Научная статья на тему 'Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения: тур II, этап I'

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения: тур II, этап I Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1887
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носов С. И., Садыков И. А., Бондарев Б. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения: тур II, этап I»

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения: тур II, этап I

С.И. Носов

начальник Центра классификации земель и оценки недвижимости ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, доктор экономических наук И.А. Садыков

главный специалист Центра классификации земель и оценки недвижимости ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук Б.Е. Бондарев

начальник отдела оценки недвижимости Центра классификации земель и оценки недвижимости ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, кандидат сельскохозяйственных наук

В 2006 году в Российской Федерации приступили ко второму туру проведения государственной кадастровой оценки земель. Необходимость проведения земельно-оценочных работ вызвана двумя причинами. Во-первых, с момента осуществления первого тура оценки прошло более 5 лет, а в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации по совершенствованию государственной кадастровой оценки земель от 11 апреля 2006 года № 206 работы должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Во-вторых, за прошедший период рассчитанные и утвержденные показатели кадастровой стоимости земель утратили актуальность.

Кадастровая оценка земель является массовой экономической оценкой и проводится одновременно во всех субъектах Российской Федерации с соблюдением следующих основных принципов:

• методическое единообразие;

• технологическая преемственность;

• сопоставимость результатов.

Земельно-оценочные работы начаты с

важнейшей (первой) категории земель - земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию включены сельскохозяйственные и другие виды угодий. В Российской Федерации на дату оценки - 1 января 2006 года - площадь земель сельскохозяй-

ственного назначения составляет 401,6 миллиона гектаров, или 23,5 процента земельного фонда страны, в том числе сельскохозяйственные угодья - 194,4 миллиона гектаров, или 48,4 процента земель сельскохозяйственного назначения.

В составе сельскохозяйственных угодий пашня занимает 115,3 миллиона гектаров (59,3 %), кормовые угодья - 74,0 миллиона гектаров (38,1 %).

Среди несельскохозяйственных угодий, площадь которых составляет 207,2 миллиона гектаров, наибольший удельный вес имеют:

• лесные земли - 40,6 миллиона гектаров (19,6 %);

• болота - 25,4 миллиона гектаров (12,2 %);

• прочие земли - 104,6 миллиона гектаров (50,5 %).

В субъектах Российской Федерации эти соотношения существенно различаются.

В России экономическая оценка сельскохозяйственных угодий имеет многолетнюю историю. С 1971 по 1990 год институтами и предприятиями РосНИИземпроекта, вычислительными центрами Госагропрома России и Госагропрома Нечерноземной зоны России проведены четыре тура оценки сельскохозяйственных угодий по единой методике на основании информации о природно-технологических свойствах почв и

производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий. От тура к туру методические подходы, использовавшиеся при проведении работ, совершенствовались и уточнялись. Сельскохозяйственные угодья оценивались по следующим показателям:

• продуктивность,

• стоимость валовой продукции,

• окупаемость затрат,

• дифференциальный доход,

• себестоимость,

• трудоемкость и фондоемкость производства продукции.

Методические подходы, использовавшиеся для оценки сельскохозяйственных угодий, четырежды показали свою практическую пригодность в масштабах всей России и из множества походов оказались единственными, пригодными для проведения таких оценок.

В 1991 году на материалах четвертого тура проведения экономической оценки земель были сформированы ставки земельного налога по субъектам Российской Федерации, и до 2005 года включительно, тот есть в течение 15 лет, с использованием шкал оценки велись расчеты земельного налога по каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю и даже землям других категорий.

В Российской Федерации работы по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий проводились в 2000-2001 годах, причем в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации работы осуществлялись силами землеустроительных предприятий (в Европейской части Российской Федерации из 50 субъектов в 42 субъектах оценка была проведена землеустроительными предприятиями).

В 2001-2003 годах в субъектах Российской Федерации были утверждены результаты государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в отношении налогоплательщиков.

