DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-74-77
Приоритеты Антикризисного управления в современный период
АлЕкСАНДР гЕОРгИЕвИч гуРИНОвИч, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного управления и права Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (119454, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 76). E-mail: gurinovich.AG@yandex.ru
Аннотация: в статье приводится анализ структуры и содержания изданного в 2016 году учебника «Государственное антикризисное управление», проблематика которого весьма актуальна. в условиях непростой международной политической и экономической ситуации необходимо преодолеть отставание россии в показателях эффективности государственного управления для создания благоприятных условий по выходу из кризисной ситуации. При оценке материала затронуты вопросы оптимизации государственного антикризисного управления в условиях внешнего санкционного давления и кризисных проявлений непосредственно в россии. Автор рецензии подробно разобрал главы учебника, отметив взвешенный подход, полноту материала и обоснованные выводы. отмечается, что в учебнике проанализированы отечественный и зарубежный опыт антикризисного государственного управления, меры по разработке и осуществлению соответствующих антикризисных мероприятий, предпринятые государством в последние годы. Предложены рекомендации по налаживанию эффективного механизма противодействия вызовам национальной безопасности российской Федерации, проявившимся в последние три года. сформулированы выводы о возможностях дальнейшего использования предложенных авторами рекомендаций, о необходимости соответствующей нормотворческой деятельности профильных субъектов и углубленного практического использования наиболее приемлемых способов преодоления кризисных явлений. особо подчеркивается редкая для учебного пособия по проблематике государственного управления историческая ретроспектива отечественного и зарубежного опыта. Привлекает внимание и глава о противодействии коррупции, в которой рассматриваются проблемы возникновения коррупционных факторов в государственном управлении и их минимизация. делается вывод о том, что учебник позволит студентам разобраться, в том числе в процессе самостоятельной работы, с ключевыми проблемами государственного антикризисного управления.
ключевые слова: государственное антикризисное управление, приоритеты, санкции, противодействие, меры
priorities of anti-crisis management in the modern period
Alexander g. gurinovich, Dr. Sci. (Law), Professor of the Chair of public administration and law, the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (119454, Russian Federation, Moscow, Vernadskogo prosp., 76). E-mail: gurinovich.AG@yandex.ru
Abstract: The analysis of the structure and the content of the textbook «State anti-crisis management» published in 2016 is given in the article, the range of problems of this textbook is highly relevant. In the context of the complicated international political and economic situation it is necessary to overcome the backwardness of Russia in terms of state governance indicators to create favorable conditions for the exit from the crisis. In the evaluation of the material the issues of optimization of state anti-crisis management in terms of external sanction pressure and the crisis in Russia were touched. The author of the review elaborated the chapters of the textbook in detail, highlighting a balanced approach, completeness of material, and reasonable conclusions. It is noted that the domestic and foreign experience of anti-crisis state management, the measures for the development and implementation of appropriate anti-crisis actions taken by the government in recent years are analyzed in the textbook. Recommendations for the establishment of an effective mechanism to counter challenges to the national security of the Russian Federation that emerged in the last three years are proposed. Conclusions about the future use possibility of the proposed recommendations, the need for relevant standard-setting activities of relevant subjects and in-depth practical use of the most acceptable ways of overcoming the crisis are made. The historical retrospect of domestic and foreign experience, that is rare for the textbooks on public administration issues, is especially emphasized. The chapter about the anti-corruption fight also attracts attention, the issues of incurrence of the corruptive factors in the state management and their minimizing are considered there. It is concluded that the textbook will allow the students to gain insight, among others, during the process of extra - curriculum activities, into the key issues of the state anti-crisis management. Keywords: state anti-crisis management, priorities, sanctions, countering, measures
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2 75
А.Г. Гуринович. Приоритеты антикризисного управления в современный период
Введение
На фоне роста глобальной и региональной нестабильности, обострения противоречий мирового развития, ослабления устойчивости системы международных экономических отношений, усиления структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе сохраняются серьезные риски повторения масштабных финансово-экономических кризисов. Россия готова присоединяться к существующим многосторонним соглашениям в качестве полноправного партнера и действовать в соответствии с международными правилами и нормами. Таким образом, может быть активизировано участие страны в международном разделении труда. Однако некоторые государства в ответ на самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику Российской Федерации осуществляют в отношении нашей страны недружественные, зачастую провокационные действия, не ограничиваясь при этом мерами экономического характера. При этом мы по-прежнему заметно отстаем от развитых стран по ряду показателей качества государственного управления, не используя в полной мере внутренние потенциальные возможности и административные ресурсы. Как следствие, представляются весьма актуальными изучение, выработка и реализация антикризисной стратегии государственного управления.
