Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы дальнейшего развития в условиях инновационных преобразований'

Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы дальнейшего развития в условиях инновационных преобразований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы дальнейшего развития в условиях инновационных преобразований»

Ярычев Н.У. ®

Кандидат философских наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Чеченский институт повышения квалификации работников образования

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В современных условиях инновационного развития российского общества, неоднозначной и сложной трансформации ценностных комплексов, повышения места и роли молодежи в общей социально-демографической структуре, большую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием четких механизмов государственной молодежной политики, способной отвечать требованиям современного социально-экономического развития нашей страны и мира в целом.

Как нам представляется, основная цель нашего исследования - выявить наиболее актуальные проблемы государственной молодежной политики в нашей стране с учетом неоднозначных последствий государственной политики в 90-е годы прошлого столетия, а также рассмотреть современные направления работы в отношении интересующей нас темы.

В утвержденной в 2006 году Правительством Российской Федерации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации под государственной молодежной политикой понимается «система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц» [3, С. 48].

Отсутствие государственной молодежной политики и принципов ее социально-экономического стимулирования породило огромное множество проблем в нашей стране. Главным образом деформации был подвержен институт традиционной российской семьи, обусловленной отсутствием возможности реализации репродуктивной функции для формирования четкой динамики демографических процессов. Все это в конечном итоге сказалось и на динамике роста численности населения страны. Как известно, это породило глубокий социально-демографический кризис в России, результаты которого непосредственно в настоящее время ощущает конкурентоспособные, социально привлекательные и стратегические сферы (экономика, армия и т.д.). «Кризис наиболее остро отразился на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни "переселились" из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной

® Ярычев Н.У., 2010 г.

части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция» [1, С. 3].

Нельзя утверждать, что в данный период не существовало государственных подходов к вопросам молодежной политики, скорее всего вопрос в том, насколько целенаправленно они реализовывались и способствовали решению проблем молодежного сообщества. Основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации были определены в 1992 году Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Отдельные нормативно-правовые механизмы государственной молодежной политики были отражены в утвержденной в 1993 году Верховным Советом Российской Федерации «Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации». Также в 1995 году был принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации». В более чем 40 субъектах Российской Федерации были приняты законодательные акты в области государственной молодежной политики, а также разработаны различного рода целевые программы.

Как правило, необходимость в особой государственной политики в отношение молодежи определяется ее местом и ролью, которую она играет в определенном социокультурном пространстве. Молодежь как элемент в социально-демографической структуре общества занимает особое место, главным образом выступая как необходимый резерв для дальнейшего развития общества и автоматического обновления демографо-возрастных структур.

Несомненно, такое понимание места и роли молодежи выявляет лишь отдельные стороны этого вопроса, при этом необходимо учитывать комплекс представлений о ее возможностях. «Молодежь, - говориться в одном из проектов Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации, разработанной Департаментом по молодежной политики Министерства образования и науки, а также Научно-исследовательским институтом Московской гуманитарно-социальной академии, -недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство следующих поколений, и в конечном итоге, за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые» [1, С. 6].

Такое понимание сути молодежного сообщества, отражает практически все особенности ее субкультуры, социально-экономических возможностей, социально-демографической роли, принципов стратегического поведения и т.д. Но мы с вами понимаем, что молодежь в нашей стране на протяжении многих десятилетий воспринималась как резервные механизмы общества, при чем ресурсы которых не имели никакой возможности реализовать свой высокий потенциал.

Несомненно, основным субъектом молодежной политики должно выступать государство, обязанное гарантировать ей комплекс мер и услуг для полноценного развития, при условии, что именно оно обладает необходимыми ресурсами. «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека» [2, С. 11].

Для формирования концептуальной основы и наиболее эффективной реализации государственной молодежной политики необходимо формирование четких целей и задач, которые в целом будут отражать результат данной политики, и формировать новые механизмы работы. Так, по предположению разработчиков Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации, главная цель государственной молодежной политики призвана обеспечить:

-стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

- формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

- разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

- формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

- освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Думается, что благоприятной основой для реализации отдельных механизмов государственной молодежной политики послужит реализуемые в нашей стране Приоритетные национальные проекты, такие как «Доступное жилье», «Здравоохранение», «Образование» и т.д., которые призваны наладить наиболее важные вопросы для молодежной субкультуры.

Реализация таких мер должна способствовать укреплению института молодой семьи, формированию ее социально-экономической базы, материального стимулирования в целом. Это в свою очередь отчасти должно способствовать разрешению глубокого социально-демографического кризиса, ставшего итогом неоднозначных процессов в нашей стране.

Практика реализации Приоритетных национальных проектов показывает, что ситуация с каждым днем находит свое улучшение, выработан новый механизм решения социально-экономических, материальных и жилищных проблем. На данные расходы в течение последних 2-3-х лет выделяются значительные государственные ассигнования, которые благоприятным образом стимулируют данные сферы.

В рамках этих позитивных процессов, как нам представляется, наблюдается и достаточно слабо регулируемая государством сфера патриотического воспитания современной Российской молодежи, что в итоге сказывается на их ценностных позициях.

Эти вопросы имеют для нашей страны наиболее приоритетное значение, и главным образом должны стимулировать такие универсальные для нашей страны явления: мультикультурность, полиэтничсноть, многоконфессиональность и т.д. Без полноценного учета этих социокультурных составляющих не возможно говорить о полноценной

реализации государственной молодежной политику и формировании нового образа молодого поколения.

«В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений» [3, С. 58].

В целом, как нам представляется для формирования и реализации государственной молодежной политики необходимо учитывать следующие особенности современного социально-экономического развития нашей страны:

- наличие глубокого социально-демографического кризиса;

- низкий уровень патриотизма и духовно-нравственных ценностей и приоритетов;

- низкий уровень жизни населения;

- низкий уровень гражданственности;

- низкий уровень социально-экономической активности молодежи;

- пассивность молодежи в социально-политической жизни страны;

- отсутствие четких приоритетов развития молодежного сообщества;

- необходимость формирования современной инфраструктуры влечения молодежи в науки, искусство и спорт.

Это во многом должно способствовать формированию нового образа отечественной молодежи, развитию ее потенциала, налаживанию новых устойчивых социально-экономических связей. Главное осознание проблемы должно привести к учету всех специфических особенностей молодежной субкультуры, необходимости ее обогащения и дальнейшего развития.

Литература:

1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект) / Министерство образования и науки Российской федерации; Научно-исследовательский институт Московской гуманитарно-социальной академии. - М., 2000. - С. 6.

2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации // Бюллетень Верховного Совета Российской Федерации. - 25 (234). - М., 1993. - С. 34.

3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р) // http: // www. admhmao. ru/ socium /molod /Yprav/ 1760.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.