Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / развитие сельского хозяйства / субсидии / эффективность / регулирование рынка / government support / agricultural development / subsidies / efficiency / market regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомиров Алексей Иванович, Фомин Александр Анатольевич

В статье проанализировано современное состояние развития аграрного сектора экономики страны и определены факторы, влияющие на эффективность развития отрасли и финансово-экономическое положение предприятий АПК. Установлено, что благоприятная рыночная конъюнктура и оказанная бюджетная поддержка отрасли позволили сельскохозяйственным организациям увеличить за 2020-2022 гг. прибыль до налогообложения на 26,5% и чистую прибыль на 26,3%. Определены ключевые особенности регулирования АПК в современных условиях хозяйствования. Рассмотрены формы и механизмы оказания государственной поддержки АПК, состоящие из прямой и косвенной поддержки, государственного регулирования и администрирования. Установлено, что общий объем оказанной бюджетной поддержки сельскохозяйственным организациям из бюджетов всех уровней за 2018-2022 гг. составил 803,4 млрд руб. Наибольший объем денежных средств было выделено на стимулирование инвестиционной деятельности 239,0 млрд руб., рост составил 29,7%. Отмечена тенденция сокращения субсидирования по всем направлениям за 2018-2022 гг. на 2,8%, что обусловлено снижением инвестиционной активности и темпов наращивания производства продукции сельского хозяйства из-за насыщения внутреннего агропродовольственного рынка продукцией собственного производства, а также снижением платежеспособного спроса в результате падения реально располагаемых доходов населения. Обоснованы новации в механизмах оказания бюджетной поддержки, связанные с объединением компенсирующей и стимулирующей субсидии в одну единую субсидию с определением обязательных приоритетов для всех субъектов и направлений субсидирования, которые региональные органы управления АПК имеют право выбирать по своему усмотрению. Показана важность формирования стратегических приоритетов оказания государственной поддержки в обеспечении продовольственной безопасности страны. На основании проведенного анализа предложены новые концептуальные подходы по государственного регулированию и субсидированию сельского хозяйства, позволяющий повысить адресность и объективность оказания бюджетной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY OF RUSSIA: MAIN TRENDS AND SOCIAL ECONOMIC IMPORTANCE

The article analyzes the current state of development of the agricultural sector of the country’s economy and identifies factors influencing the efficiency of industry development and the financial and economic situation of agricultural enterprises. It was established that favorable market conditions and the budgetary support provided to the industry allowed agricultural organizations to increase their productivity in 2020-2022. profit before tax by 26.5% and net profit by 26.3%. The key features of regulation of the agro-industrial complex in modern economic conditions are identified. The forms and mechanisms for providing state support to the agricultural sector, consisting of direct and indirect support, state regulation and administration, are considered. It has been established that the total amount of budget support provided to agricultural organizations from budgets of all levels for 2018-2022. amounted to 803.4 billion rubles. The largest amount of funds was allocated to stimulate investment activities — 239.0 billion rubles, an increase of 29.7%. There was a tendency to reduce subsidies in all areas for 2018-2022. by 2.8%, which is due to a decrease in investment activity and the rate of increase in agricultural production due to the saturation of the domestic agri-food market with domestically produced products, as well as a decrease in effective demand as a result of a fall in real disposable income of the population. Innovations in the mechanisms for providing budget support are substantiated, related to the combination of compensating and incentive subsidies into one single subsidy with the definition of mandatory priorities for all subjects and areas of subsidizing, which regional governing bodies of the agroindustrial complex have the right to choose at their discretion. The importance of forming strategic priorities for providing state support in ensuring the country’s food security is shown. Based on the analysis, new conceptual approaches to state regulation and subsidization of agriculture have been proposed, which makes it possible to increase the targeting and objectivity of providing budget support.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

