УДК 336.2:330.322
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
И. А. ВАРПАЕВА, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета Е-таИ: \гтауаграеуа@таИ. ги Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
В статье проанализированы направления государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности предприятий Нижегородской области, показаны инструменты амортизационной политики.
Ключевые слова: производственные инвестиции, инновации, инвестиционный проект, амортизационная политика, инвестиционная политика.
В современных условиях основными факторами, вызывающими необходимость осуществления инвестиционных процессов хозяйствующих субъектов, являются инновационная деятельность, создание новых технологий, изменение предпочтений потребителей, возникновение новых рынков сбыта и современных методов организации производства и труда. При этом инвестиции направлены на изменение функционирования организации как системы и вызваны необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды. Именно меняющаяся внешняя среда и в первую очередь технологическое развитие обусловливают непрерывность инвестиционного цикла, предопределяют необходимость возобновления источников финансирования хозяйствующих субъектов. При этом очевидным фактом является необходимость государственной поддержки по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности российских предприятий.
На примере Нижегородской области проанализируем принципы и основные параметры предоставления государственной поддержки инвестици-
онной деятельности хозяйствующих субъектов, для чего проведем оценку инвестиционной активности предприятий региона, рассмотрим применяемые в области меры финансовой и нефинансовой государственной поддержки инвестиционных проектов и основные направления совершенствования амортизационной политики хозяйствующих субъектов в рамках государственной налоговой политики.
Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на следующие цели:
- приобретение, сооружение и изготовление новых, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов (предприятий);
- приобретение и создание нематериальных активов;
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- осуществление финансовых вложений.
При этом инвестиции представляют собой совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения средств, ориентированного на долгосрочную перспективу в целях получения прибыли или иного положительного эффекта.
При дифференцировании инвестиций в качестве основного классификационного признака чаще всего принимаются объекты вложений - инвестиции в имущество, т. е. материальные инвес-
тиции, нематериальные инвестиции, финансовые инвестиции. Материальные инвестиции в объекты основных средств производственного назначения в современных условиях, как правило, сопровождаются нематериальными инвестициями в научные исследования и разработки, в новые технологии. Названные инвестиции вызваны необходимостью достижения стратегических целей хозяйствующих субъектов в условиях модернизации, технологического развития, меняющейся внешней среды.
К материальным инвестициям относятся вложения в приобретение, сооружение и изготовление новых, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов (предприятий). Нематериальные инвестиции включают вложения в приобретение и создание нематериальных активов, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, являясь при этом частью инновационной деятельности предприятия.
Отечественная практика показывает, что производственные материальные инвестиции являются основополагающими для экономики предприятия и государства. Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о повышении инвестиционной активности российских предприятий, увеличении удельного веса инвестиций в объекты основных средств в общем объеме инвестиций в экономику (рис. 1). Сумма инвестированных средств в основной капитал в период с января по сентябрь 2012 г. составила 7 524 600 млн руб. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации предполагалось обеспечить среднегодовой темп прироста инвестиций в объекты основных средств в 2012 г. на 7,8 % в базовом умеренно-оптимистичном варианте [10].
Результаты инвеста- 12000000
ционной деятельности в тт „ - юоооооо
Нижегородской области
также свидетельствуют о воооооо повышении инвестицион- еооооос
ной активности хозяйству -
- 7 4 ооо оос
ющих субъектов региона.
Увеличение инвестиций в 2 000 001 основные средства в 2011 г. (
составило более 11,7% по
инвестированных предприятиями Нижегородской области средств в объекты основных средств составил 170 967,7 млн руб., что составило 123,5 % от аналогичных показателей 2011 г. [5].
объем инвестиций от нерезидентов в региональные предприятия также увеличился. Так, в январе-сентябре 2012 г. в экономику Нижегородской области поступило 566,4 млн долл., что на 219,2 % больше, чем в соответствующий период 2010 г. [6]. Основными секторами промышленности, привлекающими названные инвестиции, являются стекольная, лесопромышленный комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобилестроение.
С 2008 г. производственные интеллектуальные инвестиции в развитие наукоемких технологий, ноу-хау все чаще становятся неотъемлемой частью инвестиционных бюджетов крупных предприятий. Научно-технический потенциал, накопленный в Нижегородской области, позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке (рис. 2).
