ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ
АМЕРИКИ
STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN THE UNITED STATES OF
AMERICA
Волкова Н. В., старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск Деревянко А. В., студентка направления 38.03.02 «Менеджмент (уровень бакалавриата)» профиль «Управление малым бизнесом» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск
Volkova N. V., [email protected] Derevyanko A.V., [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрен ряд программ государственной поддержки малого бизнеса в Соединенных Штатах Америки, в том числе меры, принимаемые правительством для смягчения последствий пандемии для малого бизнеса.
Annotation
The article examines a number of government support programs for small businesses in the United States of America, including measures taken by the government to mitigate the impact of the pandemic on small businesses.
Ключевые слова: малый бизнес, программы поддержки малого бизнеса в США, поддержка малого бизнеса в период пандемии.
Keywords: small business, small business support programs in the United States, small business support during a pandemic.
Малый бизнес играет значительную роль в экономике Соединенных Штатах Америки. В настоящее время в нём задействовано более 52 % населения страны, но так было не всегда. Государство начало проявлять интерес к малому бизнесу со времён Великой депрессии. В 1932 году президентом Гувером был издан указ о создании Восстановительной финансовой корпорации (RFC - Reconstruction Finance Corporation), деятельность которой была направлена на восстановление экономики и устранения последствий кризиса. Для этого пострадавшим малым и средним организациям выдавались займы.
В 1942 году конгрессом было принято решение о создании Корпорации военных заводов (SWPC - Small War Plants Corporation), одной из задач которой было привлечение малых и средних предприятий к выпуску продукции военного назначения [1]. В 1953 году был создан Отдел малого бизнеса (Office of Small Business), который сегодня называется «Small Business Administration» (Администрация малого бизнеса), в задачи входит консультирование, защита интересов малых предприятий, сохранение конкурентоспособности предпринимательства и укрепление экономики страны в целом. Сегодня Администрация малого бизнеса обладает ежегодным портфелем займов в количестве 219 тысяч ед. на общую сумму свыше 45 млрд долларов, предоставленных малому и среднему бизнесу. Это способствует удержанию лидерской позиции США на многих мировых рынков товаров/услуг, и сохранению лидирующих позиций в мировом рынке.
В результате реализуемых мероприятий с 90-х годов 20 века около 64 % новых рабочих было создано в секторе малого бизнеса, а количество фирм в те года превышало 1,8 млн. ед. На сегодняшний день в США зарегистрировано около 20 млн. организаций, из которых 82 % -осуществляют свою деятельность в сфере услуг, 13 % - в сфере промышленности; 5 % - в других отраслях.
В США предусмотрены различные налоговые льготы, например, «бонус первого года». Он предусматривает выплату налога не со всей суммы, а лишь с 50 %.
На основе закона «О равных возможностях» и закона «Об общественных работах и экономическом развитии» создана программа помощи малым предприятиям, принадлежащим национальным меньшинствам.
Согласно законодательству США, государственные заказы, как минимум на 23 % должны обслуживаться предприятиями малого бизнеса. В Штатах действует весьма необычная программа по отношению к женщинам -предпринимателям, которая заключается в том, что при прочих равных условиях, им отдается преимущество на получение госзаказа. Но, чтобы воспользоваться данным преимуществом, предприятие должно находиться в собственности женщины как минимум на 51 % [2].
Одной из самых крупных и популярных в США программ является Small Business Administration Loan Guaranty Program (LCP), так называемая Гарантийная программа Ссуды. В её рамках реализуется 7 подпрограмм [3]:
• Standard Loan;
• Small Loan;
• Export Working Capital;
• Veterans Advantage;
• SBA Express Export Express;
• International Trade Loan;
• CAPLines.
Суть программ заключается в том, что организации составляют заявки на кредит и отправляют их на рассмотрение в Администрацию малого бизнеса (SBA), которая определяет в рамках какой подпрограммы может быть выдан кредит.
