УДК: 346.4 ББК: 66.3
концептуальные вопросы этнонациональной политики
россии
Попков Юрий Владимирович,
доктор философских наук, профессор, заместитель директора по научной работе, заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090,
Аннотация
В статье анализируется серия концептуальных вопросов современной национальной политики России. В частности, обосновываются использование понятия этнонациональной политики, рассмотрение в качестве ее объекта не только межнациональных (межэтнических) отношений и конфликтов, но и этносоциальных процессов, локализованных в рамках межэтнических сообществ. Отстаивается идея выделения региональных моделей и разных видов мониторинга в процессе реализации этнонациональной политики.
Ключевые слова
Россия, государственная национальная (этнонациональная) политика, этнокультурное развитие, этносоциальные процессы, межэтническое сообщество, социокультурный мониторинг межэтнического сообщества, регионы России.
Актуализированное событиями на Манежной площади в декабре 2010 г. пристальное внимание органов власти к проблемам современной государственной национальной политики нашло отражение в серии значимых событий. Среди них наиболее заметными являются публикация в январе 2012 г. концептуально насыщенной статьи тогда Председателя правительства, кандидата в президенты Российской Федерации В.В. Путина «Россия - национальный вопрос», создание в июне 2012 г. при Президенте РФ Совета по межнациональным отношениям, утверждение в декабре 2012 г. «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Стратегия), при-
нятие в августе 2013 г. федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», создание в марте 2015 г. Федерального агентства по делам национальностей.
В доктринальном отношении особое значение имеет содержание Стратегии, поскольку в ней нашли концентрированное выражение официальные установки в области государственной национальной политики. Они составляют фундаментальную основу практической деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по укреплению гражданского единства, совершенствованию этнокультурного развития, гармонизации межнациональных
13
14
(межэтнических) отношений и др. Следует, однако, отметить, что и после утверждения Стратегии остается немало важных, но не до конца проясненных вопросов, касающихся теоретико-методологических оснований и концептуальной строгости текста Стратегии, а также полноты соответствия провозглашенных задач реальному положению дел в данной сфере общественной жизни, состоянию массового и экспертного сознания.
В настоящей статье, предлагая для обсуждения концептуально значимые, на наш взгляд, вопросы, касающиеся стратегических аспектов государственной национальной политики России, мы исходили из двух важных ориентаций.
Во-первых, в тексте самой Стратегии (пункт 6) предусмотрена возможность ее корректировки: «Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений».1
Во-вторых, В.В. Путин в одной из своих статей 2012 г. четко ставит задачу обратной связи органов власти и общества: «Надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интере-сов»2 . В этой связи представляется важным учет общественного мнения населения, включая разных групп экспертов, по актуальным проблемам современной национальной политики в России в целях согласования выстраиваемых ориентиров
'Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электр. ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139350 (дата обращения: 28.01.2013).
2Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 6 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753
3Попков Ю.В. О региональных моделях национальной политики // Вестник Российской нации. 2013. Т. 6. № 6 (32);
Попков Ю.В. Национальная политика в России: целевые уста-новки и региональные модели // СОЦИС. Социологические исследования. 2015. № 4; Попков Ю.В., Костюк В.Г.
Проблемное поле национальной политики в современной России // Си-бирский философский журнал. 2015. Т. 13. № 3.
и принимаемых властями решений с существующими оценками и ожиданиями населения.
Ранее в своих публикациях мы уже касались концептуальных аспектов национальной политики.3 Продолжим обсуждение темы и обозначим далее несколько проблемных вопросов. Для обоснования некоторых из них будем использовать не только теоретические аргументы, но и результаты проведенных под руководством автора массовых и экспертных опросов.4
1. Хотя в Стратегии Россия признается многонациональным государством с наличием межнациональных отношений, по сути, речь идет лишь об одной нации - российской нации. По сравнению с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации (1996 г.) четко проявляется принципиальное изменение концептуального подхода в данном вопросе: от понимания нации как этнокультурного феномена - к рассмотрению нации как исключительно нации-государства (российской нации). В то же время введенное понятие «российская нация» противоречит содержанию используемого во всех других случаях понятия «национальный», где оно употребляется не в гражданском, как в случае с российской нацией, а в этническом (этнокультурном) смысле («национальная политика», «национальность», «межнациональное согласие», «межнациональные отношения» и др.).
