ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Маматбай уулу Арсланбек, старший преподаватель Кыргызско - Узбекский университет (Кыргызстан, г. Ош)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10647
Аннотация. Статья посвящена определению государственной безопасности Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремизму. Государственная безопасность общества и структурных частей социума обусловлена, прежде всего, быстро растущими явлениями экстремизма, которые по своему влиянию на политику, хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения людей стали в настоящее время решающими и всеохватывающими. Статья анализирует дейст-вующеее законодательство Кыргызской Республики и необходимости приведения национального законодательства к уровню, адекватному социально-политической ситуации и криминальной обстановке в сфере противодействия экстремизму.
Ключевые слова: государственная безопасность, экстремизм, религиозный экстремизм, ценностные ориентации личности, социально-культурологический аспект, закон, законодательство, Кыргызская Республика, противодействие.
Обеспечение безопасности личности и общества, защита населения и территории суверенного государства, его материальных и культурных ценностей от различного рода опасностей и угроз являются первоочередными задачами деятельности любого государства в области устойчивого развития социума [3]. На данное обстоятельство прямо указывали мыслители еще в XIX веке, отмечая: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» [22, с. 304].
Возникшие за последние годы очаги напряженности по всему миру, отступление от общепризнанных принципов и норм международного права, активизация угроз со стороны международного терроризма и другие явления нестабильного развития человечества настоятельно актуализируют проблему социально-философского анализа государственной безопасности Кыргызской Республики в современных условиях.
Действенность государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества самым непосредственным
образом зависит от эффективного функционирования всех ветвей политической власти в стране, всех структур государственного механизма, участвующего в защите народа и территории страны. В связи с этим не будет преувеличением считать, что любой государственный орган, государство в целом вносят свой собственный, самостоятельный вклад в указанный процесс, выполняя возложенные на них функции в сфере своей компетенции. Именно поэтому данный аспект обеспечения безопасности кыргызского социума выступает наиболее приоритетным и актуальным в современных условиях развития не только суверенного Кыргызстана, но и всего центральноазиатского региона и постсоветского пространства.
Распад советской сверх державы коренным образом изменил роль и место советских республик в системе международных отношений и повлиял на распределение сил в мировом сообществе. Новым независимым государствам пришлось утверждаться в мировом сообществе в качестве полноправных членов практически с нуля и это относится и Кыргызстану. В начале 90-х годов ни одно из государств СНГ не могло претендовать на серьезное участие в решении мировых проблем, но вместе с
тем, впервые за всю историю обретения государственности, они самостоятельно вышли на международную арену. Становление Кыргызстана как светского, демократического правового государства и реального фактора на мировой арене происходит в эпоху фундаментальных политических, экономических преобразований и изменений как внутри самой страны, так и в системе международных отношений, подвергающейся радикальному воздействию глобализации [1; 2; 4; 15; 17].
Переживаемый постсоветскими
странами системный кризис, охвативший многие стороны экономической, общественно-политической и других сторон жизни, поставил под угрозу ее национальную безопасность. Непрекращающийся спад производства, состояние стагнации аграрного сектора, разрушение основ духовной жизни, упадок науки, образования и культуры, ослабление военной мощи, кризис в социальной сфере, иные негативные явления в различных сферах жизнедеятельности государства и общества создают ситуацию, при которой страна не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни для большинства своего народа, преодолеть социальную поляризацию общества, чреватую серьезными последствиями, утрачивает возможность для саморазвития, теряет международный авторитет. Все это в опасной степени тормозит решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства [13; 14; 21].
Резко возросшая угроза экстремизма, принявшая транснациональный и трансграничный характер, становится одним из ключевых факторов, способствующих ослаблению государственности, росту нестабильности в обществе. И это требует принятия решительных и безотлагательных мер по противодействию экстремизму со стороны государства. Например, только в 2010 году в Кыргызской Республике выявлено более 100 фактов проявления экстремизма, задержано 98 человек, возбуждено 64 уголовных дела и 71 материал передан по подследственности в органы национальной безопасности. Следует отметить, что если ранее среди изъятых предметов
была только запрещенная литература, то начиная с 2008 года стали изыматься огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества [6].
