УДК 339.727.22
анализ привлекательности инвестиционного климата украины для иностранных инвесторов
© 2015 ЧЕРНЫШОВА Л. А., КОЗУБ В. А., НОСАЧ Л. Л.
УДК 339.727.22
Чернышова Л. А., Козуб В. А., Носач Л. Л. Анализ привлекательности инвестиционного климата Украины
для иностранных инвесторов
Целью статьи является анализ привлекательности инвестиционного климата в Украине, выделение проблем иностранного инвестирования и поиск путей их эффективного решения. Определены основные признаки привлекательности инвестирования для иностранных инвесторов. Проанализирован объем иностранного инвестирования в экономику Украины. Оценена степень влияния инвестирования на уровень инновационного развития отраслей экономики государства. Определена эффективность инвестирования за 2010-2014 гг., которая характеризуется темпами прироста ВВП в Украине. Для более углубленного исследования эффективности иностранных инвестиций проведен регрессионный анализ, отразивший степень зависимости темпов прироста ВВП в сравнении с предыдущим периодом от объема иностранных инвестиций на душу населения, а также темпов прироста иностранных инвестиций в Украину. Обобщены преимущества иностранного инвестирования в Украину, позволяющие быть ей потенциально одной из ведущих стран по привлечению инвестиций. Систематизированы основные причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, и предложены пути их устранения, которые смогут повысить инвестиционную привлекательность государства и усовершенствовать инвестиционную деятельность, направленную на инновационное развитие экономики. Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестирование, инновационное развитие, инвестиционный климат, эффективность. Рис.: 3. Табл.: 3. Библ.: 8.
Чернышова Лариса Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной экономики, Харьковский государственный университет питания и торговли (ул. Клочковская, 333, Харьков, 61051, Украина) E-mail: [email protected]
Козуб Виктория Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, Харьковский государственный университет питания и торговли (ул. Клочковская, 333, Харьков, 61051, Украина) E-mail: [email protected]
Носач Лариса Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, Харьковский государственный университет питания и торговли (ул. Клочковская, 333, Харьков, 61051, Украина) E-mail: [email protected]
УДК 339.727.22
Чернишова Л. О., Козуб В. О., Носач Л. Л. Аналiз привабливост'1 швестицшного шмату Украни для шоземних iнвесторiв
Метою статтi е анал'з привабливост'1 швестицшного шмату в УкраЫ, вид'шення проблем ноземного 'швестування та пошук шляж 1'х ефективного виршення. Визначено основнi ознаки привабливостi 'швестування для 'шоземних 'швестор'в. Проанал'зовано обсяг шозем-ного швестування в економку Украши. Оцшено ступшь впливу швестування на р'вень шновацшного розвитку галузей економки держави. Визначено ефективтсть швестування за 2010-2014 рр., яка характеризуется темпами приросту ВВП в УкраМ. Для б'шьш поглибленого досл'дження ефективностi шоземних швестицй проведено регре-сйний анал'в, який тдображае ступшь залежност'> темтв приросту ВВП пор'вняно з попереднм пер'юдом вд обсягу шоземних швестицй на душу населення, а також темтв приросту шоземних швестицй в Украшу. Узагальнено переваги шоземного 'швестування в Украшу, що дозволяють й бути потенцйно одтею з пров'дних кра'ш по залученню швестицй. Систематизовано основш причини, що перешкоджають залученню 'шоземних швестицй в економку Украши, та запропонова-но шляхи 1'х усунення, якi зможуть тдвищити швестицйну привабли-вкть держави та вдосконалити швестицйну д'тльтсть, спрямовану на iнновацiйний розвиток економки.
Ключов'1 слова: 'шоземш швестицн, 'швестування, iнновацiйний розвиток, швестицйний кл'шат, ефективтсть. Рис.: 3. Табл.: 3. Б'бл.: 8.
