Научная статья на тему 'ГОСИЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДИКИСТАН'

ГОСИЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРИЯ / ГОСИЗДАНИЯ / ГАЗЕТА / "ДЖУМХУРИЯТ" / "САДОИ МАРДУМ" / "ХАЛК ОВОЗИ" / "НАРОДНАЯ ГАЗЕТА" / ТИПОЛОГИЯ / РЕДАКЦИЯ / РУБРИКА / ЖУРНАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афсахзод Аббоси Аълохон

В работе рассматривается роль и место центральных государственных изданий республики в информационном пространстве страны. Автор, детально исследуя основные типологические характеристики изданий, сопоставляя тематику и аудиторию, выявляет характерные особенности каждой, показывает их общность и отличия, степень достижения целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PUBLICATIONS OF THE REPUBLIC OF TADIKISTAN

The paper examines the role and place of the central state publications of the republic in the information space of the country. The author, examining in detail the main typological characteristics of publications, comparing the subject matter and audience, reveals the characteristic features of each, shows their commonality and differences, the degree of achievement of goals and objectives.

Текст научной работы на тему «ГОСИЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДИКИСТАН»

ГОСИЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Афсахзод А.А.

Российско-Таджикский Славянский университет

Взаимоотношения СМИ с аудиторией всегда были предметом особого внимания издателя, распространителя и, конечно же, учредителя. С самых первых дней появления глашатайства, листовок и позже газет они имели две стороны - довести информацию максимуму людей и привлечь максимальное количество из них к действию. Авторитетность информации зависело не только от того «что» предлагается, но и очень важным было «кто» за этим стоит, кто это предлагает. Практически данная аксиома не потеряла свою актуальность и в наше неспокойное время, когда этих «глашатаев» стало очень много и аудитория, подобно маленькому ребенку глазеет на всех и не помет кто же прав и за кем идти.

В этой системе разноформатности и разнополярности снискать доверие достаточно сложно и даже средства массовой информации государственного масштаба не всегда могут быть востребованы сполна всей потенциальной аудиторией, тем более, когда абсолютное большинство частных и зарубежных СМИ видели и видят в них конкурентов первой категории и всячески их критикуют с поводом и без такового.

В этой связи особую значимость приобретает знание и умение правдиво и достаточно лаконично, и в то же время своевременно привлекательно заинтересовать свои прямые адресаты - аудиторию, от реакции которой зависит и будущая участь издания, авторитет, имидж. Заинтересованность, в свою очередь, рождает многое, и в первую очередь, интерес к конечному результату, а как минимум - информации о результате, которое рано или поздно приведет к обращению по этому адресу к издателю. Анализ работы редакций отечественных СМИ при прохождении практик свидетельствует об этом достаточно ярко. Редакционный коллектив всегда с огромным интересом рассматривает любое послание читателей, слушателей, зрителей и делает свои выводы, отвечает, публикует и этим гордится, ибо цель достигнута и есть реакция!

Удивительно и то, что, не смотря на общепринятые разговоры и оценки отдельных лиц на предмет значимости и роли госизданий, которые чаще отрицательны и оценка существенно разница с теми же частными изданиями, к ним, т.е. государственным, обращается и больше народа, и читателей у них больше тиража и люди уверенны, что это обращение к ним даст должный резонанс. Компетентность также не вызывает серьезных претензий. Тем более, когда есть очень высокая степень того, что «независимой общественно-политической прессы» как не было, так и нет, и тому масса примеров, в том числе и история функционирования исследуемых в данной работе газет.

Сегодня многие издания стараются расширить круг своих читателей и почитателей и в этой связи стараются публиковать скандальные материалы. Хотя это совсем необязательно, ибо читателю нужны не скандалы а достоверная информация из первых рук о всех и в первую очередь о них самих, их успехах, достижениях, личности как таковой, и только потом все остальное. И вот в этом плане трудно найти частные издания, которые бы безвозмездно исполнили это, а государственные делают это и, причем, часто. Все это отражение связи, которую нужно и важно понять, принять и взять на вооружение, что и обуславливает необходимость детального исследования в этом направлении.

Хорошо известно, что для специалистов изучение центральных изданий любой страны всегда было очень важным моментом, благодаря которому можно четко определить политику государства и на основе этого барометра выявить плюсы и минусы всего гражданского общества, его запросы и ожидания, недочеты и недосказанное, т.е. определить и чаяния, и пределы свобод. В этой связи отечественные центральные издания, коими являются «Джумхурият», «Садои мардум», «Халк овози» и «Народная газета», за плечами каждой из которых, за исключением газеты «Садои мардум», почти столетняя история, не могли быть неисследованными.

Таджикскому читателю и специалистам хорошо известны монографические и публицистические исследования в области истории отечественной журналистики М.Бабаханова, А. Нуралиева, А. Садуллоева, И. К. Усмонова, Д. Давронова, М. Р. Шукурова, А. А. Азимова, У. Гулмуродова, Ш.Б. Муллоева, В. Воробьева, О. Соболева, О. Панфилова, М. Султонова, И. Хужаназаровой, И.Лекаркина и других.

Однако многие эти исследования направлены на изучение тех или иных особенностей отдельно взятой газеты и, в основном, рассматривают их либо в исторической ретроспективе развития, либо в контексте жанрового и тематического насыщения, и практически не затрагивают проблемы их взаимоотношения с аудиторией.

Кроме того, на наш взгляд, в этих работах достаточно вскользь и, по сути, поверхностно противопоставляются между собой, хотя учредители, задачи, цели, предлагаемая политика едины и отличаются именно аудиторией потребителей.

Госиздания были и остаются самым мощным институтом массовой пропаганды государства и нет смысла рассуждать об их обязательном присутствии или отсутствии в информационном пространстве. Любая уважающая себе страна, тем более в наше время, когда войны выигрываются за счет именно потока нужной информации, имеет доктрину информационной защиты, где Таджикистан не является исключением.

«Концепция информационной безопасности РТ», утвержденная еще в ноябре 2003 года, конкретно подчеркивает, что она направлена «для формирования государственной политики в области обеспечения национальной информационной безопасности», и для достижения поставленных целей необходимо «повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации общества, духовного возрождения народа Таджикистана» [4].

Кроме того, на базе этой концепции была утверждена в 2008 году и «Концепция государственной информационной политики Республики Таджикистан», где конкретизируются условия обеспечения этой политики: «Концепция призвана обеспечить эффективное государственное управление путем внедрения современных информационно-аналитических технологий поддержки принятия управленческих решений, устойчивое экономическое развитие, приоритетность государственных интересов и национальной безопасности.

Объектами информационной политики являются информационные общественные отношения или отношения между субъектами, осуществляющими сбор, формирование, анализ, распространение и использование информации в интересах личности, общества и государства, то есть печатные и электронные средства массовой информации, информационное право и информационная безопасность» [11].

Одним словом, государство обязано иметь свои органы влияния, агитации и пропаганды с тем, чтоб не только показать и отразить все свои действия, направленные на укрепления мира и спокойствия своих граждан, сохранения и укрепления конституционного строя, но и на надежду на лучшее будущее, основы которой она куёт «не прикладая рук».

В настоящее время в информационном пространстве республики активно функционируют, согласно статистике Министерства культуры, 376 газет, в том числе 112 государственных и 264 независимых, 245 журналов, из которых 114 государственных и 131 частных.

Государство, учитывая семиотические факторы (факторы, связанные с пользованием языком данной системы информации или одного из средств информации), достаточно дальновидно и практически правильно делает ставку на три массовых языка республики -государственный таджикский, межнационального общения русский и второго по численности населения узбекский.

На сегодняшний день центральными государственными изданиями Таджикистана являются таджикские «Джумхурият» и «Садои мардум», русская «Народная газета» и узбекская «Халк овози».