Научно-методическое руководство работами в субъектах Европейской части Российской Федерации осуществлялось Рос-НИИземпроектом (ныне ФГУП «Госземка-дастрсъемка» - ВИСХАГИ), в Азиатской части - Сибирским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр (ФКЦ) «Земля», которым также было разработано программное обеспечение. Наряду с бесспорно положительными сторонами работы, ее недостатком стало нарушение основного принципа всеобщей платности землепользования: более половины площади земель категории сельскохозяйственного назначения (несельскохозяйственные угодья) остались неоцененными и выпали из-под налогообложения. Такое положение необходимо было исправить.

В 2002 году специалистами РосНИИземп-роекта совместно с ФГУП «ФКЦ «Земля» был подготовлен первый вариант Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России (Росземкадастр) 23 мая 2002 года. С использованием указанных рекомендаций проведены земельно-оценочные работы и утверждены результаты оценки в 77 субъектах Российской Федерации. Вместе с методическими материалами по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий1, они были положены в основу ныне действующих Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного наз-

1 Методика государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам в 2000 году.

Правила государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам в 2000 году.

Технические указания по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам в 2000 году.

начения, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 июля 2005 года № 145.

В соответствии с налоговым законодательством с 1 января 2006 года налогооблагаемой базой в отношении земель выступает их кадастровая стоимость. В 1999-2000 годах специалистами РосНИ-Иземпроекта и ФКЦ «Земля» была выполнена работа по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2000 года. Однако за последующие 6 лет в аграрной сфере произошли существенные изменения, и расчетная налогооблагаемая база - кадастровая стоимость - значительно устарела. Возникла необходимость перерасчета оценочных показателей с использованием современной экономической информации о продуктивности земель, затратах, ценах реализации и других данных. Перерасчет оценочных показателей осуществлен с целью определения базовых показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года (этап I) для проведения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в субъектах Российской Федерации (этап II).

В России кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения как категории с соблюдением принципов массовой оценки земель проводится впервые.

Во всем субъектах Российской Федерации работы этапа I выполнялись специалистами ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИС-ХАГИ в течение июля - августа 2006 года. В сентябре 2006 года полученные результаты как базовые для проведения работ этапа II были направлены Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) в субъекты Российской Федерации. 29 сентября 2006 года эти результаты (табл.) были представлены на сайте Роснедвижимости.

Для расчета базовых показателей по субъектам Российской Федерации была собрана следующая исходная информация:

• фактическая урожайность основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за 1999-2005 годы;

• фактические затраты на 1 гектар посевов основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за 2001-2005 годы;

• объемы реализации и данные о выручке от реализации основных товарных видов продукции земледелия и их полная себестоимость за 2001-2005 годы;

• сведения о площадях посевов сельскохозяйственных культур за 2001-2005 годы;

• удельный вес чистого пара (нормативного) в площади пашни, в том числе основных сельскохозяйственных культур;

• коэффициенты перевода нетоварных видов продукции основных сельскохозяйственных культур, сенокосов и пастбищ, а также фуражного зерна в кормовые единицы.

На основе исходной информации предыдущего тура оценки и вновь полученной информации были произведены расчеты показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации. При этом определялись следующие показатели в расчете на 1 гектар сельскохозяйственных угодий:

• оценочная продуктивность,

• оценочные затраты,

• цена производства валовой продукции,

• расчетный рентный доход,

• кадастровая стоимость.

Показатели «оценочная продуктивность»

и «оценочные затраты» служат основными (первичными) базовыми нормативами для кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий внутри субъекта Российской Федерации. Кадастровая стоимость 1 гектара сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации определена умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации, который принят равным 33 годам.

Расчетный рентный доход с 1 гектара сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации определен путем суммирования дифференциального и абсолютного рентных доходов.

Дифференциальный рентный доход рассчитан вычитанием из стоимости валовой

продукции (оценочной продуктивности) цены ее производства.