В этом контексте полагаем уместным обратить внимание на подготовленный под редакцией авторитетного ученого и педагога профессора Е.В. Охотского учебник «Государственное антикризисное управление», построение и содержание которого является предметом краткого анализа настоящей статьи.
Особенность новой книги
Проблемы антикризисного управления рассматривались в общей постановке в последние несколько лет в научной и учебной литературе [Антикризисное управление..., 2015; Антикризисное управление: учебник и практикум, 2015; Балдин К.В., 2013; Барабашев А.Г., 2016; Барциц И.Н., 2010; Загаданов Р.М., 2012; Понкин И.В., 2016; Сажина М.А., 2012; Симония Н.А., Тор-кунов А.В., 2013; Файншмидт Е.А., Юрьева Т.В., 2010]. В развитие ранее изданных и уже получивших признание учебно-методических и научных работ Е.В. Охотского авторы учебника сделали акцент на сущностных и прикладных аспектах антикризисного управления [Охотский, 2014; Охотский, 2009; Противодействие коррупции..., 2016; Охотский, 2016].
В издании представлены основные программы учебных дисциплин антикризисного цикла, списки соответствующих нормативно-правовых, информационно-аналитических и научно-учебных источников, что, несомненно, облегчит преподавателям оптимизацию алгоритма учебного процесса, а студентам - подготовку к занятиям, выполнение и защиту рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебник
■ _.!_..---II
АНТИКРИЗИСНОЕ
управление МР^НцЭ'.ЫГСС^РСГЙИ. тыюгтн ЬгЯЧРСЛ
продуманно структурирован, что на наш взгляд, позволит облегчить усвоение необходимого учебного материала.
В первой главе «Государственное управление в различных экономических и социально-политических условиях» приводятся основные содержательные характеристики государственного управления: виды государственно-управленческих систем, ценности, цели и принципы государственного управления, его современные модели. С таким подходом (от общего к частному) можно согласиться.
Конструкция второй главы «Кризисное развитие и антикризисное управление» включает изучение кризиса как закономерности социального развития, понятия «антикризисное управление» и его особенностей, а также содержит нетривиальный по названию и наименованию параграф «Риски, неопределенности и дисфункции управления в условиях кризиса».
Выпукло и убедительно показан в учебнике иностранный опыт государственного управления в кризисной ситуации, чему посвящена его третья глава. Такое внимание к зарубежной практике вполне обоснованно. Действительно, мировая история знает множество различных стратегий государственного управления по выводу страны из кризисного состояния, на что обращают внимание авторитетные российские исследователи [Барабашев, 2016; Дегтерев, 2011; Коробов, Яковлев, 2015; Купряшин, 2015]. Одни из таких стратегий, действительно, обеспечили желаемые результаты, а многие их элементы успешно применяются в современной политико-управленческой и социально-экономической практике. Иные оказались не вполне эффективными, а то и вовсе деструктивными, хотя в рамках первичных замыслов были вполне состоятельными и оправданными для конкретного исторического момента, но по исполнению (целям, оперативным и тактическим задачам, планам и продуманности дорожных карт, управленческим технологиям, менеджменту) оказывались слабыми и недостаточно продуктивными.
