Научная статья на тему 'Государственная поддержка как механизм обеспечения финансовой устойчивости АПК региона'

Государственная поддержка как механизм обеспечения финансовой устойчивости АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / АГРАРНЫЙ РЫНОК / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL SUSTAINABILITY / RURAL AREAS / AGRICULTURAL MARKET / BUDGETARY FUNDS / FINANCIAL RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томилина Елена Петровна, Глотова Ирина Ивановна

Рассмотрен процесс государственного регулирования сельского хозяйства как сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Основным механизмом устойчивого развития сельских территорий определена государственная поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка как механизм обеспечения финансовой устойчивости АПК региона»

УДК 338.436.33:336.02

Томилина Е. П., Глотова И. И.

Tomilina E. P., Glotova I. I.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АПК РЕГИОНА

STATE SUPPORT AS A MECHANISM OF REGIONAL AGRIBUSINESS FINANCIAL SUSTAINABILITY

Рассмотрен процесс государственного регулирования сельского хозяйства как сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Основным механизмом устойчивого развития сельских территорий определена государственная поддержка.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, сельские поселения, аграрный рынок, бюджетные средства, финансовые риски.

Томилина Елена Петровна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. (8652) 35-68-44

E-mail: e.tomilina@mail.ru

Глотова Ирина Ивановна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. (8652) 35-68-44

E-mail: irin-glotova@yandex.ru

Государственная поддержка отечественных производителей, создание благоприятных условий развития экономики за счет ее эффективного регулирования на современном этапе являются основной задачей государства.

Сельское хозяйство одна из ведущих отраслей народного хозяйства, обеспечивающая население страны продуктами питания, а промышленность - сырьем.

В силу специфики сельского хозяйства рыночные механизмы хозяйствования не могут быть реализованы с той же полнотой и эффективностью в данном секторе экономики в отличие от других отраслей народного хозяйства. Современное состояние сельского хозяйства таково, что в условиях диспаритета цен оно не может выдержать межотраслевой конкуренции. Природно-климатическая зависимость, сезонный характер, низкая доходность, отсталость в технологическом плане приводят к тому, что сельское хозяйство не может в сравнении с другими отраслями экономики соответствовать быстро изменяющимся экономическим и технологическим условиям.

Необходимость формирования системы государственной поддержки на федеральном и

The process of state regulation of agriculture as a complex that includes impact on the income of agricultural producers tools, the structure of agricultural production, agricultural market, the social structure of rural areas, inter-branch and interfarm relations were considered. The state support was defined as a basic mechanism of rural areas sustainable development.

Keywords: financial sustainability, rural areas, agricultural market, budgetary funds, financial risk.

Tomilina Elena Petrovna -

Ph. D. in Economics,

Docent of Department of Finance, Credit and Insurance

Stavropol State

Agrarian University

Tel. (8652) 35-68-44

E-mail: e.tomilina@mail.ru

Glotova Irina Ivanovna -

Ph. D. in Economics,

Docent of Department of Finance, Credit and Insurance

Stavropol State

Agrarian University

Tel. (8652) 35-68-44

E-mail: irin-glotova@yandex.ru

региональном уровнях развития аграрного сектора экономики обусловлена следующими причинами:

1) высокой значимостью аграрного сектора экономики в решении проблем продовольственной безопасности страны, обеспечении всех социальных групп населения полноценными и экологически чистыми продуктами питания, создании условий для стимулирующего развития других отраслей национальной экономики на основе межотраслевых связей;

2) финансовой неустойчивостью отрасли, обусловленной нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и товары производственнотехнического назначения и услуги для нужд сельского хозяйства;

3) резким снижением уровня и качества жизни населения в сельской местности, высоким уровнем безработицы.

Анализ различных видов государственной поддержки свидетельствует о том, что в отдель-

Вестник АПК

Экономика

№ 3(7), 2012

ных регионах Российской Федерации насчитывается более 20 форм и видов государственной поддержки (рис. 1) [1].

Практически все государства оказывают в той или иной форме поддержку своему сельскому хозяйству и сельскому населению. Соглашение по сельскому хозяйству, прежде всего, регулирует предоставление сельскохозяйственных субсидий, под это понятие попадают меры, которые направлены на поддержку сельского хозяйства, на развитие села в целом. И при этом следует иметь в виду, что налоговые льготы не рассматриваются как субсидии по правилам ВТО. Что касается мер поддержки, то здесь можно выделить два основных блока правил: первое - это внутренняя поддержка, второе - это экспортные субсидии.

В соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО принято делить меры внутренней поддержки на три категории, или «корзины».