Абсолютный рентный доход установлен единым для субъектов Российской Федерации в размере 1 процента от оценочной стоимости валовой продукции2 с 1 гектара сельскохозяйственных угодий по Российской Федерации в среднем и составляет 26 р./га.

Цена производства валовой продукции с 1 гектара сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации определена добавлением к оценочным затратам дохода, минимально необходимого для обеспечения воспроизводства (в размере 7 процентов от оценочных затрат за 2005 год).

Ежегодные фактические затраты на 1 гектар посевов основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за 2001-2005 годы рассчитаны с использованием ежегодных индексов затрат субъекта Российской Федерации по отношению к соответствующим средним показателям по Российской Федерации.

Средние индексы затрат по основным сельскохозяйственным культурам и сенокосам по субъекту Российской Федерации за 1992-2005 годы определены путем суммирования ежегодных индексов и делением этой суммы на количество лет за рассматриваемый период. Ежегодные индексы затрат до 2001 года позаимствованы из материалов тура I государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий.

Для определения оценочных затрат на 1 гектар посевов по основным сельскохозяйственным культурам и сенокосам за 2005 год по субъекту Российской Федерации фактически сложившиеся затраты по России в среднем на 1 гектар посевов за этот год по соответствующей культуре, сенокосам умножены на средние индексы затрат по субъекту Российской Федерации.

Оценочные затраты на 1 гектар сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации определены взвешиванием оценочных затрат на 1 гектар пашни, сенокосов, пастбищ на их долю в площади сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации.

Оценочные затраты на 1 гектар пастбищ условно принимаются на уровне 20 процентов от оценочных затрат на 1 гектар сенокосов, сложившихся в конкретной природноэкономической зоне, которые дифференцировались по субъектам Российской Федерации пропорционально продуктивности пастбищ.

Оценочные затраты на 1 гектар сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации откорректированы на разницу между оценочной урожайностью основных сельскохозяйственных культур и фактической урожайностью за период 1999-2005 годы. При этом корректировке подвергнута только часть затрат, функционально связанных с уровнем урожайности сельскохозяйственных культур.

Оценочная урожайность сельскохозяйственных культур и сенокосов определена с учетом средней урожайности за периоды с 1966 по 1998 год и с 1999 по 2005 год. В целях учета тенденции изменения урожайности в субъектах Российской Федерации оценочную урожайность рассчитывали взвешиванием урожайности первого периода (за 33 года) на четыре, а второго (за 7 лет) - взвешиванием на единицу и делением суммы произведений двух периодов на пять, то есть весовое соотношение периодов составило 4:1.

Оценочная продуктивность 1 гектара посевов основных сельскохозяйственных культур и сенокосов субъекта Российской Федерации получена в стоимостном выражении (в средних ценах реализации 2005 года, сложившихся в соответствующем природно-экономическом районе) и в переводе в кормовые единицы.

Продукция кормовых культур в стоимостном выражении рассчитана по цене одного центнера кормовых единиц фуражного зерна (овса и ячменя). Цена фуражного зерна принята на уровне 75 процентов от средней реализационной цены всего объема товарного зерна по Российской Федерации.

Оценочная продуктивность 1 гектара пашни определена умножением средней

2 Оценочная стоимость валовой продукции растениеводства по Российской Федерации составляет около

2 600 р./га.

оценочной продуктивности 1 гектара посевов на долю всех посевов в площади пашни.

Оценочную продуктивность 1 гектара сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации получили взвешиванием оценочной продуктивности 1 гектара пашни, сенокосов, пастбищ3 на их долю в площади сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации. В долю пашни включены доли многолетних насаж-дений4 и залежи, поскольку эффективность их использования условно принята на уровне пашни. В оценочную продуктивность также включены государственные субсидии на поддержку отрасли растениеводства.

