Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики по противодействию экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде'

Правовые основы деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики по противодействию экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ НА ОСНОВЕ РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ ИСЛАМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эсенбеков Азамат Уланбекович

Цель: Исследование нормативно-правовых актов, содержащих нормы и обеспечивающих противодействие экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде. Методология: В исследовании использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В данной статье проанализированы нормативно-правовые акты деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики по противодействию религиозному экстремизму. Также рассмотрены вопросы противодействия экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде, которые выдвигаются на первое место и приобретают с каждым годом все большее общенациональное значение. В ходе исследования выявлены причины и условия возникновения экстремизма на основе радикальных течений ислама в Кыргызской Республике и ключевые предпосылки возникновения у различных религиозных движений радикальной направленности. Проанализированы направления совершенствования правовых основ деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по противодействию экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней сформулированы предложения и разработаны меры органов государственной власти Кыргызской Республики, направленные на предупреждение и пресечение экстремистских проявлений в молодежной среде. В исследовании использованы нормативно-правовые акты и законы Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Basis for the Activities of the Bodies of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic to Counter Extremism on the Basis of Radical Interpretations of Islam Among the Youth

Purpose: This paper aims to study the laws and regulations countering extremism on the basis of radical interpretations of Islam among the youth. Methodology: The study uses comparative legal methods. Results: This article analyzes the laws and regulations of the activities of the bodies of internal affairs of the Kyrgyz Republic to counter religious extremism. As well, issues of countering extremism on the basis of radical Islamic interpretations among the youth are put forward, for they come to the fore and take on an increasing national significance. The study identifies the causes and conditions for the emergence of extremism on the basis of radical Islamic interpretations in the Kyrgyz Republic and the key prerequisites for the emergence of radical orientation in various religious movements. Different areas of improvement of the legal framework of the activities of the bodies of internal affairs of the Kyrgyz Republic to counter extremism on the basis of radical trends of Islam in the youth environment are analyzed as well. The study used the laws and regulations of the Kyrgyz Republic. Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value, since it formulates proposals and develops measures by state authorities of the Kyrgyz Republic aimed at preventing and stopping extremist manifestations among the youth. The study used the laws and regulations of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики по противодействию экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде»

Эсенбеков А.У.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ НА ОСНОВЕ РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ ИСЛАМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Цель: Исследование нормативно-правовых актов, содержащих нормы и обеспечивающих противодействие экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде.

Методология: В исследовании использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Результаты: В данной статье проанализированы нормативно-правовые акты деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики по противодействию религиозному экстремизму. Также рассмотрены вопросы противодействия экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде, которые выдвигаются на первое место и приобретают с каждым годом все большее общенациональное значение. В ходе исследования выявлены причины и условия возникновения экстремизма на основе радикальных течений ислама в Кыргызской Республике и ключевые предпосылки возникновения у различных религиозных движений радикальной направленности. Проанализированы направления совершенствования правовых основ деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по противодействию экстремизму на основе радикальных течений ислама в молодежной среде.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней сформулированы предложения и разработаны меры органов государственной власти Кыргызской Республики, направленные на предупреждение и пресечение экстремистских проявлений в молодежной среде. В исследовании использованы нормативно-правовые акты и законы Кыргызской Республики.

Ключевые слова: закон, концепция, экстремизм на основе радикальных течений ислама, противодействие экстремизму.

Esenbekov A.U.

LEGAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE KYRGYZ REPUBLIC TO COUNTER EXTREMISM ON THE BASIS OF RADICAL INTERPRETATIONS OF ISLAM AMONG THE YOUTH

Purpose: This paper aims to study the laws and regulations countering extremism on the basis of radical interpretations of Islam among the youth.

Methodology: The study uses comparative legal methods.

Results: This article analyzes the laws and regulations of the activities of the bodies of internal affairs of the Kyrgyz Republic to counter religious extremism. As well, issues of countering extremism on the basis of radical Islamic interpretations among the youth are put forward, for they come to the fore and take on an increasing national significance. The study identifies the causes and conditions for the emergence of extremism on the basis of radical Islamic interpretations in the Kyrgyz Republic and the key prerequisites for the emergence of radical orientation in various religious movements. Different areas of improvement of the legal framework of the activities of the bodies of internal affairs of the Kyrgyz Republic to counter extremism on the basis of radical trends of Islam in the youth environment are analyzed as well. The study used the laws and regulations of the Kyrgyz Republic.

Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value, since it formulates proposals and develops measures by state authorities of the Kyrgyz Republic aimed at preventing and stopping extremist manifestations among the youth. The study used the laws and regulations of the Kyrgyz Republic.

Keywords: law, concept, extremism on the basis of radical interpretation of Islam, counteraction to extremism.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности в Кыргызской Республике одними из ключевых направлений в сфере государственной и общественной безопасности выступают следующие:

- разработка комплекса предупредительных и профилактических мер по предотвращению потенциально возможных противоправных проявлений экстремистской религиозной направленности;

- принятие мер с целью обнаружения и прекращения экстремизма и его последствий;

- формирование стратегического плана по осуществлению государством мер, касающихся религии;

- проведение в учебных учреждениях мероприятий предупредительного и образовательного характера по теме религии;

- расширение самореализации молодежи в выбранной профессии [4].

Из этого можно заключить, что на государстве лежит главная ответственность за противодействие экстремизму, основанному на радикальных течениях ислама в молодежной среде. Оно

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 1(38)2019 <

АДВОКАТУРА

должно выступать инициатором необходимых мер и применять средства для защиты общества, соответствующие масштабам рассматриваемого явления.

Под понятием «противодействие экстремизму» подразумевается более широкий смысл сравнительно со словосочетанием «борьба с экстремизмом», выражающим непосредственное прекращение противоправных действий либо наказание виновных. Нормативной базой, регламентирующей вопросы противодействия экстремизму, основанному на радикальном течении ислама, посредством усилий органов внутренних дел и молодежных объединений, являются Конституция Кыргызской Республики, нормы и принципы международного права, законы, международные договоры, нормативные акты Президента КР, Правительства Кыргызской Републики и др.

В Законе Кыргызской Республики № 150 от 17.08.2005 «О противодействии экстремистской деятельности» было впервые в истории государства на законодательном уровне закреплено определение понятия «экстремизм». Кроме этого, данный закон устанавливает организационные и правовые основы противодействия экстремизму, определяет порядок координации действий органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, которые осуществляют противодействие экстремистской деятельности [2].

Особую роль в кыргызском праве играет Закон КР «О национальной безопасности», который был утвержден Указом Президента Республики 26 февраля 2003 года, где закреплено, что каждое физическое и юридическое лицо относят к субъектам безопасности, характеризующимся наличием определенных правомочий и обязательств согласно с законодательной базой Кыргызстана. Как основной регулятор отношений в обществе государство предоставляет населению защиту от противоправных посягательств экстремистского характера.

К основным принципам обеспечения безопасности данный закон относит взаимную ответственность личности, государства и общества по обеспечению государственной безопасности [1].

Религиозные вопросы выдвигаются на первое место и приобретают с каждым годом все большее общенациональное значение. Со временем все шире распространяется идея активизации государства при осуществлении политики по отношению к религии. Исходя из этих целей, был принят Закон КР «О религиозных организациях

и свободе вероисповедания в Кыргызской Республике», вступивший в силу с 2009 года. Настоящим Законом определяются обязанности и права органов местного самоуправления, осуществляющих посредством формирования на своей территории комитетов по религии совместно с государственными органами по вопросам религий национальную политику в сфере религии для защиты общественного порядка, территориальной целостности, конституционного строя и духовной безопасности от религиозного экстремизма [3].

Результатом принятой правительством Кыргызстана программы выступила реализация соответствующих мероприятий, среди которых формирование детального стратегического плана на 6-летний срок, начиная с 2014 года, предусматривающего постепенное и многоэтапное упорядочение отношений в сфере религии. Важнейшими направлениями деятельности и целями в рассматриваемом стратегическом плане названы:

1. Свободный выбор верований;

2. Становление Кыргызстана в качестве светского государства;

3. Четкое закрепление пределов влияния религиозных течений, исключающее противоправное вторжение в жизнь людей, навязывание определенной позиции, психологическое давление и пр.;

4. Осуществление превентивных мероприятий для устранения в обществе радикальных настроений и комплекса мер, препятствующих терактам, основанным на религиозной разрозненности;

5. Предоставление государственными институтами поддержки для популяризации мусульманства в его традиционных проявлениях без радикальных ответвлений, опасных для народа;

6. Улучшение качества получаемого в стране образования, расширение круга учебных заведений в рассматриваемой сфере;

7. Проведение мониторинговых операций через повышение количества экспертов в государстве [4].

