Научная статья на тему 'Государственная информационная политика и система подготовки специалистов по связям с общественностью'

Государственная информационная политика и система подготовки специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
319
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИАЛОГ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PUBLIC RELATIONS / PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / DIALOGUE BETWEEN THE GOVERNMENT AND SOCIETY / THE LEVEL SYSTEM OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Угрюмов Владимир Борисович

В статье рассматриваются основные этапы и особенности развития системы подготовки специалистов по связям с общественностью для работы в сфере государственного и муниципального управления. Выделение этапов обусловлено тенденциями развития государственной информационной политики РФ, профессионального института public relations, а также образовательной системы. Особое внимание автор уделяет работе кафедры связей с общественностью СЗАГС как одной из основных площадок подготовки специалистов такого профиля в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Information Policy and the System of Training of the Specialists for Public Relations

The article examines the main stages and features of the training system for specialists in public relations to work in public and municipal administration. Stages are defined due to the trends in the State Information Policy of the Russian Federation, in the professional institute of public relations, in the educational system. Special attention is paid to the department of public relations of the North-West Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration as one of the main institutions for training such specialists in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Государственная информационная политика и система подготовки специалистов по связям с общественностью»

Владимир Борисович УГРЮМОВ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР - ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ТЕЛЕКАНАЛА «100 ТВ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

В. Б. Угрюмов работает в Северо-Западной академии государственной службы с 2006 г.

Сфера научных интересов: связи с обществен-

В. Б. Угрюмов возглавлял Управление общественных связей Законодательного собрания Санкт-Петербурга (1996-2000 гг.).

С 2008 по 2010 г. работал председателем комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.

В. Б. Угрюмов V. B. Ugryumov

Государственная информационная политика и система подготовки специалистов по связям с общественностью

State Information Policy and the System of Training of the Specialists for Public Relations

ключевые слова;

cвязи с общественностью, государственное и муниципальное управление, диалог власти и общества, уровневая система образования, информационно-коммуникативные технологии

KEY WORDS:

public relations, public and municipal administration, dialogue between the government and society, the level system of education, information and communication technology

В статье рассматриваются основные этапы и особенности развития системы подготовки специалистов по связям с общественностью для работы в сфере государственного и муниципального управления. Выделение этапов обусловлено тенденциями развития государственной информационной политики РФ, профессионального института public relations, а также образовательной системы. Особое внимание автор уделяет работе кафедры связей с общественностью СЗАГС как одной из основных площадок подготовки специалистов такого профиля в Санкт-Петербурге.

The article examines the main stages and features of the training system for specialists in public relations to work in public and municipal administration. Stages are defined due to the trends in the State Information Policy of the Russian Federation, in the professional institute of public relations, in the educational system. Special attention is paid to the department of public relations of the North-West Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration as one of the main institutions for training such specialists in St. Petersburg.

Общеизвестный афоризм «Кто владеет информацией, тот владеет миром» в конце XX в. превратился в основной принцип управления, поскольку в современном мире информация и коммуникации играют ведущую роль в определении стратегии и тактики развития государств, корпораций, фирм.

Вступление развитых стран в информационную стадию развития

и ускорение процесса глобализации привело к глубоким изменениям соотношения понятий «информация», «коммуникация», «власть» и «управление». Информация получила статус основного стратегического ресурса развития. Коммуни-

| Одним из способов преодоления недоверия, непонимания и разрыва между властью и населением во всем мире считают технологии связей с общественностью. Растущая потребность в квалифицированных специалистах по связям с общественностью (в первую очередь -в органах государственной власти) напрямую связана с развитием системы их профессиональной подготовки.

кация превратилась в основную форму взаимодействия и взаимовлияния в политике. Изменилось и соотношение видов власти, резко возросло значение информационной власти как формы контроля за общественным сознанием в основных медиативных сферах [10].

Нарастающая глобализация и информатизация человеческой жизнедеятельности вызвали к жизни и выдвинули на первый план целый ряд новых профессий. Специалисты в области коммуникаций осуществляют управление информационно-коммуникативной сферой деятельности государственных органов, организаций и предприятий, управляют взаимоотношениями организаций со средствами массовой информации, влияют на общественное сознание.

