Научная статья на тему 'О «Лаборатории правового обеспечения государственного строительства»'

О «Лаборатории правового обеспечения государственного строительства» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LAW FACULTY / NORTH-WEST ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION / HIGHER JURIDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старовойтов Александр Александрович

Автор описывает историю создания юридического факультета Северо-Западной академии государственной службы, основные направления и результаты его деятельности, а также задачи, стоящие перед сотрудниками факультета на современном этапе развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About "the Laboratory of the Legal Support of State-Building"

The author describes the history of the Law Faculty of the North-West Academy of Public Administration, the main directions and results of its activity, as well as challenges faced by faculty employees at the present stage of country development.

Текст научной работы на тему «О «Лаборатории правового обеспечения государственного строительства»»

Сфера научных интересов: организация исполнительной власти в РФ и ее субъектах, проблемы взаимодействия с законодательной ветвью власти и местным самоуправлением.

Основные научные публикации:

• Старовойтов А. А. Административно-правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации: монография. СПб.: Издательство СЗАГС, 2005. - 206 с.

• Старовойтов А. А. Правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа: монография. СПб.: Издательство СЗАГС, 2005. - 312 с.

• Старовойтов А А. Взаимодействие административной реформы и науки административного права: теоретико-правовые аспекты // Управленческое консультирование. 2008. № 1. С. 98-107.

• Старовойтов А А. К вопросу о конституционном характере административной реформы // Управленческое консультирование. 2011. № 1. С. 15-25.

• Старовойтов А. А. Проблемы организационноправовых форм органов исполнительной власти в практике правового регулирования субъектов РФ // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. VIII. Вып. 1 (29). С. 275-289.

• Старовойтов А. А. Резервы административной реформы: проблемы науки и практики // Научные труды СЗАГС. 2011. Т. 2. Вып. 1. С. 102-106.

А. А. Старовойтов награжден орденом «Знак Почета», медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», Почетным дипломом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Почетным золотым знаком Северо-Западной академии государственной службы.

С 1992 по 1997 г. А. А. Старовойтов являлся председателем юридического комитета при Правительстве Ленинградской области.

Александр Александрович СТАРОВОЙТОВ

ДЕКАН ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ

ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

Как научный руководитель подготовил 12 кандидатов юридических наук.

А. А. Старовойтов A. A. Starovoitov

О «лаборатории правового обеспечения государственного строительства»

About “the Laboratory of the Legal Support of State-Building”

ключевые слова;

юридический факультет, Северо-Западная академия государственной службы, высшее юридическое образование

Автор описывает историю создания юридического факультета Северо-Западной академии государственной службы, основные направления и результаты его деятельности, а также задачи, стоящие перед сотрудниками факультета на современном этапе развития страны.

KET words:

Law Faculty, North-West Academy of Public Administration, higher juridical education

The author describes the history of the Law Faculty of the North-West Academy of Public Administration, the main directions and results of its activity, as well as challenges faced by faculty employees at the present stage of country development.

Празднование любого юбилея всегда служит хорошим поводом оглянуться назад, осмыслить пройденное, оценить настоящее, попробовать заглянуть в будущее. Все это в полной мере относится и к дате, которую в мае 2011 г. отметил юридический факультет Северо-Западной академии государственной службы - _

15 лет с момента образования. Следует подчеркнуть, что необходимость создания факультета осознавалась руководством академии и раньше, поскольку потребность в юридических кадрах в начале 1990-х гг. носила просто взрывной характер. Но одно дело понимать особенность социально-экономической ситуации и новые вызовы времени, другое - создать в рам-

ках действующего вуза новый научно-образовательный комплекс. Необходимы были помещения, библиотечное обеспечение, а главное, кадры, не только знающие свой предмет и умеющие донести его до студента, но и осознающие стратегическую миссию СевероЗападной академии государ-

Приоритетными направлениями остаются совершенствование фундаментальной подготовки выпускников, что отвечает традициям петербургской школы права, профессиональное саморазвитие профессорско-преподавательского состава, повышение научного творчества кафедр, связанное с проведением научных исследований, имеющих значение для практики функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

ственной службы. Времени на решение этих вопросов было не много, и 15 мая 1996 г. вышел приказ ректора СЗАГС В. В. Чубин-ского-Надеждина о создании юридического факультета.