«Джумхурият» это общественно-политическая газета на таджикском языке, основанная 15 марта 1925 года под именем «Иди тоджик». В разные годы, в зависимости от социально-политической ситуации в стране, газета переименовывалась. Так с 1928 года по 1955-ый назывался «Тоджикистони сурх (Красный Таджикистан)», с 1955 по 1991 «Тоджикистони Совети (Советский Таджикистан)», а с 1991 по настоящее время называется «Джумхурият (Республика)».

В настоящее время является официальным изданием Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан. Издатель - редакция газеты, учредитель - Правительство Республики Таджикистан.

Газета выходит в формате А-2, на 4-16 страницах 3 раза в неделю: вторник, четверг и суббота.

Тематика газеты достаточно обширна, но главным является описание хода событий в Таджикистане, где представляются глубокий анализ и комментарии по различным аспектам политико-экономической, социально-правовой и общественно-культурной жизни страны.

Без этого влиятельнейшего издания невозможно представить славную историю таджикской журналистики. Первый номер газеты вышел в свет 15 марта 1925 года в Душанбе под многообещающим названием «Иди тоджик (Праздник таджиков)» и действительно стал не только праздником, но и важным историческим событием для новообразованной республики Таджикистан и всего таджикского народа.

Назначение газеты стало ясно со второго номера, получившего название «Бедории тоджик (Пробуждение таджиков)». Таджики и в самом деле в тот сложный и судьбоносный

период действительно очень нуждались в самом политическом пробуждении как таковой и подъеме национального самосознания, и газета «Бедории тоджик» с чувством ответственности взялась за эту великие миссии.

В зависимости от условий и политики того времени газета несколько раз меняла название, но никогда не меняла своей позиции и цели. С самого начала и по сей день всегда работала в интересах таджикского государства и народа.

Следует понимать, что «Джумхурият» — это живая история Таджикистана и его народа. Прав был тот, кто изрек «все книги по истории выглядят блеклыми перед лицом истории, которую излагает газета». И бесспорным является то, что если в этих книгах невозможно увидеть какие-то важные факты и документы, то их легко можно найти в газете. На ее страницах фигурируют и функционируют не только историки, но и руководство страны, политики и общественные деятели, писатели и педагоги, инженеры и врачи, художники и спортсмены, простые рабочие и колхозники и, конечно же, журналисты, представляющие самое важное и ценное - саму информацию.

Практически с момента появления и по настоящее время в развитии и популяризации газеты активное участие принимали видные общественно-политические деятели республики. Одним из первых авторов газеты был поэт, писатель, ученый, общественный деятель и основоположник современной советской таджикской литературы, Герой Таджикистана Садриддин Айни, который с гордостью назвал ее «матерью прессы Советского Таджикистана», призвав передовую интеллигенцию, писателей и поэтов к сотрудничеству, а народ к чтению газеты.

Герой Таджикистана, академик Бободжон Гафуров также был одним из самых активных авторов газеты в 30-е годы, опубликовав на страницах газеты цикл интересных статей по истории и культуре таджикского народа.

Другой Герой Таджикистана Мирзо Турсунзаде в своей статье «Первая газета, первое чудо», написанной в честь 50-летия «Джумхурият», рассказал о своей искренней вере в газету и ее роли в борьбе за любовь к родине и ее преобразованиям.

В разные годы главными редакторами газеты были такие известные личности, как Абулкосим Лохути, Аминжон Шукухи, Ашур Халимов, Шоди Саидов, Гоиб Каландаров, Ибод Файзулло, Нур Табаров, Мазхабшо Мухаббатшоев и Шохмузаффар Ёдгори. В «Джумхурият» работали многие известные журналисты нашей страны, многие писатели, такие как Фазлиддин Мухаммадиев, Мутеулло Наджмиддинов и Абдулхамид Самадов.

В разные годы в газете работали такие известные журналисты как Косим Дайлами, Али Хуш, Нисор Мухаммад, Мирзо Турсунзаде, Мамадвафо Мамадризоев, Олимчон Раджабов, Хилолиён Аскар, Махмудджон Шахобиддинов, Курбон Мадалиев, Саидмурод Фаттоев, Мирзомахмуд Мирбобоев, Максуджон Хусейнов, Талъат Нигори, Хайринисо Расулова, Мунаввар Сафаров, Фотех Абдулло, Мирзо Фирузов и многие многие другие, снискавщие своим мастерством и талантом признание не только аудитории издания, но и общества в целом.

Несомненно, «Джумхурият» все эти годы своего функционирования была лидером в борьбе за продвижение национальных интересов. Именно благодаря усилиям газеты и продвижению честного и правильного формулирования национальных интересов таджикский язык получил статус государственного языка. Особое место занимает и вклад газеты в повышение уровня национального самосознания граждан и их просвещения.

Государственная независимость Таджикистана открыла новую страницу в жизни редакции, и начался новый, более важный этап творческой работы коллектива.

Однако гражданский конфликт, ввергший страну в тяжелейший политический, экономический, социальный и культурный кризис, также негативно сказался на деятельности газеты. Хотя газета оставалась верной чаяниям государства и нации и отстаивала их интересы, но становилась все более слабой в продвижении государственной политики. Ее материальное и духовное состояние ухудшалось. В середине 1990-х годов «Джумхурият» не издавалась неделями, а то и месяцами. Многие профессиональные и талантливые журналисты под разными предлогами покинули газету. Ушла в небытие и мощная творческая школа, созданная и активно функционирующая разными поколениями сотрудников как наглядный пример связи и взаимодействия поколений.

В 1995 году «Джумхурият» получил статус издания Правительства Республики Таджикистан, и возобновил регулярный выпуск: сначала один номер в неделю, затем два номера. Однако даже при таком малом количестве и мизерных тиражах «Джумхурият» доказал свою необходимость в продвижении и реализации внутренней и внешней политики государства, и в то же время сохранил былую славу и укрепил настоящую популярность в обществе.

После объявления указом президента от 14 марта 2000 года газеты официальным изданием Правительства Республики «Джумхурият» и де-юре и де-факто стала газетой номер один в Таджикистане.

«Джумхурият» — это действительно реальная трибуна Президента и Правительства страны, а кроме того, это настоящий представитель государственной политики и ее роль в пропаганде политических, экономических, социальных и культурных достижений независимого Таджикистана бесспорна.

Кроме того, «Джумхурият» всегда готова разоблачить любые искажения и ложь отечественной и зарубежной прессы о реалиях станы, чему масса примеров и прошлого и настоящего функционирования издания. К числу последних можно смело отнести отражение событий в ГБАО.

К сожалению, страна, и в первую очередь журналисты и интеллигенция страны, так сказать правофланговые нации, не смогли должным образом отметить под разными предлогами «красные даты», в том числе и юбилейные годовщины газеты «Джумхурият», которая на протяжении более 95 лет несла на своих плечах бремя освещения практически всех значимых событий и мало-мальски существенных сдвигов и изменений в общественно-политической и социальной жизни страны. В этой связи, следует подчеркнуть, что, к счастью для многочисленного коллектива и читателей газеты, но и таджикской прессы в целом, Правительство Республики Таджикистан вынесло чествие 80-ти и 90-летия газеты на государственный уровень, которую следует считать очень важной и серьезной поддержкой правительством страны своего главного рупора, подчеркнуто повысившего статус и ответственность коллектива редакции в глазах аудитории и общественности, воздав таким образом должное преданному и добросовестному служению стране и ее народу.

Согласно проведенному последнему исследованию Социологического исследовательского центра «Зеркало» сегодня «Джумхурият» - самое читаемое официальное издание в Республике Таджикистан (34%). Далее с меньшей дистанцией следуют издание Министерства образования и науки Таджикистана «Омузгор» (23,8%) и центральное издание Народно-демократической партии Таджикистана «Минбари халк» (22,2%).

