RUDN Journal of Public Administration
ISSN 2312-8313 (print), ISSN 2411-1228 (online)__2022 Том 9 No 2 137-149
Вестник РУДН. Серия: http://journals.rudn.ru/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ pub|icaclmirHstratony
DOI: 10.22363/2312-8313-2022-9-2-137-149
Научная статья / Research article
Государственная инвестиционная политика: современное состояние и перспективы развития
Е.А. Маслюкова Е>И, О.В. Юткина ©
Российский государственный университет правосудия,
117418, Россия, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69 И [email protected]
Аннотация. Изложены результаты исследования государственной инвестиционной политики Российской Федерации. Проведен мониторинг объемов прямых иностранных инвестиций, результатов международных рейтинговых исследований инвестиционного потенциала России, объемов инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и по видам экономической деятельности. Сделан вывод о наличии ряда проблем, тормозящих приток не только иностранных, но и отечественных инвестиций. В целях повышения инвестиционной привлекательности Российской экономики предложено использовать опыт США по развитию услуг страхования отечественных и зарубежных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность, рейтинг, основной капитал, экономическое развитие, страхование инвестиций, государство
Заявление о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
История статьи:
Статья поступила в редакцию: 20.01.2022. Статья принята к публикации: 04.03.2022. Для цитирования:
Маслюкова Е.А., Юткина О.В. Государственная инвестиционная политика: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 2. C. 137-149. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-2-137-149
State Investment Policy: Current Status and Development Prospects
Ekaterina A. Maslyukova ©И, Olga V. Yutkina D
Russian State University of Justice,
69, Novocheryomushkinskaya st., Moscow, Russian Federation, 117418 И [email protected]
Annotation. Presents the results of a study of the state investment policy of the Russian Federation. The monitoring of the volume of foreign direct investment, the results of international rating studies of the investment potential of Russia, the volume of investment in fixed capital by sources of financing and by types of economic activity was carried out. It is concluded that there are a number of problems that hinder the inflow of not only foreign, but also domestic investments.
#
© Маслюкова E.A., Юткина О.В., 2022
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ШЖ
In order to increase the investment attractiveness of the Russian economy, it is proposed to use the experience of the United States in the development of insurance services for domestic and foreign investments.
Key words: investment policy, investment attractiveness, rating, fixed capital, economic development, investment insurance, state
Conflicts of interest: The authors declared no conflicts of interest. Article history:
The article was submitted on 20.01.2022. The article was accepted on 04.03.2022. For citation:
Maslyukova E.A., Yutkina O.V. State Investment Policy: Current Status and Development Prospects.
RUDN Journal of Public Administration. 2022;9(2):137-149. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-2-137-149
Введение
Государственная инвестиционная политика нацелена на создание благоприятных условий для инвесторов и способствует экономическому росту страны, повышению благосостояния граждан. Совершенствование инвестиционной политики, создание благоприятных условий как для отечественных, так и зарубежных инвесторов позволит привлечь дополнительные финансовые потоки в экономику страны, а также повысить эффективность использования государственных инвестиций путем их перераспределения.
Привлечение инвестиций напрямую зависит от инвестиционного климата страны, который формируется под воздействием множества факторов, таких как экономические, политические, законодательно-правовые и ряд других. Государственная инвестиционная политика страны может основываться как на собственном историческом опыте, так и опыте иностранных государств.
Цель научного исследования — мониторинг инвестиционного состояния экономики Российской Федерации и определение направления совершенствования инвестиционной политики.
Методы исследования включают общенаучные методы и подходы, прежде всего системный, правовой, сравнительный, а также ситуационный и статистический анализ, информационно-аналитический и графический методы.
Результаты.
Реализация крупных инвестиционных проектов в России в таких регионах, как Калужская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский АО и др., привело к созданию дополнительных рабочих мест, модернизации производства, росту валового регионального продукта, повышению благосостояния населения.
