Foreign Policy Objectives» URL : http://www.mfa.gov.tr/ speech-entitled-_vision-2023_-turkey_s-foreign-poHcy-
objectives__-delivered-by-h_e_-ahmet-davutoglu_-
minister-of-foreign-af.en.mfa (дата обращения : 03.02.2013).
18 Свистунова И. А. Внешняя политика Турецкой Республики в 2010 году. URL: http://www.iimes.ru/rus/ stat/2010/24-01-10.htm (дата обращения : 18.11.2011).
19 Шлыков П. В. Ближневосточная политика Турции в контексте «арабской весны». URL : http://www. perspektivy.info/oykumena/vostok/blizhnevostochnaja_ politika_turcii_v_kontekste_arabskoj_vesny_2012-12-17. htm (дата обращения : 24.02.2013).
20 Гаджиев А. К вопросу о глобальных внешнеполитических амбициях Турции. URL : http://www.iimes.ru/rus/ stat/2010/31-05-10a.htm (дата обращения : 26.10.2011).
21 Мамедов-Пашабейли Ф. Турецкая дипломатия в дей-
УДК 94 (861+87) |20|
«горячая точка» андского региона Колумбия и Венесуэла в начале xxi столетия
д. В. Петрыкина
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются причины резкого обострения в отношениях между Колумбией и Венесуэлой на современном этапе. Особое внимание автор уделяет позиции и роли США в развитии данной конфликтной ситуации.
Ключевые слова: Андский регион, колумбийско-венесуэльские отношения, США, наркобизнес, Чавес, герилья.
The «Trouble spot» of the Andean Region: Colombia and Venezuela at the Beginning of the XXI-st Century
D. V. Petrykina
The article considers the reasons of modern Colombia-Venezuela tension. The special attention of the author is focused on the position and the role of the United States in the development of the conflict situation.
Key words: Andean region, Colombia-Venezuela relations, USA, drug business, Chavez, guerrilla.
В последние годы новостные сайты крупнейших информационных агентств мира переполнены сообщениями о конфликте Колумбии и Венесуэлы. Разрывы дипломатических отношений, громкие взаимные обвинения и даже случаи мобилизации вооруженных сил по обе стороны границы едва не привели к открытому силовому столкновению. Обострению противостояния в немалой степени способствовали колоритные лидеры двух латиноамериканских стран - Уго Чавес (1998) и Альваро Урибе Велес (2002-2010). Лишь приход к власти Хуана Мануэля Сантоса в
ствии. URL : http://www.archive.n.zerkalo.az/2010-07-24/ world/11362p3-tursiya-erdogan-davutoglu (дата обращения : 17.09.2011).
22 Пастухов Е. Проблемы общественно-политической модернизации Турции и ее влияние на внешнюю политику страны. URL : http://iwep.kz/index.php?newsid=242 (дата обращения : 04.06.2013).
23 Арзуманян Р. Кавказ и проблема арцахского урегулирования в системе глобальной безопасности. URL : http:// theanalyticon.com/?p=1957&lang=ru (дата обращения : 05.09.2013).
24 Кахриманов Д. Стратегические глубины Турции и Россия. URL : http://www.ansar.ru/analytics/2011/04/18/14282 (дата обращения : 14.11.2012).
25 Свистунова И. Обсуждение итогов внешней политики Турции в 2010 году. URL : http://www.iimes.ru/rus/ stat/2010/30-12-10.htm (дата обращения : 05.04.2013).
Колумбии (2010) и смягчение внешнеполитического курса внезапно заболевшего венесуэльского вождя обозначили стремление к умиротворению ситуации в этом неспокойном регионе.
Два столетия тому назад Колумбия и Венесуэла являлись территорией большого и единого государства1. К началу XXI в. их разделяли не только граница, но и множество противоречий, среди которых наибольшую остроту приобрела тема незаконного оборота наркотиков. Возникновение этой специфической проблемы, несомненно, связано с низким уровнем социально-экономического развития упомянутых стран, а также с активизацией деятельности наркомафии и тесно связанных с ней партизанских формирований в Андском регионе Южной Америки. В итоге Колумбия, Перу и Боливия превратились в основных производителей кокаина, а территория соседних стран - Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Панамы и даже Мексики - в зону наркотрафика2.
