Научная статья на тему 'ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ'

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ»

Веснин ФЭК России

Синютин П.А., начальник "Энергосоыта'' АО «Челябэнер/ о». кандидат тех.наук Тарасова Е.Б , начальник службы по работе с населением «Энергосбыта» АО <■■Челябэнсрго> Щапин Н.М., зам. Генерального директора АО «Челябэнерго» по экономике, кандидат тех.наук

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ЗА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ

В России распространенным является энергоснабжение (в данной статье - поставка электроэнергии, отопления и горячего водоснабжения - ГВС) бытовых потребителей (в дальнейшем - потребителей)', когда поставка энергии осуществляется с участием ряда структур.

1 .Знергопроизводящая организация - региональное акционерное общество энергетики и электрификации РАО «ЕЭС России» (АО-энерго), осуществляющая выработку энергии и передачу по магистральным сетям.

2.0итовый потребитель - перепродавец, передающий транзитом энергию по собственным распределительным сетям.

З.Жилищная организация - муниципальная ведомственная или иная структура, осуществляющая обслуживание внутридомовых сетей.

При этом, на первый взгляд, кажется вполне естественным, что потребитель оплачивает полученную энергию жилищной организации. На практике, в условиях дефицита денежных средств, это приводит к тому, что АО-энерго. стоящие в цепочке прохождения денег последними, 01 таты за отпущенную энергию просто не получают. При этом доля АО- энерго в оплате составляет более 85%. Остроту проблемы прохождения денежных средств можно проиллюстрировать следующим конкретным примером. В 1996 г. только муниципальные жилищные организации I орода Челябинска собрали с потребителей порядка восьмидесяти одного миллиарда неденоминированных рублей за отопление и ГВС, перечислив АО «Челябэнерго» и Челябинским коммунальным тепловым сетям менее одного процента от указанной суммы. В условиях, когда тарифы для рассматриваемой фуппы потребителей реально составляют 50-60 % от среднего тарифа по АО-энерго [ 1 ] и при названных здесь результатах оплаты, АО-энерго теряют и экономический, и финансовый интерес к повышению надежности, качества энергоснабжении и

обслуживания потребителей. И главный пострадавший в такой ситуации - жители, население. Необходимо огмеги гь, что после вступления в силу Постановления Правительства РФ N9 707 от 18 июня 1996 года, юридические основания для указанной выше организации расчетов исчезли, т.к. затраты на обслуживание внугридомовых сетей должны возмещаться жилищной орг анизации не из тарифа на электрическую и тепловую энергию, а из других источников - квартплата, местный бюджет. Таким образом, актуальной является задача изменения организации расчетов потребителей за энергоснабжение и обеспечение получения каждым из перечисленных выше участников энергоснабжения доли средств, пропорциональной их экономическому вкладу в процесс энергоснабжения. Рассмотрим теперь более подробно экономическую сторону проблемы.

Установление тарифов для ЛО-энерго и доли возмещения в тарифе для оптовых потребителей-перепродавцов осуществляется региональной энергокомиссией (РЭК). Согласно существующей нормативной базе [3], органы местного самоуправления - местные администрации - устанавливают нормативы оплаты за отопление и ГВС (соответственно руб. за один м2 общей площади и руб. за одною проживающего, а не руб. за одну Гкал, как устанавливает РЭК). Необходимо отметить, что в соответствии с [ 2 ] потребители должны оплачивать только 50% от стоимост и знер. ии, а 50% оплаты должны дотирокаться из соответствующего местного бюджета. Практика показывает, что в условиях отсутствия реально действующих механизмов согласования решений РЭК и органов местного самоуправления, разница между стоимостью отпущенной потребителям энергии, посчитанной по тарифам: и стоимостью энергии посчитанной по нормативам составляет не указанные выше 50%, а фактически 70-80%. Причем местные администрации не предусматривают какое-либо возмещение этой разницы в 20-30% из местного бюджета. Это приводит в спою очередь к тому, что жилищная

ОКТЯБРЬ 1998

ОПЫТ РЕГИОНОВ

организация становится хроническим должником АО-энерго, а доля жилищных организаций в общей структуре дебиторской задолженности АО-энерго устойчиво растет

