Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ ВО ФРАГМЕНТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ ВО ФРАГМЕНТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЧИ / РОССИЙСКИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА / РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗ РОССИИ / ЯЗЫКОВОЕ КОДИРОВАНИЕ / КОРПУСНЫЙ АНАЛИЗ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРОЛОГИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / КОГНИТИВНЫЕ МЕТАФОРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балакина Ирина Александровна, Ульянова Ольга Борисовна, Хабибуллина Сайда Биктимировна

Институциональный политический (президентский) дискурс выступает источником формирования образа национальной идентичности и кодирует информацию, считываемую гражданами страны (носителями национального языка), создавая необходимую основу для категоризации языкового сознания. В настоящей статье рассматривается проблема языкового кодирования референтного содержания и лингвокультурных смыслов, актуализирующих образ России на материале «Послания Президента Российской Федерации Федеральному cобранию» от 15 января 2020 года и 21 апреля 2021 года. Сопоставительное исследование соотносит инвентарь 100 наиболее частотных ключевых слов (отобранных в результате корпусного анализа) из двух фрагментов политического дискурса с целью выявления параметров репрезентации представлений о России у граждан. Результаты исследования свидетельствуют о динамике категорий в политическом континууме. Исследуемый фрагмент политического дискурса предстает как коммуникативная модель, в которой есть коммуникатор (президент) и адресаты (политические субъекты и граждане), а совокупность языковых средств, используемая коммуникатором, направлена на выражение основной идеи, а именно образа России. Представляется, что морфологические, семантические и когнитивные характеристики ключевых слов ложатся в основу ближайшего поля смыслов, формирующих образ России. Частотность использования тех или иных лексем из состава ближайшего поля отражает временную динамику образа, указывая на достижения и перспективы развития. Визуальная интерпретация находит выражение в «облаке тегов», где ключевые слова ранжируются по частотности употребления, предоставляя возможность проследить распределение приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Балакина Ирина Александровна, Ульянова Ольга Борисовна, Хабибуллина Сайда Биктимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTING THE IMAGE OF RUSSIA IN A FRAGMENT OF POLITICAL DISCOURSE

The institutional political (presidential) discourse acts as a source of formation of the national identity image and encodes the information decoded by country citizens (native speakers of a national language), thus creating the necessary basis for categorizing linguistic consciousness. This article looks at the problem of encoding the referential content and linguocultural meanings, which actualize the image of Russia in the Annual Presidential Address to the Federal Assembly of January 15, 2020 and of April 21, 2021. The comparative study correlates 100 most frequent keywords (selected as a result of corpus analysis) from the two fragments of political discourse with the view to reveal the parameters that represent the ideas of the citizens about Russia. The results of the study indicate the dynamics of the categories in the political continuum. The fragment of political discourse under consideration appears as a communicative model which has a communicator (the president) and the addressees (political subjects and citizens), and the set of linguistic tools used by the communicator to create the image of Russia. The morphological, semantic and cognitive characteristics of the keywords seem to form the core of the proximal field of meanings used to create the image of Russia. The frequency of the use of certain lexemes from the proximal field of meanings reflects the temporal dynamics of the image, indicating the achievements and development perspectives. The research data is visualized in a “tag cloud” with keywords ranked by frequency of usage, that reflects the distribution of priorities.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ ВО ФРАГМЕНТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Политическая лингвистика. 2023. № 1 (97). Political Linguistics. 2023. No 1 (97).

УДК 811.161142:808.54

ББКШ141.12-51+Ш14112-55 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК5.9.8 (10.02.19)

doi: 10.26170/1999-2629_2023_01_04

Ирина Александровна Балакина1'®, Ольга Борисовна Ульянова3'4®, Сайда Биктимировна Хабибуллина3'5н

1 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, irina_m1983@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-7424-0344

2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

3 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

4 o.b.ulyanova@utmn.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7005-0295

