business-environment/start-up-procedures/progress-2012/index_en.html (проверено 14.03.2014).
The Quality of the Public Administration Is Important for Economic Competitiveness. 2013. Доступ: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/themes/34_public_administration. pdf (проверено 14.03.2014).
Vinni R. 2007. Total Quality Management and Paradigms of Public Administration. — International Public Management Review, № 8(1). P. 103-130.
Weber M. 1978. Economy and Society. Berkeley. University of California Press. P. 956958.
Yong J., Wilkinson A. 2001. Rethinking Total Quality Management. — Total Quality Management, № 12(2). P. 247-258.
УДК 323 БЕЙДИНА Татьяна Евгеньевна -
д.полит.н., профессор, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. heydina@inhox.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
STATE INFORMATION POLICY IN THE TRANSBAIKAL TERRITORY
Средства массовой информации являются важнейшим инструментом при осуществлении деятельности органов государственной власти. Государственными органами исполнительной власти Забайкальского края организовано всестороннее взаимодействие со средствами массовой информации. Также организационная структура администрации и правительства Забайкальского края обеспечивает реализацию государственной информационной политики. Информационная политика в субъектах Российской Федерации проводится сверху государством и направлена на демократизацию по следующим направлениям: реализация принципа разделения властей, превращение СМИ в четвертую власть, выборность глав регионов и лидеров партий, формирование имиджа высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, пропаганда демократических свобод.
Ключевые слова: государственная информационная политика, управление, средства массовой информации, демократизация, органы власти, Забайкальский край, целевые аудитории и группы
The author of the article bases on the idea that mass media is one of the most important tools of the governmental politics in the Transbaikal territory. Organizational logic of the administration as well as of the government of the Transbaikal territory helps providing the state information policy in different aspects. The information policy in Transbaikal territory is constructed as a policy from above, and is oriented to realization of separation of powers; conversion of mass media into the «fourth power» and to the common liberal democratization of the regional politics.
Keywords: state information policy, management, mass media, target groups, democratization, governmental bodies, Transbaikal territory
Концепция государственной федеральным законом «Об обеспе-информационной политики чении доступа к информации о дея-носит не технический или вспо- тельности государственных органов и могательный характер, а регулируется
органов местного самоуправления»1. Государственная информационная политика (далее — ГИП) отражает специфику культуры, в т.ч. понимание роли и места губернатора и правительства Забайкальского края в политике и экономике, что подтверждает актуальность темы статьи, подчеркивая мно-гоаспектность ГИП.
ГИП — это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющая интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение конструктивного диалога между ними и их представителями» [Информационная политика... 2003: 38]. Сущность информационной политики, реализуемой органами власти Забайкальского края, заключается в усилении информационной работы среди жителей края, в т.ч. с использованием средств массовой информации. Основной целью ГИП, реализуемой правительством края, является создание системы информирования забайкальцев о деятельности органов власти края. Ранее нами было отмечено, что органы власти могут совершенствоваться через «развитие открытости и доступности информации об их деятельности» [Бейдина 2013: 24].
Существует взаимосвязь политики, политической деятельности и управления: «общественная политика не только приносит выгоду или предоставляет услуги. Она формирует политическую деятельность, определяет победителей и проигравших, посылая сигналы о том, кто чего заслуживает и не заслуживает. Роль политики в управлении признается очень важной» [May, Jochim 2013: 426]. Наша позиция также состоит в том, что политика, являясь ключевым понятием, сводится к совокупности средств управления.
В ходе реализации ГИП администрацией Забайкальского края была обеспечена широкая доступность печатных средств массовой информации для всех возрастных категорий жителей края, сформированы единые подходы в обла-
1 Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Доступ: Шр://йг№'№. rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (проверено: 10.06.2014).
сти развития телекоммуникаций. При этом в деятельности администрации Забайкальского края были учтены базовые принципы ГИП, отвечающие ценностным ориентирам демократии и со-циальнойсправедливости,свободыслова с учетом современных преобразований в государстве. Исследователем университета Бирмингема (Великобритания) Крисом Скелкером были обобщены результаты более 800 эмпирических материалов, которые показали, что управленцы слабо знают влияние демократии на деятельность государственных организаций. Обоснованы следующие пути демократического процесса: 1) демократический процесс — зависимая величина, т.к. предполагает вовлеченность граждан в политический процесс; 2) демократия — независимая переменная, «так как новые технологии предоставляют правительству больше возможностей избавления от посреднических структур, что подрывает демократические процессы на местном уровне» [8ке1Лег 2006: 61-62].
Принципы деятельности администрации Забайкальского края по реализации ГИП определяют выбор приоритетных направлений, методов, средств и технологий, каналов распространения информационных сообщений, целевой аудитории, учитывают необходимость сбалансированной системы финансирования. Отмечено, что связи с общественностью всегда имеют социальный характер, поскольку в конечном итоге ориентированы как на отдельные общественные группы, так и на общество в целом. Социальная природа связей с общественностью находит свое выражение в функциях социального партнерства, социального продвижения, генератора социальной активности. Подобные функции существуют во многих странах, в т.ч. в Венесуэле, где антагонизм избирательных процессов закрепил сильную популярную идентичность Уго Чавеса. В статье «Антагонизм и разногласия: напряженность и ограничения в рамках формирования средств массовой информационной политики в Венесуэле» чилийские авторы Н. Сибриан и М.М. Эспиноза отмечают: «Разногласия особенно заметны в СМИ, в которых противоборство было сформировано как соглашение... устра-
нить инакомыслие как политическую форму» [Sibrian, Espinosa 2013: 49].
