Научная статья на тему 'Государственная научно-техническая политика и высшая школа РФ в зеркале посланий Президента РФ Федеральному собранию'

Государственная научно-техническая политика и высшая школа РФ в зеркале посланий Президента РФ Федеральному собранию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
научно-техническая политика / научный потенциал / национальная научно-техно-логическая система / высшая школа / санкции / Президент РФ / послание Президента РФ Федеральному со-бранию РФ / контент-анализ / scientific and technological policy / scientific potential / national academic and technological sys-tem / higher education / sanctions / President of the Russian Federation / Presidential Address to the Federal Assem-bly of the Russian Federation / content analysis

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Юрьевич Знаменский, Мария Александровна Елизарова

Статья посвящена проблематике изменения приоритетов государственной научно-техни-ческой политики Российской Федерации. Актуальность рассматриваемых вопросов особенно возрастает в по-следние годы в контексте санкционного давления на российскую экономику в целом и на ее наукоемкие от-расли в частности. В качестве ключевого метода исследования авторы используют контент-анализ, объектом которого выступают тексты трех последних посланий Президента РФ Федеральному собранию. В результате авторы констатируют возрастание внимания к проблемам отечественной науки, в том числе фундаменталь-ной, со стороны главы государства, выделяют ключевые акценты в президентских посланиях на вопросах под-готовки научных кадров, финансирования фундаментальных исследований, привлечения в науку молодых ис-следователей и др. В статье также выделен ряд проблем, объективно присущих отечественной научно-техно-логической системе, но прямо не упоминаемых в президентских посланиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Research and Development Policy and Higher School of the Russian Federation in the Context of the Presidential Addresses to the Federal Assembly of the Russian Federation

The article is focused on the problem of changing the priorities of the state science and technology policy of the Russian Federation. The relevance of the issues under consideration is especially growing in recent years in the context of sanctions pressure on the Russian economy in general and on its knowledge-intensive industries in particular. The authors use content analysis as a key method of research, the object of which are the texts of the last three presidential addresses to the Federal Assembly. As a result, the authors ascertain the in-creasing attention to the problems of domestic science, including fundamental science, on the part of the head of state, highlight the key emphases in the presidential messages on the issues of training of scientific personnel, financing of fundamental research, attracting young researchers to science, etc. Besides, the article highlights a number of problems that are objectively inherent in the domestic scientific and technological system, but are not directly mentioned in the presidential addresses.

Текст научной работы на тему «Государственная научно-техническая политика и высшая школа РФ в зеркале посланий Президента РФ Федеральному собранию»

Научная статья

УДК 323(470+571)

https ://d oi.org/10.24158/pep.2023.9.4

Государственная научно-техническая политика и высшая школа РФ в зеркале посланий Президента РФ Федеральному собранию

Дмитрий Юрьевич Знаменский1, Мария Александровна Елизарова2

^Государственный университет управления, Москва, Россия 1belyferz@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-3492-1567 2mariaelizarova69@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена проблематике изменения приоритетов государственной научно-технической политики Российской Федерации. Актуальность рассматриваемых вопросов особенно возрастает в последние годы в контексте санкционного давления на российскую экономику в целом и на ее наукоемкие отрасли в частности. В качестве ключевого метода исследования авторы используют контент-анализ, объектом которого выступают тексты трех последних посланий Президента РФ Федеральному собранию. В результате авторы констатируют возрастание внимания к проблемам отечественной науки, в том числе фундаментальной, со стороны главы государства, выделяют ключевые акценты в президентских посланиях на вопросах подготовки научных кадров, финансирования фундаментальных исследований, привлечения в науку молодых исследователей и др. В статье также выделен ряд проблем, объективно присущих отечественной научно-технологической системе, но прямо не упоминаемых в президентских посланиях.

Ключевые слова: научно-техническая политика, научный потенциал, национальная научно-технологическая система, высшая школа, санкции, Президент РФ, послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, контент-анализ

Финансирование: работа выполнена в рамках гранта ГУУ (НИР № 1003-23).

