Научная статья на тему 'Государственная поддержка предприятий рыбохозяйственного комплекса'

Государственная поддержка предприятий рыбохозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ассортимент / структура / рыбохозяйственный комплекс / рыбная продукция / государственное финансирование. / Product line / structure / fishery industry / fish products / public funding.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратова Елена

В настоящее время рыбохозяйственный комплекс России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными рыбными продуктами. Расширение ассортимента выпускаемой продукции имеет ограничения из-за специфики деятельности. Для обновления ассортимента требуется пересмотр технологического процесса и ввод новых производственных линий, что затруднено в связи с большими финансовыми затратами. Однако в настоящее время даже малое предприятие рыбохозйственного комплекса с успехом может воспользоваться мерами государственной поддержки в части финансирования мероприятий, направленных на расширение и обновление ассортимента выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR FISHERIES COMPANIES

At present, the fishery industry of Russia is one of the strategic sectors of the economy, designed to provide a sustainable supply of the population with the necessary high-quality fish products. Product-line expansion is restricted due to the specific feature of the activity. In order to update the product line it is required to review the process and to introduce new process lines, which is difficult due to the large financial costs. However, at present, even a small enterprise in the fishery industry can successfully use state support measures in terms of financing measures aimed at expanding and updating the product output.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка предприятий рыбохозяйственного комплекса»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

STATE SUPPORT FOR FISHERIES COMPANIES

УДК 639.37

DOI :10.24411/2588-0209-2019-10068

Муратова Елена, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Пермского аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Muratova Helen, Ph.D (economics), assistant professor of Management Department of Pryanishnikov State Agrarian and Technological University in Perm

Аннотация. В настоящее время рыбохозяйственный комплекс России - одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными рыбными продуктами. Расширение ассортимента выпускаемой продукции имеет ограничения из-за специфики деятельности. Для обновления ассортимента требуется пересмотр технологического процесса и ввод новых производственных линий, что затруднено в связи с большими финансовыми затратами. Однако в настоящее время даже малое предприятие рыбохозйственного комплекса с успехом может воспользоваться мерами государственной поддержки в части финансирования мероприятий, направленных на расширение и обновление ассортимента выпускаемой продукции.

Abstract. At present, the fishery industry of Russia is one of the strategic sectors of the economy, designed to provide a sustainable supply of the population with the necessary high-quality fish products. Product-line expansion is restricted due to the specific feature of the activity. In order to update the product line it is required to review the process and to introduce new process lines, which is difficult due to the large financial costs. However, at present, even a small enterprise in the fishery industry can successfully use state support measures in terms of financing measures aimed at expanding and updating the product output.

Ключевые слова: ассортимент, структура, рыбохозяйственный комплекс, рыбная продукция, государственное финансирование.

Keywords: Product line, structure, fishery industry, fish products, public funding.

Ассортимент определяет возможность предприятия удовлетворять запросы целевой клиентской группы и, соответственно, оказывает прямое влияние на конкурентоспособность и продажи компании, и компания может рассчитывать на реальный коммерческий успех только при рационально организованной структуре ассортимента товарной продукции.

Управление ассортиментом товарной продукции предприятий рыбохозяйственного комплекса подразумевает инвестиционную деятельность по обновлению основных производственных фондов, по повышению квалификации персонала предприятия в связи с вводом современного оборудования для выпуска новой продукции, а также построение эффективных каналов распределения продукции, системы коммуникаций для реализации новой продукции [5, с. 216]. Поэтому управление ассортиментом товарной продукции является одним из ключевых направлений производственно-финансовой деятельности предприятия, а совершенствование ассортимента выпускаемой продукции является средством для повышения эффективности экономической деятельности. В современных условиях ассортимент товарной продукции любого предприятия нуждается в постоянном внимании и совершенствовании, а принятие решений по выпуску новой продукции или обновления существующего ассортимента товарной продукции зависит от качества прогнозирования финансовых показателей выручки, что представляет наиболее важное направления в составе аналитических функций финансового менеджмента предприятий. Кроме того, построение финансовых планов и прогнозов является необходимым условием участия в конкурсных процедурах на получение государственной поддержки в виде гранта.

На примере предприятия рыбохозяйственного комплекса ООО «Север», ХМАО-Югра показано, как, используя меры государственной поддержки, можно расширить ассортимент выпускаемой продукции, получив эффекты как в части роста качества выпускаемой продукции, так и в части финансовых результатов.

