Научная статья на тему 'ГОСПИТАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДТП В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ'

ГОСПИТАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДТП В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАВМАТОЛОГИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ROAD TRAFFIC ACCIDENT / ИЗОЛИРОВАННАЯ ТРАВМА / ISOLATED INJURY / СОЧЕТАННАЯ ТРАВМА / МНОЖЕСТВЕННАЯ ТРАВМА / MULTIPLE INJURY / ГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАП ЛЕЧЕНИЯ / HOSPITAL TREATMENT STAGE / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ / ARKHANGELSK REGION'S ARCTIC ZONE / MIXED INJURY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов А., Барачевский Ю., Петчин И., Ключевский В.

Около 1/3 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях нуждались в неотложных оперативных вмешательствах (у половины из них была тяжелая сочетанная травма). Среди плановых оперативных методов лечения чаще применяли металлоостеосинтез пластинами с угловой стабильностью и блокируемый интрамедуллярный металлоостеосинтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранов А., Барачевский Ю., Петчин И., Ключевский В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL TREATMENT OF ROAD TRAFFIC ACCIDENT VICTIMS IN RUSSIA’S ARCTIC ZONE

About one-third of road traffic accident victims required emergency surgery (half of them had severe mixed injury). Among the elective surgical treatments, metal osteosynthesis with angular-stable plates and blocking intramedullary metal osteosynthesis were more commonly used.

Текст научной работы на тему «ГОСПИТАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДТП В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ»

из/практики

ГОСПИТАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДТП В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ

A. Баранов1, 2, кандидат медицинских наук, Ю. Барачевский2, доктор медицинских наук, И. Петчин1,

B. Ключевский3, доктор медицинских наук, профессор Архангельская областная клиническая больница 2Северный государственный медицинский университет, Архангельск

3Ярославский государственный медицинский университет

им. П.Г. Демидова

E-mail: Baranov.shyrik@mail.ru

Около 1/3 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях нуждались в неотложных оперативных вмешательствах (у половины из них была тяжелая сочетанная травма). Среди плановых оперативных методов лечения чаще применяли металлоостеосинтез пластинами с угловой стабильностью и блокируемый интрамедуллярный металлоостеосинтез.

Ключевые слова: травматология, дорожно-транспортное происшествие, изолированная травма, множественная травма, сочетанная травма, госпитальный этап лечения, Арктическая зона Архангельской области.

Здоровье и безопасность населения — основа социально-экономического развития любого государства. В их обеспечении важная роль отводится снижению травматизма и смертности от внешних причин.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) [1, 2] относятся к наиболее тяжелым видам травматизма; пострадавшие при ДТП с тяжелой политравмой составляют 8—10% больных травматологического профиля в крупных стационарах, при этом летальность среди таких пациентов достигает 60% [3—5]. В настоящее время отечественные и зарубежные авторы наряду с повсеместным ростом ДТП отмечают утяжеление транспортного травматизма вследствие преобладания множественных и сочетанных повреждений [6, 7]. По Арктической зоне Архангельской области проходит автомобильная дорога федерального значения (М8 «Холмогоры») с присущими ей особенностями северных трасс (наледь в осенне-зимний период, особенности освещенности). Это — с одной стороны, а с другой — специфика лечебно-профилактических учреждений (недостаточная укомплектованность кадрами, слабая оснащенность оборудованием) осложняет обстановку по ДТП и оказанию квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Это свидетельствует о несомненной актуальности и необходимости проведения исследований, отражающих проблематику ДТП.

Целью нашего исследования был анализ результатов госпитального лечения пострадавших в ДТП в указанном регионе для оптимизации тактики и методов их лечения.

Нами изучены 327 историй болезни пострадавших (в возрасте от 18 до 89 лет) в ДТП в 2012—2014 гг. и поступивших

5'2017 ВРАЧ

из практики

по срочным показаниям в многопрофильные больницы Северодвинска Архангельской области, который включен в Арктическую зону России [8].

