Научная статья на тему 'Государственная мусульманская политика в контексте современной религиозности в Швейцарии'

Государственная мусульманская политика в контексте современной религиозности в Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
323
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЙЦАРИЯ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / ИСЛАМСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ШВЕЙЦАРЦЫ / ГРАЖДАНСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабич И. Л.

Швейцария страна, в которой постоянно на протяжении ХХ-ХХI вв. увеличиваются миграционные потоки, поэтому властям постоянно приходится думать о том, как их сдерживать. В предлагаемой статье, подготовленной на основе источников двух типов: опубликованного (газетного) материала и собранных автором полевых этнографических материалов, рассмотрена государственная мусульманская политика в контексте современной религиозности в Швейцарии. Автор подчеркивает, что Швейцария, по сути, стала первой страной, отказавшейся от столь распространенной в Европе в послевоенное время и до сих пор идеи культурной толерантности. Сами власти называют свою политику «политикой нулевой толерантности», которую они активно проявляют по отношению к мусульманским мигрантам. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная мусульманская политика в контексте современной религиозности в Швейцарии»

стороны Турция, заявляющая о своей озабоченности перспективой получить новую волну иммигрантов, настаивает на отправке боевиков на подконтрольные курдам территории1. Это подтверждает нашу мысль о том, что Турция стремится усилить свое присутствие на востоке Сирии, в том числе за счет этнически близких боевиков, что связано, прежде всего, со стремлением Турции не допустить создания курдской автономии в рамках Сирии.

Следует отметить, что аффилирование уйгурских джихади-стов с боевиками «Хаят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) может дорого обойтись уйгурам, так как это объединение, куда вместе с «Джаб-хат ан-Нусра» вошли другие организации боевиков, приобрело репутацию самой агрессивной части вооруженной сирийской оппозиции. ХТШ, которое еще в ноябре 2013 г. было объявлено единственным законным представителем «Аль-Каиды» в Сирии, обвиняется в многочисленных военных преступлениях. Поэтому, где бы оно ни находилось - в Идлибе или на Востоке Сирии, - его будут уничтожать.

Тем не менее иного выхода у уйгурских боевиков нет. Те, кто сумел ранее покинуть Идлиб, возможно уже перебрались в Афганистан или Пакистан, но Пекин, не желающий возвращения китайских джихадистов на родину, постарается предпринять максимум усилий, с тем чтобы решить эту проблему за пределами Китая.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Бабич И.Л.,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник (Институт этнологии и антропологии Российской академии наук) ГОСУДАРСТВЕННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ШВЕЙЦАРИИ

Аннотация. Швейцария - страна, в которой постоянно на протяжении ХХ-ХХ1 вв. увеличиваются миграционные потоки, поэтому властям постоянно приходится думать о том, как их сдерживать.

1 Начата эвакуация боевиков из провинции Идлиб. - http://newsru.co.il/ ш1(1еа81/308ер2018МНЪ_203.Йш1

В предлагаемой статье, подготовленной на основе источников двух типов: опубликованного (газетного) материала и собранных автором полевых этнографических материалов, рассмотрена государственная мусульманская политика в контексте современной религиозности в Швейцарии. Автор подчеркивает, что Швейцария, по сути, стала первой страной, отказавшейся от столь распространенной в Европе в послевоенное время и до сих пор идеи культурной толерантности. Сами власти называют свою политику «политикой нулевой толерантности», которую они активно проявляют по отношению к мусульманским мигрантам.

Ключевые слова: Швейцария; ислам; мусульмане; исламская идеология; государственная власть; швейцарцы; гражданство; толерантность; идентичность.

Швейцария - страна, в которой постоянно на протяжении ХХ-ХХ1 вв. увеличиваются миграционные потоки, поэтому властям постоянно приходится думать о том, как их сдерживать. В последние десятилетия наблюдается большая эмиграция в страну русских, курдов, турков, французов, португальцев, кавказцев и мусульман со всего мира (преимущественно балканских, восточных мусульман).

Швейцарские мусульмане хорошо организованы, они имеют Центральный исламский совет Швейцарии (CCIS), руководителем которого является не эмигрант-мусульманин, а швейцарец, принявший ислам, - Николя Бланшо. Отметим, что он - не единственный среди коренных швейцарских граждан, которые приняли в последние десятилетия ислам, например Мелани Мухаксери, Нора Илли. Безусловно, это прежде всего женщины, вышедшие замуж за мусульман, в частности Нора вышла замуж за мусульманина Касима Илли. Кроме того, есть и Федерация исламских организаций Швейцарии (FOIS) - глава Монтассар Бен Мрад.