№

ГОСУДАРСТВЕ! НОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ AITJK

Научная статья УДК 332.1:338.432

doi: 10.55186/25876740_2024_67_2_121

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

А.И. Тихомиров1, A.A. Фомин2

Российский государственный аграрный университет —

МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

Аннотация. В статье проанализировано современное состояние развития аграрного сектора экономики страны и определены факторы, влияющие на эффективность развития отрасли и финансово-экономическое положение предприятий АПК. Установлено, что благоприятная рыночная конъюнктура и оказанная бюджетная поддержка отрасли позволили сельскохозяйственным организациям увеличить за 2020-2022 гг. прибыль до налогообложения на 26,5% и чистую прибыль на 26,3%. Определены ключевые особенности регулирования АПК в современных условиях хозяйствования. Рассмотрены формы и механизмы оказания государственной поддержки АПК, состоящие из прямой и косвенной поддержки, государственного регулирования и администрирования. Установлено, что общий объем оказанной бюджетной поддержки сельскохозяйственным организациям из бюджетов всех уровней за 2018-2022 гг. составил 803,4 млрд руб. Наибольший объем денежных средств было выделено на стимулирование инвестиционной деятельности 239,0 млрд руб., рост составил 29,7%. Отмечена тенденция сокращения субсидирования по всем направлениям за 2018-2022 гг. на 2,8%, что обусловлено снижением инвестиционной активности и темпов наращивания производства продукции сельского хозяйства из-за насыщения внутреннего агропродовольственного рынка продукцией собственного производства, а также снижением платежеспособного спроса в результате падения реально располагаемых доходов населения. Обоснованы новации в механизмах оказания бюджетной поддержки, связанные с объединением компенсирующей и стимулирующей субсидии в одну единую субсидию с определением обязательных приоритетов для всех субъектов и направлений субсидирования, которые региональные органы управления АПК имеют право выбирать по своему усмотрению. Показана важность формирования стратегических приоритетов оказания государственной поддержки в обеспечении продовольственной безопасности страны. На основании проведенного анализа предложены новые концептуальные подходы по государственного регулированию и субсидированию сельского хозяйства, позволяющий повысить адресность и объективность оказания бюджетной поддержки. Ключевые слова: государственная поддержка, развитие сельского хозяйства, субсидии, эффективность, регулирование рынка

Original article

STATE SUPPORT OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY OF RUSSIA: MAIN TRENDS AND SOCIAL ECONOMIC IMPORTANCE

A.l.Tikhomirov1, A.A. Fomin2

Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy

named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia

2State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

Abstract. The article analyzes the current state of development of the agricultural sector of the country's economy and identifies factors influencing the efficiency of industry development and the financial and economic situation of agricultural enterprises. It was established that favorable market conditions and the budgetary support provided to the industry allowed agricultural organizations to increase their productivity in 2020-2022. profit before tax by 26.5% and net profit by 26.3%. The key features of regulation of the agro-industrial complex in modern economic conditions are identified. The forms and mechanisms for providing state support to the agricultural sector, consisting of direct and indirect support, state regulation and administration, are considered. It has been established that the total amount of budget support provided to agricultural organizations from budgets of all levels for 2018-2022. amounted to 803.4 billion rubles. The largest amount of funds was allocated to stimulate investment activities — 239.0 billion rubles, an increase of 29.7%. There was a tendency to reduce subsidies in all areas for 2018-2022. by 2.8%, which is due to a decrease in investment activity and the rate of increase in agricultural production due to the saturation of the domestic agri-food market with domestically produced products, as well as a decrease in effective demand as a result of a fall in real disposable income of the population. Innovations in the mechanisms for providing budget support are substantiated, related to the combination of compensating and incentive subsidies into one single subsidy with the definition of mandatory priorities for all subjects and areas of subsidizing, which regional governing bodies of the agro-industrial complex have the right to choose at their discretion. The importance of forming strategic priorities for providing state support in ensuring the country's food security is shown. Based on the analysis, new conceptual approaches to state regulation and subsidization of agriculture have been proposed, which makes it possible to increase the targeting and objectivity of providing budget support.

Keywords: government support, agricultural development, subsidies, efficiency, market regulation

Введение. Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность развития аграрного сектора экономики, является объем и доступность государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также уровень администрирования и быстрота доведения финансовых ресурсов до конечных получателей.

На сегодняшний день количественный состав и качественный характер субсидий, направляемых на развитие АПК из федерального и региональных бюджетов, предопределяет не только размер получаемой прибыли и конкурентоспособность производимой продукции, но, и во многом, формирует основу для проведения технико-технологической модернизации

© Тихомиров А.И., Фомин A.A., 2024

Международный сельскохозяйственный журнал, 2024, том 67, № 2 (398), с. 121-125.

отрасли, обеспечения расширенного воспроизводства и повышения устойчивости АПК России.

При этом совершенствование механизмов и повышение эффективности государственной поддержки отрасли в условиях усиления негативных геополитических процессов и санкционного давления приобретает первоочередное значение и фактически становится

STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

лимитирующим фактором обеспечения продовольственной безопасности страны [1,2].

Исходя из этого, изучение основных тенденций развития бюджетной поддержки и направлений их совершенствования является актуально научно-практической задачей, требующей особого внимания со стороны органов управления АПК, представителей научного и отраслевого бизнес-сообщества.

Материалы и методы исследований. В качестве материалов для проведения исследований использовались официальные данные Рос-стата, органов управления АПК и отраслевых объединений.

Методологической основой для исследования явились работы ведущих российских и зарубежных ученых. В процессе исследования применялись специальные методы исследования экономико-математический, расчетно-кон-структивный, монографический и метод экспертных оценок.

Результаты исследований. Развитие АПК России на протяжении последнихлетпроходило под влиянием разнонаправленных процессов, которые, с одной стороны, связанны с формированием благоприятной рыночной конъюнктуры на внутреннем агропродовольственном рынке, из-за сокращения его емкости и предложения, что обусловило в значительной степени повышение цен реализации на основные виды сельскохозяйственной продукции после введения эмбарго на импорт продуктов питания из ряда «недружественных» стран, а с другой, ростом затрат и стоимости используемых ресурсов (средств производства и расходных материалов) вследствие усиления инфляционных и девальвационных процессов в экономике [3].

