Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2019, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 3 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Глубокая Ю.В. Проект национального стандарта ГОСТ Р ИСО 19600-2018: системный подход к внедрению комплаенс-программ для обеспечения соответствия деятельности организаций применимым нормам и преимущества для организаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №3. С. 19-32. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/319002.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 006.35
Проект национального стандарта ГОСТ Р ИСО 19600-2018: системный подход к внедрению комплаенс-программ для обеспечения соответствия деятельности организаций применимым нормам и преимущества для организаций
Глубокая Юлия Васильевна
магистр права, LL.M, Ассоциация этики бизнеса и КСО (RBEN) Россия, г. Санкт-Петербург, 191124, Суворовский Проспект, д. 65, офис 54)
https://rben. ru/glubokaya e-mail: glubokaya.julia@gmail. com
Аннотация. В статье приводится анализ проекта национального стандарта ГОСТ Р ИСО 19600-2018 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания (ISO 19600:2014, IDT)», предлагаются формулировки некоторых основных терминов на русском языке, в том числе термина «compliance», описываются преимущества для организаций, внедривших комплаенс-программу на основе стандарта, в том числе возможность доказывать регулирующим органам принятие всех зависящих от организации мер по соблюдению обязательных правил и норм. Сделаны выводы о том, что внедрение системы обеспечения соответствия нормам на основе стандарта позволяет российским организациям повышать культуру этичного ведения бизнеса, а также уровень доверия заинтересованных сторон, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности бизнеса.
Ключевые слова: система менеджмента соответствия; комплаенс; обеспечение соответствия нормам; национальный стандарт.
Содержание
1. Введение. Нормативно-правовые основы национального стандарта в области менеджмента соответствия
2. Актуальность наличия руководящих указаний и рекомендаций по внедрению систем менеджмента соответствия (комплаенс-программ) на государственном уровне и преимущества для организаций
3. Системный подход: основные элементы менеджмента соответствия (комплаенс-программы организации)
4. Заключение
1. Введение. Нормативно-правовые основы национального стандарта
в области менеджмента соответствия
Важным шагом на пути развития института комплаенса в России станет принятие нового национального стандарта в области менеджмента соответствия, который на момент написания настоящей статьи находится на финальной стадии экспертизы в техническом комитете по стандартизации. Новый ГОСТ Р ИСО 1960020181 идентичен международному стандарту ИСО 19600:2014 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания» (ISO 19600:2014 «Compliance management systems - Guidelines»). По правилам Федерального закона от 29 июня 2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», объектом стандартизации в данном случае является система менеджмента соответствия деятельности организаций применимым нормам, а целью - содействие интеграции
1 Далее по тексту проект нового национального стандарта ГОСТ Р ИСО 19600-2018 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания (ISO 19600:2014, IDT)» именуется «национальный стандарт по комплаенс-менеджменту», «стандарт», «стандарт по комплаенс-менеджменту».
Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера. Как и в любом национальном стандарте, в стандарте по комплаенс-менеджменту устанавливаются для всеобщего применения общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Важной составной частью стандарта является терминология, перевод которой, по мнению автора, в ряде случаев требует доработки в целях более точного определения смысла некоторых терминов. Так, основное понятие стандарта «compliance» автор предлагает перевести на русский язык как «обеспечение соответствия нормам»; «compliance requirement» - как «обязательное требование соответствия нормам», а «compliance commitment» - как «добровольное обязательство по обеспечению соответствия нормам». При этом, под выполнением «обязанности по обеспечению соответствия нормам» («compliance obligation») может пониматься выполнение как обязательного требования соответствия нормам, так и добровольного обязательства по обеспечению соответствия нормам, и, исходя из этого, определением «обеспечения соответствия нормам» («compliance») будет «выполнение организацией всех обязанностей по обеспечению соответствия нормам».
Применение национального стандарта по комплаенс-менеджменту является добровольным, кроме случаев публичного заявления организации о соответствии ее системы комплаенс-менеджмента данному стандарту. Таким образом, по своей сути, национальный стандарт по комплаенс-менеджменту представляет собой руководящие указания и рекомендуемые государством практики по внедрению организациями эффективных комплаенс-программ. Применение руководящих указаний может носить вариативный характер и различаться в зависимости от размера и уровня развития комплаенс-системы организации, а также условий, характера и сложности деятельности организации, включая политику и цели в области комплаенса.
