Научная статья на тему 'Госпрограммы развития сельского хозяйства и сельских территорий: что могут дать корректировки'

Госпрограммы развития сельского хозяйства и сельских территорий: что могут дать корректировки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АПК / ЭКСПОРТ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИИ / AGRICULTURE / STATE PROGRAM OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT / RURAL AREAS / AIC / EXPORT OF AGRARIAN PRODUCTS / IMPORT SUBSTITUTION OF AGRARIAN PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узун Василий Якимович

Минсельхоз России подготовил очередные изменения в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2025 гг. Эти корректировки вызывают вопросы относительно возможности выполнения заданий по импортозамещению и увеличению экспорта продукции АПК. Существенно изменится и госпрограмма комплексного развития сельских территорий, утвержденная в мае текущего года: проектом федерального бюджета на 2020 г. и на 2021 и 2022 гг. предусмотрено сокращение финансирования этой программы в четыре с лишним раза, что также может привести к некоторым проблемам с ее исполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Programs on Development of Agriculture and Rural Regions: What Changes May Bring

Ministry of Agriculture of the Russian Federation prepared their regular changes to the State program on development of agriculture for 2013-2025. These changes raise questions regarding the feasibility of implementation of import substitution tasks and growth of agribusiness products. State program of integrated development of rural regions approved in May of this year will also change significantly: the draft of federal budget for 2020 and 2021 and 2022 suggests reduction of financing of this program by four plus times, which may also lead to certain issues of its implementation.

Текст научной работы на тему «Госпрограммы развития сельского хозяйства и сельских территорий: что могут дать корректировки»

Агросектор

ГОСПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ЧТО МОГУТ ДАТЬ КОРРЕКТИРОВКИ*

В. Я. УЗУН

Минсельхоз России подготовил очередные изменения в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013—2025 гг.'. Эти корректировки вызывают вопросы относительно возможности выполнения заданий по импортозамещению и увеличению экспорта продукции АПК. Существенно изменится и госпрограмма комплексного развития сельских территорий, утвержденная в мае текущего года2: проектом федерального бюджета на 2020 г. и на 2021 и 2022 гг.3 предусмотрено сокращение финансирования этой программы в четыре с лишним раза, что также может привести к некоторым проблемам с ее исполнением.

Ключевые слова: сельское хозяйство, госпрограмма развития сельского хозяйства, сельские территории, АПК, экспорт аграрной продукции, импортозамещение аграрной продукции.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия4 традиционно подвергалась и продолжает подвергаться многочисленным изменениям. Рассмотрим некоторые последние по времени корректировки, которые оказали или могут оказать существенное влияние на развитие российского аграрного сектора.

Статьи аграрного бюджета нуждаются в защите

Госпрограмма комплексного развития сельских территорий предусматривала увеличение расходов федерального бюджета на развитие села с 79 до 1057 млрд. руб. (в 13,4 раза)5. За истекшее после ее принятия время никаких

изменений в текст не вносилось, однако в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов финансирование данной программы предлагается сократить более чем в 4 раза. (См. табл. 1.) Столь резкое сокращение финансирования может привести к срыву выполнения мероприятий госпрограммы.

Возможно, еще до принятия указанной госпрограммы ее финансирование было под вопросом. В текст добавлено примечание, в соответствии с которым общий объем финансового обеспечения госпрограммы и финансового обеспечения реализации входящих в нее проектов (программ), как и объем ассигнований федерального бюджета, будет уточнен после утверждения закона о федеральном

Узун Василий Якимович, главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; главный научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-mail: uzun@ranepa.ru

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 16 (99) (октябрь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=95149

2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

3 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=95294

4 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

5 Узун В.Я. Госпрограмма комплексного развития сельских территорий: анализ проекта // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 5. С. 30-34.

46 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 26 • № 11 • НОЯБРЬ 2019

бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Но проблема в том, что целевые индикаторы и показатели госпрограммы рассчитаны исходя из намеченных объемов финансирования. После принятия госпрограммы включенные в нее статьи расходов должны быть защищены в течение всего периода ее реализации. Если же фактические объемы финансирования уменьшаются в несколько раз, то госпрограмма, по логике вещей, подлежит пересмотру.

Аналогичные корректировки осуществлены и в госпрограмме развития сельского хозяйства. В «пакете» внесенных в нее в 2019 г. поправок также появилось примечание, предоставляющее Минфину России право изменения предусмотренных в программе ассигнований при подготовке и корректировке ежегодных законов о федеральном бюджете. Это также вряд ли повысит уверенность сельхозпроизводителей в том, что предусмотренные виды и размеры поддержки будут действовать в течение всего периода реализации госпрограммы.

Снижение темпов роста сельского хозяйства при увеличении экспорта и сокращении импорта продукции

Импортозамещение и резкое увеличение экспорта стали главными целями аграрной политики последних лет. Это нашло отраже-

ние в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Внесенные в нее в 2019 г. изменения предусматривают рост экспорта в 2025 г. по сравнению с 2017 г. в 2,2 раза. Намечен ряд мероприятий, направленных на замещение импортной продукции отечественной. Вполне очевидно, что достижение поставленных целей по росту экспорта и импортозамеще-нию возможно только при соответствующих высоких темпах развития отрасли. Между тем госпрограмма предусматривает достаточно скромные темпы прироста валового выпуска отрасли: 15,1% за восемь лет (с 2017 по 2025 гг.)

