Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития биоэнергетического использования древесного сырья'

Государственная поддержка развития биоэнергетического использования древесного сырья Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭНЕРГЕТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГИ / СУБВЕНЦИИ / СУБСИДИИ / BIOENERGETICS / STATE SUPPORT / TAXES / SUBVENTION / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саханов В. В., Мачина А. Е.

В статье обобщен опыт государственного стимулирования развития биоэнергетического использования некондиционной древесины и древесных отходов в лесном секторе экономики Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. Сформулированы предложения по усилению со стороны государства мотивации к биоэнергетическому использованию древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes summed up experience in state stimulation of use of nonstandard timber and waste wood for bioenergy in the forest sector of the economy of the Russian Federation at the federal, regional and local levels. Recommendations are given on the part jf the state for strengthening bioenergy wood use motivation.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития биоэнергетического использования древесного сырья»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

России, то ставка пошлины нулевая, это в основном высокотехнологичное оборудование для производства плит, фанеры, целлюлозно-бумажного производства. На все остальное оборудование ввозная пошлина равна 5-15 %. Практически это же оборудование по Перечню, утвержденному правительством РФ, освобождено от взимания НДС.

Для лесопромышленных предприятий, получивших кредиты в российских банках, в Минпромторге России действует программа поддержки в виде субсидирования затрат на уплату процентов. (Справочно: на конец 2011 г. сумма задолженности по кредитам и займам предприятий лесной промышленности составила 250 млрд руб.)

Программа охватывает несколько кредитных направлений: на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, на техническое перевооружение, на экспорт лесопромышленной продукции. Субсидируются кредиты, полученные как в российских рублях, так и в иностранной валюте. В 2011 г. предприятиям отрасли, обратившимся за этой мерой поддержки в Минпромторг России, было направлено 875 млн руб. Это эффективная мера для увеличения притока кредитных ресурсов в отрасль из-за повышения

кредитной надежности лесопромышленных компаний и улучшения их финансово-экономических показателей.

Существует один очень важный барьер для реализации многих проектов как иностранных инвесторов, так и российских - отсутствие инфраструктурного обеспечения проектов. Там, где имеются необходимые запасы сырья для проектов, нет необходимой внешней инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, ЛЭП, газопроводы, коммуникации). Создание внешней инфраструктуры за счет инвестора приводит к удорожанию проектов на 20-40 % и серьезному увеличению сроков окупаемости. Частно-государственное партнерство в строительстве крупных лесопромышленных объектов необходимо. Это позволит включить в экономическое развитие большие нетронутые лесные территории, увеличит валовой отраслевой продукт, создаст дополнительные рабочие места, обеспечит рост общей экономической активности лесных регионов.

Библиографический список

1. Савицкий, А.А. Экономическая оценка инвестиций лесного сектора : учеб. пособие / А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина. - М.: МГУЛ, 2013. - 618 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ

биоэнергетического использования древесного сырья

В.В. САХАНОВ, зав. сектором ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук,

А.Е. МАЧИНА, соискатель каф. экономики обрабатывающих отраслей промышленности, учета и аудита МГУЛ

В настоящее время, когда запасы ископаемых источников энергии стремительно истощаются, во многих странах мира интенсивно разрабатываются и внедряются технологии использования возобновляемых источников энергии.

Значительный потенциал биомассы для получения энергии имеют лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс. Вопрос о необходимости развития производства биотоплива из отходов деревообработки и лесозаготовок, а также из некондиционной

caf-elh@mgul. ac. ru древесины приобретает все большую практическую значимость и постепенно переходит от широко обсуждаемой проблемы в плоскость принятия конкретных инвестиционных и хозяйственных решений.

К сожалению этот вопрос в настоящее время не получил требуемой поддержки на федеральном и региональном уровнях исполнительной власти, чему свидетельство Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 г., не предусматривающая конкретных мер по использованию низкосортной

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

211

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

древесины и древесных отходов в качестве одного из источников энергообеспечения страны.