Тем не менее, однако, исторический опыт антикризисного управления важно изучать и анализировать для того, чтобы разобраться, в чем залог успеха и в чем причины неудач, извлечь соответствующие уроки. В деле преодоления кризиса с его угрозами, неопределенностями и непредсказуемыми последствиями, как нигде, нужны научность и объективизм, готовность к трезвому восприятию альтернативных выводов и предложений, непредвзятость в оценках того, с какими трудностями и проблемами можно столкнуться даже в условиях высокоразвитой экономики и устойчивой политической системы.
В третьей главе в качестве наиболее показательных примеров с позиций антикризисного государственного
управления показаны опыт США по выводу страны из Великой депрессии 1930-х годов (программа Франклина Рузвельта «Новый курс») и ФРГ по преодолению последствий поражения Германии во Второй мировой войне (программа Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех»), японский опыт стратегии быстрого экономического развития в период послевоенного кризиса, разработанная под руководством Дэн Сяопина и успешно в целом реализовавшаяся в КНР «Стратегия рыночных реформ внутри страны и открытости внешнему миру» (1980-1990), польский опыт выхода из «индустриально развитого социализма» и перехода к устойчивой рыночной экономике в 1990-1993 годах (реформы Лешека Бальцеровича), «Программа финансовой стабилизации» в Республике Кипр после поразившего страну серьезного кризиса 2013 года.
В четвертой главе рассматривается «государственное управление в кризисные, застойные и революционные периоды отечественной истории». На опыте антикризисного государственного управления в периоды краха самодержавия и начала социалистического строительства, кризисов 1990-х годов и 2008 года убедительно рассказывается, что практически весь советский и современный посткоммунистический период отечественной истории наполнен значительным количеством самых противоречивых явлений, в том числе застойного и кризисно-революционного характера. Немало страниц в учебнике (пятая глава) отведено характеристике драматических событий, повлекших за собой распад СССР, и антикризисной стратегии постсоветского периода.
Шестая глава учебника «Противодействие коррупции и бюрократизму - важнейшая составляющая антикризисной стратегии государства» включает параграфы «Коррупционный фактор в государственном антикризисном управлении», «Минимизация негативных проявлений бюрократических аномалий», «Аудит эффективности использования государственных средств». Неслучайно вопросы противодействия коррупции нашли соответствующее отражение и в изданном годом раньше под редакцией Е.В. Охотского учебнике «Противодействие коррупции». Это, безусловно, оправдано, так как коррупция по-прежнему остается серьезной проблемой и значимым фактором торможения рыночно-демократических преобразований, порождая в условиях кризиса немало негативных, усугубляющих негативные процессы проявлений.
Представляется уместным включение в учебник седьмой главы «Трансформация современных моделей управления: глобальное измерение» (авторы - П.И. Касаткин и М.В. Харкевич), в которой рассматриваются деятельность субъектов глобального управления и формы глобального управляющего воздействия, особенности их использования в условиях кризиса.
Заслуживает поддержки взвешенный подход к изложению проблемы (восьмая глава) противодействия внешнему санкционному воздействию. Завершается основная часть учебника девятой главой «Антикризис-
ное государственное управление в условиях санкций», содержащей, в первую очередь, алгоритм действий в сложившейся реальности. Структурно в учебнике вычленены тринадцать элементов антикризисной стратегии. К числу приоритетов отнесены в вышеназванной главе также меры по активизации кредитно-денежной политики, включая диверсификацию и «умеренно-дефицитное бюджетирование», смягчение рисков кризисных проявлений в межбюджетных отношениях, сокращение налоговой нагрузки на реальный бизнес-сектор с параллельным ужесточением банковской, налоговой и таможенной дисциплины, форсированный рост инвестиций в основной капитал, перевооружение перспективных отраслей производства и развития «экономики знаний». Не упущены авторами вопросы обеспечения информационной безопасности, а также приоритет, значимость которого постоянно возрастает. Имеем в виду овладение современным созидающим стилем управления и гибкое пропагандистское PR-со-провождение предпринимаемых антикризисных мер, в том числе в форме конструктивных контактов государственного аппарата с институтами гражданского общества, лидерами политических партий, средствами массовой информации.
