Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Наталья Юрьевна, Костюченко Татьяна Николаевна, Тенищев Александр Владимирович, Ганюта Ольга Владимировна, Казарин Дмитрий Владимирович

Развитие эффективного и устойчивого сельского хозяйства требует постоянной и целенаправленной технической и технологической модернизации отраслей. Недостатки в существующей системе формирования материально-технической базы сельского хозяйства имеют серьезные негативные последствия как для сельхозтоваропроизводителей, так и для экономики страны в целом. В современных условиях интенсивность технического перевооружения сельского хозяйства многом зависит от уровня государственной поддержки данного процесса. Авторы анализируют реализуемые в Ставропольском крае государственные программы, объем субсидий, направляемый на техническое перевооружение сельского хозяйства за 2014 и 2015 гг. и результаты технической модернизации с целью определения эффективности реализации государственных программ по поддержке реального сектора экономики. В статье проведено сравнение показателей технической модернизации сельскохозяйственного производства в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в целом по Российской федерации в контексте исследуемой проблемы. Проведенные исследования позволили авторам не только выявить проблемы, возникающие в ходе реализации государственных программ, но и сделать обоснованные выводы о необходимости корректировки требований при реализации программ государственной поддержки процесса технической и технологической модернизации к сельхозтоваропроизводителями со стороны уполномоченных органов. Установлено, что на современном этапе техническое и технологическое перевооружение сельского хозяйства должно сопровождаться продолжающейся государственной поддержкой. Проблема технической и технологической модернизации сельского хозяйства остается приоритетным направлением экономической политики правительства в рамках деятельности Министерства сельского хозяйства РФ. С целью повышения эффективности реализации государственных программ по поддержке процесса технической и технологической модернизации сельского хозяйства авторами предложены направления их дальнейшего совершенствования.Development of efficient and sustainable agriculture requires constant and dedicated technical and technological modernization of industries. Deficiencies in the current system of formation of the material and technical base of agriculture have serious negative consequences for the agricultural and for the economy as a whole. In modern conditions the intensity of the technical re-equipment of agriculture depends largely on the level of state support for this process. The authors analyze implemented in the Stavropol Territory government programs, the amount of subsidies directed to the modernization of agriculture in 2014 and 2015. and the results of technical modernization in order to determine the effectiveness of the implementation of government to support the real sector of the economy program. The article compared the technical modernization of agricultural production indicators in the Stavropol and Krasnodar Territories, as well as in the whole of the Russian Federation in the context of the research problem. The studies allowed the authors not only identify issues arising in the implementation of government programs, but also to make valid conclusions about the need to adjust the requirements for the implementation of state programs to support the process of technical and technological modernization to the agricultural producers from the competent authorities. It is established that at the present stage of technical and technological modernization of agriculture must be accompanied by continuing government support. The problem of technical and technological modernization of agriculture remains a priority of the government's economic policy framework of the Ministry of Agriculture. In order to improve the efficiency of the implementation of government programs to support the technical and technological modernization of agriculture process, the authors proposed directions for their further improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова Наталья Юрьевна, Костюченко Татьяна Николаевна, Тенищев Александр Владимирович, Ганюта Ольга Владимировна, Казарин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ»

УДК 338.43 (470.630)

Ермакова Н. Ю., Костюченко Т. Н., Тенищев А. В., Ганюта О. В., Казарин Д. В.

Ermakovo N. Yu., Kostyuchenko T. N., Tenishchev A. V. Galyuta O. V., Casarin D. V.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

STATE SUPPORT OF PROCESS OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN STAVROPOL KRAI

Развитие эффективного и устойчивого сельского хозяйства требует постоянной и целенаправленной технической и технологической модернизации отраслей. Недостатки в существующей системе формирования материально-технической базы сельского хозяйства имеют серьезные негативные последствия как для сельхозтоваропроизводителей, так и для экономики страны в целом. В современных условиях интенсивность технического перевооружения сельского хозяйства многом зависит от уровня государственной поддержки данного процесса.