В случае одобрения заявки по подпрограмме Standard Loan (кредитная линия) SBA предоставляет банку и заемщику кредитные гарантии в размере 75-85%, а банк предоставляет кредит по договорной льготной процентной ставке. Максимальная сумма равна 5 миллионам долларов, а максимальный срок гарантии и кредита до 10 лет. Комиссия составляет: при 0 % - 125 долл., 3% - 700, 3,5 % и 3,75 % - 1000. В случае просрочки выплаты (60 дней), банк обращается в SBA за компенсацией задолженности. Преимуществами данной подпрограммы являются льготные процентные ставки, небольшая величина комиссии, редкое применение штрафных санкций в случае просрочки и постоянная поддержка в ведении бизнеса. Основными недостатками можно назвать: высокий процент отклонения заявок (около 50%) и длительные сроки согласования.
Отличительной особенностью подпрограммы Small Loan является небольшая сумма кредита - до 150 тыс. долларов (процентная ставка договорная), срок кредитования до 6 лет, размер гарантий составляет 75 %, размер комиссии - 0,25 %. К преимуществам данной подпрограммы можно отнести отсутствие залога при кредите менее 25 тыс. долларов. К недостаткам - длительный срок согласования заявки с SBA.
По подпрограмме Export Working Capital (кредитная линия) максимальная сумма кредита составляет 5000 тыс. долларов со сроком выдачи не более 12 месяцев. Размер гарантии составляет 90 %, размер комиссии такой же как в подпрограмме Standard Loan. Основным её преимуществом является выгодный срок погашения по экспресс- кредитам. К недостаткам можно отнести наличие комиссии за досрочное погашение в размере от 1 до 5 % и дополнительные сборы при выплате кредита.
В рамках подпрограммы Veterans Advantage размер займа составляет до 5000 тысяч долларов со сроком выплаты от 12 до 25 месяцев. Предоставляется размер гарантии 50-75 %, а комиссия составляет от 0 до 1,5 %. Достоинство подпрограммы заключаются в длительном сроке кредитования и отсутствие комиссии при заявке на кредит до 150 тысяч
долларов, а недостатком являются специфические требования, которые предъявляются к заемщику.
С 2014 года перечисленные подпрограммы были направлены на стимулирование экспортной деятельности малых предприятий и увеличение предпринимательской деятельности ветеранов.
Ещё в США реализуются такие программы поддержки малого бизнеса,
как:
• 504/CDC (Certified Development Company);
• Microloan;
• Disaster Loan.
Программа 504/CDC направлена на стимулировании инициативы кредиторов в долгосрочной поддержке и сохранению рабочих мест в малых предприятиях. В рамках 504/CDC некоммерческие девелоперские компании являются связующим звеном, посредником между SBA и кредиторами для обеспечения долгосрочного финансирования малого предприятия. К плюсам данной программы относятся: длительные сроки кредитования; фиксированная процентная ставка; возможность создания новых рабочих мест (1 место на каждые 100 тысяч долларов) и низкое залоговое обеспечение в размере 10 %. К минусам можно отнести то, что заемщик выплачивает две доли кредита - кредитору и CDC; запрет на поддержку некоторых видов бизнеса (например, азартные игры); ограниченная сумма на предоставление кредита на покупку недвижимости [4].
Программа Microloan направлена на выдачу краткосрочных микрокредитов или грантов для малых предприятий. Благодаря этой программе у организаций появляется возможность государственного краткосрочного микрокредитования. Одним из условий выдачи средств является ведение бизнеса более 4-х лет и получение ежегодного дохода в размере не менее 180 тысяч долларов. Максимальный размер кредита равен 50 тыс. долларов с условием выплаты не больше 6 лет.
К положительным сторонам программы относятся одни из самых выгодных условий внесения платежей за кредит, процентную ставку, которая составляет от 7,75 % до 8,5 %, консультирование и проведение тренингов. Недостатками можно назвать наличие дополнительных сборов с заемщиков, наличие высоких рисков у кредиторов, отсутствие возможности приобретения недвижимости или погашения другого долга с помощью микрокредита.
Программа Disaster Loan так же, как и 504/CDC, нацелена на стимулирование инициативы кредиторов в долгосрочной поддержке малого бизнеса и сохранению рабочих мест. По сравнению с докризисными годами в 2018 году количество кредитов, выдаваемых Disaster Loan, выросло в 9 раз. В рамках этой программы SBA предоставляет малым предприятиям долгосрочные ссуды под низкую процентную ставку для ремонта/замены незастрахованного имущества в случае повреждения. Кредитная ставка в данной программе составляет не более 4 %, а максимальный размер предоставляемых средств - 2 млн. долларов. Достоинства Disaster Loan заключаются в низкой процентной ставке, срок выплаты кредита варьируется до 30 лет, и данная программа предусматривает выдачу кредита как физическим, так и юридическим лицам.
