Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная политика / Росмолодежь / студенты / образование / образовательные организации / ПГУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громов Данила Олегович

Анализируется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Описывается современная история и правовая основа молодежной политики в Российской Федерации. Приводятся данные о поддержке российской молодежи в свете деятельности Федерального агентства по делам молодежи (ФАДМ). Особое внимание уделяется поддержке молодежи Пензенской области и студентов Пензенского государственного университета, сотрудничества между ПГУ и ФАДМ. Представлены дальнейшие прогнозы развития поддержки молодежи в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 342.9

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Д. О. Громов

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия danila.gromov84@mail.ru

Аннотация. Анализируется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Описывается современная история и правовая основа молодежной политики в Российской Федерации. Приводятся данные о поддержке российской молодежи в свете деятельности Федерального агентства по делам молодежи (ФАДМ). Особое внимание уделяется поддержке молодежи Пензенской области и студентов Пензенского государственного университета, сотрудничества между ПГУ и ФАДМ. Представлены дальнейшие прогнозы развития поддержки молодежи в Российской Федерации.

Ключевые слова: молодежная политика, Росмолодежь, студенты, образование, образовательные организации, ПГУ

Для цитирования: Громов Д. О. Государственная молодежная политика в Российской Федерации и субъектах РФ (на примере Пензенской области) // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 1. С. 51-55.

Молодежная политика в современной России - одно из самых важных направлений деятельности органов государственной власти. Ее значение закреплено в подп. е п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ... общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики»1. Данная поправка к Конституции РФ была принята 1 июля 2020 г. на всенародном голосовании. Серьезное внимание молодежной политике было уделено благодаря широкомасштабной волонтерской и социальной деятельности российских молодежных организаций по борьбе с пандемией.

Для понимания важности молодежной политики в реалиях современной России обратимся к ее истории. Период 1990-х гг. был кризисным во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере молодежной политики. Структуры, которые отвечали за работу в данной сфере в СССР, были упразднены; происходила структурная деидеологизация и деинституционализация, которая, несмотря на свое стремление к демократизму, привела к появлению идеологического и ценностного «вакуума» в молодежной среде [1, с. 81]. Молодежь превратилась в один из самых незащищенных слоев российского общества. Происходила радикализация отдельных представителей молодежи, отмечен рост преступности в данной среде, шло распространение экстремистских идеологий на фоне слома прежней молодежной политики. Однако в реформах данного периода можно выделить и положительные аспекты. Прежде всего, стоит отметить тенденцию демократизации. В условиях становления демократической политической системы происходило переосмысление работы государства с молодежью, выстраивались новые, деидеологизированные подходы к воспитанию молодежи в соответствии с демократическими ценностями [2, с. 785].

© Громов Д. О., 2024

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Формировалась правовая основа молодежной политики. Так, 16 сентября 1992 г. был издан указ президента РФ Б. Н. Ельцина «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Данный указ имел важное значение, согласно ему соблюдение прав молодежи, гарантии труда и занятости, поддержка молодых семей, талантливых студентов становились приоритетным направлением социально-экономической политики государства2. Именно в период 1990-х гг. сложилась система молодежной политики РФ, которая впоследствии приобретет современный вид.

Правовая база в сфере взаимодействия государства с молодежью в 1990-е гг. носила подзаконный характер, в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. отсутствовало закрепление такого понятия, как молодежная политика. В 1994 г. был образован новый федеральный орган исполнительной власти - Государственный комитет по делам молодежи (Госкоммолодежь РФ). Это был первый федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики. Согласно Положению о данном комитете он осуществлял нормативно-правовое регулирование в сфере государственной молодежной политики, а также осуществлял меры по поддержке молодых семей и талантливой молодежи.

Суммируя вышесказанное, 1990-е гг. можно охарактеризовать как период масштабного изменения законодательства и выстраивания новых принципов молодежной политики. В данный период была сформирована нормативно-правовая база, создан федеральный орган исполнительной власти, на которого возложены полномочия по работе в молодежной сфере. Однако многие преобразования не были реализованы из-за недостатка финансирования. Тем не менее, принятые нормы стали основой для формирования действенной системы данного направления политики уже в начале 2000-х гг.