Создание благоприятного инвестиционного климата рассматривается в качестве приоритетной цели для повышения уровня регионального развития, позволяющей активизировать предпринимательскую инициативу. Данный инструмент предполагает системный подход к управлению инвестиционным потенциалом территории за счет снижения уровня инвестиционного риска при повышении инвестиционной привлекательности [1].
Основной целью экономического развития России является достижение устойчивого экономического роста, что предполагает модернизацию основного капитала, внедрение инновационных технологий в производственную и управленческую деятельность хозяйствующих субъектов, цифровизацию всех сфер национальной экономики, позволяющих обеспечить высокий уровень конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Следовательно, развитие регионов должно идти в направлении научно-технического прогресса и проявляться в увеличении общественного богатства, то есть всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, производства, общества и государства [2].
Актуальным трендом развития национальной экономики является циф-ровизация, позволяющая расширить возможности компаний во всех сферах деятельности и отраслях национального хозяйства. Стремительное развитие интернет-технологий, активизация цифровых стартапов, необходимость повышения уровня конкурентоспособности российских компаний на международном рынке предопределяет трансформацию устоявшихся способов ведения бизнеса, вызывает необходимость осуществлять адаптацию бизнеса, управления, коммуникаций на основе цифровизации [3].
Всеобщая цифровизация и формирование условий для притока инвестиций являются основными трендами современной государственной экономической политики. Российский рынок обширный и вызывает интерес у иностранных инвесторов, тем не менее по данным Всемирного банка в 2019 году Российская Федерация занимала 16 место в рейтинге стран по объему прямых иностранных инвестиций среди ведущих экономик мира, таких как США и Китай (рис.1).
400
351,6
Рис. 1. Рейтинг стран по объему прямых иностранных инвестиций за 2019 г,
млрд долл. США [4]
Fig. 1. Ranking of countries in terms of foreign direct investment in 2019,
billion US dollars [4]
Объем привлеченных инвестиций во многом зависит от сложившихся условий в экономике страны реципиента. Так рейтинг индекса глобальной конкурентоспособности учитывает такие компоненты, как создание благоприятных условий для ведения бизнеса, уровень развитости рынков, человеческий капитал, инновационные возможности (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Сравнительная оценка показателей стран по индексу глобальной конкурентоспособности в 2019 г., место в рейтинге Comparative assessment of countries' performance in terms of the global competitiveness index in 2019, place in the ranking
Показатель/Страна США Китай Сингапур РФ
В общем рейтинге 2 28 1 43
Создание благоприятных условий
Институты 20 58 2 74
Инфраструктура 13 36 1 50
Внедрение ИКТ 27 16 5 22
Макроэкономическая стабильность 37 39 38 43
Рынки
Товарный рынок 8 54 2 87
Рынок труда 4 72 1 62
Финансовая система 3 29 2 95
Размер рынка 2 1 27 6
Человеческий капитал
Здоровье 55 40 1 97
Образование 9 64 19 54
Инновационная среда
Бизнес-активность 1 36 14 53
Инновационные возможности 2 24 13 32
Источник [5] /Source [5]
Данные рейтинга позволяют сделать вывод о наличии преимуществ у России по ряду показателей по сравнению с США — по внедрению ИКТ, Китаем — по рынку труда и образованию, Сингапуром — по размеру рынка. Однако, в общем рейтинге Россия занимает 43 место, что свидетельствует о необходимости развития рыночных институтов, расширения инфраструктуры, развитие сводных экономических зон, технополисов и технопарков и т.д.