Одна из таких сфер деятельности - public relations (связи с общественностью). Традиционно принято считать, что первые специалисты в области public relations появились в США, где уже в конце XIX в. политиками и государственными деятелями были приняты на вооружение технологии работы с общественным мнением. Потому и классическим определением содержания данной профессии мы обязаны американским исследователям. Словосочетание «связи с общественностью» является

172

! итогом калькирования термина

о public relations, впервые вве-£ денного в политический лексикон

о в 1807 г. третьим американским

со

о президентом Томасом Джеф-Ц ферсоном в его «Седьмом обращении к Конгрессу». В настоящее время ученые констатируют существование массива дефиниций «связи с общественностью». В специальных словарях данный термин начинает появляться с 1948 г. Новый международный словарь Уэбстера предлагает следующее определение public relations: «Содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, обмена информацией и оценки общественной реакции» [6, с. 6].

Другой видный специалист в области теории и практики связей с общественностью Сэм Блэк следующим образом определил данное понятие: «Public Relations - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (цит. по: [9, с. 5]).

Вполне естественно, что процессы расширения гражданских прав и свобод, вовлечения все большего числа граждан в политическую и общественную жизнь

общества способствовали тому, что связи с общественностью стали занимать важное место и в сфере государственного и муниципального управления. Впервые правительственные службы по связям с общественностью появились в США. Их основной функцией было информирование американских граждан о деятельности правительства и других государственных органов. С развитием средств массовой информации задачи, которые должны были решать правительственные службы по связям с общественностью, усложнялись. Перед ними стояли задачи формирования имиджа органов власти и управления, достижения общественного согласия по важным вопросам общественного бытия посредством налаживания диалога между властью и гражданами, между бизнесом и властью, между различными общественными, политическими и социальными группами.

В современной России специалисты по связям с общественностью также весьма востребованы. Уже в 1990-е гг. в нашей стране начали работать первые службы по связям с общественностью. Появление таких служб в российских органах государственной власти было обусловлено целым рядом причин: расширением демократических процедур в жизни общества, по-

173

§ ляризацией политических сил § общества, необходимостью ин-| формировать граждан о дея-^ тельности правительства и мест-=? ных властей.

ш

2 Отечественная исследова-I тельница Г. Н. Татаринова так § описывает этот исторический I период. «Первым внешним про-§ явлением демократизации госу-У дарственного управления на I территории бывшего СССР стало £ введение должности пресс-сек-I ретаря (создание пресс-службы) § у первых лиц: Генерального сек-^ ретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, | у первых секретарей обкомов | КПСС. Хотя их обязанности сво-| дились в основном к написанию ^ текстов речей и статей лидеров, 1 организации встреч с прессой, | заслуживает внимания само ^ стремление руководителей со-I ветского периода к открытости. § “Перестройка”, "гласность” -| эти слова становятся символами е преобразований в стране, они | даже не требуют перевода при | общении с иностранцами. В оп-£ ределенном смысле это была | РР-кампания, проходившая поч-^ ти стихийно, без четкого управ-^ ляющего начала. Она позволила

1 всему миру по-новому взглянуть £ на Россию» [14, с. 23].

^ В 1990-е гг. социологические “ исследования фиксировали недовольство граждан деятельностью органов государственной власти в условиях рыночной

экономики и несоответствие результатов реформ «социальным ожиданиям». В течение всего периода 1990-х гг. уровень поддержки всех ветвей власти населением оставался весьма невысоким: в целом только 1-10% выразили свое полное одобрение новым российским властям, 25-40% - частичное одобрение, 35-50% действия властей не одобрили, 10-20% затруднились ответить [10, с. 484]. Системный кризис привел к потере доверия ко всем институтам власти. Политическая и бизнес-элиты стали искать пути достижения социального консенсуса, позволяющего перейти от стихии рынка и многовластия к стабильному и устойчивому развитию.

Одним из способов преодоления недоверия, непонимания и разрыва между властью и населением во всем мире считают применение технологий связей с общественностью. Мировой опыт осуществления коммуникаций между государством и населением оказался востребованным и в нашей стране. Растущая потребность в квалифицированных специалистах по связям с общественностью (в первую очередь - в органах государственной власти) напрямую была связана с развитием системы их профессиональной подготовки. Высшие учебные заведения страны уже в 1990-е гг. отклик-

174

| нулись на потребность государ-

о ства и общества в специалистах £ по связям с общественностью.

о К концу 1990-х гг. более 60

со

о вузов страны получили лицен-Ц зии на подготовку РР-специали-стов. Основной базой стали факультеты и отделения журналистики. Характерно, что вскоре стали готовить РР-менов и гуманитарные кафедры технических вузов, а также негосударственные вузы [14, с. 26].