В отличие от официальной установки на наличие в России одной - российской - нации экспертное сообщество в абсолютном своем большинстве считает ее государством, объединяющим разные нации и этнические группы. С учетом этого неправомерно стремиться заменить этнокультурный смысл понятий «нация» и «национальный» на их гражданский смысл. На самом деле нация может существовать в двух
4В частности, используются результаты экспертного и массового опросов 2013-2014 гг. по вопросам этносоциального развития и этнонациональной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Новосибирской области и Республике Алтай (всего более 2 тыс. чел., организатор массового опроса - Е.А.Ерохина), экспертных опросов (2011-2016 гг.) представителей государственных (региональных) и муниципальных органов управления из разных регионов Сибирского федерального округа по диагностике этносоциальной ситуации и оценке актуальных вопросов текущей этнонациональной политики (всего более 120 чел.).
формах - как нация-культура и нация-государство. Поэтому задача состоит не в замене одного смысла другим, а в терминологическом различении. Для обозначения данных феноменов следует использовать не одно понятие, а два - соответственно «этнонациональный» и «национально-государственный». Важно, что под национальной политикой обычно имеется в виду политика, касающаяся разных этнических (этносоциальных, этнокультурных) субъектов. Отсюда ее целесообразно именовать как этнонациональную политику. Такая точка зрения распространена в существующей литературе.5
2. Главными стратегическими акцентами в Стратегии определены, с одной стороны, укрепление государственного единства и целостности России, упрочение общероссийского гражданского самосознания, с другой стороны - сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, их этнокультурной самобытности. Государственническая ориентация Стратегии и ее установка на формирование российской нации выражают, очевидно, дух модели нации-государства. Существующая одновременно ориентация на сохранение и развитие этнокультурного многообразия выражает дух модели нации-культуры. Проблема, однако, в том, что в Стратегии отсутствуют четкое осмысление и должная проработка механизма обеспечения взаимосвязи этих двух целевых установок. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что главное внимание в Стратегии уделено межнациональным (межэтническим) отношениям, а этнокультурное многообразие во многих случаях остается просто фоном. Достаточно сказать, что констатирующая часть Стратегии (Раздел II) носит название «Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации». Нет раздела и не ведется речь об этнической структуре России, о существовании разных (по численности, языковым семьям, религиозным предпочтениям,
5См.: например: Абдулатипов Р.Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации (концепции, практика, реализация, перспективы). М.: Классикс Стиль, 2007; Сми-щенко Р.С. Принципы этнонациональной политики Российской Федерации на современном этапе // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-1.
особенностям культуры) группах народов, о состоянии и проблемах этнокультурного развития.
Но когда не проведена диагностика и не провозглашена задача по отслеживанию состояния этнокультурного многообразия, вряд ли может быть эффективным достижение провозглашенной цели по его сохранению и развитию. Кроме того, следует отметить, что если в Концепции государственной национальной политики 1996 г. в качестве главной провозглашалась цель по обеспечению «условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России»6 (то есть народы признавались в качестве субъектов развития), то в Стратегии это заменяется достаточно неопределенным «этнокультурным разнообразием» без четкой фиксации его субъектности и конкретного содержания.
3. Концептуально значимым и одновременно проблемным вопросом представляется также выделение объекта национальной политики. Если судить по тексту Стратегии, то ее объектом рассматриваются межнациональные (межэтнические) отношения. Именно на них, как отмечалось, сделан главный акцент в констатирующей части Стратегии. Их отслеживания касается и важная задача национальной политики - создание «государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций». Проведение государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений определено также одной из задач созданного Федерального агентства по делам национальностей.
Таким образом, объект национальной политики во многих случаях ограничен межнациональными отношениями и конфликтными ситуациями, в то время как с ее помощью следует регулировать этносоциальные процессы в целом (от этноэкономических и этнодемографических процессов до этнокультурных, этнополитических и этноправовых), которые, по нашему убеждению,
бУказ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_98489/ (дата обращения: 28.08.2016).
15
16
следует рассматривать как комплексный объект национальной политики. Межнациональные отношения представляют собой лишь часть, определенное проявление, некоторый продукт более глубинных этносоциальных процессов, которые, так же как и межнациональные отношения, нуждаются в целенаправленном государственном регулировании.
4. Наша принципиальная позиция состоит в рассмотрении этносоциальных процессов сквозь призму межэтнических (межнациональных) взаимодействий. Соответственно развитие отдельных этносов (народов) и этнических групп предстает как взаимозависимое развитие в рамках локального (регионального, муниципального) межэтнического сообщества, которое интерпретируется как элементарный эмпирический объект в исследовании этносоциальных процессов. Таким образом, в поле зрения этнонациональной политики должны находиться не только отдельные люди, этнические группы, общественные организации и т.п., но и межэтнические сообщества в целом, а взаимообусловленное развитие отдельных этнических групп следует рассматривать как условие общего регионального и локального благополучия.