Чернишова Лариса ОлексП'вна - кандидат економiчних наук, доцент, доцент кафедри мiжнародноi економ'ши, Хармвський державший ут-верситет харчування та торгiвлi (вул. Клочмвська, 333, Хармв, 61051, Украша)
E-mail: [email protected]
Козуб Вiкторiя Олександрiвна - кандидат економ'нних наук, доцент кафедри мiжнародноl економ'жи, Хармвський державший утверситет харчування та торг'т'1 (вул. Клочмвська, 333, Хармв, 61051, Украша) E-mail: [email protected]
Носач Лариса Леон'д'тна - кандидат економ'мних наук, доцент кафедри мiжнародноl економiки, Хармвський державший утверситет харчування та торгiвлi (вул. Клочмвська, 333, Хармв, 61051, Украша) E-mail: [email protected]
UDC 339.727.22
Chernyshova L. A., Kozub V. O., Nosach L. L. Analysis of the Ukraine's Investment Climate Attractiveness forForeign Investors
The article is concerned with an analysis of attractiveness of the investment climate in Ukraine, highlighting issues of foreign investment and finding ways to deal with them effectively. The major signs of investment attractiveness for foreign investors have been identified. The volume of foreign investments in Ukraine's economy has been analyzed. The impact of investing on the level of innovation development of branches of the country's economy has been estimated. The efficiency of investment for 2010-2014 has been determined, which is characterized by the GDP growth rate in Ukraine. For a more in-depth studying the efficiency of foreign investment, a regression analysis has been carried out, reflecting dependence of the GDP growth rate from the volume of foreign investments per capita, in comparison with the previous period, as well as the growth rate of foreign investment in Ukraine. Benefits of foreign investment to Ukraine, allowing it to become one of the leading countries to attract potential investment, have been summarized. The basic obstacles to attracting foreign investments into the economy of Ukraine have been systemized and solutions that will enhance the investment attractiveness of the State as well as improve the investment activities aimed at innovative development of economy, have been proposed. Key words: foreign investments, investment, innovation development, investment climate, efficiency. Pic.: 3. Tabl.: 3. Bibl.: 8.
Chernyshova Larisa A. - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Economics, Kharkiv State University of Food Technology and Trade (vul. Klochkivska, 333, Kharkiv, 61051, Ukraine) E-mail: [email protected]
Kozub Viktoriia O. - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of International Economics, Kharkiv State University of Food Technology and Trade (vul. Klochkivska, 333, Kharkiv, 61051, Ukraine) E-mail: [email protected]
Nosach Larisa L. - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of International Economics, Kharkiv State University of Food Technology and Trade (vul. Klochkivska, 333, Kharkiv, 61051, Ukraine) E-mail: [email protected]
Глобализация экономики, усиление конкурентной
борьбы обусловливают формирование новой среды экономического роста, где ведущая роль принадлежит инновационному развитию на основе привлечения инвестиций. Современная украинская экономика, пораженная кризисом, не может обеспечить должного уровня привлечения инвестиций как внутри страны, так и их притока из-за границы. Объяснить такое явление можно путем выделения проблем формирования благоприятного инвестиционного климата, исследования основных принципов и особенностей привлечения инвестиций, процесса совершенствования нормативно-правовой базы и обеспечения ее стабильности, создания соответствующих гарантий защиты инвесторов и их капиталов и т. д.
Инновационный путь развития экономики любой страны невозможен без привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции обеспечивают не только приток дополнительного объема капитала, но и трансфер современных технологий, методов управления, ноу-хау, что положительно влияет на развитие и качество бизнес-процессов, повышение качества продукции, обеспечение высокой эффективности экономики и качества жизни населения. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности в Украине должно сыграть привлечение прямых иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, прежде всего, с целью реализации совместных проектов для решения задач структурной трансформации экономики, внедрения в производство новых технологий и повышения конкурентоспособности украинских товаров [1]. Поэтому исследование направлений совершенствования процессов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины и увеличения их объемов является крайне актуальным вопросом.
