Научная статья на тему 'Теоретическая модель содержательного аспекта российской государственной информационной политики'

Теоретическая модель содержательного аспекта российской государственной информационной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПИАР / ПРОПАГАНДА / ИДЕОЛОГИЯ / «ЗАПАДНИЧЕСКИЙ» ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / «СЛАВЯНОФИЛЬСКИЙ» ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / РЕФЛЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП / РАЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябов Сергей Александрович

В статье рассматриваются понятие, содержание и функции такого направления государственной политики, как информационная политика. Автор ставит задачу построения ее универсальной теоретической модели, применимой к любому из направлений российской государственной внутренней и внешней политики. Эта модель может быть реализована как на международном, федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель содержательного аспекта российской государственной информационной политики»

УДК 32.019.5

С.А. Рябов

Омский государственный педагогический университет

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются понятие, содержание и функции такого направления государственной политики, как информационная политика. Автор ставит задачу построения ее универсальной теоретической модели, применимой к любому из направлений российской государственной внутренней и внешней политики. Эта модель может быть реализована как на международном, федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях власти.

Ключевые слова: государственная информационная политика, теоретическая модель, пиар, пропаганда, идеология, «западнический» политический миф, «славянофильский» политический миф, рефлективная модальность, эмоциональный этап, разъяснительный этап, аналитический этап.

В условиях становления информационного общества, в рамках политической практики того или иного государства следует говорить о комплексной государственной информационной политике. Согласно Концепции государственной информационной политики Российской Федерации государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России, стратегических направлений их достижения и системы мер, направленных на их реализующих, рассматривается в качестве важной составной части внешней и внутренней политики государства, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества [4].

В структуре ГИП принято выделять два главных аспекта: технологический и содержательный. Технологический связан с техническими средствами хранения и передачи информации. Содержательный же направлен на решение задач в социально политической и духовной сферах жизни общества, воздействия на сознание людей. Сущность содержательного аспекта информационной политики следует описывать по средствам таких понятий, как PR и (или) пропаганда. По мнению автора, на государственном уровне данные понятия будут являться тождественными.

Содержательный аспект информационной политики наблюдается в любых странах независимо от их типа политической системы и режима. Различны лишь осуществляющие её субъекты и технологии, при помощи которых они производят данные действия. Так, в рамках тоталитарного и авторитарного политических режимов субъектами являются органы государственной власти, зачастую подчиненные правящей партии. В рамках же демократического политического режима - консолидированные элитные группировки, контролирующие ключевые СМИ. Различны и технологии осуществления пропагандистской деятельности. В рамках авторитарного и тоталитарного политических режимов преобладает агрессивное «вдалбливание» определенного рода установок. В рамках демократического режима, напротив, доминируют «мягкие» манипулятивные технологии.

В общем виде механизм функционирования содержательного аспекта информационной политики представлен на рис. 1.

Итак, в структуре содержательного аспекта следует выделить два главных составляющих ее блока: идеологический и технологический (не путать с технологическим аспектом информационной политики). В социально-политической сфере принято выделять такие виды идеологии, как либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, фашизм. По мнению автора, ни одна из них не может рассматриваться в качестве основы содержательного аспекта российской информационной политики. Это связано с тем, что базовая идеология должна быть надстроечной, синтезировать в себе черты всех вышеперечисленных направлений (кроме анархизма). А.А. Зиновьев обозначал такой тип идеологии, как сверхидеология. По его мнению, такой сверхидеологией обладали лишь страны Запада и СССР.

Рис. 1. Механизм функционирования содержательного аспекта информационной политики

Современные российские идеологические течения можно разделить на два непримиримых лагеря. Обозначать их можно по-разному: западники и славянофилы, либералы и национал-патриоты. Об этом своеобразии принято говорить с момента образования двух групп (кружков) в России в первой половине XIX в. Представляется, что сверхидеология современного российского государства должна органически сочетать эти два элемента.