5 s.b.khabibullina@utmn.ruH, https://orcid.org/0000-0001-5297-5254

Репрезентация образа России во фрагменте политического дискурса

АННОТАЦИЯ. Институциональный политический (президентский) дискурс выступает источником формирования образа национальной идентичности и кодирует информацию, считываемую гражданами страны (носителями национального языка), создавая необходимую основу для категоризации языкового сознания. В настоящей статье рассматривается проблема языкового кодирования референтного содержания и лингвокультурных смыслов, актуализирующих образ России на материале «Послания Президента Российской Федерации Федеральному жбранию» от 15 января 2020 года и 21 апреля 2021 года. Сопоставительное исследование соотносит инвентарь 100 наиболее частотных ключевых слов (отобранных в результате корпусного анализа) из двух фрагментов политического дискурса с целью выявления параметров репрезентации представлений о России у граждан. Результаты исследования свидетельствуют о динамике категорий в политическом континууме. Исследуемый фрагмент политического дискурса предстает как коммуникативная модель, в которой есть коммуникатор (президент) и адресаты (политические субъекты и граждане), а совокупность языковых средств, используемая коммуникатором, направлена на выражение основной идеи, а именно образа России. Представляется, что морфологические, семантические и когнитивные характеристики ключевых слов ложатся в основу ближайшего поля смыслов, формирующих образ России. Частотность использования тех или иных лексем из состава ближайшего поля отражает временную динамику образа, указывая на достижения и перспективы развития. Визуальная интерпретация находит выражение в «облаке тегов», где ключевые слова ранжируются по частотности употребления, предоставляя возможность проследить распределение приоритетов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс, политическая риторика, политические деятели, политические речи, российские президенты, послание президента, речевые жанры, речевая деятельность, языковая личность, лингвоперсонология, языковые средства, образ России, языковое кодирование, корпусный анализ, языковое сознание, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, когнитивные метафоры.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Балакина Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка, Уральский государственный педагогический университет; доцент кафедры делового иностранного языка, Уральский государственный экономический университет; 620091, Россия, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: irina_m1983@inbox.ru.

Ульянова Ольга Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Тюменский государственный университет; 625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6; email: o.b.ulyanova@utmn.ru.

Хабибуллина Сайда Биктимировна, старший преподаватель кафедры английской филологии и перевода, Тюменский государственный университет; 625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6; email: s.b.khabibullina@ utmn.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Балакина, И. А. Репрезентация образа России во фрагменте политического дискурса / И. А. Балакина, О. Б. Ульянова, С. Б. Хабибуллина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2023. — № 1 (97). — С. 35-41. — DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_04.

Irina A. Balakina1'2® Ol'ga B. Ul'yanova3'4^ Sayda B. Khabibullina3'5®

1 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, irina_m1983@inbox.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7424-0344

2 Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

3 Tyumen State University, Tyumen, Russia

4 o.b.ulyanova@utmn.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7005-0295

5 s.b.khabibullina@utmn.ruH, https://orcid.org/0000-0001-5297-5254

Representing the Image of Russia in a Fragment of Political Discourse

ABSTRACT. The institutional political (presidential) discourse acts as a source of formation of the national identity image and encodes the information decoded by country citizens (native speakers of a national language), thus creating the

© Балакина И. А., Ульянова О. Б., Хабибуллина С. Б., 2023

necessary basis for categorizing linguistic consciousness. This article looks at the problem of encoding the referential content and linguocultural meanings, which actualize the image of Russia in the Annual Presidential Address to the Federal Assembly of January 15, 2020 and of April 21, 2021. The comparative study correlates 100 most frequent keywords (selected as a result of corpus analysis) from the two fragments ofpolitical discourse with the view to reveal the parameters that represent the ideas of the citizens about Russia. The results of the study indicate the dynamics of the categories in the political continuum. The fragment of political discourse under consideration appears as a communicative model which has a communicator (the president) and the addressees (political subjects and citizens), and the set of linguistic tools used by the communicator to create the image of Russia. The morphological, semantic and cognitive characteristics of the keywords seem to form the core of the proximal field of meanings used to create the image of Russia. The frequency of the use of certain lexemes from the proximal field of meanings reflects the temporal dynamics of the image, indicating the achievements and development perspectives. The research data is visualized in a "tag cloud" with keywords ranked by frequency of usage, that reflects the distribution of priorities.