В условиях повышения инвестиционной активности и необходимости возобновления источников финансирования инвестиций государственная налоговая политика является основным косвенным методом экономической поддержки инвестиций и инноваций хозяйствующих субъектов. В данном аспекте интересен опыт зарубежных стран, где инновационный сектор экономики более развит и для поддержки спроса и предложения инвестиций и инноваций используются основные налоговые инструменты, в числе которых: - уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль предприятий на суммы расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и других аналогичных
10 776 839
4 730 023
I I
9 152 096 8™616 7 976 013 Щ
6 716 222 I I
111111
2006
2007
2008
2009
2010
2011
сравнению с предыдущим годом. За период с января по сентябрь 2012 г. объем
Источник: составлено по данным [4].
Рис. 1. Динамика инвестиций в основные средства Российской Федерации в 2005-2010 гг., млн руб.
35 ООО 30 ООО 25 ООО 20 ООО 15 ООО 10 ООО 5 ООО О
30 333,3
23 ЗОБ ж
13 750,3
у
.3 357,3 3 745.3
5 360,1 ^^^
■ 1 щ
' , Л 9 У"
2006
2007
2003 2009
2010
2011
Источник: составлено по данным [3].
Рис. 2. Затраты предприятий Нижегородской области на
в 2006-2011 гг., млн руб.
расходов (налоговый вычет); применяется в Великобритании, Германии, Китае, Австралии;
- вычет суммы затрат на НИОКР (либо ее прироста по сравнению с предыдущим периодом) из уже начисленной суммы налога на прибыль либо налогов на заработную плату (налоговый кредит или налоговый исследовательский кредит); данный вычет существует в Канаде, Франции, Японии, Швеции, США;
- применение методов ускоренной амортизации по инновационному оборудованию вплоть до единовременного отнесения всей первоначальной стоимости оборудования на затраты периода; применяется в США, Франции, Великобритании, Японии;
- освобождение отдельных видов инновационного и инвестиционного имущества от обложения имущественными налогами; применяется во Франции и Японии;
- налоговые каникулы - определенный законодательством срок, в течение которого инновационные предприятия освобождаются от уплаты одного или нескольких налогов; применяются в Китае, США, Канаде;
- инвестиционный налоговый кредит - предоставление отсрочки по внесению платежей по налогу на прибыль в части сумм, направленных на осуществление инвестиций и инноваций, на несколько лет с последующей уплатой в бюджет государства суммы предоставленного кредита и процентов по нему; применяется во Франции, Испании.
В России в той или иной степени используются
перечисленные инструменты. однако существенной
проблемой продолжает оставаться вопрос создания
технологические инновации
такой системы идентификации, которая позволила бы разграничивать в целях налогового стимулирования инновационные предприятия от не инновационных. Данная система должна также подтверждать обоснованность соответствующих расходов.
Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области включают в себя как финансовые (в том числе налоговые), так и нефинансовые аспекты. Принципы и основные параметры предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам хозяйствующих субъектов Нижегородской области прописаны в Законе от 31.12.2004 № 180 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области № 180).
Правительством Нижегородской области оказывается максимальная поддержка инвестиционным проектам, под которыми понимается комплект документов, содержащих обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, необходимую проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в установленном законами, стандартами, нормами и правилами порядке, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. По мнению автора, термин «инвестиционный проект» можно трактовать не только как совокупность документов, но и как комплекс взаимосвязанных мероприятий (работ, операций, приобретений активов и услуг, управленческих решений и др.), предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета (сметы).
Процедура предоставления мер поддержки объединена в понятие «присвоение статуса приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области». Согласно ст. 13 Закона Нижегородской области № 180 государственная поддержка инвестиционной деятельности для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на
территории Нижегородской области, осуществляется в форме:
1) предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
2) предоставления инвестиционного налогового кредита в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области № 180;
3) освобождения от арендной платы при аренде земельных участков на территории области в целях осуществления инвестиционной деятельности на арендуемых земельных участках в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области;
4) предоставления государственных гарантий Нижегородской области инвесторам в обеспечение возврата заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов области;
5) предоставления льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности области;
6) разработки экспертизы инвестиционных проектов, инициатором которых является правительство области, за счет государственных источников финансирования в порядке, установленном правительством области, если законом об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;
7) частичной компенсации инвесторам процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных проектов в порядке, установленном правительством области (если законом об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели);
8) предоставления инвестиций из государственных источников финансирования;
9) нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Рассмотрим основные из перечисленных форм
государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий Нижегородской области.
