Научная статья на тему 'Методологические ориентиры разработки и реализации концепции управления региональной информационной политикой'

Методологические ориентиры разработки и реализации концепции управления региональной информационной политикой Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина Александра Николаевна

Статье рассматриваются методологические подходы к разработке концептуальных основ управления региональной информационной политикой. Автор отводит ведущую роль органам региональной власти не только в разработке, но и в практической реализации информационной политики как многофункциональной комплексной задачи регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фомина Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические ориентиры разработки и реализации концепции управления региональной информационной политикой»

Методологические ориентиры разработки и реализации концепции управления региональной информационной политикой Methodological guidelines of the development and implementation of the concept of the management of regional information policy

Фомина Александра Николаевна Fomina Aleksandra Nikolaevna

аспирант кафедры экономики и управления Брянский государственный университет имени академика И.Г.

Петровского e-mail: waldsteinia@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются методологические подходы к разработке концептуальных основ управления региональной информационной политикой. Автор отводит ведущую роль органам региональной власти не только в разработке, но и в практической реализации информационной политики как многофункциональной комплексной задачи регионального управления.

Abstract: The article considers methodological approaches to the development of conceptual bases of the management of regional information policy. The author assigns the leading role for the regional authorities not only in development but also in the practical implementation of the information policy as a multifunctional complex tasks of regional management.

Ключевые слова: информационная политика, методологические подходы, закономерности, принципы, функции управления.

Keywords: information policy, methodological approaches, laws, principles, management functions.

Анализ существующего опыта и научных исследований в области информационной политики привёл нас к пониманию того, что управление

региональной информационной политикой должно базироваться на концептуальных, научных и методологических подходах, закономерностях и принципах, систематизированных и объединенных в единую концепцию. Со всей определенностью можно сказать, что разработка концептуальных основ управления региональной информационной политикой является важнейшей задачей региональных органов власти.

Опираясь на исследования ученых, [1] мы считаем, что решение этой задачи требует природосообразного жизнедеятельностного подхода.

Стратегические цели и обобщенные функции управления региональной информационной политикой должны определяться на основе системного анализа информационного пространства региона, в котором информация и информационные потоки рассматриваются как уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности.

По мнению Ю.А. Нисневича, [5] наиболее удачно выразил этот подход Н.Винер: «Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде».

Согласно Н.М. Горбову, природосообразный жизнедеятельностный подход ориентирует управляющих на соотношение своей деятельности с жизнедеятельностью социума в био-социо-экономической среде, проявляющего экономическую активность в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей - от физических до потребностей самореализации [1].

Отсюда следует, что в процессе управления региональной информационной политикой необходимо понимание многообразия явлений жизнедеятельностного мира в регионе, правильное его наблюдение, анализ, проектирование и принятие адекватных управленческих решений. Такой подход является природосообразным и биоадекватным, на его основе

возможна разработка концептуальной модели управления региональной информационной политикой.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что при разработке концепции управления региональной информационной политикой целесообразно интегративное применение уже известных и оправдавших себя методологий (системный, структурно-функциональный, комплексный, нормативный, синергетический подходы) и современных управленческих концепций.

Раскроем кратко их содержание:

- теория стратегического управления, на основе которой анализируется внешняя информационная среда региона на наличие в ней возможностей и угроз, оцениваются внутренние информационные ресурсы и характеристики информационного пространства региона на определение сильных и слабых мест, разрабатывается стратегия функционирования и развития региональной информационной политики;

- системный подход в управлении позволяет рассматривать региональную информационную политику как целостный комплекс взаимосвязанных между собой подсистем и элементов, образующих определенную целостность и единство;

- структурно-функциональный подход отражает внутренние взаимосвязи структурных и функциональных характеристик и компонентов в системе управления региональной информационной политикой, при этом ориентирует на объяснение управленческих функций, которые должны выполняться, чтобы обеспечить стабильное функционирование и качественное развитие региональной информационной политики;