KEYWORDS: political discourse, political rhetoric, politicians, political speeches, Russian presidents, Presidential Address, speech genres, speech, linguistic personality, linguopersonology, language means, image of Russia, linguistic encoding, corpus analysis, linguistic consciousness, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, cognitive metaphors.

AUTHOR'S INFORMATION: Balakina Irina Aleksandrovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of English Philology and Methods of Teaching English, Ural State Pedagogical University; Department of Business Foreign Language, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.

Ul'yanova Ol'ga Borisovna, Candidate of Philology, Associate Professor of English Language Department, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

Khabibullina Sayda Biktimirovna, Senior Lecturer of Department of English Philology and Translation Studies, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

FOR CITATION: Balakina I. A., Ul'yanova O. B., Khabibullina S. B. (2023). Representing the Image of Russia in a Fragment of Political Discourse. In Political Linguistics. No 1 (97), pp. 35-41. (In Russ.). DOI: 10.26170/19992629 2023 01 04.

Настоящая статья посвящена сопоставительному изучению средств передачи образа России на вербальном, категориальном и семантическом уровнях на материале Посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 15 января 2020 года и 21 апреля 2021 года, размещенных на официальном сайте Кремля (http://www.kremlin.ru). Текстовое пространство фрагмента институционального политического (президентского) дискурса выступает объектом исследования, тогда как предметом изучения служат выявленные путем корпусного анализа наиболее частотные лексемы, семантические категории, к которым они принадлежат, и некоторые метафорические модели, актуализирующие образ России. Источник материала исследования составляет 15549 (7592 и 7957) слов.

Для моделирования образа России в национальном дискурсе предпринимается попытка интерпретации номинативного и концептуального содержания указанных текстовых фрагментов политического дискурса посредством выделения наиболее частотных ключевых слов, изучения их морфологии (стратификация по частям речи), семантики (распределение по семантическим категориям), прагматики (в рамках национальной лингвокультуры в синхронии) и представления ряда метафорических моделей, концептуализирующих представления о России в рамках сопоставления текстов Послания Президента Российской Федерации Феде-

ральному собранию от 15 января 2020 г. и 21 апреля 2021 г.

Данное сопоставительное исследование выполнено в рамках политической лингвистики (А. П. Чудинов, Э. В. Будаев), лексической семантики (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, Дж. Лайонз) и теории концептуальной метафоры (А. П. Чудинов, Дж. Лакофф, М. Джонсон, З. Кёвичеш) с применением методов корпусного, количественного, контекстуального, категориального, когнитивного анализа и интерпретации. Систематизация вербальной информации способствует экспликации образа России в динамике от 2020 г. к 2021 г., определяя повторяющиеся тенденции и вскрывая перспективы порождения и развития смыслов. Цель статьи заключается в категориальном упорядочивании и описании семантической организации единиц, репрезентирующих образ России, на основе содержания фрагмента политического дискурса.

В условиях множественности общественного мнения политическая коммуникация ориентирована на пропаганду идей, выработку общественного согласия и обоснования социально-политических решений [Чудинов 2018]. Тексты, созданные политиками в рамках институциональной или медийной коммуникации [Чудинов, Будаев 2008: 59], создают политическое семиотическое пространство и ведут к порождению новых знаковых смыслов и структур в сознании граждан [Политические коммуникации 2004]. Ис-

следование семантики конкретного языкового фрагмента может иллюстрировать когнитивные изменения и создавать образы, присущие культуре и культурной общности.

Образ — это набор представлений о качествах того или иного предмета, внедряемых в массовое сознание. Образ страны определяет в большой мере то, как видят страну в мире, как будут развиваться события в экономической, политической и социальной сферах внутри страны и за ее пределами. Положительный образ страны является залогом стабильного, устойчивого внутреннего развития, отсутствия гражданских конфликтов, гарантия поддержки населения. При этом внешний и внутренний образ могут быть противоречивыми [Пищева, Виноградова, Недова 2010: 107].