Уверенно можно утверждать и то, что сегодня «Джумхурият» и самая влиятельная и популярная газета страны, где ярко и правдиво освещены самые серьезные вопросы государственной независимости, ее экономики, народного хозяйства, социума, культуры, просвещения, спорта, и конечно-же, сплочения и национального единения граждан, направленная на продвижении высоких и амбициозных национальных идей, целей и задач государства.

Сегодня творческий коллектив состоит из Курбонали Рахмонзода, Мохиры Сангмахмадовой, Масрура Абдугаффора, Абдулкодира Рахима, Рахмона Гулзора, Мухаммадзоиршо Шарифзода, Суннати Одика, Сайфулло Ашурова, Махмуда Бахрома, Махмуда Мирзоёна, Бузургмехра Баходура, Оламбегими Неккадама, Фарзоны Файзали, Ташрифулло Саъдуллоева, Охистамоха Вафобека, Лашкара Шарифзода, Зикрулло Раджаба, Нигины Рахмон, Матлубаи Абдукаххора и целого состава нештатных, но практически постоянно публикуемых корреспондентов, в числе которых следует отметить публициста и признанного журналиста республики Умари Шерхона и постоянного автора материалов из Узбекистана Мирасрора Ахророва.

«Джумхурият» - это зеркало, в котором всегда отражается сияние мудрости и литературы, проявление присущих нашему народу добродетелей с его высшими традициями и обрядами. «Джумхурият» была и остается прекрасной школой подготовки и развития достойных писателей страны. Сегодня эта газета также является предвестником событий, инициатором новых и достойных начинаний, и особенно в последние годы смогла установить прямой и постоянный контакт со своими читателями во всех уголках страны. Регулярные поездки творческого коллектива «Джумхурият» по уголкам страны, организация фестивалей и конкурсов, привлекшие внимание читателей, могут служить примером для других газет» [7].

1 января 1991 года вышел первый номер другой таджикоязычной газеты государственного масштаба «Садои мардум» - издания Маджлиси Оли Республики Таджикистан с целью своевременного и всестороннего освещения деятельности Советов народных депутатов, их роли в решении важных социально-экономических вопросов страны.

В начале девяностых годов прошлого века, как и в других республиках Советского Союза, и в Таджикистане происходили серьезные судьбоносные политические события, в основном целью которых изначально были экономическая независимость и уход от центрального «диктата» и управления, имеющие, по сути, чисто националистический, антигосударственный и за частую разрушительный характер. Ситуация усугубилась после объявления распада СССР. Дошло до того, что практически все официальные издания республики заявили о своей независимости и неповиновении учредителям и законной

власти. И в это неспокойное время только «Садои мардум» «не поддался на провокации» и остался верен законному государству, власти и своему учредителю, донося слово правды своему читателю.

По этому поводу доктор исторических наук, профессор Ибрагим Усмонов подчеркивает: ««Садои мардум» во время событий 1991-1992 годов была единственной газетой в стране, сохранившая верность законному государству и правительству, и благодаря этой газете читатели узнавали о реальных событиях. Такова была реальность газеты, и не всем нравились его выступления. Поэтому враги правды нацелились на главного редактора газеты Муродулло Шерализода. 5 мая 1992 года этот честный журналист был убит. Но газета и ее творческий коллектив не свернули с пути правдивости» [10].

Цель издания четко указана в первом абзаце Постановления Верховного Совета Таджикской ССР «Об учреждении газеты - издания Верховного Совета Таджикской ССР» от 29 августа 1990 г.: «В целях своевременного и всестороннего отражения деятельности всех сфер деятельности Советов народных депутатов, их роли в решении важных социально-экономических вопросов развития республики создать независимую газету - орган Верховного Совета Таджикской ССР» [10].

Также в первом номере, который вышел 1 января 1991 года, главный редактор М. Шерализода дал понять: «Садои мардум» — это платформа для народа и во благо народа. На его страницах не будет места «левой» или «правой», авантюрной, крамольной, враждебной и искаженной правде».

Время показало, что газета «Садои мардум» во имя справедливости и правды, стабильности упрочения законной власти, конституционного строя, национального единства и мира не отклонилась от избранного пути. Его творческий коллектив продолжал стабильно работать, не смотря на все проблемы и препятствия.

Более того, за 30 лет своей деятельности «Садои мардум» сформировалась как прекрасная школа творческого мастерства и подготовки талантливых журналистов. Через эту школу прошли Муродулло Шерализода, Мирзомахмуд Мирбобоев, Дододжон Раджаби, Бахтиёри Муртазо, Фотех Абдулло, Максуд Хусейн, Шариф Хамдампур, Гани Джуразода, Умрикул Хакбердиев, Кироншох Шарифзода, Камоли Курбониён, Мардон Бободжонов, Абдулдамон Мухаммадпур, Нематулло Солехов, Азам Мусоев, Парда Хабиб, Низом Косим, Абдурофе Рабизода, Хуринисо Ализода, Далер Мерганов, Шахрия Адхамзод, Мухтори Абдулло, Абдумаджид Суронов, Джума Кувват, Бурхониддин Каримзода, Толиб Сафаров и многие другие.

Главными редакторами были М. Шерализода, М. Мирбобоев, Б. Абдулвохидов, Дж Наботов. В настоящее время руководит творческим коллективом редакции Самариддин Асозода.

Постоянными рубриками сайта «Садои мардум», которые плавно ретранслируются и в печатную версию, являются «Президент», «Маджлиси Оли», «Интихобот-Выборы», «Иктисод-Экономика», «Минтакахо-Регионы», «Илм ва маориф-Наука и образование» и «Фарханг-Культура».

С уверенностью можно утверждать, что газета «Садои мардум» завоевала особую репутацию и популярность среди жителей страны, и в первую очередь среди читателей, и нет сомнения, что она и впредь будет продолжать добрые профессиональные традиции, опираясь на свой богатый опыт, накопленный в свете творческих инициатив руководства страны. Разовый тираж газеты на начало мая 2022 года составил более 35 000 экземпляров.

Для русскоязычного населения республики государство издает «Народную газету». Об истории газеты достаточно много проведено исследований, наиболее признанными из которых следует считать монографии М. Бабаханова, И. Усманова, А. Азимова, Ш. Муллоева, И. Лекаркина и экс-главного редактора В. Воробьева.

Являясь одной из четырех центральных органов государства, была учреждена в ноябре 1925 года и называлась «Советский Таджикистан». В середине 1930-х годов газета сменила название на «Коммунист Таджикистана», которое носила вплоть до сентября 1991 года. Была ежедневной газетой с разовым тиражом 100 тыс. экземпляров. В сентябре 1991 года газета сменила своё название и стала «Народной газетой».

С 1992 года по 1998 годы газета трижды меняла своих учредителей, коими были Ассоциации потребителей Республики Таджикистан, Совет министров РТ и Парламент РТ, и наконец, в 1998 году, после усугубления материально-технической базы, штата и должного финансирования со стороны учредителей, перешла в ведомство Президента и Правительства Республики Таджикистан.

Несомненно, новый статус и полная материально-техническая и финансовая поддержка Президента и Правительства Республики усилили позиции издания в информационном рынке страны. Газета, во-первых, вошла в реестр обязательных для подписки изданий, во-вторых увеличила тираж до 7000 экземпляров, стабилизировала периодичность, которая за

последние годы была даже не еженедельной, а иногда и не месячной, стала реально востребованной широким кругом читающей русскоязычной аудитории республики, и наконец, возобновила некогда потерянные контакты с бывшими внештатными корреспондентами, перейдя на передовые технологии тиражирования печатной продукции.