В настоящее время рыбное хозяйство Российской Федерации находится в очень сложном экономическом положении, но несмотря на это, имеет высокий уровень самостоятельного обеспечения рыбопродуктами и рыбой [6, с. 22].

Согласно государственной программе «Развития рыбохозяйственного комплекса» [1] и «Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» [2] перед Правительством поставлена определенная цель, заключающаяся в достижении высокого уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, который бы соответствовал статусу экономически развитого государства. Для достижения поставленной цели необходимо перевести экспортно-сырьевой рыбохозяйственный комплекс к инновационному типу развития.

Предприятия рыбохозяйственного комплекса играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны после введения Россией продовольственных санкций. Такое предприятия часто являются градообразующими, от их функционирования в большой степени зависит экономическая стабильность прибрежных регионов страны.

В отрасли речного рыболовства нет крупных игроков, а современные промышленные технологии вылова и логистики используются гораздо меньше. Кроме того, биологическая продуктивность внутренних водоемов значительно ниже. Все это

International agricultural journal №3/2019

обуславливает малый удельный вес сегмента речной рыбы в общем объеме вылова -всего лишь 3,4%.

Отрасль представлена большим количеством мелких производителей, поэтому характер рынка близок к конкурентному. Изменение цен на продукцию происходит под влиянием следующих факторов:

- общеэкономическая ситуация в стране;

- квоты на вылов рыбы и процент их освоения;

- болезни рыб и обусловленные ими ограничения;

- сезонные ограничения на вылов рыбы;

- цены на сопутствующие продукты [6, с. 24].

Таким образом, производители, особенно небольшие, не имеют значимого влияния на рыночные цены.

Рыбохозяйственный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры остается одним из основных направлений развития несырьевого сектора экономики региона. Промышленное рыболовство, аквакультуру (товарное рыбоводство и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов), рыбопереработку здесь осуществляют индивидуальные предприниматели, акционерные общества и национальные общины коренных малочисленных народов Севера.

В рыбной отрасли региона занято порядка 2000 человек и 172 предприятия различных форм собственности. Основная часть - 165 предприятий - занимаются выловом, 21 из них также осуществляет рыбопереработку, еще 7 компаний заняты исключительно производством рыбной продукции (рисунок 1).

15,5

8,3

7,1

7,8

8,4

8,5

7,2

8,5

8,5

10,4

CvV

У

/ / /

Рисунок 1 - Объемы добычи рыбы в ХМАО-Югра [8]

Объемы вылова водных биоресурсов в ХМАО на протяжении 2005-2016 гг. оставались на уровне 7,1-8,5 тыс.тонн. В 2017 году объемы добычи рыбы существенно выросли (рисунок 1). По итогам работы отрасли в 2017 г. добыто 10,4 тыс. тонн рыбы, что составляет 121,97% к уровню 2016 г. Лидирующие позиции по объему вылова удерживают Ханты-Мансийский (4161,3 тонны) и Кондинский районы (2002,4 тонны).

Объем рынка рыбы Ханты-Мансийского автономного округа - Югра имеет важное значение для разработки ассортиментной политики. Он рассчитан как произведение среднедушевого потребления на численность населения соответствующих территорий (таблица 1 ).

Таблица 1 - Расчет объема рынка рыбы

Численность Среднедушевое Объем

Регион населения, млн. потребление, потребления

чел. кг./год рыбы, тыс.тонн

Российская Федерация 146,3 22,3 3262,5

Уральский федеральный округ 12,3 23,2 285,4

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1,6 26,3 42,1

Проведенный анализ показывает, что объем потребления рыбы на рынке УрФО составляет 285,4 тыс. тонн, а ХМАО-Югра - 42,1 тыс.тонн. Несомненно, что рынок УрФО является для рыбохозяйственной отрасли ХМАО-Югра перспективным рынком сбыта.

Рынок добычи рыбы в ХМАО-Югра является сформировавшимся и стабильно функционирующим, с растущим уровнем конкуренции. Рост цен на рыбу создает благоприятные предпосылки для расширения вылова речной рыбы, так как часть населения будет переключаться именно на нее, как недорогой и ценный источник белка. Для усиления собственных конкурентных позиций предприятиям следует расширить производственную цепочку путем включения в производственный цикл первичной переработки рыбы-сырца.

