Пандемия С0Ш19 и поддержка малого бизнеса в США: институциональные аспекты, инструменты и механизмы
Ковалева Татьяна Константиновна,
кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и муниципального права, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
В статье обозначены основные институты, инструменты и механизмы современной поддержки малого бизнеса в США в условиях пандемии коронавируса. Обозначено, что малый бизнес, имеющий важное значение для экономики страны, особенно остро затронут пандемией. Названы основные законы США, принятые с целью сохранения устойчивости экономики. Определены ключевые положения Закона «О готовности к ко-ронавирусу, ответных действиях и дополнительных ассигнованиях» (Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations Act), Закона «Об ответных мерах по первоочередной поддержке семьи в период коронавируса» (Families First Coronavirus Response Act). Принятый 27 марта 2020 г. Закон «О помощи, содействии и экономической безопасности в связи с коронавирусом» (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act - CARED) обозначен как базовый закон о системе экстраординарных мер поддержки экономики США. Положения CARED о поддержке малого бизнеса на базе Программы гарантирования кредитов Администрации малого бизнеса США (Small Business Administration Loan Guarantee Program), Программы по защите зарплаты (Paycheck Protection Program), о дополнительном финансировании программ Агентства по развитию бизнеса среди меньшинств (Minority Business Development Agency) н Программы развития предпринимательства (Entrepreneurial Development Program) Администрации малого бизнеса США определены как ключевые в контексте настоящего материала. Показаны изменения в системе инструментов регулирующего воздействия, указан ряд положений, имеющих, в том числе, и «сквозное значение» для всего бизнеса.
Ключевые слова: COVID19, малый бизнес, Закон «О помощи, содействии и экономической безопасности в связи с корона-вирусом» (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act -CARED, Программа по защите зарплаты (Paycheck Protection Program).
LQ S Ое
сэ см о см
<3
В структуре современных экономических отношений предпринимательство выступает важной составляющей национальной хозяйственной системы каждого государства. Традиционно регулирующая роль государства, публичное администрирование направлено на создание правовых и экономических условий для всемерной поддержки и развития предпринимательства, а также для формирования благоприятной бизнес- среды. Общеизвестно, что, несмотря на присущую субъектам малого бизнеса относительно высокую степень адаптивности, в условиях кризисных ситуаций целые группы хозяйствующих субъектов, особенно в определённых индустриях, а также в сфере малого бизнеса становятся весьма уязвимыми. В этих случаях только системно сфокусированная помощь и содействие государственно-властных структур, использование корректного инструментария может способствовать сохранению бизнеса и обеспечить основу для его дальнейшего функционирования и развития в будущем. Современные объективные реалии, связанные с пандемией коронавируса в США, определили необходимость незамедлительной разработки и реализации механизмов поддержки бизнеса.
Американский подход в противостоянии пандемии изначально был основан на императивных 'shelter-in-place' ('укрыться в безопасном месте') указаниях властей, требующих от населения страны обеспечения режима самоизоляции. Очевидно, что указанный подход не мог не привести к тому, что бизнес, особенно малый бизнес, играющий важную роль в экономике страны (около 58.9 млн человек заняты в этой сфере, что составляет 47.5% рабочей силы частного сектора, а доля малого и среднего бизнеса в экономике США составляет $5.9 триллионов [1]), встал перед проблемой падения доходов как следствия требуемого властями социального дистанцирования. Уже в марте 2020 г. Конгресс США принимает ряд нормативных правовых актов, направленных на борьбу с пандемией. Так, в марте президент США подписывает Закон «О готовности к ко-ронавирусу, ответных действиях и дополнительных ассигнованиях» (Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations Act), в рамках которого были выделены средства в размере $3 млрд на разработку вакцины, на помощь органам здравоохранения штатов, местных властей, малому бизнесу, а также на обеспечение эвакуации сотрудников посольств и дипмиссий США [2]. Следующий Закон «Об ответных мерах по первоочередной поддержке семьи в период коронавиру-са» (Families First Coronavirus Response Act), при-
нятый 18 марта 2020 г. [3] определил обязанности работодателей предоставлять работникам оплачиваемый двухнедельный отпуск по ряду причин, связанных с коронавирусной инфекцией. И, наконец, принятый 27 марта 2020 г. Закон «О помощи, содействии и экономической безопасности в связи с коронавирусом» (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act - далее CARES Act), установил систему экстраординарных мер поддержки экономики США в размере $2 трлн [4], по масштабу действия несравнимых даже с программой восстановления экономики США в период глобального финансового кризиса 2008 г., когда Законом США "О восстановлении и реинвестициях 2009 г." (2009 Recovery Act) на реализацию соответствующих мер было выделено $831 млрд [5].
