/fr СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Казанцева А.Н., Плотников В.А.
ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ЭКОПРОДУКЦИИ И СПЕЦИФИКА ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрена категория экопродукции в авторской трактовке и показано ее отличие от понятия «экопродукт». Выявлена важность и перспективность развития производства экопродукции, ее положительное влияние на качество жизни населения и социальную сферу в целом. Авторы предлагают ряд перспективных инструментов государственного регулирования производства и обращения экопродукции.
Ключевые слова. Государственное регулирование экономики, экопродукция, органические продукты, государственная поддержка бизнеса.
Kazantseva A.N., Plotnikov V.A.
ECOPRODUCTS MARKET REGULATION POLICY AND SPECIFICS OF ITS IMPLEMENTATION
Abstract. The article considers the category of eco-products in the author's interpretation and shows its difference from the concept of "organic product". The importance and prospects of development of production of eco-products, its positive impact on the quality of life of the population and the social sphere are revealed. The authors propose several promising instruments of state regulation of the production and circulation of eco-products.
Keywords. State regulation of the economy, eco-products, organic products, government support for business.
Введение. Постановка проблемы
Современные экономические системы, как показывают проведенные исследования, являются смешанными [1, 2, 3]. Это означает, что ни сугубо рыночные, ни сугубо административные способы регулирования хозяйственных процессов не могут быть эффективными, т.к. такой односторонний подход к управлению в экономике входит в противоречие со структурным устройством самой экономики. Следовательно, несмотря на традиционно рассматриваемые в теоретических построениях «полярные» взгляды на устройство экономических систем (кстати, такой подход характерен не только для экономистов, но и для представителей других отраслей гуманитарного и социального знания, например, политологов [4]), в силу эклектичного устройства их в реальности, лишь комплексный и базирующийся на различных теоретических основаниях подход может дать устойчиво положительные результаты при разработке государственной политики, ориентированной на эффективное регулирование экономики.
ГРНТИ 06.75.61
© Казанцева А.Н., Плотников В.А., 2019
Анна Николаевна Казанцева - аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, главный редактор журнала «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии».
Контактные данные для связи с авторами (Казанцева А.Н.): 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1, стр. 46 (Russia, Moscow, Lenin Hills, 1/46). E-mail: anna.kazantseva87@mail.ru.
Если говорить о традиционных направлениях государственного регулирования экономики (денежно-кредитное регулирование, регулирование занятости и т.д.), то реализующая их экономическая политика, в силу длительного срока ее становления и эволюции, приобрела достаточно устойчивую институциональную основу, в виде совокупности не только формальных, но и неформальных институтов. В обществе в целом и в профессиональном сообществе экспертов и управленцев в частности сложился консенсус относительно целей регулирования, допустимых пределов применения тех или иных инструментов государственного вмешательства, ключевых показателей результативности развития сфер регулирования и т.д. И эта институциональная основа, безусловно, обладает эклектичностью, на которую мы указывали выше.
Несмотря на то, что эта эклектичность является на практике препятствием для обеспечения прозрачности процедур публичного управления, на наш взгляд, она является не только вполне допустимым, но и нормальным явлением. Это - одно из проявлений принципа необходимого разнообразия У.Р. Эшби. Косвенное подтверждение справедливости нашей точки зрения можно обнаружить, например, в тексте Договора о создании Евразийского экономического союза, в ст. 3 которого указано, что одним из его принципов является «уважение особенностей политического устройства государств-членов». Т.е. - в данном случае - на уровне разработки и реализации мер социально-экономического регулирования на наднациональном уровне признается целесообразность сохранения институционального разнообразия исторически сложившихся систем государственного регулирования стран - участников данного интеграционного объединения.
Иная ситуация складывается в случае формирования новых направлений государственного регулирования экономики и реализующих их инструментов экономической политики. Такая ситуация в современной экономике, как правило, связана с появлением новых объектов регулирования, возникающих вследствие структурных сдвигов в экономической системе. В этой ситуации, когда система регулирования формируется практически «с нуля», имеется возможность разработать такой комплекс мер и институтов экономической политики, который будет неэклектичным и, вследствие этого, более «прозрачным», доступным для общественного контроля, следовательно, эффективным (по крайней мере, по субъективным оценкам основных стейкхолдеров).
В данной статье мы рассмотрим предпосылки и направления формирования сравнительно нового для России направления государственной экономической политики, связанного с регулированием рынков экологичной продукции. Это направление тесно связано даже не столько с обеспечением благоприятного протекания собственно хозяйственных процессов, сколько с созданием предпосылок высокого качества жизни россиян, т.е. имеет ярко выраженную социальную направленность.