Любая идеология, начиная с эпохи Просвещения, в противовес клерикализму обязательно включает в себя рациональный компонент. Таким образом, любая современная идеология содержит как набор ценностей традиций, установок (иррациональный компонент), так и сочетание логически выверенных конструкций, моделей и установок конкретных политических действий - рациональный компонент. Автор обозначает иррациональный компонент как мифологический (от понятия политический миф - превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них). Второй компонент обозначается автором как научный. В современных российских политических условиях мифологический компонент состоит из двух блоков - «западнического» и «славянофильского». Оба данных мифа включают ряд зеркальных по отношению друг другу подмифов (мифологем). Так, «славянофильский» миф состоит из следующего ряда мифологем: 1) миф об особом пути России; 2) миф о мессианской роли России; 3) миф о необходимости жесткой централизованной власти («сильной руки»); 4) миф об общинном менталитете русского народа (православие, коллективизм, справедливость, соборность); 5) технократической миф. В интерпретации западников данные мифологемы приобретают следующий вид: 1) миф о том, что Россия есть часть Запада и должна развиваться исключительно по западным канонам; 2) миссия нести «вестернизацию» в «отсталые» регионы; 3) миф о демократии, децентрализации государственной власти; 4) миф о невежестве русского народа; 5) миф о вечной технической отсталости России.

Научный блок связан с рациональным решением проблемы, о которой в последнее время активно говорит высшее политическое руководство страны, - модернизации. У сторонников «западнического» и «славянофильского» разные взгляды на то, как необходимо проводить ее. «Славянофилы» являются сторонниками мобилизационного (А.А. Проханов, М. Калашников), имперского (С. Гавров) или консервативного (А.Вишневский) подходов. Основными пунктами плана действий в данном модернизационном проекте будут являться:

1) мобилизация масс на общее дело;

2) решение крупных высокотехнологических проектов силами государства;

3) поддержание и культивирование традиционных ценностей.

Сторонники же «западнического» мифа являются приверженцами либерального типа модернизации, который предполагает:

1) демократизацию всех сфер общественной жизни;

2) стимулирование условий и активную поддержку инновационных проектов, исходящих от гражданского общества;

3) приоритет западных ценностей по отношению к традиционным российским.

Следует отметить необходимость того, чтобы проект модернизации содержал черты

как консервативного, так и либерального типа модернизации. Связано это с той сложной задачей, стоящей перед нынешним руководством, она заключается:

1) в мобилизации общества, подготовке соответствующей научной и материальнотехнологической базы (восстановление индустриальной мощи);

2) в обеспечении необходимых условий для разработки и внедрения инноваций, которые станут прологом для перехода к информационному обществу.

В исследовании содержательного аспекта информационной политики автора интересует вопрос ценностей. А.С. Ахиезер в работе «Модернизация и конфликт ценностей» выделяет три крупных компонента, которые присутствуют в социуме в процессе модернизации: ценностный, предметный и рефлективную модальность: «Ценностная модальность определяется спецификой субъекта, его исторически сложившимися ценностями и целями, потребностями в их воспроизводстве. Предметная модальность связана со спецификой объекта, с фиксацией в культуре объективных, независимых от субъекта предметных закономерностей, предметным познанием. Рефлективная модальность связана со способностью снимать противоречия между тем и другим, находить меру между субъектом и объектом, между ценностями и предметностью посредством изменения того и другого, в процессе саморазвития, углубления и расширения освоенного предметного мира, изменения ценностей и смыслов, культуры в целом, в процессе принятия решения, развития, саморазвития человека» [7, с. 33]. Именно эффективно выстроенная рефлективная модальность, во многом, и обеспечивает эффективность информационной политики в периоды реформ.

В рамках технологического блока рассматривается совокупность технологий, с помощью которых государство будет осуществлять свое воздействие на население и добиваться поставленной цели. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) (см. рис. 2). Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Данные технологии должны быть упорядочены в рамках определенного алгоритма.

По мнению автора, для построения данного алгоритма необходимо использовать следующие подходы информационной управленческой деятельности:

1) как общие модели построения бизнес-проектов;

2) универсальный алгоритм построения PR-проектов;

3) манипулятивные модели;

4) модели антикризисного управления.

