT MARKET: CHOICE OF TOOLS

The article discusses approaches to harmonizing the state policy of sustainable development and green growth with the methods of environmental management of organizations. The decisive role of state policy in the formation and development of the national market for environmentally friendly products in Russia is shown. The rationale for the selection of tools for implementing the relevant state policy is presented. Among the priority instruments are soft loans and subsidies to business structures whose management demonstrates environmentally responsible behavior.

Текст научной работы на тему «Государственная политика формирования и развития рынка экологически чистой продукции: выбор инструментария»

Казанцева А.Н.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ: ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к гармонизации государственной политики устойчивого развития и зеленого роста с методами экологического менеджмента организаций. Показана определяющая роль государственной политики в вопросе формирования и развития национального рынка экологически чистой продукции в России. Представлено обоснование выбора инструментария реализации соответствующей государственной политики; к числу приоритетных инструментов отнесены льготное кредитование и субсидирование бизнес-структур, менеджмент которых демонстрирует экологически ответственное управление.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, зеленый рост, государственная политика, экологический менеджмент, рынок экологически чистой продукции.

Kazantseva A.N.

STATE POLICY FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ECOLOGICALLY PURE PRODUCT MARKET: CHOICE OF TOOLS

Abstract. The article discusses approaches to harmonizing the state policy of sustainable development and green growth with the methods of environmental management of organizations. The decisive role of state policy in the formation and development of the national market for environmentally friendly products in Russia is shown. The rationale for the selection of tools for implementing the relevant state policy is presented. Among the priority instruments are soft loans and subsidies to business structures whose management demonstrates environmentally responsible behavior.

Keywords. Sustainable development, green growth, government policy, environmental management, the market for environmentally friendly products.

Введение

Одним из мощных трендов современного менеджмента является его экологизация [1-4 и др.], которая поддерживается соответствующей государственной политикой, ориентированной на устойчивое развитие, а также на стимулирование и поддержку зеленого роста [5-8 и др.]. По нашему мнению, достижение существенных результатов в экологизации экономики и социальной деятельности в целом, в частности - формирование и развитие рынков экологически чистых товаров, услуг, работ возможно лишь на основе совместных, согласованных действий государства и менеджмента предприятий [9, 10]. Это объясняется тем обстоятельством, что современная модель экономики, как в России, так и в других значимых странах мира, является смешанной [11], следовательно силами лишь одного государства, либо за счет ресурсов исключительно бизнеса (рыночных агентов) достичь существенного прогресса в экологизации рынков невозможно.

ГРНТИ 06.75.61 © Казанцева А.Н., 2020

Анна Николаевна Казанцева — соискатель Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Контактные данные для связи с автором: 305040, Курск, 50 лет Октября ул., 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktyabrya str., 94). Тел.: 8-915-114-64-93. E-mail: anna.kazantseva87@mail.ru. Статья поступила в редакцию 10.03.2020.

Инструменты государственного стимулирования рынков экологичной продукции Ключевыми инструментами государственного механизма регулирования в рассматриваемой области, по мнению автора, должны стать программы субсидирования и кредитования производства экологически чистой продукции. Выбор именно таких инструментов основан на понимании того обстоятельства, что экопроизводством занимаются частные бизнес-структуры (даже в том случае, когда соответствующей деятельностью занимаются государственные или муниципальные предприятия, они действуют в рыночной среде и должны «играть по рыночным правилам»).

В настоящее время система поддержки экологизации отраслей экономики развивается во многих странах в виде прямых государственных расходов на общественный транспорт, поддержки развития энергоэффективности, альтернативного энергоснабжения, водоснабжения и канализации, а также борьбы с загрязнением и т.д. Инструменты государственного регулирования рынка экологически чистой продукции можно подразделить на меры стимулирования спроса и предложения (см. табл.).

Таблица

Инструменты регулирования рынка экологически чистой продукции

Меры стимулирования спроса Меры стимулирования предложения

- разработка нормативно-правовой базы; - стимулирование роста доходов населения; - популяризация здорового образа жизни; - информирование потребителей об особенностях и пользе экологически чистой продукции; - разработка реестра экологически чистой продукции и экоинноваций; - снижение цен на экологически чистую продукцию, тем самым расширение целевой аудитории; - увеличения предложения экологически чистой продукции на рынке; - государственные программы экологического развития - разработка нормативно-правовой базы; - льготные программы кредитования производителей экологически чистой продукции; - развитие программ экологического кредитования, увеличение предложений программ по экологическому кредитованию в линейке банковских услуг; - субсидирование производства экологически чистой продукции; - экологическая сертификация и экологическая маркировка; - зеленые государственные закупки; - разработка реестра экологически чистой продукции и экоинноваций; - развитие программ привлечения иностранных инвестиций в программы развития рынка экологически чистой продукции; - расширение рынка экологически чистой продукции; - стимулирование конкуренции; - создание производственных квот; - экологические налоги

Источник: составлено автором.