Понятие экопродукции и ее характеристики
Очевидно, что, с учетом обозначенной выше целевой установки, прежде всего, следует определиться с самим понятием экопродукции. Заметим, что в рамках данной статьи специально используем термин «экопродукция» (возможно, не совсем удачный) вместо традиционного и достаточно часто используемого в литературе и деловом обороте термина «экопродукт». Дело в том, что под экопродук-том, как правило, понимают продукты питания, которые позиционируются на рынке как произведенные с использованием экологически чистых технологий (без использования химических удобрений -для растений, стимуляторов роста - для животных и птицы и т.п.).
Экопродуктами часто именуются органические продукты. В ряде стран мира, например, в США, ЕС, Швейцарии, Китае, Индии, разработаны и применяются национальные органические стандарты. В России с 01 января 2016 года также введен Национальный стандарт Российской Федерации «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» (ГОСТ Р 56508-2015). Согласно ему (п. 3.2), продукция органического производства (органическая продукция)» - это «продукция растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемая человеком в пищу, используемая в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, полученная в результате производства, сертифицированного на соответствие требованиям настоящего стандарта».
С нашей точки зрения [5], термин «экопродукция» является более широким, включая в себя, в том числе, и «экопродукты». Можно выделить 5 групп экопродукции:
• продукция, произведенная экологическим способом (т.е. «органическая продукция» в трактовке отечественного ГОСТ), а также товары, годные для вторичного использования и переработки, способствующие защите природных ресурсов;
• возобновляемые источники энергии;
• экологически чистые технологии;
• продукция, используемая для борьбы с загрязнением воздуха, воды и других компонентов природной среды;
• продукция им технологии для переработки отходов.
Различные трактовки экопродукции («экологически чистых» товаров и услуг), используемые в международной практике, представлены в таблице.
Таблица
Трактовки экопродукции, принятые в международной практике_
ОЭСР АТЭС ЮНКТАД (ООН)
Экологически чистые товары и услуги - это товары или услуги для измерения, предотвращения, ограничения и сведения к минимуму или устранения экологического ущерба воды, воздуха и почвы, а также проблем, связанных с отходами, шумом и экосистемами. Экологически чистые товары и услуги включают в себя более чистые технологии, товары и услуги, которые уменьшают экологический риск и сводят к минимуму загрязнение окружающей среды и использование ресурсов Экологически чистые товары и услуги - это товары и услуги, предупреждающие и предотвращающие экологические проблемы Экологически чистые товары и услуги - это товары и услуги, в процессе производства которых на каждом этапе жизненного цикла (производство, переработка, потребление и утилизация) оказывается наименьший экологический вред, по сравнению с неэкологичными аналогами
Составлено Казанцевой А.Н.
Формы государственной поддержки производства экопродукции
Как показывает мировая практика [6, 7, 8], экопродукция становится достаточно значимым феноменом хозяйственной жизни и социального благополучия. Ее производству и обращению уделяется значительное внимание, в том числе, в связи с популяризацией и реализацией в системах национального и наднационального регулирования концепции устойчивого развития (sustainable development). И политики, и население, и бизнес хорошо понимают перспективность расширения соответствующего сектора экономики. В то же время, его становление (во многих случаях - практически «с нуля») требует значительных инвестиций.
В этой связи, нам представляется, что наиболее значимыми формами государственной поддержки производства экопродукции являются субсидирование и «экологическое» (используется также термин «зеленое» [9]) кредитование её производства. При использовании субсидирования в качестве меры государственной поддержки предлагается использовать в качестве источника субсидирования финансовые средства, аккумулируемые в специальном Экологическом фонде, по аналогии с тем, как это сделано в отношении промышленной политики, реализуемой в России в последние годы (после принятия соответствующего федерального закона) через Фонд развития промышленности (ФРП).
Схема инвестиционной поддержки через целевые субсидии, как показывает накопленный ФРП опыт, весьма эффективна. Так, по состоянию на август 2018 г., фонд профинансировал 273 проекта из 60 регионов России на сумму свыше 65 млрд руб. при общей стоимости реализации проектов около 245 млрд руб. (см.: http://frprf.ru). Аналогичные фонды созданы и на региональном уровне. Так, например, Санкт-Петербургский региональный ФРП (см.: http://www.frp.spb.ru), согласно данным его бухгалтерской отчетности, по итогам 2017 г. профинансировал проекты на сумму почти 530 млн руб.