В рамках дисциплины «Связи с общественностью» универсальным алгоритмом построения любой PR-компании является так называемый принцип «RACE». Он получил такое свое название на основании тех понятий, из которых сложилась данная аббревиатура:

Research - исследование: анализ и постановка задачи;

Action - действие: разработка программы и сметы;

Communication - общение: осуществление программы информационно-коммуникативными средствами;

Материальные

ресурсы

Текнолсния материального

Продукт Данные №формациежндп

производства технология

Информационный

продукт

Рис. 2. Информационная технология

Evaluation - оценка: определение результатов и внесение коррективов в программу.

Пропаганда родственна другому виду деятельности - манипулированию, представляющему использование ложных, отвлекающих маневров, с помощью которых адресат, сам того не осознавая, изменяет свои цели. К теории манипуляции можно отнести огромное число работ классиков современной психологии: З. Фрейда, К. Юнга, Г. Лебона, Г. Тарда,

Э. Фромма и др. Среди современных авторов следует выделить С.Г. Кара-Мурзу, С. Смирнова, Е.Л. Доценко, Г. Шиллера, В.П. Шейнова. Наиболее целостную картину данного явления в своих работах «Психология манипулирования» и «Манипуляция сознанием» описывает В.П. Шейнов. Он строит алгоритм манипуляции, который и предстоит использовать в проведении нашего исследования в дальнейшем (см. рис. 3) [11, с. 84].

Рис. 3. Алгоритм манипуляции

Формально существует ряд профессиональных кодексов в области PR (Афинский, Лиссабонский и др.), которые декларируют важные этические принципы. К такого рода принципам следует отнести добросовестность и правдивость передаваемой информации, конфиденциальность и др. На практике же государственный PR и пропаганда зачастую имеют мани-пулятивную направленность. Данная тенденция проявляется как в авторитарных, тоталитарных, так и в демократических политических системах. В качестве примера манипулятивного характера пропаганды в демократических странах следует привести гомогенную позицию разнообразных американских по поводу войны в Ираке.

В течение последних 20 лет российское общество находится в перманентном системном кризисе, который проявляется во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, духовной, управленческой. Данная ситуация в рамках технологического блока содержательного аспекта информационной политики создает необходимость методов антикризисного управления, к механизмам которых исследователи относят:

1) мотивирование, ориентированное на антикризисные меры, экономию ресурсов, глубокий анализ ситуаций, профессионализм;

2) установки на оптимизм и уверенность, социально психологическую стабильность деятельности;

3) интеграция по ценностям профессионализма и компетенции;

4) интегративность в решении проблем и поиск наилучших вариантов развития;

5) корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.

Антикризисный PR представляет специальную технологию коммуникационного менеджмента, направленную на сохранение паблицитного капитала организации или личности, который разрушается вследствие кризиса, оперативное налаживание связей с внешней средой, благодаря которому, эта среда видит развитие и преодоление кризиса глазами самого PR-субъекта, а не его конкурентов. Итак, исходя из всех трех управленческих моделей

(принцип RACE, манипулятивные и антикризисные модели), автор разделяет алгоритм на три этапа: эмоциональный, разъяснительный и аналитический.

В рамках принципа RACE и манипулятивной модели В.П. Шейнова первый этап - это изучение информации об интересующем нас PR-объекте. На втором же этапе происходит непосредственное действие. Механизмом, который позволит расположить большую часть аудитории, являются эмоции. В качестве эмоционального фактора будут выступать те традиционные ценности, на основании которых функционировала и развивалась российская нация. Эти ключевые установки могут содействовать власти и обществу в поиске взаимопонимания. Таковыми ценностями являются государство, семья, справедливость. Именно возрождения этих традиционных ценностей и станет первой задачей в рамках эмоционального этапа. В процессе перестройки и последующих либеральных реформ по этим ценностям был нанесен мощнейший удар. Это было крайне опасной ошибкой, ибо без опоры на традиционные для той или иной нации ценности, успешная модернизация невозможна. Об этом свидетельствуют примеры Китая, Японии, и других стран азиатско-тихоокеанского региона. Данная тенденция должна быть максимально ослаблена (при современном развитии СМК ее полное устранение невозможно), что в рамках теории коммуникации обозначается как «устранение шумов». И только после этого следует приступать к третьему пункту плана действий эмоционального этапа - внедрению в массовое сознание модернистских ценностей и установок. Залогом успеха эмоционального этапа будет являться грамотно сформированная рефлективная модальность.

