Научная статья на тему 'Государственная поддержка в развитии государственно-частного партнерства при реализации инвестиционно-строительных проектов'

Государственная поддержка в развитии государственно-частного партнерства при реализации инвестиционно-строительных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перекрестова Ольга Борисовна

Участие государства в развитии ГЧП позволят способствовать снижению рисков бизнеса, обусловленных работой органов власти. Составление региональных планов по реализации инвестиционно-строительных проектов является важным моментом в развитии ГЧП. Партнерские отношения между государственной и частной структурами альтернативны в плане предоставления общественных благ и способствуют повышению их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State participation in the development of PPPs allow help to reduce business risks arising from the work of the authorities. Preparation of regional plans for the implementation of investment and construction projects is an important moment in the development of PPPs. Partnerships between the public and private sector alternative in terms of public goods and help to improve their quality.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка в развитии государственно-частного партнерства при реализации инвестиционно-строительных проектов»

связан с внедрением общемировой тенденции - использованию информационно-коммуникационных технологий, которые имеют ряд преимуществ, к основным из которых целесообразно отнести повсеместную возможность использования и доступность. Сама по себе интеграция, преследует цель общей доступности образования и активации мобильности обучающихся, а также единой платформы для формирования и внедрения стандартов.

Литература

1. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации общества. Современное образование. 2014. № 3. С. 81-91.

2. Карманова Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. Лабиринт -журнал социально-гуманитарных исследования. http://journal-labirintcom/?p=522

3. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.

4. Международный инновационный университет: от разработки новой методологический платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания. Берулава

Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Тординава И.К., Беляева Е.В., Довгаль Л.С., Дружинина А.В., Гуля-нова Л.П., Барагунова И.К.Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 51-56.

5. Морозова В. С. К вопросу о присоединении России к Болонскому процессу (правовой аспект). Международное публичное и частное право, 2008, N 1

6. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186;

7. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";

8. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р "О концепции Федеральной программы развития образования на 2006 - 2010 годы";

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы

10. Туринский процесс 2014. Российская Федерация. file:///C:/Users/PC1/Downloads/turinskij_process_201 4_rossij skaj a_federacij a.pdf

11. http://www.dpo-edu.ru/activities/international/turin/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ

ПРОЕКТОВ

Перекрестова Ольга Борисовна

Аспирант, «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

кафедры «Экономической теории, истории и права»

АННОТАЦИЯ

Участие государства в развитии ГЧП позволят способствовать снижению рисков бизнеса, обусловленных работой органов власти. Составление региональных планов по реализации инвестиционно-строительных проектов является важным моментом в развитии ГЧП. Партнерские отношения между государственной и частной структурами альтернативны в плане предоставления общественных благ и способствуют повышению их качества. ABSTRACT

State participation in the development of PPPs allow help to reduce business risks arising from the work of the authorities. Preparation of regional plans for the implementation of investment and construction projects is an important moment in the development of PPPs. Partnerships between the public and private sector alternative in terms of public goods and help to improve their quality.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство. Keywords: Public-private partnership

Особенности государственного регулирования государственно-частного партнерства состоят в расширении партнерских отношений между государственными и частными структурами в инфраструктурных отраслях и инновационной сфере. Такое сотрудничество предполагает совершенствование контрактного механизма, гарантий соблюдения сторонами своих обязательств, механизмов разделения рисков и распределения доходов. Государство предоставляет гарантии, бюджетные ассигнования (субсидии, гранты, средства под реализацию совместного проекта), преференции, налоговые льготы, а также осуществляет контроль за соблюдением обязанностей частного субъекта и условий выполнения им контракта. Распространение партнерских отношений происходит как в традиционных (добывающие отрасли, транспорт, газо-, водо-и энергоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство,

наука, оборонная промышленность), так и новых (отрасли социальной инфраструктуры: дошкольное и вузовское образование, рекреационная, экологическая и информационная сфера) сферах инфраструктуры.

Основным признаком ГЧП является участие в кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.

Процесс создания этой стоимости через различное сочетание этапов «проектирование - строительство (реконструкция) - владение (аренда) - эксплуатация (обслуживание) - передача» ориентируется на степень перераспределения задач и рисков между государственным и частным партнерами. При этом каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может обеспечить с лучшим качеством и эффективностью. Это и есть синергетический потенциал партнерства.