Целью данной статьи является анализ привлекательности инвестиционного климата в Украине, выделение проблем иностранного инвестирования и поиск путей их эффективного решения.
Исследованию проблем иностранного инвестирования и созданию привлекательного инвестиционного климата в научной литературе уделяется достаточно внимания. Среди зарубежных исследователей эти вопросы рассматривали Дж. Даннинг, Г. Райтер, Й. Пен-зель, С. Томсон, Р. Вернон, Х. Шерман, Д. Шнайдер, П. Каймбах и др. Значительный вклад в исследование развития инвестиционной деятельности внесли такие отечественные ученые, как И. Бондар, А. Бутняров, Г. Вербицкая, Т. Гринев, М. Денисенко, С. Тесля, В. Федорен-ко, В. Худавердиева, Л. Шик и другие. На современном этапе влияние иностранных инвестиций на экономику страны исследуется в трудах В. Борщевского, Н. Вознесенской, Б. Губского, С. Захарина, Д. Лукьяненка, Ю. Макогона, А. Омельченка, А. Пересады, А. Федоренка, А. Шакина и др. Однако отдельные вопросы этой проблематики требуют детального научного исследования и практического решения.
Привлечение иностранных инвестиций играет ведущую роль в развитии национальной экономики. Оно способствует активизации инвестиционного процесса,
внедрению новых технологий, использованию передового зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса, росту инвестиционного потенциала страны и т.д. Как показывают результаты развития многих стран (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Китая и др.), катализатором инвестиционной активности являлся именно иностранный капитал, который сыграл ведущую роль в развитии и структурной перестройке экономики [2].
Потенциальные иностранные инвесторы, прежде чем вкладывать средства, подробно и всесторонне анализируют степень привлекательности страны, того или иного региона, предприятия с целью уменьшения рисков. Для них основными признаками привлекательности инвестирования могут быть следующие: политическая стабильность; благоприятная законодательная среда и степень защиты иностранных инвесторов в стране; характеристика доступности местного рынка; потенциальный рынок труда (наличие квалифицированной рабочей силы и ее стоимость); обеспечение защиты интеллектуальной собственности; благоприятный инвестиционный климат; внешнеэкономическая политика (квоты, таможенные барьеры и т. д.). Соответствие объекта инвестирования основным признакам привлекательности может быть достигнуто с помощью определенных механизмов, созданных на основе законодательной базы, принципов и основ иностранного инвестирования, которые должны регулировать развитие инвестиционной деятельности [3].
Ученые, предприниматели, законодатели отмечают, что в Украине до сих пор не созданы необходимые и прозрачные условия для привлечения иностранных инвесторов. По данным Госкомстата, в 2013 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 57056,4 млн долл. США прямых инвестиций (акционерного капитала). Объем внесенных в экономику Украины прямых иностранных инвестиций (акционерного капитала) на конец 2014 г. составлял 45916,0 млн долл. США, что на 19,5 % меньше объемов инвестиций на конец 2013 г., и в расчете на душу населения составляет 1067,8 долл. США [4].
Распределение прямых инвестиций в Украину по
основным странам-инвесторам представлено на
рис. 1. На основании данных, представленных на рис. 1, можно сделать вывод, что на Кипр, Германию и Нидерланды приходится практически половина прямых иностранных инвестиций. Интересен тот факт, что примерно треть иностранных инвестиций поступает из оффшорных зон, которыми являются Кипр и Виргинские острова.
На 31.12.2014 г. значительные объемы иностранных инвестиций сосредоточены в финансовых учреждениях (11537,4 млн долл. США), на предприятиях оптовой торговли и посредничества в торговле (6019,2 млн долл. США) и в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям (3804,4 млн долл. США).