Бурному развитию наркобизнеса в Андском регионе в немалой степени способствуют благоприятные климатические условия. Они позволяют не только выращивать и собирать обильные урожаи коки, но и обеспечивают возможность скрытой переброски готовых наркотиков, поскольку в условиях тропического леса и сложного рельефа местности осуществлять надежный пограничный контроль крайне сложно. В конечном итоге, пальму первенства в организации преступного бизнеса сумели захватить наркокартели Колумбии, превратившие свою страну в главного регионального
производителя кокаина. Именно это государство стало очагом повышенной наркоугрозы для всей Латинской Америки.
Дополнительным источником нестабильности, исходящей со стороны Колумбии, стал фактор внутриполитической анархии. На её территории были сформированы вооруженные группировки различной политической ориентации, которые безбедно существовали за счет перепродажи кокаина3. Именно эти силы развязали в стране кровопролитную гражданскую войну. Они же способствовали дальнейшему наращиванию производства и оборота наркотиков, что привело к появлению в Колумбии мощных наркокартелей и к окончательной дестабилизации всего Андского региона.
В конце XX столетия кризисные события охватили и другие страны Латинской Америки. Они нашли отражение в многочисленных леворадикальных переворотах4. Казалось, их последними всплесками были события кастровской (Куба) и сандинистской (Никарагуа) революций. Однако в начале XXI столетия тяготение местных политических движений к левому радикализму и авторитаризму было подкреплено новыми «победами». Наиболее яркой и знаковой фигурой в цепи отмеченных событий стал венесуэльский президент Уго Чавес, впервые избранный на этот пост в 1998 г. В этом же ряду - приход к власти Даниэля Ортеги в Никарагуа, Эво Моралеса в Боливии, Рафаэля Корреа в Эквадоре. Следует подчеркнуть: латиноамериканский феномен возрождения радикальных идей базируется на маргинализации народных масс по итогам провала неолиберальных реформ. Деятельность региональных диктаторов, как правило, сопровождается шумной риторикой и масштабным переустройством общественной жизни. Так, приход к власти У. Чавеса в Венесуэле обозначил начало кардинальных преобразований в политической и социально-экономической сферах. В области внешней политики венесуэльский лидер занял антиамериканские позиции, что позволило ему заручиться поддержкой глав соседних государств. Несмотря на то что в венесуэльском продвижении «к социализму» было немало проблем, зримые результаты, особенно в развитии нефтедобывающей промышленности и милитаризации общества, были достигнуты. Не меньшую популярность Чавесу принесли социальные проекты. В отличие от Колумбии, где образование является платным и, фактически, недостижимым для основной массы населения, в Венесуэле оно стало доступным и бесплатным5.
Несмотря на обилие внутренних и внешних проблем, характеризующих развитие Колумбии на современном этапе, её главным отличием от Венесуэлы является ориентация в сторону развития демократических форм правления. В течение всего XX столетия здесь доминировали консервативная и либеральная партии, что обеспечило соблюдение принципа сменяемости власти. Принятая в Ко-
лумбии в 1991 г. Конституция подтвердила стремление граждан оградить страну от диктаторских притязаний. Согласно требованиям Основного закона президент имел право избираться на свой высокий пост один раз сроком на четыре года6. К сожалению, последствия длительной гражданской войны и существование на территории Колумбии мощных мафиозных и повстанческих группировок перечеркивают стремление её народа к мирному развитию. Нестабильная ситуация сложилась также в области внешнеполитических отношений Колумбии. Вооруженные силы этой страны, преследуя партизанские формирования, нередко нарушают границы соседних стран, главным образом Эквадора и Венесуэлы. Ситуация осложняется тем, что Колумбия - давний союзник США. Следует напомнить в этой связи, что президент Джон Фитцджеральд Кеннеди (1961-1963), опасаясь распространения кубинской революции на другие страны Латинской Америки, сделал Боготу одним из основных получателей американской финансовой и военной помощи. Данные мероприятия осуществлялись в рамках проводимой правительством США программы «Союз ради прогресса»7.