В итоге нельзя не согласиться с авторами, что успех антикризисной стратегии способно обеспечить лишь сильное государство, принципиальное гражданское общество, авторитетный лидер, профессиональные и морально сильные служащие.
Заключение
Таким образом, есть все основания утверждать, что рецензируемый нами учебник для высшей школы своевременен, принимая, в том числе, во внимание изложенные в нем положения, факты и выводы. Учебник написан хорошим языком, приводимые доводы убедительны, анализируемые процессы органично увязаны с показательными примерами. Оценки положений, содержащихся в регламентирующих процесс государственного управления правовых актах, включая его антикризисную составляющую, даны уместно, сформулированы корректно, без пристрастий.
Учебник представляет собой достаточно нестандартный образец учебной литературы, так как в нем впервые представлены в оправданном симбиозе - в том числе в исторических ракурсах - отечественный и зарубежный опыт правового регулирования и организации государственного антикризисного управления.
И, наконец, что немаловажно, в учебнике содержатся основанные на современной нормативно-правовой базе, взвешенные и четко сформулированные определения, что, полагаю, позволит студентам глубже уяснить значение знания профильного законодательства и текущей практики для объемного понимания изучаемых учебных дисциплин, разобраться, в том числе в процессе самостоятельной работы, с ключевыми проблемами государственного антикризисного управления.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2 77
Литература
Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса: учебник и практикум / отв. ред. А.З. Бобылева. М.: Юрайт, 2015.
Антикризисное управление: учебник и практикум / отв. ред. Н.Д. Корягин. М.: Юрайт, 2015.
Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учеб. пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, А.В. Рукосуев. М.: Дашков и К°, 2013.
Барабашев А.Г Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163-194.
Барциц И.Н. Показатели и критерии оценки эффективности государственного управления // Аналитические обзоры ИНИИ РАГС. М.: Издательство РАГС, 2010. 75 с.
Государственное антикризисное управление: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е.В. Охотского. М.: Издательство Юрайт, 2016. 371 с.
Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию: эволюция международно-правовых режимов и эффективность внешней помощи. М.: Ленан, 2011.
Загаданов Р.М. Институциональные и правовые механизмы обеспечения антикризисного управления в России. М.: Лаборатория книги, 2012.
Коробов В.Б., Яковлев К.Л. Теория и механизмы государственного и муниципального управления. М.: Академия управления МВД
References
Antikrizisnoe upravlenie: mehanizmy gosudarstva, tehnologii biznesa: uchebnik i praktikum [Anti-crisis management: mechanisms of a state, technologies of business: textbook and case study] / ed. A.Z. Bobyleva. M.: Jurajt, 2015. In Russian.
Antikrizisnoe upravlenie: uchebnik i praktikum [Anti-crisis management: textbook and case study] / ed. N.D. Korjagin. M.: Jurajt, 2015. In Russian.
Baldin K.V Antikrizisnoe upravlenie: makro- i mikrouroven': ucheb. posobie [Anti-crisis management: macro and micro levels: study guide] / K.V Baldin, I.I. Perederjaev, A.V Rukosuev. M.: Dashkov i K°, 2013. In Russian.
Barabashev A.G. Krizis gosudarstvennogo upravlenija i ego vlijanie na osnovnye administrativnye paradigmy gosudarstva i bjurokratii [Crisis of state management and its influence on the main administrative paradigms of a state and bureaucracy] In: Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2016. № 3. P. 163-194. In Russian.
Barcic I.N. Pokazateli i kriterii ocenki jeffektivnosti gosudarstvennogo upravlenija [Indices and criteria of evaluation of the state management efficacy] Analiticheskie obzory INII RAGS. M.: Izdatel'stvo RAGS,
2010. In Russian.
Degterev D.A. Sodejstvie mezhdunarodnomu razvitiju: jevoljucija mezh-dunarodno-pravovyh rezhimov i jeffektivnosti vneshnej pomoshhi. [Contribution to the international development: evolution of the international-legal regimes and efficacy of the outer help]. M.: Lenan,
2011. In Russian.
Fajnshmidt E.A., Jur'eva T.V Zarubezhnaja praktika antikrizisnogo upravlenija: uchebno-metodicheskij kompleks [Foreign practice of anti-crisis management: training package]. M.: Evrazijskij otkrytyj institut, 2010. In Russian.