5. С учетом двух предыдущих пунктов мы отстаиваем идею необходимости организации и проведения в процессе реализации этнона-циональной политики разных видов мониторинга для решения различающихся конкретных задач (текущих, тактических и долгосрочных, стратегических). Как известно, по крайней мере с 1996 г., ставится задача проведения мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций. В настоящее время Федеральным агентством по делам национальностей разработана система и внедряется автоматизированный мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере национальной политики в субъектах Российской Федерации. Хотя целевые установки самого агентства при этом являются достаточно обширными, поскольку с его помощью предполагается обеспечить широкие возможности - от мониторинга государственных программ в сфе-
ре межнациональных отношений и качества оказания соответствующих государственных услуг до автоматического формирования отчетов по различным вопросам реализации национальной политики и межнациональных отношений7, в целом данный мониторинг, как представляется, выступает, прежде всего, средством оперативного реагирования на текущие ситуации. По распоряжению Президента России разрабатывается также мониторинг информационных угроз в сети Интернет.
В условиях существенно возросшей роли в современном мире различного рода электронных средств связи такая установка является чрезвычайно актуальной и вполне оправданной. В то же время задачи национальной политики не сводятся к решению текущих проблем, в частности, по предупреждению конфликтных ситуаций и разного рода угроз, а предполагают также регулирующее воздействие на долгосрочные процессы и тенденции. Поэтому в рамках данного направления государственной политики должен быть реализован и социокультурный мониторинг динамики межэтнических сообществ как важное условие диагностики и прогнозирования основных тенденций этносоциального развития. Он предполагает, среди прочего, диагностику социального самочувствия представителей разных этнических групп и этнокультурного развития в целом.
Выделение последующих проблемных вопросов во многом обосновано выводами наших конкретных этносоциологических исследований, проведенных в разных регионах Сибири. Они, в частности, позволили выявить ряд важных особенностей и тенденций:
во-первых, разную степень остроты этносоциальной ситуации и межэтнических отношений в разных субъектах федерации;
во-вторых, неблагоприятную динамику этих отношений в оценках массового и экспертного сознания (стабилизация ситуации диагностируется экспертами лишь в последние два года);
7О мониторинге состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных от-ношений. URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/026/137/ original/present_gis_3.09.pdf?1441744802 (дата обращения: 15.06.2016).
в-третьих, миграционные процессы как один из главных факторов межэтнической напряженности;
в-четвертых, более низкий уровень благополучия в социальном самочувствии местного населения, прежде всего русских, по сравнению с приезжими;
в-пятых, преимущественно недоброжелательное отношение принимающего сообщества к мигрантам;
в-шестых, признание большинством опрошенных необходимости мер по ограничению притока мигрантов в их регионах.
Среди наиболее значимых дополнительных мер, необходимых по совершенствованию этно-национальной политики на уровне своих регионов, эксперты выделяют: укрепление кадрового состава и повышение квалификации работников, увеличение финансирования на решение задач национальной политики, укрепление связи органов власти региона и местного самоуправления, координацию деятельности разных подразделений органов власти.
6. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации поставлена задача выработки единых подходов к решению проблем этой политики государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами. Но в ней ничего не говорится о том очевидном факте, что в разных регионах эта политика реализуется в конкретных условиях местных межэтнических сообществ, различающихся уровнем социально-экономического развития, особенностями этнической структуры, интенсивностью и направленностью миграционных процессов, остротой межнациональных отношений и в целом состоянием локальных этносоциальных процессов. Это тем более важно учитывать, что этнические группы интегрированы в Российскую Федерацию именно опосредованно через региональные сообщества с разными актуальными проблемами. В каждом конкретном случае это существенно модифицирует общий формат национальной политики.
Мы исходим из необходимости учета региональных особенностей этносоциальных процессов и региональных моделей реализации нацио-
нальной политики. Поэтому важной задачей, не нашедшей отражения в Стратегии, является, на наш взгляд, выделение региональных моделей национальной политики в их обусловленности характером объективных этносоциальных процессов, протекающих в локальных межэтнических сообществах, а также определение регионально обусловленных ориентиров национальной политики наряду с общестратегическими ориентирами.
Так, по итогам анализа содержания существовавших до принятия Стратегии региональных концепций этнонациональной политики. можно выделить наличие следующих ее моделей:
- «государственнические», направленные на укрепление российской государственности или регионов как субъектов федерации;
- «гражданские» - на формирование общероссийской и региональной гражданской иден-тичностей, интеграция локальных сообществ;
- «стабилизирующие» - на поддержание межэтнического мира и согласия;
- «культурнические» - на развитие народов и их культур;
- «коммуникативные» - на гармонизацию межэтнических отношений, развитие межнационального общения, взаимопонимание.