В предыдущей редакции госпрограммы (от 08.02.2019 г.) темп планируемого прироста был несколько выше (16,3%). При подготовке вариантов госпрограммы с целью достижения высоких темпов роста экспорта Минсельхоз России обосновывал необходимость прироста за указанный период валовой продукции на 20%, если будет предусмотрено дополнительное финансирование. Однако это предложение не было учтено при утверждении поправок к госпрограмме.

Дисбаланс между низкими темпами роста производства и высокими темпами роста экспорта и импортозамещения может привести к невыполнению заданий госпрограммы по им-

Финансирование по паспорту Госпрограммы, млрд. руб. 79,2 160,6 193,1 433,0

Финансирование по проекту федерального бюджета на 2020-2022 гг., млрд. руб. 35,8 34,4 34,9 105,1

Отношение выделенных средств по проекту федерального бюджета на 2020-2022 гг. к бюджетным назначениям, предусмотренным паспортом Госпрограммы, в % 45,2 21,4 18,1 24,3

Источник: Комплексная программа развития сельских территорий, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. №696; проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов».

Таблица 1

Финансирование Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» по паспорту программы и по проекту бюджета на 2020-2022 гг.

£ Таблица 2

00 Объемы экспорта, импорта и внутреннего потребления продукции сельского хозяйства в 2017-2025 гг. 0

п

О) А

0

1

о

п

А

о

>

LU

О

п

о

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

Темпы роста внутреннего потребления сельхозпродукции, в % 100,0 101,3 102,8 103,5 105,7 107,7 110,0 112,5 115,1

Темпы роста экспорта продукции АПК, в % 100,0 106,5 111,1 115,7 129,6 157,4 189,8 208,3 210,6

Темпы сокращения импорта сельхозпродукции, в % 100,0 95,5 91,2 87,1 83,2 79,4 75,9 72,4 69,2

Стоимость сельхозпродукции (в сопоставимых ценах 2018 г.), млрд. руб.:

Валовой выпуск 5409 5479 5561 5598 5717 5826 5950 6085 6226

Экспорт 678 722 753 785 879 1067 1287 1413 1428

Импорт 918 877 837 800 764 729 696 665 635

Потребленная внутри страны 5649 5634 5644 5613 5602 5487 5359 5338 5433

7s —I

О

о Примечание. Темпы роста экспорта сельхозпродукции приняты равными темпам роста продукции АПК по ГП PCX. Темпы сокращения импорта приняты

равными 4,5% в год (средний сложившийся процент за 2013-2017 гг.). Стоимость валовой, экспортированной и импортированной сельхозпродукции за 2017 г. определена по разработанной в Центре агропродовольственной продукции ИПЭИ РАМХиГС методике (см. Научный отчет по теме: Влияние экспорта сельхозпродукции на агропродовольственный сектор России. - М., 2019). Стоимость потребленной сельхозпродукции внутри страны рассчитана как валовой выпуск минус экспорт плюс импорт.

Источник: данные о темпах роста внутреннего потребления сельхозпродукции приведены в соответствии с проектом ГП PCX. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=95149

О

Динамика показателей стоимости экспортной и импортной сельхозпродукции и ее потребления на внутреннем рынке относительно 2017 г., млрд. руб.

1000

Годы

-Экспорт -Импорт ---Внутреннее потребление

Источник: рассчитано по данным, приведенным в табл. 2.

портозамещению и экспорту. Если же эти задания будут выполнены, то может возникнуть проблема с удовлетворением внутренних потребностей в сельхозпродукции. Как показывают расчеты, приведенные в табл. 2, внутреннее потребление в таком случае может сократиться примерно на 10%.

Динамика показателей прироста стоимости экспортной и импортной сельхозпродук-

ции, а также потребленной на внутреннем рынке представлена на рисунке.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что при реализации амбициозных задач современной аграрной политики по импортозамещению и увеличению экспорта следует в большей степени учитывать необходимость достижения главной цели - удовлетворения внутренних потребностей населения страны. ■

State Programs on Development of Agriculture and Rural Regions: What Changes May Bring

Vasily Ya. Uzun — Main Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Main Researcher of the Gaidar Institute, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: uzun@ranepa.ru

Ministry of Agriculture of the Russian Federation prepared their regular changes to the State program on development of agriculture for 2013—2025. These changes raise questions regarding the feasibility of implementation of import substitution tasks and growth of agribusiness products. State program of integrated development of rural regions approved in May of this year will also change significantly: the draft of federal budget for 2020 and 2021 and 2022 suggests reduction of financing of this program by four plus times, which may also lead to certain issues of its implementation.

Key words: agriculture, state program of agricultural development, rural areas, AIC, export of agrarian products, import substitution of agrarian products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.