Для цитирования: Знаменский Д.Ю., Елизарова М.А. Государственная научно-техническая политика и высшая школа РФ в зеркале посланий Президента РФ Федеральному собранию // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 9. С. 38-44. https://doi.Org/10.24158/pep.2023.9.4.

Original article

National Research and Development Policy and Higher School of the Russian Federation in the Context of the Presidential Addresses to the Federal Assembly of the Russian Federation

Dmitrii Yu. Znamenskiy1, Maria A. Elizarova2

12State University of Management, Moscow, Russia 1belyferz@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-3492-1567 2mariaelizarova69@gmail.com

Abstract. The article is focused on the problem of changing the priorities of the state science and technology policy of the Russian Federation. The relevance of the issues under consideration is especially growing in recent years in the context of sanctions pressure on the Russian economy in general and on its knowledge-intensive industries in particular. The authors use content analysis as a key method of research, the object of which are the texts of the last three presidential addresses to the Federal Assembly. As a result, the authors ascertain the increasing attention to the problems of domestic science, including fundamental science, on the part of the head of state, highlight the key emphases in the presidential messages on the issues of training of scientific personnel, financing of fundamental research, attracting young researchers to science, etc. Besides, the article highlights a number of problems that are objectively inherent in the domestic scientific and technological system, but are not directly mentioned in the presidential addresses.

Keywords: scientific and technological policy, scientific potential, national academic and technological system, higher education, sanctions, President of the Russian Federation, Presidential Address to the Federal Assembly of the Russian Federation, content analysis

Funding: The reported study was funded by a grant from the State University of Russia (R&D No. 1003-23).

For citation: Znamenskiy, D.Yu. & Elizarova, M.A. (2023) National Research and Development Policy and Higher School of the Russian Federation in the Context of the Presidential Addresses to the Federal Assembly of the Russian Federation. Society: Politics, Economics, Law. (9), 38-44. Available from: doi:10.24158/pep.2023.9.4 (In Russian).

© Знаменский Д.Ю., Елизарова М.А., 2023

Введение. Актуальность рассматриваемой в настоящем исследовании проблематики обусловлена рядом обстоятельств, в числе которых особенно следует выделить: во-первых, общую установку на науку как на один из ключевых факторов национальной конкурентоспособности и безопасности государства; во-вторых, перманентную необходимость научно-методического сопровождения процессов формирования и реализации государственной научно-технической политики, в том числе в части развития вузовского сектора науки, и консолидации усилий органов государственной власти, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества; в-третьих, крайне сложную геополитическую ситуацию в мире, обернувшуюся для России беспрецедентным санкционным давлением, в том числе на наукоемкие отрасли экономики, что делает особенно актуальным вопрос о государственной политике в сфере науки и технологий.

Первый из приведенных тезисов неоднократно подтверждался как в трудах отечественных ученых (Видревич, 2023; Галлямова, 2017), так и в выступлениях политиков. И те и другие все чаще используют термин «научно-технический суверенитет страны» (Преображенский, 2009), лишний раз подчеркивая значение науки для обеспечения национальной безопасности. В связи с этим нельзя игнорировать то обстоятельство, что по величине затрат в расчете на одного исследователя (один из ключевых показателей развития НИОКР) Россия отстает от США почти в 4 раза1. По данным, подтверждаемым как Федеральной службой государственной статистики, так и ОЭСР, Россия уступает ряду стран и по показателю доли научно-исследовательского персонала на 1 000 занятых в экономике: 4,82 против 15,88 в Южной Корее, 15,14 в Швеции, 14,89 в Дании и 14,96 в Финляндии3.

В связи с этим особое значение приобретает второй тезис: повышение научно-технологического суверенитета страны невозможно без согласованных действий государства, гражданского общества и научного сообщества, в том числе при формировании приоритетов государственной научно-технической политики.

Наконец, существенным фактором, определившим акцент настоящей статьи именно на анализе посланий Президента РФ Федеральному собранию, послужила доминирующая роль главы государства в процессах формирования приоритетов государственной политики, в том числе в сфере науки и технологий. Безусловно, означенные приоритеты - результат труда многих аналитиков, специалистов Администрации Президента РФ и Минобрнауки России, независимых экспертов. Однако лишь будучи озвучены главой государства, они обретают основополагающее значение.