При сравнении кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации, рассчитанной по состоянию на 1 января 2006 года, и кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, рассчитанной по состоянию на 1 января 2000 года, видно, что к 2006 году удельная кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий Российской Федерации в среднем возросла на 86 процентов (9 530 р./га) и составила 20 570 р./га. Общая сумма кадастровой стоимости на сопоставимую площадь сельскохозяйственных угодий возросла на 1 499,2 миллиарда рублей, или в 1,86 раза.

Сравним величины базовых показателей (оценочной продуктивности и оценочных затрат) кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации в динамике:

• на 1 января 2000 года оценочная продуктивность составила 1 269 р./га, на 1 января 2006 года - 2 648 р./га. Прирост оценочной продуктивности составил 1 379 р./га (108,7 %);

• на 1 января 2000 года оценочные затраты составили 890 р./га, на 1 января 2006 года - 1 923 р./га. Прирост составил 1 033 р./га (116,1 %).

Максимальной кадастровой стоимостью, как и в 2000 году, характеризуются сельскохозяйственные угодья Краснодарского края (83,9 тыс. р./га), а также Московской (68,5 тыс. р./га), Ленинградской (44,7 тыс. р./га) областей, Республики Адыгея (43,0 тыс. р./га), Ставропольского края (40,2 тыс. р./га).

Минимальная кадастровая стоимость в размере 860 р./га (26 р./га Ч 33 года) по субъектам Российской Федерации в целом получена по Мурманской и Магаданской областям, Республике Саха (Якутия), Ненецкому, Ханты-Мансийскому, Ямало-Ненецкому, Таймырскому, Эвенкийскому, Корякскому и Чукотскому автономным округам.

Прогноз фискальных последствий от проведения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения с использованием рассчитанных базовых показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий свидетельствует о том, что в результате использования полученных показателей для налогообложения земель при ставке налога, равной 0,3 процента от кадастровой стоимости, прирост налоговых поступлений ежегодно составит около 4,5 миллиарда рублей только за счет сельскохозяйственных угодий. С учетом того, что кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий является базовой для определения кадастровой стоимости других земель сельскохозяйственного назначения, налоговые поступления будут существенно выше отмеченной суммы.

3 Оценочная продуктивность пастбищ принята по материалам четвертого тура оценки земель.

4 По Краснодарскому краю земли под многолетними насаждениями (садами и виноградниками) оценивались отдельно, так как эффективность их использования существенно отличалась от эффективности использования пашни.

Таблица

Базовые показатели кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года для проведения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в субъектах Российской Федерации

Код Субъект Российской Федерации (федеральный округ) Оценочная продуктивность Оце- ночные затра- ты, рЛа Цена произ- вод- ства оце- ночной про- дуктив- ности, р/га Расчетный рентный доход, рЛа Кадастровая стоимость на 1 января 2006 года, р./га

ц к. ед.* на 1 га р/га** дифференциальный рентный доход*** всего

Российская Федерация 11,1 2 648 1 923 2 058 556 62Э 20 570

Центральный 15,0 Э 659 2 614 2 797 839 888 29 310

31 Белгородская область 20,5 5 338 3 922 4 196 1 142 1 168 38 540

32 Брянская область 11,8 2 781 2 093 2 240 541 567 18 710

33 Владимирская область 13,2 2 953 2 167 2 318 635 661 21 810

36 Воронежская область 17,0 4 500 3 072 3 287 1 213 1 239 40 890

37 Ивановская область 11,8 2 560 1 897 2 029 530 556 18 350

40 Калужская область 11,1 2 469 1 834 1 962 507 533 17 590

44 Костромская область 10,5 2 322 1 775 1 899 423 449 14 820

46 Курская область 18,5 4 578 3 308 3 539 1 039 1 065 35 150

48 Липецкая область 16,7 4 107 3 015 3 226 881 907 29 930

50 Московская область 23,7 6 264 3 937 4 213 2 051 2 077 68 540

57 Орловская область 14,5 3 444 2 486 2 660 784 810 26 730

62 Рязанская область 11,7 2 573 1 746 1 868 705 731 24 120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67 Смоленская область 10,8 2 280 1 702 1 821 459 485 16 010