Схемы создания добавленной стоимости могут быть различными и зависят от целей государства и частного бизнеса по поводу объекта инфраструктуры. Если по истечении срока партнерского соглашения между государством и частным инвестором последний обязан передать объект первому, актуальными будут следующие схемы:

ВОТ (Build - Operate - Transfer / Строительство -Эксплуатация - Передача) - это наиболее часто использующаяся схема реализации государственно-частного партнерства в отраслях инфраструктуры, заключающаяся в том, что частный инвестор самостоятельно возводит объект и управляет им некоторый период времени, достаточный для окупаемости вложений и получения оговоренной нормы прибыли, после чего передает его в собственность государству (типичная схема концессионного соглашения);

ROT (К^аЫИШе - Operate - Transfer / Реконструкция - Эксплуатация - Передача) - схема, аналогичная ВОТ, указывающая на необходимость реконструкции объекта инфраструктуры вместо строительства нового;

ВООТ (Build - Own - Operate - Transfer / Строительство - Владение - Эксплуатация - Передача) - схема, отличающаяся от BOT тем, что в период действия партнерского соглашения частная сторона приобретает право владения объектом инфраструктуры, который тем не менее по истечении срока соглашения передается государству;

BOMT (Build - Operate - МшШат - Transfer / Строительство - Эксплуатация - Обслуживание - Передача) -схема, схожая со схемой BOT, акцентирующая внимание на необходимости обслуживания объекта инфраструктуры частным инвестором в течение срока, установленного соглашением;

DBOT (Design - Build - Operate - Transfer / Проектирование - Строительство - Эксплуатация - Передача) -схема, указывающая на обязанность частного инвестора по разработке проекта возводимого объекта инфраструктуры на условиях BOT;

BTO (Build - Transfer - Operate / Строительство -Передача - Эксплуатация) - схема, при которой объект инфраструктуры передается в собственность органу государственной власти непосредственно после окончания строительства, но эксплуатируется частной стороной по дополнительному соглашению;

BLOT (Build - Leаse - Operate - Transfer / Строительство - Аренда - Эксплуатация - Передача) - схема, при которой объект инфраструктуры передается в собственность органу государственной власти непосредственно после окончания строительства и эксплуатируется частным инвестором на основании договора аренды.

В случае если частная сторона проектирует, реконструирует, возводит, владеет, эксплуатирует и распоряжается активами объекта инфраструктуры без обязательства передачи прав собственности на него государству, выделяют следующие схемы реализации ГЧП:

BOO (Build - Own - Operate / Строительство - Владение - Эксплуатация) - схема, согласно которой при поддержке государства частный инвестор возводит объект инфраструктуры, приобретает на него права собственности и эксплуатирует его согласно условиям партнерского соглашения (возможна передача права собственности другому субъекту предпринимательской деятельности по окончании срока соглашения);

BLOO (Build - Lease - Operate - Own / Строительство - Аренда - Управление - Владение) - схема, согласно которой возведенный объект инфраструктуры передается в аренду (лизинг) частной стороне, которая по окончании срока аренды или партнерского соглашения приобретает на него права собственности;

ROO (Rehabilitate - Own - Operate / Реконструкция - Владение - Эксплуатация) - схема схожая с BOO, акцентирующая внимание на необходимости реконструкции имеющегося объекта инфраструктуры вместо строительства нового.

Помимо вышеуказанных существует множество схем реализации ГЧП как с необходимостью возврата объекта соглашения государству, так и без таковой, большинство из которых использует различные вариации вышеуказанных действий (BROT, BLT, DBOOT, DBOM и т.п.). Так, для реализации проектов ГЧП в инфраструктуре наиболее приемлемым является использование схемы BOT.