2. Актуальность наличия руководящих указаний и рекомендаций по внедрению систем менеджмента соответствия (комплаенс-программ) на государственном уровне и преимущества для организаций
Необходимость разработки российскими регуляторами системных разъясняющих документов и рекомендаций в области комплаенса давно является актуальной темой и предметом дискуссий экспертов. Так, в контексте внедрения в России института антимонопольного комплаенса, еще в 2015 г. автором высказывалась идея о том, что, так же, как это практикуется в других странах, наилучшим способом поддержания эффективного становления антимонопольного комплаенса в России будет являться «политика поощрения [программ антимонопольного комплаенса] в компаниях с помощью специальных методик, рекомендаций и разъяснений регулятора» [1, с. 38]. Наличие общего стандарта в области комплаенс-менеджмента решает эту задачу не только на уровне антимонопольного регулирования, но и в любой другой сфере регулирования, так как охватывает все необходимые и достаточные элементы комплаенс-программ в тех областях деятельности организации, где есть необходимость обеспечения соответствия обязательным требованиям законодательства, и более того, добровольно взятым на себя повышенным обязательствам организации по этичному ведению бизнеса.
В предисловии к стандарту по комплаенс-менеджменту отмечено еще одно важное условие успешной и устойчивой работы организации - это внимание к потребностям и ожиданиям всех заинтересованных сторон2, что иначе определяется экспертами как «повышение доверия стейкхолдеров». Как пишут Patricia E. Dowden и Philip M. Nichols, «доверие стейкхолдеров завоевывается таким поведением организации, которое отвечает их ценностям. ...Такое поведение соответствует принципам деловой этики, и, следовательно, уровень доверия может служить точным барометром оценки состояния деловой этики в компании. Доверие к контрагенту
2 Заинтересованные стороны (interested parties, stakeholders) - это физические или юридические лица, государство, общество и все иные субъекты, которые могут влиять на то или иное решение или деятельность организации, быть подверженными влиянию или воспринимать себя таковыми в связи решением или деятельностью организации.
можно определить как уверенность в его надлежащем поведении в сложной ситуации. Успешность рыночной экономики зависит от доверия, потому что её фундаментальные понятия - торговля и инвестиции - зависят от добросовестности контрагента. Доверие к контрагенту основывается на уверенности в его безупречной репутации и высокой компетентности» [2].
Можно с уверенностью сказать, что обеспечение соответствия применимым нормам и высоким этическим стандартам ведения бизнеса будет способствовать росту доверия к организации всех заинтересованных сторон, а значит, и успеху деятельности организации. Роль национального стандарта по комплаенс-менеджменту для достижения этих целей сложно переоценить, так как стандарт дает организациям практические указания, как именно создать и поддерживать систему обеспечения соответствия нормам и внедрять культуру добросовестного поведения.
Итак, стандарт определяет, что обеспечение соответствия нормам - это результат выполнения организацией обязательных требований и добровольных обязательств. Соответствие нормам станет устойчивым при укоренении обеспечения соответствия нормам в культуре организации, а также в поведении и отношении к соответствию нормам работающих в ней людей. Стандарт рекомендует организациям интегрировать управление соответствием нормам в процессы менеджмента финансовой деятельности, рисков, качества, охраны труда и окружающей среды, а также в операционные требования и процедуры организации, а также, что не менее важно - внедрять четкое понимание необходимости соответствия нормам в сознание и поведение работающих в организации людей. Добиться такого понимания организация может, используя ключевые ценности и общепринятые стандарты корпоративного управления, этические и общественные нормы, а также реализуя лидерские качества руководителей для донесения ценностей и этических норм, признания и внедрения мер, содействующих развитию соответствующего поведения. Если этого не происходит на всех уровнях организации, возникает риск несоответствия.
В проекте национального стандарта отмечено, что во многих случаях при принятии судебных решений суды учитывают добровольные обязательства организаций по обеспечению соответствия посредством имеющихся у них систем менеджмента соответствия. Это способствует назначению адекватных штрафных санкций, накладываемых за нарушение соответствующих законов.
Особенную актуальность данное положение приобретает в сфере антикоррупционного регулирования, так как в этой области наиболее высоки как требования регуляторов, так и суммы возможных штрафов.