Более существенное влияние на развитие аграрного сектора России оказала пандемия новой коронавирусной инфекции и рост цен на мировом рынке сырья и продовольствия, а также усиление экономических санкций и ограничений в сфере торгово-экономического сотрудничества и трансферта технологий, что привело к необходимости выработке новых подходов к государственной поддержки и регулирования АПК на основе проведения глубокого анализа сложившихся тенденций и факторов различной природы, оказывающих прямое и косвенное воздействие на устойчивое развитие отрасли в современных условиях хозяйствования [4].

Отмеченные процессы обеспечили значительный рост интереса к этому вопросу, как со стороны органов управления АПК и отраслевого бизнес-сообщества, так и представителей научной сферы и образования. Данная проблема стала предметов обсуждения на высшем государственном уровне и была рассмотрена на крупнейших тематических конференциях и выставках.

В данной работе мы ориентировались на изучение ключевых факторов и современных тенденций оказания государственной поддержки и регулирования рынка АПК, которые, по нашему мнению, во-многом предопределяют эффективность развития отрасли и ее устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды и возможностям скорейшей адаптации отечественных товаропроизводителей к современным условиям хозяйствования.

Рассматривая развитие аграрного сектора России за последние годы стоить отметить положительные тенденции, связанные в первую очередь с достаточно благоприятной рыночной

конъюнктуры на основных мировых рынках сырья и продовольствия (зерновые и масличные культуры), где российский производители занимают существенную долю в экспортных поставках и имеют возможность тем самым снижать предложение и давление на цены на внутреннем рынке, повышая свои показатели хозяйственно-экономической деятельности.

Начиная с 2020 г. на мировом рынке отмечается значительный рост цен на зерновые и масличные культуры, а также на продукты их переработки, что привело к росту внутренних цен и в значительной степени к росту доходности сельскохозяйственных производителей и АПК в целом.

Несмотря на введение со стороны Правительства Российской Федерации ограничительных мер на экспорт ряда культур зерновой группы и масличных для обеспечения экономической доступности продуктов питания для населения, произошло заметное возрастание их стоимости и на внутреннем рынке, что обеспечило улучшение большинства показателей финансово-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (табл. 1).

В частности, за 2020-2022 гг. зафиксирован рост прибыли до налогообложения, как с учетом оказания бюджетной поддержки, так и без нее на 26,5 и 30,5% соответственно, а также чистой прибыли на 26,3%.

Наряду с этим за аналогичный период отмечен значительное возрастание производственных затрат, коммерческих и управленческих расходов на 26,9 и 80,7%, однако одновременный рост выручки и прямой государственной поддержки в форме субсидий на 30,6 и 12,4% соответственно позволили нивелировать негативное влияние увеличения издержек.

Усиление процессов концентрации и специализации производства привело к сокращению количества функционирующих предприятий за

счет их укрупнения, а внедрение новых технологий и управленческих практик позволило повысить производительность и оплату труда сотрудников за 2020-2022 гг. на 34,7% и высвободить незначительное количество трудовых ресурсов при одновременном увеличении фонда заработной платы на 30,2%.

Рассматривая процесс государственного регулирования АПК, следует обратить внимание на формы и механизмы оказания воздействия на сельскохозяйственных товаропроизводителей и рынки продовольствия, которые во многом обусловлены уровнем государственной поддержки аграрного сектора экономики [6,7,8].

По нашему мнению, все действующие на сегодняшний день направления государственной поддержки отрасли можно разделить на четыре формы, отличающиеся между собой механизмами оказания, фактором воздействия и уровнем влияния (табл.2).

К первой группе прямой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции следует отнести субсидии на компенсацию части затрат на производство и переработку сельскохозяйственной продукции и субсидии на компенсацию части инвестиционных затрат на строительство новых и модернизации действующих объектов АПК.

Ко второй группе, заключающейся в опосредованной косвенной поддержки, относятся все финансово-кредитные инструменты с бюджетной поддержкой и созданием льготных режимов кредитования, лизинга, страхования, транспортировки и логистики грузов, а также преференции в области налогообложения.

Третья группа включает в себя механизмы государственного регулирующего воздействия на АПК за счет преимущественно проведения мероприятий по наращиванию экспорта и активизации внешнеэкономической деятельности, а также использования мер таможенно-тарифного регулирования.

Таблица 1. Основные показатели финансово-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации

Table 1. Main indicators of financial and economic activity of agricultural organizations of the Russian Federation

Наименование показателя Год 2022 г. к

2020 2021 2022 2020 г., %

Количество ооганизаций, тыс. ед. 16,3 15,9 15,8 96,9

в т.ч. прибыльных, тыс. ед. 14,0 13,7 13,6 97,1

удельный вес прибыльных организаций, % 86,1 86,2 86,1 -

Выручка от реализации продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг, трлн. руб. 3,6 4,3 4,7 130,6

Производственная себестоимость, трлн. руб. 2,6 3,0 3,3 126,9

Коммерческие и управленческие расходы, млн. руЬ. 161,3 245,5 291,4 180,7

Полная себестоимость, трлн. руб. 2,8 3,2 3,6 128,6

Прибыль от реализации, млн. руб. 660,3 882,2 805,4 122,0

Государственная поддержка в форме субсидий из бюджетов всех уровней, млрд. руб. 147,3 156,0 165,5 112,4

Прибыль до налогообложения, млрд. руб.