Устойчивой является заинтересованность инвесторов к предприятиям металлургического производ-
ПИИ, %
30 30 20 20 15 10 5
33,3
12,5
10,<
29,9
11,1
□ на 01.01.2014 ■ на 31.12.2014
5,6 5,5
4,9 4,7
6,8
1,6 1,9 1~1~1
3,1 3,5
4,0 4,4
т—--—\-1— -—|-1—-----—|---1— ——г
Германия Кипр Австрия Объеди- Нидер- Соеди- Российская Франция Виргинские
нённое ланди нённые Федерация острова,
Королевство Штаты Америки Британские
Рис. 1. Распределение прямых инвестиций в Украину по основным странам-инвесторам, %
Страна
ства и производства готовых металлических изделий, в которые нерезидентами вложено 5538,3 млн долл. США, и к производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - 2732,4 млн долл. США. Прямых иностранных инвестиций всего было вложено в 12,8 тыс. предприятий Украины [4]. На основании проведенного анализа видно, что, к сожалению, наиболее привлекательными для иностранных инвесторов остаются виды экономической деятельности, которые не относятся к высокотехнологическим и не являются основными факторами инновационного развития страны.
На уровне государства результатом инвестирования не является сумма прямых или непрямых доходов участников того или иного инвестиционного контракта. Наиболее важными являются внешние по отношению к нему эффекты. Среди таких внешних эффектов выделяют уровень развития частного бизнеса, освоение новых технологий, получение навыков управления и обучения персонала, усиление института частной собственности, повышение конкурентоспособности экономики, развитие существующей инфраструктуры. Таким образом, инвестиционная деятельность в стране должна быть направлена на повышение темпов экономического роста, что измеряются, прежде всего, в объемах и темпах изменения валового внутреннего продукта (ВВП). Это фактически отражает уровень эффективности инвестиционной деятельности, что должно быть критерием оценки политики государственного уровня.
Наиболее универсальным способом оценивания эффективности инвестиционной деятельности является определение чувствительности экономики к инвестиционной деятельности. Можно гипотетически предположить, что для государства существует определенный порог чувствительности экономики к инвестициям, имея в виду их объем, структуру и динамику. Его достижение означает получение синергетического эффекта в виде роста ВВП в ответ на прирост инвестиций. Если такой
рост имеет место, инвестиции можно рассматривать как соответствующие особенностям развития государства по отраслевой структуре или уровню технологий.
В рамках данного предположения сравним темпы прироста инвестиций и темпы прироста ВВП за период 2010-2014 гг. [4]. Результаты сравнения показаны на рис. 2, где видно, что направление связи темпов прироста ВВП и прироста иностранных инвестиций в начальном периоде (2010-2011 гг.), скорее всего, относится к остаточным эффектам прироста инвестиций за предыдущие годы. В последующий же период (2012-2014 гг.) наблюдается резкое снижение ВВП при значительном сокращении темпов прироста иностранных инвестиций.
Для более углубленного исследования эффективности иностранных инвестиций используем анализ регрессии. Для этого исследуем за 2010-2014 гг. степень зависимости темпов прироста ВВП по сравнению с предыдущим периодом от объема иностранных инвестиций на душу населения (грн) и темпов прироста иностранных инвестиций в Украину (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты регрессии, полученные в результате изменения темпов прироста ВВП Украины
Зависимая переменная Коэффициент регрессии
Объем иностранных инвестиций на душу населения 0,3432
Темпы прироста иностранных инвестиций 0,2034
Как видно из табл. 1, наличие связи между влиянием переменных на темпы прироста ВВП является незначительным, т. е. параметры такой зависимости не являются статистически значимыми. Это означает, что инвестиционные вложения преимущественно краткосрочные
0
-25,00 1 20 00 20,4 4Х
V 18,18
V
6,93 -----^ J •8,05
-- 5,00 -1-1-1-1-0т€€— 4,31 1 1
-25,00 -20,00 -15,00 -10,00 -5,00 0,00 5,00 10,00 15,00 Темпы прироста иностранных инвестиций, %
Рис. 2. Зависимость темпов прироста ВВП от прироста иностранных инвестиций в Украину за 2010-2014 гг.
