Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ / ФОНД ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / INNOVATION / SOCIAL SPHERE / GOVERNMENTAL SUPPORT / AGENCY FOR STRATEGIC INITIATIVES / SOCIAL PROJECT SUPPORT FUND / CENTER FOR INNOVATION IN THE SOCIAL SPHERE / EUROPEAN UNION / EUROPEAN COMMISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Юлия Александровна

Если до 90-х гг. инновационная политика была сосредоточена исключительно на деятельности предприятий реального сектора экономики, а экономические и социальные проблемы не рассматривались в их взаимосвязи и взаимозависимости, то с приходом XXI века ситуация кардинально поменялась. Увеличивающийся вклад здравоохранения, образования, социального обеспечения в валовой внутренний продукт, создание рабочих мест позволил рассматривать их как сферу возникновения и приложения инноваций. Установлено, что в условиях высокой нагрузки на бюджетную систему страны, социальные инновации могут сыграть значимую роль в развитии общества, оказывая влияние на экономию государственных расходов на социальную сферу при одновременном улучшении качества жизни граждан. Целью статьи явилось выявление особенностей поддержки инновационной деятельности в социальной сфере на государственном уровне в Российской Федерации и Европейском союзе. В процессе исследования раскрыто содержание деятельности ключевых организаций, во внимании которых находится развитие социальных инноваций: в Российской Федерации - Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки социальных проектов, центры инноваций в социальной сфере в регионах страны, в Европейском союзе - Комиссия по социальным инновациям и Союз инноваций. Определены ключевые особенности деятельности указанных организаций в части поддержки и тиражирования социальных инноваций. На основании проведенного исследования установлено, что в России экосистема поддержки инноваций в социальной сфере менее устойчива и структурирована, однако динамично развивается в части ее отдельных составляющих. В Европейском союзе система поддержки социальных инноваций является гораздо более устоявшейся, многие из ее элементов имеют высокую степень проработки (в частности, оценка результативности социальных инноваций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR INNOVATION IN THE SOCIAL SPHERE IN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

If until the 90s. innovation policy was focused solely on the activities of enterprises in the real sector of the economy, and economic and social problems were not considered in their interconnection and interdependence, then with the advent of the 21st century the situation has changed dramatically. The increasing contribution of health care, education, social security to the gross domestic product, job creation has made it possible to consider them as a sphere of origin and application of innovations. It has been established that in conditions of a high load on the budget system of the country, social innovations can play a significant role in the development of society, influencing the saving of government spending on the social sphere while improving the quality of life of citizens. The purpose of the article was to identify the features of supporting innovative activities in the social sphere at the state level in the Russian Federation and the European Union. The study revealed the content of the activities of key organizations that are focused on the development of social innovations: in the Russian Federation - the Agency for Strategic Initiatives, the Social Projects Support Fund, innovation centers in the social sphere in the regions of the country, in the European Union - the Commission on Social Innovations and the Innovation Union . The key features of the activities of these organizations are identified in terms of support and replication of social innovation. Based on the study, it was found that in Russia, the ecosystem for supporting innovation in the social sphere is less stable and structured, but is dynamically developing in terms of its individual components. In the European Union, the system for supporting social innovation is much more established, many of its elements are highly developed (in particular, evaluating the effectiveness of social innovation).

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №3, Том 12 / 2020, No 3, Vol 12 https://esj.today/issue-3-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/34ECVN320.pdf DOI: 10.15862/34ECVN320 (http://dx.doi.org/10.15862/34ECVN320) Ссылка для цитирования этой статьи:

Кузнецова Ю. А. Государственная поддержка инноваций в социальной сфере в России и странах Европейского союза // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/34ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kuznetcova Yu.A. (2020). State support for innovation in the social sphere in Russia and the countries of the European Union. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(12). Available at: https://esj.today/PDF/34ECVN320.pdf (in Russian)

УДК 332.14 ГРНТИ 06.52.17

Кузнецова Юлия Александровна

ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева»