Зеленая корзина - это те меры поддержки, которые могут применяться без ограничений, то есть, так сказать, разрешенная поддержка. Основной принцип распределения мер по корзинам - оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю либо не оказывают. Меры

зеленой корзины прописаны в приложении к Соглашению о сельском хозяйстве. Если вводится новая программа поддержки, то они должны быть нотифицированы в ВТО. Два основных критерия такого соответствия - это, во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет средств потребителей, и второй критерий состоит в том, что поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей. И, кроме того, для каждой группы поддержки имеются свои собственные критерии, которым должна соответствовать программа, чтобы считаться мерой зеленой корзины.

В качестве примера можно привести меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры, на компенсацию потерь в случае каких-то стихийных бедствий, меры, направленные на страхование доходов сельхозпроизводителей и т. д. То есть это могут быть какие-то научные исследования, подготовка кадров и т. п.

В отличие от зеленой корзины меры янтарной корзины считаются мерами, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, и такие меры ограничиваются в пределах,

Формы поддержки

Прямая

Субсидии на сельскохозяйственное производство и материальнотехнические ресурсы; субсидирование процентной ставки по кредитам; субсидии на компенсацию части

затрат сельхозпроизводителей на страхование урожая и т.д.

Косвенная

Льготное налогообложение; закупки

сельхозпродукции для государственных нужд; закупочные и товарные интервенции с зерном и

др.

Опосредованная

Участие в деятельности отраслевых союзов; реализация программ

подготовки и закрепления молодых специалистов в сельской местности;

реализация программ регионального сельхозмашиностроения и др.

Государствен-

ная

Кооператив-

ная

У Ч.

Фермерство

Малое предпринимательство

У ч.

ЛПХ

Рисунок 1 - Основные формы и виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

которые страна-член ВТО согласовывает либо при присоединении, либо в ходе Уругвайского раунда. И эти цифры фиксируются в абсолютном выражении в перечнях обязательств каждой страны, фиксируются в виде агрегированных мер поддержки, так называемых AMS (Aggregate Measurement of Support), на основе реальной поддержки за какой-то репрезентативный период - обычно это три года, которые предшествуют моменту присоединения. Присоединяющиеся страны согласовывают этот уровень с членами ВТО, и обязательства по объему поддержки, который они согласовывают, фиксируются в перечне, который прилагается к документам о присоединении. Если же этого не происходит, если AMS не фиксируются в перечнях, то поддержка может представляться в рамках янтарного ящика только в пределах уровня «de minimis». «De minimis» - это доля поддержки валовой стоимости произведенной продукции: для развитых стран, к которым будет относиться и Россия, это 5 %, для развивающихся - это 10 %. В AMS считается отдельно продуктовая специфическая поддержка и продуктовая неспецифическая. Продуктовая специфическая поддержка - это поддержка, которая направлена на поддержку какого-то конкретного продукта или товара. Продуктовая неспецифическая поддержка - поддержка без привязки к конкретному товару. Следует отметить, что в РФ большая часть, больше 90 %, мер поддержки относится к продуктовым неспецифическим. Считается, что такие меры более транспарентны и оказывают меньшее влияние на торговлю. В качестве примеров мер янтарной корзины можно привести ценовую поддержку интервенционной закупки какого-либо товара, субсидии на отдельные виды продукции, компенсации части стоимости комбикормов, минеральных удобрений и т. д. К продуктовой неспецифической поддержке относятся льготы по оплате стоимости горючесмазочных материалов, потребление сельхозпроизводителями электроэнергии на льготных условиях, кредиты, предоставляемые фермерам на льготных условиях.

Третья корзина, которая выделяется в рамках соглашения по сельскому хозяйству, - это голубая корзина. Это меры, направленные на ограничение производства. Они так же, как и зеленая корзина, исключаются из обязательств по сокращению, однако в России такие меры практически не используются, поэтому переговоры по ним не ведутся. Такие меры, в основном, используются в Европейском союзе.

Следующий блок поддержки, который регулируется в рамках соглашения по сельскому хозяйству, это экспортные субсидии. Вообще, в рамках ВТО экспортные субсидии являются запрещенными, но для сельского хозяйства делается исключение. Это исключение делается для тех стран, которые зафиксировали в своих перечнях применение экспортных субсидий в определенном объеме и обязательства по их сокращению. Такое право есть не у

всех стран ВТО. Экспортные субсидии перечислены в Соглашении по сельскому хозяйству, т. е. те экспортные субсидии, которые могут применяться в объемах, которые согласованы этими странами. РФ на определенном этапе пыталась отстоять применение экспортных субсидий, однако с учетом договоренностей нового раунда страны-члены ВТО были очень негативно настроены по отношению к этому намерению, апеллируя к тому, что в рамках вТо происходит отказ от экспортных субсидий, так почему же присоединяющаяся страна должна их использовать. В итоге сейчас предложение России по сельскому хозяйству не предусматривает использование экспортных субсидий, т. е. после присоединения к ВТО экспортные субсидии в сельском хозяйстве использоваться не будут.