В соответствии со ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в себя: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов [5].
Внедрение эффективной системы менеджмента соответствия нормам на базе национального стандарта позволит организациям подтверждать соблюдение требований ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3, а также предотвращать совершение коррупционных правонарушений и привлечение к административной ответственности, в частности, по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица [6]. В части первой данной статьи ФЗ в качестве санкции предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в трехкратном размере передаваемого или обещанного имущества либо
трехкратного размера стоимости услуг, но не менее 1 млн рублей с обязательной конфискацией обещанного или передаваемого имущества либо дополнительным взысканием стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. За совершение правонарушения в крупном или особо крупном размере законодателем установлена более строгая ответственность вплоть до 100-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, но не менее 100 млн рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Согласно данным Генеральной прокуратуры3, в первом полугодии 2019 г. по постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечены более 4 тыс. физических, должностных и юридических лиц. Сумма наложенных за административные правонарушения коррупционной направленности штрафов превысила 580 млн рублей. Достаточно часто прокурорами выявляются правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ. В первом полугодии 2019 г. прокурорами возбуждено 220 таких дел. По ним к административной ответственности привлечено 187 юридических лиц, назначены штрафы на сумму 458 млн рублей.
Внедрение и результативное функционирование системы комплаенса поможет организациям не только не допускать нарушения, а значит, не подвергаться штрафам, но и рассчитывать на то, что при определенных условиях при совершении нарушения норм отдельными недобросовестными сотрудниками организации смогут привести аргументы в свою защиту. Согласно ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта
3
По постановлениям прокуроров более 4 тысяч лиц привлечены к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1680946/
Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению [6]. Выполнение всех применимых рекомендаций национального стандарта по комплаенс-менеджменту (то есть управлению обеспечением соответствия нормам, или внедрению эффективной программы комплаенса) может быть приравнено к принятию всех зависящих от организации мер по соблюдению правил и норм в определенной сфере регулирования, а значит, отсутствию вины в совершенном
4
правонарушении .
Примеры подобной практики можно найти в сфере применения судами норм антикоррупционного законодательства. Так, по делу № 5-2/20145, 14 января 2014 г. было вынесено Постановление Мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара, согласно которому суд пришел к выводу о недоказанности виновности ЗАО «Ланцет» в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку им были предприняты все необходимые меры по предупреждению и предотвращению совершения сотрудником преступления. Как следует из материалов дела, генеральным директором Общества утверждено Положение о соблюдении антимонопольного и антикоррупционного законодательства, которым установлено, что ни один сотрудник, директор, должностное лицо или посредник не имеет права предлагать, производить или обещать «незаконные» платежи, или разрешать передачу каких-либо ценных вещей, прямо или косвенно, любому государственному служащему в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения; обеспечения какого-либо незаконного преимущества. Согласно листу ознакомления с Положением, нарушивший сотрудник был лично ознакомлен и прошел тест на знание данного Положения. Из показаний сотрудника-нарушителя, данных им как в судебном заседании, так и в ходе производства по уголовному делу, следует, что его
4 Здесь необходимо оговориться, что каждый факт совершения правонарушения должен рассматриваться с учетом индивидуальных особенностей, а в некоторых случаях, даже при наличии эффективной программы комплаенса, нет оснований ссылаться на отсутствие вины юридического лица, например, когда правонарушение совершено с ведома или с участием руководства организации.
5 Постановление от 14 января 2014 г. по делу № 5-2/2014. - Режим доступа:
https://sшdact.m/magistrate/doc/PaRrXnDDvcrb/?magistrate-txt=19.28&magistrate-case doc=5-2%2F2014&magistrate-date from=&magistrate-date to=&magistrate-coшrt=&magistrate-щdge=& =1567408729530
действия были обусловлены только личной заинтересованностью в деятельности Общества на территории Республики Коми. Каких-либо поручений от руководства Общества по продвижению продукции компании избранным им способом, а именно, попыткой дачи взятки должностным лицам, он не получал, доказательств обратного суду не представлено. Напротив, сотрудник подтвердил, что знаком с действующей в компании антикоррупционной политикой и неоднократно предупреждался старшим менеджером о недопустимости его поведения и возможном прекращении деятельности представительства на территории Республики Коми. Таким образом, суд пришел к выводу, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства о противодействии коррупции. Дело было прекращено в связи с отсутствием вины юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, т.е. отсутствием состава административного правонарушения.