К примеру, в 2010 г. на международной научной конференции, посвященной стерео-типизации, мифологизации и метафориза-ции образа России в зарубежной политической коммуникации было отмечено, что для США, стран всего мира и соседних стран Россия представляет собой потенциальный источник опасности как государство, где не прекращаются ожесточенные конфликты, борьба за власть и подавление инакомыслия [Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры 2010]. Внутренний образ может быть сформирован на основе обработки данных общественного мнения (например, анализ результатов эмпирических исследований «Образ страны», полученных посредством изучения общественного мнения [http:// wciom.ru; http://fom.ru; http://www.levada.ru] или обращений политиков.

Избранный нами фрагмент политической коммуникации («Послание Президента РФ Федеральному собранию») предстает как коммуникативная модель [Шмелева 1997], где В. В. Путин выступает коммуникатором, главной целью которого является формирование общественного мнения о России в рамках определенного образа страны, заложенного в обращении Президента, а члены Совета Федерации, депутаты, граждане России — адресатами. Совокупность языковых средств, используемая коммуникатором, направлена на выражение основной идеи.

С точки зрения прагматики, материал «Послания Президента» отвечает всем функциям политической коммуникации и реализует информацию о функционировании элементов политической системы, регулятивный механизм взаимодействия между элементами политической системы и гражданским обществом, манипулятивную функцию для формирования общественного мне-

ния по политическим вопросам и функцию политической социализации в аспектах нормы политической деятельности и политического поведения [Алексеев 2012]. Именно поэтому изучение предметного содержания данного материала представляется актуальным для лингвистического исследования, позволяет вскрыть зависимость коммуникативных процессов от языковых кодов — ключевых слов. Ключевые слова как единицы текста выступают инструментом формирования текста и механизмом поиска смыслов, заложенных в определенных лингво-культурных кластерах [Соломатов 2005: 5152]. Полагаем, что в исследуемом нами фрагменте политической коммуникации вектор исследования смещается в сторону количественного параметра в отношении ключевых слов, на основании частотного употребления которых и складывается целостное референтное содержание образа России и актуализируются переносные значения посредством установления ассоциативных метафорических моделей [Чудинов 2001], транслирующих образ страны.

Корпусный анализ при помощи сервиса AntConc [https://www.laurenceanthony.net/soft ware/antconc/] помог выявить, что в ежегодном «Послании Федеральному собранию» от

15 января 2020 г. прозвучало 7592 лексические единицы, от 21 апреля 2021 г. — 7957 лексических единиц. В основу рубрикации лексических единиц было заложено два критерия — по частям речи и частотности употребления в речи, с расположением лексем от большего употребления к меньшему.

Можно увидеть, что в списке самых частотных лексем (из 100) в ежегодном послании президента зимой 2020 г. / весной 2021 г. превалируют соответственно существительные, 52 из 100 / 47 из 100 самых частотных слов, наречия встречаются 14 / 13 раз, глаголы и местоимения употребляются одинаково по 12 / 12 раз, прилагательные — 10 /

16 раз. Далее приведено распределение по частям речи с указанием частотности употребления той или иной единицы. Для текста Послания 2020 г. характерно следующее. Существительные: год (58), Россия (50), страна (50), дети, ребенок (45), люди, человек (44), семья (37), граждане (31), регион (30), федерация (26), развитие (23), правительство (22), система (22), коллега (21), конституция (21), работа (21), решение (21), президент (20), доход (19), жизнь (18), собрание (18), поддержка (17), связь (17), послание (16); общество, проект, школа (15); вопрос, закон (14); проблема, число (13); власти, выплата, мера, ответственность, процент, субъект, сфера, уровень

(12); время, изменение (11); программа, место, поколение, рождение, рубли, территория (10); внимание, дума, мир, руководитель, совет (9). Глаголы: быть (83), мочь (29), сделать (20), считать (19), предложить (17), получить (16), просить (14), хотеть (14), создать (12), значить (11), работать (10), обеспечить (9). Прилагательные: должный (58), федеральный (36), нужный (25), государственный (22), уважаемый (21), социальный (19), российский (12), будущий (11), конституционный (11), отечественный (8). Местоимения: это (145), тот (79), мы/нам/нас (78), весь (75), наш (47), который (44), он, она (41), они (40), такой (35), свой (31), я (20), вы (12). Наречия: уже (35), так (20), сегодня (17), еще (15), сейчас (14), больше (13), здесь (13), именно (13), очень (9), надо (8), нельзя (8), прежде (8), просто (8), безусловно (7) [Послание Президента РФ Федеральному собранию 2020].