Значительным фактором эскалации напряженности в регионе является также стратегия США, в осуществлении которой центральное место отводится борьбе с наркотиками. Одновременный приход к власти в Венесуэле У. Чавеса и усиление американских позиций в Колумбии в рамках принятого администрацией Б. Клинтона «Плана Колумбия» (1999) только усилили противоречия в этой точке земного шара. Действия США, направленные в сторону распространения институтов демократии и борьбы с наркобизнесом, вызывали дополнительную обеспокоенность латиноамериканских лидеров, увидевших в них реальную угрозу собственным интересам. В частности, У. Чавес, отмечая военное присутствие США на границах своей страны, не без оснований заявил: «Будет весьма опасно, если эта операция вызовет военную эскалацию и вьетнамизирует регион Амазонии»8. При этом и сам президент Венесуэлы сделал немало для реализации предсказанных осложнений. По мнению экспертов, угроза военного столкновения на колумбийской границе стала демонстративно использоваться Каракасом в собственных целях, в частности, для отвлечения внимания венесуэльцев от внутренних неурядиц. А образ внешнего врага оказался дополнительным поводом для закупок иностранного оружия. В период 2005-2009 гг. только в России правительство У. Чавеса приобрело вооружений (истребители, бронетехника, стрелковое оружие, системы залпового огня) на сумму более 4 млрд долларов9.
Между тем, отношения Колумбии и Венесуэлы продолжали ухудшаться. Этому способствовали взаимные обвинения в тайных связях с повстанческими формированиями. Политики
подозревали друг друга в попытках дестабилизировать обстановку путем поддержки сепаратистов. Президент Колумбии Альваро Урибе Велес при активной поддержке США прямо обвинил Чавеса в связях и в оказании помощи военизированным леворадикальным колумбийским группировкам. Оснований для таких демаршей было предостаточно. Президент Венесуэлы У. Чавес как идеолог и практик боливарианская революции, действительно, пользовался при жизни значительным авторитетом среди колумбийских партизан-марксистов10. Во всяком случае, это люди одной идеологии и политических традиций. Президент Венесуэлы неоднократно выступал в качестве посредника в переговорах между леворадикальной группировкой FARC (ФАРК)11 и правительством Колумбии. При его непосредственном участии проводились спецоперации по освобождению заложников, захваченных колумбийскими революционерами. Одна из них - переговоры по освобождению кандидата на пост президента Колумбии, гражданки Франции Ингрид Бетанкур, находившейся в плену в течение 2002-2008 гг.12 Межгосударственные противоречия осложнил также отказ лидера Венесуэлы причислить леворадикальные группировки Колумбии FARC13 и ЭЛН14 к террористическим организациям после событий 11 сентября 2001 г. в США. Кроме того, недавно опубликованные WikiLeaks документы свидетельствуют о таком немаловажном факторе, как личная неприязнь между лидерами соседних стран15.
Безусловно, в разжигании пожара регионального конфликта нельзя винить только ле-ворадикалов Колумбии и Чавеса. Известно, что контакты с парамилитарес, праворадикальными военизированными формированиями Колумбии, поддерживает, например, правительство США. Стремление Вашингтона свергнуть режим У. Ча-веса и получить контроль над нефтедобывающей страной подкрепляется финансированием и сотрудничеством с отрядами боевиков венесуэльского штата Сулия, который граничит с Колум-бией16. В перечне задач наёмников - разжигание недовольства местного населения, компрометация власти и разжигание сепаратистских настроений. Итоги такой политики налицо: губернатор штата Пабло Перес, представитель оппозиции, получил обвинение в помощи военизированным антиправительственным формированиям17. Это обстоятельство раскрывает подлинную суть стратегии США в наиболее взрывоопасном регионе Латинской Америки. Современная Венесуэла -основной региональный экспортер нефти. По этой причине для США крайне важно, чтобы у власти в этой богатой и «товароёмкой» стране находился лояльный, а лучше - подконтрольный режим. Понятно, что антиамериканская политика Чавеса не вписывается в стратегические планы Вашингтона. Раздражают США и дружеские отношения Венесуэлы с Кубой, Ираном. Наконец, Каракас
фактически заблокировал антинаркотическую программу США. «Венесуэла, - утверждал бывший американский посол в Венесуэле Дадди, - не сотрудничает с США по борьбе с наркотиками, за исключением минимального уровня»18. Комплекс противоречий, сложившихся в регионе Южной Америки, сделал ситуацию предельно взрывоопасной. Наличие в региональной расстановке сил интересов правительства США сделало всех прочих участников этих событий простыми заложниками обстоятельств.
