ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Рецензия на учебник для бакалавриата и магистратуры «Государственное антикризисное управление» под редакцией доктора социологических наук, профессора Е.В. Охотского (М.: Издательство «Юрайт». 2016. — 371 с.)
PUBLIC ADMINISTRATION IN TERMS OF GLOBALIZATION, CRITICAL SITUATION AND FOREIGN SANCTION LIMITATION
Review of the Textbook for Bachelor's and Master's Programme "State Anti-Crisis Management" Edited by Doctor of Social Sciences, Professor E.V. Okhotskiy (Moscow, Yurait Publ., 2016, 371 p.)
ПОЛУЧЕНО 13.11.16 ОДОБРЕНО 14.11.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.12.17 DOI 10.12737/24694
КАМОЛОВ С.Г.
Канд. экон. наук, доцент кафедры государственного управления и права факультета государственного управления, научный руководитель программы магистерской подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» МГИМО МИД России, г. Москва
KAMOLOV S.G.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Public Administration and Law, Faculty of Public Administration, Research Advisor of the Master's Programme "Public and Municipal Administration", Moscow State University of Foreign Affairs of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow
e-mail: skamolov@yahoo.com
Не так давно вышло в свет достаточно интересное, во многом по содержанию уникальное и необходимое с точки зрения профессиональной подготовки управленческих кадров издание. Имеется в виду учебник для бакалавриата и магистратуры «Государственное антикризисное управление», подготовленный авторским коллективом факультета государственного управления МГИМО МИД России, в который вошли признанные ученые-теоретики в области социологии, политологии, стратегического менеджмента, государственного управления, экономической теории и права. Издание такого учебника — большой труд, обобщающий многолетние исследования, а также многолетний опыт преподавания в высшей школе дисциплин, ориентированных на углубленную профессиональную подготовку специалистов-управленцев с учетом трудностей, особенностей и проблем государственного управления в кризисных условиях, да еще и с учетом закономерностей и противоречий глобализации, дискриминационных санкций и гибридных информационных войн.
Своего рода толчком к изданию книги стали длительная подготовка и проведение два года назад специального секционного заседания Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) по теме «Государственное управление в кризисной ситуации» [4, с. 127—208]. Участники секции и составили костяк авторского коллектива рецензируемого нами издания.
Авторы, о чем свидетельствует текст издания, исходят из того, что нынешний уровень кризисной неопределенности, с его многочисленными рисками и угрозами, сохраняется и еще не достиг нижнего предела. Негативный тренд не остановлен, более того, острота накопившихся проблем приближается к критическому уровню. Учитывают авторы и стремительно меняющиеся контуры современного политического миропорядка и мирового финансово-экономического рынка, радикальные изменения в сфере торгово-
инвестиционных отношений, технологий производства, активизации антироссийских сил на фронтах киберпреступ-ности и информационных войн. Все это является веским аргументом в отношении того, что нашей стране необходимо произвести «переоценку многих ранее сложившихся ценностей», значительно улучшить систему государственного управления [2].
Проблематика качества и эффективности управления вообще, тем более с точки зрения овладения искусством антикризисного управления, приобретает сегодня особо острый характер, с каждым днем звучит все более актуально. Не справившись с дефектами в управлении и внешними угрозами, трудно рассчитывать на конструктивное поступательное развитие по пути прогресса и процветания.
Об актуальности предложенной авторами учебника тематики свидетельствует также то, что в современной отечественной научной проблематике предмет антикризисного государственного управления практически отсутствует. Не нашла она своего места ни в вузовских учебных планах, ни в образовательных программах. Нет и соответствующих учебников. И это при условии, что современный этап развития общества предъявляет особые требования к подготовке государственных управленцев — специалистов в области государственного антикризисного менеджмента, к набору компетенций, которыми они должны обладать.