Филиал в г. Новокузнецке, Новокузнецк, Россия Ведущий научный сотрудник Кандидат экономических наук E-mail: acanaria2005@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4155-5742 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=647279

Государственная поддержка инноваций в социальной сфере в России и странах

Европейского союза

Аннотация. Если до 90-х гг. инновационная политика была сосредоточена исключительно на деятельности предприятий реального сектора экономики, а экономические и социальные проблемы не рассматривались в их взаимосвязи и взаимозависимости, то с приходом XXI века ситуация кардинально поменялась. Увеличивающийся вклад здравоохранения, образования, социального обеспечения в валовой внутренний продукт, создание рабочих мест позволил рассматривать их как сферу возникновения и приложения инноваций. Установлено, что в условиях высокой нагрузки на бюджетную систему страны, социальные инновации могут сыграть значимую роль в развитии общества, оказывая влияние на экономию государственных расходов на социальную сферу при одновременном улучшении качества жизни граждан. Целью статьи явилось выявление особенностей поддержки инновационной деятельности в социальной сфере на государственном уровне в Российской Федерации и Европейском союзе. В процессе исследования раскрыто содержание деятельности ключевых организаций, во внимании которых находится развитие социальных инноваций: в Российской Федерации - Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки социальных проектов, центры инноваций в социальной сфере в регионах страны, в Европейском союзе -Комиссия по социальным инновациям и Союз инноваций. Определены ключевые особенности деятельности указанных организаций в части поддержки и тиражирования социальных инноваций. На основании проведенного исследования установлено, что в России экосистема поддержки инноваций в социальной сфере менее устойчива и структурирована, однако динамично развивается в части ее отдельных составляющих. В Европейском союзе система поддержки социальных инноваций является гораздо более устоявшейся, многие из ее

элементов имеют высокую степень проработки (в частности, оценка результативности социальных инноваций).

Ключевые слова: инновации; социальная сфера; государственная поддержка; Агентство стратегических инициатив; Фонд поддержки социальных проектов; Центр инноваций в социальной сфере; Европейский Союз; Европейская комиссия

Введение

Динамика современной жизни настолько высока, направления происходящих изменений неопределенны, а возникающие явления и происходящие процессы изменчивы, что однозначно говорить о более ли менее стабильных трендах в любой области жизни не приходится. Тем не менее, говоря об инновациях, никто не сомневается в характеристике их стабильности как инструмента повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, совершенствования любого вида деятельности. Именно инновации помогают справиться с ситуациями, когда традиционные подходы не работают. Современный глобальный вызов в виде пандемии Covid-19 радикально изменил привычный уклад жизни и позволил еще больше укорениться в мысли о том, что креативные, инновационные идеи позволят наиболее результативно и с наименьшими потерями преодолеть его негативные воздействия. В частности, это утверждение относится к социальным инновациям, которые воплотились сегодня во многих примерах, в частности, масштабного перехода на цифровое обучение, поддержки населения старшего возраста на самоизоляции путем обеспечения продуктами с помощью добровольцев, организации массовых мероприятий в онлайн-пространстве, новых методов взаимодействия с потребителем, а также новых разнообразных стратегиях ведения деятельности в различных областях. Представляется, что в условиях высокой нагрузки на бюджетную систему страны, социальные инновации могут сыграть значимую роль в развитии общества, оказывая влияние на экономию государственных расходов на социальную сферу при одновременном улучшении качества жизни граждан.

Концепция социальных инноваций не нова, однако разные государства, хозяйствующие субъекты, представители общественных и некоммерческих организаций по-разному раскрывают это явление, выделяют в качестве приоритетных различные сферы жизни общества. Интегратором и распространителем социальных инноваций признаны Центры инноваций в социальной сфере (Centre for Social Innovation), деятельность которых получила широкое распространение по всему миру. В свою очередь деятельность высшего руководства по развитию социальных инноваций в разных странах существенно отличается.