Таким образом, решение поставленной выше задачи предполагает прежде всего изменение механизмов функционирования государственного и муниципального регулирования тарисЬов и норматипов оплаты потребителями за отопление и ГВС и механизма принятии местных бюджетов в части дота-иий населению оплаты отопления и ГВС, а именно: оегиональное законодательство или соответству-сщее Постановление Правительства РФ (в измене--ие [3]) должно установить обязательность согласования нормативов, утвержденных органами местного самоуправления с РЭК, или утверждения нормативов совместным постановлением РЭК и местной администрации;

l функции РЭК целесообразно, по нашему мнению, эменить участие в принятии местных бюджетов в -асти контроля за соответствием закладываемых в -сджет объемов дотации населению реальным потребностям.

=зссмотрк м теперь один из вариантов решения вставленной выше задачи. Предлагаемая схема гганизации расчетов представлена на рис. 1 Энергия поступает бытовому потребители; по сети -Э-энерго. сечи оптового потребителя-перепродав-__и сети жилищной организации. Местная администрация поедставлена как источник дотации. Кроме "■"ого, в схеме фигурирует независимый оператор структура, осуществляющая разделение потока денежных средств между участниками энергоснабжения в доле, определенной РЭК. «илищная организация, оптовый потребитель-пе-. r-родавец и АО-энерго связаны между собой до-;зорнык,;и отношениями с взаимными обязатель--вэми по энергоснабжению потоебителя. При этом йязательиым является наличие единой базы дан-

ных по потребителям и, соответственно, единой базы данных по ежемесячным начислениям потребителям счетов на оплату. Это позволяет иметь каждому участнику процесса энергоснабжения исчерпывающую информацию о причитающейся ему в данном месяце доле средств.

Рассмотрим предлагаемую в данной схеме организацию начисления счетов за отопление и ГВС, как один из подходов к решению указанной выше экономической стороны рассматриваемой здесь про блемы.

Как уже было сказано выше, начисление потребителям за отопление и ГВС со стороны АО-энерго проиодится по нормативам, утвержденным главами местных администраций:

С|=К,Цгвс+8,Цог-Ц (руб.), где

С- сумма начисления ¡-ому по грабителю, руб., К - количество прописанных жителей в квартире /'-го потребителя, чел.,

- общая площадь, занимаемая ¡-м потребителем,

м2,

Цгвс - стоимость ГВС для населения, утвержденная постановлением Гпавы местной администрации, руб/чел.,

Цст - стоимость отопления, утвержденная постановлением Главы местной администрации, руб/м2, Ц - сумма предоставленных льгот ¡-ому потребителю по законам РФ, руб., При этом соответственно:

Цгвс — ^ГВС """нас

Нот = МОТ ТкзС где

Мот, Мгвс -норматив потребления теплоэнер/ ии на ГВС и отопление для населения, утвержденный постановлением Главы местной администрации, (Гкал/чел Гкал/м2).

Тнас - тариф для населения, утвержденный РЭК.

I Передача энергии

Рис. 1. Схема организации расчетов

Вестник ФЭК России

ОПЫТ РЕГИОНОВ

Таким образом, стоимость отопления и ГВС, оплачи ваемая жителями данного территориального образования, определяется как:

и

Спотр= Ц 1

где

1-1

п- количество потребителей в данном территориальном образовании, осуществляющих расчеты с АО-энорго.

В предлагаемой схеме счет, выставляемый жилищной организации, должен быть уменьшен на сумму, которая должна поступить от бытового потребителя денежными средствами. То есть проводится начисление за фактическое потребление тепловой энергии по тарифу жилищной организации, утвержденному РОК и вычитается сумма начисления населению по нормативу с учетом предоставляемых льют и субсидий:

С = С.

Спотр (РУ6)- гДе

Сжо - счет, выставляемый жилищной организации, обслуживающей данное территориальное образование, (руб),

Спотр - начисления населению по нормативам с учетом предоставляемых льгот и субсидий, (руб), С. - начисление жилищной организации за фактическое потребление тепловой энергии населением, (руб).