с учетом субсидий, млрд. руб. 624,8 872,5 790,1 126,5

без учета субсидий, млрд. руб. 486,0 721,8 634,0 130,5

Чистая прибыль, млрд. руб. 613,6 858,2 775,0 126,3

Рентабельность всей деятельности, %

с учетом субсидий, % 21,0 25,6 20,3 96,7

без учета субсидий,% 16,3 21,2 16,3 100,0

Среднемесячная начисленная заработная плата сотрудников, тыс. руб. 32,6 37,3 43,9 134,7

Фонд оплаты труда, млрд. руб. 444,7 494,3 579,1 130,2

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 1,138 1,106 1,100 96,7

'источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [5]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

Последняя группа форм государственной поддержки связана с совершенствованием механизмов администрирования процессов и осуществления контрольно-надзорных функций за счет упрощения процедур документооборота, ведомственного надзора и контроля, а также взаимодействия с органами государственной власти.

Общий объем оказанной бюджетной поддержки сельскохозяйственным организациям из бюджетов всех уровней за 2018-2022 гг. составил 803,4 млрд руб. при этом наибольший объем пришелся на стимулирование инвестиционной деятельности 239,0 млрд руб. или 29,7%.

Несмотря на общий колоссальный объем доведенных средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей, следует обратить внимание на сокращение субсидирования по всем направлениям за 2018-2022 гг. на 2,8%, что обусловлено насыщением внутреннего агропродо-вольственного рынка продукцией собственного производства и снижением платежеспособного

спроса из-за падения реально располагаемых доходов населения, и как следствие снижение инвестиционной активности и темпов наращивания производства продукции сельского хозяйства.

Особенно ярко данная тенденция выражена в области государственной поддержки инвестиционной деятельности, которая за 2018-2022 гг. сократилась в 3,2 раза, что обусловлено снижением потребности в создании невостребованных рынков новых производственных мощностей в АПК и насыщением внутреннего рынка продукцией уже ранее созданных и функционирующих организаций.

Сокращение поддержки растениеводства и животноводства связано также с насыщением внутреннего рынка по большинству видам продуктов питания животного происхождения, за исключением молока, молочных продуктов и говядины, а также достаточно низким экспортными поставками, что наиболее характерно для подотрасли животноводства в отличие от растениеводства.

Так, за 2018-2022 гг. общая государственная поддержка программ и мероприятий в животноводстве сократилась на 18,5%, в то время как аналогичный показатель в растениеводства составил за данный период времени 20,0%.

Характерной особенностью современного этапа бюджетной поддержки и государственного регулирования АПК является переход от стимулирования увеличения количественных показателей развития отрасли, связанных в первую очередь с наращиванием валового объема производства сельскохозяйственной продукции, к качественным индикаторам. К этой группе показателей относятся повышение доходности организаций аграрного сектора экономики за счет возмещения части производственных затрат, модернизация материально-технической базы, вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного хозяйства [8].

За 2018-2022Г.. на поддержку ведомственной программы вовлечения в эффективный оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации было выделено 29,8 млрд руб., а темп прироста субсидирования по этому направлению за данный период достиг 34,7% (табл. 3).

При этом следует обратить внимание, что реализация этой программы преимущественно осуществляется в регионах с рискованным земледелия и низким плодородием почвы, что предопределяет значительно более низкую инвестиционную привлекательность этих земельных активов для потенциальных инвесторов и более высокий уровень деградации почвенного покрова.

Вместе с тем по отдельным направлениям сельскохозяйственного производства влияние субсидий на рентабельность остается еще достаточно высокой, а по некоторым именно государственная поддержка позволяет выйти в положительную зону доходности из убыточного состояния (табл.4).

Таблица 2. Основные формы и механизмы оказания государственной поддержки АПК России Table 2. The main forms and mechanisms of state support for the agro-industrial complex of Russia

Фочма поддержки Механизм оказания

Прямая поддержка - субсидии на компенсацию части затрат на производство и переработку сельскохозяйственной продукции; -субсидии на компенсацию части инвестиционных затрат при строительстве новых и модернизации действующих объектов АПК

Косвенная поддержка -льготной лизинг; -льготное кредитование (краткосрочное и инвестиционное); -льготное страхование; -льготные налоговые режимы и ставки; - льготные тарифы на транспортировку средств производства и продукции

Регулирующая поддержка - поддержка экспорта продукции АПК; - закупочные и товарные интервенции; квотирование и пошлины

Администрирование процессов и контрольно-надзорные функции - упрощение процедур документооборота, ведомственного надзора и контроля, а также взаимодействия с органами государственной власти; - проведение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мероприятий, направленных на недопущение заноса и распространения болезней растений и животных; - содействие в проведении сертификации продукции и предприятий, в т.ч. ориентированные на экспортные поставки

'источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [9] и собственных исследований

Таблица 3. Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Российской Федерации Table 3. Current state of state support for agricultural organizations of the Russian Federation

Показатели год 2022 г.