Описывая сложившиеся на сегодня в Кыргызстане религиозные условия, можно отметить их непростой характер. Он обусловлен наличием и активной деятельностью множества неофициальных мусульманских ответвлений, настроенных весьма враждебно ко всем, кто не разделяет их верований и живет не по их принципам. По мнению исследователей, такие течения можно классифицировать на следующие группы: движения неполитического типа (например, Таблиги Джа-маат и др.); неразрешенные движения, продвига-

EURASIAN

> 1(38)2019 <

ADVOCACY

ющие собственную политику (Хизб-ут-Тахрир); движения радикалов (салафиты и пр.), основанные на идеях джихада.

Причиной возникновения в Кыргызстане указанных выше движений является влияние других государств. Невзирая на признание в 2005 году в судебном порядке ряда радикальных движений запрещенными, их функционирование не прекратилось и продолжает негативно отражаться на обстановке в стране и безопасности населения. К группам риска, более всего подверженным воздействию экстремистов, относят малообразованных молодых людей и девушек, а также приверженцев радикальных исламских верований. Противоправные действия представителей указанных выше запрещенных движений прекращают через суд на основании законодательной базы, действующей в Кыргызстане. В частности, именно решением судебных органов было прекращено функционирование течения тахфиристов-джиха-дов, радикалов «Жайшуль Махди» и множества других угрожающих обществу организаций. Как было установлено, именно «Жайшуль Махди» является организатором теракта, произошедшего в конце ноября 2010 года возле Дворца спорта. Еще один террористический акт, запланированный во время молитвенного праздничного обряда, был пресечен правоохранительными органами Кыргызстана летом 2015 года.

Важным проблемным вопросом, который существенно влияет на обстановку в стране, выступает низкий уровень мусульманского образования Кыргызстана. Количество вузов повышается, однако качество обучения не растет. Кроме этого, некоторая часть таких учреждений функционирует без официального разрешения со стороны государства на образовательную деятельность, а значит, их аттестаты и дипломы на официальном уровне не признаются. При этом даже в редких для КР государственных вузах получить качественные знания практически невозможно.

Ключевой предпосылкой возникновения у различных религиозных движений радикальной направленности можно назвать деятельность соответствующих экстремистских объединений за рубежом, способствующую возникновению в обществе противоправных идей. Множество молодых людей покидают Кыргызстан, чтобы иметь определенное религиозное образование, в результате чего попадают под негативное воздействие радикалов. Отдельной группой риска являются девушки, которых завлекают в экстремистские течения и используют в преступных целях.

Можно сделать вывод, что отличительными чертами религиозной сферы Кыргызстана выступают разнообразие и многосторонность взглядов. Поэтому основной задачей государства в сложившихся условиях будет налаживание продуктивного взаимодействия между различными вероисповеданиями, что возможно при наличии грамотной политической стратегии и продуманных инструментов воздействия на социум.

Чтобы воспрепятствовать работе запрещенных радикальных организаций с населением страны, требуется противодействие тем условиям, которые вызывают радикализацию населения. Необходимо создание прочной экономической основы жизни населения, что приведет к большей аполитичности и невосприимчивости народа к радикальным настроениям.

Донесение до общества нужной информации по теме религии эффективно производить через СМИ, телевидение и радиовещание. Именно эти инструменты обладают наибольшей степенью воздействия на широкие слои населения и способны воспитать культурное отношение молодежи к представителям разнообразных вероисповеданий.

Пристатейный библиографический список

1. Закон Кыргызской Республики «О национальной безопасности». Утвержден Указом Президента КР от 26 февраля 2003 года № 44.

2. Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности». Утвержден Указом Президента КР от 17 августа 2005 года № 150.

3. Концепция государственной политики в религиозной сфере КР на 2014-2020 годы, утвержденная Указом Президента КР от 14 ноября 2014 года № 203.

4. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденная Указом Президента КР от 9 июня 2012 года № 120.

References (transliterated)

1. Zakon Ky>rgy>zskoj Respubliki «О nacionaTnoj bezopasnosti». Utverzhden Ukazom Prezidenta KR ot 26 fevralya 2003 goda № 44.

2. Zakon Ky>rgy>zskoj Respubliki «О protivodejstvii e"kstremistskoj deyateknosti». Utverzhden Ukazom Prezi-denta KR ot 17 avgusta 2005 goda № 150.

3. Koncepciya gosudarstvennoj politiki v religioznoj sfere KR na 2014-2020 gody", utverzhdennaya Ukazom Prezidenta KR ot 14 noyabrya 2014 goda № 203.

4. Koncepciya nacionaFnoj bezopasnosti Ky'rgy'zskoj Respubliki, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta KR ot 9 iyunya 2012 goda № 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.