Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуканова О.М.

В статье рассмотрены направления государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Описаны формы финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях. Выявлены основные проблемы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ»

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

2. Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.08.1998 № 34н.

3. Просветов Г.И. Управление малым бизнесом: Учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2012. - 320 с.

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros-stat/ru/statistica/enterprise/reform/#.

5. Арнаут М.Н., Сущик Е.В. Первичный учёт, как основа бухгалтерского учёта торговой организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: матер. XIX междунар. науч. практ. конф. - 2014.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

© Цуканова О.М.1

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Волгоград

В статье рассмотрены направления государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Описаны формы финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях. Выявлены основные проблемы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова социально ориентированные некоммерческие организации, государственная поддержка некоммерческих организаций.

По данным Росстата, количество социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) в России к 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось в три раза - с 44009 до 132087 [1]. За последние четыре года в России сложилась и развивается система государственной поддержки СО НКО, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, включая социальную поддержку и защиту граждан,

1 Магистрант.

благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ помимо форм экономической поддержки некоммерческих организаций (ст. 31) предусмотрены четыре направления государственной поддержки СО НКО (ст. 31.1) [2]:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО;

2) предоставление СО НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СО НКО в порядке, установленном законодательством России о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Оказание государственной финансовой поддержки СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством России за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ путем предоставления субсидий [3].

Финансовая поддержка на федеральном уровне осуществляется в трех формах. Во-первых, в форме предоставления субсидий из федерального бюджета в региональный бюджет в целях софинансирования расходных обязательств региона, возникающих при реализации региональных программ поддержки СО НКО. Во-вторых, в форме предоставления общероссийским СО НКО субсидий из федерального бюджета при реализации федеральных программ поддержки СО НКО. В-третьих, в форме предоставления общероссийским СО НКО субсидий из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям.

В 2012-2014 гг. на поддержку СО НКО, оказываемую Минтрудом и Минэкономразвития России, в федеральном бюджете было предусмотрено более 8 млрд. руб. По данным Счетной палаты и Правительства России, в 2013 г. заявки на участие в конкурсе были поданы от 66 регионов, соглашения заключены с 49 регионами (74 %) на общую сумму 630 млн. руб. В 2014 г. на 6 заявок подано больше, однако соглашения заключены с 45 регионами (61 % от соискателей) на общую сумму 660 млн. руб. В 2015 г. количество реципиентов увеличилось на 10 регионов, а размер субсидирования сократился на 39 млн. руб. Для участия в конкурсе по отбору СО НКО в 2012 г. заявки подали 539 организаций, соглашения заключены с 47 (8,7 %), в 2013 г. - по-

дано 514 заявок, заключено 42 соглашения (8,2 %); в 2014 г. из 345 заявок одобрено 49 (14,2 %).

На региональном уровне государственная финансовая поддержка осуществляется в двух формах. Во-первых, в форме предоставления субсидий муниципальным образованиям из регионального бюджета в целях софинансирова-ния расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации муниципальных программ поддержки СО НКО в части оказания финансовой поддержки СО НКО на реализацию социально значимых проектов (программ). Во-вторых, в форме предоставления субсидий СО НКО из регионального бюджета в рамках региональных программ поддержки СО НКО.

Оказание государственной имущественной поддержки СО НКО осуществляется органами государственной власти путем передачи во владение и (или) в пользование таким НКО государственного имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав НКО). Государственное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СО НКО. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в СМИ, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственное имущество, включенное в указанные перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность НКО, арендующих это имущество. Запрещена продажа переданного СО НКО государственного имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Налоговые преференции для СО НКО по федеральным и региональным налогам предусмотрены в Налоговом кодексе РФ.

Предоставление преференций СО НКО при осуществлении государственных закупок предусмотрено Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, государственные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) и СО НКО в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СО НКО; осуществления закупок с привлечением к исполнению кон-

тракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб. В контракт, заключаемый с СО НКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Кроме того, размер обеспечения заявки СО НКО не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта [4].

Основной проблемой государственной поддержки СО НКО является отсутствие единых подходов к организации государственной финансовой поддержки СО НКО. По мнению аудиторов Счетной палаты России, нормативно-правовая база, регулирующая порядок оказания финансовой поддержки СО НКО, представляет собой ряд разрозненных актов Правительства России, ориентированных либо на Минэкономразвития России, либо на Минтруд России [5]. Кроме того, финансовая поддержка СО НКО регламентируется распоряжениями Президента России и приказами Управления делами Президента России.