В «Послании Президента» в 2021 г. мы видим немного иное распределение частотных единиц. Существительные: год (60), Россия (51), страна (37), развитие (34), ребенок, дети (34), регион (30), граждане (25), люди, человек (25), проект (25), решение (24), задача (23), правительство (23), семья (23), кредит (19), сфера (18), число (18), работа (16), ситуация (16), выплата (15), коллега (15), поддержка (15), рубли (15), федерация (15), эпидемия (15), бизнес (14), процент (14), система (14), мир, помощь, экономика (по 13); жизнь, мера, механизм (по 12); безопасность, вид, вопрос, время, государство, миллион, раз, создание, счет (по 11); внимание, период, ресурс (по 10); основа, строительство (по 9). Глаголы: быть (100), мочь (24), сделать (24), сказать (23), хотеть (17), предлагать (16), обеспечить (12), понимать (12), помогать (10), происходить (9), просить (9), работать (9). Прилагательные: должный (46), нужный (35), другой (28), новый (27), конечный (21), российский (15), федеральный (15), инфраструктурный (13), прошлый (13), современный (13), социальный (12), уважаемый (12), государственный (11), национальный (11), текущий (10), средний (9). Местоимения: это (169), мы (107), весь (93), тот (81), такой (49), наш (43), который (41), он, она (35), они (35), многие (17), вы

(13), каждый (10). Наречия: уже (46), так (32), здесь (25), еще (22), именно (20), только (19), сейчас (17), надо (15), просто (13), также (10), больше (9), вместе (9), можно (9) [Послание Президента РФ Федеральному собранию 2021].

В текстовом пространстве «Послания Президента» и в 2020, и в 2021 году наибо-

лее частотными ключевыми лексемами выступают номинации Россия (50 и 51 словоупотреблений соответственно) и страна (50 и 37 словоупотреблений соответственно). Как демонстрируют списки ключевых лексем за 2020 г., все начальные позиции занимают единицы, относящиеся к России и ее гражданам, уделяется особое внимание детям и развитию регионов (4 и 8 позиции). В 2021 г. по-прежнему первые позиции занимают Россия и ее граждане, развитие регионов у государства также остается в приоритете, но в списке первых десяти популярных существительных появились новые единицы решения и проекты (9 и 10 позиции), которые в

2020 г. присутствуют тоже в числе 100 наиболее частотных лексем, но употребляются в послании реже и занимают, соответственно, более низкие позиции (16 и 25 позиции). В развитии событий от 2020 к 2021 г. номинации Россия и страна, имевшие одинаковое количество словоупотреблений (по 50 входов в 2020 г.), подвергаются процессу конкретизации, а именно обобщающая номинация страна (37 входов в 2021 г.) уступает позицию в пользу номинации Россия (51 вход в

2021 г.), как уникальной идентификации страны как референта, а антропоморфные единицы (дети, ребенок (45 / 34), люди, человек (44 / 25), семья (37 / 23), граждане (31 / 25)) ослабляют свои позиции в пользу новых номинаций, связанных с принятием решений и мер, запуска проектов и постановки новых задач. Также «Послание Президента» от 2021 г. носит более динамичный характер и покрывает большее количество тематических блоков, от безопасности во время пандемии, социальной безопасности, экологической безопасности, военной безопасности до развития инфраструктуры. Подобное смещение смыслов указывает на смену акцентов — от социального развития к социальной безопасности.

Исходя из вышесказанного, лексема Россия (страна) является именем ближайшего поля ключевых слов, вскрывающих такие тематические кластеры, как демография (семья, рождаемость, дети), образование, здравоохранение, трудовая деятельность, меры поддержки, борьба с бедностью, макроэкономика, экологические меры борьбы с загрязнениями, решение сложных технологических задач, оборона и безопасность. Обсуждая перспективы в названных сферах, в 2020 г. Президент отметил те аспекты, на которые нужно обратить внимание в дальнейшем.

