Научная статья на тему 'ГОСТ р ИСО 37001: аргументы за и против принятия национального антикоррупционного стандарта'

ГОСТ р ИСО 37001: аргументы за и против принятия национального антикоррупционного стандарта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
679
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫМ НОРМАМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ СТАНДАРТ / ANTICORRUPTION COMPLIANCE MANAGEMENT SYSTEM / ANTICORRUPTION COMPLIANCE / NATIONAL ANTICORRUPTION STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глубокая Юлия Васильевна

В статье приводится аргументация за и против принятия в России национального стандарта ГОСТ Р ИСО 37001 «Системы антикоррупционного менеджмента. Требования и руководство по применению» (ISO 37001:2016, IDT)[1]. Аргументом в пользу принятия стандарта является то, что выполнение его требований, подтвержденное сертификатом соответствия, будет являться дополнительным свидетельством факта эффективного внедрения организацией системы антикоррупционного комплаенса, а значит, принятия всех зависящих от организации мер по соблюдению антикоррупционных норм. Наличие локальных и международных рекомендаций и практических пособий по внедрению эффективной антикоррупционной комплаенс-программы никак не препятствует принятию стандарта, наоборот, учитывая универсальность элементов антикоррупционной комплаенс-программы, содержащихся как в различных инструментах по практикам методикам внедрения, так и в стандарте, дает возможность организациям оптимально использовать любые методики и пособия, позволяющие в дальнейшем успешно подтверждать соответствие их антикоррупционных комплаенс-программ требованиям стандарта.The article provides an analysis of the draft national standard GOST R ISO 37001 “Anti-bribery management systems Requirements and guidance for use (ISO 37001:2016, IDT)”. As an argument for the adoption of the standard, the author points out that the fulfillment of its requirements, confirmed by a certificate of conformity, will be an additional evidence that an organization has effectively implemented the anti-corruption compliance system, which means that it had undertaken all the measures that were in its power in order to follow compulsory anti-corruption norms. The availability of local and international recommendations and practical manuals for the implementation of an effective anti-corruption compliance program does not prevent the adoption of the standard. On the contrary, given the universality of the anti-corruption compliance program elements contained in various implementation tools and in the standard, organizations can optimally use any methodologies and manuals that allow their anti-corruption compliance program to successfully conform to the requirements of the standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глубокая Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСТ р ИСО 37001: аргументы за и против принятия национального антикоррупционного стандарта»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2020, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2020/AGE QUALITY 1 2020.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Глубокая Ю.В. ГОСТ Р ИСО 37001: аргументы за и против принятия национального антикоррупционного стандарта // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. №1. С. 36-49. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2020/120003.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 34.096

ГОСТ Р ИСО 37001: аргументы за и против принятия национального антикоррупционного стандарта

Глубокая Юлия Васильевна

магистр права, LL.M, руководитель юридического департамента ООО «АББ Электрические Сети», Россия, г. Москва, 117335, Нахимовский проспект, д. 58

glubokaya. ¡ulia@gm ail. com

Аннотация. В статье приводится аргументация за и против принятия в России национального стандарта ГОСТ Р ИСО 37001 «Системы антикоррупционного менеджмента. Требования и руководство по применению» (ISO 37001:2016, IDT)l. Аргументом в пользу принятия стандарта является то, что выполнение его требований, подтвержденное сертификатом соответствия, будет являться дополнительным свидетельством факта эффективного внедрения организацией системы антикоррупционного комплаенса, а значит, принятия всех зависящих от организации мер по соблюдению антикоррупционных норм. Наличие локальных и международных рекомендаций и практических пособий по внедрению эффективной антикоррупционной комплаенс-программы никак не препятствует принятию стандарта, наоборот, учитывая универсальность элементов антикоррупционной комплаенс-программы, содержащихся как в различных инструментах по практикам методикам внедрения, так и в стандарте, дает возможность организациям оптимально использовать любые методики и пособия, позволяющие в дальнейшем

1 Далее по тексту проект нового национального стандарта ГОСТ Р ИСО 37001 «Системы антикоррупционного менеджмента. Требования и руководство по применению» именуется «национальный антикоррупционный стандарт», «стандарт», «стандарт ГОСТ Р ИСО 37001».

успешно подтверждать соответствие их антикоррупционных комплаенс-программ требованиям стандарта.

Ключевые слова: система антикоррупционного менеджмента; антикоррупционный комплаенс; обеспечение соответствия антикоррупционным нормам; национальный антикоррупционный стандарт.

Понятие коррупции и мер по противодействию коррупции в российском праве

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Под противодействием коррупции в ст. 1 указанного Закона понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений .

2 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЭ (ред. от 26.07.2018) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http ://consultant.ru/

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Для целей настоящей статьи сконцентрируемся на теме профилактики коррупции со стороны коммерческих организаций.

Ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в себя:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования

3

поддельных документов .

Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы о внедрении в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов

В подпункте «б» пункта 36 раздела VI «Совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц» Указа Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы"Торгово-промышленной палате Российской Федерации рекомендовано с участием

3 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2018) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http ://consultant.ru/

общероссийских общественных организаций "Российский союз промышленников и предпринимателей" и "ОПОРА России", иных заинтересованных организаций и с привлечением представителей федеральных государственных органов, осуществляющих реализацию государственной политики в области противодействия коррупции, научно-исследовательских и образовательных организаций, объединений субъектов предпринимательской деятельности, коммерческих организаций, государственных корпораций (компаний) и организаций, участвующих в осуществлении международного сотрудничества в области противодействия коррупции, обеспечить проведение ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур комплаенса4.

Таким образом, государство в соответствующих законодательных актах, с одной стороны, предписывает коммерческим организациям принимать меры по профилактике коррупции, что включает в себя разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, а с другой, рекомендует профильным организациям внедрять в сферу бизнеса антикоррупционные стандарты.

Одной из таких инициатив по внедрению антикоррупционного стандарта является подготовка Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» проекта национального стандарта ГОСТ Р ИСО 37001 «Системы антикоррупционного менеджмента. Требования и руководство по применению» на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта ИСО 37001:2016 «Системы антикоррупционного менеджмента. Требования и руководство по применению» (ISO 37001:2016 Anti-bribery management systems - Requirements and guidance for use, IDT).

4 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июня 2018 № 378 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http ://consultant.ru/

Поддерживая инициативу принятия национального антикоррупционного стандарта, хотелось бы отметить следующее.

В статье, посвященной преимуществам принятия общего национального стандарта по комплаенс-менеджменту ГОСТ Р ИСО 19600-2018 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания (ISO 19600:2014, IDT)», автором было отмечено, что внедрение эффективной системы менеджмента соответствия нормам на базе национального стандарта позволит организациям подтверждать соблюдение требований ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, а также предотвращать совершение коррупционных правонарушений и привлечение к административной ответственности, в частности, по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица [1]. Более того, по мнению автора, выполнение всех применимых рекомендаций общего национального стандарта по комплаенс-менеджменту (то есть управлению обеспечением соответствия нормам в определенной сфере регулирования, или внедрению эффективной программы комплаенса) может быть приравнено к принятию всех зависящих от организации мер по соблюдению правил и норм в данной сфере регулирования, а значит, отсутствию вины в совершенном правонарушении лица [1].

Специальный национальный антикоррупционный стандарт, содержащий более подробные указания по антикоррупционному комплаенс-менеджменту, в полной мере позволит организациям воспользоваться указанными преимуществами.

Аргументы за и против принятия антикоррупционного национального стандарта

Итак, аргументом за принятие национального антикоррупционного стандарта может служить довод о том, что подтвержденное выполнение его требований будет являться дополнительным свидетельством того, что организация эффективно внедрила систему антикоррупционных мероприятий, а значит, приняла все зависящие от нее меры по соблюдению антикоррупционных норм, что должно

[email protected]

рассматриваться как подтверждение отсутствия вины в совершенном правонарушении.

Против инициативы внедрения такого стандарта может быть приведен аргумент о том, что в России уже существуют соответствующие методические материалы, которые могут быть эффективно использованы организациями для разработки системы соответствия антикоррупционным нормам. Так, Министерством труда и социального развития в 2013 г. были разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) [2]. Методические рекомендации были разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»5. Целью Методических рекомендаций Минтруда является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

18 сентября 2019 г. на сайте Минтруда была также опубликована Информация Министерства труда и социальной защиты РФ «Меры по предупреждению коррупции в организациях» [3], в которой ведомство приводит рекомендации по организации антикоррупционной работы, включая оценку коррупционных рисков, определение подразделения и (или) работников, ответственных за организацию системы предупреждения коррупции; регулирование конфликтов интересов; разработку стандартов и кодексов поведения; правила получения и дарения подарков и т.д.

5 О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 № 309 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://consultant.ru/

[email protected]

Несмотря на то, что указанные документы носят системный характер и действительно могут служить хорошим примеромтого, как можно построить работу по обеспечению выполнения обязанности организаций, предусмотренной ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, не следует забывать, что многие российские организации, являясь частью международных корпораций, или взаимодействуя с крупными международными компаниями, вынуждены учитывать в своей работе также требования иностранного антикоррупционного законодательства, что требует принятия более широких профилактических мер, опираясь на лучшие мировые практики.

В ответ на данный аргумент можно сослаться на то, что подобные практические пособия и рекомендации по внедрению антикоррупционных мер существуют и на международном уровне, один из самых выдающихся примеров - «Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий» Практическое руководство Управления ООН по наркотикам и преступности [4].