2018 2019 2020 2021 2022 к 2018 г., %

Получено Ьюджегныхсоедств, млрд. руЬ. 172,7 153,9 150,1 158,9 167,8 97,2

(Ьсударственная поддержка мероприятий в области растениеводства, млрд. руб. 13,6 16,1 17,4 10,4 10,9 80,0

в т.ч. погектарная поддержка на площади сельскохозяйственных культур, млрд. руб. 11,6 13,3 15,6 10,4 10,9 94,0

распределено на произведенную продукцию растениеводства, млрд. руб. 1,5 1,4 0,5 - - -

сумма средств государственной поддержки, нераспределенная по видам культур 0,5 1,4 1,3

и продукции растениеводства, млрд. руб.

'Ьсударственная поддержка мероприятий в области животноводства, млрд. руб. 27,1 29,4 46,8 21,1 22,1 81,5

в т.ч. распределено на поголовье разводимое поголовье животных и птицы, млрд. руб. 21,5 24,2 24,5 12,2 12,9 60,0

распределено на произведенную продукцию животноводства (сырье), млрд. руб. 5,3 4,3 21,5 8,9 9,3 175,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сумма средств государственной поддержки, нераспределенная по видам животных 0,3 0,9 0,8

и продукции животноводства, млрд. руб.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в АПК, млрд. руб., в т.ч.: 78,1 59,4 51,1 26,1 24,3 в 3,2 раза

на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК 51,7 37,7 27,2 18,1 15,7 30,4

на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК, включая приобретение техники и (или) оборудования 15,5 8,4 9,4 7,8 8,3 53,5

на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию

тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) 0,1

прочие направления инвестирования, по которым предоставляется государственная 10,9 13,3 14,5 0,2 0,2 в 54,5 р

поддержка, не включенные в другие группировки

Государственная поддержка прогиаммы вовлечения в эффективный оборот земель 4,9 8,9 6,7 2,7 6,6 134,7

сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ, млрд. руб.

Госщаоственная поогоамма «Комплексное оазвитие сельских теоиитооий», мл од. руб - - 0.2 0,1 0J -

'источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [5,9,10]

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 67, № 2 (398). 2024

STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

Особенно ярко выражена данная тенденция в производстве мяса мелкого и крупного рогатого скота, где убыточность от реализации без субсидирования за 2018-2022 гг. составила 12,6 и 14,2%, а прямая бюджетная поддержка позволила реализовать данную продукцию с рентабельностью 3,5 и 2,5%, соответственно, что играет существенное значение в сохранении объемов производства и привлечении новых ресурсов для инвестирования.

Менее значимое влияние государственная поддержка оказывает на развитие молочного скотоводства, где доля компенсации производственных затрат субсидиями составляет 10,1%, а доходность подотрасли за счет этого фактора выросла на 8,4 п.п.

Сохранение бюджетной поддержки молоч-нопродуктового подкомплекса АПК на данном уровне является принципиально важным направлением государственной агропродовольствен-

Таблица 4. Влияние государственной поддержки на рентабельность производства отдельных видов продукции в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации за 2018-2022 гг. Table 4. The impact of state support on the profitability of production of certain types of products in agricultural organizations of the Russian Federation for 2018-2022

Вид продукции Средняя доля компенсации затрат субсидиями, % Средняя рентабельность без учета субсидий, % Средняя рентабельность с учетом субсидий, % Влияние субсидий на рентабельность, п.п

Мясо КРС (мясной и помесной КРС) 8,5 -14,2 2,5 16,7

Мясо овец и коз 12,2 -12,6 3,5 16,1

Молоко КРС 10,1 19,7 28,1 8,4

Овощи открытого грунта 5,2 18,8 24,3 5,5

Зерновые и зернобобовые культуры 3,1 38,5 41,8 3,3

Каитофель 2,4 26,6 28,9 2,3

Овощи защищенного грунта 1,1 7,6 8,4 0,8

Ябтоки 0,9 16,6 17,3 0,7

Сахарная свекла 0,3 38,1 38,4 0,3

'источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [9]

Таблица 5. Совершенствование механизма оказания государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в рамках единой субсидии

Table 5. Improvement of the mechanism for providing state support to agricultural organizations within the framework of a single subsidy

2023 год 2024 год 2023 год

Компенсирующая субсидия 26,7 млрд. руб. ьдиная субсиди. 49,4 млрд. руб. Стимулирующая субсидия 31,8 млрд. руб

- Обязательные приоритеты 24,3 млрд. руб. -

Поддержка агротехнических работ 6,5 млрд. руб. Поддержка агротехнических работ 3,4 млрд. руб. -

Поддержка элитного семеноводства 2,8 млрд. руб. Поддеожка элитного семеноводства 2,5 млрд. руб. -

Поддержка племенного животноводства, 8,6 млрд. руб. Поддержка племенного животноводства, 7,9 млрд. руб. -

Страхование с господдержкой 5, 4 млрд. руб. Страхование с господдержкой 4,8 млрд. руб. -

- Развитие малых форм хозяйствования 5,6 млрд. руб. Развитие малых форм хозяйствования 6,5 млрд. руб.