Исходя из вышесказанного актуальность исследования государственной безопасности в сфере противостояния экстремизму обусловливается следующими обстоятельствами:
Во-первых, необходимостью исследования сущности экстремизма как явления, появлением её новых форм и увеличением масштабов распространения и влияния, ставящих сегодня вопрос о характере существования социальных систем и человечества в целом.
В постсоветское время весьма существенно увеличиваются масштабы и интенсивность такой разновидности экстремизма как религиозный экстремизм, включающий в себя и исламский экстремизм в центральноазиатском регионе постсоветского геополитического пространства. Стремительное появление и развитие новых форм, а в ряде случаев сознательное производство и применение технологий исламского экстремизма настоятельно ставят на повестку дня вопрос об исследовании структуры современного религиозного экстремизма, выявления его субъектов, объектов, причин и средств, а также направлений противодействия данному феномену.
Во-вторых, в современных условиях обеспечение государственной безопасности Кыргызской Республики выступает неотъемлемой частью деятельности государства и гражданского общества в рамках снижения угроз и дестабилизирующих факторов как внешнего, так и внутреннего характера во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Другими словами, укрепление государственности в условиях противодействия современному экстремизму выступает в роли приоритетного направления развития социума, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Выделяя и обосновывая приоритетные направления решения обозначенной проблемы, необходимо в первую очередь в данных условиях определить характер и направленность
стратегической нестабильности в современном мире, угрозы и вызовы для Кыргызской Республики во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
В-третъих, недостаточная научная разработка проблемы государственной безопасности Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремизму выдвигает на первый план потребность социально-философского осмысления сущности, содержания, основных субъектов указанного феномена, а также вызовов и угроз в условиях нестабильного мирового развития как основы поиска и обоснования направлений укрепления безопасности личности, общества и государства. Приведение в соответствие должного и сущего в деятельности различных субъектов по обеспечению безопасности государства возможно лишь на основе научного, социально-философского осмысления сущности и особенностей указанного феномена, познания противоречий и направлений укрепления государственности в динамике роста всех видов и форм экстремизма, а также использования полученного знания в целях оптимизации управления его развитием.
В-четвертых, ростом угроз и вызовов для государственной безопасности в сфере противодействия экстремизму. Эти угрозы принимают совершенно новые и неожиданные формы, которые усиливаются процессами глобализации (в ряде случаев отрицающей государственность вообще) и незавершенностью самоопределения современной Кыргызской Республики в своих мировоззренческих, геополитических, социально-экономических ориентациях и устремлениях.
Таким образом, проблема изучения государственной безопасности Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремизму приобретает особое значение, поскольку она составляет один из важнейших аспектов модернизации кыргызского общества.
Острота проблем безопасности в настоящее время столь велика, что их нельзя оставить без внимания. В реальной действительности они являются предметом
многих дискуссий, политических споров, теоретических исследований. По этой причине проблеме национальной безопасности Кыргызской Республики пытаются уделить должное внимание на государственном уровне. Скажем, статья 12 Конституции Кыргызской Республики гласит: вступившие в законную силу международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики [12].
В период с 1999 года республика подписала ряд международных (межгосударственных) соглашений и договоров в области борьбы с экстремизмом. К их числу можно отнести Душанбинскую декларацию [6], Шанхайскую конвенцию [20], Хартию ШОС [19] и другие документы.
Статья 13 Конституции КР устанавливает равенство всех перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера [12].
Основным источником правового регулирования в сфере противодействия экстремизму является Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстре-мисткой деятельности» от 17 августа 2005 года [8].