В этот период активно формируются вузовские научные школы по проведению исследований в области коммуникаций и подготовке специалистов по связям с общественностью для работы в различных сферах экономики и управления. В Санкт-Петербурге одна из первых научных школ такого рода появилась в 1992 г. на кафедре информационных процессов в обществе и культурологии Северо-Западной академии государственной службы. Первоначально преподаватели кафедры в рамках специализации обучали технологиям связей с общественностью студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». Это и обусловило отличительную особенность работы данной кафедры по сравнению с деятельностью аналогичных кафедр в других петербургских вузах: изучение процессов осуществления коммуникации в ор-

ганах власти и управления и подготовку специалистов по связям с общественностью для работы в сфере государственного и муниципального управления.

Основными критериями готовности выпускников вузов работать в сфере связей с общественностью в тот период были навыки: журналистской работы, проведения мероприятий для разных групп общественности, исследовательско-аналитической деятельности. Соответственно, важным элементом образовательного процесса с первых дней работы кафедры была тесная связь с практикой журналистской и PR-деятельности. На протяжении всего времени работы кафедры среди ее преподавателей были известные журналисты и государственные служащие. Например, в разные годы на кафедре работали: С. Ю. Агапитова (ранее ведущая ряда телевизионных авторских программ, ныне уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге), А. И. Веретин (президент Ассоциации специалистов пресс-служб и служб public relations Санкт-Петербурга и Ленинградской области, начальник пресс-центра правительства Ленинградской области в 199б-200б гг., заместитель генерального директора ОАО «Кольцевая автомобильная дорога - Ленобласть» с 200б г.) и др.

175

§ Преподаватели кафедры со-§ вместно со студентами создали | ряд интересных научно-при-^ кладных и публицистических из-| даний. Среди них журнал «РР-

2 диалог» - одно из первых про-I фессиональных периодических § изданий в сфере связей с обще-

0 ственностью - выпускался со-§ вместно с факультетом журналі листики Санкт-Петербургского ё государственного университета, £ справочник «Пресс-службы § Санкт-Петербурга и Северо-За-§ падного региона»(выходил с не-^ которыми временными интерва-| лами с 1993 по 2005 г.), корпо-§ ративная газета академии «Госу-§ дарственная служба». В этот пе-^ риод возглавлял кафедру доктор

1 филологических наук, профес-! сор, член Союза журналистов ^ Л. Э. Варустин.

1 В начале 2000-х гг. проводи-§ мая в России государственная | политика приобретает новое нае правление - создание системы | информационного взаимодей-| ствия органов власти и населено ния. Так, например, было приня-| то Постановление Правительст-^ ва РФ «Об обеспечении доступа ^ к информации о деятельности

1 Правительства РФ и федерал ь-§ ных органов исполнительной ^ власти» № 98 от 12 февраля ^ 2003 г., в котором содержался перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнитель-

176

ной власти, обязательных для | размещения в информационных о системах общего пользования. £ Информирование граждан стра- о ны об изменениях в законода- о тельстве было признано приори- Ц тетной задачей государственной политики, которая реализовывалась при помощи официальных сайтов органов исполнительной власти. Аппарату Правительства РФ и федеральным органам исполнительной власти было предписано своевременно и регулярно размещать перечисленные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.

Несмотря на попытки усилить технико-технологическое направление государственной политики на этом этапе - использование компьютерных технологий, создание сайтов, деятельность специализированных информационных служб (пресс-служб, информационно-аналитических центров) и др. - уровень донесения информации о деятельности правительства и органов управления до населения оставлял желать лучшего.

В этот период большинство российских граждан имело смутные представления о деятельности властных институтов, о проводимой административной реформе и сомневалось в ее успехе. Так, лишь 15,9% считали, что

реформа изменит жизнь к лучшему; 49,3% полагали, что реально ничего не изменится, 10,8% были убеждены, что жизнь станет хуже. Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение», показывают: сегодня для большинства россиян чиновники - это группа со своими корпоративными и противоречащими народным интересами, своим стилем жизни, подразумевающим безделье на работе. Группа, обладающая множеством льгот, роскошными праздниками за государственный счет и другими атрибутами «красивой жизни». Сравнивая современных госслужащих и тех, кто занимал их посты в советское время, почти половина респондентов (46%) говорят об ухудшении работы представителей бюрократии. Каждый пятый (19%) считает, что качество деятельности высшего чиновничества не изменилось, и только 14% говорят об изменениях к лучшему, но даже среди последних две трети убеждены, что власти берут взятки больше и чаще, чем 15-20 лет тому назад. Как следствие недоверия - 27% россиян испытывают ностальгию по прежнему строю и хотят жить в Советском Союзе1. Один из важных факторов недоверия и неэффективности аппарата

1 См.: Известия. 2005. 11 февраля.