58

На начальном этапе становления факультета было особенно трудно: не хватало помещений, преподавателей, были трудности с набором. Весь учебный процесс практически строился на базе двух межфакультетских кафедр: частно-правовых дисциплин (заведующая профессор Л. И. Антонова) и публичноправовых дисциплин (заведующая профессор К. А. Моралева). Эти две энергичные женщины, ученые, талантливые педагоги, по праву считаются создателями юридического факультета. Не случайно Людмиле Ивановне Антоновой присвоены почетные звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», а Кире Анатольевне Моралевой -почетное звание «Заслуженный работник высшей школы».

Со временем к преподаванию удалось привлечь новых высокопрофессиональных специалистов: преподавателей, которые пришли из других вузов города, а также опытных практических работников городской администрации, областной администрации и правоохранительной системы. С открытием аспирантуры, началом работы диссертационных советов началась подготовка собственных научных кадров. Сегодня 81 % препода-

вателей факультета имеют ученые степени докторов и кандидатов юридических наук. Следует отметить, что декан факультета, заместители декана по учебной и научной работе защищали свои работы в диссертационном совете по юридическим наукам СЗАГС.

Становление структуры факультета происходило все эти годы. В 1997 г. была создана кафедра теории государства и права, которую возглавил Г. Г. Бернацкий (сегодня кафедрой руководит профессор С. Л. Сергевнин), в 1998 г. -кафедра административного права (заведующий - профессор А. А. Старовойтов) и кафедра уголовного права. К этому времени кафедра частноправовых дисциплин была преобразована в кафедру гражданского и трудового права, а чуть позднее, с приходом на факультет профессора В. П. Кириленко, была выделена кафедра конституционного права, которою он и возглавил.

Но и сегодня нельзя сказать, что процесс структуризации факультета завершился. В 2010 г. кафедра конституционного права была реорганизована путем разделения на кафедру конституционного права (заведующая профессор Л. Б. Ески-на) и международного и гуманитарного права (заведующий

профессор В. П. Кириленко). Таким образом, сегодня на факультете действуют шесть кафедр. Нет сомнения, что процесс этот будет продолжаться, поскольку факультет в своей деятельности тесно связан с современными тенденциями, направленными на более углубленную специализацию профессиональной подготовки юристов и развитие двухуровневой системы образования. Способность оперативно реагировать на вызовы времени - одно из необходимых условий развития факультета.

В ответ на поставленную Президентом РФ задачу усиления оказания правовой помощи незащищенным слоям населения на факультете была создана и второй учебный год функционирует на базе администрации муниципального образования юридическая клиника, которой руководит доцент кафедры гражданского и трудового права О. Б. Шубина.

Термин «клиника», в обычном своем значении звучащий тревожно, использован здесь в несколько непривычном контексте - в отношении бесплатной юридической помощи, и приобретает, таким образом, положительное звучание.

Деятельность клиники направлена на приобретение новых навыков студентами, кото-

59_

< рые проявляются в умении рабо-

0 тать в группе, взаимодейство-5 вать с другими людьми, в реше-° нии нестандартных задач.

^ Согласно ст. 48 Конституции ° РФ каждому гражданину гаран-| тируется право на получение £ квалифицированной юридиче-

< Г-»

е? ской помощи. В случаях, преду-£ смотренных законом, юридиче-

1 ская помощь оказывается бес-г платно.

а В целях более активного при-

ш

£ влечения студентов старших кур° сов к этому проекту мы планиру-§ ем ввести работу в клинике | в учебный процесс как форму Еь производственной практики. «Ё Кстати, общение с «клинициста-§ ми» показывает, что студенты ^ в значительной степени меняют § свои представления о социаль-■§ ной важности профессии юрис-° та, что напрямую отражается на § качестве их учебы.

Отметим, что перспективы развития факультета вырабатываются в процессе обсуждения с членами Ученого совета, дискуссий с коллегами по факультету, нередко носящих острый характер, и связаны с появлением новых социально значимых ориентиров в системе высшего образования. Сегодня они определены Стратегическим планом развития РАНХиГС, а также требованиями коренного изменения образовательной парадигмы.