Тогда как в 2021 г. добавились тематические таксоны пандемии коронавируса (эпидемия (15)) и, в связи с этим, принятия экономических мер поддержки (кредит (19),

выплата (15), бизнес (14), процент (14), помощь (13), экономика (13)), инфраструктуры городов и строительства (строительство (9)), обеспечения газом, климатических изменений, энергетики и трансформировалась общая риторика в области безопасности (в сферах информационного обеспечения, обороны, экологии, здравоохранения) с акцентом на предпринятые (прошлые), предпринимаемые (текущие) и необходимые (будущие) меры.

В целом анализ ключевых слов указывает на наличие следующих категорий. Среди существительных мы находим собирательные существительные (страна, правительство, общество, семья, люди, государство, мир), абстрактные существительные (развитие, поддержка, связь, жизнь, ответственность, работа, решение, помощь, создание, внимание, время, изменение), конкретные существительные (страна, человек, ребенок, граждане, президент, система, регион, проект, кредит, бизнес, ситуация, мера).

Глаголы вскрывают семантические категории (расположены в списке в порядке убывания): бытия (быть, жить), желания (хотеть), долженствования (мочь, значить), действия (сделать, получить, создать, работать, обеспечить, помогать), умственной деятельности (считать, понимать), говорения (предлагать, просить, сказать), событийности (происходить).

Употребление местоимений говорит о сплоченности граждан (Россия — это мы), но и о выделении каждого гражданина в 2021 г., так как народ пережил пандемию и вклад каждого очень важен.

В свою очередь, от 2020 к 2021 г. поле прилагательных расширяет свою семантику от долженствования (должный (58 / 46)), необходимости (нужный (25 / 35)), будущности (будущий (11 / 0)) к семантическим оппозициям и корреляциям новизны (новый (0 / 27) — прошлый (0 /13) / другой (0 / 28)), современности (современный (0 / 13), текущий (0 /

10)), финальности (конечный (0 / 21)). При этом национальная идентичность (российский (12 / 15), отечественный (8 / 0), федеральный (25 / 15), государственный (22 /

11), национальный (0 / 11), конституционный (11 / 0)) остается на одном уровне, однако сопровождается вариативностью таксонов, а социальное развитие (социальный (19 / 12)) дополняется совершенствованием инфраструктуры общества (инфраструктурный (0 /13)).

Представляется, что моделирование, кластеризация и визуализация данных способствуют интерпретативности лингвистиче-

ского исследования; в данной статье они находят выражение в «облаке тегов», где ключевые слова ранжируются по частотности употребления при помощи размера шрифта или цвета. Облако тегов визуально представляет список первых двадцати слов, демонстрируя их важность и предоставляя возможность проследить распределение приоритетов. Так, для 2020 г. облако тегов включает такие таксоны, как год, Россия, страна, люди, человек, дети, ребенок, семья, развитие, регион, граждане, коллега, правительство, президент, система, доход, работа, жизнь, собрание, что отражено на рисунке 1.

собрание ГрЭЖДЭНе

а»

ре г ион

и

^ДОХОД

ЗНЬ ^ ^^

Т \Л ■ ■

коллега

челове к

ссия

люди

пра вительство

Рис. 1. Облако тегов «Послания Президента» от 2020 г.

Для 2021 года облако тегов содержит такие таксоны, как год, страна, Россия, дети, граждане, люди, решения, задача, сфера, кредит, семья, выплата, ситуация, работа, коллега, что представлено на рисунке 2.

И

гра

Де

Я X Р а н а

го аз § ^г семья

ситуация

решен^А" реГИОН ,

Рис. 2. Облако тегов «Послания Президента» от 2021 г.

Текстовое пространство предполагает возможность вскрыть глубинные предпосылки коммуникатора через расширение семантики и метафорические переносы, а диф-фузность человеческого мышления делает возможным создать образ России, апеллируя к антропоморфным и артефактным признакам.