Как правило, исследователи по-разному оценивают Закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности в РФ». Аналогично воспринимается учеными и Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности», поскольку в них много общего. И это подтверждает, например, мнение некоторых экспертов, которые считают, что за основу Закона Кыргызской Республики был взят аналогичный закон Российской Федерации [16].
Анализ этих законов выявил объективную необходимость четкого определения понятия «экстремизм», что подчеркивают
и такие ученые, как Г.А. Печников и Т.И. Ширяева, В.И. Власов и других [16].
Учитывая общественную опасность экстремизма, мы считаем, что наличие четкого юридического определения понятия экстремизма, его правовой характеристики являются необходимым условием успешного противодействия этому деструктивному явлению. Наличие четкого определения и правовой характеристики позволит сформулировать задачи, правовые, организационные, ресурсные аспекты борьбы с экстремизмом.
Т. Шкель отмечает следующие недостатки законодательства:
- размытость компетенций;
- отсутствие определения таких понятий, как «публичность», «секта», а ведь от них нередко зависит квалификация преступлений, связанных с экстремизмом;
- законодатель обошел своим вниманием Интернет, который активно используется для продвижения экстремистских идей в молодежную среду.
По мнению исследователей, данные высказывания лишь отчасти справедливы, поскольку для установления судом наличия признаков религиозного экстремизма в информационных материалах Закон Кыргызской Республики требует обязательного заключения судебной экспертизы. Что же касается материалов с признаками политического либо национального экстремизма - проведение обязательной судебной экспертизы для них не требуется.
Уголовный кодекс Кыргызской Республики (принят 1 октября 1997 года) [18] содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за:
- организацию вооруженного незаконного формирования или участие в нем -статья 229;
- сепаратистскую деятельность - статья 295-1;
- вооруженный мятеж - статья 296;
- возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды - статья 299;
- организацию деятельности общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых сопряжена
с возбуждением национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды, унижением национального достоинства, пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии -статья 299-1;
- изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку экстремистских материалов с целью распространения, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций - статья 299-2.
По этому поводу надо отметить, что Уголовный кодекс КР не запрещает членство людей в запрещенных организациях, если только они не ведут открытую агитацию за изменение существующего конституционного строя. Данную лазейку активно используют в своих целях, в частности, представители запрещенной партии «Хизб-ут-Тахрир».
Желая легализовать идеи своей партии на территории Кыргызской Республики, они отходят от практики прямого распространения религиозно-экстремистской литературы. Члены партии пользуются вполне законными методами, организуя мероприятия благотворительного характера, например, раздачу угощений в день празднования «Орозо-Айта» на центральной площади города Бишкека.
Меры противодействия экстремизму предусмотрены также Законом
Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года №50 [7].
В статье 3 Закона «О политических партиях» установлено, что не допускается создание и деятельность политических партий, имеющих целью и методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета и нарушение целостности территории республики, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и вражды, совершение иных деяний, противоречащих конституционному строю Кыргызской Республики и не совместимых с общепризнанными нормами международного права.
Статья 9 данного Закона гласит: символы политических партий не должны служить пропаганде целей, указанных в ст. 3 Закона.
Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» от 16 декабря 1991 года, № 656-XП (в редакции Закона Кыргызской Республики от 19 ноября 1997 года, № 79) [9] устанавливает, что ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и возбуждение вражды и ненависти, либо умышленное оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии, осквернение почитаемых той или иной религией объектов культа, влекут ответственность в соответствии с законодательством республики (статья 4).
В Законе Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года №938-XП [10] определен перечень информации, не подлежащей публичному распространению (статья 23). В средствах массовой информации не допускается:
- призыв к насильственному свержению или изменению существующего конституционного строя, нарушению суверенитета и территориальной целостности республики и любого иного государства;
- пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;
- оскорбление гражданской чести народов и т.д.
Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики от 4 ав-
густа 1998 года № 114 [11] устанавливает ответственность за следующие деяния:
- воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений, или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него - статья 61;
- нарушение прав граждан на свободный выбор языка в воспитании и обучении, создание препятствий и ограничений в использовании языка, пренебрежение к государственному языку, а также к другим языкам наций и народностей, проживающих в республике - статья 64.
По мнению исследователя Кааны Айдаркул, Кыргызская Республика находится на этапе реформирования; многие законы нуждаются в доработке, а многие необходимо создавать заново. Необходимость совершенствования законодательной базы - реальная и важная задача сегодняшнего дня [16].
Соглашаясь с этим мнением, мы считаем, что одним из важнейших обстоятельств, которое определяет успех и эффективность противодействия экстремизму, является приведение национального законодательства к такому уровню, который был бы адекватен социально-политической ситуации и криминальной обстановке в республике.
Действующее законодательство Кыргызской Республики достаточно эффективно, но в данный момент отсутствуют отработанные механизмы его реализации.
Вместе с тем, как показывает практика, мало иметь четкое законодательство, нужны профессионально подготовленные кадры, способные грамотно его применить.
Библиографический список
1. Акаев А. Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве. - М., 2004.
2. Асанканов А. Кыргызы: рост национального самосознания. - Бишкек, 1997.
3. Бжензинский З. Великая шахматная доска. - М., 1998.
4. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - М., 2002.
5. Душанбинская декларация глав государств Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Подписана в Душанбе 05.07.2000 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.spinform.ru/show_doc.fwx?...
6. Душанбинская декларация глав государств Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Подписана в Душанбе 05.07.2000 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.spinform.ru/show_doc.fwx?...
7. Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года № 50. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.spinform.ru/show_doc.fwx?...
8. Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремисткой деятельности» от 17 августа 2005 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-...
9. Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» от 16 декабря 1991 года, № 656-XII (в редакции Закона Кыргызской Республики от 19 ноября 1997 года, №79). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib.sale/prava-cheloveka-pravo/...
10. Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года №938-XII. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.spinform.ru/show_doc.fwx?...
11. Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики от 4 августа 1998 года № 114. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: online.zakon.kz/document? doc_id=...
12. Конституция Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.spinform.ru/show_doc.fwx?...
13. Костенко Н.А. Философия и безопасность. - Новосибирск, 1998.
14. Материалы научно-практической конференции 28 марта 1996 года. - М., 1996.
15. Омаров Н.М. Международные отношения в эпоху глобального развития. - Бишкек 2003.
16. Тагаева А.М. Анализ законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремизму. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: naukarus.com/analiz-...
17. Токтомушев К. Внешняя политика независимого Кыргызстана. - Бишкек, 2001.
18. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-...
19. Хартия ШОС от 07.06.2002 года. Подписана в Санкт-Петербурге 07.06.2002 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: online.zakon.kz/Document?doc_id=... и т.д.
20. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Подписана в Шанхае 15.06.2001 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakonprost.ru/content/base/9927
21. Шерешнев Л.И. Об основах концепции национальной безопасности России. - Диалог. - 1996. - № 5-6.
22. Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб., 1889. - Т. 5. -С. 304.
STATE SECURITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE FIELD OF COUNTERING
EXTREMISM
Mamatbai uulu Arslanbek, Senior Lecturer Kyrgyz - Uzbek University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The article is devoted to the definition of state security of the Kyrgyz Republic in the field of countering extremism. The state security of society and the structural parts of society is determined, first of all, by the rapidly growing phenomena of extremism, which in their influence on politics, the economic and economic life, the spiritual and ideological sphere, and people's mindsets have now become decisive and all-encompassing. The article analyzes the current legislation of the Kyrgyz Republic and the need to bring national legislation to a level adequate to the socio-political situation and the criminal situation in the field of countering extremism.
Keywords: state security, extremism, religious extremism, value orientations of a person, socio-cultural aspect, law, legislation, Kyrgyz Republic, opposition.