в представлении населения -отсутствие у граждан возможности влиять на решения властей.

В соответствии с изменениями в государственной информационной политике меняются и некоторые условия подготовки специалистов по связям с общественностью. В 2003 г. профессия специалиста по связям с общественностью постановлением министерства труда и социального развития была внесена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Вместе с тем, потребность органов государственной власти и местного самоуправления в специалистах коммуникационного профиля продолжала расти. Изменились и требования к подготовке данных специалистов. Особую актуальность приобретает формирование у специалистов таких навыков, как умение видеть и решать задачи управления системно, владеть сложными научными методами исследования.

Новый этап деятельности кафедры соответствовал общим тенденциям развития специальности «Связи с общественностью» и новым направлениям деятельности органов государственной власти и управления.

В 2003 г. в Северо-Западной академии государственной служ-

177

§ бы была создана кафедра «Свя-§ зи с общественностью», а также | открыт прием по специальности ^ «Связи с общественностью». | В 2007 г. кафедру возглавил

2 доктор исторических наук, про-

I фессор С. Ю. Чимаров.

§ Современный период работы ° кафедры характеризуется как

0 сохранением заложенных ранее У традиций подготовки специали-ё стов в сфере связей с общему ственностью, так и некоторыми

1 новшествами.

§ Преподаватели кафедры ведут ^ серьезную работу по подготовке | учебно-методических материа-§ лов, учебных пособий и моногра-| фий, способствующих повыше-^ нию эффективности усвоения

1 учебного материала студентами. | В настоящее время все дисцип-^ лины, закрепленные за кафед-

I рой, имеют стопроцентное учеб-§ но-методическое обеспечение. | Консультантом по учебно-мето-е дическим разработкам кафедры | в течение целого ряда лет явля-| ется кандидат философских на-£ ук, доцент Л. Т. Станкевич.

| Сегодня на кафедре продолжа-^ ют преподавать практики, рабо-^ тающие в сфере массовых комму-

II никаций, - Р М. Герасимов, ведусь щий и редактор программы «От-^ крытая студия» ТРК «Петер-“ бург-Пятый канал», и автор настоящей статьи.

Кафедра «Связи с общественностью» ведет большую

!78

научно-исследовательскую ра- | боту, в основе которой лежат освоение и развитие системных современных знаний о профессии РР-специалиста, управление общественными отношениями, анализ и оценка процессов и закономерностей практического применения информационных технологий. Важным направлением в работе кафедры является консультирование специалистов органов власти и управления по вопросам осуществления коммуникаций. Следует выделить следующие наиболее крупные научные исследования: мониторинг муниципальных средств массовой информации (на примере печатных изданий муниципальных образований Санкт-Петербурга), информационное взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением, антикризисные технологии РР-деятельности [см.: 1; 2; 17].

Кроме того, ученые кафедры ведут теоретические изыскания и по другим направлениям ком-муникативистики: теория комму-нитаризма [5; 7], имиджмейкинг [3], нейролингвистическое программирование в связях с общественностью [12]. Основные результаты работы представлены в подготовленных преподавателями кафедры монографиях [16], научных статьях (см.: [4; 5; 12;

15; 16; 18; 19]), учебных пособиях [8; 11; 13].

В научно-исследовательской о деятельности кафедры «Связи о с общественностью» активное ^ участие принимают студенты. СЗАГС является действительным членом Северо-Западного отделения Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), что позволяет студентам сотрудничать со студенческой секцией РАСО, принимать участие в профессиональных конкурсах по связям с общественностью («Хрустальный апельсин», «Серебряный лучик», РгоЬа).

На кафедре связей с общественностью работает студенческий научный кружок - РР-с1иЬ. Основными задачами деятельности научного кружка является мотивирование студентов к самостоятельным научным изысканиям (что чрезвычайно важно для их дальнейшей практической деятельности), к подготовке и публикации научных статей, к участию и выступлению в профессиональных конкурсах. Студенты академии неоднократно награждались дипломами и призовыми местами на различных конкурсах и деловых играх: деловая игра «РР в творческой сфере: продвижение спектаклей Алек-сандринского театра»; межвузовский конкурс студенческих

научных работ (СЗАГС-2008). Эти виды деятельности играют важную роль в профессиональной подготовке будущих специалистов по связям с общественностью. На протяжении ряда лет руководит научным студенческим кружком кандидат социологических наук, доцент С. А. Левина.