Отметим, что мусульманское сообщество Швейцарии представлено не только мусульманскими эмигрантами, проживающими в стране, но и мусульманами-туристами, поток которых за последние годы значительно увеличился. Как сообщалось в прессе, в 2015 г. путешественников (главным образом, обеспеченных) из

Катара, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ было почти 1 млн человек1.

Одной из целей мусульманского сообщества Швейцарии является продвижение своих кандидатур на различные посты в государственном или кантональном руководстве, например в 2014 г. главой Швейцарского совета по религии стал мусульманин, врач по образованию, Хишам Майзар. Хишам родился в Иерусалиме, учился в Гейдельберге, работает в Швейцарии. Цель данного совета - обеспечение мирного диалога среди представителей всех конфессий2.

В предлагаемой статье, подготовленной на основе источников двух типов: опубликованного (газетного) материала и собранных автором полевых этнографических материалов, рассмотрим государственную мусульманскую политику в контексте современной религиозности в Швейцарии.

В целом Швейцария во главу угла всей своей миграционной политики ставит сохранение швейцарской идентичности. Все подчинено этой идее. Религиозная политика швейцарских властей, безусловно, стала важной частью миграционной политики и одним из инструментов сохранения швейцарской идентичности. Мигранты и их специфическая жизнь не должны ни в коей мере ослаблять швейцарскую идентичность, которая базируется на сочетании гражданской, территориальной (кантональной) и национально -культурной идентичности. В стране существуют как минимум четыре основных модели культурной идентичности: немецкая (охватывает немецкие кантоны страны, коих большинство); итальянская (охватывает итальянскую часть страны, главным образом, Тичино); французская (охватывает французские кантоны страны) и ретороманская (охватывает кантоны с преобладанием ретороманского языка). Швейцарским властям требуется много гибкости и понимания, чтобы «удерживать» в рамках одной страны, по сути, четыре разных народа - итальянцев, немцев, французов и ретороманцев. Поэтому мигранты лишь добавляют «головной боли» швейцарским властям в этой непростой деятельности.

В целом миграционная политика в стране довольно жесткая. В Швейцарии приняты законы, в которых легализовано преиму-

1 Гирко Т. Туристки в парандже: Какое будущее в Швейцарии // Наша газета. 15.09.2016.

2 Рахимов А. В Цюрихе запретили исламский детский сад // Наша газета. 30.05.2014.

щество местного населения в разных сферах жизни, и в первую очередь в трудоустройстве. Поэтому неудивительно, что и отношение к мусульманам и исламу как религии и религиозным институтам в стране достаточно жесткое. Покажем это на ряде примеров.

Прежде всего отметим, что хотя в Швейцарии нет открытого радикального противостояния и террористических актов, власти выделили значительные средства для предотвращения появления экстремизма в ближайшие десятилетия. Поэтому любые, самые малые проявления радикализма в стране рассматриваются «под микроскопом». Так, 2 ноября 2016 г. швейцарские власти в г. Винтетур задержали имама местной мечети, который вместе с тремя собратьями призывал «убивать недостаточно набожных мусульман»1. В 2016 г. швейцарским мусульманам был показан фильм одного из руководителя Исламского совета Швейцарии Наима Черни о его путешествии в Сирию без специальной оговорки о том, что он не поддерживает деятельность террористических групп. В результате на руководителей Совета было заведено дело о пропаганде джихадистского движения. Или другой пример. В цюрихской тюрьме один из имамов Абдул Рахман аль-Шеха распространял среди заключенных-мусульман брошюру салафит-саудитского происхождения радикального содержания, прославляющую шариат и телесные наказания. Руководство тюрьмы изъяло книги из обращения и уничтожило их2.

Тем не менее лояльно настроенные швейцарские мусульмане все время стремятся создавать для себя комфортную нишу для проживания в соответствии с их религиозно-идеологическими ценностями. Приведем примеры.

В 2013-2014 гг. мусульмане коммуны Фолькетсвиль (Цюрихский кантон) и ассоциация «Аль-Худа» решили организовать исламский детский сад. Представляя свою идею, педагоги обещали готовить детей к поступлению в школы в полном соответствии с учебными планами, установленными Министерством образования Швейцарии, но помимо базовых занятий, одинаковых во всех детских садах, планировалось проводить дополнительные уроки арабского языка и исламского богословия. Дети должны

1 В Швейцарии задержали имама за призывы к убийствам // INTERFAX.RU. 2 ноября 2016 г.