С точки зрения организации расходования располагаемых финансовых ресурсов, Экологический фонд, по нашему мнению, может работать по аналогии с ФРП. Существенным отличием предлагаемого к созданию Экологического фонда от ФРП будет порядок его пополнения финансовыми ресурсами. Если в ФРП это - государственные вложения и доходы от результатов хозяйственной деятельности фонда (процентные платежи по выданным кредитным ресурсам), то в случае Экологического фонда в качестве источника его пополнения могут выступать штрафы, взимаемые с нарушителей экологических требований, а также специально вводимые целевые экологические сборы.
На последнем аспекте следует специально остановиться. С одной стороны, авторы данной статьи признают, что увеличение налоговой нагрузки - не самый лучший «способ стимулирования» экономики. В то же время, в рамках распределительной функции налоговой системы общество вправе перераспределять налоговую нагрузку между различными субъектами ведения предпринимательской деятельности, накладывая дополнительные финансовые обременения на тех из них, деятельность которых сопряжена с отрицательными внешними эффектами экологического характера. То есть, речь идет не об увеличении налоговой нагрузки, но об ее перераспределении.
Поскольку номенклатура экопродукции весьма разнообразна, на что указывалось выше, есть смысл разделить объекты субсидирования по уровням государственной поддержки. На федеральном уровне предлагается субсидировать производство экологически чистых товаров, при использовании которых наблюдается чистый положительный внешний эффект, например, снижается заболеваемость населения. На региональном уровне наибольшей перспективой обладает субсидирование производства эко-продуктов (органических продуктов), в частности - поддержка специализированных фермерских хозяйств.
Систему субсидирования, которое представляет собой, по существу, нерыночный инструмент регулирования, целесообразно поддержать экологическим кредитованием производителей экопродукции (рыночный инструмент). Для решения этой задачи могут привлекаться не только средства упомянутого выше фонда, но и банков с госучастием, институтов развития, других финансовых организаций, действующих в партнерстве с государством.
Также в составе инструментов стимулирования рассматриваемого сектора экономики следует выделить государственные закупки. Механизма «зеленых» государственных закупок, широко распространенного в экономически развитых странах, в России пока что не существует, между тем, его создание, как нам представляется, даст импульс для производства экопродукции, т.к. появится значительный по объему гарантированный спрос на неё. Формируя спрос на экопродукцию, государство создает стимулы для развития промышленных экоинноваций, дает важный сигнал рынку инвестировать в производство экопродукции.
Заключение
Рост производства и оборота экопродукции является важным трендом современного экономического развития, оказывающим существенное влияние на социальную сферу, качество жизни населения. В то же время, политика регулирования соответствующих видов деятельности пока что находится на стадии становления, что требует теоретического обоснования ее целей, направлений и инструментария осуществления. По мнению авторов, приоритетными инструментами такой политики являются субсидирование производства экопродукции, экологическое кредитование, а также «зелены» госзаказ. Это не умаляет значимости и других возможных инструментов, но их развитие, в силу новизны рассмотренной в статье проблематики, требует дальнейшего научного анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубкова В.Б. О движении денежных средств, формирующем финансовые потоки секторов экономики, государства и о месте среди них платежей налога на прибыль // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 52-61.
2. Евразийская политическая экономия / Газизуллин Н.Ф., Дятлов С.А., Камышова А.Б. и др.; Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2016.
3. Плотников В.А. Понятие смешанной экономики: эволюция развития и современная трактовка // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8. № 2 (27). С. 8-16.
4. Зайцев С.Ю. Модели взаимодействия транснациональных корпораций (ТНК) и современного государства: Дисс. ... кандидата политических наук. СПб., 2018.
5. Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20.
6. Ge Y., Zhi Q. Literature review: The green economy, clean energy policy and employment // Energy Procedia. 2016. № 88. Р. 257-264.
7. Gibbs D., O'Neill K. Future green economies and regional development: a research agenda // Regional Studies. 2017. № 51 (1). Р. 161-173.
8. Vertakova Y., Kondratova E., Babkin A. Integrated assessment and mechanism of ecologization of the economy for achievement of sustainable regional development // Advances in Economics, Business and Management Research. 2018. № 39. Р. 700-705.
9. Зеленая экономика и зеленые финансы / Порфирьев Б.Н., Сигова М.В., Ключников И.К. и др.; Международный банковский институт. СПб., 2018.