Отсюда — объект и предмет учебной дисциплины, а также четкость целей и задач, которые поставили перед собой создатели учебника [1, с. 12, 13]:
- вооружить студентов необходимыми научными представлениями о кризисах и особенностях функционирования государственных структур в кризисной ситуации;
- обогатить профессионально-квалификационный багаж политиков и специалистов государственного и муниципального управления убедительными доказатель-
ствами того, что в условиях кризисных дисбалансов и социально-экономического спада, политического шантажа и внешнего санкционного давления политика противодействия кризисным проявлениям не просто желательна, но крайне актуальна и жизненно необходима. Причем рассматриваться антикризисная политика должна не как некая тактика на современном историческом этапе или набор разрозненных оперативных политико-управленческих мероприятий, а как государственная стратегия, обеспечивающая вывод страны на путь стабильного и устойчивого развития. Поэтому в этом деле не обойтись без новаторских научных и образовательных разработок, соответствующих информационно-аналитических и учебно-методических материалов, которых в арсенале современной отечественной высшей школы явно недостает;
- сформировать необходимый будущим менеджерам публичного управления набор профессиональных компетенций (знания, умения и навыки), который позволит будущему специалисту публичного управления не только грамотно использовать соответствующую управленческую информацию, но и лучше овладеть современными приемами практической антикризисной деятельности. Они должны не только знать, но и хорошо понимать, что вести общество по пути устойчивого стратегически предсказуемого развития может лишь высокопрофессиональные специалисты, способные создать обстановку, при которой будут научно диагностированы возможные риски, дисфункции и дефекты, своевременно выявлены и с максимальной пользой использованы скрытые в обществе созидающие резервы и защитные механизмы.
Отсюда предметное пространство учебного материала: понятийный аппарат; сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления в кризисных условиях; правовые, политические, финансово-экономические, нравственные основы и международно-правовые основы государственного управления, учитывающего противоречия, условия и особенности глобальных геополитических и экономических трансформаций, волатильности мировых финансово-ресурсных и энергетических рынков, непредсказуемости политики государственного доминирования и внешнего дискриминационного воздействия; информационные, защитные и контрпропагандистские механизмы антикризисного управления.
Композиционно учебник состоит из пяти сбалансированных смысловых частей.
Первая часть — теория кризиса (глава 1 — Государственное управление в различных экономических и социально-политических условиях; глава 2 — Кризисное развитие и антикризисное управление; глава 7 — Трансформация современных моделей управления в глобальном измерении).
В начале работы авторы справедливо определяют кризис как объективную закономерность социального развития [1, с. 46, 47], что придает универсальный характер разработанной теории государственного антикризисного управления, дает возможность применять аналитический инструментарий и положения теории к кризисам, имеющим различную природу и свои особенности на разных уровнях и в разных сферах управления. Об этом свидетельствует значительный массив классификаций государственно-управленческих систем, приведенных в учебнике.
Важно, что фундаментом теории государственного антикризисного управления авторы определили ценностный подход, который определяет не только текущую актуальность учебника, но и гарантирует его долгосрочную научно-педа-
гогическую значимость. Справедливо, что цели антикризисного управления базируются на конституционных принципах и ценностных приоритетах российского государства, ведущее место среди которых отведено правовой законности, демократическим свободам и активной роли общества, принципам профессионализма, социальной справедливости и рациональности [1, с. 64].
Хорошо очерчены и обоснованы требования к антикризисному управлению, которые являются необходимым условием высокого его качества и эффективности: системность управляющего действия; своевременная диагностика застой -ных явлений, адекватность реагирования на кризисные вызовы и угрозы; демократизм стиля управления; реализм целей и гибкость соответствующих механизмов.
Вторая часть учебника — мировой опыт и уроки антикризисных практик (глава 3 — Зарубежный опыт государственного управления в кризисной ситуации). Раздел посвящен теоретическому осмыслению антикризисных программ государственного управления в семи различных государствах, расположенных в разных частях света, имеющих различные цивилизационные основы и ориентиры, применяющие отличные друг от друга модели государственного управления и находящиеся на разных уровнях экономического развития и зрелости социумов: США, ФРГ, Япония, КНР, Польша, Республика Кипр, Украина. Такой географический охват позволяет проследить проявления основных положений теории государственного антикризисного управления в различных социально-экономических условиях, протестировать их универсальность, что существенно повышает уровень профессиональной подготовки будущих управленцев.
Изучение обширного международного опыта государственного антикризисного управления, рассмотренного в учебнике, не только обогащает кругозор студентов, но позволяет проследить действие объективных процессов антикризисного управления государства от момента зарождения кризисных явлений до ликвидации их последствий.