Gosudarstvennoe antikrizisnoe upravlenie: uchebnik dlja bakalavriata i magistratury [State anti-crisis management: textbook for baccalaureate and magistracy] / ed. E.V Ohotskogo. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2016. In Russian.
Korobov V.B., Jakovlev K.L. Teorija i mehanizmy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija [Theory and mechanisms of state and
А.Г. Гуринович. Приоритеты антикризисного управления в современный период
России, 2015.
Купряшин Г.Л. Кризисы государственного управления: неоинституциональный подход // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 51. http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/ item/51_2015kupryasЫn.htm
Охотский Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 3. С. 115-127.
Охотский Е.В. Коррумпированное государство // Публичное и частное право. 2009. № 2. С. 15-33.
Охотский Е.В. Эффективность государственного управления: инерция бюрократического прессинга или стратегия модернизацион-ного обновления // Право и образование. 2016. № 3. С. 149-163.
Понкин И.В. Теория девиантологии государственного управления: неопределенности, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении. М.: Буки-Веди, 2016.
Противодействие коррупции / Под общей ред. Е.В. Охотского. М.: Издательство Юрайт, 2016.
Сажина М.А. Управление кризисом: учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
Симония Н.А., Торкунов А.В. Глобализация, структурный кризис и мировое лидерство. Мифы и реальность. М.: Международная жизнь, 2013.
Файншмидт Е.А., Юрьева Т.В. Зарубежная практика антикризисного управления: учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2010.
municipal management]. M.: Akademija upravlenija MVD Rossii, 2015. In Russian.
Kuprjashin G.L. Krizisy gosudarstvennogo upravlenija: neoinstitucional'nyj podhod [Crises of the state management: neo-institutional approach] In: Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. 2015. № 51: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/51_2015kupryashin.htm. In Russian.
Ohotskij E.V. Gosudarstvennoe upravlenie: na puti k sovremennoj modeli gosudarstvennogo menedzhmenta [State management: on the way to the modern model of state management]. In: Vestnik MGIMO Univer-siteta. 2014. № 3. P. 115-127. In Russian.
- Ohotskij E.V Korrumpirovannoe gosudarstvo [Corrupted state]. In: Pub-lichnoe i chastnoe pravo. 2009. № 2. P. 15-33. In Russian.
Ohotskij E.V. Jeffektivnost' gosudarstvennogo upravlenija: inercija bju-rokraticheskogo pressinga ili strategija modernizacionnogo obnov-lenija [Efficacy of a state management: inertia of the bureaucratic pressing or the strategy of modernization renovation]. In: Pravo i obrazovanie. 2016. № 3. P. 149-163. In Russian. Ponkin I.V. Teorija deviantologii gosudarstvennogo upravlenija: neopre-delennosti, riski, defekty, disfunkcii i provaly v gosudarstvennom upravlenii [Theory of the deviance of the state management: uncertainties, risks, defects, dysfunctions and fails in state management]. M.: Buki-Vedi, 2016. In Russian. Protivodejstvie korrupcii [Anti corruption fight]. Ed. E.V Ohotskogo. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2016. In Russian.
- Sazhina M.A. Upravlenie krizisom: ucheb. posobie [Crisis management: :, study guide]. M.: FORUM: INFRA-M, 2012. In Russian.
Simonija N.A., Torkunov A.V Globalizacija, strukturnyj krizis i mirovoe lider-i stvo. Mify i reaTnost [Globalization, structural crisis and world leader- ship. Myths and reality]. M.: Mezhdunarodnaja zhizn', 2013. In Russian. i. Zagadanov R.M. Institucional'nye i pravovye mehanizmy obespechenija antikrizisnogo upravlenija v Rossii [Institutional and legal mecha-i nisms of ensuring the anti-crisis management in Russia]. M.: Labora-i torija knigi, 2012. In Russian.