Методы. В основе исследования лежит методология анализа текстовой информации, в том числе методы дискурс-анализа (в части выявления, фиксации, понимания и интерпретации смыслов в массиве текстовой информации) и контент-анализа (в части оценки частоты прямых и косвенных упоминаний вопросов, касающихся государственной политики в сфере науки и технологий). При этом авторы опираются на методологические наработки российских и зарубежных политологов, связанные с постструктуралистской теорией дискурса (Йоргенсен, Филлипс, 2008: 26; Laclau, Mouffe, 2001), а также на алгоритмы контент-анализа, подробно описанные в трудах отечественных и зарубежных политологов, в том числе А.Г. Алтуняна, Г. Лассвелла (2011), А.А. Дельгадо (Дель-гадо и др., 2020).

Применение контент-анализа в качестве ключевого метода исследования обусловлено возможностью с высокой долей достоверности определить связь частоты и модальности упоминаний проблематики развития науки и технологий (т. е. количественных характеристик изучаемого текстового массива) с социально-политическим контекстом (т. е. в данном случае - реальным положением дел в сфере государственной научно-технической политики).

Заявленная цель настоящего исследования - анализ отражения проблематики развития науки и технологий, в том числе научного потенциала высшей школы в приоритетах текущей внутренней политики Российской Федерации, в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию - определяет набор как текстовых источников, подлежащих изучению, так и подсчитываемых единиц анализа. В качестве основного источника текстовой информации в данном случае следует рассматривать тексты посланий Президента РФ Федеральному собранию 2020, 2021 и 2023 гг. В качестве ключевых задач исследования выступают: 1) оценка степени внимания, уделяемого в посланиях Президента РФ проблематике развития науки и технологий в целом; 2) выявление связи упоминаемых проблем развития науки и технологий с санкционной политикой США и ЕС в отношении Российской Федерации; 3) анализ отношения государства к месту высшей школы в национальной научно-технологической системе России.

1 Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Давление санкций: накануне новой реформы науки [Электронный ресурс] // Капитал страны. 2022. 10 марта. URL: https://clck.ru/35a8uX (дата обращения: 03.06.2023).

2 Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 02.06.2023).

3 R&D personel by sector and major field of R&D (FORD) [Электронный ресурс] // OECD.stat. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=PERS_FORD (дата обращения: 02.06.2023).

В рамках поставленной цели и задач исследования представляется необходимым выделить следующие единицы анализа и соответствующие им ряды синонимов: 1) наука (синонимы: научный потенциал, сфера научных исследований, НИОКР и т. п.); 2) наука в условиях санкций (синонимы: санкционные ограничения на сферу НИОКР, санкции по отношению к наукоемким отраслям экономики и т. п.); 3) вузовская наука (синонимы: университетская наука, наука в высшей школе и т. п.); 4) национальная научно-технологическая система (синонимы: развитие технологий, исследовательские проекты, инфраструктура, система управления наукой). Оценку отношения продуцентов анализируемых документов (текстов) к тем или иным единицам анализа предполагается осуществлять по 5-балльной шкале, где 1 - крайне негативное отношение, тревога; 2 - умеренно негативное отношение, обеспокоенность; 3 - нейтральное отношение, констатация фактов без оценки; 4 - умеренно позитивное отношение, констатация достижений; 5 - крайне позитивное отношение, гордость за достижения. За единицу счета взяты смысловые блоки, на которые можно условно разделить послание: внешнеполитический, экономический, социальный.