Так, в Законе Санкт-Петербурга предусмотрено участие Санкт-Петербурга в ГЧП в нескольких формах, в том числе:

1) BOOT (Build - Own - Operate - Transfer или «строительство - владение -- эксплуатация - передача»). Предполагается, что инвестор строит объект, оформляет на него права собственности, эксплуатирует в течение определенного периода времени, а затем передает объект в собственность Санкт-Петербурга. При этом инвестор может либо вести новое строительство, либо реконструировать объект недвижимости, находящийся в собственности Санкт-Петербурга;

2) BOO (Build - Own - Operate или «строительство -владение - эксплуатация»). При такой схеме может вестись и новое строительство, и реконструкция;

3) BOT (Build - Own -Transfer или «строительство -владение - передача»). По этой схеме инвестор строит объект, оформляет на него права собственности и по истечении определенного срока передает в собственность Санкт-Петербурга. Такая форма ГЧП используется в проекте строительства Морского пассажирского терминала (МПТ) на Васильевском острове. Партнер осуществляет строительство МПТ по определенной в соглашении цене, беря на себя все строительные риски, регистрирует право собственности на построенный объект и после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию продает его Санкт-Петербургу. Кроме того, законом предусмотрено участие в иных формах ГЧП, определенных федеральным и региональным законодательством, в том числе в концессии или BTO.

Участие государства в развитии ГЧП состоит в следующем:

1) разработка стратегии и тактики взаимоотношений государства с обществом и частными фирмами;

2) создание благоприятных институциональных условий для взаимоотношений с частным сектором;

3) организация ГЧП, разработка форм, методов, моделей и инструментов его реализации.

Oднaко происходящая децентрализация и развитие партнерских отношений с привлечением региональных и муниципальных органов власти обусловлена следующими преимуществами:

- расширение финансовых потоков и вовлечение в них новых участников;

- привлечение общественных организаций, заинтересованных в разработке региональных и местных социально-значимых программ и проектов;

- возможность эффективной реализации общественных интересов;

- рациональное использование бюджетных средств за счет сокращения доли государства в производстве общественных благ.

Для успешного функционирования ГЧП необходимо эффективное распределение правомочий собственности, функций, обязанностей и обязательств между представителями государственного и частного сектора. К сфере ответственности частных структур относятся детальное планирование, строительство объектов, их финансирование и обслуживание.

Функции государства в регулировании партнерских отношений:

- изучение целесообразности формирования партнерских отношений с частными структурами при реализации инвестиционных проектов;

- разработка методических рекомендаций по подготовке и организации отбора потенциальных партнеров;

- разработка документов по заключению партнерских соглашений;

Рис. 4.

Важным моментом в развитии ГЧП на региональном уровне является составление региональных планов по реализации инвестиционно-строительных проектов.

Региональные планы представляют собой систему методов и мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти российских субъектов. Разработка региональных планов направлена на решение задачи сохранения эффективного взаимодействия и партнерства государства и бизнеса в целях социально-экономического развития регионов России.

Подготовка региональных планов проводится на основе принципов российского законодательства, учитывая стратегии социально-экономического развития российских регионов.

Региональные планы утверждаются распоряжением высшего органа исполнительной власти российских

- осуществление контроля за исполнением партнерских соглашений;

- контроль за исполнением реализации общественных интересов;

- выработка алгоритма действий по продолжению или прекращению договора на основе изучения выполнения частным партнером условий соглашения. Государственная поддержка развития государственно-частного партнерства в России направлена на реализацию следующих мероприятий:

- развитие института государственно-частного партнерства;

- формирование и реализацию государственных целевых программ в поддержку отдельных направлений стратегии;

- создание развитой законодательной базы ГЧП и необходимой институциональной и организационной инфраструктуры ГЧП.

- обеспечение высокой инвестиционной привлекательности страны и ее отдельных регионов и повышение инвестиционной активности;

- обеспечение политической и экономической стабильности в стране и ее регионах. Предложенные мероприятия должны способствовать снижению рисков бизнеса, обусловленных работой органов власти (рис. 4).

регионов и в недельный срок подлежат опубликованию на официальном Интернет-сайте субъекта России.

Копия утвержденного регионального плана в недельный срок после принятия направляется в Минэкономразвития России, а также заинтересованным общероссийским объединениям предпринимателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Ассоциация менеджеров России).

Отчет о ходе реализации регионального плана не позднее 20 декабря очередного года направляется в Минэкономразвития России в печатном и электронном виде, а также подлежит опубликованию на официальном Интернет-сайте субъекта Российской Федерации.

