Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / кооперативные отношения / сельскохозяйственная кооперация / кооперативное право.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзиева Ш.Ш., Абиддинов Б.Б., Эшимова Ф.Т.

В статье показаны правовые основы сельскохозяйственной кооперации в Узбекистане, сделаны предложения и рекомендации с использованием опыта развитых стран по развитию кооперативных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 63.6:334.722.4

Файзиева Ш.Ш.,

доцент

кафедра «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт

Абиддинов Б.Б. студент 3 курса Эшимова Ф.Т. студент 3 курса факультет "Экономика" Каршинский инженерно-экономический институт

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация. В статье показаны правовые основы сельскохозяйственной кооперации в Узбекистане, сделаны предложения и рекомендации с использованием опыта развитых стран по развитию кооперативных отношений.

Ключевые слова: сельское хозяйство, кооперативные отношения, сельскохозяйственная кооперация, кооперативное право.

Fayzieva Sh.Sh., Ph.D. associate professor Department of Innovative Economics Karshi Engineering and Economic Institute

Abiddinov B.B. 3rd year student Eshimova F.T. 3rd year student Faculty of Economics Karshi Engineering and Economic Institute

STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL COOPERATIVE ACTIVITIES

IN THE REGION

Abstract. The legal basis оf agricultural cооperatiоn in Uzbekistan is s^wn in the article, suggestiоns and recоmmendatiоns are given using the experiences оf deve^ped muntries in the devehpment оf cооperative relatons.

Keуwоrds: agriculture, cооperative relatwns, agricultural cооperatiоn, cооperative law.

Введение. В развитии сельского хозяйства нашей республики важно формировать свободную конкуренцию между производителями сельскохозяйственной продукции, совершенствовать используемые на практике экономические, правовые, финансовые и другие механизмы налаживания деятельности предприятий, создавать механизмы нового современного направления и их правовые основы. Обеспечение продовольственной безопасности населения, создание благоприятной агробизнес-среды и цепочки добавленной стоимости, рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды, постепенная диверсификация государственных расходов, увеличение доходов малообеспеченных жителей сельской местности, региональная экономика в целях развития, были разработаны решения и постановления в целях поддержки сельскохозяйственной кооперации нашей республики со стороны государства.

Литературный анализ и методы. Теоретические основы сельскохозяйственной кооперации зарубежной М.И.Туган-Барановский, А.В.Чаянов, Т.Бузина, Д.П.Шелехов, А.Н.Энгельгардт, Л.Антоненко, К.И.Вахитов, В.П.Прижигалинский и научные решения, направленные на развитие кооперативных отношений в условиях сельскохозяйственного производства нашей республики. О'Умурзаков, Р.Хусанов, А.Абдуганиев, Т.Х.Фармонов, О.Зокиров, Ш.Д.Эргашходжаева, К.С.Хамдамов, Х.Хушвактова, Г.А.Чориев, А.Гурбанов, Дж.Розиков, Р.Т.Тошматов, А.Ж. Его изучали такие ученые как Абдуллаев, Л.А. Эшонкулов, Х.Р. Туробова.

Кооперативный теоретик М. И. Туган-Барановский утверждал, что «главная отличительная черта кооператива и отличие его от капиталистического предприятия состоит в том, что капитал не направляется на прибыль. означает, что он увеличивается по мере уменьшения трудовых доходов или расходов на потребительские нужды» [1].

И.Н. Буздалов считает, что «Кооперация - это совместная деятельность различных хозяйственных субъектов, которая сочетает в себе личные, коллективные и общественные интересы, стимулирует творческую деятельность отдельных людей». [2].

Экономическая природа кооперации А.И.Аллахвердиевым определялась как «Сельскохозяйственная кооперация - это форма совместной экономической деятельности производителей сельскохозяйственной продукции в одном или нескольких взаимосвязанных процессах труда и производства, позволяющая достичь результатов и экономических выгод, которые трудно достижимы». индивидуально." тарифы [3].

Р.Х.Хусанов в своих работах исследует экономические аспекты сотрудничества. Основное внимание уделяется мелким производителям, а экономический и социальный характер сотрудничества интерпретируется с

позиций того времени. Показано, что материально-техническая база мелких фермерских хозяйств очень слаба, а низкий уровень товарности привел к тому, что хозяйства действуют скорее как социальный субъект, чем экономический, и является препятствием на пути процесса. сотрудничества.

[4].

Полученные результаты. Правовой основой сельскохозяйственной кооперации нашей республики являются «О мерах по развитию сельскохозяйственной кооперации в области производства плодоовощной продукции», «О мерах по организации деятельности кооперативов по выращиванию и переработке хлопка-сырца»., «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию плодоовощной и виноградарской сети, по созданию цепочки добавленной стоимости в отрасли», «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в хлопковом секторе», «О мерах по дальнейшему развитию хлопко-текстильной отрасли». производства», «О дополнительных мерах по обеспечению высокой продуктивности путем постепенного внедрения кластерной системы в выращивании колосового зерна», подкрепленных такими решениями и постановлениями, как «О мерах по внедрению рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна».

В частности, решением № PQ-4239 от 14 марта 2019 года «О мерах по развитию сельскохозяйственной кооперации в области производства плодоовощной продукции» предусмотрена поддержка

сельскохозяйственной кооперации со стороны государства. [5]. По его словам:

- 25 процентов процентной ставки, установленной коммерческим банком при покупке саженцев и сертифицированных семян, а также оборудования для переработки фруктов и овощей, но не более 5 процентных пунктов, более 1, 5 процентных пунктов при невозврате валютных кредитов;

- предусмотрено 50% расходов, связанных с маркетинговыми исследованиями на внешних рынках плодоовощной продукции, производимой членами сельскохозяйственных объединений.

