И.В. Петчин,
главный врач ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница», г. Архангельск, e-mail: aokb.ru
A.В. Баранов,
к.м.н., заведующий отделением медицины катастроф Территориального центра медицины катастроф ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница», г. Архангельск, e-mail: [email protected] Л.И. Меньшикова,
д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск, e-mail: [email protected] Ю.Е. Барачевский,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск, e-mail: [email protected]
B.В. Ключевский,
д.м.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военной хирургии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ярославль, e-mail: [email protected] Н.Ю. Модянов,
студент 6 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск, e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЛКОГОЛЬНОГО ФАКТОРА
УДК 614.2
Петчин И.В., Баранов А.В., Меньшикова Л.И., Барачевский Ю.Е, Ключевский В.В., Модянов Н.Ю. Сравнительная характеристика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях арктической зоны архангельской области в зависимости от алкогольного фактора (ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница», г. Архангельск; ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ярославль)
Аннотация. Дорожно-транспортный травматизм остается актуальной медицинской и социально-экономической проблемой Российской Федерации. С целью компаративного анализа характеристик групп алкоголизированных пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), произошедших в арктической зоне Архангельской области, выполнено сплошное аналитическое популяционное исследование - документальное наблюдение. Проанализированы 518 медицинских карт (ф.003/у) пострадавших в ДТП г. Северодвинска за 2012-2016 годы, получивших медицинскую помощь в стационарных условиях. Установлено, что в состоянии алкогольного опьянения находилось до 30% пострадавших в ДТП; среди пострадавших преобладали мужчины молодого возраста, а в структуре полученных повреждений - тяжелые сочетанные травмы. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке региональных программ по предупреждению и снижению числа ДТП и по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, алкогольное опьянение, тяжесть повреждения, арктический регион, Архангельская область.
© И.В. Петчин, А.В. Баранов, Л.И. Меньшикова, Ю.Е. Барачевский, В.В. Ключевский, Н.Ю. Модянов, 2018 г.
1енеджер
здравоохранения
Введение. Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой Российской Федерации [1—4]. Одним из наиболее значимых центров арктической зоны Архангельской области является г. Северодвинск - центр атомного судостроения России. В городе заканчивается федеральная автомобильная дорога (ФАД) М-8 «Холмого-ры» с наличием характерных особенностей [5], способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с преобладанием тяжелых множественных и со-четанных травм у пострадавших. Количество пострадавших в ДТП остается на высоком уровне и не имеет тенденции к снижению [6-8]. Употребление алкоголя входит в перечень ведущих факторов риска глобального популяционного здоровья, а также опосредованно, через механизм замедления реакции на внешние раздражители, ассоциировано с более высоким риском как самого ДТП, так и получения пострадавшими травм или летального исхода [9, 10].
Эти данные свидетельствуют о несомненной актуальности и необходимости проведения исследований по проблематике алкоголь-обусловленного ДТТ вообще и в арктической зоне России, характеризующейся значительным количеством эксплуатируемого авто-и мототранспорта, в частности.
Цель исследования: провести сравнительную характеристику алкоголизи-рованных и трезвых пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, зарегистрированных в арктической зоне Архангельской области.
Материалы и методы исследования. Выполнено сплошное аналитическое популяционное исследование - документальное наблюдение. Материалом исследования послужила сплошная выборка 518 медицинских карт (ф.003/у), оформленных на пострадавших в ДТП, поступивших по срочным показаниям на госпитальное лечение в государственные медицинские организации
г. Северодвинска в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2016 г.
Тяжесть сочетанных повреждений у пострадавших определялась по шкале ISS-Injury Severity Score (S. Baker et al., 1974).
Количественные признаки представлены как медиана (первый и третий квартиль) и среднее арифметическое (стандартное отклонение). Нормальность распределения определялась по критерию Колмогорова-Смирнова. В условиях неподчинения данных закону нормального распределения, сравнение двух групп по количественным признакам проводилось с использованием непараметрического критерия U Манна-Уитни. Анализ категориальных данных проводился с использованием метода построения таблиц сопряженности и расчета критерия хи-квадрат Пирсона (многопольные таблицы) и точного двустороннего критерия Фишера (четырехпольные таблицы). В качестве критерия статистической значимости была выбрана вероятность случайной ошибки менее 5% (p < 0,05). Статистический анализ проводился с использованием пакета статистических программ SPSS22.