Проблема вовлечения в энергетические балансы ресурсов древесного сырья актуальна не только для Российской Федерации, но и для большинства стран мира с развитой лесной промышленностью. Альтернативная энергетика на Западе развивается довольно успешно за счет системы мер государственной поддержки, включающих экологические и экономические налоги на ископаемые виды топлива, налоги на выбросы при использовании традиционного топлива, снижение или отсутствие налога при использовании биомассы, государственных субсидий за закупку и переоборудования котельных для сжигания биомассы и др. Следует отметить, что эти меры дифференцированы в каждом государстве с учетом конкретных условий.

Что касается Российской Федерации, то, несмотря на использование в больших объемах древесной биомассы в качестве энергоносителя, лесной комплекс до настоящего времени не имеет четко выработанной государственной политики развития производства биотоплива на основе древесных ресурсов, характерной для развитых лесопромышленных стран мира, в которых биоэнергетика стала одним из приоритетов в системе мероприятий по энергосбережению и механизмов реализации Киотского протокола.

Необходимость и актуальность ускоренного развития производства и увеличения потребления биотоплива из древесных отходов и некондиционной древесины в условиях Российской Федерации определяется следующими основными факторами:

- наличием значительных запасов лесных ресурсов как возобновляемого источника энергии и недостаточным уровнем их современного использования;

- размещением большей части предприятий и организаций лесного комплекса в отдаленных от путей транспорта территориях;

- устойчивым ростом спроса на внутреннем и внешнем рынках биотоплива;

- повышением конкурентоспособности биотоплива по мере опережающего роста цен на нефтегазовые виды топлива;

- обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Киотского протокола, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу.

Принципиальным положением в технической политике лесопользования в лесном секторе экономики является соблюдение экономических приоритетов при использовании древесного сырья и древесных отходов. Такими приоритетами являются:

- механическая переработка пиловочного и фанерного сырья в конструкционные древесные материалы,

- химико-механическая переработка в листовые древесные материалы,

- химическая переработка древесины в целлюлозно-бумажную и лесохимическую продукцию;

- биоэнергетическое использование малоликвидной древесины и неиспользуемых в технологических процессах древесных отходов лесозаготовок и лесопереработки.

Реализация данных приоритетов, в которых ресурсами для развития биоэнергетики является некондиционная древесина и древесные отходы, не востребованные при производстве основной продукции, во многом зависит от того, насколько в данной сфере будут учтены и найдены интересы не только участников лесных отношений, но и потенциальных потребителей биотоплива на внутреннем рынке. Эти вопросы требуют согласованной научно-технической политики государства и бизнеса, базой которого должно стать государственно-частное партнерство.

К одной из форм частно-государственного партнерства в лесном комплексе, направленной на повышение конкурентоспособности лесного сектора, следует отнести законодательную норму, заложенную в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающий механизм привлечения частных инвестиций в проекты по освоению лесов.

Конкретно механизм стимулирования таких проектов сформулирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Для данных проектов государство ус-

212

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

тановило определенные преференции для инвесторов, в том числе снижение ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, до 50 % от минимальной ставки и наделение участками лесного фонда без проведения конкурса.

В настоящее время утверждены приказами Минпромторга России более ста приоритетных инвестиционных проектов в области освоения ле сов. Характерной чертой большинства проектов является включение в их состав проектов по производству пеллет и топливных гранул. При этом производство энергоносителей на основе древесины, как правило, базируется на переработке отходов основных технологических процессов. В общей сложности при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов прирост производства энергоносителей на основе древесины составит 636,5 тыс. т и обеспечит переработку отходов, образующихся при заготовке и переработке 7,1 млн куб. м древесины.

В последние годы активно развивается частно-государственное партнерство при реализации проектов перевода муниципальных котельных с традиционных видов топлива (уголь, мазут, сланец) на древесные энергоносители. Положительный опыт такого вида частно-государственного партнерства имеется в Архангельской, Вологодской, Кировской областях и ряде других лесных регионах. Данные проекты реализуются в рамках разрабатываемых администрациями региональных программ, в которых на принципах софинансирования, где на частный бизнес возлагается задача по созданию мощностей по производству энергоносителей на основе древесины, а на властные структуры финансирование работ по модернизации муниципальных котельных и их перевод на древесное топливо.