С 2018 года прослеживается тенденция к снижению сбыта продукции рыбоперерабатывающих предприятий оптовым покупателям. Это связано с ростом конкуренции на рынке ХМАО-Югра, поскольку данные предприятия не могут расширять рынок сбыта в связи с отсутствием возможностей заморозки выловленной рыболовецкими бригадами либо закупленной у местного населения рыбы. Данная ситуация не является критической, но может в дальнейшем негативно сказаться на рынке сбыта продукции недлительного хранения.

Снижение рентабельности производства на рыбоперерабатывающих предприятиях может быть обусловлено отсутствием в ассортименте продукции с дополнительной стоимостью. Основная товарная продукция некоторых предприятий представлена в виде рыбы-сырца, которая имеет особенности сбыта, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

Во-первых, рыба-сырец непотрошеная (03.12.20 Рыба пресноводная свежая или охлажденная, не являющаяся продукцией рыбоводства) относится к сельскохозяйственной продукции без первичной переработки, следовательно, требуется ее незамедлительная реализация.

Во-вторых, продукция предприятия в виде рыбы-сырца без первичной переработки ограничивает возможность выхода предприятия на новые рынки сбыта. Как можно определить из анализа рыночной ситуации, у предприятия много конкурентов в ХМАО, причем большинство реализует рыбу в замороженном виде.

В-третьих, отсутствие на предприятии оборудования для заморозки не позволяет закупать у местного населения большие объемы улова, рыбы-сырца.

Тем не менее, на сегодняшний день имеется ресурсная база для увеличения объемов реализуемой продукции, жители населенных пунктов Ханты-Мансийского района ХМАО готовы поставлять большие объемы рыбы-сырца, для которой имеются потенциальные покупатели: предприятия розничной торговли, перерабатывающие предприятия ХМАО, а также предприятия оптовой торговли и перерабатывающие предприятия УрФО. Однако для этого рыбоперерабатывающим предприятиям необходимо внедрить мероприятия по совершенствованию производства продукции для увеличения объемов реализации, снижения ее себестоимости, повышения качества товарной продукции и реализации ее на более выгодных рынках сбыта.

На одном из рыбоперерабатывающих предприятий ХМАО-Югра, ООО «Север», в целях совершенствования ассортимента товарной продукции предлагается создать участок по заготовке, заморозке и оптовой реализации речной рыбы.

Цели проекта:

- расширения и обновления ассортимента, ввод в товарный ряд продукции первичной переработки (замороженная речная рыба);

- получение дополнительной прибыли за счет реализации продукции с дополнительной стоимостью - мороженой речной рыбы в ХМАО-Югра и на новых рынках сбыта;

- эффективное использование водных ресурсов ХМАО-Югра;

- увеличение количества рабочих мест в рамках реализации проектов в сфере развития традиционных видов деятельности.

Предлагаемый ассортимент:

- неразделанная мороженая речная рыба (язь, плотва, щука, карась, налим). Данная продукция имеет длительную историю присутствия на рынке, что гарантирует сбыт при условии активного продвижения и соблюдения требований к качеству и приемлемых цен. Технология заморозки продукции рыбы в рефрижераторных контейнерах позволит обеспечить сохранность продукции и уничтожение гельминтов.

У ООО «Север» имеются следующие предпосылки для успешной реализации предлагаемого проекта:

- наличие стабильного спроса на мороженую речную рыбу, особенно в условиях роста цен на импортную рыбную продукцию;

- рост среднедушевого потребления рыбы в РФ;

- наличие значительного рыбохозяйственного потенциала водно-биологических объектов ХМАО-Югра;

- невысокая степень освоения рыбохозяйственного потенциала ХМАО-Югра (5060% на магистральных реках, 3-5% на озерах);

- наличие трудовых ресурсов - местного населения, в том числе представителей коренных малочисленных народов Севера. Для последних рыбная ловля является традиционной хозяйственной деятельностью;

- наличие финансовых ресурсов: ООО «Север» имеет устойчивое финансовое состояние и свободно от долгосрочных займов, поэтому предприятие может претендовать на предоставление гранта правительства ХМАО-Югра (ежегодный конкурс Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО, номинация «Развитие рыбного промысла», подноминация «Заготовка, хранение и транспортировка продукции») в форме субсидий для реализации проектов, способствующих развитию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югра;

- резервы производственных мощностей ООО «Север»: загрузка производственного оборудования (лодки и оснащение для рыбного промысла) и помещений в собственности компании в настоящее время составляет 75%.