Пик кризиса в отношениях между Колумбией и Венесуэлой пришелся на президентство А. Урибе, сменившего на этом посту А. Пастрана (1998-2002). Новый президент, в отличие от своего предшественника, сторонника мирного урегулирования конфликта, провозгласил политику «демократической безопасности». В соответствии с ней А. Урибе отдал распоряжение о начале мощного силового наступления на леворадикальные повстанческие формирования, амнистировав при этом радикалов правого толка - парамилитарес. При активной поддержке США, вслед за которыми FARC и ЭЛН были причислены к террористическим организациям, колумбийскому правительству удалось достичь значительных результатов и вытеснить повстанцев на границы с Венесуэлой и Эквадором. Военные операции колумбийского спецназа сопровождались громкими скандалами. Так, 1 марта 2008 г. эти подразделения вторглись на территорию Эквадора, где находились база FARC и лидер группировки Рауль Райс. Операция по уничтожению боевиков была проведена молниеносно, однако едва не стала причиной войны. Президент Эквадора при активной поддержке У. Чавеса обвинил Колумбию в нарушении границы государства и разорвал дипломатические отношения с Боготой. Со своей стороны президент Колумбии, ссылаясь на документы, найденные у повстанцев, обвинил венесуэльского и эквадорского президентов в поддержке FARC19.
В последующие годы межгосударственный конфликт получил весьма неожиданное продолжение, втянув в свою орбиту Великобританию. Как известно, судебные инстанции этой страны летом 2012 г. приняли решение об экстрадиции из Лондона основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, который прославился в качестве разоблачителя тайных внешнеполитических операций США. Воспользовавшись конфликтом между латиноамериканскими государствами, в который были вовлечены американцы, Ассанж решил скрыться от британских властей именно в эквадорском посольстве. Расчёт оказался верным. Президент Эквадора удовлетворил просьбу мятежного журналиста о предоставлении ему политического убежища20.
Следует подчеркнуть, что деятельность главы WikiLeaks высветила подробности не только американской политики, но и специфику колумбийско-венесуэльских отношений21. Один из
таких документов был опубликован в испанской газете «Эль Паис». Он описывает неофициальную встречу президента А. Урибе с американскими конгрессменами, которая состоялась 28 ноября 2007 г. В ходе секретного рандеву колумбийский президент коснулся темы результатов выполнения «Плана Колумбия», подчеркнув при этом важность американской помощи. Затронул он также взаимоотношения с Венесуэлой. Однако основной темой беседы стали отношения с У Чавесом. Дело в том, что А. Урибе был вынужден отказаться от услуг венесуэльского лидера в ведении переговоров с FARC по вопросу освобождения заложников, среди которых была Бетанкур. В ответ на это президент Венесуэлы заморозил дипломатические отношения. Эти события происходили в конце ноября 2007 г., то есть накануне встречи Урибе с американскими политиками22. По версии колумбийского лидера, отношения испортились по вине У. Чавеса, который якобы вынашивал планы экспорта «нового социализма» в соседние страны. Исходя из этого, Урибе приравнял угрозу, исходящую от венесуэльского президента, к действиям А. Гитлера. Несмотря на это, он пошёл на сотрудничество с Чавесом, поддавшись уговорам семей заложников. Президент Колумбии сознавал также, что только венесуэльский лидер пользуется необходимым авторитетом у FARC. Однако впоследствии А. Урибе увидел ряд нарушений в достигнутых договоренностях. Так, президент Венесуэлы решил лично встретиться с лидером повстанческой группировки М. Мару-ландой. Заручившись неофициальным согласием колумбийского правительства, он неожиданно объявил об этом публично во время своего визита в Париж. После того как У. Чавес лично связался с колумбийским генералом М. Монтойя, нарушив иерархию контактов, президент А. Урибе решил окончательно отказаться от услуг непредсказуемого союзника23.