Практические навыки и умения, приобретаемые студентами, обучающимися по специальности «Связи с общественностью», позволяют им становиться успешными и востребованными на рынке труда специалистами в сфере профессионального общения и деловой коммуникации. Среди выпускников кафедры: А. А. Малькевич - генеральный директор, главный редактор канала, известный российский журналист, лауреат множества журналистских конкурсов, член правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Е. Горшенина - корреспондент «Пятого канала»; Н. В. Горбатова - кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью, научный сотрудник научно-организационного отдела СЗИ РАНХиГС.

На современном этапе совершенствование методик подготовки специалистов в сфере связей с общественностью для органов государственной влас-

179

§ ти и местного самоуправления § по-прежнему неразрывно свя-| зано с тенденциями, наблюда-^ ющимися в государственной | информационной политике,

2 российской образовательной

I системе, самой специальности

со

£ «Связи с общественностью». Во

С

О многом эти тенденции схожи.

0 Превалирующим трендом во У взаимодействии власти и об-ё щества сегодня стало внедре-£ ние двусторонней симметрич-

1 ной коммуникации, направлен-§ ной на быстрое получение ин-^ формации государственными | чиновниками напрямую от на-§ селения, а также установление § обратной связи с гражданами ^ в ответ на их информационные

1 запросы. Повышению опера-| тивности общения власти и об-^ щества способствуют новые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 информационные сервисы -§ персональные сайты, блого-| сфера, твиттер, электронные е СМИ. Эти же тенденции одно-| временно проявляются и в раз-| витии специальности «Связи £ с общественностью».

| Квалифицированный и эф-^ фективный специалист комму-^ никативного профиля обязан ! сегодня владеть навыками ра-§ боты с общественностью по-^ средством электронных инстру-“ ментов. Отдельно несколько слов стоит сказать о развитии российской системы образования. Основной вектор в ее раз-

витии направлен на внедрение уровневой системы высшего образования в России. Все это выдвигает новые перспективные направления работы кафедры «Связи с общественностью» уже в новом учебном году:

- активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий, что позволит обучающимся приобрести уверенные навыки работы с электронными средствами коммуникации;

180

| - поддержание устоявшейся

о на кафедре традиции - тесная £ связьтеорииипрактики; о - разработка новых учебно-о методических материалов для ^ подготовки бакалавров по на° правлению «Реклама и связи с общественностью»;

- выработка новых направлений научно-исследовательской работы с тематикой, соответствующей современным тенденциям развития коммуникаций.

1. Васецкий А. А., Левина С. А. Мониторинг муниципальных средств массовой информации (на примере печатных изданий муниципальных образований Санкт-Петербурга) // Управленческое консультирование. 2007. № 2. С. 97-106.

2. Васецкий А. А., Левина С. А., Ястребова Е. Ю. Формы информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением // Управленческое консультирование. 2007. № 3. С. 152-167.

3. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 75-84.

4. Востряков Л. Е., Чириков Е. П. Администраторы культуры об управленческом профессионализме: некоторые результаты компаративного исследования // Научные труды СЗАГС. 2010. Т. 1. Вып. 1. С. 137-144.

5. Герасимов Р. М. Проявление идей коммунитаризма в современном российском обществе и их отражение в СМИ // Научные труды СЗАГС. 2011. Т. 2. Вып. 1 (2). С. 258-262.

6. Иванченко Г. В. Реальность Паблик рилейшнз. М., 1999.

7. Мельник Г. С. Современная журналистика в контексте коммунитаризма // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 96-104.

8. Левина С. А. Маркетинговые исследования в связях с общественностью. СПб.: Издательство СЗАГС, 2010.

9. Ньюсом Д., Терк Дж., Крукеберг Д. Все о РР. Теория и практика паблик рилейшнз. М., 2001.

10. Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология. М., 2002.

11. Сосновская А. М. Деловая коммуникация. СПб.: Издательство СЗАГС, 2010.

12. Станкевич Л. Т., Горбатова Н. В. Административная реформа России как процесс формирования диалога государственной власти и общества // Управленческое консультирование. 2005. № 3. С. 197-211.

13. Стегарев С. Т. Теория и практика массовой информации. СПб.: Издательство СЗАГС, 2010.