Несмотря на упомянутые выше программы, в период пандемии Правительством США были разработаны и реализованы дополнительные меры поддержки малого предпринимательства [5, 8, 9]. Так 27 марта 2020 года Дональдом Трампом был подписан закон «О готовности к коронавирусу, ответных действиях и дополнительных ассигнованиях» («Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations»), в котором говорилось о том, что малым предприятиям будут выданы кредиты на общую сумму 350 млрд. долларов. Если эта сумма предназначена для выплаты зарплаты сотрудникам, арендную плату или погашение процентов по ипотечным кредитам, то данную сумму не нужно возвращать.
Из-за сложной ситуации в стране Конгресс США одобрил продление программы условно-безвозвратных займов для малого бизнеса на 660 млрд. долларов до 8 августа.
23 апреля был одобрен новый законопроект, в котором говорилось о том, что малому бизнесу будет выделено 300 млрд. долларов на программу льготных кредитов.
В рамках программы Small Business Administration Loan Guaranty Program для поддержки малых предприятий в сложившейся ситуации было выделено 349 млрд. долларов.
По программе защиты зарплаты (PPP) малые организации могли получить кредит, превышающий в 2,5 раза размер суммы на оплату труда сотрудников, но не более 10 млн долларов. Процедура для получения кредита была проста: заемщику нужно было подтвердить, что в связи сложной экономической ситуацией необходимы средства на найм сотрудников, выплату заработной платы или оплату коммунальных услуг. Если заемщик не брал данный кредит или другие кредиты в рамках программы закона «Families First Coronavirus Response» («Об ответных мерах по первоочередной поддержке семьи в период коронавируса»), то ему доступно право получить кредит на employee retention credit (удержание сотрудников). Это возвратный кредит, равный 50 % зарплаты, выплачиваемой работникам организации, при максимальной выплате в размере 5000 долларов на одного сотрудника [6].
Согласно отчётам, по состоянию на 1 декабря 2020 года общая сумма кредита по программе PPP составила 740 млрд долларов. Её получили организации из 1243 отраслей. Общая сумма кредитов составила 40 978 898 184 долл. или 309 144 ссуды [7].
Государственная поддержка малого бизнеса США в период пандемии сыграла значительную роль. В период коронавирусной инфекции особенно были ценны выгодные условия кредитования, что позволило сохранить
высокую долю малых предприятий в экономике страны и снизить уровень безработицы.
Литература
1. Ссылка: https://feinsteinpartners.ru/us/ (дата обращения 12.05.2021
г.);
2. The Wall Street Journal. — March 26. — 2020;
3. Ссылка:https://www.whitehouse.gov/ (дата обращения 15.05.2021
г.);
4. Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations. — July 27. — 2020;
5. Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act - CARED). — July 27. - 2020;
6. Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/4405765 (дата обращения 25.05.2021 г.);
7. Families First Coronavirus Response. — March 18. — 2020;
8. Ccbrn^https ://www.executive .ru/wiki/index.php/%D0%9C%D0%B0 %D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5 %D1%81 (дата обращения 01.05.2021 г.);
9. Ссылка: https://www.sba.gov/ (дата обращения 01.06.2021 г.).
Literature
1. Ссылка: https://feinsteinpartners.ru/us/ (дата обращения 12.05.2021
г.);
2. The Wall Street Journal. — March 26. — 2020;
3. Ссылка:https://www.whitehouse.gov/ (дата обращения 15.05.2021
г.);
4. Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations. — July 27. — 2020;
5. Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act - CARED). — July 27. - 2020;
6. Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/4405765 (дата обращения 25.05.2021 г.);
7. Families First Coronavirus Response. — March 18. — 2020;
8. C^wra^ps ://www.executive .ru/wiki/index.php/%D0%9C%D0%B0 %D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B80/oD00/oB70/oD0%BD%D0%B5 %D1%81 (дата обращения 01.05.2021 г.);
9. Ссылка: https://www.sba.gov/ (дата обращения 01.06.2021 г.).