Авторы анализируют реализуемые в Ставропольском крае государственные программы, объем субсидий, направляемый на техническое перевооружение сельского хозяйства за 2014 и 2015 гг. и результаты технической модернизации с целью определения эффективности реализации государственных программ по поддержке реального сектора экономики. В статье проведено сравнение показателей технической модернизации сельскохозяйственного производства в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в целом по Российской федерации в контексте исследуемой проблемы.

Проведенные исследования позволили авторам не только выявить проблемы, возникающие в ходе реализации государственных программ, но и сделать обоснованные выводы о необходимости корректировки требований при реализации программ государственной поддержки процесса технической и технологической модернизации к сельхозтоваропроизводителями со стороны уполномоченных органов.

Установлено, что на современном этапе техническое и технологическое перевооружение сельского хозяйства должно сопровождаться продолжающейся государственной поддержкой. Проблема технической и технологической модернизации сельского хозяйства остается приоритетным направлением экономической политики правительства в рамках деятельности Министерства сельского хозяйства РФ. С целью повышения эффективности реализации государственных программ по поддержке процесса технической и технологической модернизации сельского хозяйства авторами предложены направления их дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: машинно-тракторный парк, материально-техническая база, сельскохозяйственные предприятия, государственная поддержка, модернизация.

Development of efficient and sustainable agriculture requires constant and dedicated technical and technological modernization of industries. Deficiencies in the current system of formation of the material and technical base of agriculture have serious negative consequences for the agricultural and for the economy as a whole. In modern conditions the intensity of the technical re-equipment of agriculture depends largely on the level of state support for this process.

The authors analyze implemented in the Stavropol Territory government programs, the amount of subsidies directed to the modernization of agriculture in 2014 and 2015. and the results of technical modernization in order to determine the effectiveness of the implementation of government to support the real sector of the economy program. The article compared the technical modernization of agricultural production indicators in the Stavropol and Krasnodar Territories, as well as in the whole of the Russian Federation in the context of the research problem.

The studies allowed the authors not only identify issues arising in the implementation of government programs, but also to make valid conclusions about the need to adjust the requirements for the implementation of state programs to support the process of technical and technological modernization to the agricultural producers from the competent authorities.

It is established that at the present stage of technical and technological modernization of agriculture must be accompanied by continuing government support. The problem of technical and technological modernization of agriculture remains a priority of the government's economic policy framework of the Ministry of Agriculture. In order to improve the efficiency of the implementation of government programs to support the technical and technological modernization of agriculture process, the authors proposed directions for their further improvement.

Key words: machine and tractor park, material and technical resources, agricultural enterprises, state support, modernization.

Ермакова Наталья Юрьевна -

кандидат экономических наук, профессор кафедры

предпринимательства и мировой экономики

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-746-28-43

E-mail: naterma53@mail.ru

Ermakova Natalya Yurevna -

Ph.D in Economics,

professor of department of business

and world economy

Stavropol state agrarian university

Stavropol

Tel.: 8-918-746-28-43 E-mail: naterma53@mail.ru

Костюченко Татьяна Николаевна -

кандидат экономических наук, профессор кафедры

предпринимательства и мировой экономики

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-771-82-54

Е-mail: kostuchenkotn@mail.ru

Kostyuchenko Tatyana Nikolaevna

Ph.D in Economics, professor of department of business and world economy Stavropol state agrarian University Stavropol

Tel.: 8-918-771-82-54 Е-mail: kostuchenkotn@mail.ru

в

:№ 2(22/1), 2016!

51

Тенищев Александр Владимирович -

кандидат экономических наук, доцент кафедры

предпринимательства и мировой экономики

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-928-230-67-79

E-mail: nepier@mail.ru

Ганюта Ольга Владимировна -

директор ООО «Агроальянс»

Тeл.: 8-918-743-37-63

E-mail: о.ganuta@agroalliance.com.ru

Казарин Дмитрий Владимирович -

заместитель директора по экономике ООО «Агроальянс»

Тeл.: 8-961-440-56-16

Е-mail: d.kazarin@agroalliance.com.ru

Тenishchev Alexander Vladimirovich -

Ph.D in Economics,dotsnt departments

of business

and world economy

Stavropol state agrarian University

Stavropol

Tel.: 8-928-230-67-79 E-mail: nepier@mail.ru

Ganyuta Olga Vladimirovna -

director of «Agro Alliance»

Tel.: 8-918-743-37-63

E-mail: о.ganuta@agroalliance.com.ru

Kazarin Dmitry Vladimirovich -

deputy director for economics «Agroalliance» Ltd.