Принятие национального стандарта по комплаенс-менеджменту даст организациям возможность ориентироваться на него для обеспечения принятия всех зависящих от организаций мер по соблюдению обязательных правил и норм российского законодательства не только в антикоррупционной деятельности, но и в тех сферах регулирования, которые организации изберут для внедрения комплаенса.
В некоторых случаях российские компании могут подвергаться штрафам не только за нарушения локального законодательства, но и со стороны иностранных регуляторов, поскольку деятельность таких компаний подпадает под действие законов других стран, имеющих экстерриториальное действие. Так, российская компания МТС попала в список десяти компаний, которым были начислены самые высокие суммы штрафов за нарушение Закона США о запрете подкупа иностранных должностных лиц (FCPA - Foreign Corrupt Practices Act)6. Сумма штрафа составила 850 млн долларов.
6 With MTS in the new Top Ten, just one U.S. company remains // The FCPA Blog. - Режим доступа: https://www.fcpablog.com/blog/2019/3/11/with-mts-in-the-new-top-ten-iust-one-us-companv-remains.html
При этом, очень важно отметить, что при расчете штрафных санкций за нарушение FCPA регулятор всегда учитывает усилия компаний по внедрению антикоррупционной комплаенс-программы, что в совокупности с другими факторами, может являться основанием для снижения суммы штрафа. Из самых недавних примеров, в деле о нарушении FCPA со стороны Wallmart Inc., учитывая, в том числе, предпринятые компанией меры по улучшению комплаенс-программы и системы внутреннего контроля, Министерство юстиции США по соглашению с компанией от 20 июня 2019 г. сочло возможным предоставить скидку от 20 до 25% от суммы штрафа7. В другом деле с участием Fresenius Medical Care AG & Co. KGaA скидка с суммы штрафа, в том числе с учетом корректирующих мер по улучшению комплаенс-программы, по соглашению между компанией и Министерством юстиции США от 25 февраля 2019 г. составила 40%8.
Приведенные примеры показывают важность и очевидные преимущества внедрения комплаенс-программ для бизнеса, с точки зрения любого применимого законодательства. Национальный стандарт по комплаенс-менеджменту - именно тот инструмент, который позволит организациям наиболее эффективным образом решить эту задачу.
3. Системный подход: основные элементы менеджмента соответствия (комплаенс-программы организации)
Приступая к созданию комплаенс-программы, стандарт рекомендует организации:
- понять среду, в которой она функционирует (внутренние и внешние факторы рисков);
- определить перечень заинтересованных сторон и зафиксировать потребности и ожидания данных заинтересованных сторон;
7 См.: https://www.justice. gov/opa/press-release/file/1175791/download
8 См.: https://www.justice.gov/opa/press-release/file/1148951/download?utm medium=email&utm source=govdelivery
- определить сферы регулирования, в которых организации необходимо соответствовать обязательным нормам;
- выбрать область/области применения системы менеджмента соответствия.
Внедрение системы менеджмента соответствия в выбранной области/областях применения должно строиться на принципах эффективного управления и включать в себя следующие ключевые элементы:
- идентификация, анализ и оценка рисков несоответствия нормам;
- лидерство (в том числе добровольные обязательства по обеспечению соответствия; принятие политики в области обеспечения соответствия нормам; эффективное распределение организационных ролей, ответственности и полномочий);
- планирование действий в отношении рисков несоответствия; целей в области обеспечения соответствия нормам и путей их достижения;
- поддержание системы менеджмента соответствия (включая ресурсы; компетентность и обучение; осведомленность; информирование и документирование информации);
- управление операционной деятельностью (в том числе планирование операций; внедрение контролей и процедур; контроль процессов, переданных на аутсорсинг);
- оценка результатов функционирования системы менеджмента соответствия (включая мониторинг, тестирование, анализ, оценку; аудит; контроль со стороны руководства);
- улучшение системы менеджмента соответствия (в том числе анализ необеспечения соответствия нормам и соответствующие корректирующие действия; постоянное улучшение качества системы).
В стандарте дается подробное описание каждого элемента и приводятся указания и практические примеры эффективного внедрения рекомендованных действий.