14. Татаринова Г. Н. Управление общественными отношениями. М., 2003.

15. Чимаров С. Ю. Нейролингвистическое программирование: история и инструментарий // Управленческое консультирование. 2007. № 1. С. 107-178.

16. Чимаров С. Ю. Российский опыт организации связей с общественностью в условиях экономического кризиса начала XXI века // Научные труды СЗАГС. 2011. Т. 2. Вып. 1. С. 245-258.

17. Чимаров С. Ю., Горбатова Н. В., Добычина И. Е. Антикризисный РР: теория и практика. СПб.: Издательство СЗАГС, 2011.

18. Ястребова Е. Ю. От «Статута королевы Анны» (1710 г.) к Бернской конвенции (1886 г.): историко-правовой аспект развития авторского права в Западной Европе // Управленческое консультирование. 2007. № 2. С. 199-205.

19. Ястребова Е. Ю. Правовая компетенция органов местного самоуправления по размещению наружной рекламы // Управленческое консультирование. 2007. № 1. С. 97-105.

REFERENCES -------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Vasetskiy A. A., Levina S. A. Monitoring munitsipalnykh sredstv massovoy informatsii (na primere pechatnykh izdaniy munit-sipalnykh obrazovaniy Sankt-Peterburga // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 2. S. 97-106

181

2. Vasetskiy A. A., Levina S. A., Yastrebova E. Yu. Formy informatsionnogo vzaimodeystviya organov mestnogo samoupravleniya s organami gosudarstvennoy vlasti i naseleniem // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 3. S. 152-167

3. Vinogradova S. M., Melnik G. S. Vneshnepoliticheskiy imidzh Rossii v mediynom prostranstve postkrizisnogo perioda // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3. S. 75-84

4. Vostriakov L. E., Chirikov E. P Administratory kultury ob upravlencheskom professionalizme: nekotorye rezultaty kompara-tivnogo issledovaniya // Nauchnye trudy SZAGS. 2010. T. 1. Vyp. 1. S. 137-144.

5. Gerasimov R. M. Proyavlenie idey kommunitarizma v sovremennom rossiyskom obschestve i ikh otrazhenie v SMI // Nauchnye trudy SZAGS. 2011. T. 2. Vyp.1 (2). S. 258-262.

6. Ivanchenko G. V. Realnost Pablik rileyshnz. M., 1999.

7. Melnik G. S. Sovremennaya zhurnalistika v kontekste kommunitarizma // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2011. № 2.

S. 96-104.

8. Levina S. A. Marketingovye issledovaniya v svyazyakh s obschestvennostyu. SPb.: Izdatelstvo SZAGS, 2010.

9. Nyusom D., Terk Dzh., Krukeberg D. Vse o PR. Teoriya i praktika pablik rileyshnz. M., 2001.

10. Smorgunov L. V. Sovremennaya sravnitelnaya politologiya. M., 2002.

11. Sosnovskaya A. M. Delovaya kommunikatsiya. SPb.: Izdatelstvo SZAGS, 2010.

12. Stankevich L. T., Gorbatova N. V. Administrativnaya reforma Rossii kak protsess formirovaniya dialoga gosudarstvennoy vlasti i obschestva // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2005 № 3. S. 197-211.

13. Stegarev S. T. Teoriya i praktika massovoy informatsii. SPb.: Izdatelstvo SZAGS, 2010.

14. Tatarinova G. N. Upravlenie obschestvennymi otnosheniyami. M., 2003

15. Chimarov S. Yu. Neyrolingvisticheskoe programmirovanie: istoriya i instrumentariy // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 1. S. 107-178.

16. Chimarov S. Yu. Rossiyskiy opyt organizatsii svyazey s obschestvennostyu v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa nachala XXI veka // Nauchnye trudy SZAGS. 2011. T. 2. Vyp. 1. S. 245-258.

17. Chimarov S. Yu., Gorbatova N. V., Dobychina I. E. Antikrizisnyy PR: teoriya i praktika. СПб.: Izdatelstvo SZAGS, 2011.

18. Yastrebova E. Yu. Ot “Statuta korolevy Anny” (1710 g.) k Bernskoy konventsii (1886 g.): istoriko-pravovoy aspekt razvitiya avtorskogo prava v Zapadnoy Evrope // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 2. S. 199-205.

19. Yastrebova E. Yu. Pravovaya kompetentsiya organov mestnogo samoupravleniya po razmescheniyu naruzhnoy reklamy // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 1. S. 97-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.