Результаты. В 2012-2016 годах в г. Северодвинске и на прилегающих к нему автодорогах в зарегистрированных ДТП с повреждениями различного характера были госпитализированы 518 человек в возрасте 18-89 лет; при этом 99 (19,1%) пострадавших находились в алкогольном опьянении.
Среди травмированных в состоянии алкогольного опьянения выявлено значимое (p < 0,001) преобладание мужчин - 80 (80,8%) над женщинами - 19 (19,2%). Средний возраст пострадавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения составил 33 года [29-43], что значимо моложе трезвых пострадавших (р = 0,003). При сравнении среднего возраста мужчин и женщин во всех возрастных группах значимых различий не выявлено. Отмечено, что в алкоголь-обусловленных ДТП доминируют лица в возрасте 30-39 лет, доля которых составила 39,5% (р = 0,035) от всех травмированных в состоянии алкогольного
Менеджер
k 25 -
здравоохранения
опьянения. Второе ранговое место у лиц 1829 лет - 28,9%.
На внутригородских дорогах Северодвинска получили повреждения 74 (74,7%) человека, находившиеся в алкогольном опьянении, а на ФАД М-8 «Холмогоры» и прочих автодорогах, соединяющих город с другими населенными пунктами - 25 (25,3%) человек. Среди пострадавших в ДТП с алкогольным синдромом выявлено пешеходов - 31 (31,3%), мотоциклистов - 28 (28,3%), водителей иных автотранспортных средств - 21 (21,2%), пассажиров - 19 (19,2%).
Оценивая структуру пострадавших в состоянии алкогольного опьянения внутри каждой из рассматриваемых категорий, отмечено существенное преобладание мотоциклистов - более трети из них на момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения (33,9%), второе ранговое место у водителей иных автотранспортных средств - 19,6% (рис. 1).
Оценивая структуру повреждений по их видам, отмечено, что пострадавшие в ДТП в состоянии алкогольного опьянения получают большее число тяжелых травм, особенно сочетанных, которые, как правило, сопровождаются шоком различной этиологии (рис. 2).
Этот факт косвенно свидетельствует о провоцировании алкоголем тяжелых повреждений.
Для более глубокого анализа алкоголь-обусловленных ДТП в категории тяжелых сочетанных повреждений мы распределили их на 3 подгруппы, в зависимости от балльной оценки тяжести состояния по шкале ISS:
1 подгруппа - оценка по ISS от 0 до 10 баллов;
2 подгруппа - оценка по ISS от 11 до 20 баллов;
3 подгруппа - оценка по ISS от 21 баллов и выше.
Выявлено, что с повышением тяжести состояния по шкале тяжести ISS увеличивается удельный вес пострадавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения с 18,4% в первой подгруппе до 25% и 26% во 2 и 3 подгруппах соответственно.
Рассматривая динамику соотношения трезвых пострадавших в ДТП с таковыми в состоянии алкогольного опьянения за 5-летний период, отмечено значимое снижение количества пострадавших в алкоголь-обусловленных ДТП с 30,2% в 2012 году до 13,9% в 2016 году (рис 3).
У 10 (1,9%) пострадавших в процессе госпитального лечения зарегистрирован ле-
Рис. 1. Характеристика удельного веса пострадавших в ДТП в зависимости от вида травмы и наличия алкогольного опьянения
*Примечание. Статистическая значимая разница в показателях между группами: р<0,001
Юнеджер № 4
здравоохранения 2018
2В
ДТП прочие ДТП в состоянии а/опьянения ■ изолированные
50,8 13,6 35,6
42,4 15,2 42,4
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100% ■ множественные сочетанные
Рис. 2. Характеристика удельного веса различных видов травм у пострадавших в ДТП с наличием алкогольного опьянения
тальный исход, в том числе у 4-х из них при поступлении выявлено алкогольное опьянение (2 пешехода, 1 пассажир автомобиля и 1 мотоциклист). На ФАД М-8 получили повреждения 3 человека, на дорогах г. Северодвинска - 1. У всех умерших была диагностирована тяжелая сочетанная травма, а непосредственной причиной смерти были отек и дислокация головного мозга, а также полиорганная недостаточность.