Основные технологические процессы предлагаемого проекта представлены на рисунке 2.

1. Заготовка речной рыбы-

сырца, как силами собственной рыболовной бригады, так и путем закупа у местного населения

3. Транспортировка мороженой рыбы в г Ханты-Мансийск для реализации в ХМАО-Югра и вывоза в другие регионы (УрФО)

J

Рисунок 2 - Основные технологические процессы проекта совершенствования ассортимента выпускаемой продукции ООО «Север»

В рамках организации проекта необходимо приобрести шесть рефрижераторных контейнеров, которые планируется разместить на трех площадках - заготовительных пунктах (п. Пырьях, с. Кышик, д. Нялина). Три заготовительных пункта позволят замораживать в среднем 250 тонн рыбы в год. При потерях 3% возможный объем реализации замороженной рыбы составит 242,5 тонн рыбы в год.

По мере наполнения рефконтейнеров необходимо производить вывоз и реализацию мороженой рыбы на арендованной барже. Вывоз составит до 50 тонн за рейс.

Для функционирования производства требуется организовать дополнительный производственный участок ООО «Север» в количестве 11 человек (в том числе бригада рыбаков - 5 чел). Планируется заготавливать 100 тонн силами трудового коллектива и еще 150 тонн рыбы/год закупать у местного населения.

Замороженная рыба будет реализовываться местным розничным торговым сетям и перерабатывающим предприятиям ХМАО-Югра, а также направляться в другие регионы.

Совокупные инвестиции в проект планируются в объеме 4065 тыс.руб., из них:

- собственные средства: 265 тыс. руб.

- грант правительства ХМАО-Югра: 3800 тыс. руб.

В финансовых расчетах по планируемому проекту совершенствования производства выпускаемой продукции ООО «Север» учитывается инфляция путем выполнения расчетов в текущих (номинальных) ценах с учетом прогнозируемой инфляции. Для прогнозирования закупочных цен и заработной платы использован темп роста номинальной заработной платы (прогнозирование темпа роста реальной заработной платы на ИПЦ). Источниками данных о прогнозных темпах инфляции являются официальные прогнозы региональных властей:

- для прогноза данных на 2020-2022 г. использовано Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 июля 2019 года № 400-рп «Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

- для прогноза данных до 2024 г. использовано Распоряжение Правительства автономного округа от 26.07.2016 №383-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года».

В бюджете доходов и расходов определяется чистая прибыль предприятия, а также рассчитывается сумма единого налога УСН (таблица 2).

Таблица 2 - Бюджет доходов и расходов (тыс. руб.)

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Выручка 0,0 13 881,9 14 756,5 15 509,1 16 253,5 17 033,7

Расходы на производство, в 0,0 12 13 13 14 15

том числе: 283,5 098,6 793,0 522,4 291,5

Переменные расходы 0,0 6 476,7 6 925,3 7 307,2 7 710,6 8 136,4

Постоянные расходы, в том числе: 0,0 5 400,3 5 766,8 6 079,4 6 405,2 6 748,6

Амортизация 406,5 406,5 406,5 406,5 406,5

Операционная прибыль 0,0 1 598,5 1 657,9 1 716,0 1 731,1 1 742,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проценты за кредит 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Прибыль до налогообложения 0,0 1 598,5 1 657,9 1 716,0 1 731,1 1 742,1

База для Единого налога 0,0 -2 060,0 2 064,4 2 122,5 2 137,6 2 148,6

Единый налог (15%) 0,0 0,0 0,7 318,4 320,6 322,3

Минимальный налог (1%) 138,8 147,6 х х х

Чистая прибыль 0,0 1 459,6 1 510,3 1 397,7 1 410,5 1 419,9

Рентабельность по чистой 10,5 10,2 9,0 8,7 8,3

прибыли, %

На сегодня ООО «Север» работает по УСН с объектом «Доходы» (6%), в рамках предлагаемого проекта для вновь организованного производственного участка предприятия целесообразно использовать УСН с объектом «Доходы минус расходы» (налоговая ставка составляет 15%). В 2020-2021 году из за отрицательной или околонулевой суммы единого налога, предприятие будет уплачивать минимальный налог (1% от выручки).

Таким образом, расчеты показали, что проект по организации нового производственного участка с использованием усовершенствованной технологии производства выпускаемой продукции является прибыльным на протяжении всего периода деятельности.