В ноябре 2009 г. разразился очередной скандал, приведший к новому витку осложнений в колумбийско-венесуэльских отношениях. Поводом стало подписание военного соглашения о сотрудничестве между США и Колумбией в области борьбы с наркотерроризмом. Согласно этому документу, для более эффективных совместных действий в противостоянии террористическим группам власти США получали право использовать семь военных баз на территории Колумбии. Данное решение вызвало бурную реакцию как внутри страны, так и за ее пределами. Наиболее резко отреагировали на усиление позиций США президенты Э. Моралес и У. Чавес. Венесуэльский президент направил к границе с Колумбией дополнительные войска и рекомендовал гражданам своей страны готовиться к войне. В самой Колумбии по поводу подписанного соглашения неудовольствие высказал также Конституционный суд. На основании его запроса генеральный прокурор был вынужден заявить, что подписанное
соглашение требует серьезных изменений и не может в существующем виде рассматриваться в парламенте для утверждения. Более того, Коллегия колумбийских юристов подала иск, согласно которому договор между Б. Обамой и А. Урибе носит неконституционный характер, что в итоге и было признано24. Свое отношение к происходящему высказал также кубинский лидер Ф. Кастро, заявивший, что это соглашение «равнозначно аннексии Колумбии»25.
Летом 2010 г. Колумбия и Венесуэла вновь оказались на пороге войны. У. Чавес разорвал дипломатические отношения с соседним государством на две недели, после того как Колумбия публично обвинила Венесуэлу в укрывательстве повстанцев. В средствах массовой информации утверждалось, что стороны как никогда близки к вооруженному столкновению. Однако среди политиков и экспертов не менее популярной была иная точка зрения, согласно которой война была маловероятна. В частности, об этом заявил Ф. Кастро в интервью венесуэльским журналистам «Нет ни малейшей возможности того, - утверждал многоопытный команданте, - что Колумбия нападет на Венесуэлу. Во-первых, это ее не интересует; во-вторых, Колумбия этого сделать не в состоянии; в-третьих, Колумбия этого не хочет; и, в-четвертых, Колумбия понимает, что последствия будут катастрофическими»26.
В целом, частые «военные тревоги» сказались на экономиках обеих стран крайне неблагоприятно. Товарооборот между ними за 2008-2010 гг. снизился с 7 до 2 млрд долларов27. При этом предприимчивые дельцы активно использовали незаконные методы для обогащения. К примеру, колумбийские владельцы автозаправок из-за огромной разницы в стоимости бензина (в 2012 г. - 0,0132 долл. за литр против 1,3228) покупали его в Венесуэле. Чтобы пресечь контрабанду топлива, эта страна была вынуждена продавать Колумбии бензин по сниженной стоимости. Правда, убытки от таких «сделок» Венесуэла пыталась при У. Чавесе компенсировать закупками дешевого природного газа в Колумбии.
Состоявшаяся в августе 2010 г. смена руководства в Колумбии понизила накал страстей в её отношениях с Венесуэлой. После отказа Конституционного суда разрешить президенту переизбираться на третий президентский срок, политик принял решение о преемнике. Выбор пал на Хуана Мануэля Сантоса, занимавшего при А. Урибе пост министра национальной обороны. Кроме того, этот политик являлся представителем одной из самых известных и влиятельных колумбийских семей, а его двоюродный брат даже занимал пост вице-президента в администрации А. Урибе. Впрочем, преувеличивать его вес в политике никто не собирался. По словам отечественного специалиста З. Ивановского, «ситуация складывалась таким образом, что любому кандидату, предложенному Урибе, был гарантирован успех»29.
Став президентом, Х. Сантос быстро доказал, что не собирается находиться в тени А. Урибе. Пожалуй, наиболее точно состоявшийся «поворот» в Колумбии объяснил бывший министр иностранных дел Мексики Х. Кастанеда (2000-2003). По его мнению, «хотя Сантос и был министром обороны Урибе, и его преемником, отношения между ними испортились». Суть конфликта заключалась в том, что «Урибе думал, будто Сантос как президент будет выполнять его приказы, а Сантос был убежден, что его (высокая, но снижающаяся) популярность собственных решений не является наследием Урибе»30. Отмеченное расхождение позиций свидетельствует также о существовании серьезных противоречий в рядах местной политической элиты. Тем временем экс-президент А. Урибе активно критикует действующего президента за мирные переговоры с леворадикальными группировками и за восстановление отношений с Венесуэлой.