Характеристика деятельности Агентства стратегических инициатив

В настоящее время, ключевым органом, действующим в целях оказания поддержки и содействия в решении многообразных системных проблем, в том числе, распространения социально значимых инициатив, является автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (АСИ). АСИ - автономная некоммерческая организация, образованная в 2011 году Правительством Российской Федерации1. При Агентстве действует

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 года №1393 -р «Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (в ред. от 12.11.2015 г.).

Страница 2 из 9

наблюдательный и экспертный совет, возглавляемый В.В. Путиным, функционирующий на постоянной основе и созываемый председателем совета не реже 1 раза в квартал2.

Инициатива АСИ «100 лидеров развития социальной сферы» заключается в разработки инновационных проектов и новых форматов для решения общечеловеческих проблем. Те проекты, которые отбирает для финансирования АСИ, направлены на прорывные решения наиболее значимых социальных проблем в сферах здравоохранения, спорта, культуры и социального обслуживания. Отбор проектов осуществляется на основе использования следующих методов: «подтверждение востребованности результатов проекта, наличие методологии, доказанный социальный эффект, финансовая устойчивость»3.

Фонд поддержки социальных проектов учрежден в 2017 году в соответствии с решением Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив для «развития среды социальных проектов и социального предпринимательства в Российской Федерации»4 . Задачами Фонда являются следующие (рис. 1).

Для Фонда важно, чтобы как можно большее количество различных групп населения было вовлечено в социальное предпринимательство.

Под эгидой Агентства динамично расширяется региональная сеть Центров инноваций социальной сферы, целью деятельности которых является сопровождение социальных проектов малого и среднего бизнеса, а также проектов, разрабатываемых социально-ориентированными НКО.

Задачи Фонда поддержки социальных проектов

Увеличение количества социальных проектов и социального эффекта от их деятельности

Развитие культуры социального предпринимательства

Инфраструктурное развитие среды социальных проектов, масштабирование лучших практик

Содействие в привлечении финансирования для реализации социальных проектов и др.

Рисунок 1. Характеристика задач Фонда поддержки социальных проектов (источник: составлено автором по материалам официального сайта Фонда)

Организация центров инноваций социальной сферы (ЦИСС) проводится в соответствии с рекомендованной для их функционирования структурой (рис. 2), однако на сегодняшний день далеко не во всех регионах такие структуры реализованы в полной мере [1].

2 Положение о наблюдательном совете автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Утв. Решением дирекции Агентства стратегических инициатив. Протокол №148 от 02.09.2019 г.

3 Поддержка социальных изменений (100 соцлидеров) // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asi.ru/leaders/initiatives/social_leaders/.

4 О Фонде // Фонд поддержки социальных проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fundsp.ru/pages/about-us.html.

Рисунок 2. Структура Центров инноваций социальной сферы (источник: составлено автором)

Поддержка Центров инноваций социальной сферы осуществляется в рамках Приказа Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 года «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Ключевые задачи деятельности ЦИСС можно выразить в таких характеристиках, как «создание», «обеспечение», «объединение», «поддержка», «продвижение», «популяризация» [2, с. 20].

Исследование сложившейся в России системы управления социальными инновациями в Российской Федерации позволяет говорить о том, что она не является комплексной, четко структурированной и только получает свое развитие, а существующая институциональная структура в полной мере не адаптирована под реализацию задач эффективного и результативного развития социальных инноваций. Инициированный в 2012 году Агентством стратегических инициатив проект по созданию единой централизованной сети региональных ЦИСС был нацелен на подготовку социальных предпринимателей на основе лицензированных учебно-методических программ и консультаций социальных предпринимателей. Важно, что ЦИСС позиционировалось как площадка-индикатор, отражающая динамику происходящих социальных трансформаций.