Tel.: 8-961-440-56-16

E-mail: d.kazarin@agroalliance.com.ru

Основой осуществления всех производственных процессов в сельском хозяйстве является её материально-техническая база. Её состав, структура и состояние определяют производственный потенциал аграрного сектора, являющегося ключевым в экономике Ставропольского края.

В современных условиях любое сельскохозяйственное предприятие ориентируется на получение максимальной прибыли. Достижение этой цели возможно при максимально эффективном формировании и использовании

его материально-технической базы. Сегодня, большая часть сельскохозяйственных предприятий осуществляет свою деятельность, не имея современных технических средств. Основные производственные фонды большинства предприятий выработали свой ресурс и не соответствуют темпам современного производства и требованиям новейших технологий. Существовавшая отлаженная и действенная система формирования и использования материально-технической базы в сельском хозяйстве претерпевает существенные изменения. Ориентация исключительно на рыночные

Тракторы до 3-х лет Автомобили ■ до 3-х лет

53,2 от 3-х до 10 лет 54,3 2Î.7 ■ от 3-х до 10 лет

более 10 лет

« ,п более 10 лет

Прицепы тракторные Зерноуборочные комбайны

7,4 ■ до 3-х лет ■ до 3-х лет

19,1 ■ от 3-х до 10 лет 39,7 26,8 ■ от 3-х до 10 лет

73,5 À U ^L

более 10 лет более 10 лет

Прочая уборочная техника Почвообрабатывающие и посевные машины

■ до 3-х лет ■ до 3-х лет

47,6 20<7 17,8

■ от 3-х до 10 31,7 А 50,8 ■ от 3-х до 10 ^ : 4 лет

■ более 10 лет оолее 1илет

Рисунок 1 - Структура машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края (по состоянию на 01.01.2016 г)

отношения без государственной поддержки не оправдала себя, не только в аграрной сфере, но и в большинстве отраслей российской экономики.

На фоне снижения качества почв и выбытия части земель из сельскохозяйственного оборота продолжается процесс неуклонного снижения технической оснащенности отрасли. Ситуация осложняется состоянием машинно-тракторного парка в отрасли: наблюдается не только сокращение, но и интенсивное старение тракторов, автомобилей, зерноуборочных, кор-моуборочных комбайнов и прочей сельскохозяйственной техники (рис. 1).

Практически по всем категориям сельскохозяйственной техники и подвижному составу более половины машин находятся в эксплуатации более 10-ти лет, то есть выработали срок службы, установленный заводом-изготовителем. Интенсивность эксплуатации, поддержание в рабочем состояние и эксплуатационные расходы на устаревшую технику гораздо выше аналогичных показателей для более свежих и новых экземпляров. На фоне сокращения производства и поступлений выручки от реализации продукции в хозяйствах не могут быть созданы фонды накопления для приобретения новой техники.

На федеральном уровне был принят ряд государственных программ по поддержке реального сектора экономики, в том числе и в аграрном сфере. На сегодняшний день в Ставропольском крае реализуется ряд программ, финансируемых из федерального и регионального бюджета. Применительно к сельскохозяйственным предприятиям следующие:

1. Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2009 г. №38-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства Ставропольского края»за счет средств бюджета Ставропольского края осуществляется предоставление субсидий на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства Ставропольского края (субсидии составляют 30 % от стоимости приобретенных технических средств, изготовленных в Ставропольском крае).

2. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских коопера-

тивах»; и постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 г. № 450-п «Об утверждении порядка предоставления за счёт средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» осуществляется предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (размер субсидий составляет 80-100 % учетной ставки Центрального банка РФ).

3. Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.08.2011 г. № 331-п «Об утверждении порядка субсидирования уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования за счёт средств бюджета Ставропольского края» осуществляется предоставление субсидий на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования между лизинговой компанией и субъектом малого и среднего предпринимательства (на условиях со финансирования из федерального и краевого бюджетов предоставляются субсидии в размере до 80% от первоначального взноса).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.09.2009 г. № 237-п «О предоставлении субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённым в Российских кредитных организациях» осуществляется предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (на условиях со финансирования из федерального и краевого бюджетов предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

5. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 года № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники - государственная услуга, при которой сельскохозяйственные товаропроизводители приобретают сельскохозяйственную технику Российской Федерации со скидкой не менее 15 %, в 2015 году - 25 %.