Интересен опыт стран Европейского Союза по взиманию экологических налогов. Стоит отметить, что в группу взимаемых экологических налогов в ЕС входят энергетические налоги, налоги на загрязнения, ресурсные налоги и транспортные налоги. На рисунке представлена диаграмма, иллюстрирующая тенденцию роста объема взимаемых экологических налогов в ЕС на протяжении последних 20 лет. Из приведенных данных видно, что объем собираемых экологических налогов из года в год увеличивается. Вместе с этим, следует отметить, что наибольший процент собираемых экологических налогов, а именно 77%, приходится на энергетический сектор.

Рекомендации по осуществлению субсидирования производителей экологически чистой продукции В исследовании нами была поставлена задача: проанализировать, какой бизнес с экологическим уклоном имеет наибольшие перспективы развития в России, учитывая минимальный размер его государственной поддержки. На основе оценки зарубежного опыта и оценки практики выпуска экопродук-ции автором разработаны требования к объектам возможного субсидирования:

• годовая прибыль должна составляет не менее 20% от размера субсидии;

• наличие значительного экологического эффекта (субсидируемый проект прямым или косвенным образом должен влиять на состояние окружающей среды); оценка экологического эффекта должна проходить с учетом оценки количественных показателей эффективности используемой энергии, выбросов С02, сброса азота и фосфора в сточные воды и др.;

140

Казанцева А.Н.

• использование собственных финансовых средств заявителя (софинансирование, т.е. проекты такого рода, де-факто, должны быть проектами государственно-частного партнерства);

• внедрение и соблюдение требований системы экологического менеджмента;

• оценка рентабельности и прибыльности проекта по истечении срока субсидирования;

• наличие источников финансирования проекта;

• наличие экологической маркировки;

• оценка жизненного цикла продукции.

400 000

360 000

320 000

280 000

240 000

200 000 1 1

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Источник: составлено автором на основе данных Евростата.

Рис. Объем взимаемых экологических налогов в странах ЕС, млн евро

Для обоснования объема субсидирования автором был проведен сравнительный анализ цен на экологически чистую продукцию и продукцию, не обдающую экологическими характеристиками, в Германии и России. Анализируя успешный опыт развития рынка экологически чистой продукции в Германии и разницу в цене между экологически чистой продукцией и продукцией, не обладающей экологическими характеристиками, автор сделал вывод о том, что в России, в условиях насыщения рынка продукцией, постепенного увеличения доходов населения, наиболее приемлемой разницей в цене между экопродукцией и неэкологичным ее аналогом будет 1,5-2 раза, поэтому предлагается субсидирование экологически чистой продукции для создания импульса, стимулирующего спрос в размере 30% от ее стоимости.

Субсидии производителям экологически чистой продукции целесообразно предоставлять на следующие виды работ: маркетинговое исследование нового вида продукта, методов его производства, новых производственных процессов; проектирование и дизайн нового продукта; приобретение энергоэффективных технологий, инновационных технологий производства экологически чистой продукции; компенсация затрат, уплата процентов по кредиту; сертификация нового вида продукта.

Рекомендации по осуществлению кредитования производителей экологически чистой продукции Одним из инструментов государственной поддержки развития рынка экологически чистой продукции в России могла бы также стать система экологического кредитования производителей экопро-дукции. Несмотря на то, что экологическое кредитование активно используется для поддержки экологических проектов в странах Европы и США, в России оно столкнулось с рядом препятствий. В частности, для банковского сектора внедрение линейки экологического кредитования потребует высоких первоначальных издержек, которые будут состоять из обучения персонала и маркетинга, разработки критериев отбора и оценки заемщиков на предмет соответствия экологическим требованиям, оценки рисков предоставления экологического кредита, оценки рисков невозврата заемного капитала кредитору.