и не формируют инновационный и технологический потенциал экономики государства, а поэтому имеют слабое влияние на увеличение ВВП. Объем инвестиций на душу населения в 2012-2014 гг. имеет тенденцию к снижению, что требует увеличения прироста инвестиций для получения адекватной реакции экономики.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в Украине имеют место проблемы, которые заставляют инвесторов сокращать объемы инвестиций, выводить свои капиталы из экономики страны, вкладывать меньше, чем раньше. Чтобы подтвердить эти факты, воспользуемся результатами исследования Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), которая провела исследование инвестиционной привлекательности Украины. Анализ показывает, что по показателю «Индекс инвестиционной привлекательности» рейтинг Украины на конец 2014 г. снизился на 0,15 пункта и составил 2,5, что является самым низким показателем за прошлый год (табл. 2) [8]. За последние годы, начиная с конца 2011 г., прослеживается четкая тенденция к ухудшению инвестиционного климата, и на конец 2013 г. показатели значительно ухудшаются, а именно,
с вероятностью 55% эксперты считают Украину неблагоприятным государством для инвестирования [6].
По рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business на 2014 г. Украина заняла 112 место среди 189 государств; по рейтингу налоговой нагрузки в 2014 г. Украина заняла 164 место среди 189 стран (по рейтинговой оценке Doing Business), что является очень низким показателем [5].
Реальная экономическая ситуация и уровень привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину значительно затрудняют инвестиционную деятельность. Имеющийся объем вложений не обеспечивает предпосылок экономического роста и даже полноценного воспроизводства их текущего состояния. На инвестиционную привлекательность значительно влияет не только общее состояние экономики страны, но и условия ведения бизнеса, в частности, степень вмешательства государства, уровень коррупции, негативные политические факторы. Незаметным остается то, что государство за последние годы сделало ощутимые шаги в направлении интеграции в мировую экономику [7].
Собственный опыт иностранных инвесторов также является неотъемлемым фактором в формировании инвестиционной привлекательности нашей страны.
Таблица 2
Показатель индекса инвестиционной привлекательности Украины
Показатель 1/10 3/10 1/11 3/11 1/12 3/12 1/13 2/13 3/13 4/13 1/14 2/14 3/14 4/14
Инвестиционный климат (ИК) в Украине 2,7 3,6 3,7 2,3 1,7 1,8 1,7 1,7 1,9 1,5 2,0 2,1 2,1 1,9
Динамика ИК за последние 3 месяца 3,2 3,1 3,6 2,5 2,2 2,1 2,1 2,2 2,4 1,7 2,4 2,7 2,7 2,6
Ожидаемая динамика ИК в последующие 3 месяца 3,4 3,2 3,2 2,7 2,3 2,2 2,3 2,4 2,7 1,8 3,6 3,2 3,1 3,0
Прибыльность для новых участников: последующие 3 месяца 3,9 3,2 3,4 2,6 2,1 2,3 2,2 2,2 2,5 2,0 2,7 2,6 2,5 2,3
ИК основной отрасли: последующие 3 месяца 3,2 3,0 3,1 2,7 2,5 2,3 2,3 2,3 2,5 2,0 2,9 3,0 2,9 2,7
Общий ЕБА индекс 3,08 3,20 3,40 2,56 2,18 2,14 2,12 2,17 2,39 1,81 2,72 2,74 2,65 2,50
О
О Q_
О
Ш
СО
<
о
ш
К Украине, как потенциальному рынку инвестиций, приковано постоянное внимание мировых институтов разного направления, которые на основе своих исследований информируют мировое сообщество об инвестиционной привлекательности страны. Украина потенциально может быть одной из ведущих стран по привлечению инвестиций, поскольку имеет ряд преимуществ среди других стран (рис. 3).