Без всякого сомнения, заслуга «Народной газеты» в истории становления Таджикской автономной, Таджикской советской, а за тем независимой Республики Таджикистан настолько велики, что трудно описать. Сам факт того, что она все эти годы была бесспорным летописцем истории, и предназначалась для олицетворения самых передовых мыслей молодой, на ровном месте строившейся республики, которую на ударных трудовых фронтах представляли представители разных народов и народностей не только СССР, бесспорна. Выполняя функцию межнационального органа государства в освещении всей полноты происходящих перемен жизни страны, продвижение целей и задач государственной политики по всем ключевым вопросам народного хозяйства, экономики, культуры, образования и т.п. до каждого жителя страны, ей не было равных ни по каким критериям. Все эти годы газета с ее творческим коллективом жила и росла со страной, находилась в гуще события и процессов, радовалась достижениям, переживала за неудачи. Неоспоримы заслуги газеты в освещении и создании тысячи объектов народного хозяйства, колхозного строя и индустриализации республики, освоении Вахшской долины, развитии сельского хозяйства, в частности хлопководства, строительстве Памирского тракта, Большого Ферганского и Большого Гиссарского каналов, строительстве Варзобской ГЭС, создании Южно-Таджикского территориального производственного комплекса, строительства Нурекской ГЭС, Вахшского завода азотных удобрений, Яванского электрохимического завода, Таджикского алюминиевого завода, Рогунской ГЭС, создании общесоюзной «Рабочей эстафеты» и т.д.

И сегодня газета на самых передовых рядах агитаторов и пропагандистов программ и инициатив Правительства страны, ее Президента и граждан. Именно благодаря своей позиции тираж издания перевалил за 13 500 экземпляров, а тематический ландшафт стал действительно правительственным.

О роли и значении газеты очень правильно отмечает ее главный редактор Махбуба Камолова: «Средством межнационального общения считается русский язык. Мы знаем, что роль русского языка в объединении национальностей очень велика и бесспорна. И в этом направлении ощутимую существенную роль играет «Народная газета» [8].

Задачи сегодняшней «Народной газеты» ярко и однозначно очерчиваются в словах заместителя главного редактора Наргис Бояхмедовой: «Мы стараемся, чтобы наша газета распространялась за пределами республики. Потому что много писем приходит, особенно из России, что они довольны, читают нашу газету. Таким образом, они знакомятся с нашей историей, культурой и традициями» [9].

Основу творческого коллектива настоящей «Народной газеты» составляют ее главный редактор Махбуба Камолова, Наргис Бойахмедова, Лутфия Эшонкулова, Ибодат Давлятова, Мирзоаъзам Максудов, Акмал Маннонов, Джамшед и Анвар Юсуповы.

Газета с ноября 2017 года имеет свой официальный сайт www.narodnaya.tj.

Для своих узбекоязычных граждан государство с 1929 года издает официально самостоятельную газету «Халк овози (Голос народа)». Она также, как и ранее обозначенные правительственные газеты, сегодня является официальным центральным общественно-политическим еженедельником республиканского масштаба. «Халк овози» как и другие госиздания за годы своего существования также меняла свое название. Так, изначально, после официального образования как орган государства в 1929 до 1955 она называлась «Кизил Тоджикистон (Красный Таджикистан)», с 1955 по 1992 годы функционировала как «Совет Тожикистони (Советский Таджикистан)», а с 1992 года по настоящее время именуется как «Халк овози».

В наше время выходит раз в неделю и состоит из восьми полос. Большая часть тиража распространяется по подписке в государственных учреждениях для узбекоязычных сотрудников, оставшаяся часть на продажу и для остальных подписчиков газеты. Изначально «Кызыл Таджикистан» издавался на арабской графике, с середины 30-ых - на латыни. С 1940 года по настоящее время издается только на узбекском языке и узбекской кириллице.

Однако следует отметить, что узбекская газета, вернее страницы-приложения, появилась в Таджикистане в 1926 году. Так в том же году в газете «Бедории точик» было опубликовано узбекское приложение «Кызыл Точикистони». Исследователь истории таджикской журналистики Ибрагим Усманов утверждает, что в приложении, выпущенном по случаю первого съезда Совета народных депутатов Таджикистана, были документы первого съезда Советов и новости из Таджикистана. Затем были опубликованы еще две узбекские страницы «Бедории точик» 6 декабря 1926 года и 21 января 1927 года [3, 108].

«В начале октября 1928 года правительством было принято решение о создании приложения газеты «Красный Таджикистан» в качестве приложения к «Красному Таджикистану». Таким образом, с 8 октября 1928 г. это приложение вышло регулярно. Редактор «Тоджикистони сурх» был одновременно и редактором «Кызыл Тожикистон». До образования Таджикской ССР эта газета выходила в 18 номерах, а затем будет издаваться самостоятельно как узбекский орган ЦК Коммунистической партии Таджикистана и ЦК республики. В настоящее время газета выходит под названием «Халк овози», — пишет И. Усманов [3, с.108].

В феврале 1929 года на базе узбекского приложения «Кызыл-Таджикистан» вышла независимая газета, первым редактором которой был М. Гасанов. Разумеется, в этот период деятельность партийных изданий контролировалась тогдашним правительством и обеспечивалась его материально-техническая база. Поэтому газета «Кызыл Таджикистан» быстро закрепилась в информационном пространстве страны. Безусловно, интеллектуальный потенциал газеты, состоявший из талантливых писателей, способствовал ее популярности.

После того, как М.С. Гасанов призвал к сотрудничеству в газету известных мастеров пера К. Терегулова, Н. Дехканова, С. Б. Гафурова, Т. Хаитова, М. Муродова, Х. Гадоева, Ходжи Содика, М. Бахриддинова, М. Солиева, Т. Джурабоева, А. Ахмадалиева, И. Мухсинова и Х. Джураева издание стало достаточно известным и востребованным среди широкой аудитории.

17 октября 1963 года газета была награждена Президиумом Верховного Совета СССР орденом Трудового Красного Знамени в связи со стотысячным номером.

1980-е годы были временем газетного процветания. Именно в этот период увеличилась частота его выхода и тираж достиг 100 000 экземпляров.

«Халк овози» послужил большой школой жизни и творчества в воспитании ряда талантливых личностей. В частности, Герой Таджикистана, академик Бободжон Гафуров, доктор исторических наук Хамид Гадоев и известный писатель Ходжи Содик свои первые творческие шаги сделали в этой газете, и здесь-же приобрели практический опыт руководства.

Так о деятельности Бободжона Гафурова в редакции Хамид Гадоев, доктор исторических наук, бывший главный редактор «Совет Тожикистони» пишет: «Бободжон Гафуров стал членом ВЛКСМ в 1922 году и начал свою деятельность корреспондентом для рабочих и крестьян в газетах Таджикистана и Узбекистана, писал различные статьи, особенно критические. Его статьи о выявлении врагов новой жизни и свободы женщин публиковались в газетах и журналах под названием «Бободжони чулок».

Для будущего академика Бободжона Гафурова руководство газетой «Кызыл Точикистон» стало большой творческой школой. В апреле 1930 года ЦК Коммунистической партии Таджикистана назначил Бободжона Гафурова заведующим отделом. Он проделал здесь большую работу. И в скором времени стал заместителем главного редактора. В 1931 году он был направлен руководством газеты во Всесоюзный институт журналистики. После окончания института Бободжон Гафуров вернулся в газету «Кызыл Тожикистон». Сначала он был заместителем главного редактора, а затем главным редактором. В 1936 году перешел от руководства газетой к руководству ЦК Компартии Таджикистана. Дальнейшая судьба Б.К. Гафуров хотя была тесно связана с жизнью партии, а затем с наукой, журналистику он не оставил» [6].

Своеобразную школу мастерства «Халк овози» организовали известные узбекоязычные поэты и писатели Аширмат Назаров, Улмас Джамол, Сулаймон Ирматов, Джамолиддин Тошматов, Аскар Махкам, Абдулло Зухур и другие, традиции которых по сей день бережно чтутся и продолжаются.