Рис. 3. Динамика удельного веса пострадавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения за пятилетний период
** Примечание. Статистическая значимая разница в показателях между группами
по годам исследования р<0,01
Незначительная доля госпитальной летальности (1,9%) у пострадавших, поступивших в многопрофильные стационары г. Северодвинска обусловлена тем, что в Архангельской области на базе Архангельской областной клинической больницы создан травмоцентр I уровня, который замыкает на себя все тяжелые автодорожные травмы посредством экстренной эвакуации тяжелых пострадавших либо реанимобилями
№ 4 Менеджер
2018 здравоохранения
с высоквалифицированной бригадой, либо санитарной авиацией из отдаленных или труднодоступных районов Архангельской области, куда были эвакуированы 12 (2,3%) травмированных из г. Северодвинска и ФАД М-8 «Холмогоры» с особо тяжелыми сочетан-ными повреждениями.
Обсуждение. Проведенное исследование по анализу характеристики пострадавших в алкоголь-обусловленных ДТП, произошедших в арктической зоне Архангельской области, выявило тенденцию к снижению удельного веса пострадавших в состоянии алкогольного опьянения. Установлено утяжеляющее действие алкоголя на состояние пострадавших в ДТП. Это сопоставимо с результатами, полученными Камаевым И.А., Гриб М.Н. и Воогоковой Н.В. [11], согласно которым с алкогольным опьянением связана почти треть всех ДТП, а в общей массе особое место по тяжести последствий занимают происшествия по вине водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Мирошниченко А.Г. и соавторы [12] также считают, что важнейшим фактором, усугубляющим тяжесть ДТП и состояние его жертв, является алкогольное опьянение. В публикациях зарубежных авторов, посвященных исследуемой тематике [13, 14], выявлены похожие результаты: до 30% всех травмированных поступают в стационар в состоянии алкогольного опьянения различной степени тяжести.
Касательно смертности пострадавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения, полученные нами результаты коррелируют с данными Салахова Э.Р. и Какориной Е.П. [15], согласно которым в России почти в половине (46,3%) смертельных случаев ДТП у погибших был обнаружен алкоголь в крови. Равнозначные показатели по уровню смертности в алкоголь-обусловленных ДТП указывают в своей работе по изучению медико-социальных и экономических последствий злоупотребления алкоголем в России Кошкина Е.А., Павловская Н.И., Ягудина Р.И.
и соавторы [16]. Следовательно, полученные нами результаты соотносятся с таковыми других исследований, посвященных изучаемой тематике.
Для уменьшения медико-санитарных последствий алкоголь-обусловленных ДТП считаем целесообразным серьезное ужесточение ответственности, вплоть до уголовного преследования, применяемого к водителям в состоянии алкогольного опьянения, попавшим в ДТП, а также поддерживаем установление «нулевого» процента содержания алкоголя в крови для водителей. Позитивным считаем и повсеместное усиление социальной рекламы в населенных пунктах, указывающей на пагубные последствия приёма алкоголя различными категориями населения при пользовании транспортными средствами.
Выводы:
1. В состоянии алкогольного опьянения регистрируется от 10% до 30% всех повреждений, полученных в ДТП на исследуемой территории; среди пострадавших в состоянии алкогольного опьянения выявлено значимое преобладание лиц мужского пола (р<0,001), молодого возраста (р=0,003).
2. Пострадавшие в состоянии алкогольного опьянения более часто получают тяжелые множественные и сочетанные травмы, суммарное количество которых приближается к 60%.
3. В структуре пострадавших выявлено преобладание мотоциклистов, более трети из которых на момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения (33,9%); второе ранговое место за водителями автотранспортных средств - 19,6%.
4. Отмечено значимое (р<0,01) снижение количества пострадавших в алкоголь-обусловленных ДТП с 30,2% в 2012 году до 13,9% в 2016 году; госпитальная летальность данной категории пациентов составила 1,9%, причиной смерти у пациентов с тяжелой со-четанной травмой явились отек и дислокация головного мозга, а также полиорганная недостаточность.
1енеджер
здравоохранения
Литература
1. Исаева И.А. Повышение результативности лечения пострадавших с сочетанными механическими травмами в дорожно-транспортных происшествиях (на примере Республики Татарстан): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань, 2013. - 20 с.