Сдерживающими факторами роста инвестиционной активности в РФ специалисты рейтинга Doing Business считают такие условия для ведения бизнеса, как регистрация иностранных предприятий, юридическая защита миноритарных интересов инвесторов, а также ряд других, указанных в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Сравнительная оценка показателей стран в рейтинге Doing Business в 2019 г., место в рейтинге
Comparative assessment of countries' indicators in the "Doing Business" rating in 2019, place in the rating
Показатель/Страна США Китай Сингапур РФ
Регистрация предприятия 53 28 3 32
Получение разрешения на строительство 26 121 8 48
Подключение к системе электроснабжения 54 14 16 12
Регистрация собственности 38 27 21 12
Получение кредита 3 73 32 22
Защита миноритарных инвесторов 50 64 7 57
Налогообложение 37 114 8 53
Международная торговля 36 65 45 99
Обеспечение исполнения контрактов 16 6 1 18
Разрешение неплатежеспособности 3 61 27 55
В общем рейтинге 8 46 2 31
Источник [6]/Source [6]
В результате изучения международных рейтингов инвестиционной привлекательности можно сделать вывод, что Россия обладает рядом конкурентных преимуществ, уступая лишь ведущим экономикам мира. Следует также отметить, что в некоторых отраслях Россия может конкурировать и с ними.
Негативное влияние на международную инвестиционную активность оказала пандемия коронавируса и карантинные меры. Как отметил директор департамента инвестиций и предприятий ЮНКТАД Джеймс Жан: «Пандемия коронавируса вкупе с исторически низкими ценами на нефть оказали давление на инвестиции, приведшее к их снижению» [7].
Также подчеркивается, что «прямые иностранные инвестиции в мире потерпели коллапс в 2020 году, снизившись, согласно оценкам, на 42 % до 859 млрд долл. США, по сравнению с 1,5 трлн долл. США, которые они составляли в 2019 году» [7]. Стоит также сказать, что к концу 2020 г. объем инвестиций был больше чем на 30 % меньше, чем после мирового финансового кризиса в 2009 г.
Однако стоит отметить, что в ряде стран был зафиксирован рост инвестиций, в частности прямых иностранных инвестиций. Одной из таких стран является Китай, в котором в 2020 г. прямые иностранные инвестиции увеличились на 6,2 % и составили 999,98 млрд юаней, что составляет 14,38 млрд долл. США, о чем свидетельствуют данные министерства торговли Китая.
Для более детального анализа и оценки международной инвестиционной активности России представляется необходимым рассмотреть отдельно инвестиции, поступающие за границу, и прямые иностранные инвестиции (инвестиции, поступающие в экономику России). В таблице 3 приведены данные, отражающие объем прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Таблица 3 / Table 3
Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию по странам-партнерам, млн долл. США Foreign direct investment in the Russian Federation by partner countries, million USD
Годы Темп роста 2020 г к 2019 г., %
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Всего по странам, в том числе: 32539 28557 8785 31975 9479 29,6
страны СНГ 522 114 197 192 82 42,7
страны дальнего Зарубежья 32017 28444 8588 31783 9396 29,6
Источник [8]/Source [8]
Анализ данных таблицы 3 за период с 2016 по 2019 г. позволяет сделать вывод, что наибольший объем иностранных инвестиций поступил в 2016 г. — 32,5 млрд долл. США, в 2018 г. заметен резкий спад инвестиций, до 8,8 млрд долл. США. Во многом сложившаяся тенденция объясняется геополитическими рисками и беспокойством бизнеса из-за возможных новых санкционных ограничений. Однако в 2019 г. происходит резкий рост инвестиций, прирост в этом году составил 263,6 %. Наибольшее количество инвестиций из стран СНГ поступило 2016 г. — 522 млн долл. США, наименьшее в 2019 г. — 192 млн долл. США. Из стран дальнего зарубежья наибольший объем инвестиций поступил в 2016 г. — 32 млрд долл. США. Отметим, что наибольший объем прямых иностранных инвестиций поступает из стран дальнего зарубежья. В 2020 г. наибольшее влияние на снижение инвестиций оказали риски, связанные с мировой пандемией COVID-19.
По данным Банка России, крупным инвестором в российскую экономику среди стран СНГ является Казахстан, в целом объем инвестиций составил 933 млн долл. США, среди стран дальнего зарубежья — Сингапур (21326 млн долл. США), также можно выделить Нидерланды (15434 млн долл. США), Соединенное Королевство (15009 млн долл. США) и Багамы (14664 млн долл. США) [9].