Основные положения CARES Act определены четким целеполаганием законодателя, главной задачей которого стало создание комплексной системы институтов, механизмов и инструментов поддержки экономики, крупного и малого бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Значительная часть установлений CARES Act прямо адресована малому бизнесу. На эти цели в рамках наиболее популярной программы кредитования малого бизнеса - Small Business Administration Loan Guarantee Program (SBA), было выделено 349 млрд долларов [6]. В качестве дополнительного инструмента поддержки малого бизнеса указанным законом введена Программа по защите зарплаты (Paycheck Protection Program-PPP), в соответствии с которой владельцы малого бизнеса, предприятия которого работали в период всего 2019 г. вправе получить кредит. Размер кредита в этом случае может составлять сумму, в 2.5 раза превышающую среднемесячный совокупный размер расходов на оплату труда (payroll cost) за 2019 г., но не может быть свыше 10 млн долларов США. Если заемщик не был в бизнесе с июня 2019 г. по февраль 2019 г., то размер кредита может составлять предельную сумму, не более чем в 2.5 раза превышающую среднемесячный совокупный размер расходов на оплату труда (payroll cost) за январь и февраль 2020 г.
Важно отметить, что круг владельцев малого бизнеса, имеющих права на получение кредита достаточно обширен. В этот круг входят не только любые субъекты предпринимательской деятельности с численностью сотрудников не свыше 500 человек или с численностью сотрудников, не превышающей порог, установленный для конкретной индустрии правительственным агентством, уполномоченным содействовать малому предпринимательству - Администрацией малого бизнеса США (US Small Business Administration), но и общественные организации, организации ветеранов или субъекты предпринимательства коренных американцев. Закон зафиксировал весьма упрощенную процедуру получения средств в рамках Paycheck Protection Program, при которой заявителю лишь требуется подтвердить, что кредитные средства необходимы ввиду неопределенной
экономической ситуации и будут использованы на найм сотрудников, выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг и другие допустимые регулятором платежи. При этом понятие "размер расходов на оплату труда" определено законодателем достаточно широко, и включает: суммарные расходы на оплату труда, суммы выплат по комиссиям и другим компенсациям; суммы выплат наличными средствами; суммы выплат отпускных, родительских, больничных, отпускных по болезни, пособий в связи с увольнением или прекращением службы; суммы выплат групповых медицинских пособий, включая страховые взносы; суммы выплат пособий в связи с выходом на пенсию; местные и государственные налоговые выплаты в порядке компенсации; суммы платежей любому независимому подрядчику, размер которых не превышает $100 000 долл. При этом из перечня расходов в рассматриваемом контексте прямо исключены любые выплаты в связи с компенсациями, превышающими $100 000 долларов, любые компенсации со связи с постоянным местожительством за пределами США. Важно отметить, что получение кредита по программе Paycheck Protection Program не ограничивает право субъектов малого бизнеса обращаться за помощью по к другим институтам власти и управления, получать кредиты в рамках дополнительных программ и из альтернативных источников финансирования, включая штаты и местные власти. Одним из ключевых вопросов публичного администрирования Paycheck Protection Program становится вопрос об условиях и процедурах возможного списания задолженности по полученному кредиту. Так, в соответствии с CARES Act получатель кредита имеет право претендовать на частичное списание задолженности по кредиту (eligible for forgiveness of indebtedness) в размере равном расходам на строго указанные законе цели, включающие суммарные расходы на: оплату труда, коммунальные услуги и суммы выплат процентов по ипотечным кредитам за период 8 недель. Остальная часть кредита должна быть погашена в течение года, со дня получения кредита. При этом процентная ставка по кредиту не может превышать 4%.
Наряду с вышеизложенными положениями, прямо адресованными малому бизнесу, CARES Act содержит ряд установлений, создающих дополнительные финансово-экономические возможности и гарантии для работодателей и лиц, занятых в сфере малого через уже действующие институты и механизмы. В законе установлены механизмы дополнительного финансирования в размере $275 млн двух функционировавших до этого программ помощи малому бизнесу: Программы развития бизнеса среди меньшинств, публично ад-министрируемой Агентством по развитию бизнеса среди меньшинств (Minority Business Development Agency) Министерства торговли США (Department of Commerce), и Программы развития предпринимательства (Entrepreneurial Development Program), направленной на помощь бизнесу, находящему-
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
ся в собственности женщин, находящейся в ведении Администрации малого бизнеса США. Далее, CARES Act содержит ряд положений, позволяющих лицам, имеющим договорные кредитные отношения с Администрацией малого бизнеса США, возникшие до вступления в силу указанного закона, получить ряд дополнительных гарантий. Так, одновременно с предоставлением помощи в виде дополнительных кредитов для покрытия расходов, вызванных экономическим спадом в связи с пандемией коронавируса, CARES Act расширил помощь заемщикам, получившим кредиты по линии Администрацией малого бизнеса США до вступления в силу указанного Закона. В связи с этим в соответствии с CARES Act выделяется $17 млрд для обеспечения шестимесячных платежей по всем кредитам согласно разделу 7 (а) указанного закона. Этот платеж производится автоматически и от заемщиков не требуется никаких дополнительных действий. Кроме того, в соответствии с положениями CARES Act Администрации малого бизнеса США предписано работать с регулирующими органами федерального правительства и банков штатов по решению вопросов обеспечения условий, при которых кредиторы не пострадают от предоставления платежей по кредиту или отсрочки даты погашения такового [7].