Трудности и потери начального периода вступления России в ВТО очевидны, однако в долгосрочной перспективе выгоды, по-видимому, более весомы для России. В краткосрочной перспективе российский агропромышленный комплекс может пострадать, главным образом, из-за недостатка финансов, низкой эффективности управления и производства.

Объемы господдержки сельского хозяйства в России, США и ряде стран Западной Европы несопоставимы. Так, на поддержку сельского хозяйства в США и странах ЕС приходится около 10 % бюджета, тогда как в России около 1 % [2].

Однако следует отметить, что за последние годы бюджетное финансирование АПК выросло почти в 10 раз. Осуществлено значительное увеличение капитала «Россельхозбанка» и «Росагролизинга».

Основными направлениями государственной поддержки сельхозпроизводства и устойчивого развития села в соответствии с Федеральным законом РФ «О развитии сельского хозяйства» являются:

- доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;

- формирование системы агрострахования;

- восстановление племенного животноводства и элитного семеноводства;

- рост производства продукции животноводства;

- осуществление закладки многолетних насаждений;

- обновление основных производственных фондов аграриев;

- осуществление мероприятий по повышению плодородия почв;

- развитие сельских территорий;

- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства[3].

Порядок осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей представлен на рисунке 2.

в

№ 3(7), 2012

Экономика

95

Сел ьекохозяйетвенный товаропр оиз водител ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение о предосгавяемии субсидии ИЛИ мотивированный отказ

Заявка на предоставление субсидии с приложением необходимы* документов, в соответствии с перечнем, утвержденным нормативными правовыми антами субьекта Российской Федерации

Орган управления АПК субъекта Российской Федерации

рассмотрение документов

Бюджетные ассигнования

бюджет (ФБ) поддержку АПК ► России

Распределение и предоставление субсидий кз ФБ бюджетам субъектов РФ

Рисунок 2 - Алгоритм получения государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями

Для стимулирования развития сельскохозяйственного производства Правительство РФ проводит большую работу по регулированию рынка зерна. Активно используется механизм зерновых интервенций.

Одной из форм государственной поддержки аграрного сектора экономики является кредитование. Субсидии субъектам РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), предусмотренных договорами, заключенными сельскохозяйственными товаропроизводителями с российскими кредитными организациями и сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами, в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств в размере не менее чем 95 % ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Одним из финансовых условий государства при предоставлении данной категории субсидий является платежеспособность предприятия [4].

Правительство Ставропольского края заключило соглашение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [5]. Среди ее основных целей насыщение внутреннего потребительского рынка продукцией местных сельхозтоваропроизводителей, продвижение ее на российский рынок.

Одно из требований госпрограммы - обновление парка сельхозмашин. На обновление парка сельхозмашин привлечено более 226 млн руб. субсидируемых кредитных ресурсов, через ОАО «Росагролизинг» приобретено различной сельхозтехники почти на 21 млн руб. На компенсацию части лизинговых платежей из краевого бюджета выделено около 15 млн руб. и 26,7 -

на субсидирование части стоимости приобретенной сельхозтехники. Обновление парка сельхозтехники сдерживается дефицитом финансовых средств. У хозяйств нет свободных денег -все вложены в производство и идут в основном на погашение кредитов и выплату заработной платы. В условиях существенного диспаритета цен на селе остро стоит вопрос с кадровым обеспечением. Эту проблему должна решить федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». Она предусматривает улучшение жилищных условий селян, в том числе молодых семей и начинающих специалистов, а также развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов. За время действия этой программы жилищные условия улучшили 384 семьи, работающие в агропромышленном комплексе края, а также здравоохранении, образовании и сфере культуры. Приобретено около 30 тысяч квадратных метров.

В крае остро стоит вопрос обустройства сельских поселений. Бюджетное финансирование направлено на газификацию сельских населенных пунктов [6]. В эксплуатацию введено 1,4 км разводящих сетей газоснабжения. Уровень газификации жилых домов и квартир в сельской местности на Ставрополье составил 87,4 %, что соответствует целевому индикатору, предусмотренному соглашением на 2011 г. Ведется строительство 19 объектов водоснабжения. Обеспеченность сельского населения питьевой водой составила 82,6 %, что также вписывается в обозначенные показатели.

Индекс производства растениеводческой продукции в рамках госпрограммы составил 103,7 %.

Другие перспективные направления растениеводства, обозначенные в госпрограмме, -плодоводство и виноградарство. По плану в

2011 г. было заложить 400 га многолетних насаждений (садов) и 800 - виноградников. Однако выполнить это не удалось, прежде всего, по причине отсутствия финансирования из федерального бюджета, а у хозяйств нет собственных средств на эти цели.