В «Послании» 2020 г. образ России очеловечен посредством метафорической модели РОССИЯ — ЧЕЛОВЕК. У России есть своя судьба («Судьба России» — здесь и далее примеры даны из «Послания Президента РФ Федеральному собранию» от 2020 и 2021 гг.) и жизнь («люди имеют возможность участвовать в жизни страны»); Россия,

переживая напряженные времена («Россия сегодня проходит через напряжённый демографический период») стоит на пороге изменений («...страна стоит перед рядом... задач, которые нужно не откладывая решать»), стремясь к победе («страна-победительница, которая несет ответственность перед будущими поколениями») и достигая зрелости («Российское общество — уже более зрелое, ответственное, требовательное»).

Антропоморфизм также выражен посредством метафорической модели родства (вместе, Россия — это мы), общечеловеческой общности, совместности деятельности, объединения людей по значимому признаку государственности («Граждане, общество, государство действовали ответственно и солидарно»; «Российский народ, будучи единым, побеждал.»), когда единые действия помогают достичь желаемого результата («.на первый план вышли семья, дружба, взаимовыручка, милосердие, сплочённость»).

РОССИЯ — ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ, система, противостоящая внешним воздействиям и готовая к внутренним изменениям («...систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества») и устойчивому развитию («Мы сможем гарантировать развитие России как большой и успешной страны»). В «Послании» 2021 г. акцент сделан на развитии не только системы в целом, но и ее частей («Страна развивается, идёт вперёд, .когда развиваются регионы Российской Федерации»).

Россия предстает в виде могучего, физически сильного человека, способного справиться с проблемами («развитие России как большой и успешной страны»; «Россия — огромная страна, и у каждого есть свои особенности, проблемы, свой опыт»).

Что касается артефактных характеристик, то для контекста послания в 2020 г. характерна семантика созидания (семьи создают, создадут рабочие места, создать в школах необходимую инфраструктуру) и создания («Мы сможем построить сильную, благополучную и современную Россию только на основе безусловного уважения к мнению народа»). В контексте по-слания-2021 происходит переход артефакт-ной метафорической модели от факта строительства к готовому сооружению: РОССИЯ — ДОМ ((17) Россия — радушная страна, открытая для настоящих друзей).

Таким образом, представленное корпусное исследование выявило ключевые слова

и их семантический потенциал для создания образа России на материале «Послания Президента» от 2020 г. и 2021 г. Динамика образа России фиксирует и отражает представления о политических институтах и участниках политического взаимодействия, о социальной и экономической сферах жизнедеятельности страны, связанных с демографией, повышением доходов граждан, преодолением бедности, мерами поддержки семьи, созданием рабочих мест, улучшением предпринимательской среды и качества государственного управления, развитием энергетики, оборонной промышленности, изменениями климата, совершенствованием инфраструктуры, утилизацией отходов.

В «Послании Президента РФ» от 2020 г. создается образ сильной России, которая может достигать определенных целей, продвигать намеченный политический курс, двигаться вперед, расти, развиваться и уверенно шагать в будущее. Россия — это сплоченная семья, где царит мир как внутри, так и за пределами. Каждый член семьи стремится сделать все ей во благо. В равной степени Россия — это живой организм, который растет и развивается, имеет трудности и восстанавливается, где каждое звено играет определенную роль. В отличие от 2020 года, в «Послании» от 2021 г. ощущается тревожность общей риторики и векторизация кластера безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, К. И. Функции метафоры в политической речи / К. И. Алексеев. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2012. — № 1. — C. 112-113.

2. Будаев, Э. В. Метафора в политической коммуникации : моногр. / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. — Москва : Наука, 2008. — 392 с. — Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Материалы конференции «Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры» / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. — 215 с. — Текст : непосредственный.

4. Пищева, Т. Н. Образ России под углом зрения политических коммуникаций / Т. Н. Пищева, Н. С. Виноградова, А. Д. Недова. — Текст : непосредственный // Полис. — 2010. — № 4. — С. 56-71.

5. Политические коммуникации / под ред. А. И. Соловьева. — Москва : Аспект Пресс, 2004. — 332 с. — Текст : непосредственный.

6. Соломатов, С. И. Ключевые слова в журналистском портрете политика и предпринимателя : дис. ... канд. филол. наук / Соломатов С. И. — Екатеринбург, 2005. — Текст : непосредственный.

7. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика / А. П. Чуди-нов. — Москва : Флинта, 2018. — 256 с. — Текст : непосредственный.

8. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) : моногр. / А. П. Чудинов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2001. — 238 с. — Текст : непосредственный.

9. Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Жанры речи. — Саратов : [б. и.], 1997. — С. 88-98.

10. Аналитический центр Ю. Левады. — URL: http://www.le vada.ru (дата обращения: 18.01.2023). — Текст : электронный.

11. Всероссийский центр изучения общественного мнения. — URL: http://wciom.ru (дата обращения: 18.01.2023). — Текст : электронный.

12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года. — URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 18.01.2023). — Текст : электронный.

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года. — URL: http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 18.01.2023). — Текст : электронный.

14. Сервис AntConc. — URL: https://www.laurenceanthony. net/software/antconc/ (дата обращения: 18.01.2023). — Текст : электронный.

15. Фонд Общественного Мнения. — URL: http://fom.ru (дата обращения: 18.01.2023). — Текст : электронный.

REFERENCES

1. Alekseev, K. I. (2012). Funkcii metafory v politicheskoj rechi [Functions of metaphor in political speech]. Political Linguistics, 1, 112-113. (In Russ.)

2. Budaev, Je.V., & Chudinov, A. P. (2008). Metafora v politicheskoj kommunikacii [Metaphor in political communication] [Monograph]. Moscow: Nauka, 392 p. (In Russ.)

3. Obraz Rossii v zarubezhnom politicheskom diskurse: stereotipy, mify i metafory [Image of Russia in foreign political discourse: stereotypes, myths and metaphors] (2010). Materials of the conference. Ekaterinburg: Ural State Ped. Univ., 215 p. (In Russ.)

4. Pishheva, T. N., Vinogradova, N. S., & Nedova, A. D. (2010). Obraz Rossii pod uglom zrenija politicheskih kom-munikacij [Image of Russia from the point of view of political communications]. Polis, 4, 56-71. (In Russ.)

5. Solov'ev, A. I. (Ed.) (2004). Politicheskie kommunikacii [Political communications]. Moscow: Aspekt Press, 332 p. (In Russ.)

6. Solomatov, S. I. (2005). Kljuchevye slova v zhurnalistskom portrete politika i predprinimatelja [Key words in the journalistic portrait of a politician and an entrepreneur]. [Dis. of Cand. of Phi-lol. Sciences]. Ekaterinburg, 2005. (In Russ.)

7. Chudinov, A. P. (2018). Politicheskaja lingvistika [Political linguistics]. Moscow: Flinta, 256 p. (In Russ.)

8. Chudinov, A. P. (2001). Rossija v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issledovanie politicheskoj metafory (1991—2000) [Russia in a metaphorical mirror: a cognitive study of political metaphor (1991-2000)] [Monograph]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 238 p. (In Russ.)

9. Shmeleva, T. V. (1997). Model' rechevogo zhanra [Model of speech genre]. In Zhanry rechi (pp. 88-98). Saratov. (In Russ.)

10. Analiticheskij centr Ju. Levady [Analytical center of Y. Levada] (n.d.). Retrieved Jan. 18, 2023, from http://www.levada.ru (In Russ.)

11. Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija [All-Russian Center for the Study of Public Opinion] (n.d.). Retrieved Jan. 18, 2023, from http://wciom.ru (In Russ.)

12. President of the Russian Federation (2020). Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju ot 15janvarja 2020go-da [Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January 15, 2020]. Retrieved Jan. 18, 2023, from http://www.kremlin.ru (In Russ.)

13. President of the Russian Federation (2021). Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju ot 21 ap-relja 2021 goda [Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of April 21, 2021]. Retrieved Jan. 18, 2023, from http://www.kremlin.ru (In Russ.)

14. Service AntConc (n.d.). Retrieved Jan. 18, 2023, from https://www.laurenceanthony.net/software/antconc/

15. Fond Obshhestvennogo Mnenija [Foundation of Public Opinion] (n.d.). Retrieved Jan. 18, 2023, from http://fom.ru (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.