Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационной деятельности промышленных предприятий'

Государственная поддержка инновационной деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1638
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соменкова Наталья Сергеевна

Обоснована необходимость активного участия государства в формировании и развитии инновационной деятельности предприятий. Рассмотрен механизм государственного регулирования инновационной сферы экономики России. Предложены направления активизации инновационной деятельности промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES' INNOVATION ACTIVITY

The necessity of active state interference in the formation and development of the enterprises' innovation activity is emphasized. The mechanism of state regulation of the innovation sphere of the Russian economy is examined. Some guidelines for revitalizing industrial enterprises' innovation activity are offered.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационной деятельности промышленных предприятий»

УДК 658.012:005.342

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2011 г. Н. С. Соменкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

N-somenkova@yandex.ru

Поступила в редакцию 03.08.2011

Обоснована необходимость активного участия государства в формировании и развитии инновационной деятельности предприятий. Рассмотрен механизм государственного регулирования инновационной сферы экономики России. Предложены направления активизации инновационной деятельности промышленных предприятий.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационная деятельность, промышленность.

Государственное участие в инновационных процессах оказывает существенное влияние на инновационную деятельность промышленных предприятий. Главным предметом внимания государства должна быть конкурентоспособность наукоёмких отраслей и производств, обеспечение соответствия отечественной наукоёмкой продукции международным стандартам качества и экологическим требованиям.

Государственная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться главным образом в процессе реализации целевых стратегических межотраслевых проектов или государственных программ создания новых продуктов или инновационного развития регионов, участниками которого должны быть как государственные научно-технические организации федерального и регионального уровней (академические институты и центры, федеральные центры науки и высоких технологий, вузовские научные структуры), так и научноисследовательские институты, опытноконструкторские организации, проектные, проектно-изыскательские, технологические и промышленные предприятия предпринимательского сектора, а также финансово-кредитные, маркетинговые, инжиниринговые, консалтинговые организации. Реализация таких программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственного и предпринимательского партнёрства в инновационной сфере [1, с. 117].

Основными рычагами государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий в РФ является государственный бюджет и государственный

заказ на НИОКР, наукоёмкую продукцию и услуги, реализуемые в соответствии с государственным контрактом. Особенно важна роль государства в сфере развития фундаментальной науки. Повышение роли государства в финансировании фундаментальных исследований должно сопровождаться точным измерением затрат на эти цели, а также расчётами их эффективности и окупаемости. Целесообразно предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для народнохозяйственных нужд.

Однако государство должно постепенно переходить от практики прямого финансирования инновационной деятельности к косвенным методам регулирования её развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР, выполненных на средства из государственного бюджета, в промышленность. При этом фундаментальные и поисковые исследования приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития, должны получать прямую финансовую поддержку государства.

Существенную роль среди мер косвенного регулирования играют налоговые льготы. Налоговое законодательство должно быть гибким, дифференцированным, учитывающим особенности процесса производства наукоемкой продукции [2, с. 232]. Стимулирование проведения НИОКР и использования их результатов в хозяйственной деятельности благодаря особому порядку налогообложения имеет по сравнению с другими мерами стиму-

лирования НИОКР ряд преимуществ, которые делают их особенно привлекательными. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения организациям возможности увеличивать амортизационные фонды как источник инвестиций в инновации [3, с. 9]. Например, в Японии промышленным компаниям, осуществляющим капитальные вложения в передовое оборудование, используемое для исследований и разработок новой технологии, налоговое законодательство предоставляет право вычесть из налога на прибыль 7% таких инвестиций. В Великобритании введены налоговые скидки по инвестициям, которые предоставляются компаниям в первый год эксплуатации машин и оборудования. Налоговые льготы по инвестициям в новые производственные фонды используются почти во всех развитых странах [4, с. 47].