В определенной мере позитивный модуль развития бизнес-среды определяет и то, что CARES Act предусматривает ряд инструментов, позволяющих оказать помощь лицам, занятым в малом бизнесе, если таковой сокращает или вовсе прекращает свою деятельность. Так, в соответствии с установлениями Раздела 2301 работодатели любого бизнес- сектора (включая малый - Т.К.), которые закрыли предприятия, либо существенно сократили их деятельность или потеряли по меньшей мере половину валовой выручки в первом квартиле 2020 г., имеют право получить кредит на «удержание сотрудников» (employee retention credit), представляющий собой возвратный налоговый кредит, равный 50 процентам заработной платы, выплачиваемой работникам, при максимальной выплате 5000 долларов на одного работника. Работодатели имеют право на получение указанного кредита только в том случае, если они не воспользовались правом на получение кредитов в рамках программы Paycheck Protection Program или не получили кредиты в рамках программы, предусмотренной Families First Coronavirus Response Act. Важно указать, что указанные субъекты имеют право на получение кредита либо на период времени, в течение которого их операции были приостановлены, либо, если кредиты основывались на уменьшении валовых поступлений, до квартала, в котором их валовые поступления достигли уровня 80 процен-^ тов от среднего показателя предыдущего года. = Картирование вышеизложенных инструментов е и механизмов регулирования экономики в сфере поддержки малого бизнеса в рамках сложившей° ся институциональной парадигмы США нагляд-SB но показывает ряд отличительных характеристик
подхода к управлению кризисными ситуациями: системное оказание сущностной, существенной, адресной финансовой помощи субъектам малого предпринимательства при уточнении миссии, задач, функций и полномочий соответствующих государственных структур с включением диверсифицированных инструментов и механизмов вариативного формата и действия. Опыт реализации предложенных законодателем США подходов, в случае успешных результатов, может быть адаптирован другими странами, стремящимися поддержать малый бизнес в современных условиях кризисного управления в связи с пандемией ко-ронавируса.
Литература
1. Monson, C. What Small Businesses Need to Survive the Coronavirus Crisis// Harvard Business Review. March 27, 2020.
2. Официальный сайт Конгресса США. [Электронный ресурс] - Режим доступа: /https://www. congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6074
3. Официальный сайт Конгресса США. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. congress.gov/bill/l16th-congress/house-bill/6201
4. The Wall Street Journal. March 26, 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. wsj.com/articles/whats-in-the-2-trillion-senate-coronavirus-bill-11585185450
5. Официальный сайт Government Publishing Office (US) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/ PLAW-111publ5/pdf/PLAW-111 publ5.pdf
6. Закон «О помощи, содействии и экономической безопасности в связи с коронавирусом» (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act- CARED) цит. по тексту с официального сайта Конгресса США [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.congress.gov/ bill/116th-сcongress/senate-bill/3548/text
7. Schweitzer, H. at al. Summary and Analysis of Key Provisions of the Cares Act. March 28, 2020. Cozen O'Connor. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cozen.com/news-resources/ publications/2020/summary-and-analysis-of-key-provisions-of-the-cares-act
COVID19 PANDEMIC AND SMALL BUSINESS SUPPORT IN USA INSTITUTIONS. TOOLS AND MECHANISMS
Kovaleva T.K.
Moscow State University
Key aspects of the current trends in contemporary COVID19 pandemic small business' support regulatory tools and mechanisms in US are listed. Small business is an important part of the US economy; however, it is particularly vulnerable currently. The US recently adopted laws to promote economic sustainability; specifically, Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations Act, Families First Coronavirus Response Act and Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act (CARED). These are the basic documents that detail the regulatory tool for providing economic relief to small business. The CARED's provisions providing new tools for small business support via the Small Business Administration Loan Guarantee Program, Paycheck Protection Program, Minority
Business Development Agency's programs and Entrepreneurial Development Program are analyzed. The changes in the regulatory tools are named and specified and identification of the subsequent "across spectrum" regulatory tools is provided.
Keywords: COVID19, small business, Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act - CARED, Paycheck Protection Program.
References
1. Monson, C. What Small Businesses Need to Survive the Coronavirus Crisis// Harvard Business Review. March 27, 2020.
2. US CONGRESS [An electronic resource] access mode: /https:// www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6074
3. US CONGRESS [An electronic resource] access mode: https:// www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6201
4. The Wall Street Journal. March 26, 2020. [An electronic resource] access mode: https://www.wsj.com/articles/whats-in-the-2-trillion-senate-coronavirus-bill-11585185450
5. Government Publishing Office (US) [An electronic resource] access mode: https://www.govinfo.gov/content/pkg/ PLAW-111publ5/pdf/PLAW-111publ5.pdf
6. Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act [An electronic resource] access mode: https://www.congress.gov/ bill/116th-congress/senate-bill/3548/text
7. Schweitzer, H. at al./ Summary and Analysis of Key Provisions of the Cares Act. March 28, 2020. Cozen O'Connor. https:// www.cozen.com/news-resources/publications/2020/summary-and-analysis-of-key-provisions-of-the-cares-act.