Статистический анализ проводили с использованием пакета прикладных статистических программ SPSS 22. Количественные признаки представлены как медиана (1-й и 3-й квартили) и среднее арифметическое (стандартное отклонение). Нормальность распределения определяли по критерию Холмогорова—Смирнова с поправкой Лиллие-форса. В условиях неподчинения данных закону нормального распределения сравнение 2 групп по количественным признакам проводили с использованием U-теста Манна— Уитни для независимых групп. Анализ качественных признаков выполнен с построением таблиц сопряженности, с использованием критерия %2 Пирсона и точного двустороннего критерия Фишера. В качестве критерия статистической значимости была выбрана вероятность случайной ошибки <5% (р<0,05).

Полученные в ДТП повреждения были представлены изолированными, множественными и сочетанными травмами. Самую многочисленную группу составили пациенты с изолированной травмой — 189 (57,8%); среди них пострадавших с повреждениями головы и шеи — 81 (42,9%), с ушибами различной локализации — 41 (27,6%), с травмами голени и стопы — 19 (10,0%); другие травмы (верхней конечности, груди, живота, таза) суммарно составили 19,5% всех изолированных повреждений.

Пострадавших с множественными травмами было 28 (8,5%), в том числе с повреждениями головы (раны ее волосистой части и лица, а также сотрясения головного мозга) — 15 (53,6%), верхней конечности — 8 (28,5%), травмами груди — 4 (14,2%), прочие множественные травмы суммарно составили 3,7%.

В группе травмированных с сочетанной травмой было 110 (33,7%) человек. Наиболее тяжелыми в этой группе являлись сочетанные травмы черепа и позвоночника. У 14,2% травмированных был травматический и геморрагический шок.

С места ДТП пострадавшие бригадами скорой медицинской помощи доставлялись в приемные отделения 2 многопрофильных клиник Северодвинска. После обследования 92 (28,1%) пострадавшим были проведены ургентные оперативные вмешательства, в частности первичная хирургическая обработка ран (ПХО), репозиция переломов, а также трепанация черепа, лапаро- и торакотомия.

Пострадавшим с изолированными повреждениями (39,1%) выполняли только ПХО ран, а также репозицию переломов конечностей с последующей стабилизацией гипсовыми лонгетами или аппаратами внешней фиксации. Травмированным с множественными повреждениями (10,9%) были выполнены: трепанация черепа по поводу субдуральной гематомы большого размера, ПХО раневых поверхностей и репозиция переломов конечностей с их стабилизацией. Пациентам с тяжелой сочетанной травмой (50,0%) (р<0,001) выполняли весь спектр ургентных вмешательств: трепанацию черепа, торако-томию и дренирование плевральной полости, лапаротомию, стабилизацию повреждений таза и конечностей аппаратами внешней фиксации, а также ПХО раневых повреждений различной локализации.

После выполнения оперативных вмешательств, направленных на устранение угрожающих жизни состояний и стабилизацию состояния, более чем 50% пациентов были выполнены плановые оперативные вмешательства. Чаще — в 28 (56%) случаев — осуществляли металлоостеосинтез пластинами с угловой стабильностью. Эта методика наиболее эффективна при внутрисуставных переломах эпифизов бедренной или плечевой кости. Она применялась у пострадавших с изолированной травмой в 10 случаях, с множественными повреждениями — в 4 и с сочетанной травмой — в 14 случаях. Блокируемый интрамедуллярный остеосинтез применен в лечении 9 (18%) пострадавших, которые были прооперированы по поводу диафизарных переломов бедра, плеча или голени (в том числе у 5 пострадавших с изолированной травмой и у 4 — с сочетанными повреждениями). Прочие оперативные вмешательства: кожная пластика, санация гнойных ран, релапаротомия осуществлены в 34% случаев.