Характеристика деятельности Европейской комиссии

Задача Европейской комиссии (ЕС) - стимулирование занятости и освоения рынком инновационных решений. Деятельность действующей в рамках ЕС Комиссии по социальным инновациям (Commission on social innovation) основана на инициативе Союза инноваций (Innovation Union initiative, 2010 г.) и Пакета социальных инвестиций (Social Investment Package, 2013 г.). Ключевыми целями поддержки социальных инновационных решений являются следующие:

1. поддержка предпринимателей, действующих в инновационной сфере;

2. мобилизация инвесторов и общественных организаций;

3. обмен информацией о социальных инновациях в Европе;

4. продвижение социальных инноваций как источника развития и обеспечения занятости5.

5 Social Innovation // European Commission [Electronic resource]. Available: https://ec.europa.eu/growth/industry/policy/innovation/social_en.

Союз инноваций был создан в 2010 году как флагманская инициатива стратегии «Европа 2020» («Europe 2020»), направленная на усиление сильных и устранение слабы стороны Европы в отношении инноваций. Для этого Союз инноваций внедрил расширенный стратегический подход к управлению инновациями, включив в него мер по регулированию спроса в инновационной экосистеме: государственный сектор, бизнес, академические круги, финансы [3]. Данный подход позволил распределить обязанности и определить действия между субъектами, участвующими в формировании рамочных условий для инноваций. Для оценки достигнутого успеха деятельности Союза инноваций в 2015 году был проведен опрос заинтересованных сторон, в результате которого определены ключевые блоки успеха: уменьшение фрагментации инноваций, внедрение ценных идей на рынок, усиление социальной и территориальной сплоченности и иные (рис. 3). Основным достижением в рамках приоритета по укреплению базы знаний и уменьшению фрагментации является внедрение идеи о едином исследовательском пространстве, открытом для всего мира и основанном на внутреннем рынке (European research area)6, а также рамочной программы Horizon 20207.

Рисунок 3. Направления результативной деятельности Innovation Union7

Horizon 2020 - это крупнейшая программа исследований и инноваций ЕС на 2014-2020 годы. Поскольку оценка является неотъемлемой частью любых рамочных программ ЕС, программа Horizon 2020 подверглась оценке с 5 позиций: (1) актуальность; (2) эффективность; (3) результативность; (4) согласованность; (5) ценность [4].

В 2013 году ЕС призвала государства-члены уделить приоритетное внимание социальным инвестициям, а также усовершенствовать свою деятельность в этом направлении [5]. Такой призыв был связан с тем, что негативные социально-экономические последствия не только для отдельных лиц, но и для общества в целом несут социальные и экономические издержки безработицы, бедности и социальной изоляции. Системы социального обеспечения способствуют улучшению социальных результатов, но сталкиваются с последствиями демографических изменений, финансового и экономического кризиса. Возникающее в результате давление на государственный бюджет и риск структурной деформации рынка труда усиливают в будущем необходимость модернизации социальной политики с целью оптимизации ее эффективности и поиска действенных способов ее финансирования. Является

6 Gabriel M. History of the European Research Area [Electronic resource] / M. Gabriel / Available: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/research_and_innovation/knowledge_publications_tools_and_data/documents/ec _rtd_factsheet-era-history.pdf.

7 What is Horizon 2020? // European Commission [Electronic resource]. Available: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/what-horizon-2020.

крайне важным обеспечение наилучшего использования имеющихся ресурсов, а также снижение воздействия негативных последствий кризиса [6]. Предложенный Пакет социальных инвестиций - это комплексный документ, учитывающий социальные, экономические, бюджетные различия между государствами-членами ЕС, в котором основное внимание уделяется следующим аспектам:

1. обеспечение соответствия систем социальной защиты потребностям людей, особенно, в критические моменты их жизни;

2. упрощение и повышение адресности социальной политики для обеспечения адекватных и устойчивых систем социальной защиты;

3. обновление стратегий с учетом областей с сильным аспектом социальных инвестиций [7].