2 Гирко Т. Прокуратура Конфедерации заинтересовалась Центральным исламским советом // Наша газета. 28.11.2016.

были воспитываться в исламских традициях. Кантональные власти Цюриха не только запретили создание такого сада, а лишили лицензии ассоциацию «Аль-Худа», которая планировала создать подобное дошкольное учебное заведение . Как выяснилось, заместитель директора детского сада, швейцарка Мелани Мухаксери, является активным членом Исламского совета. Власти кантона не устроило то, что учебную программу для детей будет составлять представитель «организации фундаментального толка».

С 2015 г. в стране началось обсуждение вопроса о запрете ношения хиджабов, скрывающих лицо, а также бурок, вуалей и никабов. В 2016 г. один из швейцарских кантонов на референдуме - Тичино (итальянская часть страны) - принял такое решение (точнее референдум был проведен еще в 2013 г, а закон вступил в силу в 2016 г.) . Подобные законы уже работают во Франции, Бельгии и Голландии3. Несколько богатых мусульман специально прошлись по улицам одного из тичинских городов - Локарно, чтобы убедиться в действии нового закона. Упоминавшаяся выше швейцарка, мусульманка Нора Илли, вместе с алжирским миллионером Рашидом Некказом и его дочерью были задержаны местным патрулем. Им был выписаны штрафы. Р. Некказ, проживающий во Франции, родившийся в пригороде Парижа в семье эмигрантов (окончил Сорбонну, занялся торговлей недвижимостью и разбогател) и имеющий французское гражданство, уже выплачивал подобные штрафы во Франции4. В результате Рашид Некказ отказался от французского гражданства. Выступая против «губительного для свободы» запрета на ношение паранджи в Швейцарии и других европейских странах, он называет себя борцом за права человека во всех направлениях, включая арабские страны. Отметим, что в других кантонах (особенно в Монтрё, где на первой линии домов на берегу Женевского озера «осели» богатые мусульманские семьи) мы постоянно видим мусульманок с полностью закрытым телом и лицом, даже в 40-градусную жару5.

1 Рахимов А. В Цюрихе запретили исламский детский сад // Наша газета. 30.05.2014.

2 Гирко Т. Туристки в парандже: Какое будущее в Швейцарии // Наша газета. 15.09.2016.

3 Швейцарский парламент одобрил запрет на ношение паранджи во всей стране // Наша газета. 27 сентября 2016 г.

4 Гирко Т. Алжирский миллионер платит штраф за паранджу в Тичино // Наша газета. 05.07.2016.

5 Бабич И.Л. Полевые материалы. Монтрё (Швейцария), 2017-2018 гг.

Швейцарские власти попытались распространить закон Ти-чино о парандже на всю страну, но это не получилось. Нижняя палата швейцарского парламента (Национальный совет Швейцарии) приняла решение о запрете ношения паранджи на всей территории страны. Закон был принят с перевесом в один голос. Об этом во вторник, 27 сентября 2016 г., сообщает «La Tribune de Geneve». «За» проголосовали 88 депутатов, «против» - 87. За основу был принят аналогичный закон, действующий в кантоне Тичино. Нарушителям грозит штраф в 9200 евро. Контроль за выполнением закона возложен на полицию. Для этого в штат управлений внутренних дел была введена специальная должность - «межкультурный посредник», который обучает сотрудников правоохранительных органов общаться с потенциальными нарушителями1. Между тем Федеральный совет рассмотрел это предложение и отклонил его, так как оно предусматривает единое решение для всех кантонов, что противоречит принципу федерализма. Нормы и правила, регулирующие поведение в общественных местах, традиционно находятся в зоне ответственности кантональных, а не федеральных властей. Другими словами, правительство не будет вносить изменения в Конституцию и предоставляет кантонам право самостоятельно решать, запрещать ли кому-либо появляться с закрытым лицом. Также кантоны должны будут сами определить, как относиться к туристкам в парандже. Сотрудник Министерства юстиции и полиции Швейцарии Симонетта Соммаруга подчеркнула, что «показывать лицо - это часть нашей культуры»2.

