Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ НЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахундова Айтакин Гасан Кызы

Мировая торговля уже с конца 2019 г. резко снизилась из-за пандемии коронавируса и принятых в связи с ней ограничений. Далее, в связи с падением цен на мировом нефтяном рынке, главном источнике формирования национальной экономики и государственного бюджета страны, произошло резкое падение доходов, возникли сложности в финансировании развития наиболее важных направлений экономики Азербайджана. Особенно проявились проблемы в повышении социально-экономического благосостоянии населения, в развитии инфраструктуры регионов, в производственном секторе страны, в контексте совершенствования технологий, используемых в производственной деятельности отечественных предприятий, и др. Фактически снижение цен на нефть вынудило все нефтяные государства и предприятия различной профориентации к резкому переходу от активной экономической деятельности к пассивной. Необходимы новые механизмы и проведение реформ для диверсификации национальной экономики, поскольку имеется ряд проблем, препятствующих проведению данного процесса и расширению внешнеэкономической деятельности страны. В статье рассматриваются приоритетные направления диверсификации внешней торговли Азербайджана, изучаются проблемы, анализируются объемы экспорта-импорта республики по годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR FOREIGN TRADE DIVERSIFICATION OF AZERBAIJAN

Global trade, already since the end of 2019, has fallen sharply due to the coronavirus pandemic and the restrictions adopted in connection with it. Then, due to the fall in prices on the world oil market, which is the main source of formation of the state budget of the country, there was a sharp drop in revenues, difficulties arose in financing the development of more important areas of the Azerbaijani economy. Problems were especially manifected in improving the socio-economic well-being of the population, indeveloping the infrastructure of the regions, in the industrial sector of the country in the context of improving the technologies used in production activities of domestic enterprises. In fact, the decline in oil prices forced all oil states and enterprises of various vocational orientations to a sharp transition from active economic activity to passive. New mechanisms and reforms are needed to diversify the national economy, since there are a number of problems that impede the implementation of this process and the expansion of the country's foreign economic activity. The article discusses the priority areas of diversification of Azerbaijan's foreign trade, studies the problems, analyzes the volume of exports and imports of the republic by years.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН)»

УДК 338.33 (479.24) DOI 10.14258/epb202252

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН)

А. Г. Ахундова

Бакинский государственный университет (Баку, Азербайджан)

Мировая торговля уже с конца 2019 г. резко снизилась из-за пандемии коронавируса и принятых в связи с ней ограничений. Далее, в связи с падением цен на мировом нефтяном рынке, главном источнике формирования национальной экономики и государственного бюджета страны, произошло резкое падение доходов, возникли сложности в финансировании развития наиболее важных направлений экономики Азербайджана. Особенно проявились проблемы в повышении социально-экономического благосостоянии населения, в развитии инфраструктуры регионов, в производственном секторе страны, в контексте совершенствования технологий, используемых в производственной деятельности отечественных предприятий, и др. Фактически снижение цен на нефть вынудило все нефтяные государства и предприятия различной профориентации к резкому переходу от активной экономической деятельности к пассивной. Необходимы новые механизмы и проведение реформ для диверсификации национальной экономики, поскольку имеется ряд проблем, препятствующих проведению данного процесса и расширению внешнеэкономической деятельности страны. В статье рассматриваются приоритетные направления диверсификации внешней торговли Азербайджана, изучаются проблемы, анализируются объемы экспорта-импорта республики по годам.

Ключевые слова: диверсификация, государственная поддержка, развитие не нефтяного сектора, внешнеторговая деятельность.

STATE SUPPORT FOR FOREIGN TRADE DIVERSIFICATION

OF AZERBAIJAN

A. G. Akhundova

Baku State University (Baku, Azerbaijan)

Global trade, already since the end of 2019, has fallen sharply due to the coronavirus pandemic and the restrictions adopted in connection with it. Then, due to the fall in prices on the world oil market, which is the main source of formation of the state budget of the country, there was a sharp drop in revenues, difficulties arose in financing the development of more important areas of the Azerbaijani economy. Problems were especially manifected in improving the socio-economic well-being of the population, indeveloping the infrastructure of the regions, in the industrial sector of the country in the context of improving the technologies used in production activities of domestic enterprises. In fact, the decline in oil prices forced all oil states and enterprises of various vocational orientations to a sharp transition from active economic activity to passive. New mechanisms and reforms are needed to diversify the national economy, since there are a number of problems that impede the implementation of this process and the expansion of the country's foreign economic activity. The article discusses the priority areas of diversification of Azerbaijan's foreign trade, studies the problems, analyzes the volume of exports and imports of the republic by years.