На данный момент состояние инвестиционного климата в Украине является неудовлетворительным. В табл. 3 нами представлены основные причинами, препятствующие привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, и предложены пути их устранения, которые смогут повысить инвестиционную привлекательность государства и усовершенствовать инвестици-
онную деятельность, направленную на инновационное развитие экономики.
ВЫВОДЫ
Таким образом, функционирование механизма привлечения иностранных инвестиций возможно лишь в совокупности с эффективным механизмом государственных гарантий и системой законодательного, нормативного, информационного обеспечения иностранных инвестиций, организацией системы их страхования и перестрахования, содействием развитию банковско-кредитной системы. Реализация указанных мероприятий существенно изменит инвестиционную среду в Украине и будет стимулировать приток иностранных инвестиций, создаст надежную основу для инновационного развития экономики и повышения качества жизни граждан. ■
О
О о_
Рис. 3. Преимущества иностранного инвестирования в Украину
Таблица 3
Причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций в Украину, и пути их устранения
Причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины Предложения по улучшению инвестиционного климата в Украине
1 2
Отсутствие собственной системы оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в Украине. Однако оценки инвестиционного климата, представленные зарубежными экспертами на регулярных заседаниях, проводимых вне Украины и без участия украинских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно, и предвзятыми Проведение постоянного мониторинга и информиро-вание потенциальных инвесторов об изменениях в инвестиционной среде государства
Политическая нестабильность. Инвестор чувствует себя неуверенно, когда политический курс страны меняется довольно часто, при этом слабая экономика Украины не всегда может предложить быструю возможность получения высокой прибыли, чтобы рисковать капиталом Обеспечение политической и экономической стабильности
Неразвитость рыночной инфраструктуры международного бизнеса в Украине. Недостаточное количество соответствующих экспертов, аудиторов, консультантов сдерживает увеличение поступлений иностранного капитала Развитие инвестиционного рынка и инвестиционной структуры
О ш т
<
2 ш
Окончание табл. 3
1 2
Нестабильность налоговой политики. Высокий уровень и большое количество налогов лишает государство конкурентных преимуществ при привлечении иностранных инвесторов. Одним из самых острых является вопрос своевременного возврата ранее уплаченного НДС налоговыми органами. Условия налогообложения инновационно-инвестиционной деятельности не стимулируют ее развитие Повышение эффективности системы администрирования налогов, автоматизация процесов анализа налоговых данных, систематизация и накопление информации в разрезе налогоплательщиков, сокращение расходов плательщиков на начисление и уплату налогов
Несовершенное законодательство находится в недостаточном правовом обеспечении, в частности по вопросам платежей в бюджеты всех уровней и централизованные фонды специального назначения, длительной процедуры регистрации и получения необходимых сертификатов, несовершенной системы рассмотрения дел в хозяйственных судах и несвоевременного выполнения их решений; отсутствия действенного механизма правовой защиты инвесторов от должников и нечестных партнеров. Всё это стало причиной выхода из украинского рынка многих крупных компаний Совершенствование законодательства, которое обеспечит регулирование инвестиционной деятельности в соответствии с европейскими нормами. Реализация инвестиционных проектов по принципу «единого окна»
Таможенные барьеры. Большое количество жалоб среди деловых кругов зарубежных стран вызывает работа таможенных служб, связано, в основном, с нестабильностью законодательства и коррумпированностью этих структур. Высокие ставки пошлины на ввоз при поступлении иностранных инвестиций в Украину, недоразумения с таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров, способа начисления пошлины и акцизного налога, задержки грузов на несколько дней - всё это делает поставки в Украину и за ее пределы менее привлекательными в глазах западных бизнесменов Гармонизация законодательства, норм и правил в различных секторах торговли и инвестирования; создание условий для сближения стандартов ключевых отраслей экономики Украины с европейскими стандартами
Отсутствие действенной системы страхования - недостаточно развиты механизмы государственного страхования иностранных инвестиций Создание государственных гарантий защиты инвестиций
Высокий уровень темпов инфляции в стране, нестабильность курса национальной валюты Формирование стабильного и эффективного менеджмента страны, снижение уровня дефицита торгового баланса и госдолга, проведение антиинфляционных мер НБУ
Ненадежность банковской системы. Украинские банки потеряли доверие иностранных кредиторов, а также доверие населения. Ограниченным является кредитование банками юридических и физических лиц, значительно уменьшился объем депозитов, которые находятся на счетах украинских банков Обеспечение условий стабильной и эффективной работы банковской системы
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондар I. Р. Проблеми залучення шоземних швести-цш в Украшу на сучасному eTani / I. Р. Бондар // Регюнальна еко-HOMiKa. - 2009. - № 4. - С. 62-71.