Однако при всех образовательных новациях приоритетными направлениями остаются совершенствование фундаментальной подготовки выпускников, что отвечает традициям петербургской школы права, профессиональное саморазвитие профессорско-преподавательского состава, повышение научного творчества кафедр, связанного с проведением научных исследований, имеющих значение для практики функционирования органов государственной власти и местного самоуправления (см. напр.: [1; 2; 4; 5; 6; 7; 8]). Для этих целей необходимо переформатировать «лабораторию правового обеспечения государственного строительства». В этой связи на первом месте будет стоять вопрос, связанный с разработкой и внедрением механизма постоянного самоанализа качества профессиональной подготовки специалистов на факультете, с внутренней и внешней экспертизой результатов осуществляемых нововведений и с соответствующей оперативной корректировкой учебных программ. Без этой «тонкой настройки» развития быть не может.

К примеру, кафедра международного и гуманитарного права появилась в академии не случайно. Нашим государством

60_

2 признаются общепризнанные | принципы и нормы междуна-£ родного права, отсюда возрас-5 тает роль и значение междуна-

2 родно-правовых институтов, обеспечивающих защиту прав

I и законных интересов челове-^ ка и гражданина [3]. Современ-| ный юрист должен знать закори нодательство в этой сфере | и уметь оказывать гражданам ^ необходимую помощь. Но какое-то время это направление не было системно обеспечено, отсюда и появилась необходимость создания кафедры, которая могла бы собрать специалистов и сосредоточиться на решении возникшей проблемы.

При определении состава кафедры учитывалось, что преподаватели должны владеть иностранными языками и иметь навыки преподавания учебных дисциплин на иностранных языках. В настоящее время профессорско-преподавательский состав может вести дисциплины на английском, французском, немецком, индонезийском, малайском, китайском, словацком и вьетнамском языках.

Нельзя не учитывать и такой фактор, как мощная конкуренция на рынке подготовки юристов. Наши выпускники должны быть конкурентоспособны - это стратегический момент, связанный с перенастройкой факульте-

_61

та, его более четким самоопре- < делением в системе аналогич- о ных факультетов Северо-Запад- 5 ного региона. °

Следует отметить процесс ак- ^ тивизации сотрудничества юри- ° дического факультета с анало- | гичными факультетами евро- £ пейских вузов, в частности, і Гамбургского университета. е Преподаватели этого универси- | тета, выступавшие с лекциями г перед студентами академии по а тем правовым институтам, ко- ° торым у нас не уделяется доста- ° точное внимание, (к примеру, | по вопросам конкурентного | права ЕС) и сегодня предлага- | ют по данной проблематике -г свои магистерские программы. § Наращиваются связи с фран- ^ цузским Университетом им. § Франсуа Рабле. Однако успех | развития международных свя- ° зей вуза во многом зависит от ^ языковой подготовленности 2 наших студентов. В этой связи важно в студенческом коллективе создать обстановку, которая бы «провоцировала» студента изучать иностранные языки, использовать возможности лингвистического центра нашего вуза, а также французского колледжа и курсов немецкого языка при Гамбургской торгово-промышленной палате.

Следует отметить, что с переходом на подготовку юристов по

программе бакалавриата особое внимание уделяется развитию магистерских программ как высшей форме профессиональной подготовки. Четыре кафедры публичного права разработали программу, аналогов которой в российских вузах нет: окончив магистратуру, выпускники получат специализацию в сфере «юрист публичного права». Также будет осуществляться подготовка специалистов по программам магистратуры в области уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права.

Произошедшие изменения в статусе нашего вуза, как и любые изменения в устоявшихся структурах, всегда влекут за собой определенные плюсы и минусы. Говоря о плюсах, следует сказать, что Академия народного хозяйства -это один из престижнейших вузов России, в свою очередь и Академия государственной службы при Президенте РФ -это мощнейшая образовательная структура с огромным опытом подготовки государственных служащих. Полагаем, что создание такого мощного вуза, как Президентская академия, позволит в перспективе разработать собственные образовательные стандарты и осуществлять подготовку специалистов на более высоком уровне, чем

_62

требует от нас государствен- з ный стандарт. |

Если говорить о минусах, то £

<

они заключаются в том, что вуз, ї в котором обучается 120 тыс. че- I ловек, сложноуправляем, и в свя- | зи с этим могут возникать, осо- | бенно на этапе его становления, ^ определенные управленческие | сложности. т

Независимое интернет-сооб- § щество в прошлом году провело I экспертизу, касающуюся рейтинга дипломов вузов Петербурга с точки зрения работодателя по трем отраслям: экономика, юриспруденция и 1Т-технологии.