СФ = 0Ф Тжо (РУ6)'

С - фактическое потребление тепловой энергии жилым фондом, рассчитанное по действующим Правилам [ 4 ], с учетом потерь во внутриквар-тальных сетях жилищной организации, (Гкал), 1 - гариф жилищной организации утвержденный РЭК, (руб/Гкал).

Таким образом, счет жилищной организации будет составлять сумму дотаций, льгот и субсидий, предоставляемых из бюджета. Причем, разница в 20-30% между стоимостью отпущенной энергии, посчитанной по тарифам РЭК, и нормативам, утвержденным Главой местной администрации, автоматически перекладывается на муниципальную жилищную ор| анизацию, а через последнюю - на местный бюджет.

Соответственно, органы местного самоуправления становятся заинтересованными осуществлять утверждение нормативов потребления и оплаты за отопление и ГВС в соответствии с утвержденной РЭК величиной тарифа на тепловую энергию. Рассмотрим теперь организацию финансовых потоков в предлагаемой схеме расчетов. Деньги поступают от потребителя за тепловую и электрическую энергию через отделения Федеральной почтовой связи и филиалы Сбербанка РФ на счет оператора - специально учрежденной структуры, единственной уставной функцией которой является распределение денежных средств между участниками процесса энергоснабжения потребителя. Подразумевается, что деятельность оператора финансируется из регионального (областного) бюджета. Проценты распределения средств задаются РЭК. Реальное распределение контролируется также представителями РЭК. Такая организация функци-

онирования оператора должна позволить обеспечить известную независимость последнего от местных властей и самих участников энергоснабжения потребителя.

В квартплату потребителя кроме технического обслуживания помещения пходш стоимость содержания внутридомовых сетей.

Энерюснабжающая ор1анизация заключает договор непосредственно с бытовым потребителем на тепло- и электроснабжение. На первом этапе функцию договора может выполнять единая расчетная книжка за энергию. В перспективе для контроля энергопотребления и оплаты это может быть единый счет, выставляемый потребителю (жильцу) при заключении договора на поставку и оплату энергии между АО-энерго и бытовым потребителем. Единая расчетная книжка или счет за электроэнергию, отопление и ГВС облегчает потребителю функцию расчета, повышает ответственность энергоснабжа ■ ющей организации.

В предложенной схеме на рис. 1 обозначен договор между Жилищной организацией и АО-энерго на оказание услуг по сбору денежных средств с населения и как следствие причитающаяся доля денежных средств от независимого оператора. Возможен вариант, при котором АО-энерю осуществляет сбор денежных средств самостоятельно, тогда огсугству ют договорные отношения и причитающаяся жилищной организации доля денежных средств. Описанная выше организация расчетов бытовых потребителей за энергоснабжение начала внедряться в Челябинской оОласти с октября 1997 года после выхода соответствующего Постановления Главь Администрации Челябинской области [£>]. В настоящее время такая организация расчетов в той или иной степени реализована в города:« Челябинске, Озерске, Верхнем Уфалее, Южноурал! ске. За прошедший период времени АО «Челябс-нерто» получило в счет оплаты от бытовых потреби телей 102740 тыс. руб., а оптовые потребители-пе репродавцы 5340 тыс. руб.

В городе Челябинске в соответствии с Постанс-лением Главы города от 19.09.97 №1200 «О сбс денежных средств с населения за электро- и те лоснабжение в г. Челябинске» функционируют варианта описанной выше схемы организации р четов. В первом варианте роль оператора осуи стьляет муниципальная структура «Ремжилзаказч» которая подекадно производит перечисления / ■ со свое! о транзитного счета на расчетные счет; «Челябэнерго», муниципального предприятия Ч бинские коммунальные тепловые сети и на жилищных организаций города. Во втором ваг те само АО «Челябэнерго» осуществляет пере ление средств участникам энергоснабжения сс его транзитного счета. За 6 месяцев работы ли города оплатили по указанной схеме более 45 тыс. руб. Опыт практической работы в точена должительного времени показал, что предложи выше организация расчетов позволяет учит интересы потребителей, энергоснабжающих и лищных организаций, а также регулирующих нов.