Таблица 4 / Table 4
Динамика прямых инвестиций Российской Федерации, млн долл. США Dynamics of direct investments of the Russian Federation, million USD
Направление Годы 2020 г./2019 г.,
2016 2017 2018 2019 2020 %
Экспорт 22 314 36 757 31 377 21 923 5 847 26,7
Импорт 32 539 28 557 8 785 31 975 9 479 29,6
Источник [8] / Source [8]
В 2020 г. общемировую тенденцию сокращения объемов экспорта и импорта инвестиций поддерживает и Россия, сокращая инвестиционный поток до 30 % уровня предыдущего года (см. табл. 4). В целом Российская Федерация больше инвестирует в другие государства, нежели получает инвестиций из-за рубежа. Кроме того, у России есть явный союзник — Казахстан, с которым у нас общие лидерские позиции в инвестировании среди стана СНГ. Казахстан является той страной, в которую Россия направляет наибольший объем инвестиций, в тоже время Казахстан является той страной, которая инвестирует наибольшее количество финансовых ресурсов в Россию. Среди стран дальнего зарубежья Кипр является страной, в которую происходит наибольшее распределение российских инвестиций, однако в группе стран дальнего зарубежья, которые инвестируют в экономику нашей страны, лидирует Сингапур.
Представляет интерес мониторинг инвестиций в основной капитал по источникам финансирования.
Данные таблицы 5 свидетельствуют, что основной капитал финансируется в основном за счет собственных средств. Так, за выбранный нами для анализа период данный показатель вырос на 50 %. В меньшей степени основной капитал финансируется за счет привлеченных средств за 2016-2020 гг., показатель вырос на 19,2 %. В целом виден рост показателя «собственные средства», однако ситуация по показателю «привлеченные средства» нестабильна. Так, если в период с 2016 по 2019 г. виделся рост, то в 2020 г. привлеченные средства претерпели снижение на 0,5 %. Объясняется это тем, что в связи с ситуацией с COVID-19 был введен ряд ограничений, которые сильно повлияли на предпринимательскую способность организаций. С марта 2020 г. была приостановлена работа организаций, находящийся на самофинансировании финансировании, то есть по схеме «есть клиенты, есть деньги, следственно есть капитал», но из-за введенных ограничений следовать данному принципу стало сложнее, однако и прибегать к привлечению средств со стороны было опасно, так как был велик процент того, что у организации не будет возможности возвращать кредит. В связи с чем организации старались существовать на собственные средства, и по возможности не прибегать к привлечению, этим также объясняется превалирование собственных средств над привлеченными.
Таблица 5 / Table 5
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования, млрд руб. Investments in fixed assets in the Russian Federation by sources of financing, billion rubles
Год Темп
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 роста, % 2020г к 2019 гг.