Третья часть — отечественный опыт (глава 4 — Государственное управление в кризисные, застойные и революционные периоды отечественной истории; глава 5 — Антикризисная стратегия 2000-х годов: прагматизм, эффективность, приоритет национальных интересов; глава 6 — Противодействие коррупции и бюрократизму как важнейшая составляющая антикризисной стратегии государства).
В учебнике представлена историческая ретроспектива отечественного опыта антикризисного управления в России в XX — начале XXI века. На примере позднего советского периода детально рассмотрен пример зарождения кризисных явлений в нашей стране в условиях, когда государственный аппарат потерял способность улавливать и реагировать на новые глобальные тенденции и общественные потребности. Научно проанализированы управленческие просчеты советского руководства и их причины, в результате которых была потеряна целая страна.
Четвертая часть — кейс «Антикризисное государственное управление в условиях санкций» (глава 8 — Политика санкций и противодействие внешнему санкционно-дискриминаци-онному воздействию; глава 9 — Антикризисное государственное управление в условиях санкций).
Две главы посвящены антикризисному государственному управлению в Российской Федерации в условиях санкций, оголтелой русофобии и неудержимо разрастающихся фронтов информационной войны. Эти моменты учитываются авторами учебника и помогают обучающимся лучше разобраться во многих непростых проблемах современного международного взаимодействия [1, с. 203—213].
Эта часть учебника, по сути, является крайне актуальной и масштабной апробацией теории государственного антикризисного управления в реалиях современной российской действительности. Критически осмыслен и проанализирован большой массив фактических данных и нормативных правовых актов. Детально рассмотрен План действий Правительства Российской Федерации по обеспечению стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, выступающий сегодня основной дорожной картой по выводу экономики нашей страны из-под негативного влияния антироссийских санкционных режимов и меняющейся глобальной конъюнктуры.
Пятая часть — учебно-методическая. В этом разделе, что для меня является определенным новаторством, авторами сформирована не только система научных взглядов на тематику учебного курса, но и подготовлено семейство подробных учебно-методических комплексов, предназначенных для передачи накопленных знаний студентам и готовых для применения преподавателями дисциплин, связанных с государственным управлением, с учетом проблем, трудностей и дисфункций в условиях глобализирующегося общества, структурных и системных кризисов, секторальных и персональных санкций явно дискриминационного характера. В книге представлены программы учебных курсов по таким дисциплинам, как «Стратегическое управление. Технологии прогнозирования и планирования антикризисного политического и социально-экономического развития», «Антикризисный менеджмент», «Государственное антикризисное управление», «Государственный аудит», «Современные механизмы противодействия бюрократизму и коррупции», «Глобальное управление». Такая комплементарная структура позволит, представляется, на базе учебной дисциплины «Государственное антикризисное управление» готовить специалистов, способных не только адекватно реагировать на последствия кризисного развития, но и упреждать кризисные явления, выявлять их истоки, своевременно ликвидировать причины и предпосылки кризисных негативов.
Возможно, учебник выиграл бы, если бы рассмотрение Плана действий Правительства Российской Федерации по обеспечению стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году авторы осуществили бы в более тесной взаимоувязке и сравнении с концептуальным Планом первоочередных мероприятии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р. В учебнике данные документы рассматриваются в разных главах, что затрудняет получение студентами единого представления о происходящем. Представляется, было бы целесообразным сопоставить структуру, смысловые блоки и ключевые направления Плана мероприятий-2015 и «Плана действий-2016, что позволило бы проиллюстрировать тактику работы Правительства Российской Федерации на разных исторических этапах, бюджетные параметры и регуля-тивно-правовые инициативы разных лет.
Представляет интерес рассмотрение итогов Плана-2015, не только с позиций результативности работы по нейтрализации негативных последствий введения антироссийских санкционных режимов в течение 2015 года [1, с. 144—145], но и как стартовых условий для реализации Плана-2016.