Указанные налоговые льготы предоставляются в виде:
• снижения ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Нижегородской области в интервале от 1,0 до 4,5 % (в зависи-
мости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам налогового периода);
• освобождения от обложения налогом на имущество организаций имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта, по ежеквартальному перечню, утвержденному министерством инвестиционной политики Нижегородской области.
При реализации приоритетного инвестиционного проекта, предусматривающего модернизацию, реконструкцию существующего имущества организации, налоговые льготы предоставляются в зависимости от удельного веса затрат на восстановление объекта в его остаточной стоимости в интервале от 0,55 до 1,65 %.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется с учетом норм ст. 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации и представляет собой изменение срока уплаты налога в части, зачисляемой в областной бюджет. При этом инвесторам предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи в областной бюджет по соответствующему налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет, по региональным налогам его срок действия может быть продлен решением правительства области, но не более чем на 5 лет.
Государственные гарантии Нижегородской области, предоставляемые для целей реализации приоритетных инвестиционных проектов области, подлежат утверждению в законе об областном бюджете на очередной финансовый год, их срок не может превышать пяти лет. Источником исполнения гарантийных обязательств правительства области при наступлении гарантийного случая являются доходы областного бюджета. Предоставление названных гарантий осуществляется по результатам конкурса на возмездной основе (размер платы за их предоставление не может быть более 5 % годовых от суммы полученной гарантии). Для получения государственных гарантий требуется выполнение определенных условий, в числе которых:
• наличие положительного экспертного заключения министерства инвестиционной политики
Нижегородской области на бизнес-план или технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;
• наличие устойчивого финансового положения получателя гарантий;
• отсутствие просроченной кредиторской задолженности, в том числе по кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
• наличие соответствующего обеспечения в размере 100 % суммы государственной гарантии со стороны получателя (реализуется посредством оформления получателем договора залога высоколиквидного имущества, предоставления субгарантии администрацией района или города, на территории которого находится получатель гарантии);
• доля заемных средств, привлекаемых инвестором под государственную гарантию Нижегородской области, должна составлять не более 50 % от объема финансирования инвестиционного проекта.
Инвестиции из государственных источников финансирования предоставляются на конкурсной основе в соответствии с Законом «Об областном бюджете на очередной финансовый год». Они предоставляются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов за пользование в размере, определяемом названным законом, либо на условиях закрепления в государственной собственности Нижегородской области соответствующей части акций или доли в имуществе получателя бюджетного финансирования.
Нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности подразумевают конкурсное размещение областного заказа, поддержку ходатайств в федеральные органы государственной власти об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта, помощь в создании инфраструктуры бизнеса и распространение позитивной информации об инвесторе.
Таким образом, меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области разнообразны, при этом основными аспектами являются учет интересов инвестора и минимизации его рисков. Нижегородская область стала одним из первых регионов России, где внедрена система «одного окна», которая позволила сократить сроки принятия решений
и оформления документов по инвестиционным проектам с 2 лет до 2-3 мес. В регионе также закреплена система льгот и гарантий для приоритетных проектов. Экспертами агентства «Эксперт РА» инвестиционное законодательство Нижегородской области признано одним из самых эффективных в России. Согласно рейтингу журнала Forbes, по итогам 2012 г. Нижегородская область по комфортности ведения бизнеса поднялась на 22 позиции -с 27-го на 5-е место [1].
Помимо перечисленных мер государственной поддержки и стимулирования реализации инвестиционных и инновационных проектов, в том числе и не относящихся к перечню приоритетных для региона, особого внимания заслуживает совершенствование амортизационной политики хозяйствующих субъектов. Амортизационная политика в совокупности с дивидендной, кредитной политикой формирует общую инвестиционную политику предприятия.
По мнению автора, инвестиционная политика хозяйствующего субъекта в области материальных и нематериальных производственных инвестиций представляет собой составную часть экономической (финансовой) политики предприятия, систему хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций в объекты внеоборотных активов, а также источников их финансирования. Она имеет своей целью развитие производства, предпринимательства, получение прибыли или другого прогнозируемого положительного эффекта. Посредством реализации названной инвестиционной политики достигается решение многих задач, например, совершенствование структуры производства и ускорение темпов его развития, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др.