Инвестиции в основной 11282,5 103,3 13640,7 14725,4 15445,0 104,9
капитал — всего,
в том числе по источникам
финансирования: 5750,7 106,5 7229,5 8099,1 8527,1 105,3
собственные средства
привлеченные средства, 5531,8 5971,5 6411,2 6626,3 6917,9 104,4
из них: 1174,5 1370,1 1531,1 1435,8 1534,9 106,9
- кредиты банков 329,4 665,1 604,6 292,8 270,8 92,5
в том числе кредиты ино-
странных банков
- заемные средства других 674,4 662,9 582,9 709,2 750,2 105,8
организаций
- инвестиции из-за рубежа 86,7 95,8 86,5 65,0 50,5 77,7
- бюджетные средства, 1856,7 2003,4 2085,8 2385,0 2950,7 123,7
в том числе:
средства федерального 1048,6 1046,3 1033,4 1124,7 1338,5 119,0
бюджета
средства бюджетов субъек-
тов Российской Федерации 681,3 824,5 902,1 1091,7 1430,1 131,0
средства местных бюджетов 126,8 132,6 150,3 168,6 182,1 108,0
- средства государственных 27,8 24,5 27,4 30,0 34,0 113,3
внебюджетных фондов
- средства организаций и на-
селения на долевое строи- 340,7 400,0 478,6 629,0 505,2 80,3
тельство, 264,6 303,7 339,0 457,8 396 86,5
в том числе средства насе-
ления
- прочие 1371,0 1414,8 1618,9 1372,3 1092,4 79,6
Источник [9] /Source [9]
Анализ данных, представленных в таблице 5, видно, что наибольший удельный вес в привлеченных средствах приходится на бюджетные средства, при этом к 2020 году показатель увеличился и составил 2846,8 млрд руб. Также следует отметить, что виден спад по кредитам иностранных банков, инвестиций из-за рубежа и прочих инвестиций. Наибольший спад наблюдается у инвестиций из-за рубежа, они сократились практически вдвое (49,6 %), тут же видно, что наибольший прирост составил по средствам бюджетам субъектов Российской Федерации — 102,9 %. Существенный интерес представляет распределение инвестиций основной капитал по видам экономической деятельности. Данные для анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6 / Table 6
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности, млрд руб. Investments in fixed capital in the Russian Federation by type of economic activity, billion rubles
Виды экономической деятельности Год
2016 2017 2018 2019 2020
Темп роста,
%
2020/2019 гг.
Сельское, лесное хозяйство, охо- 623,4 705,5 781,5 844,2 855,9 101,4
та, рыболовство и рыбоводство
Добыча полезных ископаемых 2710,4 3023,2 3225,8 3280,5 3300,7 100,6
Обрабатывающие производства 2103,3 2296,5 2513,2 2707,6 2944,5 108,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 866,0 943,7 1013,0 1033,4 1108,4 107,2
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 148,0 147,7 160,8 184,1 236,6 128,5
Строительство 443,7 511,5 638,4 682,3 782,2 114,6
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 637,0 647,2 784,1 723,9 692,2 95,6
Транспортировка и хранение 2424,1 2659,4 3083,0 3315,9 3204,7 96,6
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 93,9 86,7 124,0 101,9 99,2 97,3
Деятельность в области информации и связи 459,7 478,4 626,6 769,7 869,4 112,9
Деятельность финансовая и страховая 212,6 324,9 379,8 442,1 532,6 120,5
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2604,3 2627,9 2114,3 2854,0 2648,2 92,8
Деятельность профессиональная, научная и техническая 465,7 494,6 555,3 853,8 1005,5 117,7
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 90,9 117,8 177,7 281,8 188,5 66,9
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 271,4 285,3 270,9 300,0 377,2 125,7
Образование 210,5 225,3 268,8 383,2 445,6 116,3
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 186,7 198,8 232,3 330,8 580,1 175,3
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 184,1 239,8 218,2 212,9 227,2 106,7
Предоставление прочих видов услуг 13,1 13,1 14,2 26,9 19,7 73,2
Источник [9] / Source [9]
Анализируя данные таблицы 6, делаем вывод, что по объемам приоритетными направлениями для инвестирования остаются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом. За рассматриваемый период объем инвестиций увеличился по всем видам экономической деятельности. Наибольший рост в 2020 г. по сравнению с 2019 г. приходится на деятельность в области здравоохранения — 175,3 %, также можно отметить значительный прирост инвестиций в таких областях, как финансовая и страховая деятельность — 120,5 %, профессиональная, научная и техническая деятельность — 117,7 %, образование — 116,3 %. Наименьший темп прироста наблюдается у показателя «деятельность по операциям с недвижимым имуществом», за весь исследуемый нами период прирост составил 1,7 %. В 2020 г. отмечается нестабильная ситуация, так как по таким показателям, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, транспортировка и хранение, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, предоставление прочих видов услуг, объем инвестиций снижается. Наибольший спад приходится на административную деятельность и сопутствующие дополнительные услуги, показатель снизился на 33,1 %. По остальным показателям видится рост, наибольший прирост инвестиций приходится на деятельность в области здравоохранения и социальные услуги. В связи со сложившейся ситуацией, связанной с коронавирусной инфекцией, в 2020 г. область здравоохранения и социальные услуги стали наиболее востребованы, чем и объясняется наибольший прирост инвестиций.