Мясное скотоводство 2,0 млрд. руб. Приоритеты на выбор регионов, 25,1 млрд. руб. Мясное скотоводство 2,0 млрд. руб.

Овцеводство и козоводство — 0,7 млрд. руб. Производство шерсти — 0,2 млрд. руб. Овцеводство и козоводство, производство шерсти 1,2 млрд. руб. Овцеводство и козоводство, 0,5 млрд. руб.

- Поддержка производства льна и конопли 0,1 млрд. руб. Производство льна и конопли, 0,1 млрд руб.

- Поддержка производства плодово-ягодной продукции 5,8 млрд. руб Поддержка производства плодово-ягодной продукции, 7,3 млрд. руб

- Поддержка производства молока 14,3 млрд. руб. Поддержка производства молока 14,8 млрд. руб.

- Переработка молока и (или) глубокая переработка зерна 1,3 млрд. руб. Глубокая переработка зерна — 0,3 млрд. руб. Переработка молока — 1, 2 млрд. руб.

Поддержка традиционных подотраслей (мараловодство, табунное коневодство) 0,1 млрд. руб. Приобретение семян кормовых культур для районов Крайнего севера 0,03 млрд. руб. Северное оленеводство 0,3 млрд. руб. Поддержка традиционных подотраслей (включая северное оленеводство) 0,4 млрд.. руб. -

'источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [9]

ной политики, поскольку позволяет сохранить приемлемую доходность для инвестиционной деятельности и наращивания объемов производства молока, учитывая технологические сложные особенности ведения молочного скотоводства и достаточно длительный период окупаемости инвестиций по сравнению с другими отраслями агарного сектора экономики [11,12].

На производство продукции растениеводства государственная поддержка, как правило, не оказывает такого детерминирующего воздействия и существенно не влияет на рентабельность производства.

С целью повышения устойчивости АПК России к современным макроэкономическим и геополитическим вызовам Минсельхозом России была предложена новая концепция оказания государственной поддержки, в основу которой легли подходы по объединению 14 направлений компенсирующей и стимулирующей субсидий в одну единую субсидию, включающую в себя 12 приоритетных направлений поддержки. Из них 5 устанавливаются как обязательные для всех регионов, а другие 3 органы управления АПК субъекта выбирают из 7 оставшихся самостоятельно.

Основным концептуальным подходом нового механизма оказания бюджетной поддержки, вводимого с 1 января 2024 года, стало переориентация на компенсацию затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям для повышения их доходности и устойчивости к неблагоприятным внешним факторам, а не стимулирования прироста производства (табл.5).

Это обусловлено высоким уровнем насыщения внутреннего рынка по основным группам товаров и давлением имеющегося рыночного предложения на цены, что снижает рентабельность хозяйственно-экономической деятельности организаций АПК.

Среди других новаций следует выделить расширение направлений поддержки субъектов малых и средних форм хозяйствования, в том числе на начинающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПОК), действующие до 12 месяцев.

Кроме того, в связи с необходимостью замещения импортного посевного материала и обеспечения технологического суверенитета отрасли была в качестве приоритета выделена поддержка элитного семеноводства отечественной селекции и включено условие о страховании площадей под элитное семеноводство.

К приоритетным направлениям оказания государственной поддержки, обязательных для всех регионов следует также выделить субсидирование выполнения агротехнических работ, племенного животноводства, страхование и развитие малых форм хозяйствования, которые носят стратегический характер для устойчивого функционирования АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Общий объем финансирования приоритетных направлений в 2024 году по предварительным оценкам Минсельхоза России составит 24,3 млрд руб. Так, субсидирование развития племенной базы животноводства составит 7,9 млрд руб., а на функционирование малых форм хозяйствования 5,6 млрд руб.

На меры государственной поддержки, выбираемые региональными органами управления АПК выделяются 25,1 млрд руб., среди которых наибольший удельный вес занимает субсидирование производства молока и плодово-ягодной продукции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

На данные направления со стороны федерального бюджета планируется выделение финансовых ресурсов в размере 14,3 и 5,8 млрд руб. соответственно, что связано с необходимостью наращивания объемов внутреннего производства и замещением импортной молочной продукции, а также фруктов и ягод.

Формирование и выделение приоритетных направлений государственной поддержки на национальном уровне, по нашему мнению, является обоснованным решением, которое ставит перед собой задачу решения стратегических задач по обеспечению устойчивого развития АПК России и продовольственной безопасности страны, и повышения на этой основе физической и экономической доступности продуктов питания для населения.