Следует отметить, что с появлением данных документов активизировалась дискуссия о совершенствовании подходов и механизмов социальной защиты населения среди зарубежных специалистов. Так, например, Ь.О. Ого1е1 акцентирует внимание на необходимости совершенствования мер поддержки людей во время безработицы, плохого состояния здоровья и стихийных бедствий [8], О. Яаш1а указывает на важность учета при построении современной социальной политики особенностей разных режимов социальной защиты в разные временные периоды [9].

Таким образом, направления деятельности Комиссии по социальным инновациям ЕС можно охарактеризовать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика направлений деятельности Комиссии по социальным инновациям ЕС

Ключевая характеристика деятельности Краткое содержание

Сетевое взаимодействие объединение организаций по всей Европе для обмена опытом посредством использования портала Social Innovation Community8

Конкурсная работа поиск и поддержка новых решений социальных проблем через организацию Европейского конкурса социальных инноваций (European Social Innovation Competition)9, а также Regio Stars Awards, Social Innovation Tournament

Финансирование прямая финансовая поддержка социальных инноваций, начальное финансирование для разработки социальных инновационных идей посредством таких инструментов как Программа занятости и социальных инноваций (Employment and Social Innovation Programme10), Horizon 2020, Платформы коллективного информирования (Collective Awareness Platforms), а также через структурные инвестиционные фонды ЕС и Платформу социальных вызовов (Social Challenges Platform11)

Формирование эффективной экосистемы улучшение условий формирования и развития социальных инноваций и социальных предприятий в Европе, а также привлечения частных инвесторов (инициатива «Запуск и расширение» (Social Business Initiative))

Тиражирование сбор и распространение данных о преимуществах социальных инноваций и методологии измерения результатов

8 Social Innovation Community [Electronic resource]. Available: https://www.siceurope.eu/.

9 European Social Innovation Competition // European Commission [Electronic resource]. Available: https://ec.europa.eu/growth/industry/policy/innovation/social/competition_en.

10 Employment, Social Affairs and Inclusion // European Commission [Electronic resource]. Available: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?langId=en&catId= 1081.

11 Browse by Theme // Social Challenges Innovation Platform [Electronic resource]. Available: https://www.socialchallenges.eu/en-GB/community/4

Вестник Евразийской науки 2020, №3, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 3, Vol 12 https://esi.today

Ключевая характеристика деятельности Краткое содержание

Инкубация поддержка инкубационных структур для социальных инноваций в Европе через общеевропейские сети инкубаторов, например, Transition, Benisi

Исследование поиск новых идей и сфер приложения социальных инноваций

Источник: составлено автором по материалам официального сайта Комиссии по социальным инновациями ЕС

Согласно результатам исследования приведенных характеристик деятельности Комиссии по социальным инновациям ЕС, наиболее глубоко проработанной является «тиражирование» в части оценки эффекта социальных инноваций. Необходимо отметить и следующий важный аспект: социальные инновации в Европейском союзе рассматриваются не только как инструмент формирования устойчивых социальных изменений, но и механизм интеграции:

1. они создают возможность для апробации и внедрения масштабных практик в многоуровневом управлении. Многие социальные инновации зарождаются на местном уровне, где им необходимо обеспечить поддержку и тиражирование, затем выходят на региональный и национальный уровни, где Европейский союз должен содействовать распространению передовой практики в достижении перемен. В таком случае, успех социальных инноваций зависит от качества горизонтального и вертикального партнерства между участниками социальных изменений;

2. социальные инновации имеют решающее влияние на стратегию Europa 2020, поскольку являются важным инструментом для продвижения культуры инноваций, что создает недостающую связь между хорошо отработанными стратегиями «сверху-вниз» и вовлечением общественности в построение устойчивой, высокоразвитой, инклюзивной Европы [10].