Разъяснительный этап коррелируется с антикризисными методами управления. Его суть - убеждение населения в необходимости реализации модернистских мер. В условиях, когда в России по-прежнему отсутствует гражданское общество, могут быть полезными следующие действия: 1) создание положительного имиджа представителей власти, отвечающих за то или иное направление государственной политики; 2) налаживание прямой взаимосвязи между властью и обществом (горячие линии, встречи); 3) налаживание эффективной коммуникации в Интернете. Данный этап напрямую связан с научным элементом идеологического блока.

Третий этап - аналитический, в случае необходимости вносятся корректировки.

Теоретическую модель содержательно аспекта информационной политики можно представить следующим образом (см. рис. 4).

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Государственная информационная политика вне зависимости от типа политического режима состоит из двух главных компонентов: идеологии и технологии.

2. В рамках российской социально-политической специфики мифологическая составляющая идеологического блока состоит из противостоящих друг другу «западнического» и «славянофильского» политических мифов. Научная составляющая основывается на теории модернизации.

3. Ключевой категорией идеологической составляющей информационной политики являются рефлективная модальность, которая синтезирует в себе ценности западнического и славянофильского политических мифов.

4. Технологический блок состоит из взаимосвязанных друг с другом эмоционального, разъяснительного и аналитического этапов. В рамках эмоционального этапа в условиях обращения к традиционным ценностям происходит плавный переход к реализации модерниза-ционного проекта. В рамках разъяснительного этапа происходит разъяснение «технических» характеристик предстоящих преобразований. На аналитическом этапе происходит анализ корректировка ранее предпринятых действий.

Рис. 4. Теоретическая модель содержательно аспекта информационной политики

5. Существует тесная взаимосвязь отдельных элементов идеологической и технологической составляющих теоретической модели (рефлективная модальность - эмоциональный этап, научный блок - разъяснительный этап).

6. В рамках применения данной теоретической модели государственная информационная политика может быть эффективно реализована как на международном, федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях власти.

Библиографический список

1. Дугин, А.Г. Good bye, golden boy. Первые мысли об уходе Суркова [Электронный ресурс] / А.Г. Дугин. - Режим доступа: http://surkov.info/statya-dugina-o-surkove/.

2. Зиновьев, А.А. Запад / А.А. Зиновьев. - М. : Алгоритм, 2007. - 507 с.

3. Кановченко, С.В. Информационная политика в России : монография / С.В. Кановченко, А.Г. Киселев. - М. : РАГС ; Феникс ; Торговый дом, 2004. - 396 с.

4. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] Одобрена на заседании Комитета Государственной думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 года. Одобрена на заседании постоянной Палаты по государственной информационной политике Поли-

тического консультативного совета при Президенте Российской Федерации. - Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/law/98ru-gip.html.

5. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии : учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 302 с.

6. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях / А.В. Манойло. - М. : МИФИ, 2003. - 388 с.

7. Ахиезер, А.С. Модернизация в России и конфликт ценностей / А.С. Ахиезер, Н.Н. Козлова, С.Я. Матвеева ; под общ. ред. С.Я. Матвеевой. - М. : ИФ РАН, 1994. - 250 с.

8. Панферова, В.В. Информационная политика в современной России [Текст] / В.В. Панферова // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 53-69.

9. Платонов, О.А. Битва за Россию / О.А. Платонов. - М. : Алгоритм , 2010. - 544 с.

10. Судоргин, О.А. Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика : автореф. ... дис. д-ра полит. наук / О.А. Судоргин. - М., 2011. - 40 с.

11. Шейнов, В.П. Манипулирование сознанием / В.П. Шейнов. - Минск : Харвест, 2010. - 768 с.

© Рябов С.А., 2012

Автор статьи - Сергей Александрович Рябов, соискатель, Омский государственный педагогический университет.

Рецензент - О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.