в

:№ 2(22/1), 2016:

53

Государственной поддержкой, направленной на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для сельскохозяйственного производства (по перечисленным выше программам), в 2014 и 2015 годах воспользовались более 700 субъектов предпринимательства Ставропольского края. Субсидии предоставлялись хозяйствам через федеральные и региональные министерства.

Объём субсидий, направленных на модернизацию машинно-тракторного парка и оборудования сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края, представлен в таблице 1.

Несмотря на почти двукратный рост субсидирования в части технической и технологической модернизации в реализации программ государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Ставропольском крае есть определенные сложности.

Анализ мер государственной поддержки в сфере сельского хозяйства Ставропольского края показал, что субъекты малого предпринимательства не могут участвовать в реализации большинства, предлагаемых нормативными актами программ, что связано с невозможностью выполнения условий предоставления субсидий.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства края от 18 февраля 2009 г. № 38-п «Порядок предоставления за счет средств бюджета края субсидий на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства Ставропольского края» и распоряжением Правительства края от 20 января 2014 года. № 20-рп ч субсидия предоставляется на возмещение части стоимости приобретения новых технических средств в размере 30% от их стоимости. Исследования показали, что финансовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств не позволяет им приобретать, даже при условии получения субсидии, новую дорогостоящую технику. Пополнение машинно-тракторного парка малыми аграрными предпринимателями осуществляется за счет недорогой и часто бывшей в эксплуатации техники.

Проблемой является, также, значительный объем информации и бухгалтерской отчетности, которую запрашивают уполномоченные органы (Министерство сельского хозяйства и Министерство экономического развития Ставропольского края) от малых форм хозяйствования при решении вопроса о государственной поддержке и невозможности (сложности) ее предоставить в силу особенностей ведения бухгалтерского учета, что является основанием отказа в рассмотрении уполномоченным органом заявки на получение финансовой помощи.

Необходимо поставить в одинаковые условия всех товаропроизводителей: сократить объем информации, запрашиваемой уполномоченными органами при подготовке заявки на получение финансовой помощи, откорректировать требования и условия предоставления государственной поддержки со стороны уполномоченных органов.

Развитие эффективного сельскохозяйственного производства в современных условиях требует постоянной целенаправленной технической и технологической модернизации аграрного сектора.

В результате активного участия сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края в программах технической модернизации в 2015 г. энергообеспеченность хозяйств возросла до 168,3 л.с./100 га посевных площадей, что несколько ниже аналогичного показателя по Краснодарскому краю, сократилась доля устаревшей техники (табл. 2).

Однако, некоторое снижение доли устаревшей техники еще не показатель конкурентных преимуществ предприятий Ставропольского края. Проблемы технической и технологической модернизации сельского хозяйства требуют комплексного решения: модернизации машинно-тракторного парка, современной организации производственных процессов и эффективного управления ими, решения кадрового вопроса и развития человеческого капитала в отрасли.

Подводя итог, отметим, что сельское хозяйство в Ставропольском крае обладает множеством системных проблем, решение которых требует осуществления ряда структурных пре-

Таблица1 - Объём субсидий, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае

Программы поддержки 2014 2015 2015 в % к 2014

сумма, млн. руб. доля, % сумма, млн. руб. доля, %

№ 38-п (30 % субсид., МСХ СК) 30,0 6,2 30,0 3,6 100,0

№ 1460 (РФ) + № 450-п (СК) (% по кредитам) 255,2 52,7 201,8 24,1 79,1

№ 1432 (РФ, 15 % скидка при приобретении сельхозтехники) 133,4 27,6 538,3 64,2 403,5

№ 237-п, минэк СК (РФ+СК) (% по кредитам) 2,3 0,5 _ _ _

Лизинг, минэк СК (ФБ+СК) 63,2 13,1 50,7 6,0 80,2

Подключение к энергосетям, минэк СК (ФБ+СК) _ _ 17,3 2,1 _

Всего 484,1 100,0 838,1 100,0 173,1

Таблица 2 - Сравнение показателей технической модернизации сельскохозяйственного

производства по регионам

Показатель Ставропольский край Краснодарский край Российская Федерация 2014 г.