Результаты. Контент-анализ всех трех исследуемых посланий Президента РФ Федеральному собранию показал, что глава государства обращался к тематике науки и высшей школы порядка 5-6 раз в каждом послании. При этом налицо возрастание внимания к единице анализа «наука»: если в послании 2021 г. она упоминалась единожды (причем не сама по себе, а в контексте развития национальной инновационной системы)1, то в 2021 г. (объявленном в России Годом науки и технологий) наука упоминается дважды: Президент РФ напрямую говорит о необходимости популяризации научно-исследовательской деятельности и выделении дополнительных средств, в том числе на фундаментальные исследования2. Еще больше внимания данной единице анализа было уделено в послании Президента РФ 2023 г.: в нем о науке упоминается 4 раза, причем, по сути, впервые за долгое время было подчеркнуто значение общественных и гуманитарных наук, необходимость на научной основе переработать учебные вузовские курсы по истории, литературе, обществознанию. Кроме того, в свете непростой экономической ситуации в стране Президент напомнил о значимости верной расстановки приоритетов и концентрации ресурсов для государственной поддержки критически важных научных направлений: энергетики, транспорта, жКх, медицины, промышленности, сельского хозяйства. Вместе с тем, помимо сугубо прикладных исследований, была в очередной раз подчеркнута важность развития фундаментальной науки, не дающей немедленных результатов для реального сектора, но служащей основой всех новых технологий. Отдельно глава государства отметил значимость научной деятельности с точки зрения карьерных перспектив молодых ученых3.

Что касается модальности упоминаний единицы анализа «наука», то стоит отметить тенденцию к более внимательному и проблемно ориентированному отношению. Так, в 2020 г. научная сфера упоминалась вскользь и исключительно в связи с развитием реального сектора экономики, в 2021-м общую модальность высказываний Президента по поводу науки можно охарактеризовать как умеренный оптимизм при констатации отдельных проблем (в первую очередь - низкая осведомленность общества, особенно молодежи, об успехах отечественной науки), послание 2023 г. носит еще более проблемный характер (это касается как необходимости переработки университетских курсов по общественным наукам, так и поддержки приоритетных направлений научных исследований и удержания молодежи в научных профессиях).

Нельзя не обратить внимание на то, что во всех исследуемых посланиях Президента практически не обозначается проблема международных санкций, затрагивающих научную сферу. Единственное косвенное упоминание санкционного давления на наукоемкие отрасли российской экономики содержится в послании 2021 г., причем данное давление характеризуется как нечто, к чему «в мире, к сожалению, похоже, уже все привыкли». В данном контексте следует отметить, что игнорирование проблемы не означает ее отсутствие. Представляется очевидным, что одной из ключевых целей санкционного давления на Россию со стороны США и их союзников (так называемого коллективного Запада) выступает научно-технологическая изоляция российской науки. Конкретно речь идет об ограничениях для авиакосмической, электронной, а также фармацевтической и химической промышленности, производства оборудования для области коммуникаций и др. Например, приостановление Европейской организацией по ядерным исследованиям статуса России в качестве наблюдателя и разрыв какого-либо сотрудничества нанесли серьезный удар по отечественной атомной физике, вместе с тем увеличилась и длительность поставки реагентов и клеточных материалов для изучения и разработок в химико-биологической сфере.

1 Послание Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] : от 15 янв. 2020 г. // Официальный сайт Президента России. URL: https://clck.ru/NWrYH (дата обращения: 27.07.2023).

2 Послание Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] : от 21 апр. 2021 г. // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 27.07.2023).

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] : от 21 февр. 2023 г. // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 27.07.2023).

Все означенное, по мнению геополитических противников России, не может не привести к снижению ее влияния в мире, в том числе в международном научном сотрудничестве, к замедлению либо приостановке процессов импортозамещения зарубежных технологий и, как следствие, к ощутимому ослаблению российского оборонного потенциала. Следовательно, санкции против российской науки и наукоемких отраслей экономики создают непосредственную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Отдельного внимания при анализе президентских посланий 2020-2023 гг. заслуживает тематика университетской науки. Данная единица анализа упоминается дважды в посланиях 2020 и 2021 гг. и однократно - в 2023-м. Примечательно, что во всех посланиях, кроме, возможно, последнего, вузы рассматриваются не как носители научного потенциала, а исключительно как кузница кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Так, послание 2020 г. содержит установку на увеличение бюджетных мест в вузах и их приоритетное распределение в региональные университеты, а также требование к высшей школе гибко и быстро реагировать на меняющиеся запросы рыка труда (в том числе путем предоставления студентам возможности выбора нового направления или программы обучения после второго курса). Примерно с той же модальностью (умеренным оптимизмом, постановкой целей, акцентированием внимания на приоритетах) упоминается высшая школа и в послании 2021 г.: речь идет в первую очередь о доступности высшего образования. Вместе с тем в данном послании акцент делается также на государственной поддержке открытия студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов, обновлении учебно-лабораторной базы и программ обучения, т. е. на стимулировании инновационной активности студентов и профессорско-преподавательского состава. Акценты несколько меняются в 2023 г.: высшая школа упоминается в связи с необходимостью существенных изменений «с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни»1, а фактически - в контексте отказа от принципов Болонской системы под влиянием внешнеполитической ситуации. Закономерным развитием обозначенной в данном послании установки стал Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования»2. В документе раскрывается суть возможных изменений, ожидающих отечественную высшую школу и, возможно, способных затронуть вопросы развития ее научного потенциала - особенно в части статуса аспирантуры.