В параграфе 5.3 «Программно-целевой метод в системе антикризисного управления» учебника справедливо акцентируется внимание на общегосударственных программах. Авторы отмечают, что бюджет в 2015 г. был сверстан по программно-целевому принципу и предусматривал финансирование 39 государственных целевых программ, на долю
которых ушло не менее 50% расходной части государственного бюджета. Именно актуальность и перспективность программно-целевого метода позволяет надеяться, что авторы учебника согласятся в будущем расширить этот материал и рассмотреть его более детально.
На момент подготовки настоящей рецензии (ноябрь 2016 г.) действовало уже 43 государственные программы, сгруппированные по пяти направлениям: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности. По данным Минэкономразвития России, государственные программы охватывают 70% федерального бюджета Российской Федерации. В их реализацию вовлечено более 80 федеральных органов исполнительной власти. Вопросы сбалансированности государственных программ, особенно анализ их целевых показателей (которых сегодня уже более 2 млн), представляют безусловный научный интерес и требуют не только теоретического осмысления и систематизации, но и детального рассмотрения в студенческой аудитории.
Проблематика государственного антикризисного управления раскрывается через призму хорошо продуманного категориального аппарата. Каждая глава предваряется соответствующими терминами и определениями. Особое внимание обращается на содержательные особенности и признаки таких понятий, как антикризисное управление, глобальное управление, государственный аудит, гибридная война, девиантология государственного управления, управленческие риски, застой, кризис, модернизация, санкции, устойчивое социально-экономическое развитие.
Все дефиниции отличаются лаконичностью, вдумчивостью и универсальностью. Например, определение «цели» как «...продукта мыслительного предвосхищения будущего и результата сознательного выбора приоритетов». Авторы творчески определяют понятие «государственного антикризисного управления», представляют его как «.процесс целенаправленного, организующего и регулирующего воздействия государства, направленный на социально-экономическое, политическое и духовно-нравственное оздоровление общества или его подсистемы, на создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния» [1, с. 46]. Глобализация трактуется в учебнике как «.неравномерный исторический процесс экономической, политической и культурной дифференциации человечества», который приводит к расширению масштабов и беспрецедентной неравномерности протекания общественных процессов от локального до глобального масштаба [1, с. 184]. Санкции исследуются как со стороны их легитимности, так и как результата правового произвола со стороны некоторых доминирующих в мире олигархических сил. Достаточно детально исследуются в учебнике сущность, отличительные черты и структурные особенности таких явлений, как глобальное управление, кризисное управление, бюрократизм, антикоррупционная стратегия, контрсанкции и антисанкционная политика.
Замечательно, что емкость теории государственного антикризисного управления позволяет увидеть дальнейшие перспективные направления ее развития, что говорит о значительном научном потенциале авторского коллектива на этом важнейшем для науки и реальной практики направлении исследовательских работ. Среди таких направлений: управление рисками и государственный аудит, основанный на оценке рисков (risk-basedaudit), государственное управление в условиях нового технологического уклада (как сами авторы формулируют его задачу — «выход на инновационную парадигму государственного управления»), антикоррупционное управление. Реализация учебных задач по кор-
рупционно-бюрократической тематике во многом облегчается имеющимся в распоряжении преподавателей факультета государственного управления МГИМО своего специального учебника «Противодействие коррупции» [3].
Кроме того, последующее издание учебника не только можно, но и, как нам представляется, обязательно следует дополнить главами, посвященными вопросам: а) антикризисного стратегического менеджмента с выходом на парадигму устойчивого социально-экономического роста; б) кризисной адаптации бюджетной системы и обеспечения финансовой безопасности страны; в) перестройки системы управления персоналом и формирования команды антикризисных менеджеров; г) информационного обеспечения и повышения роли институтов гражданского общества, неправительственных организации и средств массовой информации в борьбе с кризисом «отечественного государственного мышления» [6, с. 47]; д) дебюрократизации, упрочения нравственной составляющей государственного управления, обеспечения единства слова и дела в практике реализации антикризисной стратегии [5, с. 229—251].Работа базируется на достаточном объеме научных, статистических и нормативных правовых источниковых данных. Богатая фактология, выверенная редакция, доступность языка, возможность экспресс-опроса обучающихся, наличие вопросов для закрепления знаний делают чтение учебника увлекательным и интересным занятием, что, безусловно, будет способствовать эффективному усвоению студентами предлагаемого материала, поможет каждому вдумчивому читателю найти квалифицированные ответы на многие актуальные вопросы. В их числе: какие проблемы структурного и институционального характера надо снять; какие проблемы следует решить в первую очередь, чтобы вывести страну на траекторию устойчивого роста; какие меры по улучшению качества государственного управления должны быть первоочередными, а какие могут быть отведены на второй план; в каких формах можно обеспечить эффективный контроль хода антикризисных реформ; какие меры по укреплению доверия к властям необходимо предпринять; на какие зоны повышенного риска следует обратить особое внимание; какие наиболее перспективные направления развития антикоррупционной и антиотмывочной систем [7, с. 55—58]; можно ли считать коррупцию базовых проблемой антикризисного управления?