Обсуждение
В российской экономике имеется ряд серьезных проблем, тормозящих приток не только иностранных, но и отечественных инвестиций. Исследование общего объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности позволило выявить ряд приоритетных отраслей, в которые поступал наибольший объем инвестиций: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, также финансовая и страховая деятельность и профессиональная, научная и техническая деятельность.
С учетом мировых тенденций государственная инвестиционная политика должна учитывать экспортоориентированность и срок окупаемости вложений; востребованность результатов научно-исследовательской деятельности, общемировое стремление к «зеленой экономике», развитие экономики замкнутого цикла.
Наблюдающийся в данное время дефицит многих видов ресурсов, рост цен на их добычу, производство и подготовку к производственному процессу не позволяет многом хозяйствующим субъектам достичь высоких результатов в своей деятельности. Таким образом, использование на различных уровнях управления экономикой принципов сокращения ресурсоемкости и рост эффективности определяют стратегию процессов сбережения ресурсов [10].
Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечение неприкосновенности зарубежных капиталовложений и соблюдение правовых международных норм, связанных с урегулированием вопросов по инвестициям [11].
Для России интересен опыт США в сфере развития услуг по страхованию и защите инвестиций как отечественных, так и зарубежных инвесторов. В качестве примере можно привести такие корпорации как Securities Investor Protection Corporation, Международную финансовую корпорацию развития США U.S. International Development Finance Corporation и другие, которые помогают начинающим инвесторам и уже опытным организациям. В частности, Международная финансовая корпорация предоставляет услуги по страхованию от политических рисков, в них входят такие риски, как неконвертируемость валюты, вмешательство государства и политическое насилие. В России подобного рода организации нет, однако действует организация «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиции», осуществляющая свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 22.11.2011 № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» и осуществляющая страхование экспортные кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. То есть данная организация предоставляет услуги только лишь российским инвесторам и их иностранным контрагентам. Особенностями деятельности этой организации является, во-первых, то, что она предоставляет услуги только при экспортном инвестировании и, во-вторых, осуществляет страхование только по двум видам рисков: предпринимательском и политическом.
Наличие системы страхования иностранных и отечественных инвесторов на территории Российской Федерации станет одним из ключевых аспектов роста инвестирования в российскую экономику. Поэтому представляется необходимым разработать механизм предоставления страховых услуг для отечественных и иностранных инвесторов. Также, на наш взгляд, необходимо расширить список видов инвестиционных рисков, подлежащих страхованию, и сделать открытым список страховых случаев. Наличие такого механизма предоставит инвестору гарантию на защиту своих прав и интересов, будет способствовать привлечению новых инвесторов на долгосрочной основе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кулагина Н.А., Аношина Ю.Ф., Чмаро А.В. Механизм комплексной оценки инвестиционного развития регионов России для разработки инструментов управления бизнес-климатом // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36 (4). С. 147-152.
2. Александрова М.В., Проскурина З.Б. Значение инновационного развития регионов для обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны. В сборнике: МЭИ.КП. Сборник статей Всероссийской междисциплинарной научно-практической заочной конференции. Под общей редакцией В.И. Семеновой, под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. 2019. С. 6-14.
3. Юткина О.В., Маслюкова Е.А. Предпосылки обеспечения развития цифровизации в социально-экономических системах // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 198-201.
4. Официальный сайт Всемирного Банка. URL: https://www.worldbank.org/en/home. Дата обращения: 06.12.2021.