2. Бутняров А. Сприятливий швестицшний шмат краТ-ни - запорука залучення шоземних швестицш / А. Бутняров // Ринок цшних пaпeрiв Укра'ши. - 2008. - № 3-4. - C. 29-32.
3. Державна регюнальна политика Укра'ши: особливосп та стратепчы прiоритeти : моногрaфiя / За ред. З. С. Вaрнaлiя. -К. : Н1СД, 2007. - 820 с.
4. Инвестиции внешнеэкономической деятельности Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ukrstat.gov.ua
5. Рейтинг экономик Doing Business [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.doingbusiness.org/rankings
6. Омонова М. В. Оцшка швестицшноТ привабливост Укра'ши на основi aнaлiзу методик, розроблених провщними мiжнaродними оргaнiзaцiями / М. В. Смонова // Вiсник Жито-мирського державного тeхнологiчного унiвeрситeту. - 2012. -№ 1 (59). - С. 283-287.
7. Чернишова Л. О. Особливосп залучення та стиму-лювання iнозeмного iнвeстувaння в УкраТш / Л. О. Чернишова, В. В. Сазанова // Бiзнeс 1нформ. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
8. European Business Association [Electronic resource]. -Mode of access : http://eba.com.ua
REFERENCES
Bondar, I. R. "Problemy zaluchennia inozemnykh investytsii v Ukrainu na suchasnomu etapi" [Problems of attraction of foreign investments in Ukraine today]. Rehionalnaekonomika, no. 4 (2009): 62-71.
Butniarov, A. "Spryiatlyvyi investytsiinyi klimat krainy - zapo-ruka zaluchennia inozemnykh investytsii" [Favourable investment climate - the key to attracting foreign investment]. Rynok tsinnykh paperivUkrainy, no. 3-4 (2008): 29-32.
Chernyshova, L. O., and Sazanova, V. V. "Osoblyvosti zaluchennia ta stymuliuvannia inozemnoho investuvannia v Ukraini" [Features attracting and encouraging foreign investment in Ukraine]. BiznesInform, no. 2 (2013): 87-90.
Derzhavna rehionalna polityka Ukrainy: osoblyvosti ta strate-hichni priorytety [State Regional Policy of Ukraine: features and strategic priorities]. Kyiv: NISD, 2007.
"European Business Association" http://eba.com.ua
"Investitsii vneshneekonomicheskoy deiatelnosti Ukrainy" [Investments of foreign economic activity of Ukraine]. http://www. ukrstat.gov.ua
"Reyting ekonomik Doing Business" [Rating economies Doing Business]. http://www.doingbusiness.org/rankings
Simonova, M. V."Otsinka investytsiinoi pryvablyvosti Ukrainy na osnovi analizu metodyk, rozroblenykh providnymy mizhnarod-nymy orhanizatsiiamy" [Evaluation of investment attractiveness of Ukraine based analysis techniques developed by leading international organizations]. Visnyk Zhytomyrskoho derzhavnoho tekhnolo-hichnoho universytetu, no. 1 (59) (2012): 283-287.