Выводы

Таким образом, в современном мире назначение социальных инноваций существенно расширяется, что происходит благодаря усилению их поддержки на государственном уровне. Так, если раньше, социальная инновация воспринималась как некое новое, единичное решение для преодоления отдельной социальной проблемы, то сегодня, она имеет определяющее значение для политики в области инноваций, предпринимательства, исследований, охраны окружающей среды, образования и здравоохранения, а также для занятости, социальной интеграции и регионального развития. Не оспаривая достижений в части государственной поддержки в Российской Федерации, тем не менее, следует говорить о том, что целостной, устойчивой системы управления социальными инновациями в стране еще не создано. Целевая направленность деятельности ключевых организаций по поддержке инноваций в социальной сфере гораздо более узкая, нежели чем в Европейском союзе. Кроме того, отдельные решения государственной поддержки в России до конца не отработаны (например, нет единой утвержденной методики оценки социального эффекта социальных инноваций, имеются существенные трудности в распространении ценных идей). Однако отдельные элементы динамично развиваются и гибко подстраиваются под изменения внешней среды (в частности, направления сервисов Агентства стратегических инициатив).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Ю.А., Кантор О.Г. Оценка уровня развития социальных инноваций // Проблемы управления. 2017. №6. С. 32-42.

2. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты: монография. - Новокузнецк: Типография «Изограф», 2020. 131 с.

3. State of the Innovation Union 2015. Directorate-General for Research and Innovation (European Commission), 2015. 100 P.

4. Interim Evaluation of HORIZON 2020. Directorate-General for Research and Innovation (European Commission), 2017. 245 P.

5. Towards Social Investment for Growth and Cohesion - including implementing the European Social Fund 2014-2020. European Commission, Brussels, 20.2.2013 C0M(2013) 83 final. 23 P.

6. Guide to social innovation. European Commission, 2013. 72 P.

7. Policy Roadmap for the implementation of the Social Investment Package. European Commission, 2015. 11 P.

8. Drolet L.G. Social protection and social development. Springer Netherlands, 2014. 163 P.

9. Ramia G. Governing social protection in the long term. Global Dynamics of Social Policy. Palgrave Macmillan, 2020. 279 P.

10. Empowering people, driving change. Social Innovation in the European Union. Bureau of European policy advisers. Ref. Ares (2015) 4643996 - 28/10/2015. European Commission, 2015. 173 P.

Kuznetcova Yuliya Alexandrovna

Kuzbass state technical university named for T.F. Gorbachev Novokuznetsk branch, Novokuznetsk, Russia E-mail: acanaria2005@yandex.ru

State support for innovation in the social sphere in Russia and the countries of the European Union

Abstract. If until the 90s. innovation policy was focused solely on the activities of enterprises in the real sector of the economy, and economic and social problems were not considered in their interconnection and interdependence, then with the advent of the 21st century the situation has changed dramatically. The increasing contribution of health care, education, social security to the gross domestic product, job creation has made it possible to consider them as a sphere of origin and application of innovations. It has been established that in conditions of a high load on the budget system of the country, social innovations can play a significant role in the development of society, influencing the saving of government spending on the social sphere while improving the quality of life of citizens. The purpose of the article was to identify the features of supporting innovative activities in the social sphere at the state level in the Russian Federation and the European Union. The study revealed the content of the activities of key organizations that are focused on the development of social innovations: in the Russian Federation - the Agency for Strategic Initiatives, the Social Projects Support Fund, innovation centers in the social sphere in the regions of the country, in the European Union - the Commission on Social Innovations and the Innovation Union . The key features of the activities of these organizations are identified in terms of support and replication of social innovation. Based on the study, it was found that in Russia, the ecosystem for supporting innovation in the social sphere is less stable and structured, but is dynamically developing in terms of its individual components. In the European Union, the system for supporting social innovation is much more established, many of its elements are highly developed (in particular, evaluating the effectiveness of social innovation).

Keywords: innovation; social sphere; governmental support; Agency for Strategic Initiatives; Social Project Support Fund; Center for Innovation in the Social Sphere; European Union; European Commission

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.