Вместе с тем, необходимо более акцентировано подойти к вопросу разграничения бюджетной поддержки и выработать критерии «нуждаемости» в ней для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Заключение. В целях повышения объективности оказания государственной поддержки в форме предоставления прямых субсидий и стимулирование повышения уровня доходности производителей сельскохозяйственной продукции считаем целесообразным изменение стратегических подходов и переход на более адресный характер доведения субсидий.

Данный механизм потребует проведение системного анализа хозяйственно-экономической деятельности организаций, включающего в себя определение масштаба предприятия, объема производства, полученной выручки и прибыли, количество постоянно работающего персонала, а также регион функционирования данного предприятия.

При этом, по нашему мнению, приоритетным направлением выделения субсидий со стороны федерального бюджета должны стать организации, соответствующие малым и средним формам хозяйствования, ведущие свою производственную деятельность в регионах рискованного земледелия, и имеющих низкий бонитет почв, что во многом предопределяет их относительно невысокий финансовый результат, и, зачастую, не позволяет увеличить доходность.

Кроме того, особое внимание при оказании мер государственной поддержки должно быть уделено предприятиям, обеспечивающим рабочими местами подавляющее большинство населения в своих муниципальных образованиях, и активно решающим задачи развития социальной инфраструктуры в сельской местности.

Список источников

1. Алтухов А.И. Особенности обеспечения продовольственной безопасности России в условиях санкцион-ного давления // Экономика, труд,управление в сельском хозяйстве. 2023. № 4.С.5-17.

2. Петриков А.В. Стратегические направления совершенствования аграрной политики России в условиях

санкционного давления // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022.Т. 235. № 3. С. 122-133.

3. Тихомиров А.И., Фомин A.A. Технологическая им-портозависимость АПК России: современные вызовы и возможности // Международный сельскохозяйственный журнал. 2023. Т. бб,№ 1 (391) С. 139-146.

4. Ушачев И.Г., Маслова В.В. Научные подходы к совершенствованию государственного регулирования АПК на современном этапе // АПК: экономика, управление. 2022. №4. С. 3-10.

5. Шакурова Ю.Р. Процесс приема и основные изменения в отчетности товаропроизводителей АПК за 9 месяцев 2023 года. URL: http://cspapk.ru/upload/ medialibrary/fa b/uwkzos5nqb408tyljsrrir2wlxxblkgf/%D0

%D0%AE%D0%A0.pdf (дата обращения 16.01.2024)

6. Брылев A.A., Турчаева И.Н. Методическое сопровождение государственной поддержки сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2023. № 11. С. 90-100.

7. Дзудцова И.И. Механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11. С. 51-56.

8. Бондаренко Ю.П. Оценка государственного субсидирования сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. №8. С. 55-61.

9. Фастова Е.В. Сохранение финансовой устойчивости организаций АПК в условиях внешних вызовов. URL: http://vk.com/doc759478179_668801877?hash=h pmcnl L9 P37zv67beJT25kmfQGZxH59P4vKlTsvauCP (дата обращения 16.01.2024)

10. Дацковская H.A. Основные изменения финансово-бюджетной политики в аграрной отрасли. Завершение финансирования 2023 года и основные изменения на 2024 год. URL: https://cspapk.ru/upload/medialibrary/ 8a6/3jv6eb4l9ptm0ybc8nmblcjiqmmqjnb7/%D0%9F%

D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D0%

cionnogo davleniya [Strategic directions for improving Russia's agricultural policy in the context of sanctions pressure]. Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii, vol. 235, no. 3, pp. 122-133.

3. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. (2023). Tekhnologiches-kaya importozavisimost'APKRossH:sovremennye vyzovy i voz-mozhnosti [Technological import dependence of the Russian agro-industrial complex: modern challenges and opportunities]. Mezhdunarodnyj sel'skokhozyajstvennyj zhumal, vol. 66, no. 1 (391), pp. 139-146.

4. Ushachev I.G., Maslova V.V. (2022). Nauchnye podk-hodyksovershenstvovaniyugosudarstvennogoregulirovaniya APK na sovremennom ehtape [Scientific approaches to improving the state regulation of agriculture at the present stage]. APK:ehkonomika, upravlenie, no. 4, pp. 3-10.

5. Shakurova YU.R. Process priema i osnovnye izmen-eniya v otchetnosti tovaroproizvoditelej APK za 9 mesyacev 2023 goda. URL: http://cspapk.ru/upload/medialibrary/ fab/uwkzos5nqb408tyljsrrir2wlxxblkgf/%D0%9F%Dl%

D0%B0%D 1 %8F%20%D0%9D%D0%90.pdf (дата обращения 16.01.2024).

11. Чинаров В.И. Настоящее и будущее молочного скотоводства // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 7. С. 46-50.

12. Тихомиров, А.И. Экономические условия для технологической модернизации и интенсификации молочного скотоводства // Техника и оборудование для села. 2019. № 5 (263). С. 38-42.