В 1992 году, после обретения страной независимости, газета «Совет Тожикистони» была переименована в «Халк овози», но, как и практически все издания того периода, столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и за целый год смогла выпустить всего 9 номеров. Творческий коллектив газеты распался, и газета практически исчезла из информационного пространства республики. Однако благодаря непосредственной инициативе Председателя Верховного Совета Таджикистана Эмомали Рамхона «Халк овози» получил статус издания Правительства Республики Таджикистан, которое стало началом возрождения некогда стотысячной и признанной газеты. В настоящее время еженедельная газета выходит один раз в неделю и ее возглавляет известный журналист Якубджон Абдуманнонзода.

В настоящий момент творческий коллектив состоит из известных узбекоязычных журналистов Эркина Шукурова, Искандара Махмадалиева, Абдулло Саидова, Абдухафиза Мирзаахмедова, Урунбая Усмонова, Гульфинур Аюповой, Зухриддина Умарова, Курбана Хакимзода и других и играет важную роль в освещении политической и общественной жизни республики.

Безусловно, «Халк овози» и сегодня занимает важное и значимое место в системе СМИ Республики Таджикистан, одной из основных задач которой является пропаганда и продвижение политики Правительства страны.

Наряду с освещением государственной политики, газета публикует статьи о жизни и деятельности узбекоязычных жителей Таджикистана и следит за их жизнью. Разовый тираж газеты на начало мая 2022 года составил 9200 экземпляров.

Газета с 2013 года имеет свой официальный сайт кЬаПкОУ^к^ на узбекском языке, где публикуются новости и другие статьи, хранится архив газеты.

Несомненно, авторитет государственных изданий, не зависимо от их «шатаний» в годы перестройки и гражданского противостояния, сыграли свою роль в выборе не только государства, но и аудитории, которая оправдалась во сто крат. Кроме того, все доступность изданий во все уголки страны, включая самые отдаленные селения, возымела двойную выгоду: во-первых, выразив таким образом особое внимание и уважение аудитории, что не наблюдается за другими СМИ республики, за исключением телевещательных каналов, снискала доверие этой самой аудитории; во вторых на прямую доводя до аудитории официальную информацию, добилась вхождения своих целей и задач фактически до каждой семьи, учитывая то, что последние несколько десятка лет не только в в эти отдаленные районы, но и в крупных районных центрах фактически не было ни каких поступлений не только периодики, но и книг и журналов, а если вдруг такое происходило, то эти экземпляры долго переходили из рук в руки.

Суммируя экскурс можно смело утверждать, что государство прекрасно понимая важность систематической агитации и пропаганды своих целей и задач умело и достаточно целенаправленно выбирает потенциальную аудиторию в лице носителей основных языков общения страны. В зависимости от предполагаемой аудитории изначально выбирается язык воздействия, что очень важно.

В годы независимости начиная с минимальных тиражей абсолютно все центральные издания увеличили их в разы, что свидетельствует и о четком понимании и знании информационных потребностей народа. Самый грубый подсчет свидетельствует о том, что только тираж этих четырех правительственных газет с лихвой покрывают все вместе взятые частные издания.

История этих газет свидетельствует и о том, что одним авторитетом нельзя добиться успеха и только наличие интересных, злободневных и важных материалов в сочетании с правильным и грамотным языком, которое наблюдается за этими государственными изданиями. Сыграли важную и необходимую роль в деле признания газет.

Очевидно то, что любое средство массовой информации в постановке целей плодотворной информационной деятельности, в выборе средств и методов их осуществления, в прогнозе результатов функционирования, открыто или завуалированно присутствует представление об аудитории — о тех, кому адресован материал, передача, в сознании и деятельности, которых должно совершиться то, ради чего осуществляется выход.

Результативность работы любого СМИ зависит от того, насколько исследованы и учтены особенности и потребности прямой аудитории, так как такая деятельность не просто предполагает, а требует точных знаний об адресате. Примеров достаточно. Можно вспомнить десятки примеров отечественных изданий, которые без исследований вышли в тираж и быстро ушли в небытие, ибо читатель не принял их, не увидел в них того в чем нуждается и что его интересует.

По мнению исследователей, с чем нельзя не согласится, главным критерием здесь «выступают ее информационные интересы и потребности, а постановка целей, должна опираться на конкретные представления о действующих силах современной истории, на понимание законов общественного развития и т.д. [2, 9].

Считается, что и позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио, телевидением и интернетом они должны максимально учитываться журналистами, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизировать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

В подтверждение этих определений печатной продукции, в частности газет, уместно будит вспомнить высказывание Председателя Совета СМИ Таджикистана Шахло Акобировой, где помимо аналитичности и фиксированности, подчеркивается и значимость представляемого материала, где есть и глубокий и профессиональный анализ: «Сегодня количество источников информации увеличилось настолько, что нельзя сказать, что задача

журналистики состоит только в предоставлении информации. Сегодня Интернет может выполнить эту миссию без каких-либо препятствий и без вмешательства какого-либо дипломированного журналиста. В этом случае следует внедрять аналитическую журналистику. Аналитическая журналистика — последняя надежда журналистики последних десятилетий. Только так она может стать и считаться авторитетной» [5].

Именно эта особенность, профессиональная аналитичность, государственных изданий в лице «Джумхурията», «Садои мардума», «Народной газеты» и «Халк овози» по сей день притягивают читателей и увеличивают тиражи. Когда «обыватели» утверждают, что их финансирует государство и они «на привилегированном положении», и поэтому имеют большой тираж не соответствует действительности. Главное в профессионализме, так как журналистика может быть либо профессиональной либо непрофессиональной, негосударственной или неправительственной, а большинство членов коллективов этих СМИ признанные и авторитетные журналисты, о чем было сказано выше.

Другое дело, что самого медиарынка, который является очень активным сектором экономики во всем мире, в нашей стране не существует. Очень обидно, что у наших СМИ нет решения по экономическим отношениям, которое помогло бы развитию СМИ. Наши СМИ почти ничего не делают для того, чтобы конкурировать между собой, уже не говоря конкуренции с иностранными СМИ и хоть как-то привлечь реальную аудиторию. И, как показывает анализ, даже не думают об этом.

Подшивки отечественных СМИ за последние пять лет показали, что ни одна из них ни разу не обращалась к своим читателям об оценке качества публикуемых материалов, их востребованности и актуальности, о том, что хотят увидеть и какие новшества стоит ввести, как и в какую сторону направить потенциал редакции.

Так, например, все официальные издания Республики Таджикистан - и «Джумхурият», и «Садои мардум» и «Народная газета» и «Халк овози» за последние несколько лет независимости стали популярными и приобрели бесчисленное количество подписчиков. В чем ключ этих успехов? Ответ прост - вокруг главных редакторов, стремящихся оставить достойны след в истории изданий, и вместе с тем в разы усилить популяризацию своих издания, укрепления их места в информационном пространстве, где достаточно конкурентов, сплотились сильные творческие личности, команда, оттачивающая свои навыки и мастерство систематически.

Другим объединяющим началом отечественных центральных изданий, направленных практически на весь отечественный контент является практически единая тематическая нагрузка в плане рубрик. Так например, во всех четырех изданий в обязательном порядке есть постоянная рубрика «Президента Ч,Т/ Президент РТ» куда входят подразделы «Паёмхо /Послания», «Суханронихо/ Выступления», «Мулокотхо/ Встречи», «Сафархо /Поездки», «Мусохибахо/ Интервью», «Маколахо/ Статьи», «Баркияхо/ Телеграммы» и «Ч,аласахо/Совещания», где используются официальные материалы Национального информационного агентства Таджикистана «Ховар», который является главным источником официальных новостей Таджикистана, ведущим информационным агентством страны и одним аз самых авторитетных информагентств на территории стран СНГ и ШОС.