Стоит отметить, что данная позиция вообще характерна для отечественной системы управления наукой, о чем неоднократно упоминалось в научной литературе (Миндели, Чистякова, 2013). Однако справедлива и та точка зрения, что в современном мире прежняя роль высшей школы, заключавшаяся лишь в подготовке научных кадров, уже никого не устраивает (Литвинова, 2015). Научный потенциал вузов, в частности, реализуется в подготовке квалифицированных научно-педагогических кадров, организации проектного обучения студентов как форме взаимосвязи высшего образования и науки, исследовании педагогических и связанных с ними проблем, подразумевающих решение актуальных задач модернизации системы образования и науки, развитии научно-информационных ресурсов, а также текущей научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся (Кирюшина, 2016).

Частота упоминаний единицы анализа «национальная научно-технологическая система» во многом аналогична степени внимания, уделенного в том или ином послании рассмотренным ранее категориям. Так, в послании 2020 г. проблематика управления наукой упоминается единожды - в контексте развития исследовательской инфраструктуры (в том числе объектов класса мегасайенс), обеспечения доступа молодых ученых к работе на уникальном научном оборудовании: «браться за самые амбициозные задачи». Примерно в том же ключе - создание инновационной инфраструктуры (в том числе университетской) - данная единица анализа упоминается в послании 2021 г. С точки зрения модальности выступлений в обоих посланиях можно говорить о нейтральном отношении выступающего и отчасти об умеренном оптимизме по поводу развития национальной научно-технологической системы. В связи с этим особый интерес представляет послание Президента, озвученное в феврале 2023 г. и носящее, как уже говорилось, более проблемный характер. В частности, глава государства обозначил необходимость перемен и обновления подходов не только к системе подготовки кадров, но и к государственной научно-технологической политике в целом «с учетом масштабных задач, стоящих перед страной»3.

1 Послание Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] : от 21 февр. 2023 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 27.07.2023).

2 О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49210 (дата обращения: 30.08.2023).

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию : от 21 февр. 2023 г.

Таким образом, во всех трех рассмотренных посланиях Президент подчеркивает необходимость увеличения финансирования научных исследований, развития молодежного потенциала, создания современных научно-исследовательских центров и лабораторий, а также поддержки сотрудничества между научными и образовательными учреждениями. Все это свидетельствует о признании научной сферы как основы для достижения инновационного развития и повышения конкурентоспособности страны.

Нельзя не отметить тот факт, что в условиях активного прогресса в области науки и техники Российская Федерация имеет огромные возможности для развития в ближайшие 10 лет. В России есть квалифицированный кадровый персонал и значительный научно-технический опыт во всех ключевых направлениях технологического развития. Уже реализуемые меры, касающиеся интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности, подготовкой кадров и формирования компетенций на основе долгосрочной мотивации, координации деятельности институтов инновационного развития, отражены в утвержденной Концепции технологического развития до 2030 г.1

Обсуждение. Подсчет частоты упоминаний выделенных единиц анализа свидетельствует о существенном повышении внимания политического руководства страны и лично Президента РФ к вопросам развития науки и высшего образования. Одной из причин этой тенденции могут быть изменения в общественном сознании россиян, а также объективная важность научного прогресса для развития страны. В связи с этим представляется логичным, что глава государства обращает внимание на научную сферу как на ключевую область, способную привести к экономическому росту, научным достижениям и инновациям. Кроме того, в течение последних 3 лет рассматриваемая область все чаще увязывается в посланиях Президента РФ с проблематикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Думается, что такая расстановка акцентов связана прежде всего с внешнеполитическими факторами, влияние которых заслуживает отдельного научного осмысления.