4. Заключение
Обеспечение соответствия нормам, как обязательным, так и нормам деловой этики, вносит вклад в социально ответственное поведение организаций, повышая доверие к ним всех заинтересованных сторон, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности бизнеса. И действительно, доверие к организации работников обеспечивает более высокую вовлеченность и повышение производительности труда, доверие клиентов и партнеров влияет на репутацию организации как надежного участника рынка, а внедрение эффективных механизмов самоконтроля благодаря комплаенс-программе снижает вероятность совершения правонарушений и наложения штрафных санкций регулирующими органами.
Исследователи отмечают, что «высокий уровень доверия стейкхолдеров
приносит прямую пользу компании.....Надежные компании более устойчивы и менее
восприимчивы к кризисам, такие компании с большей вероятностью переживут неожиданные колебания рынка и турбулентность. Надежные компании имеют более прочные и продуктивные отношения с поставщиками, дистрибьюторами и другими участниками хозяйственных цепочек. Надежные компании получают лучшие условия бизнеса при работе с другими организациями. Доверие повышает вероятность инноваций и успешного предпринимательства. Надежные компании привлекают более лояльных, продуктивных и вовлеченных сотрудников. ... Этическая культура оказывает мощное влияние на функциональность и производительность компании» [3]. «Понимание различных уровней социального доверия может быть распространено и на доверие стейкхолдеров. Современные исследования свидетельствуют о наличии серьезного экономического обоснования для бизнеса на уровне отдельной фирмы: завоевание доверия стейкхолдеров улучшает показатели прибыли» [4].
В заключение хотелось бы выразить признательность руководителю ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» за возможность приобщиться к
работе над текстом национального стандарта по комплаенс-менеджменту, который станет, по твёрдому убеждению автора, полезным практическим инструментом для внедрения российскими организациями эффективных систем комплаенса, что будет способствовать дальнейшему развитию культуры этичного ведения бизнеса в России, будет способствовать предотвращению нарушений, или их выявлению на ранних этапах, а также послужит основанием для организаций доказывать регулирующим органам принятие всех зависящих от них мер по предупреждению и предотвращению нарушений требований законодательства.
Список литературы
1. Глубокая Ю.В. Антимонопольный комплаенс в США и Европе. По какому пути пойдет Россия? / Ю.В. Глубокая // Конкуренция и право. 2015. № 4. С. 34-38.
2. Dowden Patricia E., Nichols Philip M. Доверие стейкхолдеров. Предлагаем свое видение глобального этического принципа ведения бизнеса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/patricia-dowden-philip-nichols/31508/?sphrase_id=30708266 (дата обращения 02.03.2015).
3. Dowden Patricia E., Nichols Philip M. Improving Ethical Culture by Measuring Stakeholder Trust [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/en/blogs/patricia-dowden-philip-nichols-en/improving-ethical-culture-by-measuring-stakeholder-trust/ (дата обращения 12.04.2017).
4. Dowden Patricia E., Nichols Philip M. Доверие стейкхолдеров: экономическое обоснование для бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/patricia-dowden-philip-nichols/31350/?sphrase_id=30747213 (дата обращения 01.10.2015).
5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2018) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://consultant.ru/
6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [Электронный ресурс]: // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://consultant.ru/
Draft national standard GOST R ISO 19600-2018: systemic approach to compliance programs implementation and benefits for organizations
Glubokaya Yulia Vasilyevna
LL.M,
Russian Business Ethics Network (RBEN) Suvorovskiy prospect, house 65, office 54, Saint-Petersburg, Russia, 191124
https://rben. ru/glubokaya e-mail: glubokaya. julia@gmail. com
Abstract. The article provides an analysis of the draft national standard GOST R ISO 19600-2018 "Compliance management systems. Guidelines (ISO 19600: 2014, IDT)"; some key terms definitions in Russian are proposed, including the term "compliance"; benefits for organizations that have implemented a compliance program based on the standard are described, including the ability to prove to regulators that an organization had undertaken all the measures that were in its power in order to follow compulsory rules and norms. The article presents conclusions that compliance with the national standard recommendations will allow Russian organizations to increase the culture of ethical business, as well as the level of stakeholders' trust, which ultimately will lead to increased business efficiency.
Key words: compliance management system; compliance; national standard.