Научная статья на тему 'Государственная национальная политика и практика регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровнях'

Государственная национальная политика и практика регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровнях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Недзелюк Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная национальная политика и практика регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровнях»

Т. Г. Недзелюк

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Перечнем поручений Президента Российской Федерации, принятым по итогам заседания совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, поставлен ряд организационных задач по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года, в том числе в области повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам реализации государственной национальной политики. 1—5 июля 2015 г. при поддержке со стороны аппарата полномочного представителя Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и в соответствии с рекомендациями семинара-совещания «О практике и задачах органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2015 года» (г. Новосибирск, 30—31 марта 2015 г.) в Сибирском институте управления — филиале РАНХиГС при Президенте Российской Федерации была реализована программа повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих «Государственная национальная политика и практика регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровнях».

Данное мероприятие является ежегодным и регулярно проводится с 2011 г. Программа повышения квалификации 2015 г. была посвящена обсуждению методов реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Слушатели из республик Алтай и Тыва, Саха и Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Омской и Томской областей делились опытом, обсуждали актуальные проблемы, а в завершение выработали ряд предложений по совершенствованию правовой базы, регламентирующей вопросы развития межнациональных отношений на муниципальном уровне.

ШЫ 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 2. © Т. Г. Недзелюк, 2015

В проведении занятий принимали участие ведущие преподаватели Сибирского института управления, научные сотрудники Института философии и права СО РАН, специалисты-практики из аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, профильных структурных подразделений органов государственной власти Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, а также эксперты Общественной палаты РФ — руководители рабочей группы по межнациональной и межрелигиозной медиации.

В процессе учебы слушатели обсудили исторические аспекты национально-государственного строительства в России, в том числе в Сибири, и на постсоветском пространстве, актуальные вопросы государственной национальной политики на современном этапе и государственно-конфессиональные отношения, а также актуальные вопросы формирования новых подходов к укреплению единства российской нации. Особое внимание было уделено практике деятельности органов власти по реализации государственной национальной политики на региональном и муниципальном уровнях и технологиям медиации по урегулированию конфликтных ситуаций в этноконфессиональной среде. В рамках мероприятия слушателям был предложен цикл лекций. Так, «Государственная национальная политика Российской Федерации (исторический опыт и современное состояние)» стала темой лекции Ю. В. Попкова, доктора философских наук, заведующего сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН. «Глобальный контекст с учетом региональной специфики, концептуальные основы национальной политики и особенности ее осуществления в Российской Федерации в конце XIX — начале ХХ в.» определили направление последующей дискуссии. Практическим аспектам проблемы регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровнях были посвящены лекции «Методы диагностики и мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений» А. В. Новокре-

Т. Г. Недзелюк. Государственная национальная политика на региональном и муниципальном уровнях

щёнова, доктора социологических наук, профессора кафедры государственного и муниципального управления и «Межэтнические и межконфе-сииональные отношения в отражении СМИ. Влияние сети Интернет на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений» Д. В. Березняко-ва, кандидата политических наук, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления.

Вниманию государственных и муниципальных служащих была предложена модель медиации, призванная уменьшить остроту проблемы на уровне конкретных муниципалитетов. Слушатели курсов отметили практическую пользу тренинга «Технологии и практика разрешения межэтнических и межконфессиональных конфликтов» (тьютор — Н. И. Григорьев, заместитель руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ).

Участники мероприятия имели возможность поделиться видением ситуации и высказать собственное мнение во время работы целого ряда круглых столов: «Исторические аспекты национально-государственного строительства в России и национально-государственное строительство на постсоветском пространстве», «Региональные особенности реализации государственной национальной политики на территории Сибирского федерального округа», «Государственно-конфессиональные отношения на современном этапе. Направления деятельности религиозных организаций в сфере укрепления межнациональных отношений, межрелигиозного мира и согласия в России».

Обмен опытом работы в рамках круглых столов по темам «Практика деятельности органов власти по реализации государственной национальной политики на региональном и муниципальном уровнях» и «Проектирование системы мероприятий по реализации государственной национальной политики, предупреждение конфликтов на национальной почве, по пропаганде межнационального мира и веротерпимости» (руководители: помощник полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. С. Попов, доктор политических наук, декан факультета государственного и муниципального управления Л. В. Савинов, доктор философских наук Ю. В. Попков, начальник управления по работе с национально-культурными автономиями и религиозными организациями Министерства региональной политики Новосибирской области А. В. Лопарева, руководитель отдела по взаимодействию с религиозными организациями, национально-культурными автономиями и организациями управления общественных связей мэрии г. Новосибирска М. Н. Терентьева) увенчался выработкой предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере государственно-национальной и религиозной политики.

По мнению слушателей курсов, отсутствие федерального закона, устанавливающего порядок

реализации Стратегии государственной национальной политики и разграничение предметов ведения, определение полномочий Федерации, субъекта Федерации и органов местного самоуправления, в значительной мере затрудняет осуществление принятого документа, поэтому главным стало предложение разработать и принять федеральный закон, который бы регламентировал сферу межнациональных отношений (предложено рабочее название — «Закон о национальных отношениях»). Отсутствие практического инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг в обозначенной сфере, явилось обоснованием для следующего предложения: разработать и внедрить систему инструментов статистического наблюдения, позволяющую исследовать демографические процессы в сфере этнических правоотношений. Слушателями курсов были разработаны и конкретные предложения: раскрыть правовое содержание понятия «социальная и культурная адаптация мигрантов» и внести соответствующие изменения в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также внести изменения в ст. 17 данного Федерального закона и определить полномочия органов местного самоуправления, позволяющие реализовывать вопрос местного значения, так как в ныне действующей редакции Федерального закона закреплено только право привлекать граждан для решения социально значимых вопросов.

Участники программы повышения квалификации с удовлетворением отметили теоретическую значимость и практическую пользу состоявшегося в Сибирском институте управления мероприятия. Начальник Межрегионального центра повышения квалификации С. П. Кобук выразил надежду, что курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих из субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, по данному направлению подготовки будут способствовать практике регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений, и через год, во время проведения очередных курсов, слушатели 2015 г. смогут поделиться с коллегами опытом и практическими рекомендациями.

При подведении итогов слушатели заявили, что обучение способствовало систематизации и обновлению их профессиональных знаний в области национальной политики. Они высоко оценили качество работы преподавателей, специалистов-практиков, организацию учебного процесса и высказали пожелание относительно того, чтобы повышение квалификации по вопросам реализации государственной национальной политики проводилось в Сибирском институте управления — филиале РАНХиГС на регулярной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.