Безусловно, отдельные наши выводы могут послужить предметом дискуссий среди политологов. Так, возможны различные трактовки указанной в статье тенденции повышения внимания политического руководства страны (в лице Президента) к проблемам развития национальной научно-технологической системы как таковой. Коллеги могут заметить, что подобная заинтересованность проявляется не впервые: например, в послании Президента РФ Федеральному собранию 2009 г. Д.А. Медведевым четко был обозначен акцент на развитии инновационной экономики2. Однако на данный аргумент можно возразить тем, что в тот период речь шла скорее о формировании национальной инновационной системы, т. е. о развитии механизмов внедрения результатов научных исследований в производство, а вовсе не о развитии фундаментальной науки.

Совсем иначе может быть охарактеризовано и послание 2023 г.: под сомнение могут быть взяты авторские оценки его проблемности и установки на изменения в части государственной научно-технической политики. Главным контраргументом здесь может стать прямая речь В.В. Путина, уже приведенная ранее и содержащая установку на необходимость перемен и обновления подходов в рассматриваемой сфере.

Кроме того, противоречивые оценки могут быть даны роли, отводимой высшей школе как составной части национальной научно-технологической системы. Безусловно, наш вывод о второ-степенности университетской науки, якобы следующий из содержания анализируемых президентских посланий, может показаться слишком категоричным, особенно на фоне реализации многочисленных программ развития вузов именно как центров научных исследований (например, программы стратегического академического лидерства до 2030 г.).

Наконец, с высокой степенью вероятности можно говорить о дискуссиях по поводу санкционного давления на отечественную науку и целесообразности выделения такого направления в общей санкционной политике геополитических противников России. Вместе с тем объективное наличие данной проблемы не вызывает сомнений: от международных санкций страдает не только бизнес, но и наука - в том числе вузы, вынужденные сворачивать совместные научно-исследовательские и образовательные программы, а также программы академических обменов.

Думается, что дискуссионность выводов не снижает научной значимости проведенного нами исследования, а, напротив, лишний раз подчеркивает его актуальность в настоящее время.

Заключение. Таким образом, в ходе исследования нам удалось дать развернутую характеристику отражения проблем развития науки и технологий в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в том числе оценить частоту упоминаний соответствующих смысловых

1 Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: https://clck.ru/35G2qq (дата обращения: 30.08.2023).

2 Послание Федеральному собранию РФ [Электронный ресурс] : от 12 нояб. 2009 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 30.08.2023).

единиц в текстах посланий 2020, 2021 и 2023 гг., а также модальность этих упоминаний по шкале «гордость - обеспокоенность».

Конкретизируя результаты исследования исходя из степени решения поставленных задач, представляется необходимым заострить внимание на следующих принципиальных позициях.

Во-первых, с каждым годом, с 2020 г., в посланиях Президента РФ Федеральному собранию научной сфере уделялось все больше внимания. Если в 2020 г. речь шла об условиях получения общего образования и состоянии науки на тот момент, то в 2023-м говорилось уже о значительных реформах в области высшего образования и науки, развитии исследовательских проектов и поддержании отечественных ученых в разработке передовых технологий. Вне всякого сомнения, систематическое повышение внимания к научной сфере в посланиях Президента является одним из показателей ее важности и приоритетности для развития России.

Во-вторых, в выступлениях главы государства нами не выявлено прямого увязывания проблем развития российской науки с иностранными санкциями: санкционная повестка дня упоминается в посланиях сама по себе, безотносительно ограничений науки или наукоемких отраслей. Вместе с тем отмечаем объективное наличие такой связи, что позволяет сделать вывод либо о замалчивании данной проблемы в посланиях, либо о ее восприятии как второстепенной.

Наконец, в-третьих, налицо отношение главы государства к высшей школе в первую очередь как к кузнице кадров для национальной научно-технологической системы, а не как к среде производства нового научного знания. Данный подход не нов и в целом соответствует советским традициям управления наукой.