68 Тамбовская область 15,3 3 971 2 885 3 087 884 910 30 030

69 Тверская область 10,4 2 219 1 650 1 766 453 479 15 810

71 Тульская область 14,9 3 619 2 661 2 847 772 798 26 330

76 Ярославская область 13,0 2 842 2 149 2 299 543 569 18780

Северо-Западный 12,6 2 9Э6 2 286 2 446 528 549 18 130

10 Карелия Республика 14,5 4 424 3 957 4 234 190 216 7 130

11 Коми Республика 8,1 1 698 1 462 1 564 134 160 5 280

29 Архангельская область 9,1 1 916 1 636 1 751 165 191 6 300

35 Вологодская область 11,9 2 854 2 346 2 510 344 370 12 210

39 Калининградская область 14,2 3 254 2 102 2 249 1 005 1 031 34 020

47 Ленинградская область 21,3 5 830 4 207 4 502 1 328 1 354 44 680

51 Мурманская область 17,0 3 906 9 577 10 247 26 860

53 Новгородская область 10,6 2 194 1 760 1 883 311 337 11 120

60 Псковская область 10,8 2 111 1 645 1 760 351 377 12 440

83 Ненецкий автономный округ 5,2 665 1 620 1 734 26 860

* ц к. ед. - центнер кормовых единиц.

** Включены государственные субсидии на поддержку отрасли растениеводства.

*** Отсутствие данных означает, что они имеют отрицательное значение и были приняты, равными 0.

Код Субъект Российской Федерации (федеральный округ) Оценочная продуктивность Оце- ночные затра- ты, р./га Цена произ- вод- ства оце- ночной про- дуктив- ности, р./га Расчетный рентный доход, р./га Кадастровая стоимость на 1 января 2006 года, р./га