Кредитуемый проект должен быть направлен на решение проблемы загрязнения окружающей среды, улучшением переработки сырья, энергосбережением и энергоэффективностью, утилизацией отходов, экологизацией производства, разработкой и внедрением экологически ориентированных инноваций или выпуском экологически чистой продукции. Примерный перечень целевых кредитуемых проектов мог бы включать следующие направления:

• экологизация промышленных производств;

• модернизация энергетических установок;

• внедрение технологий энергоэффективности;

• внедрение экологически ориентированных инноваций для очистки сточных вод;

• проекты в области возобновляемых источников энергии;

• проекты по утилизации твердых отходов;

• внедрение экологически ориентированных инноваций в сельское хозяйство;

• разработка и внедрение экологически ориентированных инноваций;

• разработка и внедрение технологий энергосбережения и энергоэффективности;

• производство экологически чистых продуктов питания;

• производство экологически чистых строительных материалов;

• разработка технологий вторичной переработки материала.

Требования к данным проектам частично основаны на требованиях к объектам субсидирования и должны включать:

• годовая прибыль составляет не менее 20% от размера кредита. Кредитуемый проект прямым или косвенным образом должен быть направлен на решение проблем загрязнения окружающей среды;

• собственное финансовое участие заявителя, гарантийное обеспечение кредита;

• рентабельность инвестиций не менее процентной ставки с учетом субсидирования;

• в случае кредитования бизнеса в сфере альтернативной энергетики, либо разработок экологически ориентированных инноваций, направленных на энергосбережение и энергоэффективность, предпочтительно проведение энергетического аудита;

• внедрение и соблюдение системы экологического менеджмента;

• контроль рентабельности и прибыльности проекта по истечении срока кредитования;

• предполагаемые иные источники финансирования проекта;

• в случае производства экологически чистого продукта, предпочтительно получение экологической маркировки;

• планируемый объем выпуска продукции и себестоимости производства на ближайшие 5 лет.

В период нестабильности на финансовых рынках, внедрение новой линейки продуктов экологического кредитования в результате использования стратегии сегментирования рынков, может стать возможностью расширения целевой аудитории для банков. Для закрепления предлагаемых инструментов кредитования целесообразно создание специальных кредитных линий. Заметим, что разработанная автором программа экологического кредитования производства экологически чистой продукции в России не имеет аналогов. Анализ подобных европейских практик, анализ банковских услуг в России, дали основания утверждать, что экологическое кредитование будет иметь большой спрос среди операторов формирующегося рынка экологически чистой продукции.

Заключение

Проведенное исследование позволяет утверждать, что развитие производства экологически чистой продукции в России пока еще находится на начальных стадиях. В этом отношении мы существенно отстаем, например, от стран Евросоюза. С учетом высокой социальной важности этого направления бизнеса в условиях перехода к устойчивому развитию и зеленому росту, требуется его всемерная государственная поддержка. Рассчитывать лишь на инициативу предпринимательского сообщества и самостоятельное внедрение бизнесом практик экологического менеджмента можно, но при таком «самопроизвольном» течении процессов экологизации, они могут занять неприемлемо много времени. В исследовании предложены конкретные инструменты государственной политики стимулирования производства экопродукции (товаров, работ, услуг) - льготное кредитование и субсидирование -и оценены границы и перспективы их использования.

i42

Казанцева А. Н.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бездудная А.Г., Прокопенков С.В. Экологический менеджмент / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2019.

2. Ларионов Г.В. Экологический менеджмент: сущность, функции, задачи // Контроллинг. 2013. № 49. С. 20-24.

3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Эндрес А. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003.

4. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В. Экологический менеджмент / Владимирский государственный университет. Владимир, 2003.

5. Боркова Е.А., Тимченко М.Н., Маркова А.А. Инвестиции в зеленые технологии как инструмент экономического роста России // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 87-91.

6. Зеленая экономика и зеленые финансы / под ред. Б.Н. Порфирьева. СПб.: Изд-во «МБИ», 2018. 327 с.

7. Vertakova Y.V., Plotnikov V.A. The Integrated Approach to Sustainable Development: The Case of Energy Efficiency and Solid Waste Management // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9 (4). P. 194-201.

8. Vertakova Y., Plotnikov V. Problems of sustainable development worldwide and public policies for green economy // Economic Annals XXI. 2017. Vol. 1бб (78). P. 4-10.

9. Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2. С. 1б-20.

10. Казанцева А.Н. Особенности развития рынка экологически чистой продукции и внедрения экологически ориентированных инноваций в странах Европейского Союза // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. № 1. С. 23б-244.

11. Плотников В.А. Понятие смешанной экономики: эволюция развития и современная трактовка // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8. № 2 (27). С. 8-1б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.