В сфере юриспруденции на третьем месте после СПБГУ и Санкт-

Петербургского университета МВД РФ оказался юридический факультет СЗАГС. Следовательно, работодатели высоко оценивают как труд преподавателей юридического факультета СЗАГС, так и знания и компетенции наших студентов. В этой связи можно говорить о том, что Северо-Западная академия государственной службы - вуз со сложившимися традициями, мощным образовательным и научным потенциалом, что позволит в условиях включения вуза в систему РАНХиГС занимать лидирующие позиции в России и Европе по уровню подготовки специалистов.

1. Александрова С. П. Доверительное управление общим фондом банковского управления // Управленческое консультирование. 2010. № 3. С. 71-85.

2. Антонова Л. И., Шакунова Н. Е. Правовой режим служебных произведений // Управленческое консультирование. 2009. № 2. С. 126-131.

3. Коростелев С. В. Правовое регулирование применения силы в международных отношениях в период действия Статута Лиги Наций // Управленческое консультирование. 2010. № 3. С. 86-94.

4. Сергевнин С. Л. О некоторых аспектах современного конституционализма // Управленческое консультирование.

2009. № 4. С. 71-82.

5. Соловьева А. К. Административно-процедурные нормы в системе антикоррупционного законодательства Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2010. № 4. С. 86-92

6. Соловьева А. К. Вопросы правового регулирования отношений на государственной гражданской службе, связанных с заключением служебного контракта // Государственная Служба. Вестник Координационного совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2009. № 1. С. 48-60.

7. Соловьева А. К. Служебный контракт государственного служащего: правовое регулирование // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 28-45.

8. Старовойтов А. А. К вопросу о конституционном характере административной реформы // Управленческое консультирование. 2011. № 1. С. 15-25.

REFERENCES -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Aleksandrova S. P. Doveritelnoe upravlenie obschim fondom bankovskogo upravleniya // Upravlencheskoe konsultirovanie.

2010. №З. S. 71-85.

2. Antonova L. I., Shakunova N. E. Pravovoy rezhim sluzhebnykh proizvedeniy // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. №2.

S. 126-1З1.

3. Korostelev S. V. Pravovoe regulirovanie primeneniya sily v mezhdunarodnykh otnosheniyakh v period deystviya Statuta Ligi Natsiy // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2010. №З. S. 86-94.

4. Sergevnin S. L. O nekotorykh aspektakh sovremennogo konstitutsionalizma // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. №4. S. 71-82.

63

5. Бо1оуеуа А. К. А<Зтт181та1:1упо-рго18е<Зитуе погту V з1з1ете antikorruptsionnogo zakonodatelstva Ро881у8коу Federatsii // Upravlencheskoe konsultiгovanie. 2010. №4. Б. 86-92

6. Soloveva А. К. Уорп^у pгavovogo гeguliгovaniya otnosheniy na gosudaгstvennoy gгazhdanskoy sluzhbe, svyazannykh s zak-lyucheniem sluzhebnogo kontгakta // Gosudarstvennaya Sluzhba. Vestnik Kooгdinatsionnogo soveta ро kadrovym vopгosam, gosudaгstvennym nagгadam i gosudaгstvennoy sluzhbe pгi polnomochnom predstavitele Pгezidenta Rossiyskoy Fedeгatsii v Severo-Zapadnom fedeгalnom okгuge. 2009. №1. Б. 48-60.

7. Soloveva А. К. Б^ЬюЬпуу kontгakt gosudaгstvennogo sluzhaschego: pravovoe гeguliгovanie // Upгavlencheskoe konsul-tirovanie. 2009. №3. S. 28-45.

8. Starovoytov А. А. К voprosu о konstitutsionnom khaгakteгe administгativnoy ге^^у // Upгavlencheskoe konsultiгovanie.

2011. №1. S. 15-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.