2. Кузьмин А.Г. Научное обоснование организации оказания специализированной медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в крупной области СЗФО РФ (на примере Вологодской области): автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2014. - 44 с.
3. Салимзода Н.Ф. Научное обоснование совершенствования национальной системы организации медицинской помощи при травмах и ортопедических заболеваниях: автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Москва, 2016. - 43 с.
4. Ульянченко М.И. Совершенствование организации лечебно-реабилитационной помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Ставрополь, 2016. - 24 с.
5. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
6. Агаджанян В.В. Организационные проблемы оказания помощи пострадавшим с политравмами. Политравма. - 2012. - № 1. - С. 5-9.
7. Гончаров С.Ф, Быстров М.В., Кудрявцев Б.П., Саввин Ю.Н. Проблема множественной и сочетанной травмы (политравмы), пути решения, роль службы медицины катастроф. Политравма. - 2016. - № 2. -С. 6-17.
8. Матвеев Р.П., Гудков С.А., Брагина С.В. Структура шокогенной травмы у пострадавших, поступивших в травмоцентр первого уровня города Архангельска. Экология человека. - 2016. - № 7. - С. 11-16.
9. Мордовский Э.А., Соловьев А.Г., Вязьмин А.М., Кузин С.Г., Колядко Э.А. Потребление алкоголя накануне смерти и смертность от травм, отравлений и других последствий действия внешних причин. Экология человека. - 2014. - № 9. - С. 24-29.
10. Соловьев А.Г, Мордовский Э.А, Санников А.Л. Количественная оценка совокупного ущерба от злоупотребления алкоголем на популяционном уровне. Наркология. - 2016. - № 1. - С. 16-32.
11. Камаев И.А., Гриб М.Н, Воогокова Н.В. Современные проблемы дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации. Общественное здоровье и здравоохранение. - 2007. - № 2. - С. 41-44.
12. Мирошниченко А.Г., Закарян А.А, Михайло Ю.М, Стожаров В.В. Алкоголь и дорожно-транспортный травматизм: предложения по усилению ответственности. Скорая медицинская помощь. - 2007. -Т. 8. - № 1. - С. 36-39.
13. Gjerde H, Gopalan S, Normann P. Alcohol, drugs, and road traffic crashes in India: a systematic review. Traffic Inj. Prev. - 2012. - Vol. 13. - № 6. - P. 544-553.
14. Gjerde H, Normann P., Christophersen A., Samuelsen S, Morland J. Alcohol, psychoactive drugs and fatal road traffic accidents in Norway: a case-control study. Accid Anal. Prev. - 2011. - Vol. 43. - P. 1197-1203.
15. Салахов Э.Р., Какорина Е.П. Травмы и отравления в России и за рубежом. Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2004. - № 2. - С. 13-20.
16. Кошкина Е.А., Павловская Н.И., Ягудина Р.И. и соавт. Медико-социальные и экономические последствия злоупотребления алкоголем в России. Наркология. - 2009. - Т. 8. - № 11(95). - С. 24-31.
UDC 614.2
Petchin I.V.', Baranov A.V.'-2, Menshikova L.I.2, Barachevskiy Yu.E.2, Klyuchevsky V.V.3, Modyanov N.Yu.2 Comparative characteristic of victims in road transport accidents in the arctical zone of the arkhangelsk region depending on the alcohol factor f«Arkhangelsk regional clinical hospital»; 2«Northern State Medical University»; 3«Yaroslavl State Medical University»)
Abstract. Road traffic trauma nowadays remains an urgent medical and socio-economic problem in Russian Federation. For the purpose of comparative analysis of characteristics in groups of victims with alcohol intoxication in road accidents that occurred in the Arctic zone of the Arkhangelsk region, a continuous, analytical, population study was conducted - documentary observation. A sample of 518 medical cards (f.003//) of victims in road traffic accidents, who received medical care in hospitals, was analyzed in Severodvinsk from 2012 to 2016. It was found that up to 30% of injured in accidents were in a state of alcohol intoxication; young men predominated among victims, and severe concomitant trauma predominated in the structure of all injuries. The results of the research may be in demand in the development of regional programs to prevent and reduce the number of accidents and prevention of road traffic trauma. Keywords: traffic accident, alcohol intoxication, injury severity, Arctic zone, Arkhangelsk region.
Менеджер
k 29-
здраноохранания