основными инструментами, направленными на поддержку инвестиций, в области амортизационной политики согласно гл. 25 «Налог на прибыль организаций» в настоящий момент являются:
- возможность единовременного списания части первоначальной стоимости основных средств при вводе в эксплуатацию с помощью «амортизационной премии»;
- применение нелинейного метода начисления амортизации, позволяющего существенно увеличить сумму начисленной амортизации в первые годы использования объектов основных средств.
Амортизационная премия направлена на увеличение прибыли, остающейся в распоряжении организаций; ее применение особенно актуально, если в качестве источников финансирования долгосрочных инвестиций выступают собственные источники - накопленная амортизация и прибыль от финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Согласно п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % - в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств. Эта норма касается и затрат, понесенных предприятием в случаях восстановления действующих объектов основных средств (реконструкции, модернизации, технического перевооружения).
Начисление амортизации внеоборотных активов нелинейным методом позволяет существенно увеличить сумму ежемесячной амортизации, включаемой в расходы в целях налогообложения прибыли. При этом специалистами отмечается тот факт, что лишь незначительное число предприятий, применяющих общий режим налогообложения, используют нелинейный метод. Основная причина этого состоит в том, что использование разных методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете требует дополнительных трудовых затрат при ведении учетного процесса.
Анализ Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. [9] позволяет сделать вывод, что в среднесрочной перспективе планируются к внедрению следующие основные меры по совершенствованию амортизационной политики российских предприятий:
• структурная переработка Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), запланированная Росстатом, позволит уточнить классификацию основных средств. При этом построение амортизационных групп планируется выстроить не только в соответствии со сроками физической эксплуатации основных средств, но и с учетом иных факторов, вызывающих необходимость их ускоренного обновления;
• сокращение возможности применения коэффициента ускоренной амортизации при
совершении лизинговых операций - только по объектам, соответствующим задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора;
• возможность амортизации энергоэффективного оборудования с применением повышающего коэффициента 2;
• изменения в порядке применения амортизационной премии - при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении объектов основных средств отмена необходимости восстановления примененной в отношении них 30 %-ной амортизационной премии. Принятие к реализации указанных мер по совершенствованию амортизационной политики, дополнительно к уже существующим, предусмотренным гл. 25 НК РФ, позволит осуществлять дополнительное возобновление источников финансирования капиталовложений российских предприятий.
Таким образом, помимо использования предоставляемых финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий нижегородской области, названным хозяйствующим субъектам следует внимательно и обоснованно подойти к процессу формирования своей инвестиционной политики в целом и амортизационной политики, в частности. Совокупность указанных мер обоснованно позволят стимулировать инвестиционную деятельность предприятий по осуществлению не только реинвестиций (вложений в воспроизводство основных средств), но и экстенсивных и интенсивных инвестиций (вложений в расширение существующих предприятий, новые технологии, ноу-хау и т. д.). Это становится особенно актуальным в существующих в настоящее время условиях дефицита источников финансирования инвестиционной деятельности российских предприятий.
Список литературы
1. Агентство политических новостей. Нижний Новгород. URL. http://www.apn-nn.ru/545914.html.
2. Бычкова С. М., ЖданкинаН. А. Инвестиции в форме капитальных вложений: налоговое стимулирование // Аудиторские ведомости. 2011. № 3.
3. Динамика основных показателей инновационной деятельности. URL: http://www. nizhstat. gks. ru/digital/region20/DocLib/05.htm.
4. Инвестиции в основной капитал. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat.
5. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации. URL: http://www. nizhstat. gks. ru/digital/region18/default. aspx.
6. Иностранные инвестиции. URL: http://www. nizhstat. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat. ts.
7. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области. Закон Нижегородской области от 31.12.2004 № 180.
8. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный Закон от 25.02.99 г. № 39-ФЗ.
9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. URL:http://www. minfin.ru/ common/img/uploaded/library/2011/07/03.08.2011.
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. URL: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/00e1d8804869f 076afa7ff74abf22fc8.
11. URL: http://www. gks. ru.
12. URL: http://www. economy. gov. ru.
13. URL: http://www. minfin. ru.
14. URL: http://www. apn-nn.ru.