- комплексный (целостный) подход предусматривает выявление различных факторов, влияющих на содержание и эффективность региональной информационной политики, анализ основных противоречий и проблем в процессе реализации управленческой деятельности;

- нормативный подход ориентирует на разработку норм и принципов проектирования и реализации системы управления региональной информационной политикой;

- синергетический подход, в рамках которого региональная информационная политика рассматривается как динамический процесс самоорганизации и саморазвития сложной открытой системы, обладающей собственным потенциалом власти; данный подход означает учёт природосообразной самоорганизации системы управления региональной информационной политикой, переход от закрытой к открытой (доступной для воздействия общества) системе региональной информационной политики.

Согласно нашим представлениям, использование данных методологий и стратегий позволяет определить основные характеристики концепции управления региональной информационной политикой:

природосообразность, системность, целостность, структурность, взаимосвязь с внешней средой. С позиций указанных методологических подходов, управление региональной информационной политикой предполагает:

- многообразие и преемственность целей и задач, а также способов их достижения;

- установление взаимосвязи целей, задач управления региональной информационной политикой и направления их реализации, действий всех субъектов управления;

- обеспечение согласованности двух процессов функционирования и развития системы региональной информационной политики.

Таким образом, управление региональной информационной политикой необходимо направить, прежде всего, на удовлетворение информационных интересов и потребностей жителей региона, а также на обеспечение взаимодействия органов власти со всем региональным сообществом. Совершенно очевидно, что от уровня эффективности управления

региональной информационной политикой зависит результативность социально-экономических преобразований в регионе.

По нашему мнению, важную роль в управлении региональной информационной политикой играют закономерности, так как их понимание позволяет систематизировать ее проблемы. Исследование характерных свойств и черт управления региональной информационной политикой [4, 6] позволяет выделить несколько важных закономерностей, отражающих сущность и взаимосвязи процессов воздействия.

Системность является одной из важнейших закономерностей управления региональной информационной политикой. Системность в управленческой деятельности позволяет выявить не только проблемы, ограничения и вызовы в процессе функционирования различных структурных элементов региональной информационной политики, но и разработать эффективные организационно-экономические механизмы и решения взаимоприемлемые как для отдельных структурных элементов, так и для всей системы в целом. Как свидетельствует практика, системность анализов, решений, действий в управлении региональной информационной политикой обеспечивает ее стабильное функционирование и динамичное развитие.

Важной закономерностью является также взаимообусловленность между эффективностью управления региональной информационной политикой и уровнем конкурентоспособности региона. Эффективная управленческая деятельность в сфере региональной информационной политики служит мерой устойчивости и важным фактором развития социально-экономической системы региона. Результативная региональная информационная политика оказывает прогрессивное влияние на развитие регионального сообщества, стимулируя разнообразные изменения во всех сферах жизнедеятельности региона, в свою очередь, под взаимодействием социально-экономических преобразований происходят существенные

изменения и в системе управления региональной информационной политикой.

С нашей точки зрения, к ценностным закономерностям относится зависимость между качеством управления региональной информационной политикой и полнотой использования региональных информационных ресурсов и всей информационно-коммуникационной инфраструктуры. Чем выше профессиональный уровень управленческой деятельности региональных органов власти, тем эффективнее используется информационный потенциал региона.

В контексте жизнедеятельностного подхода управление региональной информационной политикой должно осуществляться методологически подготовленными управляющими-стратегами, обладающими

жизнедеятельностным мировоззрением и способными разрабатывать эффективные управленческие механизмы, обеспечивающие устойчивое развитие регионального информационного пространства. «Управление должно способствовать оздоровлению и развитию жизнедеятельности». [1]

На наш взгляд, к упомянутым выше закономерностям управления региональной информационной политикой, с учётом современных представлений, тенденций и процессов, необходимо добавить следующие, наиболее актуальные для отечественной теории и практики:

- региональная информационная политика в той степени должна удовлетворять и защищать интересы региональной власти, в какой степени сама власть реализует и защищает интересы гражданского общества и каждой личности в отдельности;