Keywords: diversification, state support, development of the non-oil sector, foreign trade activity.

Рассматривая возможности, структуру и основные приоритетные направления для проведения диверсификации экономики страны, можно утверждать, что достижение этой

задачи для Азербайджана будет очень сложной и долгой.

Как мы знаем, мировая торговля уже с конца 2019 г. резко снизилась из-за пандемии коронавируса и принятых в связи с ней ограничений. По ис-

следованиям ВТО, пандемия коронавируса только в 2020 г. привела к сокращению торговли товарами на 8% и коммерческими услугами на 21%. Так, мировой экспорт промышленных товаров сократил-

ся на 5,2% в 2020 г., в то время как общий их объем — на 7,7%. И, как показали исследования ВТО, из-за влияния пандемии больше всего пострадала сфера услуг (рис. 1) [1].

Рис. 1. Мировая торговля по коммерческим секторам

Вдобавок в связи с падением цен на мировом нефтяном рынке, главным источнике формирования национальной экономики и государственного бюджета страны, произошло резкое падение доходов, возникли сложности в финансировании развития важнейших направлений экономики Азербайджана. Особенно обострились проблемы в повышении социально-экономического благосостояния населения, развитии инфраструктуры регионов, в производственном секторе страны, в деле совершенствования технологии, используемой в производственной деятельности отечественных предприятий, и др. Снижение цен на нефть вынудило все нефтяные государства и предприятия различной профориентации к резкому переходу от активной экономической деятельности к пассивной.

Экономически сильные промышленно развитые страны, используя эти возможности, старались быстро захватить долю нефтяных стран на мировом рынке готовой продукции. В результате Азербайджан столкнулся с теми же проблемами, произошло уменьшение объема экспорта готовой продукции и снижение нефтяных доходов. Безусловно, каждое политико-экономическое суверенное государство должно иметь свою стратегию развития с учетом его положения на мировом

и региональном рынках, пусть даже во взаимодействии с конкретными странами-партнерами. Для этого необходимо перестраивать, с учетом взаимных экономических и кооперационных связей, внешнеторговые связи и обеспечить рост тех отраслей страны, которые необходимы и стратегически важны на пути усиления внешнеэкономического потенциала Азербайджана, а также и его стран-партнеров.

В таких условиях Президент Азербайджанской Республики выдвинул инициативу подготовки новой экономической стратегии и проведения институциональных реформ. В связи с этим была разработана и утверждена «Стратегическая дорожная карта по национальной экономике и основным секторам экономики», имеющая огромное значение для дальнейшего внешнеэкономического развития нашей страны [2].

В данной дорожной карте предусматривается необходимость реализации комплексно-системных мероприятий по увеличению объема экспортных товаров, повышения конкурентоспособности не нефтяных отраслей экономики, а также усиления места Азербайджанской Республики и ее бизнес-субъектов на мировом рынке.

Конечно, с учетом стратегической дорожной карты по развитию национальной экономики тре-

буется повышение экспортного потенциала страны. Для этого целесообразно реализовать следующие меры:

— для развития более продуктивных и импортозамещающих и экспортно-ориентированных отраслей экономики привлечь инновационные технологии в процесс производства товаров и применение соответствующих подходов и методов управления;

— внести изменение в торгово-экономические отношения со странами, особенно являющиеся потенциальными импортерами товаров отечественного производителя. Для расширения ассортимента и увеличения объема экспортируемой продукции требуется с учетом потребности каждого рынка улучшения качества выпускаемого товара, модернизация, совершенствование и диверсификация внешнеторговых связей в целом.

Для обеспечения устойчивого развития не нефтяных отраслей экономики страны, естественно, требуется изменение подходов в организации и управлении предприятиями таких отраслей как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, пищевая и легкая промышленность, сельское хозяйство.