Небольшой разницей отличается «Садои мардум», где параметры спектра отражения несколько сужены и раделены на три параметра «Президент», «Хукумат /Правительство» и «Порлумон /Парламент», и нет такого дробления по конкретным направлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном случае, как было отмечено ранее, Правительство Республики Таджикистан прекрасно понимая значимость правильного понимания своей политики всеми гражданами республики посредством своих центральных изданий сразу на трех языках представляет все то, что происходит в госструктурах в целом и в Аппарате Президента в частности, что очень важно. Прямые передачи о деятельности главы государства, его выступления, интервью, освещаемые по радио и телевидению на таджикском языке, не могут быть понятны многим категориям граждан, в том числе и тех, кто имеет соответствующие отклонения. В этой связи письменный материал на родном или понятном языке играет очень большую роль. Кроме того - это прямое уважение носителей этих языков.

Следует отметить, что если переводы выступлений, интервью и отчеты о поездках Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на эти языки осуществляло само Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» и помещала у себя на официальном сайте, то сегодня узбекское издание это делает сама, но согласовывает его окончательный вариант в соответствующих инстанциях. Сопоставление переводов на русском и узбекском языках с языком оригинала свидетельствует об очень высоком качестве перевода. Важным является и то, что они на чисто литературном языке переводов, и фактически не грешат «общей болезнью» современных отечественных СМИ. К тому же они на достаточно доступном литературном языке. В прочем исключение всякого рода архаичных и

заимствованных лексем, в частности с арабского языка, диалектных выражений, а также сложносочиненных арабизированных текстов залог главного успеха и таджикоязычных госизданий. Авторы самих изданий, имеется ввиду газеты «Джумхурият» и «Садои мардум» к этим приемам не прибегают и по мере возможности в этом ключе редактируют поступающие материалы.

Дизайн всех четырех газет классический, где наблюдается «полнота информации и аналитичность, особенностями оформления - строгий прямоугольный дизайн и преобладание объема текста над рисунками, особенностями продвижения - упор на собственную влиятельность и влиятельность людей, которые данное издание читают. Массовые же газеты тяготеют к «блестящим» сенсационным фактам, броскому оформлению с преобладанием графики над текстом, а при продвижении делают упор в большей мере на эмоции, которые принесет чтение издания, нежели на представленное там содержание» [12]. Так, например, частные издания республики пытаются охватить весь спектр жизни всех членов семьи, к примеру «Оила», женские журналы делают упор на личной жизни и уходе за собой, а элитные подчеркивают свой доступ к «люксовой» аудитории. Общественно-политические, т.е. исследуемые нами государственные издания - ориентируются на взгляды своих читателей, их потребность в политической и социально-экономической информации, формы ее подачи. Слабые, безосновательные и пустые, как говорят журналисты «Вода», полностью отсутствуют.

Следующий интересный вопрос отечественных государственных изданий — это критерий деления «своя-чужая» информация в дизайне каждого номера. В данном случае, как мы заметили, все четыре газеты в основном, при рассмотрении всех иных вопросов, за исключением Правительственных новостей, о которых было сказано выше, опираются исключительно на своих корреспондентов и специалистов, изредка, в канун каких-либо крупных мероприятий и юбилеев - на непосредственных специалистов. При чем все четыре редакции при публикации своих сотрудников обязательно сопровождают их фотографиями авторов и указанием имени издания, подчеркивая их принадлежность редакции в виде «Фото, ФИО, «Джумхурият»/«Садои мардум»/ «Народная газета» или «Халк овози»». В других отечественных издания, например, «Азии Плюс», используют скетчи и рисунки.

Издатели четко уяснили место своего издания в системе потребления массовой информации его целевой аудиторией, и в этом случае избегают дублирования, т.е. эта часть изданий, в принципе отражает интересы своей конкретной аудитории, но это не говорит о том, что материалы не соответствуют политике издания, вернее учредителя.

Другой идентичной рубрикой всех четырех газет является рубрика «Хуччатх,о/ Документы», куда входят «^онунх,ои Чумхурии Точикистон/ Законы Республики Таджикистан», «Фармонх,ои Президент/Указы Президента», «^арорх,ои Хукумат /Порстановления правительства», «Амрх,ои Президент/ Постановления Президента». Эти подразделы обычно появляются когда таковые материалы издаются. В «Садои мардум» же подраздел «^онун^ои Чумхурии Точикистон/ Законы Республики Таджикистан» регулярен, но не всегда на этом месте исключительно законодательные акты, на этой полосе могут быть расположены заметки и комментарии соответствующего характера. Газета таким образом отражает работу парламентариев и подчеркивает свою принадлежность. В других госизданиях в этом плане такого отношения к рубрике увидеть крайне сложно, хотя в каждом из них, за исключением «Народной газеты» есть и правовые отделы, и высококвалифицированные специалисты, которые выступают как модераторы соответствующих проблем своих читателей, или же сами готовят ответы на те или иные поставленные вопросы аудитории.

От степени образованности зависит полнота восприятия сути, но так как наши отечественные издания государственного масштаба в основном сегодня направлены на различные рода работников народного хозяйства, то смело можно предположить, и они имеют как минимум среднее образование, что выбираемые ими материалы им понятны. Все такие материалы легко сортируются в исследуемых газетах в зависимости от наличия в следующих подрубриках, которые систематически и чередуются в различных номерах и спецвыпусках по поводу: «Сиёсат/ Политика», «Иктисод / Экономика», «Ичтимоиёт/ Социум», «Энергетика», «Мух,очират/ Миграция», «Хукук/ Право», «Илм/ Наука», «Маориф /Образование», «Сайёхи/ Туризм» и «Фархднг/ Культура». Более редким из них следует считать «Энергетику», «Миграцию».

В данном случае необходимо отметить и следующий факт, что «Народная газета» до назначения М.Камоловой на должность главного редактора состояла из стабильных восьми страниц и ее трудно было называть правительственной. Первая страница включала такие заголовки, как «Официальный департамент», где обычно публиковались официальная хроника. Характерной стороной газеты было то, что хроника событий, указов и информационных сообщений государственных органов была представлена в сокращенной

форме, т.е. они не печатались полностью, а только их суть одной строкой. Вторая и третья полосы охватывали все направления народного хозяйства, четвертая - науку и образование, пятая - материалы сугубо развлекательного характера - кроссворды, анекдоты, тесты, гороскопы, рассказы, перепечатанные из российских СМИ, притчи, шестая - материалы межгосударственных отношений и международной политики, седьмая и восьмая-рекламу, сетку телепередач, объявления о тендерах и т.д.

Последние 5 лет газета состоит из четырех, иногда -восьми, полос, где поочередно, как было отмечено, фигурирую рубрики «Президент», «Парламент» «Политика», «Общество», «Экономика», «В содружестве», «В мире», «Наука и технологии», «Спорт», «Культура» и реклама, тендерные объявления правительственного характера, т.е. объявления соответствующего содержания исключительно государственных или около государственных структур.

Безо всякого сомнения «Джумхурият», «Садои мардум», «Халк овози» и «Народная газета» особые школы воспитания мастеров пера, имеющие глубокие корни и плодотворно идущие вперед. Поучительно воспитательная инициатива создателей этих газет и взявших эту инициативу последующие поколения творческих работников, нынешние коллективы редакций было и есть четко и ярко показать историю своего народа, опыт других братских народов, достижения республики и народа. Показать подвиги на различных фронтах, возродить и укрепить историко-культурные ценности и традиции, воспитать нравственно и духовно богатого человека и гражданина, патриота своей родины бесспорна, но каждому отдельно взятому индивиду нужны и развлечения, отдушина. В этой связи госиздания, в частности больше всего на это обращают внимание «Джумхурият» и «Халк овози».

