Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренные малочисленные народы / культура / самобытность / государственная поддержка / традиционный образ жизни / small indigenous ethnic groups / culture / identity / government support / traditional way of life

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леонов Антон Вячеславович

В данной статье проводится анализ государственной поддержки малочисленных народов в Российской Федерации. Отмечается, что на сегодняшний день представляется важным оказание различной помощи данной категории общества, содействие сохранению самобытных культур, традиционного образа жизни, улучшение качества жизни коренных малочисленных народов. Целесообразно сохранять и защищать исконную среду обитания и традиционный образ жизни данных народов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Леонов Антон Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL ETHNIC GROUPS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes state support for small ethnic groups in the Russian Federation. It is noted that today it seems important to provide various assistance to this category of society, to promote the preservation of original cultures, traditional lifestyles and improve the quality of life of small indigenous ethnic groups. It is advisable to preserve and protect the original habitat and traditional way of life of these peoples in Russia.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

практической конференции, Курск, 31 мая 2019 года / Юго-Западный государственный университет. Том 2. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 110-113.

2. Росстат оценил количество живущих за чертой бедности в России в 15,7 млн. URL: https://www.forbes.ru/society/495991-rosstat-ocenil-kolicestvo-zivusih-za-certoj-bednosti-v-rossii-v-15-7-mln (дата обращения: 19.11.2023).

3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794 (дата обращения: 19.11.2023).

4. Клисторин В. И. О бедности в России и в мире // Идеи и идеалы, 2019. Т. 11. № 3 (ч. 2). С. 264-280.

5. Вологодская А. М. Проблемы и перспективы развития России: молодёжный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14-15 октября 2021 года. Том 1. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 221-223.

© Березкина В. В., Пустовойт Н. В., 2023

УДК 323.15(470+571)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Леонов Антон Вячеславович,

магистрант

Научный руководитель — Л. В. Анжиганова, доктор философских наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье проводится анализ государственной поддержки малочисленных народов в Российской Федерации. Отмечается, что на сегодняшний день представляется важным оказание различной помощи данной категории общества, содействие сохранению самобытных культур, традиционного образа жизни, улучшение качества жизни коренных малочисленных народов. Целесообразно сохранять и защищать исконную среду обитания и традиционный образ жизни данных народов в России.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, культура, самобытность, государственная поддержка, традиционный образ жизни

STATE SUPPORT OF SMALL ETHNIC GROUPS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Leonov Anton Vyacheslavovich,

graduate student

Scientific supervisor — L. V. Anzhiganova, D. in Philosophy, Professor

Katanov Khakass State University (Abakan)

This article analyzes state support for small ethnic groups in the Russian Federation. It is noted that today it seems important to provide various assistance to this category of society, to promote the preservation of original cultures, traditional lifestyles and improve the quality of life of small indigenous ethnic groups. It is advisable to preserve and protect the original habitat and traditional way of life of these peoples in Russia.

Key words: small indigenous ethnic groups, culture, identity, government support, traditional way of life.

Россия, согласно Конституции РФ [1], является многонациональным государством, на территории которого проживают различные коренные народы, которые, в свою очередь, составляют одну из разновидностей национальных меньшинств и обладают уникальностью своего этноса, небольшой численностью, не господствующим положением в государ-

стве. Ключевой признак коренных малочисленных народов - обеспечение сохранности самобытности [2, с. 302].

Согласно ст. 1 ФЗ № 82 от 30.04.1999 г., «коренные малочисленные народы - это такие народы, которые ведут традиционный образ жизни, проживают на территориях своих предков, осознают себя самостоятельными эт-

ническими общностями, с численностью, не превышающей 50 тыс. человек» [3]. В России определён перечень малочисленных народов, состоящий из сорока национальностей [4].

В настоящее время данные народы сталкиваются со многими проблемами, в частности культурными, политическими, социальными, экологическими, экономическими и пр. В этой связи представляется необходимой государственная поддержка коренных малочисленных народов в РФ.