Конечно, Азербайджан, с учетом географического положения и природно-финансовых ресурсов, располагая огромными транзитными возможностями, имеет все перспективы для развития конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей и увеличения их экспортного потенциала. Президент Азербайджана, выступая на конференции, посвященной итогам первого года исполнения «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2019-2023 годах», отметил, что «с 2003 г. экономика Азербайджана выросла в 3,4 раза, что является хорошим показателем в мире, объем производства АПК увеличился в 2 раза, внешнеторговый оборот — в 6,4 раза, в том числе не нефтяной экспорт — в 7,6 раза» [3].

Чтобы представить внешнеторговое экономическое положение страны, необходимо рассмотреть объемы экспорта-импорта по годам. Как видно из данных таблицы, общий товарооборот страны по сравнению с 2005 г. значительно вырос за анализируемый период времени. Однако наблюдается рост и падение общего объема внешнего товарооборота Азербайджана. Так как, имея всего 8558,0 млн дол. США товарооборота в 2005 г., в 2008 г. Азербайджан смог увеличить данный объем до 54 926,0 млн дол. США (табл.). Конечно, это фантастический результат. За короткое время увеличение экспорта почти на 10,9 раза, а импорта всего на 1,7 раза дает большой стимул для даль-

нейшего успешного введения внешнеторговой деятельности.

В чем причина такого успеха? В первую очередь, нужно отметить, что развитие национальной экономики Азербайджана приходится на период после обретения независимости. Так, после прекращения существования СССР Азербайджан вошел в число стран постсоветского пространства, оказавшихся в глубочайшем экономическом кризисе: по сравнению с 1990 г. сокращение реального ВВП в 1994 г. составило 52,6% [4], поскольку в стране отсутствовала материально-техническая база промышленности и в целом была зависимость от добычи энергоносителей.

1995-1997 гг. — это период стабилизации экономики на основе проведения соответствующих реформ, приватизация государственного имущества, либерализации внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор. В частности, 20 сентября 1994 г. был подписан «Контракт века», который стал важным поворотным моментом в истории развития экономики нашей страны. С 11 известными нефтяными компаниями семи стран мира — BP, Statoil, Amoko, TPAO, Itoci, ExxonMobil, Lukoil, Delta, Remko, MacDermot, Hess — было подписано Соглашение о долевом разделе добычи с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли. С того времени нефтяная стратегия Азербайджана стала основной составной частью как внутренней, так и внешней политики государства. Начались годы осуществления новой нефтяной стратегии — период невиданного развития [5]. И можно с уверенностью отметить, что «Контракт века» (общей стоимостью 28 млрд долл. США) сегодня обеспечивают энергетическую безопасность и экономическую стабильность Азербайджана.

Более того, в 1994 г. было подписано первое Соглашение о разделе продукции (СРП), что позволило привлечь в эту сферу экономики Азербайджана десятки иностранных компаний. В результате этого входящие прямые иностранные инвестиции выросли за два года почти в 3 раза — с 10,8% ВВП в 1995 г. до 28,1% ВВП в 1997 г. [6].

С 1998 г. экономика Азербайджана вышла на траекторию роста, который заметно ускорился с 2004 г. вследствие быстрого роста цен на нефть: за 1998-2003 гг. ВВП страны увеличился на 61,1 %; за последующие 6 лет в условиях удвоения цены сырой нефти и увеличения добычи нефти более чем в 3,3 раза экономический рост составил 185,3% [7].

К тому же в период 2003-2008 гг. Азербайджан весьма активно и последовательно участвовал в процессах глобализации путем реализации транспортно-коммуникационных проектов как регионального, так и международного значе-

ния. К примеру, в 2006 г. был сдан в эксплуатацию экспортный нефтетрубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, открывающий большие возможности с целью решения проблемы энергетической безопасности. В 2007 г. начался экспорт газа с месторождения «Шахдениз» по газопроводу Баку — Тбилиси — Эрзурум. Этот трубопровод, наряду со стратегической значимостью самого проекта, открыл новые возможности для нахождения все новых альтернативных маршрутов будущих стратегических экспортных газопроводов в различные государства мира. Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум стал важной частью реализуемой с 1994 г. многовариантной нефтегазовой экспортной и трубопроводной политики. Газопровод еще больше изменил в пользу Азербайджана геополитическую и геоэкономическую ситуацию на Южном Кавказе и в Каспийско-Черноморском бассейне [8, с. 189190]. Более того, в 2007 г. было подписано межправительственное соглашение о строительстве новой

железной дороги Баку-Тбилиси-Карс между правительствами Азербайджана, Турции и Грузии (строительство которого завершилось в 2017 г.) и т. д.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что на протяжении пяти лет темп роста ВВП страны ежегодно превышал 10%. А в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. темп роста ВВП был самым высоким в мире -26,4; 34,5; 25,0 и 10,8 % соответственно. Объем ВВП в 2008 г. составил 38,0 млрд манат, или 46,2 млрд долл. США, а объем ВВП страны на душу населения в 2008 г. — 5403,9 долл. США и по сравнению с 2003 г. вырос более чем в 6,0 раза [9].