13. Фомин А.А., Сямина Е.И. ESG-трансформация всельскомхозяйствеиустойчивоеразвитиетерриторий// Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 7.

14. Мамонтова И.Ю., Фомин А.А. Экономические методы регулирования земельных отношений в России // International Agricultural Journal. 2023.T. 66. № 3.

15. Фомин A.A., Мамонтова И.Ю. Состояние земельных и водных ресурсов планеты и методы устойчивого ведения сельского хозяйства//Международный сельскохозяйственный журнал. 2022. № 4 (388). С. 420-422.

References

1. Altuhov A.I. (2023). Osobennosti obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossiï v usloviyakh sank-cionnogo davleniya [Features of ensuring food security in Russia under sanctions pressure]. Ehkonomika, trud, upravlenie vsel'skom khozyajstve, no. 4, pp. 5-17.

2. Petrikov A.V. (2022). Strategicheskie napravleniya sovershenstvovaniya agrarnojpolitiki Rossii v usloviyakh sank-

%D0%AE%D0%A0.pdf (data obrashcheniya 16.01.2024)

6. Brylev A.A., Turchaeva I.N. (2023). Metodicheskoe so-provozhdeniegosudarstvennojpodderzhki sel'skogo khozyajst-va [Methodological support of state support of agriculture]. APK: ehkonomika, upravlenie, no. 11, pp. 90-100.

7. Dzudcova 1.1. (2019). Mekhanizmy gosudarstvennoj podderzhki agropromyshlennogo kompleksa [Mechanisms of state support for the agro-industrial complex]. Regional'nye problemypreobrazovaniya ehkonomiki, no. 11, pp. 51 -56.

8. Bondarenko YU.P. (2020). Ocenka gosudarstvennogo subsidirovaniya sel'skogo khozyajstva [Assessment of state subsidies for agriculture]. Ehkonomika sel'skokhozyajstven-nykh ipererabatyvayushchikh predpriyatij, no. 8, pp. 55-61.

9. Fastova E.V. Sokhranenie finansovoj ustojchivosti orga-nizacij APK v usloviyakh vneshnikh vyzovov. URL: http://vk.com/ doc759478179_668801877?hash=hpmcnlL9P37zv67beJT25 kmfQGZxH59P4vKlTsvauCP (data obrashcheniya 16.01.2024)

10. Dackovskaya N.A. Osnovnye izmeneniya finansovo-byudzhetnoj politiki v agrarnoj otrasli. Zavershenie finansi-rovaniya 2023 goda i osnovnye izmeneniya na 2024 god. URL: https://cspapk.ru/upload/medialibrary/8a6/3jv6eb4l9 ptm0ybc8nmblcjiqmmqjnb7/%D0%9F%Dl%80%D0%B5

%D0%9D%D0%90.pdf (data obrashcheniya 16.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Chinarov V.I. (2022). Nastoyashchee i budushchee molochnogo skotovodstva [The present and future of dairy cattle breeding]. Ehkonomika sel'skogo khozyajstva Rossii, no. 7, pp. 46-50.

12. Tikhomirov, A.I. (2019J. Ehkonomicheskie usloviya dlya tekhnologicheskoj modernizacii i intensifikacii molochnogo skotovodstva [Economic conditions for technological modernization and intensification of dairy cattle breeding]. Tekhnika ioborudovanie dlyasela, no. 5 (263)., pp. 38-42.

13. Fomin A.A.,Syamina E.I. (2023). ESQ-transformaciyav sel'skom khozyajstve i ustojchivoe razvitie territorij [ESG-trans-formation in agriculture and sustainable development of territories]. Moskovskij ehkonomicheskij zhumal, vol. 8, no. 7.

14. Mamontova I.YU, Fomin A.A. (2023). Ehkonomicheskie metody regulirovaniya zemel'nykh otnoshenij v Rossii [Economic methods of land relations regulation in Russia]. International Agricultural Journal, vol. 66, no. 3.

15. Fomin A.A., Mamontova I.YU. (2022). Sostoyanie zemel'nykh i vodnykh resursov planety i metody ustojchivogo vedeniyasel'skogo khozyajstva [The state of the land and water resources and methods of sustainable agriculture]. Mezhdunarodnyj sel'skokhozyajstvennyj zhumal, no. 4 (388), pp. 420-422.

Информация об авторах:

Тихомиров Алексей Иванович, к.э.н., доцент кафедры управления, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8339-7696, tikhomirov991 @gmail.com

Фомин Александр Анатольевич, к.э.н., профессор кафедры менеджмента и управленческих технологий, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, agrodar@mail.ru Information about the authors:

Alexey I. Tikhomirov, candidate of economic sciences, associate professor of department of management, Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K.A.Timiryazev, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8339-7696, tikhomirov991@gmail.com Alexander A. Fomin, candidate of economic sciences, professor of the department of management and Managerial technologies, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, agrodar@mail.ru

tikhomirov991@gmail.com

Международный сельскохозяйственный журнал. T. 67, № 2 (398). 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.