Молодежная политика Российской Федерации начала формироваться в современном виде в 2000 г. с вступлением в должность президента РФ В. В. Путина. Стабилизация экономики в стране, проводимые в остальных отраслях реформы создали благоприятные условия для формирования молодежной политики на качественно ином уровне. С начала 2000-х гг. происходит постепенная эволюция политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти, централизации отношений федерального центра и регионов [2, с. 790]. Правительственная комиссия по делам молодежи (далее - комиссия), возглавленная В. И. Матвиенко, была создана 31 августа 2000 г.3 Деятельность комиссии носила не исполнительный, а, скорее, совещательный характер и проявлялась в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов РФ. Создание данного органа не привело к заметным положительным результатам, совещательный и координационный характер работы комиссии не мог должным образом соответствовать важности политики с сфере молодежи, вследствие чего комиссия была упразднена в 2004 г.4

Полномочия упраздненной комиссии были переданы Министерству науки и образования Российской Федерации, а именно: департаменту по государственной молодежной политике. С учетом специфики данного направления политики была признана необходимость создания специального органа по осуществлению молодежной политики: 27 октября 2007 г. создается Государ-

2 О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики : указ Президента Российской Федерации № 1075 от 16.09.1992 (в ред. от 12.04.1999) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 924.

3 О Правительственной комиссии по делам молодежи : постановление Правительства Российской Федерации № 645 от 31.08.2000 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 37. Ст. 3715.

4 О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам создания и деятельности координационных и совещательных органов, образованных Правительством Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации № 380 от 26.07.2004 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3268.

ственный комитет Российской Федерации по делам молодежи5, с 12 мая 2008 г. действующий в форме Федерального агентства по делам молодежи6.

На уровне субъектов Российской Федерации так же происходила систематизация деятельности органов государственной власти в сфере молодежной политики, формировалась правовая база и создавались компетентные органы. В Пензенской области 24 сентября 2013 г. была утверждена государственная программа Пензенской области «Молодежь Пензенской области», программа действует и по настоящее время, дополняется в соответствии с федеральными и регио-

7

нальными нововведениями и инициативами .

Принятие в 2020 г. поправок к Конституции РФ, одной из которых являлось конституционное закрепление молодежной политики как сферы совместного ведения РФ и ее субъектов, позволило поднять данную сферу политики на новый уровень, ведь отсутствие конституционного закрепления являлось «одним из серьезных юридических пробелов и главной причиной того, что процесс формирования соответствующего законодательства уже долгое время носит противоречивый характер» [3, с. 95].

Тридцатого декабря 2020 г. был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», который дал четкое законодательное определение данному термину: «Молодежная политика - комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации»8. На основе данного закона была приведена в соответствие и правовая база субъектов РФ. В Пензенской области законом, регулирующим молодежную политику, стал закон Пензенской области № 3639-ЗПО от 02.04.2021 «О реализации молодежной политики в Пензенской области». На основании данного закона строится реализация данной политики, осуществляется взаимодействия с ФАДМ по вопросам поддержки молодежных инициатив, студенческих конкурсов и остальных объектов деятельности.

Пензенская область является регионом, где активно проявляются все меры государственной поддержки молодежных инициатив. На ноябрь 2023 г. на территории субъекта прошли два этапа конкурса «Большая перемена» для учеников средней и старшей школы, а также для студентов среднего профессионального образования (СПО). Конкурс позволяет участникам развивать навыки создания и управления проектами в разных сферах: от культуры и искусства до патриотического воспитания и робототехники. В Пензенской области победителями конкурса «Большая перемена» стали шесть учеников общеобразовательных учреждений [4].

5 О Государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи : постановление Правительства Российской Федерации № 706 от 27.10.2007 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 45. Ст. 5490.

6 Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Российской Федерации № 724 от 12.05.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2290.

7 Об утверждении государственной программы Пензенской области «Молодежь Пензенской области : постановление Правительства Пензенской области № 712-пП от 24.09.2013.

8 О молодежной политике в Российской Федерации : федер. закон № 489-ФЗ от 30.12.2020 // Российская газета. 2021. № 1.

Четырнадцатого июля 2022 г. на основе конкурса «Большая перемена» было организовано Российское движение детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых». Молодежная организация призвана осуществлять содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей, создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовку детей и молодежи к полноценной жизни в обществе [5]. К положительным особенностям данного движения исследователи относят: внеидеологический характер, государственную поддержку и регулирование, принципы воспитания молодежи на основе нравственности и патриотизма [6, с. 7]. Существование такого движения является залогом будущего страны, развития молодого поколения. На территории Пензенской области действует региональное отделение движения.

Росмолодежь уделяет большое внимание не только поддержке школьников, но и поддержке студенческих инициатив, осуществляет сотрудничество с Министерством науки и высшего образования, высшими учебными заведениями по вопросам поддержки студентов, в том числе и гран-товой поддержке.

Знаковым является всероссийский студенческий конкурс «Твой ход», который позволяет студентам реализовывать свои проекты и инициативы, дает возможность стать амбассадором конкурса, посещать учебные заведения по всей стране с целью информирование студентов о целях и задачах конкурса. Пензенский государственный университет - крупнейший вуз региона -сотрудничал с руководством проекта, в университете реализовывалась региональная программа конкурса [7].