Примером данного вида частно-государственного партнерства может служить перевод муниципальных котельных на местные виды топлива проводится в соответствии с областной целевой программой «Реформирование и модернизация ЖКХ Кировской области на 2007-2010 гг.», принятой Законом Кировской области от 04.12.2007 № 202-ЗО. Реализация этой программы позволила перевести на древесные виды топлива около 40 муници-

пальных котельных, что позволило вовлечь в энергетику более 9 %, ранее неиспользуемых древесных отходов деревообработки.

В Вологодской области формы частно-государственного партнерства при развитии производства энергоносителей на основе древесины имеют несколько иные формы.

Для вовлечения в оборот отходов переработки древесины в Вологодской области активно привлекаются средства областного и муниципальных бюджетов. За счет средств регионального и местного бюджета строятся мини-ТЭЦ для производства тепло и электроэнергии, обеспечение их работы энергоносителями на основе древесины лежит на частном бизнесе. Проекты реализуются по единой программе на основе софинансирования.

Фактически на всех деревообрабатывающих предприятиях области установлены котельные на отходах лесопиления и деревообработки, позволяющие получать теплоэнергию, используемую для отопления производственных помещений и обслуживания сушильных камер.

В районах области работает 436 муниципальных котельных на дровах, или отходах переработки древесины (щепа и опилки), что составляет 42,6 % от общего число муниципальных котельных области (рисунок).

Планируется строительство на основе частно-государственного партнерства целого ряда котельных на пеллетах для отопления объектов соцсферы в районах области. Так же в области действуют пиролизные установки для получения древесного угля в Кадуе и Сямже. На лесных предприятиях и некото-

Мазутные 24

Древесное сырье 436

Рисунок. Распределение котельных в муниципальных районах Вологодской области по используемому топливу по состоянию на 01.01. 2011 г., шт.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

213

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

рых сельхозпредприятиях идет апробация газогенераторных установок работающих на древесном сырье.

Реализация намеченных направлений развития биоэнергетики Вологодской области позволит к 2020 г.: обеспечить производство биотоплива в объеме 300 тыс. т в год; за счет использования древесного сырья увеличить мощности по производству электроэнергии на мини-ТЭЦ до 22 МВт; построить порядка 20 новых котельных для обеспечения отопления объектов социальной сферы, переоборудовать часть угольных котельных.

Большой практический интерес в деле развития биоэнергетического использования древесины имеют инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку, как «проекты совместного осуществления» в рамках «механизмов гибкости» Киотского протокола. Положительный опыт в этом направлении использования государственных форм поддержки развития биоэнергетики имеет место на ОАО «Волга» и ОАО «Архангельский ЦБК», где в рамках вышеназванных проектов введены в эксплуатацию утилизационные котельные, работающих на древесной коре.

Несмотря на отсутствие целевых государственных программ развития биоэнергетики в Российской Федерации, в ее лесных регионах нарабатывается первый опыт частно-государственного партнерства по производству и использованию на внутреннем рынке некондиционной древесины и древесных отходов в энергетических целях.

Принимая во внимание, что реальные ресурсы древесных отходов образуются на крупных деревообрабатывающих производствах, следует предусматривать при формировании приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов рекомендации инвесторам по включению в их состав производств по производству биотоплива.

Библиографический список

1. Саханов, В.В. Эффективность использования различных видов топлива / В.В. Саханов, В.В. Кашуба, А.Е. Мачина. // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 6(82).

2. Штерн, С. Новый биоэнергетический завет / С. Штерн // The bioenergy intemation (Международная биоэнергетика). - 2008. - № 1.

3. Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г. Минпромторг России. - М., 2008.

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ

предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок

А.В. СОКОЛ, асп. каф. мировой экономики МГУЛ

falkon1@list. ru

Данная статья посвящена исследованию состояния международного рынка продукции лесной промышленности, условиям выхода на этот рынок, а также методам продвижения предприятий на внешнеторговой арене.

Обратимся к основным определениям. Под маркетингом автор понимает систему планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций.

Маркетинг - одна из систем управления капиталистическим предприятием, предпола-

гающая тщательный учет процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Цель маркетинга - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых

214

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.