Нет никаких сомнений в том, что и методические материалы Минтруда, и практическое руководство ООН, и иные подобные руководства и пособия являются крайне полезными инструментами по практическому внедрению антикоррупционных комплаенс-программ и позволяют учитывать требования российского антикоррупционного законодательства и лучшие практики применения международных антикоррупционных норм. Однако их наличие никак не препятствует принятию национального антикоррупционного стандарта ГОСТ Р ИСО 37001, наоборот, наличие такого стандарта позволит организациям сверить, все ли элементы антикоррупционной комплаенс-программы внедрены на минимально необходимом уровне, и получить дополнительное преимущество в виде официального подтверждения о соответствии антикоррупционной комплаенс-программы требованиям стандарта по аналогии с сертификацией на соответствие оригинальному ISO 37001.

Также стоит еще раз подчеркнуть на примере перечисленных документов [2, 3, 4], что в своей структуре они содержат аналогичные универсальные элементы,

[email protected]

присущие любой антикоррупционной комплаенс-программе (см. сравнительную таблицу в Приложении), отличаясь только глубиной описания практической составляющей. Такая универсальность элементов антикоррупционной комплаенс-программы позволяет эффективно использовать любые практические инструменты (в том числе методические рекомендации, пособия и т.д.) в целях внедрения эффективной антикоррупционной комплаенс-программы с дальнейшей ее сертификацией на соответствие требованиям антикоррупционного стандарта.

Проблемы сертификации соответствия антикоррупционному стандарту

После принятия в 2016 г. международного стандарта ИСО 37001:2016 «Системы антикоррупционного менеджмента. Требования и руководство по применению» (ISO 37001:2016 Anti-bribery management systems - Requirements and guidance for use, IDT) в комплаенс-сообществе было много критики в отношении пользы сертификации антикоррупционных комплаенс-программ на соответствие стандарту. По мнению экспертов, сертификация не гарантирует отсутствие коррупционных нарушений и не дает деловым партнерам полной уверенности в этичности сертифицированного контрагента. Не имеет значения, сколько сертификатов может иметь контрагент; вопрос заключается в том, соблюдает ли он требования6.

С этими доводами никто не спорит, ведь и наличие самой антикоррупционной программы, неважно, сертифицированной или нет, не гарантирует, что нарушение не произойдет, и даже у регуляторов нет таких ожиданий от комплаенс-программ. Базовая задача любой комплаенс-программы - снижение вероятности нарушений, а также установление эффективных контролей в высокорисковых зонах деятельности организации.

Роль сертификации видится в том, чтобы выполнить качественное измерение эффективности внедрения тех универсальных требований к системе антикоррупционного комплаенс-менеджмента, которые предусмотрены стандартом,

6 Defects in the ISO 37001 Certification // JDSUPRA. February 7, 2018. - Режим доступа: https://www.jdsupra.com/legalnews/defects-in-the-iso-37001-certification-61879/

[email protected]

и помочь организации улучшить те элементы программы, которые в этом нуждаются. В этой связи, в условиях отсутствия центров аккредитации ИСО важнейшая задача организации - ответственно подойти к самостоятельному выбору экспертов по сертификации. В интересах организации привлечь надежную сертифицирующую структуру с безупречной репутацией и наличием у экспертов подтвержденного опыта внедрения/проведения оценки эффективности антикоррупционных комплаенс-программ. При соблюдении данного условия можно ожидать получения позитивных эффектов от сертификации, а именно убедиться во внедрении реально работающего, а не «бумажного» комплаенса, следствием которого является повышение доверия к организации всех заинтересованных сторон, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности бизнеса.

Как уже отмечалось ранее, действительно, доверие к организации работников обеспечивает более высокую вовлеченность и повышение производительности труда, доверие клиентов и партнеров влияет на репутацию организации как надежного участника рынка, а внедрение эффективных механизмов самоконтроля благодаря комплаенс-программе снижает вероятность совершения правонарушений и наложения штрафных санкций регулирующими органами [1].

1. Глубокая Ю.В. Проект национального стандарта ГОСТ Р ИСО 19600-2018: системный подход к внедрению комплаенс-программ для обеспечения соответствия деятельности организаций применимым нормам и преимущества для организаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. № 3. С. 19-32. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/319002.pdf

2. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/0

Список литературы

3. Меры по предупреждению коррупции в организациях: Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. [Электронный ресурс] // Минтруд России. - Режим доступа:

https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015

4. Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий: Практическое руководство Управления ООН по наркотикам и преступности от ноября 2013 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/corruption/Publications/2013/13-86791_Ebook.pdf

Приложение

Универсальные Рекомендации Практическое Национальный

элементы Минтруда [2, 3] руководство антикоррупцион- ный

антикоррупционной Управления ООН по стандарт

комплаенс- наркотикам и ГОСТ Р ИСО 37001

программы преступности [4]