- эффективность управления региональной информационной политикой обуславливается системой обратных связей, диалогового взаимодействия всех участников регионального информационного пространства;

- направленность системы управления региональной информационной политикой на удовлетворение информационных интересов и потребностей личности и всего регионального сообщества в целом;

- многообразие, вариативность и альтернативность управляющих воздействий на факторы и условия повышения качества региональной информационной политики;

- закономерность перехода от административных методов управления к организационно-экономическим механизмам;

- закономерность перехода информированности в информационную компетентность, которая реализуется за счет открытости, актуальности, полноты информации и увеличения количества ее пользователей;

- закономерность диалектической зависимости между управленческими и информационными процессами;

- эффективная региональная информационная политика должна соответствовать структуре информационного пространства региона;

- механизмы реализации региональной информационной политики определяются политической культурой регионального сообщества.

Несомненно, перечисленные закономерности обуславливают содержание и направленность управления региональной информационной политикой на современном этапе и оказывают влияние на формирование его важнейших принципов. Анализ научной литературы [3, 8], свидетельствует о том, что концептуальная модель управления региональной информационной политикой базируется на следующих принципах:

- принцип системности означает, что при проектировании и реализации мероприятий региональной информационной политики, они должны быть взаимосвязаны, взаимообусловлены, и направлены на решение стратегических целей и задач; системный подход позволяет не только своевременно выявить критические переменные и ограничения в процессах функционирования различных структурных компонентах в региональной информационной политике, но и выработать эффективные организационно -

экономические решения, взаимоприемлемые как для составных элементов, так и для всей системы в целом;

- принцип открытости свидетельствует о том, что управленческая деятельность по разработке и реализации региональной информационной политики сопровождается открытым обсуждением и учетом общественного мнения населения региона;

- принцип единства и целостности регионального информационного пространства позволяет региональной власти эффективно использовать федеральные и региональные информационные ресурсы;

- принцип социального партнерства и корпоративности, предполагающий конструктивную диалоговую модель информационного взаимодействия и гармонизацию интересов всех субъектов региональной информационной политики;

- принцип социальной значимости ориентирует на то, что все мероприятия региональной информационной политики должны быть направлены на удовлетворение социально-экономических потребностей жителей региона, повышение благосостояния, преодоление бедности и улучшения качества их жизни;

- принцип законности свидетельствует о том, что все формы и результаты отношений в сфере информационной политики регулируются нормами права, а не административными решениями региональных органов власти;

- принцип государственной поддержки означает, что мероприятия региональной информационной политики, способствующие социально-экономическому развитию региона, поддерживаются местными органами власти и финансируются преимущественно регионом;

- принцип мониторинга результатов региональной информационной политики ориентирует на то, что ход ее реализации и результатов должны постоянно контролироваться соответствующими управленческими структурами;

- принцип научной обоснованности свидетельствует о том, что управленческая деятельность по разработке, регулированию и реализации информационной политики является научно обоснованной;

- принцип природосообразности означает необходимость отражения субъектом управления реального состояния актуальных общественных потребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действия в соответствии с полученной информацией и условиями жизнедеятельности регионального сообщества.

Таким образом, закономерности и принципы концепции управления региональной информационной политикой раскрывают наиболее значимые её характеристики, необходимые для понимания сути и адекватного её применения на практике. К тому же следует отметить, что их применение позволяет осуществлять эффективную управленческую деятельность и достигать качественных результатов в реализации региональной информационной политики.

Анализ научной литературы [2, 7] позволяет заключить, что управление региональной информационной политикой имеет многофункциональный характер. Функции управления, являясь одним из элементов управления региональной информационной политики, представляют собой целенаправленный вид управленческого воздействия. Нами выделены наиболее существенные управленческие функции.

Функция прогнозирования и планирования:

- научное прогнозирование развития региональной информационной политики, разработка ее концептуальных основ;

- развитие аналитического, прогностического мышления кадров регионального управления;

- разработка эффективных методов, средств, форм и механизмов реализации региональной информационной политики;

- определение критериев эффективности управления региональной информационной политики.