Мнения по этому вопросу в разных регионах Швейцарии разделились. Кантоны Цюрих, Золотурн, Швиц, Базель-городской и Гларус выступают против запрета. Противоположных взглядов придерживаются в Тичино, где за ношение паранджи можно получить сначала предупреждение от полиции, а затем и штраф. В Санкт-Галлене ситуация немного иная: меры будут приниматься в том случае, если человек с закрытым лицом угрожает общественной безопасности и спокойствию. Среди мер: 1) наказание тех, кто заставляет женщин скрывать лицо под покрывалом; 2) необходимо будет всегда открывать лицо при общении с представителями государственных органов, например в офисе миграционной службы.

1 Швейцарский парламент одобрил запрет на ношение паранджи во всей стране // Наша газета. 27 сентября 2016 г.

2 Салимова З. Федеральный совет отклонил инициативу о запрете паранджи // Наша газета. 26.12.2017.

Но самые больше сложности возникают в связи с попыткой внедрения исламских канонов в образовательную систему Швейцарии. Отметим, что как показывают интервью с кавказскими эмигрантами, образовательная система страны направлена не столько на обучение школьников, сколько на создание системы комплексной интеграции детей эмигрантов в швейцарское общество. Дети эмигрантов, прошедшие швейцарскую школу, становятся полностью швейцарцами, полностью повторяя швейцарский образ жизни, вплоть до таких мелочей, как запрет переходить улицу на красный свет. Подросток-грузин, вышедший из школы, уже никогда этого не сделает в Швейцарии1.

В 2016 г. в стране начались дебаты относительно того, что школьники-мусульмане не хотят пожимать руку своей школьной учительнице (традиционное рукопожатие принято в швейцарских школах). Один из руководителей Исламского совета Николя Блан-шо считает, что «рукопожатие не является одной из ценностей, закрепленных в Конституции Швейцарии»2, тогда как этот жест противоречит религиозным убеждениям мусульман всего мира (нельзя прикасаться к женщине людям, не являющимся членами семьи). Вначале в некоторых школах Швейцарии, например в Ба-зельском сельском кантоне, местное руководство разрешило ученикам этого не делать. Возглавляющая Департамент образования Женевы Анн Эмери-Торрасинта заявила, что ученики должны соблюдать установленные школой правила, в противном случае им может грозить исключение. Против данного разрешения выступила и Ассоциация преподавателей Базеля, считая, что данное разрешение является «дискриминационным по отношению к женщине» и совершенно не соответствует швейцарским традициям. Возглавляющий Собрание глав департаментов образования Швейцарии Кристоф Эйманн заявил: «Мы не должны допускать отклонения от правил по религиозным причинам»3. В результате школьная администрация аннулировала выданное ею же освобождение от рукопожатия и даже предусмотрела штраф, размер которого может достигать 5000 франков.

1 Бабич И.Л. Полевые материалы. Интервью с В., грузин, 60 лет, Невша-тель (Швейцария), 12 июля 2018 г.

2 Гирко Т. Прокуратура Конфедерации заинтересовалась Центральным исламским советом // Наша газета. 28.11.2016.

3 Гирко Т. Путь к швейцарскому гражданству лежит через бассейн // Наша газета. 29.06.2016.

Также школьники-мусульмане отказываются посещать уроки плавания. Такой случай имел место в школе в одной из коммун Базеля. Другой случай, когда мусульманин - эмигрант из Боснии Эмир Тахирович запретил своей 14-летней дочери посещать школьные уроки плавания. Иногда школьники-мусульмане не хотят посещать организованные для всех классов летние и зимние лагеря, что также воспринимается властями как нежелание включиться в швейцарское общество. Уроки плавания и учебные лагеря являются неотъемлемой составляющей образовательной системы Швейцарии. Вышеупомянутая Симонетта Соммаруга подчеркнула, что «в нашей культуре мы обмениваемся рукопожатиями. Это - часть нашей общей жизни»1.

Главным аргументом против введения ряда исламских канонов в образовательную систему Швейцарии стало то, что путем определенных швейцарских приемов, которые использует школа, дети эмигрантов проходят важный путь интеграции в швейцарское общество. И это действительно очень важно для страны. Поэтому в тех случаях, когда школьники-мусульмане не хотят выполнять требования швейцарской школы, это является основанием в отказе получения швейцарского гражданства. Данное правило касается не только эмигрантов-мусульман, оно касается всех эмигрантов, желающих получить швейцарское гражданство. Как рассказывали нам эмигранты, когда они подавали документы на гражданство, у них попросили документы, свидетельствующие об их участии в различных швейцарских сообществах, например в Обществе «Красного Креста» и др. Швейцарские власти действительно придают большое значение способности желающего стать гражданином Швейцарии интегрироваться в швейцарское общество2. И образовательная система Швейцарии является одним из ключевых инструментов адаптации эмигранта к швейцарской жизни, культуре, поведению и т.д.