Так в субботних номерах газеты «Джумхурият» уже не первый год выходит рубрика «Шоми шанбе/Субботний вечер», где публикуются различные занимательные и интересные факты, необычные истории, притчи, поэтические произведения и классиков, и современников, и читателей, мудрые высказывания, короткие познавательные интервью. Одним словом, теперь, ради духовной подпитки и гордости подписчиков газеты, информационно-развлекательная страница «Субботнего вечера» очень интересно оформлена и содержит минимум контента с высоким содержанием, всего в одном предложении или сотне строк. Именно на этой странице публикуются поучительные истории благородных людей, гениев мировой литературы, чудес природы, отважных разведчиков, афоризмы и мировые рекорды. Эта новая страница нашла бесчисленное количество поклонников.

Газета «Халк овози», в свою очередь, в каждом номере одну полосу выделяет такого рода материалам и чередует из раз в раз подрубрики «Ёшлик жилоси -Лучи юности», «Хикмат нури- Свет мудрости», «Аёл дунёси-Женский мир», «Сураган эдингиз -Вы спрашивали», «Бошдан кечирганлар айтсин - Пусть скажут те кто испытал», где также представляет различные занимательные и интересные факты, необычные истории, притчи, поэтические произведения и классиков, и современников, и читателей, мудрые высказывания, короткие познавательные интервью, представляющий большой интерес для читателей газеты.

Это делается специально, т.е. в одном издании сочетаются высококачественные материалы для деловых людей с развлекательно-информационными и справочно-рекламными публикациями для массового читателя, цель которых однозначна - развлечь своих читателей и в то же время расширить свою аудиторию.

Следует подчеркнуть, что, не смотря на все критические высказывания в адрес государственных изданий, каждый номер с нетерпением ждут подписчики газеты.

Несомненно, «Джумхурият», «Садои мардум», «Халк овози» и «Народную газету» следует назвать школами патриотического воспитания и миссионером высших национальных ценностей. С этой трибуны самоотверженные люди говорят во благо народа и Родины. Они являются пропагандистами единства нашего любимого Таджикистана, укрепления мира и национального единства, сохранения ценностей и завещанного потомками. Портретные очерки о великих сынах отечества, самоотверженных тружениках страны, публикуемые систематически на страницах всех четырех изданий само по себе говорит о многом, так как сегодня ни одно издание бескорыстно не делает это добровольно. Среди героев мы видим и простого трудягу из дехканского поля, рабочего или швею, ученого, государственного деятеля, поэта, писателя, ребенка, удивившего всех, женщину работницу и женщину мать и многих других, которые преданно исполняют свой долг и свою миссию честно и добросовестно.

Аудитории нравится, что журналисты госизданий максимально реалистично освещают экономическую и культурную жизнь, преобразования страны. Наряду с этим правдиво отражая все плюсы и минусы жизни общества, также ярко и самобытно представляют лучшие достижения народного хозяйства республики, весь колорит национальной культуры

и героев дня, благодаря которым происходили и происходят судьбоносные преобразования во благо процветания и развития страны.

Таким образом, государственные издания республики согласно тематике, стилю, языку, дизайну и компетентности смело можно отнести к категории деловых изданий, а главная функция деловой прессы — быть надежным источником информации для широкой аудитории. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты. С учетом последствий, к которым может привести ложная информация в случае использования ее для принятия ответственных решений, эти стандарты отличаются весьма жесткой формой. То есть деловые издания и по характеру информации, которой они оперируют, и по характеру аудитории должны соответствовать параметрам качественной прессы. Следовательно, высока степень самоограничений, которые накладывают на себя деловые СМИ. Даже «священное право собственности» теряет свою неприкосновенность в проекции на их репутацию. Например, в этических кодексах ряда американских газет сотрудникам, освещающим деятельность банков, запрещается владеть акциями банков, поскольку это может привести к конфликту интересов в профессиональной деятельности. Там, где такой запрет отсутствует, есть правило, при котором корреспондент обязан доложить редактору о том, что он владеет акциями компании, о которой ему поручили написать [2, а19].

Столь строгий подход к профессиональной этике обусловлен экономически. Весь бизнес в деловой прессе зиждется на одном, но крайне важном основании — доверии читателя к источнику информации. Есть доверие — есть бизнес, прибыль. Нет доверия — нет и бизнеса. Поэтому государственные СМИ, в частности «Джумхурият», «Садои мардум», «Халк овози» и «Народная газета», которые относятся к деловой прессе, прилагают все усилия, чтобы быть изданиями, имеющими хорошую репутацию.

В этом плане рассматривая концепцию центральных госизданий республики можно четко выделить их специфику и задачи согласно предлагаемому варианту Д. Георгиева:

1) Форма издания, миссия, главные задачи, смыслообразующая характеристика:

- печатные и сайтовые, правительственное мнение, демонстрация достижений, поддержка и похвала, хотя и скрытая.

2) Типологическая концепция, которая разъясняет содержание и литературно-художественные формы издания:

- общественно политическая, республиканская.

3) Графическая концепция, которая охватывает структуру и оформление издания:

- формат А2, графически сбалансированная, строгая, 4-8 полос.

4) Организационная концепция, которая описывает работу редакции:

- новости, факты, мнения в основном проправительственных экспертов [1, с.61].

Система массовой информации и пропаганды, и в первую очередь государственные

издания, электронные СМИ, информационные агентства, да и Интернет со всеми типами социальных сетей и отдельно взятых сайтов, рассчитаны на индивидуальное потребление, как говорится «с доставкой на дом». По логике вещей эта система в совокупности ориентирована на прямую связь общества в целом и с личностью конкретно. Однако, к сожалению, при всем уважении и признании авторитета госизданий, да и частных тоже, сегодня именно этой «доставки на дом» очень не хватает. Практически из-за дороговизны, мизерного дохода, отсутствия почтовой рассылки и многим другим причинам аудитория в большей своей части ими пользуется на работе.

Однако это не мешает названным газетам быть и читаемыми, и востребованными.

Во все времена для слушателя, зрителя и читателя первостепенным было знать от кого исходит информация, и только потом осмыслить ее и принять к сведению, поэтому любому информатору необходимо доказать свою лояльность, правдивость и законность.

Государственные средства массовой информации, в этой связи, по логике вещей, считаются главными авторитетными органами, несущими правду в народ, ибо сам даже намек на недостоверность уже сильнейшим образом может повлиять на это и сделать ее в глазах общественности просто представителем желтой прессы и не более, которую не стоит даже приобретать.

Госиздания были и остаются самым мощным институтом массовой пропаганды государства и нет смысла рассуждать об их обязательном присутствии или отсутствии в информационном пространстве. Любая уважающая себе страна, тем более в наше время, когда войны выигрываются за счет именно потока нужной информации, имеет доктрину информационной защиты, где Таджикистан не является исключением.

Одним словом, государство обязано иметь свои органы влияния, агитации и пропаганды с тем, чтоб не только показать и отразить все свои действия, направленные на укрепления мира и спокойствия своих граждан, сохранения и укрепления конституционного строя, но и на надежду на лучшее будущее, основы которой она куёт «не прекладая рук».

Государство прекрасно понимая важность систематической агитации и пропаганды своих целей и задач умело и достаточно целенаправленно выбирает потенциальную аудиторию в лице носителей основных языков общения страны. В зависимости от предполагаемой аудитории изначально выбирается язык воздействия, что очень важно.

Центральные государственные газеты «Джумхурият», «Садои мардум», «Халк овози» и «Народная газета» являясь главными пропагандистами и агитаторами действенности фактически двух ветвей власти страны, играют очень большую роль в реальном донесении всех стремлений этих ветвей до широких масс.