Кроме того, для решения выше поставлю проблемы в ликвидации разницы межд^

С

.i ijir Pi.нов

имостью отпущенной потребителям энергии, посчитанной по тарифам, и стоимостью энергии, посчитанной по нормативам, в г. Челябинске создана группа из специалистов РЭК, АО «Челябэнерго», представителей городской администрации и независимых специалистов в области энергетики по разработке единой методики расчета нормативов потребления и тарифов на услуги по передачи тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения населения.

В основу методики заложена «Программа реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997-2003 гг.». Расчет нормативов основан на фактическом потреблении населением тепловой энергии, т.е. без учета потерь в внугриквартальных сетях жилищных организаций. Затраты жилищной организации по транспортировке и распределению тепловой энергии внутри жилого массива до жилых зданий руб./Гкал заложены в тариф, который оплачивает население. Таким образом, утверждаемый РЭК тариф для населения (руб./Гкал) будет включать в себя две части: энергетическую составляющую и составляющую жилищной организации. Оставшаяся часть оплаты тарифа на услуги по передаче энергии жилищной организацией осуществляется за счет бюджетных средств муниципальных образований или квартплаты. На сегодняшний день одним из главных вопросов в повестке дня РЭК Челябинской области является утверждение данной методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилин А.Н., «Динамика изменения тарифов на электрическую энергию за девять месяцев 1997 года // "Вестник ФЭК России", №2, 1998

2. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Одобрена Указом президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».

4. Правила учета тепловой энергии и теплоносителя // П-683, Главгосэнергонадзор, М.: МЭИ, 1995, 68 стр.

5. Постановление Главы Администрации Челябинской области от 17.06.97 №450 «О совер шенствовании системы расчетов за электрическую и тепловую энергию с энергопроизводителями».

Комментарий отдела экономического анализа и разногласий Управления региональной

политики ФЭК России.

Главным содержанием статьи является проблема прохождения денежных средств мри оплате потребителей за отпущенную энержю и предлагаемая схема организации этих расчетов. Местная администрация представлена в схеме в качестве источника дотации, чти не соответствует полномочиям, предоставленным ей действующим Российским Законодательством. В договорные отношения и взаимные обязательства по энергоснабжению потребителя включены основные структуры, осуществляющие производство, передачу и распределение энерг ии. Кроме тою, в схеме предлагается ввести дополнительную структуру

- независимою оператора, осуществляющего разделение потока денежных средств между участии ками энергоснабжения. Денежные средства поступают от потребителя через о ¡деление Федеральной почтовой связи и филиалы Сбербанка РФ на счет этого независимо! о оператора, деятельность которого финансируется из регионального (областного) бюджета.

Такая схема вовлечении дополнительной струк1уры

- независимого оператора -- нецелесообразна, поскольку не обеспечивает конкуренции производителей и поставщиков энергии, не способствует снижению тарифов, затягивает процесс прохождения денежно! о оборота, создает неоправданную нагрузку на бюджет.

Распределение средств должно осуществляться филиалами Сбербанка РФ с учетом действующего положения о транзитных счетах и функционирующей схемы организации расчетов без промежуточной структуры.

При расчете нормативов потребления и стоимости отопления и горячего водоснабжения необходимо исходить из Методики определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жи лья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов, с учетом соолюдения в субъектах Российс кои Федерации федеральных стандартов и тарифов. утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации- утвержденный Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 4 ав|-уста 1997 года. Вместе с тем, учитывая актуальность поднятых в статье вопросов о создании необходимых условий для осуществления реформы жилищно- коммунального хозяйства в регионах (в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г №621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг"). целесооОразно открыть дискуссию по этой проблеме на страницах журнала.

Начальник отдела Н Д.Яшин

Вёетпик ФЭК России

ОПЫТ РЕГИОНОВ

Комментарий службы финансово-расчетного отдела ОДУ Урала

Экономические и финансовые взаимоотношения участников энергоснабжения бытовых потребителей и организация регулирования этого процесса со стороны государственных и муниципальных органов - вопрос актуальный.