Так, на сегодняшний день разработана достаточно обширная нормативно-правовая база поддержки коренных малочисленных народов, реализуется множество государственных программ поддержки. Одной из ключевых программ господдержки является программа поддержки коренных малочисленных народов в Арктической зоне РФ. Данная программа включает в свой состав следующие ключевые направления (рис.).

Реализация данной программы будет способствовать улучшению общего благосостояния коренных малочисленных народов, повы-

шению качества их жизни, реализации потенциала и потребностей, повышению объёмов производства продукции, сокращению уровня безработицы.

Для того чтобы сохранить традиции коренных малочисленных народов, их культуру, повысить уровень социально-экономического развития, реализуется госпрограмма «Реализация национальной политики», включающая в себя подпрограмму «Коренные малочисленные народы РФ». В рамках данной подпрограммы предусмотрено финансирование из государственного бюджета в размере 1,5 млрд рублей в период 2021-2025 гг. [6]. Данные средства направлялись и в дальнейшем будут направлены на поддержку госпрограмм, включающих мероприятия, ориентированные на обеспечение доступа данных народов к различным объектам инфраструктуры, на культурное, медицинское обслуживание, развитие образовательных услуг, обеспечение сохранности тра-традиционной хозяйственной деятельности, проведение этнокультурных мероприятий и пр.

Первое направление - развитие промышленной и технологической инфраструктуры. Предусмотрено субсидирование затрат предпринимателей и сельхозпроизводителей на приобретение оборудования для переработки мясной и рыбной продукции.

Второе направление предусматривает продвижение продукции традиционной хозяйственной деятельности на российском и международном рынках. В частности, малочисленным народам будет оказано содействие в подготовке маркетинговых материалов и проведении выставок.

Третье направление - популяризация малого и среднего бизнеса. Планируется создать центр развития традиционного предпринимательства, где будут консультировать граждан по вопросам открытия своего дела, оказывать помощь в сопровождении инвестиционных проектов, выявлять и поддерживать перспективные инициативы.

Четвертое направление - развитие туристической индустрии в местах проживания малочисленных народов. В рамках этой работы планируется субсидировать затраты на создание новых туристических объектов, повысить качество туристических услуг на этих территориях.

Пятое направление - кадровые вопросы и образование. Планируется разработать ФГОС «Специалист северного хозяйства» и внедрить меры господдержки по обеспечению дополнительной стипендией студентов из числа представителей коренных народов, если их будущая специальность связана с традиционной хозяйственной деятельностью.

Шестое направление - привлечение молодых специалистов для ведения традиционной деятельности с помощью субсидий на покупку жилья, мониторинг качества преподавания родных языков малочисленных народов и выработка мер для повышения уровня подготовки педагогов.

Рис. Ключевые направления программы [5]

В 2009 году в России была утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов [7]. В данном документе отмечается, что наличие сложных природно-климатических условий обуславливает важность разработки и реализации особых мер поддержки данных народов. Устойчивое их развитие включает в себя повышение и развитие потенциала народов, сохранение среды обитания, образа жизни, ценностей на базе государственной поддержки, мобилизации всевозможных ресурсов.

Следует отметить, что поддержка со стороны государства коренных малочисленных народов осуществляется не только за счёт средств федерального бюджета, но и за счёт средств регионального и муниципального бюджетов, средств внебюджетных фондов. Финансирование мероприятий господдержки осуществляется в рамках целевых программ, грантов и мероприятий внепрограммного характера.

Чтобы было реализовано право коренных малочисленных народов на образование всех уровней на родном языке, в субъектах РФ образуются определённые организации образования, группы, предусматривающие и дистанционное обучение. Осуществляется издание пособий, учебников на родном языке того или иного народа, предусматривается возможность целевого обучения. Помимо всего прочего, производится подготовка специалистов по направлениям «Резчик», «Оленевод», «Хозяйка усадьбы» и др.

В 2017 году в РФ был образован Благотворительный фонд, деятельность которого направлена на оказание поддержки малочисленным народам Сибири, Дальнего Востока и Севера. Все средства данного фонда формируются благодаря взносам граждан, пожертвованиям, вкладам спонсоров [8, с. 98].