С приходом во власть Х. Сантоса наиболее серьезные изменения произошли во внешней политике Боготы. Уже 11 августа 2010 г., после личной встречи Сантоса и Чавеса, было объявлено о позитивном решении этого вопроса. В последующие месяцы дружеский тон в отношениях двух стран неукоснительно сохранялся. Лидерам удалось быстро договориться о совместных действиях в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Венесуэльский президент согласился также выступить в качестве посредника в начавшихся мирных переговорах между колумбийским правительством и FARC, впоследствии прошедших в Норвегии и на Кубе. Как сообщил журналистам брат колумбийского президента, первоначально партизаны настаивали, чтобы переговоры проходили на территории Колумбии или в Венесуэле. Правительству с большим трудом удалось настоять на «кубинском варианте»31. Кроме того, У. Чавес осуществил некоторые примирительные действия, о которых раньше не могло быть и речи. Среди них арест на территории Венесуэлы и последующая экстрадиция (при участии агентов ЦРУ и МИ-6) влиятельных колумбийских наркобаронов. Одновременно лидер Венесуэлы заметно пересмотрел свои отношения с FARC. Как отметила в этой связи влиятельная BBC, «президент Венесуэлы рассматривал ФАРК в качестве стратегического партнера на случай внешней агрессии, например, со стороны США... Чавес не возражал против использования колумбийскими боевиками территории Венесуэлы, но изменил свое отношение к этому вопросу, как только это стало ему невыгодно»32.
Восстанавливая утраченные ранее связи, правительства Колумбии и Венесуэлы приступили к активному сотрудничеству в различных сферах. Так, в ноябре 2011 г. заинтересованные стороны подписали соглашение о строительстве нефтепровода, который должен обеспечить поставки венесуэльской нефти через территорию
Колумбии на берега Тихого океана. Данный проект в качестве альтернативы Панамскому каналу должен был значительно укоротить нефтетрафик в Китай, а также в другие бурно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, тем самым существенно снизив зависимость Венесуэлы от сбыта нефтепродуктов на североамериканском рынке33. В качестве акта доброй воли Венесуэла даже согласилась компенсировать ущерб колумбийским экспортерам из-за одностороннего разрыва дипломатических отношений в июле-августе 2010 г. При этом сумма восполняемых убытков должна составить 200 млн долларов. «Мы хотим здоровых торговых связей, прозрачных, насколько это возможно, с постоянством, которое позволит говорить о непрерывном восстановлении отношений», - отметил тогдашний министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро34.
Однако потепление отношений между Каракасом и Боготой было недолгим. После смерти У Чавеса и нелегкой победы Н. Мадуро на президентских выборах, в апреле 2013 г., кризисные ситуации в диалоге двух стран по-прежнему не редкость. И вновь в эпицентре конфликта реакция Венесуэлы на усиление американских позиций в Колумбии. Один из таких эпизодов - визит в Боготу вице-президента США Дж. Байдена, состоявшийся в мае 2013 г. По его итогам президент Колумбии публично заявил о скором подписании соглашения о расширении сотрудничества своей страны с НАТО. Уже 25 июня договор, весьма негативно встреченный в регионе, был заключен35. Несколько ранее Конгресс США ратифицировал также договор о вступлении Колумбии в зону свободной торговли, подписанный в период президентства Дж. Буша-младшего и А. Урибе (2006).
Недавние события вновь поставили под угрозу сотрудничество Боготы и Каракаса. В адрес колумбийского правительства и лично экс-президента А. Урибе из венесуэльской столицы прозвучали обвинения в попытке организовать убийство преемника У. Чавеса, президента Н. Ма-дуро36. В качестве доказательства сторонники венесуэльского президента использовали факт встречи колумбийского президента Сантоса с лидером венесуэльской оппозиции Э. Каприлесом, не желающим признавать победу Мадуро37.