Университет достиг высоких результатов в конкурсе «Росмолодежь. Гранты», направленном на создание студентами своих проектов. Студенты Пензенского государственного университета получили гранты на суммы от 500 000 до 900 000 руб. Так, проект студентки Факультета стоматологии Медицинского института ПГУ Иман Цечоевой под названием «Зубная фея» направлен на снижение стоматологической заболеваемости полости рта у детей младшего школьного возраста [8].

Подводя итоги, необходимо отметить качественные изменения в реализации молодежной политики в Российской Федерации. Создана и укреплена правовая база, функционируют органы исполнительной власти, оказывающие поддержку молодежи, возросло финансирование, что позволяет каждому студенту получить необходимую материальную поддержку для реализации своих проектов.

Студенческое сообщество образовательных организаций Пензенской области широко охвачено деятельностью Росмолодежи, расширяется и укрепляется сотрудничество между агентством и Пензенским государственным университетом.

С учетом цифровой трансформации всего общества изменяются приоритеты и направления деятельности государства, однако социальные меры поддержки и стимулирования должны оставаться эффективными. Важно учитывать действительное состояние экономики, уровень жизни населения, безопасности и другие факторы. Меры социальной поддержки и стимулирования студентов могут быть направлены:

- на поддержку в трудных жизненных ситуациях;

- поддержку студенческих инициатив в сфере образования, науки, спорта, культуры;

- оказание помощи каждому выпускнику и содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- создание и поддержку студенческих организаций;

- оказание психологического сопровождения в условиях агрессивного информационного пространства;

- поддержку научных разработок студентов [9].

Стоит уделить внимание дальнейшему развитию молодежной политики в России и Пензенской области:

1. Увеличение государственной поддержки. Государственные органы должны уделять большее внимание молодежи и ее проблемам, активно внедрять различные программы ее поддержки.

2. Развитие предпринимательской активности. Государственные органы должны активно стремится поощрять молодежь к предпринимательской деятельности и созданию своих собственных предпринимательских инициатив. Различные программы могут предоставлять молодежи доступ к капиталу, обучению и консультациям, что способствует развитию предпринимательского потенциала молодежи.

3. Участие молодежи в принятии решений. Молодежь должна все больше вовлекаться в принятие решений как на муниципальном, так и на государственном уровне. Создание Молодежного парламента (что уже реализовано в Пензенской области) и других форматов молодежного участия помогает молодым людям высказывать свое мнение, давать предложения и влиять на формирование государственной политики.

4. Развитие образования и науки. Государству необходимо поставить перед собой задачу развития образования и науки с возможностью участия молодежи в этом процессе. Программы содействия научным исследованиям, развитие системы профессионального образования и расширение доступа к высшему образованию создают лучшие условия для развития умений и навыков у молодежи.

5. Содействие социальной активности. Важным аспектом развития молодежной политики являются поддержка и стимулирование молодежных инициатив, социального волонтерства и активного участия в жизни общества. На данный момент в России создано множество молодежных волонтерских, политических, экологических организаций.

Список литературы

1. Елисеев А. Л. Государственная молодежная политика: от прошлого к настоящему // Вестник го -сударственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 76-81.

2. Гукова И. Н. Становление государственной молодежной политики в РФ: политико-правовой аспект // Via in tempore. История. Политология. 2018. № 4. С. 784-797.

3. Кочетков А. В. Конституция Российской Федерации как основа формирования законодательства о государственной молодежной политике // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. М. : МГЮА, 2009. С. 93-100.

4. Шесть пензенских школьников стали победителями всероссийского конкурса «Большая перемена». URL: https://minobr.pnzreg.ru (дата обращения: 07.10.2023).

5. Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», Москва - 2022 г. URL: https://будьвдвижении.рф/documents (дата обращения: 07.10.2023).

6. Ситнова А. А. Детские общественные объединения: от пионерии к Российскому движению детей и молодежи «Движение первых». История становления и развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2023. № 2 (119). С. 142-151.

7. В ПГУ реализуется Региональная программа Всероссийского студенческого форума «Твой ход -2022». URL: https://pnzgu.ru (дата обращения: 07.10.2023).

8. Представители ПГУ выиграли конкурс «Росмолодежь. Гранты» и получили гранты на общую сумму 2 млн 200 тысяч рублей. URL: https://pnzgu.ru (дата обращения: 31. 10.2023).

9. Рыжова А. А., Рыжова О. А. Меры социальной поддержки и стимулирования студентов в Российской Федерации // Правовая культура. 2023. № 1 (52). С. 5.

Информация об авторе Громов Данила Олегович, студент, Пензенский государственный университет.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.