Признание со стороны своих аудиторий, прежде всего, заслуга творческих коллективов, которые за всю свою историю существования всегда были в одном строю с народом республики и воспевали их доблестный труд во благо улучшения качества жизни.

Привлечение мастеров слова, известных далеко за пределами республики, не просто сыграли огромную роль в деле пропаганды целей и задач государства, но способствовали возникновения реальных школ мастерства для молодых кадров редакций.

В наше время снискать доверие достаточно сложно и даже средства массовой информации государственного масштаба не всегда могут быть востребованы сполна всей потенциальной аудиторией, тем более, когда абсолютное большинство частных и зарубежных СМИ видели и видят в них конкурентов первой категории и всячески их критикуют с поводом и без такового.

Правильная постановка вопросов, умелое и детализирование рассмотрение проблем общества, конкретная оценка происходящего, даже с позиции государства, правильный и доступный язык выражения, при необходимости - мудрая лаконичность и уместное красноречие в любом случае привлекает внимание даже самого критически настроенного профессионала, ученого, поэта..., чему свидетельствует день ото дня увеличивающийся тираж каждого из исследуемых изданий.

Профессиональная аналитичность государственных изданий в лице «Джумхурията», «Садои мардума», «Народной газеты» и «Халк овози» по сей день притягивают читателей и увеличивают тиражи. Когда «обыватели» утверждают, что их финансирует государство и они «на привилегированном положении», и поэтому имеют большой тираж и аудиторию не соответствует действительности. Главное в профессионализме, так как журналистика может быть либо профессиональной, либо непрофессиональной, негосударственной или неправительственной, а большинство членов коллективов этих СМИ признанные и авторитетные журналисты.

Естественно, от степени образованности зависит полнота восприятия сути материала, но так как наши отечественные издания государственного масштаба в основном сегодня направлены на различного рода работников народного хозяйства, то смело можно предположить, что они имеют как минимум среднее образование, и выбираемые ими материалы им понятны, тем более, что все материалы в исследуемых газетах сортируются и в зависимости от наличия занимают свое место в подрубриках « Политика», «Экономика», «Право», «Наука», «Образование», «Культура» и т.д.

Аудитории нравится, что журналисты госизданий максимально реалистично освещают экономическую и культурную жизнь, преобразования страны.

Наряду с этим правдиво отражая все плюсы и минусы жизни общества, также ярко и самобытно представляют лучшие достижения народного хозяйства республики, весь колорит национальной культуры и героев дня, благодаря которым происходили и происходят судьбоносные преобразования во благо процветания и развития страны.

Безусловно, государственные издания республики «Джумхурият», «Садои мардум», «Народная газета» и «Халк овози» согласно тематике, стилю, языку, дизайну и компетентности смело можно отнести к категории деловых изданий, а главная функция деловой прессы — быть надежным источником информации для широкой аудитории. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты элитарной прессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Георгиев Д. Режиссура газеты. / Д.Георгиев - М.: Мысль, 1979.-61с.

2. Демина И.Н. Маркетинг в деятельности сред www.adlia.tj

3. www.stud24.ru/marketing/

МАТБУОТИ ДАВЛАТИИ ТОЧИКИСТОН

Даю макола накш ва чойгохи нашрияхои марказии давлатии чумхури дар фазой иттилоотии кишвар барраси шудааст. Муаллиф хусусиятхои асосии типологии нашрияхоро муфассал барраси намуда, мукоисаи мавзуъу мундарича ва аудиторияи хар якро омухта, хаммонандй ва умумияташонро мушаххас менамояд.

Калидвожахо: аудитория, нашрияхои давлати, рузнома, «Чумхурият», «Садои мардум», «Халц овози», «Народная газета», типология, редаксия, рубрика, рузноманигорон.

ГОСИЗДАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДИКИСТАН

В работе рассматривается роль и место центральных государственных изданий республики в информационном пространстве страны. Автор, детально исследуя основные типологические характеристики изданий, сопоставляя тематику и аудиторию, выявляет характерные особенности каждой, показывает их общность и отличия, степень достижения целей и задач.

Ключевые слова: аудитория, госиздания, газета, «Джумхурият», «Садои мардум», «Халк овози», «Народная газета», типология, редакция, рубрика, журналисты.

STATE PUBLICATIONS OF THE REPUBLIC OF TADIKISTAN

The paper examines the role and place of the central state publications of the republic in the information space of the country. The author, examining in detail the main typological characteristics of publications, comparing the subject matter and audience, reveals the characteristic features of each, shows their commonality and differences, the degree of achievement of goals and objectives.

Keywords: audience, state publications, newspaper, «Jumhuriyat», «Sadoi Mardum», «Halk Ovozi», «Narodnaya Gazeta», typology, editorial office, heading, journalists.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Афсахзод Аббоси Аълохон- номзади имлхои филологи, дотсенти кафедраи матбуот ва алока бо цомеаи Донишгхои Славянии Россия ва Тоцикистон. Email: Afsahzod0505@mail. ru;

Сведение об авторе:

Афсахзод Аббоси Аълохан - кандидат филологических наук, доцент кафедры печати и PR Российско-Таджикского Славянского университета. Email: afsahzod0505@mail.ru;

About the author:

Afsakhzod Abbosi A'lokhan - candidate of philological sciences, associate professor of the Department of Printing and PR of the Russian-Tajik Slavic University. Email: afsahzod0505@mail.ru;

УДК 8 Тох.1 ББК 83,3Т

ИНЪИКОСИ МАСЪАЛАХОИ ПАНДУАХЛОЦЙ ДАР МАСНАВИИ «МЕХ,РУ МОХ»-И ^АМОЛИИ ДЕХЛАВЙ

Fаффорова З.А.

Донишгохи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров

Инъикоси масъалахои панду ахлок дар адабиёти форсу точик таърихи дерина дорад ва гуфтан мумкин аст, ки шоиреро наметавон пайдо намуд, ки дар ин мавзуъ шеъре насуруда бошад. Аз ин ру, дар баробари дигар арзишхои адабиву сабкй маснавии «Мехру Мох,»-и Ч,амолии Дехлавй (ваф. 1538) аз назари ахлокй низ дорои ахаммияти хосса мебошад, зеро ин суханвари мумтоз хамчун шоир ва хам муаллими ахлок кушидааст, ки тавассути кахрамонхои асосии маснавии хеш андешахои ахлокии худро рочеъ ба масъалахои мухталифи чомеа баён намояд. Мавзуоти ахлокии дар ин маснавй баррасишуда низ мухталиф буда, хамагй барои тарбияти маънавии инсони комил ва ташаккули чомеаи сохиби ахлоки хамида равона шудаанд. Таваччух ба мухтавои ин маснавй низ ин нуктаро равшан мегардонад, ки дар навбати аввал мухимтарин масъалахои ахлокии рузгори шоир дар он мавриди баррасй ва шарху тахлил карор гирифтаанд, ки ба таври мухтасар рочеъ ба мухимтарини онхо изхори назар хохад шуд.

Дар назари Ч,амолии Дехлавй дар замони у дусти хакикиро пайдо кардан нихоят душвор аст. Шоир тасдик карданй шудааст, ки дустй ва рафокат бо ахли чахон бесуд аст, чун на хама кас метавонад ба ин ихлосу иродат сидк варзад ва дар ин рох собиту пойбарчо бошад. Бо такя бар ин нуктаи назар аст, ки шоир дунёро «сароб» ба шумор меоварад, ки чумлаи ташнагони он дар хасрати ин сароб ба чое намерасанд. Нуктаи чолиби таваччух он аст, ки зимнан шоир вожаи «вафо»-ро аз назари ахлокй бо шеваи худ тавзех мекунад, ки агарчи аз се харфи ба хам пайваста иборат аст, аммо яке дорои нукта ва дуи дигар холй ба шумор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.