5. Отчет Global Competitiveness Report 2019: How to end a lost decade of productivity growth Всемирного экономического форума. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF/The Global Competitiveness Report 2019.pdf. Дата обращения: 06.11.2021
6. Доклад Всемирного банка «Doing Business 2019». URL: https://russian.doingbusiness.org/ ru/reports/global-reports/doing-business-2019. Дата обращения: 07.09.2021
7. Новости в России и мире — ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/10535031. Дата обращения: 26.12.2021.
8. Официальные данные Банка России. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ Дата обращения 14.12.2021
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru. Дата обращения: 26.12.2021.
10. Минаева Е.В., Рябова Т.Ф. Современные механизмы эффективного использования ресурсов предприятий как предпосылка обеспечения экономической безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 151-157.
11. Шевченко Л.М., Солнышкова Ю.Н. Иностранные инвестиции: актуальные тенденции и проблемы привлечения. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 2 (81). С. 116-119.
REFERENCES
1. Kulagina N.A., Anoshina Yu.F., Chmaro A.V. Mehanizm kompleksnoj ocenki investicionnogo razvitija regionov Rossii dlja razrabotki instrumentov upravlenija biznes-klimatom [Mechanism for a Comprehensive Assessment of the Investment Development of Russian Regions for the Development of Business Climate Management Tools]. Natural Humanitarian Research. 2021;36(4):147-152 (In Russ.).
2. Alexandrova M.V., Proskurina Z.B. Znachenie innovacionnogo razvitija regionov dlja obespechenija jekonomicheskoj i prodovol'stvennoj bezopasnosti strany [The Importance of Innovative Development of Regions for Ensuring the Economic and Food Security of the Country]. Collection of Articles of the All-Russian Interdisciplinary Scientific-practical Correspondence Conference. Under the general editorship of V.I. Semenova, under the scientific editorship of L.N. Gorbunova. 2019: 6-14 (In Russ.).
3. Yutkina O.V., Maslyukova E.A. Predposylki obespechenija razvitija cifrovizacii v social'no-jekonomicheskih sistemah [Prerequisites for Ensuring the Development of Digitalization in Socio-economic Systems]. State and Municipal Management. Scientific notes. 2019;3:198-201 (In Russ.).
4. Official Website of the World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/home. Accessed: 06.12.2021.
5. Global Competitiveness Report 2019: How to End a Lost Decade of Productivity Growth of the World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_The Global Competitiveness Report 2019.pdf. Accessed: 06.11.2021
6. Doing Business 2019. World Bank Report. URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/reports/ global-reports/doing-business-2019. Accessed: 07.09.2021
7. News in Russia and the World. TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/10535031. Accessed: 26.12.2021.
8. Official Data of the Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ Accessed: 14.12.2021.
9. Official Website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru. Accessed: 26.12.2021.
10. Minaeva E.V., Ryabova T.F. Sovremennye mehanizmy jeffektivnogo ispol'zovanija resursov predprijatij kak predposylka obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [Modern Mechanisms for the Efficient Use of Enterprise Resources as a Prerequisite for Ensuring the Economic Security of Russia]. State and Municipal Management. Scientific Notes. 2019;2:151-157 (In Russ.).
11. Shevchenko L.M., Solnyshkova Yu.N. Inostrannye investicii: aktual'nye tendencii i problemy privlechenija [Foreign Investments: Current Trends and Problems of Attraction]. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2020; 2 (81): 116-119 (In Russ.).
Информация об авторах:
Маслюкова Екатерина Александровна—кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Российского государственного университета правосудия, ORCID: 0000-0003-3474-3833, e-mail: [email protected]
Юткина Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Российского государственного университета правосудия, ORCID: 0000-0001-8119-5257, e-mail: [email protected]
Information about the authors:
Ekaterina A. Maslyukova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-3474-3833, e-mail: [email protected]
Olga V. Yutkina — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department ofEconomics, Russian State University of Justice, RussianFederation, ORCID: 0000-0001-8119-5257, e-mail: [email protected]