Лидерство и Поддержка и Среда организации:

приверженност ь приверженность - Осмысление

руководства высшего руководства организации и ее

организации цели компании деятельности контекста

внедрения по предупреждению - Понимание

эффективной коррупции потребностей и

программы ожиданий

антикоррупционного Разработка заинтересованных

комплаенса антикорру пционной сторон

программы - Определение области

действия системы

антикоррупцион-ного

менеджмента

- Система

антикоррупционного

менеджмента

- Оценка рисков,

связанных с

коррупцией

Лидерство:

- Лидерство и

обязательства

- Управляющий орган

- Высшее руководство

Разработка и Антикорру пционная Четкая, наглядная и Политика организации

внедрение политик и политика доступная политика в области

процедур в области организации и запрета на коррупцию антикорру пцион-ной

антикоррупционного система локальных деятельности:

комплаенс актов по - Подарки,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предупреждению представительские

коррупции расходы,

пожертвования и

Регулирование подобного рода выгоды

конфликта интересов - Процедуры найма

персонала

Стандарты и

кодексы поведения Документированная

информация:

- Создание и

обновление

- Управление

документирован-ной

информацией

Проведение периодической оценки коррупционн ых рисков организации Оценка коррупционных рисков Детализированная политика в отношении конкретных областей риска Планирование: - Действия по урегулированию рисков и выявлению возможностей - Цели в области антикоррупцион-ной деятельности и планирование их достижения

Организация комплаенс-функции Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции Контроль за осуществлением антикоррупционной программы Организационные функции, ответственность и полномочия: - Должностные функции и ответственность - Служба обеспечения соответствия антикоррупцион-ным нормам - Делегирование принятия решений Обеспечение: - Ресурсы - Компетентность

Эффективные тренинги и коммуникации для сотрудников Информирование, консультирование и обучение работников Информирование и обучение: - Поддержка и стимулирование этичного поведения и соблюдения требований - Обращение за руководящими указаниями Осведомленность и обучение Коммуникации

Организация каналов для сообщений о нарушениях и проведения расследований Каналы получения информации о возможных коррупционных правонарушениях Выявление нарушений и представление информации о них Пресечение нарушений Меры при несоответствую-щих механизмах противодействия коррупции: - Информирование о подозрениях - Внутренние проверки и принятие мер в отношении коррупции

Управление отношениями с бизнес-партнерами Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка Осуществление антикорру пционной программы в отношении деловых Комплексная проверка Меры в финансовой сфере Меры в нефинансовой

партнеров сфере

Внедрение

антикорру пцион-ных

механизмов в

контролируемых

организациях и у

деловых партнеров

Тестирование и Антикоррупционный Система внутреннего Оценка результатов

мониторинг в целях аудит отдельных контроля и ведение деятельности:

улучшения программы операций и сделок отчетности - Мониторинг,

антикоррупционного Внутренний измерение, анализ и

комплаенса контроль и ведение Периодические обзоры оценка

бухгалтерского и оценки - Внутренний аудит

учета антикорру пционной - Анализ, проводимый

программы руководством

Мониторинг - Анализ, проводимый

эффективности службой обеспечения

реализации мер по соответствия

предупреждению антикоррупционным

коррупции нормам

Взаимодействие с Улучшение:

правоохранительны - Несоответствие и

ми органами и корректирующее

иными действие

государственными - Постоянное

органами в целях улучшение

противодействия

коррупции Функционирование:

- Оперативное

Участие в планирование и

коллективных управление

инициативах

[email protected]

GOST R ISO 37001: pros and cons of national anticorruption standard adoption

Glubokaya Yulia Vasilyevna

LL.M, Head of Legal&Integrity of ABB Power Grids LLC, Nakhimovskiy prospect, house 58, Moscow, Russia, 117335

glubokaya.julia@gmail. com

Abstract. The article provides an analysis of the draft national standard GOST R ISO 37001 "Anti-bribery management systems - Requirements and guidance for use (ISO 37001:2016, IDT)". As an argument for the adoption of the standard, the author points out that the fulfillment of its requirements, confirmed by a certificate of conformity, will be an additional evidence that an organization has effectively implemented the anti-corruption compliance system, which means that it had undertaken all the measures that were in its power in order to follow compulsory anti-corruption norms. The availability of local and international recommendations and practical manuals for the implementation of an effective anti-corruption compliance program does not prevent the adoption of the standard. On the contrary, given the universality of the anti-corruption compliance program elements contained in various implementation tools and in the standard, organizations can optimally use any methodologies and manuals that allow their anticorruption compliance program to successfully conform to the requirements of the standard.

Keywords: anticorruption compliance management system; anticorruption compliance; national anticorruption standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.