Прогнозные расчеты подтверждают экономическую целесообразность внедрения разработанного проекта, поскольку за счет этого компания расширит ассортимент.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» // Собрание законодательства РФ.

- 2014. - № 18 (часть II). - Ст. 2160.

2. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2003 № 1265-р (ред. от 21.07.2008) «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» // Российская бизнес-газета. - 2003. - № 36.

3. Аносова, Л.А. Управление рыбным хозяйством России в современных условиях / Л.А. Аносова, Л.С. Кабир // Экономика и управление. - 2017. - №4.

- С. 4-9.

4. Зыкова, Н.В. Рыбное хозяйство и устойчивое развитие Ханты-Мансийского автономного округа / Н.В. Зыкова // Российское предпринимательство. - 2018.

- № 12 (2). - С. 184-186.

5. Миркина, О.Н. Пути совершенствования ассортиментной политики предприятия// Наука Красноярья. - 2017. -Т. 6. - № 1-2. -С. 216-220.

6. Палько Е.А. Вылов рыбы сельхозтоваропроизводителем // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве.

- 2018. - № 3. - С. 22-24.

7. Прогноз инфляции в России. URL: https://apecon.ru/prognoz-inflyatsii-na-gody-v-rossii (дата обращения 21.10.2019)

8. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года, http://www.ugra-agro.ru/hmao (дата обращения 21.10.2019)

9. Черданцев В.П., Шаклеина С.А. О необходимости государственной поддержки развития традиционных промыслов на северных территориях Пермского края// Материалы IX Северного социально-экологического конгресса «Российский Север: перспективы, долгосрочные прогнозы, управление рисками» 26-28 сентября 2013 года Архангельск

10. Черданцев В.П., Шаклеина С.А. Условия и возможности развития агробизнеса на северных территориях Пермского края// Казанская наука. 2017 - №12, с. 4547

11. Черданцев В.П. Кластер, как объединяющий фактор элементов производственной цепочки// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017 - № 7(ч.3). с.176 - 178

Spisok ispol'zovannoj literatury

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 314 (red. ot 27.03.2019) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozyajstvennogo kompleksa» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. - № 18 (chast' II). - St. 2160.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.09.2003 № 1265-r (red. ot 21.07.2008) «O Koncepcii razvitiya rybnogo hozyajstva Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // Rossijskaya biznes-gazeta. - 2003. - № 36.

3. Anosova, L.A. Upravlenie rybnym hozyajstvom Rossii v sovremennyh usloviyah / L.A. Anosova, L.S. Kabir // Ekonomika i upravlenie. - 2017. - №4. - S. 4-9.

4. Zykova, N.V. Rybnoe hozyajstvo i ustojchivoe razvitie Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga / N.V. Zykova // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2018. - № 12 (2). - S. 184-186.

5. Mirkina, O.N. Puti sovershenstvovaniya assortimentnoj politiki predpriyatiya// Nauka Krasnoyar'ya. - 2017. -T. 6. - № 1-2. -S. 216-220.

6. Pal'ko E.A. Vylov ryby sel'hoztovaroproizvoditelem // Aktual'nye voprosy buhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya: uchet v sel'skom hozyajstve. - 2018. -№ 3. - S. 22-24.

7. Prognoz inflyacii v Rossii. URL: https://apecon.ru/prognoz-inflyatsii-na-gody-v-rossii (data obrashcheniya 21.10.2019)

8. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Hanty-Mansij skogo avtonomnogo okruga - YUgry do 2020 goda i na period 2030 goda, http://www.ugra-agro.ru/hmao (data obrashcheniya 21.10.2019)

9. CHerdancev V.P., SHakleina S.A. O neobhodimosti gosudarstvennoj podderzhki razvitiya tradicionnyh promyslov na severnyh territoriyah Permskogo kraya// Materialy IX Severnogo social'no-ekologicheskogo kongressa «Rossijskij Sever:

perspektivy, dolgosrochnye prognozy, upravlenie riskami» 26-28 sentyabrya 2013 goda Arhangel'sk

10. CHerdancev V.P., SHakleina S.A. Usloviya i vozmozhnosti razvitiya agrobiznesa na severnyh territoriyah Permskogo kraya// Kazanskaya nauka. 2017 - №12, s. 4547

11. CHerdancev V.P. Klaster, kak ob"edinyayushchij faktor elementov proizvodstvennoj cepochki// Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2017 - № 7(ch.3). s.176 - 178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.