Список источников:

Видревич М.Б. Университетская наука России: основные проблемы и пути их решения // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 239, № 1. С. 144-161. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-239-1-144-161.

Галлямова Л.И. Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России // Россия и АТР. 2017. № 1 (95). С. 35-48.

Дельгадо А.А., Гриценко Р.А., Прокопчук Д.Д. Контент-анализ как метод исследования политических текстов // Вопросы политологии. 2020. Т. 10, № 1 (53). С. 320-327. https://doi.org/10.35775/PSI.2020.53.1.033.

Йоргенсен М.В., Филлипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод : пер. с англ. : 2-е изд., испр. Харьков, 2008. 352 с. Кирюшина О.Н. Научный потенциал высшей школы как фактор модернизации системы образования и основа развития общества // Национальная ассоциация ученых. 2016. № 4-1 (20). С. 88-90.

Лассвелл Г.Д. Применение данных контент-анализа при изучении социальных перемен // Политическая лингвистика. 2011. № 3 (37). С. 258-265.

Литвинова К.П. Развитие научно-образовательного потенциала высшей школы // Совет ректоров. 2015. № 7. С. 65-68. Миндели Л.Э., Чистякова В.Е. Академический сектор научного потенциала России. М., 2013.

Преображенский Б.Г. Взаимодействие высшей школы и государства - условие эффективного развития научного потенциала // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 74-76.

Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and socialist strategy. Towards a radical democratic politics : 2nd ed. L.; N. Y., 2001. 240 p.

References:

Delgado, A.A., Gritsenko, R.A. & Prokopchuk, D.D. (2020) Content analysis as a research method of political texts. Voprosy Politologii. 10 (1), 320-327. Available from: doi:10.35775/PSI.2020.53.1.033. (In Russian)

Galljamova, L.I. (2017) Integration of academic science and higher education as a factor of intellectual potential of Pacific Russia. Russia and the Pacific. (1), 35-48. (In Russian)

Jorgensen, M.W. & Phillips, L.J. (2008) Discourse analysis as theory and method. Kharkiv, Gumanitarnyi Tsentr. (In Russian) Kirjushina O.N. (2016) Scientific potential of higher education as a factor of modernization of the education system and the basis for the development of society. Natsional'naya Assotsiatsiya Uchenykh. (4-1), 88-90. (In Russian)

Laclau, E. & Mouffe, Ch. (2001) Hegemony and socialist strategy. Towards a radical democratic politics. 2nd ed. London; New York, Verso.

Lasswell, H.D. (2011) The uses of content analysis data in studying social change. Political Linguistics. (3), 258-265. (In Russian) Litvinova, K.P. (2015) Development of scientific and educational potential of higher education. SovetRektorov. (7), 65-68. (In Russian) Mindeli, L.E. & Chistyakova, V.E. (2013) Academic sector of Russia's scientific potential. Moscow, IP RAN. (In Russian) Preobrazhenskii, B.G. (2009) Interaction between higher education and the state - a condition for the effective development of scientific potential. Advances in Current Natural Sciences. (6), 74-76. (In Russian)

Vidrevich, M.B. (2023) Russian university science: Main problems and ways to solution them. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 239 (1), 144-161. Available from: doi:10.38197/2072-2060-2023-239-1-144-161. (In Russian)

Информация об авторах

Д.Ю. Знаменский - кандидат политических наук, доцент, Государственный университет управления, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=563943

М.А. Елизарова - младший научный сотрудник, Государственный университет управления, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1204685

Вклад авторов:

Д.Ю. Знаменский - научное руководство, концепция и методология исследования, доработка текста, итоговые выводы.

М.А. Елизарова - сбор материалов, проведение контент-анализа, написание исходного текста - в части результатов контент-анализа.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors D.Yu. Znamenskiy - PhD in Political Science, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=563943

M.A. Elizarova - Junior Research Fellow, State University of Management, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1204685

Contribution of the authors: D.Yu. Znamenskiy - academic advising, research concept and methodology, revision of the text, final conclusions.

M.A. Elizarova - collecting materials, conducting content analysis, writing the source text - in terms of the results of content analysis.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.