В России, как и во многих других странах, для стимулирования инновационной деятельности введен ряд налоговых льгот. В частности, освобождается от обложения НДС выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов. Освобождены от НДС операции по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау, а также права на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Однако существующие в российских условиях налоговые льготы необходимо дополнить новыми инструментами налогового стимулирования, среди которых:

- введение исследовательского налогового кредита в виде права предприятий, занятых инновационной деятельностью, вычитать из налога на прибыль часть прироста расходов на НИОКР, направленных на разработку инноваций;

- исключение из налогооблагаемой базы той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение предприятия;

- введение режима «налоговых каникул» на прибыль, полученную от реализации наукоемкой инновационной продукции в течение трех лет с момента ее освоения и выпуска;

- освобождение от налога на имущество на первые три года после ввода в эксплуатацию новых машин и оборудования предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

- установление нулевой таможенной пошлины и освобождения от НДС импорта оборудования и приборов, используемых для научноисследовательских целей.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Формулируя сегодня программы инновационного развития страны, нельзя мириться с тем, что основные понятия инновационной системы не определены в законодательном порядке. Из-за отсутствия ясности в таком ключевом понятии, как инновационная деятельность, трудно обоснованно сказать, кто относится к субъектам инновационной деятельности, а что к объектам ее инфраструктуры. Все это приводит к межведомственным разногласиям и значительно осложняет инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.

Необходимо принятие специального закона «О мерах государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности в РФ». В данном законе следует определить понятия «инновация», «инновационная деятельность», обозначить стратегию, принципы и порядок формирования и осуществления государственной инновационной политики, закрепить виды инновационных предприятий (организаций), источники финансирования инновационной деятельности, принципы государственного регулирования этой сферы, формы воздействия органов государственной власти на инновационные процессы.

Большая роль в поддержке и развитии инновационной деятельности принадлежит не только законодательной базе, но и формированию в стране соответствующей инфраструктуры, в том числе информационной инфраструктуры.

В состав сектора информационной инфраструктуры инновационной деятельности входят Государственная система научно-технической информации, тематические порталы и сайты отраслевых ведомств и других участников инновационных процессов, Единая национальная система учета научных, научно-технических результатов, продукции и услуг и контроля за их использованием, аналитические и экспертные центры, информационные сети, а также электронные биржи. В перспективе планируется создание Государственной системы информационной поддержки инноваций.

Важным инструментом выведения результатов научно-технической деятельности на рынок в дальнейшем должна стать биржа высоких технологий, предметом торгов на которой могут быть опционы на приобретение прав на результаты научно-технической деятельности.

Важнейшим направлением государственной поддержки инновационных процессов является содействие развитию международного сотрудничества в инновационной сфере. Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей - привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов. При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям [5, с. 49].

Анализ государственной инновационной политики позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, государственная инновационная политика благоприятно влияет на все экономические процессы в обществе, поскольку стимулирует инновационную активность предприятий.

Во-вторых, государственные программы оказывают целенаправленное воздействие на инновационную стратегию предприятий. Государственные программы способствуют актив-

ной реализации нововведений на различных этапах развития системы разными методами, в частности путем законодательной и материальной поддержки развития науки, подготовки научных и инженерных кадров, эффективно работающих систем экспертного отбора инновационных проектов, заказов, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, стимулирования кооперации промышленных предприятий и университетов.

В-третьих, государство способствует перспективной направленности инновационной политики, стимулируя радикальные нововведения.

Таким образом, инновационная деятельность предприятий невозможна без активного участия государства. Система стимулирования инновационной деятельности в современных условиях должна обеспечиваться комплексом мер, включающих адресную поддержку приоритетных направлений инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, стимулирующего заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Механизмы государственного регулирования инновационной сферы экономики России // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 108-120.

2. Корпоративное управление инновационным развитием / Под ред. Ю.П Анискина. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. 411 с.

3. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. № 6. С. 3-13.

4. Павлов К. Инновации интенсивного и экстенсивного типа // Экономист. 2009. № 7. С. 43-48.

5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 448 с.

STATE SUPPORT FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES’ INNOVATION ACTIVITY

N.S. Somenkova

The necessity of active state interference in the formation and development of the enterprises' innovation activity is emphasized. The mechanism of state regulation of the innovation sphere of the Russian economy is examined. Some guidelines for revitalizing industrial enterprises' innovation activity are offered.

Keywords: innovation policy, innovation activity, industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.