Нельзя сказать, что все региональные концепции были хорошо проработанными и действенными, однако они отражали определенные особенности существующих проблем в области этнонациональной политики в регионах и специфику реализуемых подходов в управлении.
7. Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на характер этносоциальных процессов в отдельных регионах, в настоящее время является внешняя и внутренняя миграция. Под ее влиянием меняется этнокультурная мозаика, реструктуризируются региональные (локальные) межэтнические сообщества, реанимируется и модифицируется национальный вопрос. Как показали наши исследования, местное население, прежде всего русские, настроены более критично, по сравнению с мигрантами, в оценке многих вопросов: в оценке отношения к себе со стороны других людей, уровня удовлетворенности разными сторонами
17
18
жизни, динамики межэтнических отношений и степени их остроты, отношения к мигрантам и др. Субъективно именно русские в большей степени испытывают дискомфорт и тревогу относительно существующей, связанной главным образом с миграционными процессами, этносоциальной ситуации и межэтнических отношений. Поэтому актуальной является не только проблема адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество, но и проблема, касающаяся чувства незащищенности местного населения и, как следствие, его критическое отношение к мигрантам. В этой связи важное значение имеет разработка программ по адаптации местного населения к меняющейся этносоциальной ситуации.
С учетом проведенного анализа можно сформулировать некоторые предложения для возможного их рассмотрения в органах власти:
• провести типологию регионов России по основаниям, существенно значимым для фиксации особенностей существующей ситуации и тенденций развития этносоциальных процессов; на этой основе определить основные региональные модели реализации национальной политики с выделением для каждой из них региональных ориентиров наряду с общестратегическими ориентирами;
• осуществить диагностику этнокультурного разнообразия народов России и соответ-
ствующую типологию с выделением групп народов с разным потенциалом этнокультурного воспроизводства; на этой основе конкретизировать задачи по сохранению и развитию этнокультурного разнообразия в разных регионах;
• инициировать и поддержать комплексное исследование особенностей этносоциальных процессов и этнонациональной политики в отдельных регионах России;
• в рамках реализации задач этнонаци-ональной политики предусмотреть организацию разных видов мониторинга, в том числе социокультурного мониторинга межэтнического сообщества, базирующегося на рассмотрении в качестве объекта национальной политики этносоциальных процессов, взятых во всей их полноте и в своей конкретной локализации (включая мониторинг социального самочувствия представителей разных этнических групп и проблем этнокультурного развития);
• предусмотреть дополнительные к существующим меры для подготовки специалистов по этнонациональной проблематике и повышения квалификации работников для соответствующих государственных и муниципальных структур.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 «Об утверждении Концепции государ-ственной национальной политики Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_98489/ (дата обращения: 28.08.2016).
2. Абдулатипов Р.Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации (концепции, практика, реализация, перспективы). М.: Классикс Стиль, 2007. 552 с.
3. Попков Ю.В. О региональных моделях национальной политики // Вестник Российской нации. 2013. Т. 6. № 6 (32). С. 51-66.
4. Попков Ю.В. Национальная политика в России: целевые установки и региональные модели // СОЦИС. Социологические исследования. 2015. № 4. С. 39-44.
5. Попков Ю.В., Костюк В.Г. Проблемное поле национальной политики в современной России // Сибирский философский журнал. 2015. Т. 13. № 3. С. 71-80.
6. Смищенко Р.С. Принципы этнонациональной политики Российской Федерации на современном этапе // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-1. С. 191-194.
7. О мониторинге состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/026/137/original/present_gis_3.09. pdf?1441744802 (дата обращения: 15.06.2016).
8. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139350 (дата обращения: 28.01.2013).
CONCEPTUAL ISSUES OF RUSSIA'S ETHNIC POLICY
Popkov Yuri Vladimirovich,
Doctor of Philosophy, Professor, Deputy Director for research, Head of the Sector of ethno-social research of the Institute of Philosophy and Law, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Nikolaeva St, 8,. Novosibirsk 630090, Russia, [email protected]
Abstract
The article analyzes a series of conceptual issues of the contemporary nationalities, policy of Russia. In particular, it provides the rationale for the use of the concept of ethnonational policy denoting not only interethnic relations and conflicts, but also ethno-social processes, localized within ethnic communities. It also describes regional models and various types of monitoring in the implementation of ethnic policy.
Keywords: Russia, state nationalities (ethnic) policy, ethnocultural development, ethnic social processes, inter-ethnic community, social and cultural monitoring of the inter-ethnic community, the regions of Russia.
19