ц к. ед.* на 1 га р/га** диффе-ренци-альный рентный доход*** всего

Южный 1Э,4 Э 258 2 188 2 341 918 944 31 150

1 Адыгея Республика 23,1 5 707 4 141 4 431 1 276 1 302 42 970

5 Дагестан Республика 7,7 1 306 629 673 633 659 21 750

6 Ингушская Республика 12,3 3 128 2 471 2 644 484 510 16 830

7 Кабардино-Балкарская Республика 23,0 5 498 4 106 4 393 1 105 1 131 37 320

8 Калмыкия Республика 2,8 510 340 364 146 172 5 680

9 Карачаево-Черкесская Республика 10,4 2 352 1 554 1 663 689 715 23 600

15 Северная Осетия-Алания Республика 18,7 4 748 3 468 3 711 1 038 1 064 35 110

20 Чеченская Республика 8,7 1 706 1 185 1 268 438 464 15 310

23 Краснодарский край 32,4 8 238 5 347 5 721 2 517 2 543 83 920

26 Ставропольский край 15,9 3 814 2 450 2 621 1 193 1 219 40 230

30 Астраханская область 3,9 1 058 796 851 207 233 7 690

34 Волгоградская область 10,2 2 398 1 874 2 005 393 419 13 830

61 Ростовская область 14,4 3 724 2 451 2 623 1 101 1 127 37 190

Приволжский 10,Э 2 Э68 1 789 1 915 454 480 15 833

3 Башкортостан Республика 9,6 2 190 1 577 1 687 503 529 17 460

12 Марий Эл Республика 13,1 3 142 2 411 2 580 562 588 19 400

13 Мордовия Республика 11,2 2 528 1 792 1 917 611 637 21 020

16 Татарстан Республика 15,6 3 713 2 977 3 185 528 554 18 280

18 Удмуртская Республика 10,7 2 473 1 928 2 062 411 437 14 420

21 Чувашская Республика 16,3 4 386 3 472 3 716 670 696 22 970

43 Кировская область 10,3 2 233 1 818 1 945 288 314 10 360

52 Нижегородская область 11,6 2 747 2 128 2 277 470 496 16 370

56 Оренбургская область 6,9 1 522 1 054 1 127 395 421 13 890

58 Пензенская область 11,6 2 666 2 006 2 146 520 546 18 020

59 Пермская область 10,1 2 404 1 986 2 126 279 305 10 070

63 Коми-Пермяцкий автономный округ 5,8 1 793 1 629 1 743 50 76 2 510

64 Самарская область 11,6 2 704 2 006 2 146 558 584 19 270

73 Саратовская область 8,9 1 988 1 484 1 588 401 427 14 090

81 Ульяновская область 12,5 2 829 2 161 2 312 517 543 17 920

Уральский 9,Э 2 169 1 669 1 785 411 428 14 132

45 Курганская область 9,8 2 264 1 710 1 830 434 460 15 180

66 Свердловская область 11,4 2 766 2 190 2 343 423 449 14 820

72 Тюменская область 10,3 2 409 1 957 2 094 315 341 11 250

74 Ханты-Мансийский автономный округ 4,2 801 1 753 1 875 26 860

86 Челябинская область 9,0 1 828 1 290 1 381 448 474 15 640

89 Ямало-Ненецкий автономный округ 3,2 437 572 612 26 860

Код Субъект Российской Федерации (федеральный округ) Оценочная продуктивность Оце- ночные затра- ты, р./га Цена произ- вод- ства оце- ночной про- дуктив- ности, р./га Расчетный рентный доход, р./га Кадастровая стоимость на 1 января 2006 года, р./га

ц к. ед.* на 1 га р/га** диффе-ренци-альный рентный доход*** всего

Сибирский 7,8 1 726 1 279 1 368 792 384 12 670

2 Алтай Республика 3,9 547 351 376 172 198 6 530

4 Бурятия Республика 4,9 1 124 916 980 144 170 5 610

17 Тыва Республика 2,0 327 254 271 55 81 2 670

19 Хакасия Республика 5,1 1 146 956 1 023 123 149 4 920

22 Алтайский край 8,8 1 911 1 327 1 420 491 517 17 060

24 Красноярский край 10,7 2 655 2 139 2 289 366 392 12 940

84 Таймырский автономный округ 26 860

88 Эвенкийский автономный округ 3,7 478 715 765 26 860

54 Иркутская область 10,3 2 763 2 348 2 513 250 276 9 110

85 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 8,2 2 040 1 709 1 829 211 237 7 820

42 Кемеровская область 10,7 2 406 1 904 2 038 368 394 13 000

54 Новосибирская область 7,5 1 553 1 023 1 095 458 484 15 970

55 Омская область 9,2 1 991 1 418 1 517 474 500 16 500

70 Томская область 10,2 2 440 2 063 2 208 232 258 8 510

75 Читинская область 4,1 861 673 720 141 167 5 510

80 Агинский Бурятский автономный округ 2,3 463 259 277 186 212 7 000

Дальневосточный 8,1 2 850 2 717 2 907 343 297 9 800

14 Саха (Якутия) Республика 5,5 1 746 3 115 3 333 26 860

25 Приморский край 8,7 2 779 2 194 2 348 432 458 15 110

27 Хабаровский край 8,0 2 303 1 847 1 976 326 352 11 620

28 Амурская область 8,4 3 102 2 617 2 800 302 328 10 820

41 Камчатская область 13,3 5 312 4 912 5 256 56 82 2 710

79 Еврейская авт. область 9,2 4 068 3 557 3 806 262 288 9 500

49 Магаданская область 6,0 1 665 3 804 4 070 26 860

65 Сахалинская область 12,0 6 134 5 597 5 989 145 171 5 640

82 Корякский автономный округ 4,3 562 3 182 3 405 26 860

87 Чукотский автономный округ 1,6 282 3 640 3 895 26 860

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.