Организационно-исполнительская функция:

- формирование структурных органов региональной власти, ответственных за реализацию региональной информационной политики;

- создание правовых, экономических и организационных условий для объединения всех информационных ресурсов, информационно-коммуникационных сетей и систем в единую региональную информационно-коммуникационную инфраструктуру;

- внедрение современных информационных технологий во все сферы регионального управления;

- создание благоприятной среды для информационной деятельности;

- разработка правил и создание условий функционирования регионального рынка информационной продукции и услуг;

- регулирование информационного взаимодействия всех субъектов региональной информационной политики;

- регулирование общественной жизни в регионе информационными средствами.

Контрольно-диагностическая функция:

- мониторинг удовлетворенности населением качеством предоставляемых услуг;

- постоянный мониторинг развития региональной информационно -коммуникационной инфраструктуры и рынка информационной продукции и услуг.

Информационная функция:

- обеспечение личности и общественности полной и объективной информацией о состоянии и развитии социума в регионе;

- предоставление необходимой информации для взаимодействия структур власти, СМИ и общества;

- повышение массовой информационной культуры населения;

- формирование актуальной информационной повестки дня.

Коммуникативная функция:

- интенсификация информационного обмена, развитие интерактивной и мобильной коммуникации различных субъектов информационной политики;

- регулирование общественных отношений и взаимодействий личности, общества, органов власти и средств массовой информации;

- установление диалоговой модели региональной информационной политики;

- расширение информационной деятельности СМИ и форм коммуникации;

- защита интересов регионального рынка массовой информации и содействие развитию местных СМИ;

- недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ;

- коллективное обсуждение актуальных региональных проблем;

- гармонизация коммуникации между различными слоями общества для его объединения.

Аксиологическая (ценностно-ориентированная) функция:

- формирование и развитие культурного и духовного потенциала региона, сохранение и укрепление нравственных и гуманистических ценностей и традиций среди местного населения;

- стимулирование информационными средствами развитие личности, населения и региона;

- усиление роли духовного фактора и общественных ценностей в региональном сообществе;

- содействие культурному и языковому разнообразию.

Таким образом, все перечисленные управленческие функции отражают содержание процесса управления региональной информационной политикой и создают благоприятные условия для эффективного взаимодействия всех ее субъектов, ориентируют их на использование технологий обратной связи, превращают население из пассивной массы, потребляющей информацию в равноправного участника социальных взаимодействий. Следовательно,

органы региональной власти играют ведущую роль не только в разработке, но и в практической реализации информационной политики как многофункциональной комплексной задачи регионального управления.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что концептуальные основы управления региональной информационной политикой должны включать в себя стратегию, методологические подходы, закономерности, принципы и функции управления.

На наш взгляд, избранная методологическая ориентация разработки и реализации концепции управления региональной информационной политикой в своей основе объединяет продуктивные составляющие, которые представлены в современных научных исследованиях, посвященных проблемам управления государственной информационной политикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Горбов Н.М. Управление социально-экономическими системами: методология, теория, практика. - Брянск, БГУ, 2016.

2. Далаева Ю.Д. Информационная власть в политической системе России/ Автореф. дис. ...канд. полит. наук. - Москва, 2012.

3. Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. Современные закономерности, принципы, задачи и механизмы регионального управления//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 3 (141).Экономика. Вып. 19. С. 47-56.

4. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М: МИФИ, 2003.

5. Нисневич Ю.А. Системный подход в государственной информационной политике// НТИ. Сер.1. Организация и методика информационной работы. - 2000. - №5.

6. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М.: Изд-во РАГС, 2001.

7. Судоргин О. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант// Власть. 2009.№ 8.

8. Юсупов Р., Заболотский В., Наумов В., Демидов А. О концептуальных основах региональной информационной политики// Информационные ресурсы России. 2007. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.