В условиях дефицита денежных средств и перспектив роста тарифов для населения и платежеспособности данной группы потребителей, бытовые абоненты являются перспективным рынком сбыта тепловой и электрической энергии для всех участников энергоснабжения.

В статье проанализированы существующие нормативные документы, определяющие расчеты энерго-снабжающих организаций с потребителями, и предложен оригинальный механизм функционирования государственного и муниципального регулирования тарифов и нормативов оплаты потребителями за отопление и ГВС, с одной стороны, механизм принятия местных бюджетов в части дотаций населению оплаты отопления и ГВС, - с другой. Подробно рассмотрена одна из возможных схем организации расчетов с бытовым абонентом. Достоинством предложенной схемы расчетов является то, что каждый из участников энергоснабжения получает долю денежных средств, пропорционально

экономическому вкладу в процесс энергоснабжения. Кроме того, в качестве платежного документа для населения предложен единый энергетический счет за отопление, горячее водоснабжение и электрическую энергию; это повышает ответственность энер-госнабжающей организации и что - не менее актуально - повышает уровень сервиса потребителей. Практическая реализация изложенных в статье идей в Челябинской области делает рецензируемую работу интересной для широкого круга специалистов: из регулирующих организаций и энергоснабжаю-щих компаний, а также потребителей. Вместе с тем необходимо отметить, что раскрыт лишь один из возможных подходов к решению поставленных проблем. Многообразие схем энергоснабжения и специфика местных условий в различных регионах России может ограничить возможности правильного воплощения предложенной организации во всех регионах страны, поэтому необходим поиск и иных региональных вариантов решения обозначенной проблемы.

Начальник службы финансово-расчетного отдела ОДУ Урала Б. И. Аюев

Пестовская Т.Н.

Заместитель генерального директора О А О "Белгородоблгаз "

Опыт применения газовых счетчиков в Белгородской области

Белгородская область одна из первых в России практически завершила газификацию жилого фонда. На сегодняшний день природным газом газифицировано более 408 тысяч квартир, в том числе на селе более 140 тысяч квартир. Объем потребления природного газа населением по сравнению с 1990 годом увеличился почти в 6 раз.

Всеобщий учет газа позволит газовому хозяйству более точно планировать его потребление, выбирать оптимальные режимы работы газовых сетей, выполнять мероприятия по стабилизации давления газа в распределительных газопроводах, своевременно и в полном объеме производить сбор средств и расчет с поставщиком газа.

Организация учета потребления газа населением, установка бытовых газо-

вых счетчиков в домах и квартирах дает определенную экономию семейного бюджета абонентов. Несложные расчеты и практические замеры приводят к выводу, что оплата за газ по показаниям счетчиков отличается от оплаты по нормам. Чем больше отапливаемая площадь дома и количество проживающих, тем выше экономический эффект. Срок окупаемости стоимости счетчика и работ по его установке, колеблется от 6 месяцев до 3 лет. С ростом цен на газ срок окупаемости будет сокращаться.

Это обьясняется тем, что тариф на газ рассчитан на среднего потребителя. Установка счетчика дисциплинирует потребителя газа, и только за счет этого расход газа снижается на 18-30%.

Попытки восстановить систему по-

квартирного учета природного газа в нашей области в начале 80-х годов проходили в рамках эксперимента, проводимого «Главгазом». На квартирах с типовым подбором газовых приборов (газовая плита + водонагреватель, газовая плита + отопительный прибор + водонагреватель, и т.д.) были установлены бытовые газовые счетчики западногерманской фирмы «Ромбах». Но высокая цена счетчиков, по сравнению с существовавшими на тот период времени мизерными тарифами и нормами, показали неэффективность всей этой затеи.

При складывающихся рыночных отношениях, с ростом потребления газа, вопрос его экономичного и рационального использования стал более актуальным как для газового хозяйства, так и для рядового потре-

ОКТЯБРЬ 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.