Структура региональных планов должна включать следующие разделы:

Высокий уровень коррупции на всех уровнях власти государства

Избыточная бюрократизация государственных органов власти

Изменение нормативно-правовой базы в сфере реализации проекта

Изменение приоритетов в социально-экономическом развитии

Конфискация / национализация

Изменение политической системы

59,6%

57,4 %

36,7%

18,7%

12,5%

6,8 %

Примечание: Респондент мог выбрать не более двух вариантов ответа. Оценки представлены в процентах от общего числа ответов респондентов. Источник: Ассоциация Менеджеров, 2010

Наиболее существенные риски ЧГП для бизнеса связанные с работой государственных органов власти

Раздел 1. «Деятельность по разработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства».

Раздел 2. «Правоприменительная деятельность, связанная с применением механизмов государственно-частного партнерства субъектами Российской Федерации».

Раздел 3. «Деятельность, направленная на содействие применения механизмов государственно-частного партнерства органами местного самоуправления».

Раздел 4. «Реализация обеспечивающих мероприятий в сфере развития государственно-частного партнерства».

В раздел 1. «Деятельность по разработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства» регионального плана включаются мероприятия, предполагающие разработку нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства, а также стратегий, программ, концепций, методических рекомендаций, планов действий, относящихся к сфере государственно-частного партнерства, осуществляемые российским регионом.

Формат представления первого раздела регионального плана приведен в табл. 1.

Таблица 1

Мероприятие Вид документа Срок принятия Ответственный исполнитель Примечания

Раздел 1. Деятельность по выработке региональной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства

В графе «Мероприятие» указывается предполагаемое наименование нормативного правового акта (или иного разрабатываемого документа), а также дается краткое пояснение его содержания.

В графе «Вид документа» указывается вид разрабатываемого нормативного правового акта (или иного документа).

В графе «Срок принятия» указывается планируемый срок утверждения документа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В графе «Ответственный исполнитель» указывается структурное подразделение субъекта Российской Федерации, являющееся головным исполнителем по разработке данного нормативного правового акта (или иного документа).

В графе «Примечания» (при необходимости) указывается дополнительная информация, связанная с планируемым привлечением представителей предпринимательского сообщества к участию в разработке проекта нормативного правового акта, например контактная информация ответственного исполнителя, информация о планируемых сроках общественного обсуждения или экспертизы проекта нормативного правового акта и др.

К мероприятиям данного раздела относят: Программу по развитию малого и среднего предпринимательства, Закон «О государственной инвестиционной политике области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории области».

При разработке регионального законодательства в области развития государственно-частного партнерства важно учитывать следующие моменты:

- разработка регионального закона должна носить комплексный характер и учитывать как особенности самого региона, так и политику его развития;

- региональный закон должен опираться на концепцию (стратегию) социально-экономического развития региона, с тем, чтобы поставленные в ней задачи коррелировались с механизмами их

реализации через процедуры и формы государственно-частного партнерства, предусмотренные законом;

- при разработке нормативной базы необходимо провести аудит существующих актов и определить необходимость внесения изменений или отмены каких-либо из них;

- региональная нормативная база не должна противоречить федеральному законодательству, но при этом может не ограничиваться только прямо прописанными в федеральных законах инструментами государственно-частного партнерства, и в комплексе обеспечивать достаточное и конкретное нормативное регулирование всему процессу организации партнерства;

- формы и механизмы государственно-частного партнерства, предусмотренные законом, должны учитывать баланс интересов региона и партнеров, в том числе в отношении распределения прав, рисков и гарантий;

- организация государственно-частного партнерства должна строиться на принципах конкуренции, с тем, чтобы обеспечивалась возможность достижения максимально положительного эффекта для региона от участия в каждом отдельном проекте государственно-частного партнерства;

- процедуры, предусмотренные законом и принятые на реализацию, должны быть понятны, прозрачны, и обеспечивать равные возможности доступа партнерам для участия в государственно-частном партнерстве.

Партнерские отношения между государственной и частной структурами альтернативны в плане предоставления общественных благ и способствуют повышению их качества. Следует отметить роль и значимость государственной поддержки для эффективности и выгодности партнерских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.