Научная статья на тему 'Государственная информационная политика России: понятие, структура и состояние'

Государственная информационная политика России: понятие, структура и состояние Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9932
1298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (ГИП) / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГИП / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГИП / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябов Сергей Александрович

В статье рассматриваются понятие, содержание и функции такого направления государственной политики, как информационная политика. В условиях перехода к информационному обществу именно государственная информационная политика постепенно приобретает все более существенное значение. Обращается внимание на состояние и перспективы эффективной реализации государственной информационной политики в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная информационная политика России: понятие, структура и состояние»

УДК 32.019.5

С.А. Рябов

Омский государственный педагогический университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ

В статье рассматриваются понятие, содержание и функции такого направления государственной политики, как информационная политика. В условиях перехода к информационному обществу именно государственная информационная политика постепенно приобретает все более существенное значение. Обращается внимание на состояние и перспективы эффективной реализации государственной информационной политики в современной России.

Ключевые слова: государственная информационная политика (ГИП), информационное общество, технологический аспект ГИП, содержательный аспект ГИП, духовные ценности, идеология.

В рамках политической системы принято выделять три основных способа управления: административные, социально-экономические и информационные методы.

Административные методы управления по своей сути являются главными, а также древнейшими методами управления в недрах любой власти. Они подразумевают воздействие на объект управления посредством тех или иных нормативных рычагов, которые имеются у власти.

Социально-экономические методы управления реализуются в такой триаде институтов, как социальная политика, социальная работа и социальное партнерство. Если соотнести три данных института, то социальное партнерство и социальная работа являются важными элементами социальной политики, которая, в свою очередь, является главенствующим элементом и определяет содержание двух вышеупомянутых институтов.

Социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретными историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на некоторые этапные социальные результаты.

Социальное партнерство - это особая система отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников (профсоюзы и др.), объединения работодателей и государство.

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам, усилению или возрождению их способности к социальному функционированию. Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу - задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития - т.е., по сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Информационные методы предполагают психологическое воздействие на сознание населения посредством манипулятивных технологий при помощи средств массовой коммуникации.

В условиях формирования новой социальной реальности - информационного общества - роль информационных методов управления, как минимум, сравнивается с ролью административных и социально-экономических, а, как максимум, в ожидаемой перспективе пре-

восходит их. На сегодняшний момент впору говорить уже не об информационных методах управления в рамках политической системы, а об отдельном направлении политики в ее рамках - информационном.

Под информационной политикой будет пониматься деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика - это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов [6, с. 123]. Принято различать информационную политику, субъектами которой могут являться коммерческие компании, предприятия, субъекты гражданского общества, отдельные индивиды. Далее речь пойдет об информационной политике, субъектом которой является центральный институт политической системы - государство. Такую информационную политику в рамках политической литературы принято обозначать как государственную информационную политику (ГИП).

Согласно Концепции ГИП, государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер, их реализующих; рассматривается в качестве важной составной части внешней и внутренней политики государства, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. Ее долгосрочной и стратегической целью провозглашено построение демократического информационного общества.

В качестве основных задач ГИП Конвенция выдвигает:

• модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

• развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

• обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

• подготовку человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

• создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Объекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.

1. Организации:

• государственные органы и структуры;

• негосударственные общественно-политические организации;

• религиозные организации;

• негосударственные субъекты экономической деятельности;

• СМИиМК(СМК).

2. Население (индивиды и различные социальные группы).

Субъекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.

1. Государственные субъекты государственной информационной политики.

2. Субъекты массового информирования и коммуникации.

В системе субъектов государственной информационной политики государственные субъекты разделяются на группы по следующим категориям:

• уровни власти и управления (федеральный, региональный, местный);

• ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная); направления деятельности органов власти (органы гражданского, экономического

управления, «силовой блок», культура, внешнеполитические ведомства).

Система ГИП представлена на рисунке.

Для России важнейшие социальные и политические институты по-прежнему находятся в переходном состоянии, с одной стороны, и конституционно закреплены принципы демократичности и открытости политической системы - с другой. На первый план выходят моменты, связанные с информационной безопасностью нашего государства.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в качестве угроз информационной безопасности указаны следующие:

• угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности;

• угрозы индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

• угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

• угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В структуре же ГИП принято выделять два главных аспекта. Разные исследователи зачастую обозначают их по-разному: «технико-технологический и гуманитарный» [7, с. 56], «физический и психологический» [8, с. 34-35], «технологический и содержательный» Наиболее корректными обозначениями для двух данных аспектов ГИП является обозначение «технологический и содержательный». Технологический аспект связан с техническими средствами распространения, хранения и обработки информации, содержательный же направлен на решение задач в социально-политической и духовной сферах жизни общества, воздействия на сознание людей и социально-политические отношения и процессы. В содержательный