Индекс производства животноводческой продукции - 103,8 %. В рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства предусмотрен рост объемов производства продукции животноводства на основе создания принципиально новой технологической базы, применения современного оборудования, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания прочной кормовой базы [7]. В настоящее время на Ставрополье реализуются 19 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации комплексов и ферм, объектов животноводства и кормопроизводства, хладобоен, пунктов по приемке и первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение продукции.

Большая ставка в обеспечении продовольственной безопасности региона делается на так называемые малые формы хозяйствования. Сегодня крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства производят 50 % всего краевого мяса и 82 - молока. По данным 2011 г., отмечается увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции в этом секторе, что способствовало увеличению их дохода. Так, среднемесячный доход на одного члена ЛПХ сформировался на уровне 8580 руб., что соответствует целевому индикатору.

В госпрограмме большое значение придается снижению финансовых рисков в случае природных катаклизмов, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Учитывая, что Ставропольский край находится в зоне рискованного земледелия, страхование является существенным инструментом, способным обеспечить устойчивость и стабильность аграрного производства. На Ставрополье действует система господдержки селян по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая и посадок мно-

Литература

1. Санду И. С., Таймасханов Х. Э. Государственное регулирование инновационной деятельности на региональном уровне: проблемы и решения // Вестник Института Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2010. № 13. С. 105-108.

2. Глотова И. И., Томилина Е. П. Анализ финансовых источников пополнения оборотного капитала сельскохозяйственных предприятий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2008. № 68. С.264-269.

3. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» : федер. закон от 25.07.2011 № 260-Фз (вступающий в силу с 01.01.2012). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения:

16.01.2012).

4. Доронин Б. А., Шматко С. Г Алгоритм расчета интегрального показателя инвестиционной привлекательности предприятий // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 4. С. 157-160.

5. Российская Федерация. Правительство. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-

2012 годы : постановление Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (ред. от 20.12.2011). Доступ из справ.-

голетних насаждений, которая осуществляется на условиях долевого финансирования. Основной проблемой, которая сдерживает развитие этого рынка в крае, является недостаток свободных денежных средств у населения сельской местности, поскольку договоры заключаются в период проведения посевных работ, когда хозяйства испытывают финансовый голод. В рамках реализации госпрограммы осуществляется оказание сельским товаропроизводителем различной консультационной помощи. В крае для этих целей создано государственное учреждение «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр».

Таким образом, рассмотренные направления бюджетной поддержки АПК способствуют тому, что сельские товаропроизводители получат гарантированный доход, решатся проблемы развития производства и повышения качества жизни сельского населения; переработчики смогут увеличивать и модернизировать свои предприятия; торговля будет обеспечена конкурентоспособными ценами продовольственных товаров как на внутреннем, так и внешнем рынках.

References

1. Sandu I. S., Taymaskhanov H. E. State regulation of innovation at the regional level: problems and solutions // Bulletin of Institute of Friendship of the people of Caucasus «Economic theory and economic management». 2010. № 13. Р 105-108.

2. Glotova I. I., Tomilina E. P. Analysis of the financial sources of working capital of agricultural enterprises // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. 2008. № 68. Р 264-269.

3. The Russian Federation. Laws. On state support in the field of agricultural insurance and on amendments to the Federal Law «On the development of agriculture» : federal law of 25.07.2011 № 260-FZ (became effective on the 01.01.2012.) Access from Ref. - The legal system «Consultant Plus» (date accessed: 16.01.2012).

4. Doronin B. A., Shmatko S. G. Algorithm for calculating the integral index of investment attractiveness of enterprises // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. 2009. № 4. Р 157-160.

5. The Russian Federation. Government. The development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food 2008-2012 : Decree of the Government of the Russian Federation dated July 14, 2007 № 446 (amended on

12.20.2011). Access from Ref. - The legal system «Consultant Plus» (date accessed:

16.01.2012).

6. Ugliskich O. N., Shishkovа N. V. Financial Policy of the Stavropol Territory: optimizing the level of expenditure // Regional Economics: Theory and Practice. 2006. № 11. Р 53-55.

в

№ 3(7), 2012

правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.01.2012).

6. Углицких О. Н., Шишкова Н. В. Финансовая политика Ставропольского края: оптимизация уровня расходов // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11. С. 53-55.

7. Тунин С. А. Классификация затрат в системе управленческого учета сельскохозяйственных организаций // Достижения науки и техники АПК. 2010. № 9. С. 14-16.

Экономика

97

7. Tunin S. A. Classification of costs in the management accounts of the agricultural organizations // Achievements of science and technology in agribusiness. 2010. № 9. P. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.