В 2010 г. вследствие мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. общий товарооборот страны составил только 27 960,8 млн дол. США, из которых 21 360,2 млн дол. приходилось на долю экспорта и всего лишь 6 600,6 млн дол. — на долю импорта (табл.).

Объем экспорта и импорта Азербайджанской Республики, 2005-2019 гг.

Наименование показателей экспорта 2005 2008 2010 2015 2017 2019

Объем экспорта, млн дол. США 4 347,1 47 756,0 21 360,2 12 729,1 13 811,6 19 471,3

Объем импорта, млн дол. США 4 211,2 7 169,9 6 600,6 9 216,6 8 782,0 13 667,4

Общий объем товарооборота, млн дол. США 8 558,0 54 926,0 27 960,8 21 945,8 24 103,2 33 302,6

Источник: www.stat.gov.az, официальный сайт АГКС (дата обращения: 02.09. 2022).

Так, в 2015 г. произошло определенное структурное изменение в объеме товарооборота. Из-за снижения объема торговли изменилось соотношение между импортом и экспортом в пользу импорта, что отрицательно повлияло на сальдо внешнеторговой деятельности страны. В 2017 г. положение относительно улучшается, растет объем экспорта и уменьшается объем импорта.

На основе данных таблицы можно увидеть, что в 2019 г. внешнеторговый оборот страны составил 33 млрд 302,6 млн долл. США, в том числе

объем экспорта — 19 млрд 471,3 млн долл., импорта — 13 млрд 667,4 млн долл. В результате чего образовалось положительное торговое сальдо в размере 5 млрд 804,1 млн долл. По сравнению с 2018 г. внешний торговый оборот по фактическим ценам вырос на 4,3%, а в реальном выражении — на 3,7%, в том числе импорт снизился на 6,5%, а экспорт — на 2% [10].

По данным Государственного таможенного комитета, в 2019 г. экспортная продукция была отправлена в следующие страны (рис. 2) [10].

Рис. 2. Экспортируемая продукция в 2019 году

Россия -16,3% п Турция - 12% н Китай -10,5% f- к Швейцарии - 9% н Г США 5,6%

1 * 1

Германия - г Украина - Г. Иран - 3,3°/ ■ Канада - г Италия -

5,2% г 3,4% L L. 2,9% L 2,7%

1

* 1

Австралия 2,2% Ü Франция -1,8% и Англия -1,7% ■ к_ Япония -1,6% Ü Другие страны -21,3% а

Рис. 3. Импортированная продукция в 2019 г.

А импортированная продукция в 2019 г. пришлась на следующие страны — рисунок 3 [10].

Учитывая те или другие проблемы как на мировых, так и во внутреннем рынке Азербайджана, можно с уверенностью отметить, что в модернизации экономики и во введении внешнеторговой деятельности имеется ряд проблем, препятствующих диверсификации и расширению деятельности в этой области, в том числе и изменению экономической структуры страны. К этим проблемам можно отнести:

— зависимость экономики от нефтегазового сектора;

— нестабильность цены на нефть на рынках мира;

— низкое качество выпускаемой продукции, в основном за счет высокой степени изношенности основного капитала отечественных предприятий;

— недостаточность финансовых ресурсов, которые необходимы для проведения инновационных изменений в отечественном предпринимательстве.

В заключение можно отметить, что экономика страны остается в положении высокой зависимости от ее энергетического сектора. Однако правительство страны старается внести изменения в структуру внешнеторговых отношений Азербайджана посредством диверсификации экономического развития и сократить зависимость от экспорта углеводородов. С построением многочисленных технологических, промышленных парков и промышленных кварталов государство стремится привлечь иностранных инвесторов в экономику страны и добиться диверсификации, особенно содействовать стабильному развитию не нефтяного сектора, ускорить индустриализацию нашей страны в целом путем формирования приоритетных отраслей — сектора высоких технологий — ИКТ, логистики и туризма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Обзор статистики мировой торговли за 2021 год. URL: https://roscongress.org/materials/ statisticheskiy-obzor-mirovoy-torgovli-za-2021-god/ (дата обращения: 10.09.2022).