Таким образом, связи с общественностью, учитывая выполняемые ими функции, выступают в роли универсального инструмента для управления взаимодействием органов государственной власти и различных социальных групп с ориентацией на достижение социального партнерства любыми способами. Проведенное исследование организации связей с общественностью в исполнительных органах государственной власти Забайкальского края показало, что основными структурными элементами организации таких связей являются Управление пресс-службы и информации Губернатора Забайкальского края и Управление по внутренней политике Губернатора Забайкальского края. Кроме того, посты пресс-секретарей, или специалистов по связям с общественностью созданы и функционируют в большинстве органов власти края.
Отмечено, что эти структурные единицы в большей степени взаимодействуют с краевыми и районными средствами массовой информации. При определении направлений взаимодействия государственных органов исполнительной власти Забайкальского края со средствами массовой информации учитывается их зависимость от тех или иных государственных, политических и финансовых структур, а также целевая аудитория, на которую они ориентируются. При организации информационных потоков особое внимание было уделено формированию образа губернатора как политика, близкого к электорату. Существует взаимосвязь государственной политики и человеческого фактора, которая «порождает краткосрочный политический эффект отдачи по показателям целевой группы... Целевые группы испытывают на себе воздействие политики, благодаря чему происходит
расширение возможностей для участия определенных групп» [May, Jochim 2013: 430]. Именно групповая поддержка обеспечивает активизацию электората и выдвижение губернаторов. При освещении деятельности губернатора и правительства Забайкальского края внимание СМИ было направлено на развитие экономики, малого и среднего бизнеса. В структуре оценочного сегмента информационного поля критические сообщения заметно преобладали над позитивными оценками, что свидетельствует о недостаточно скоординированной деятельности органов власти по ряду направлений организации связей с общественностью. В целях повышения достоверности информации, размещаемой в средствах массовой информации, перспективным направлением развития связей с общественностью органами власти края является использование собственных интернет-сайтов для информирования населения, которые могут выступать в качестве своеобразных информационных агентств.
Таким образом, два концепта — «государственная информационная политика» и «средства массовой информации» — имеют множество точек соприкосновения. ГИП оказывает мощное воздействие на СМИ. Соответственно, СМИ, пытаясь превратиться в «четвертую власть», апеллируют к национальным ценностям. Воздействие на специфику управления ГИП в субъектах РФ оказывают как объективные факторы (рост потребности органов управления в информации, недостаточность финансирования, необходимость информационной прозрачности деятельности органов власти), так и субъективные (людские ресурсы, низкий уровень квалификации пользователей, развитие технологий электронного правительства как механизма предоставления услуг государства обществу).
Литература
Бейдина Т.Е. 2013. Оценка политической власти и политической системы в субъекте РФ (на примере Забайкальского края). — Власть, № 5. С. 22-25.
Информационная политика (под общ. ред. В.Д. Попова). 2003. М.: Изд-во РАГС, 380 с.
May P.J., Jochim A.E. 2013. Policy Regime Perspectives: Policies, Politics, and Governing. — The Policy Studies Journal. Vol. 41. No 3.
Sibrian N., Espinosa M.M. 2013. Antagonism and Dissent: Tensions and Limits within
the Media’s Construction of Politics in Venezuela. — Iconos. Revista de Ciencias Sociales. Num. 45, Quito, mayo. P. 40-49.
Skelcher C. 2006. Does Democracy Matter? A Transatlantic Research Design on Democratic Performance and Special Purpose Governments. — Journal of Public Administration Research and Theory, April 26.
УДК 32.019.5 НИКОНОВ Сергей Борисович -
к.полит.н., доцент кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета 199004, Россия, Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, 26.
NikonovS@mail.ru)
ГЕНЕЗИС ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИАКРАТИИ В НООПОЛИТКУ
THE GENESIS OF TRANSFORMATION OF MEDIACRACY TO NOOPOLITICS
Данная статья является частью научной дискуссии о месте медиакратии в системе «власть - общество» и ее функционале. Актуальность темы обусловлена попыткой ученых рассмотреть медиакратию не как часть общей информационной стратегии, а как самостоятельный предмет исследования. В статье рассматривается тезис, что ни СМИ, ни медиакратия не являются частью взаимоотношений власти и народа. Медиакратию необходимо рассматривать как инструмент, используемый при претворении в жизнь стратегического планирования предотвращения угроз национальной безопасности. В статье также дается определение ноополитики как информационной стратегии по манипулированию международными процессами.
Ключевые слова: ноополитика, медиакратия, СМИ, манипуляция, общество.
The article is a part of a scientific discussion about the place of mediacracy in the «power-society» system and its functions. The article is based on the idea, that neither media nor mediacracy are part of the relationship between authority and people. The author considers that media is an instrument of power, such as the army.
So the mediacraсу should be considered as a tool, that is used during implementation of strategic planning on preventing the threats of the national security. The author defines the noopolitics as an information strategy for manipulating the international processes using mass media.
Keywords: noopolitics, mediacracy, media, manipulation, society
В данной статье, говоря о трансформации медиакратии в ноополи-тику, мы придерживаемся точки зрения эстернализма, определяющего, что появление науки обусловлено полностью внешними для нее обстоятельствами, в т.ч. и политическими, поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определенных этапах ее развития. Данная статья посвящена осмыслению введенного в политический оборот термина «медиакратия».
Как считают российские ученые А.С. Пую и С.С. Бодрунова, определение медиакратии впервые ввел в 1975 г. Кевин Филипс в работе «Медиакратия: американские партии и политика в эпоху коммуникации» [Медиакратия. 2013: 7]. Анализируя определение, можно сделать вывод, что этот термин скорее не определял суть медиакратии, а раскрывал его расшифровку как состоящую из двух понятий — «медиа» (здесь понимаемое как средства массовой информации) и «кратия» (властный режим). По его мнению, медиакра-