В 2017 г. Европейский суд по правам человека отклонил жалобу двух граждан страны турецкого происхождения, запретившим своим дочерям посещать совместные занятия по плаванию. Власти Швейцарии не нарушали религиозных прав мусульманских школьниц, обязав девочек ходить на занятия по плаванию вместе

1 Гирко Т. Путь к швейцарскому гражданству лежит через бассейн // Наша газета. 29.06.2016.

2 Бабич И.Л. Полевые материалы. Интервью с М., Невшатель (Швейцария), 24 августа 2018 г.

с мальчиками. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отклонил жалобу на швейцарские власти, которые требовали неукоснительного выполнения школьной программы для успешной интеграции девочек-мусульманок в общество. В решении ЕСПЧ отмечается, что швейцарские власти действовали в рамках закона, направленного на защиту учеников иностранного происхождения от общественной изоляции. Жалобу в Европейский суд подали двое граждан Швейцарии турецкого происхождения, запретившие дочерям посещать уроки плавания, на которых занимаются и мальчики. По закону отказаться от посещения занятий с мальчиками можно только после достижения возраста полового созревания, чего не было в данном случае. Поэтому родители, подававшие в суд, были оштрафованы на 1,3 тыс. евро за нарушение своих обя-занностей1.

В результате мусульмане пошли «на попятную». Федерация исламских организаций Швейцарии (FOIS) объявила швейцарским мусульманам, что рукопожатие между мужчиной и женщиной «теологически» разрешено. Руководитель FOIS Монтассар Бен Мрад сказал: «Я рекомендую ученикам пожимать руку учительницы, так как они должны проявлять уважение. Но нужно также проявлять терпимость по отношению к тем, кто думает иначе. Беседа с учеником и его родителями позволит выяснить его мотивацию и объяснить важность такого приветствия в швейцарской культуре». Мусульманские руководители уже так говорят: «Недопустимость рукопожатия с женщиной может быть оправдана нормами хадиса (предание о словах и действиях Пророка Мухаммада), но нигде не упоминается в Коране»2. Впрочем, возглавляющий Центральный исламский совет Швейцарии (CCIS) Николя Бланшо заявил, что «рукопожатие не является одной из ценностей, закрепленных в Конституции Швейцарии», посчитав разгоревшиеся дебаты неоправданно бурными.

Отметим, что швейцарские мусульмане стремятся занять в стране активные позиции. Так, в марте 2014 г. впервые в истории страны на пост главы Швейцарского совета по религии был выбран мусульманин. Врач по образованию, Хишам Майзар родился в Иерусалиме, учился в Гейдельберге, работает в Швейцарии.

1 Мусульманским школьницам в Швейцарии придется плавать с мальчиками // 10 января 2017 г. - http://izvestia.rU/news/656634#ixzz4VNrAIws7

2 Гирко Т. И никто не подаст руки // Наша газета. 07.04.2016.

Именно на его плечи возложена задача по обеспечению мирного диалога представителей всех конфессий1.

Заключение

Как нам представляется, Швейцария, по сути, стала первой страной, отказавшейся от столь распространенной в Европе в послевоенное время и до сих пор идеи культурной толерантности. Сами власти называют свою политику как «политику нулевой толерантности»2. В Швейцарии фактически были объединены такие понятия, как гражданская, швейцарская и кантональная идентичности. По сути, все аспекты швейцарского образа жизни могут быть элементами и гражданской, и швейцарской, и кантональной идентичности. Даже рукопожатие, которое, как нам представляется, достаточно далеко находится от национально-культурных особенностей, может стать при определенных условиях элементом швейцарской идентичности. Для швейцарцев ценности швейцарской идентичности намного важнее соблюдения прав религиозных меньшинств в их стране.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

1 Рахимов А. В Цюрихе запретили исламский детский сад // Наша газета. 30.05.2014.

2 Гирко Т. Прокуратура Конфедерации заинтересовалась Центральным исламским советом // Наша газета. 28.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.