В России осуществляет свою деятельность Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Главной целью данной организации является обеспечение защиты прав и интересов данных народов. Ассоциацией реализуются проекты по сохранению обычаев, самобытности малочисленных народов. Среди проектов отмечается повышение качества и уровня дошкольного образования детей. У детей арктического и субарктического регионов наблюдаются сложности с усвоением школьной программы по причине разрыва в уровне подготовки к школе. Важно найти баланс при воспитании и обучении детей исследуемых народов. Многие представители коренных малочисленных народов воспринимают школьное образование как нежелательное для них, так как оно может привести к потере традиционного жизненного уклада в дальнейшем. Данная проблема порождает и ряд других проблем - школьная дезориентация, угрозы наркомании и пр. В этой связи важность приобретают проекты подготовки детей коренных народов.

Реализация проекта «Голос Севера» необходима для осуществления поиска авторов, умеющих писать на родных языках коренных народов, которые отражают их культуру и самобытность.

В июне 2023 года было заявлено о расширении мер господдержки коренных малочисленных народов. Так, с января 2024 года предусматривается специальный налоговый режим для производителей продукции зверобойного промысла - переход на единый сельскохозяйственный налог по ставке не более 6 %, который освобождает от уплаты многих налогов, снижая тем самым налоговую нагрузку для данной категории. Такой налоговый режим будет способствовать промысловому развитию, формированию новых рабочих мест в северной части РФ [9].

Несмотря на разработку и реализацию многочисленных мер поддержки коренных малочисленных народов, отмечается некоторая непроработанность ранее принятых мер.

Необходимо в программах господдержки сделать акцент на регулировании миграции, приумножении человеческого капитала. Также важно активное межрегиональное взаимодействие для того, чтобы перераспределить дефицитные трудовые ресурсы. Кроме субсидирования развития традиционного хозяйства коренных народов, целесообразно привлекать представителей таких народов в различного рода сферы - социальную, экономическую, культурную и пр.

Сегодня же приоритетные направления поддержки - развитие промыслов, сохранение быта, благоприятной экологической обстановки, традиционных мест проживания народов.

Необходимо, помимо указанного выше, отметить важность реализации профилактических мер в области межэтнических отношений, повышения толерантности к народам, что включает системную просветительскую работу.

Кроме того, органам власти следует вовлекать общественность в реализацию программ поддержки коренных народов, привлекать представителей малочисленных народов к участию в разрешении этнических проблем своих регионов проживания.

Таким образом, проблема государственной поддержки коренных малочисленных народов в РФ достаточно актуальна и требует своего совершенствования, в том числе правового, организационного. Необходимо обеспечение активного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, улучшение применяемых механизмов и инструментов господдержки, финансирование не только культурных событий и мероприятий, но и направление средств на содержание государственных учреждений культуры, что позволит эффективно реализовать весь имеющийся потенциал данных народов, повысить качество и уровень их жизни.

Библиографический список

1. Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 12 декабря.

2. Слепцов А. Н. Коренные малочисленные народы как субъект конституционного права России // Современный учёный. 2019. № 3. С. 302-305.

3. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

4. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства от 17.04.2006 № 536-р // Российская газета. 2006. № 86.

5. Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 № 978-р (ред. от 06.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 17. Ст. 3007.

6. Об утверждении государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики»: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 2. Ст. 361.

7. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/902142304 (дата обращения: 15.12.2023).

8. Сергунин А. А. Актуальные проблемы государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера // Народонаселение Сибири и Дальнего Востока: проблемы сбережения и развития: Материалы XIII Международной научной конференции, Улан-Удэ, 23-25 июня 2021 года / Научный редактор К. А. Багаева. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. С. 98-103.

9. Правительство расширило поддержку коренных малочисленных народов. URL: http://government.ru/docs/48655/ (дата обращения: 15.12.2023).

© Леонов А. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.