Предпринятые попытки осторожного сближения, разумеется, не решили всех проблем колумбийско-венесуэльских отношений. Президентские выборы в США (2012) и победа Б. Обамы позволяют говорить о сохранении основных направлений латиноамериканской стратегии этого государства. Болезнь и угасание У. Чавеса выдвинули на авансцену политического курса Венесуэлы относительно «умеренного» Н. Мадуро. Однако в «демократической» Колумбии напряженность по-прежнему сохраняется. Экс-президент А. Урибе всё ещё пользуется популярностью в местных силовых структурах и не намерен сдавать политических
позиций. Эксперты выдвинули предположение, что бывший президент сможет стать основным соперником для всех кандидатов на пост президента Колумбии на выборах 2014 г. Так, осенью 2012 г. вышла в свет англоязычная версия мемуаров А. Урибе, которая немедленно привлекла внимание американской прессы. В авторитетной «The Wall Street Journal» появилась рецензия на книгу под характерным названием «Человек, который спас Колумбию»38. Автор статьи восхваляет А. Урибе и ставит его в один ряд с такими политическими лидерами, сумевшими противостоять событиям и «направить ход исто-рии»39, как У. Черчилль и Г. Коль.
Осознавая степень опасности, которая исходит от бывшего патрона, остающегося политическим тяжеловесом, Х. Сантос и его сторонники ведут целенаправленную политику по замене людей А. Урибе на ведущих государственных постах в Колумбии. Несмотря на эти действия, исход политического противостояния и переизбрание нынешнего президента на второй срок во многом будет зависеть от переговорного процесса с FARC. Если ход мирных переговоров будет сорван, либо заморожен, Сантос рискует повторить судьбу президента А. Пастраны (1998-2002), чья политическая карьера была перечеркнута трагедией колумбийской гражданской войны.
Отношения Колумбии и Венесуэлы в начале XXI столетия переживают серьезный кризис. Однако на пути жесткого противостояния всегда находилось пространство для позитивного сотрудничества. Учитывая степень социально-экономического и политического развития двух стран, а также его специфику, можно предположить, что их осложнённые контакты в будущем не претерпят кардинальных изменений. Существенное влияние на колумбийско-венесуэльские отношения, безусловно, окажет и региональный лидер - США.
Примечания
1 В период 1819-1831 гг. их земли входили в состав Великой Колумбии, добившейся независимости от Испании под предводительством легендарного Симона Боливара.
2 См.: Всемирный доклад по наркотикам. 2010 г. Нью-Йорк, 2010. С. 84. URL : http:// www.unodc.org (дата обращения: 28.12.2012).
3 См. подробнее: Чумакова М. Л. Колумбийская драма : разлом общества, эскалация террора, поиски мира. М., 2002.
4 См.: Дабагян Э. «Левый поворот» Латинской Америки // Свободная мысль. 2008. №№ 2. URL : http://pravo33. files.wordpress.com (дата обращения: 28.12.2012).
5 Ивановский З. В. Венесуэла : от представительной демократии к «социализму XXI века» // Свободная мысль. 2012. № 7-8. URL : http://www.intelros.ru (дата обращения: 07.12.2012).
6 Колумбийский президент А. Урибе, внеся поправку в действующую Конституцию, в 2006 г. сумел переиз-браться на второй срок.
7 Jeffrey F. Taffet. Foreign Aid as Foreign Policy : the Alliance for Progress in Latin America. N. Y., 2007.
8 Президент Венесуэлы предостерегает, что «План Колумбия» может привести к «Новому Вьетнаму». 1 сентября 2000 г. URL : http://www.tiwy.com (дата обращения: 07.03.2012).
9 Mapstone N. Сделка между Венесуэлой и Россией породила опасность гонки вооружений («The Financial Times», Великобритания) 07/04/2010. URL : http:// inosmi.ru (дата обращения: 28.12.2012).
10 Дабагян Э. Обошлось без кровопролития... // Военно-политический курьер. № 32 (348), 18 августа 2010. URL : http://vpk-news.ru (дата обращения: 28.12.2012).
11 Революционные вооружённые силы Колумбии - Армия народа.
12 Гордеев А. Чавес спас колумбийских заложников // Утро.га. 10 янв. 2008. [Электронный ресурс] URL : http://www.utro.ru (дата обращения: 28.12.2012).
13 Революционные вооружённые силы Колумбии - Армия народа.
14 ЭЛН - Армия национального освобождения Колумбии.
15 Carroll R. Chavez and Uribe 'almost came to blows' at summit, says WikiLeaks // The Guardian. 2 Dec. 2010.
16 Никандров Н. Чавес. Венесуэла на пороге новых испытаний. 19.12.2012. URL : http://www.tiwy.com (дата обращения: 28.12.2012).