Резюмируя анализ формальных и содержательных сторон рецензируемого самобытного и интересного учебника, можно сделать вывод, что авторам удалось решить поставленные перед собой задачи, найти ответы на многие важные вопросы, включая и такие, как поиск оптимальной для России модели социально-экономического роста; определение путей вывода страны на траекторию устойчивого роста; определение первоочередных мер по улучшению качества государственного управления. Все это, несомненно, поможет не только актуализировать учебный процесс, но реально будет способствовать качественной профессиональной подготовке будущих специалистов государственного аппарата управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственное антикризисное управление [Текст] : учебник для бакалавриата и магистратуры; под ред. Е.В. Охотского. — М.: Юрайт, 2016. — 371 с.
2. Медведев Д.А. Выступление на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» 30 сентября 2016 года [Электронный ресурс] // URL: government.ru
3. Левакин И.В. Противодействие коррупции [Текст] : учебник и практикум / И.В. Левакин [и др.]; под ред. Е.В. Охотского. — 2-е изд., испр. — М.: Юрайт, 2016. — 367 с.
4. Межсекционный сборник № 4 «Право и управление» [Текст]: научное издание // Материалы VIII Конвента РАМИ. — М.: Издательство МГИМО-Университета, 2015. — 342 с.
5. Молган Дж. Искусство государственной стратегии. Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага [Текст]: пер. с англ. / Дж. Молган. — М.: Изд. Института Гайдара, 2011. — 472 с.
6. ПутинВ.В. Россия сосредоточивается. Ориентиры [Текст] / В.В. Путин. — М.: Олма Медиа Групп, 2012. — 128 с.
7. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции [Текст] // Материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума. Москва. 23—25 апреля 2014 г.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения, 2015. — 224 с.
REFERENCES
1. Gosudarstvennoe antikrizisnoe upravlenie [State crisis management]. Moscow, Yurayt Publ., 2016. 371 p.
2. Medvedev D.A. Vystuplenie na Mezhdunarodnom investitsionnom forume «Sochi-2016» 30sentyabrya 2016goda [Speech at the International Investment Forum «Sochi-2016» September 30, 2016].
3. Levakin I.V. Protivodeystviekorruptsii [Anti-corruption]. Moscow, Yurayt Publ., 2016. 367 p.
4. Mezhsektsionnyy sbornik № 4 «Pravo i upravlenie» (Materialy VIII Konventa RAMI) [Intersection collection of number 4, «Law and Management» (Materials VIII Convent RAMI)]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2015. 342 p.
5. Molgan Dzh. Iskusstvo gosudarstvennoy strategii. Mobilizatsiya vlasti i znaniya vo imya vseobshchego blaga [The Art of the state strategy. Mobilization of power and knowledge for the common good]. Moscow, Institut Gaydara Publ., 2011. 472 p.
6. Putin V.V. Rossiyasosredotochivaetsya. Orientiry [Russia is concentrating. Landmarks]. Moscow, Olma Media Grupp Publ., 2012.128 p.
7. Sovremennye standarty i tekhnologii protivodeystviya korruptsii. Materialy Tret'ego Evraziyskogo antikorruptsionnogo foruma. Moskva. 23—25aprelya 2014g. [Modern standards and technology to counter corruption. Proceedings of the Third Eurasian Anti-Corruption Forum. Moscow. 23 — April 25, 2014]. Moscow, Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya Publ., 2015. 224 p.