Во-вторых, в соглашениях реципиентов (СО НКО и регионов России) с донором (Минэкономразвития России) не предусмотрены качественные показатели оценки результативности использования субсидии, позволяющие оценить социально-экономический эффект от реализации субсидируемых программ. Например, затраты на подготовку собаки-поводыря для инвалида в одной СО НКО составили 294 тыс. руб., а в другой - 1,2 млн. руб. По мнению аудиторов Счетной палаты России, разница в расходах на подготовку одной собаки-поводыря обусловлена отсутствием единых методических подходов и требований к осуществлению расходов за счет субсидии на социально значимые цели, что не позволяет оценить реальную эффективность затраченных бюджетных средств. Кроме того, по данным Счетной палаты России, в соглашениях СО НКО и Минэкономразвития России, заключенных на основе отдельных распоряжений Правительства России, отсутствуют перечень конкретных мероприятий, финансируемых из бюджета.

В-третьих, не предусмотрена конкретная финансовая ответственность реципиентов (СО НКО и регионов России) и / или их должностных лиц за достоверность сведений, предоставляемых донору (Минэкономразвития России), и целевое использование бюджетных средств. Правилами предоставления субсидий регионам из федерального бюджета предусмотрено, что указанная ответственность возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В тоже время, Правилами предоставления субсидий СО НКО из федерального бюджета ответственность для исполнительного органа СО НКО не предусмотрена [4]. По мнению аудиторов Счетной палаты России, максимальный размер финансовой санкции за недостижение плановых показателей результативности реализации программ в отчетном году является сокращение финансирования на 5 %.

В-четвертых, не регламентированы формы бюджетного контроля Минэкономразвития России за целевым использованием реципиентами бюджетных средств (субсидий). По данным Счетной палаты России, бюджетный контроль осуществлялся сторонними организациями в форме мониторинга, на который потрачено в 2013-2014 гг. 5,7 млн. руб.

В-пятых, не регламентированы требования к структуре расходования средств субсидии в нормативно-правовых актах. По данным Счетной палаты России, в некоторых случаях это привело к бюджетному финансированию деятельности реципиентов. Например, удельный вес субсидии в общем объеме поступлений ООО ИВА «Инвалиды войны» вырос с 65 в 2012 г. до 86 % в 2014 г. В результате анализа структуры расходов СОНКО аудиторами выявлены три направления расходования бюджетных средств: (1) управленческие расходы (2), вложения во внеоборотные активы, (3) целевые расходы на реализацию социальных программ.

В-шестых, не регламентированы требования к порядку перераспределения средств внутри общероссийских СО НКО между своими региональными отделениями. По данным Счетной палаты России, в некоторых случаях финансировались региональные отделения, деятельность которых признана головной организацией неудовлетворительной, и недофинансировались отделения, показавшие высокий рейтинг.

В-седьмых, для подтверждения статуса СО НКО, поставщик государственных услуг должен предоставить государственному заказчику декларацию, форма которой не утверждена. В соответствии с Законом о контрактной системе (ч. 15 ст. 95), заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установит, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем статусе, что позволило ему стать победителем определения поставщика. Следовательно, существует риск расторжения государственного контракта.

В завершении, рассмотрим авторские рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки СО НКО.

Во-первых, экономический механизм субсидирования СО НКО должен быть унифицирован и приведен к формату, соответствующему программному принципу расходования бюджетных средств, с установлением показателей, характеризующих качественную составляющую социального эффекта от такой формы поддержки.

Во-вторых, следует внедрить правовой механизм комплексной оценки социального эффекта предоставления государственной финансовой поддержки СО НКО, который должен учитывать адресность социальной поддержки и предусматривать качественные методы оценки эффективности деятельности СО НКО.

В-третьих, утвердить форму декларации и порядок подтверждения статуса СО НКО для участия в государственных закупках, чтобы нивелировать риск расторжения государственного контракта.

В-четвертых, следует установить нормативы бюджетного финансирования СО НКО (в форме показателя «удельный вес средств субсидии в общем объеме целевых поступлений и доходов», «удельный вес управленческих расходов в общем объеме целевых поступлений и доходов»), которые ограничат расход средств субсидии на управленческие нужды и увеличат финансовую ответственность СО НКО за реализацию собственных проектов.

Список литературы:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1993 г. № 7-ФЗ: по состоянию на 02.06.2016 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант»; Справ.-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105879/.

3. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям: Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 г. № 713: по состоянию на 25.05.2016 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант»; Справ.-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://rvo.garant.rU/#/document/12189161/.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ: по состоянию на 02.06.2016 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант»; Справ.-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70353464/.

5. Отсутствует единый подход к организации государственной поддержки социально ориентированных НКО [Электронный ресурс] // официальный сайт Счетной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ press_center/news/23260?sphrase_id=2171298.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

© Чиркина Т.И.1

Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского, г. Омск

На современном этапе развития рыночных отношений центральной проблемой всех хозяйствующих субъектов является улучшение эффек-

1 Магистрант кафедры Менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.