аспект ГИП, помимо духовных ценностей, культурных традиций, норм и стереотипов поведения, внушаемых населению средствами массовой коммуникации, входят также правовой и экономический компоненты [8, с. 36]. По мнению автора, в рамках содержательного аспекта ГИП ключевым является именно духовный компонент, т.к. правовой и экономический факторы главенствуют в других направлениях государственной политики (правовой, экономической) или же в технологическом аспекте. В рамках же содержательного аспекта ГИП правовой и экономический компоненты всегда подчинены главной его задаче - формированию в сознании индивидов и социальных групп нужных установок, норм, ценностей, а как следствие, поведения. Некие нежелательные установки в подобном случае могут быть законодательно запрещены. Так, в ФРГ существует уголовное наказание за публичное отрицание Хо-локоста, во Франции недавно закреплена уголовная ответственность за отрицание геноцида армян в Турции во время Первой мировой войны, в России, где власти опасаются обострения межнациональных отношений, существует статья 282 УК РФ.

Итак, содержательный аспект ГИП заключается в системе духовных ценностей, традиций, норм и образцов поведения, которые государство транслирует населению непосредственно или посредством СМК и на основании которых моделирует дальнейшее социально-политическое поведение граждан и, как следствие, последующее развитие социально-политических процессов в стране. Сущность содержательного аспекта ГИП нужно описывать при помощи таких понятий, как PR и (или) пропаганда.

ГИП в условиях глобализации, открытости и политического плюрализма является сложным, многоаспектным явлением. Государство должно адекватно освещать свою политику, конструктивно взаимодействия при этом со структурами гражданского общества, а также находить адекватные информационные ответы на вызовы как внешних, так и внутренних информационных оппонентов. Основой и алгоритмом формирования содержательного аспекта ГИП является национальная идеология государства (сверхидеология по А.А. Зиновьеву). В настоящий момент российская ГИП по-прежнему находится в стадии формирования [6, с. 172]. Это проявляется, например, в том, что «в субъектах Российской Федерации информационная политика ведется вне единой концепции; в управлении информационной сферой регионов зачастую отсутствует стратегическое планирование, четко не определены конечные цели и задачи» [1, с. 49], «...происходит разрыв информационного пространства России... центральная пресса снизила тиражи своих газет, многие из которых вообще не доходят до регионов, федеральные каналы смотрит большинство населения областей, краев, округов, республик РФ, но у них ниже критического доверия (20-25%) к информации, особенно политического характера» [5, с. 125]. На федеральном же уровне по-прежнему можно говорить об идеологическом кризисе государственной власти, который заключается в отсутствии четко выработанной и сформулированной государственной идеологии. Идеология «суверенной демократии», предложенная В.Ю. Сурковым, безусловно, является прогрессивной по сравнению с фактически полным отсутствием национальной идеологии в 90-е гг. XX века, когда внутренняя и внешняя политика России протекала в фарватере политики США. Тем не менее, идеология «суверенной демократии» еще не до конца отвечает на все те вызовы, которые стоят перед российским государством и обществом в наши дни.

Библиографический список

1. Ветрова, Е.Н. Политика информационной открытости власти как условие повышения эффективности государственного и муниципального управления / Е.Н. Ветрова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 5. - Ч. 1. - С. 47-50.

2. Есаулов, В.Т. Политика противодействия информационным угрозам национальной безопасности РФ в современных условиях : автореф. ... канд. полит. наук / В.Т. Есаулов. - М., 2010. - 23 с.

3. Зиновьев, А.А. Идеология партии будущего / А.А. Зиновьев. - М., 2003. - 240 с.

4. Кановченко, С.В. Информационная политика в России : монография / С.В. Кановченко, А.Г. Киселев. - М., 2004. -528 с.

5. Корнеев, А.А. Информационная политика субъекта федерации : дис. ... канд. полит. наук / А.А. Кор-неев. - М., 2002. - 132 с.

6. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях / А.В. Манойло. - М., 2003. - 388 с.

7. Панферова, В.В. Информационная политика в современной России / В.В. Панферова // Социально -гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 53-69.

8. Судоргин, О.А. Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика : автореф. ... д-ра полит. наук / О.А. Судоргин. - М., 2011. - 40 с.

© Рябов С.А., 2011

Автор статьи - Сергей Александрович Рябов, соискатель, Омский государственный педагогический университет, e-mail: rsarad@mail.ru.

Рецензент - В.Г. Пузиков, доктор философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.