2014 2015

Энергообеспеченность, л.с./ 100 га посевной площади 167,0 168,3 193,0 149,1

Энерговооруженность, га пашни/1 эталон. трактор 162,6 161,3 129,0 -

Нагрузка на приведенный комбайн, га / эталон. комбайн 190,0 191,0 262,0 -

Удельный вес МТП со сроком эксплуатации более 10 лет, % 59,0 58,0 - -

в т.ч. тракторы, % 56,0 53,2 62,0 60,9

зерноуборочные комбайны, % 45,7 39,7 49,0 47,1

образований. Одной из таких проблем, является проблема технической оснащенности всего аграрного сектора. Сегодня, несмотря на усилия федеральных и региональных властей, очевидно, что сельское хозяйство остается отраслью со слабой инвестиционной привлекательностью, что сдерживает использование товаропроизводителями достижений научно-технического прогресса. Получился, по сути, замкнутый круг: без достаточного финансирования сельское хозяйство не будет привлека-

тельным для необходимых инвестиций, а инвестиции не поступают в аграрный сектор экономики из-за его слабой инвестиционной привлекательности. Поэтому, на современном этапе техническое и технологическое перевооружение сельского хозяйства должно сопровождаться продолжающейся государственной поддержкой. Проблема технической и технологической модернизации сельского хозяйства остается приоритетным направлением экономической политики правительства.

Литература

1. Винничек Л. Б., Ефимов А. М. Экономический механизм как способ государственного регулирования сельского хозяйства // Состояние и перспективы развития АПК : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию кафедры «Организация и информатизация производства» / под общ. ред. :

A. И. Алтухова, Л. Б. Винничек, О. Н. Ку-харева, Л. П. Силаевой ; Пензенская государственная сельскохозяйственная академия. Пенза, 2014. С. 20-29.

2. Банникова Н. В. Инструменты стратегического анализа в аграрной сфере // Актуальные проблемы развития агробизнеса в условиях модернизации экономики. Ставрополь, 2012. С.45-50.

3. Мантаева Э. И., Голденова В. С., Халга-ев О. В. К вопросу о роли государства в повышении инвестиционной привлекательности региона (на материалах Республики Калмыкия) // Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности : императивы, правовые и хозяйственные механизмы : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Финансового университета / под ред.

B. В. Сорокожердьева. Краснодар, 2014.

C. 136-139.

4. Таранов П. М., Гадаева В. Ю. Применение проблемно-ориентированной методики анализа отраслей АПК при формировании государственных отраслевых программ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 120-124.

References

1. Vinnichek L. B., Efimov A. M. The economic mechanism as a means of state regulation of agriculture. In: State and prospects of development of agrarian and industrial complex collection of articles of the International scientific-practical conference devoted to the 60th anniversary of the Department «Organization and computerization of production.» Edited by: A. I. Altukhova, L. B. Vinnichek, O. N. Kukhareva, L. P. Silaeva; Penza State Agricultural Academy. 2014. Pp. 20-29.

2. Tools of the strategic analysis in the agrarian sphere. Bannikova N. V. In the collection: Actual problems of development of agrobusiness in the conditions of modernization of economy 2012. Pp. 45-50.

3. Mantaeva E. I., Goldenova V. S., Halgaev O. V. The role of the state in improving the investment attractiveness of the region (on the Republic Kalmykia material). In the collection: Problems of achieving economic efficiency and social balance: Imperatives, legal and economic mechanisms of the International scientific-practical conference dedicated to the 95th anniversary of the University of Finance. Editor: Sorokozherdev V. V. 2014. Pp. 136-139.

4. Taranov P. M., Gadaev V. Y. The use of problem-oriented methods of analysis of agribusiness sectors in the formation of public sector programs / Taranov P. M., Gadaev V. Y. // Economy and Entrepreneurship. 2014. number 9 (50). Pp. 120-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.