2. Стратегические дорожные карты по национальной экономике и основным секторам экономики. URL: https://azerbaijan. az/ru/information/402 (дата обращения: 10.09.2022).

3. Ильхам Алиев принял участие в конференции, посвященной итогам первого года исполнения «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2019-2023 годах» от 3 февраля 2020 г. URL: https://president. az/ru/articles/view/35693 (дата обращения: 10.09.2022).

4. Григорьев Л. М., Салихов М. Р. ГУАМ — пятнадцать лет спустя: сдвиги в экономике Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины, 1991-2006. М., 2007.

5. Хошбахт Юсифзаде: «Контракт века» продемонстрировал миру, что Азербайджан — независимое государство и надежный партнер. URL: https://report. az/ru/energetika/ (дата обращения: 10.09.2022).

6. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, декабрь 2018. № 39. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/20215.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

7. Куклина Е. А., Бабаев Э. А. Цифровая экономика в проекции экономической модели развития: реалии Республики Азербайджан // Управленческое консультирование. 2019. № 12 (132). С. 90-104.

8. Гасанов А. М. Политика национального развития и безопасности Азербайджанской Республики: монография. Баку, 2014. 672 c. URL: http://anl.az/el_ru/kniqi/2016/qa_pnrba.pdf

9. Маммадли М. М. Некоторые вопросы инвестирования предприятий на современном этапе в Азербайджане // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. 2011. № 1 (37). С. 196-199.

10. В минувшем году внешнеторговый оборот Азербайджана составил 33,1 млрд доллара. URL: https://azertag. az/ru/xeber/V_minuvshem_godu_vneshnetorgovyi_oborot_Azerbaidzhana_sostavil_331_mlrd_ dollara-1415183 (дата обращения: 10.09.2022).

REFERENCES

1. Overview of world trade statistics for 2021. URL: https://roscongress.org/materials/statisticheskiy-obzor-mirovoy-torgovli-za-2021-god/ (date of access: 10.09.2022).

2. Strategic roadmaps for the national economy and the main sectors of the economy. URL: https://azerbaijan. az/ru/information/402 (date of access: 10.09.2022).

3. Ilham Aliyev took part in a conference dedicated to the results of the first year of the implementation of the «State Program for the Social and Economic Development of the Regions of the Republic of Azerbaijan in 20192023» dated February 3, 2020. URL: https://president. az/en/articles/view/35693

4. Grigoriev L. M., Salikhov M. R. GUAM — fifteen years later: shifts in the economy of Azerbaijan, Georgia, Moldova and Ukraine, 1991-2006. M., 2007.

5. Khoshbakht Yusifzade: The "Contract of the Century" demonstrated to the world that Azerbaijan is an independent state and a reliable partner. URL: https://report. az/ru/energetika/ (date of access: 10.09.2022)

6. Bulletin on Current Trends in the World Economy, December 2018. No. 39. URL: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/20215.pdf (date of access: 10.09.2022).

7. Kuklina E. A., Babaev E. A. Digital economy in the projection of the economic model of development: the realities of the Republic of Azerbaijan. Scientific and practical journal // Management consulting. 2019. No. 12 (132). Pp. 90-104.

8. Gasanov A. M. Policy of national development and security of the Azerbaijan Republic. Monograph. Baku, "Zardabi LTD" MMC, 2014. 672 p. URL: http://anl.az/el_ru/kniqi/2016/qa_pnrba.pdf

9. Mammadli M. M. Some issues of enterprise investment at the present stage in Azerbaijan // Eurasian international scientific-analytical journal. Problems of Modern Economics. 2011. No. 1 (37). Pp. 196-199.

10. Last year, Azerbaijan's foreign trade turnover amounted to $ 33.1 billion. URL: https://azertag. az/ru/ xeber/V_minuvshem_godu_vneshnetorgovyi_oborot_Azerbaidzhana_sostavil_331_mlrd_dollara-1415183 (date of access: 10.09.2022).

Поступила в редакцию: 05.09.2022. Принята к печати: 10.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.