В Постановлении Президента Республики Узбекистан PQ-4549 от 11 декабря 2019 года «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию плодоовощной и виноградарской отрасли и созданию цепочки добавленной стоимости в отрасли» предусмотрены следующие льготы: [6]. - кредиты общей стоимостью 5 миллиардов сумов, выделенные коммерческими банками на строительство новых садов, виноградников и теплиц, объектов хранения и переработки продукции, процентная ставка по которым не превышала в 1, 5 раза основную ставку ЦБ, но превышение основной ставки, компенсация сроком до трех лет в размере не более 30% ставки и гарантии до 50% (в том числе 50%) суммы кредита по кредитам на сумму, не превышающую 2, 5 млрд сумов.

Согласно решению Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2019 года № 52 «О мерах по поддержке государством плодоовощной отрасли, дальнейшему развитию кластера и системы кооперации в сети»[7]:

- до 50% годовой стоимости урожая выращивания фруктов, винограда, овощей, картофеля, сахарных культур, цветов, зелени и лекарственных растений, зерна кукурузы, бобовых и масличных культур фермерам, фермерским хозяйствам и другим производителям продукции Предоставление кредитов сроком на 12 месяцев с льготным периодом 6 месяцев по ставке 14 процентов (в том числе 2 процента банковской маржи);

- «револьверный» кредит сроком на 12 месяцев по ставке 14% годовых (включая 2% банковскую маржу) на переработку, хранение и экспорт плодоовощной продукции для пополнения оборотных средств, необходимых для закупки выращенной сельскохозяйственной продукции;

- для финансирования вышеуказанных мероприятий Министерство финансов выделит Фонду бюджетный кредит в размере 1, 4 трлн сумов из республиканского бюджета Республики Узбекистан.

Обсуждение. Как показывает опыт развитых стран, кооперативы, действующие в сельском хозяйстве, находятся под постоянным контролем и контролем со стороны их официальных высших организаций и министерств. Таким образом, деятельность кооперативов поддерживается на основе механизма, сформированного ДАВами. В развитых странах правительство дало стимулы для развития сельскохозяйственной

коопе эации.

№ Названия стран Содержание предоставленных льгот

1. США Налогообложение кооперативов находится на одном уровне, то есть налогом облагается кооператив или член кооператива. Средства, включенные в баланс кооперативов, не относятся к категории корпоративных доходов и поэтому не подлежат налогообложению.

2. Италия Кооператив полностью освобожден от всех налогов в течение 10 лет после его создания. Кроме того, товары и услуги, реализуемые внутри кооператива, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

3. Испания В целях поддержки деятельности кооперативов ставка налога для них установлена на уровне 18 процентов. Также в целях повышения финансовой безопасности кооперативов была введена система льготного кредитования. Согласно ему, Минфин покрывает разницу между льготным кредитом, выделяемым кооперативам коммерческими банками, и процентной ставкой по кредиту на свободном рынке.

4. Швеция Кооперативы не подлежат вторичному налогообложению. Доходы кооперативов не облагаются налогом на кооперативный доход, распределяемый между членами кооператива после уплаты подоходного налога. Государство выделяет кооперативам льготные кредиты на модернизацию

сельскохозяйственного производства, покупку земли, ремонт производственных зданий, строительство дорог, приобретение сельхозтехники.

5. Дания Ставка налога для кооперативов установлена в размере 20 процентов. Средняя процентная ставка по кредиту для частных предпринимателей составляет 50 процентов.

6. Аргентина Создано Агентство по развитию кооперативов, руководители и специалисты которого обучаются государством. Финансовый бюджет этого агентства формируется за счет субсидии, выделяемой правительством. Кооперативы платят налоги только с определенной части своего чистого дохода, чтобы повысить инвестиционную привлекательность и стимулировать инвестиции. Необлагаемая налогом часть чистого дохода используется для увеличения инвестиционного фонда кооператива.

7. Япония Кооперативное предприятие регулирует цены на продукцию, обеспечивает их стабильность, выделяет субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляет общее руководство сельским хозяйством через свои организации.

Заключение. Анализируя вышеуказанные преимущества, показывает необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации и совершенствования правовой базы ее развития. В частности,

- внести изменения, предусматривающие развитие конкретных отраслей для развития сельскохозяйственной кооперации с учетом их территориальных аспектов;

- создать условия для обеспечения кооперативных отношений между хозяйствующими субъектами и его правовую основу для обеспечения интеграции производственно-перерабатывающей системы в отраслях сельского хозяйства;

- рассмотреть эксплуатацию объектов инфраструктуры в целях развития сельскохозяйственной кооперации и создать ее правовой порядок;

- введение налоговых льгот для членов сельскохозяйственных кооперативов;

-осуществление правовой процедуры, защищающей интересы сторон договорных отношений с членами сельскохозяйственного кооператива и других фермерских хозяйств и обеспечивающей своевременное погашение платежеспособности.

Использованные источники:

1. М. И. Туган-Барановский. "Социальная основа сотрудничества" 1916г.

2. Буздалов И.Н. Кооператив «Возрождение». - Москва: Экономика. - 1990. -81 с.

3. Аллахвердиев А.И. Развитие формы кооперации в аграрном секторе АПК. - Москва: - Экономика. -2003. -10-72 с.

4. Хусанов Р.Х. Научно-практические основы земледелия. - Т.: Чолпон, 2000. -104 р.;

5. Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-4239 от 14 марта 2019 года «О мерах по развитию сельскохозяйственного сотрудничества в сфере производства плодоовощной продукции».

6. Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-52 от 15.12.2019 «О мерах по поддержке государством плодоовощной отрасли, дальнейшему развитию кластера и системы кооперации в сети»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.