17 Кандидат от оппозиции Пабло Перес : креатура прошлого. Коррео дель Ориноко Интернационал № 98, 20 января 2012 г. URL : http://correodelorinoco-ru. blogspot.ru (дата обращения: 28.12.2012).
18 Д. Патрик Дадди. Политические беспорядки в Венесуэле / Меморандум № 16 по чрезвычайному планированию // Council on Foreign Relations Press. Сентябрь 2012 г. URL: http://perevodika.ru (дата обращения: 28.12.2012).
19 См.: Эквадор разорвал дипломатические отношения с Колумбией // 04.03.2008. URL: http://lenta.ru (дата обращения: 28.12.2012); Stephanie Hanson. FARC, ELN : Colombia's Left-Wing Guerrillas. August 19, 2009. URL : http://www.cfr.org (дата обращения: 28.12.2012)
20 Никандров Н. Глава WikiLeaks под защитой Эквадора, или Империя США никогда не прощает. 27.08.2012. URL : http://www.fondsk.ru (дата обращения: 28.12.2012).
21 См.: Nikandrov N. Wikileaks and Latin America // РИА новости. 13/12/2010. URL : http://en.rian.ru (дата обращения: 28.12.2012).
22 Чавес заморозил отношения с Колумбией из-за повстанцев. 26.11.2007. URL : http://lenta.ru (дата обращения: 28.12.2012).
23 Cable en el que Uribe compara a Chavez con Hitler // El Pais. 10.12.2010. URL : http://www.elpais.com (дата обращения: 28.12.2012).
24 Ponencia pide declarar inconstitucional acuerdo de bases militares con Estados Unidos // El Tiempo. 23 de julio de 2010. URL : http://www.eltiempo.com (дата обращения: 28.12.2012).
25 Кастро Ф. Агрессивные Штаты Америки. М., 2010. C. 166.
26 Цит. по: Нападение Колумбии на Венесуэлу маловероятно, считает Фидель Кастро. 10.08.2010. URL : http:// ria.ru (дата обращения: 28.12.2012).
27 Еженедельный обзор мировой энергетики и экономики // Российское Энергетическое Агентство. № 9, 25 мая 2012. С. 4. URL : http://rosenergo.gov.ru/upload/ (дата обращения: 28.12.2012).
28 Ibidem.
29 Ивановский З. В. Колумбия : от демократической безопасности к демократическому процветанию? // Латинская Америка. 2011. № 5. С. 30.
30 Кастанеда Х. Латиноамериканская повесть о двух кризисах // Project Syndicate. Sep. 28, 2012. URL : http:// www.project-syndicate.org (дата обращения: 28.12.2012).
31 Colombian president's brother reveals new details about peace talks with FARC rebels // The Washington Post. 31 Dec. 2012.
32 Уго Чавес «поддерживал ФАРК, когда ему было выгодно». ВВС. Русская служба. 10 мая 2011 г. URL : http:// www.bbc.co.uk (дата обращения: 28.12.2012).
33 Венесуэла и Колумбия планируют строительство не-
фтепровода к берегам Тихого океана. Новости энергетики. 30.11.2011. URL : http://novostienergetiki.ru (дата обращения: 28.12.2012).
34 Цит. по: Кризис в отношениях с Колумбией Венесуэла оценила в $200 млн // РИА Новости. 21.08.2010. URL : http://ria.ru (дата обращения: 28.12.2012 г.). В декабре 2012 г. Н. Мадуро был назначен преемником У Чавеса.
35 Мартынов Б. Ф. Колумбия дрейфует в сторону НАТО. Ее соседи предрекают шторм // РГРК «Голос России». 06.06.13. URL : http:// www.mgimo.ru/news/experts/ (дата обращения: 02.10.2013).
36 Мадуро : экс-президент Колумбии хочет меня убить // BBC. 4 мая 2013 г. URL : http://www.bbc.co.uk/ (дата обращения: 02.10.2013).
37 Neuman W. Venezuela : Anger over Colombian President's Meeting with Opposition Leader // The New York Times. May 29. 2013.
38 Llosa Mr. Vargas. The Man Who Saved Colombia // The Wall Street Journal. Oct. 10. 2012. Небезынтересно, что после своей отставки А. Урибе был приглашен на преподавательскую работу в Джорджтаунский университет (США).
39 Ibid.