Средняя длительность госпитализации у оперированных составила 25,2 [12,0—30,0] койко-дня, в том числе при изолированных повреждениях — 18,25 [9,75—25,5] койко-дня, при множественной травме — 12,6 [8,0—19,0] койко-дня, а у пострадавших с сочетанными повреждениями — 34,9 [16,25—49,25] койко-дня.

Большинство пострадавших в ДТП в Арктической зоне Архангельской области — 235 (71,9%) человек — лечились консервативным способом. Наложение гипсовых повязок различных модификаций применено у 105 (44,7%) пострадавших, в том числе у 45 пациентов с изолированной травмой, у 11 — с множественной скелетной травмой и у 49 — с тяжелой сочетанной патологией. У 130 (55,3%) пострадавших в основу

лечения были положены строгий постельный режим, медикаментозная терапия и физиотерапевтические процедуры. Эти методики использовались у 69 травмированных с изолированными повреждениями, у 12 — с множественной травмой и у 49 — с сочетанными повреждениями. У большинства из них (>50%) была диагностирована черепно-мозговая травма различной степени тяжести.

Продолжительность консервативного лечения пострадавших в ДТП составила 11,5 [5,0—15,0] койко-дня, в том числе с изолированными повреждениями — 10,5 [4,0—12,0], с множественной травмой —14,75 [7,0—19,0] и с сочетанными повреждениями — 15,4 [7,0—21,0] койко-дня.

Проанализировав полученные результаты, можно заключить, что:

• большинство пострадавших в ДТП (71,9%) на госпитальном этапе лечились консервативными методами, а 28,1% нуждались в ургентных оперативных вмешательствах, причем у половины из них была тяжелая сочетанная травма;

• при оперативных вмешательствах приоритет отдавали металлоостеосинтезу пластинами с угловой стабильностью и блокируемому интрамедуллярному остео-синтезу;

• средняя длительность госпитализации у получавших оперативное лечение составила 25,2 [12,0—30,0] койко-дня, в том числе у лиц с сочетанными повреждениями — 34,9 [16,25—49,25] койко-дня. У лечившихся консервативно этот показатель составил 11,5 [5,0— 15,0] койко-дня.

Литература

1. Баранов А.В., Ключевский В.В., Барачевский Ю.Е. Организация медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации // Политравма. - 2016; 1: 12-7.

2. Федотов С.А. Организация медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в Москве. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2012; 42 с.

3. Агаджанян В.В. Организационные проблемы оказания помощи пострадавшим с политравмами // Политравма. - 2012; 1: 5-9.

4. Игнатюк В.И., Кузьмин А.Г., Кочнев А.В. Повреждение грудной клетки у больных с политравмой // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. - 2011; Прил. 1: 361.

5. Кузьмин А.Г. Дорожно-транспортный травматизм как национальная проблема // Экология человека. - 2011; 3: 44-9.

6. Камаев И.А., Гриб М.Н., Хлапов A.JI. Направления совершенствования мониторинга травматизма и смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2009; 2: 8-12.

7. Hummer F. Strahlenunfall auf dem Hanptbahnhof in Wels // Brennpunkt. -2007; 45 (3): 12-4.

8. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

HOSPITAL TREATMENT OF ROAD TRAFFIC ACCIDENT VICTIMS IN RUSSIA'S ARCTIC ZONE

A. Baranov',2, Candidate of Medical Sciences; Yu. Barachevsky2, MD; I. Petchin1;

Professor V. Klyuchevsky3, MD

'Arkhangelsk.Regional Clinical Hospital

2Northern State Medical University, Arkhangelsk

3Yaroslavl State Medical University

About one-third of road traffic accident victims required emergency surgery (half of them had severe mixed injury). Among the elective surgical treatments, metal osteosynthesis with angular-stable plates and blocking intramedullary metal osteosynthesis were more commonly used.

Key words: road traffic accident, isolated injury, multiple injury, mixed injury, hospital treatment stage, Arkhangelsk Region's Arctic zone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.