Научная статья на тему 'Городской туризм как важный инструмент развития урбанизированных территорий'

Городской туризм как важный инструмент развития урбанизированных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристическая индустрия / функциональное зонирование умный город / tourism industry / functional zoning / smart city

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Е.Л. Заднепровская, Н.В. Абрегова, Е.В. Ползикова

Исследуется развитие городского туризма как части внутреннего туризма на примере г. Краснодара. Приводятся факторы, влияющие на развитие туристской отрасли урбанизированных территорий, а также мероприятия в рамках подхода к организации туристского использования урбанизированных территорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban Tourism as an Important Tool for the Development of Urbanized Territories

The development of urban tourism as part of domestic tourism is studied using the example of Krasnodar. The factors influencing the development of the tourism industry in urbanized territories are listed. The activities within the framework of the approach to the organization of tourist use of urbanized territories are presented. In particular, the authors see great opportunities for such approaches in a large city of one million people (in terms of population) and propose specific directions for their development. First of all, this is the implementation of two serious tourism projects: a national-scale transport hub based on Krasnodar International Airport and a world-class amusement park that will attract transit travelers. These and other proposed innovations will indoubtedly attract new investment flows for tourism in the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Городской туризм как важный инструмент развития урбанизированных территорий»

Городской туризм как важный инструмент развития урбанизированных территорий

Исследуется развитие городского туризма как части внутреннего туризма на примере г. Краснодара. Приводятся факторы, влияющие на развитие туристской отрасли урбанизированных территорий, а также мероприятия в рамках подхода к организации туристского использования урбанизированных территорий

Е.Л. Заднепровская1

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), канд. экон. наук, доцент, ele-zadnepr@yandex.ru

Н.В. Абрегова2

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», канд. ист. наук, доцент, natali.abregova@yandex.ru

Е.В. Ползикова1

ФГБОУ ВО КГУФКСТ, канд. пед. наук, доцент, janepopernyak@yandex.ru

1 доцент кафедры, г. Россия

Краснодар,

2 доцент кафедры, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия

Для цитирования: Заднепровская Е.Л., Абрегова Н.В., Ползикова Е.В. Городской туризм как важный инструмент развития урбанизированных территорий // Компетентность / Competency (Russia). — 2024. — № 2. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-2-36-41

ключевые слова

туристическая индустрия, функциональное зонирование, умный город

овременная туристская индустрия столкнулась с целым рядом экономических и геополитических вызовов, которые значительно осложнили ее функционирование. В условиях ограничительных санкций затруднена работа международного транспортного сообщения, международных финансовых институтов, что уменьшило поток выездного туризма и заметно повлияло на рост внутреннего. Современные российские путешественники достаточно требовательны к качеству туристских поездок, им необходимо предложить по-настоящему интересное, «наполненное» путешествие (экскурсию), что вполне возможно сделать в рамках городского туризма, который содержит в себе несколько составляющих: историю и культуру, бизнес- и образовательную среду, шопинг и другие мероприятия.

Элементы разных видов туризма в рамках городского туризма могут быть следующие:

► деловой и образовательный туризм (поездки бизнес-сегмента за пределы места проживания для выполнения бизнес-задач, изучение иностранного языка и т.д.);

► событийный туризм (организация событий, притягивающих туристские потоки);

► культурно-познавательный туризм (получение новых знаний, информации о предмете посещения с культурно-исторической точки зрения);

► лечебно-оздоровительный туризм (посещение городов в рекреационных целях);

► шопинг-туризм (поездки для покупки товара).

С развитием общества значение городов в туристской деятельности постоянно растет. В научном обиходе все большую популярность приобретает

термин «городской туризм», который понимается как посещение городов с культурно-познавательной, развлекательной, деловой или другой целью. Стоит указать, что город сегодня представляется как значительная концентрация множества туристских ресурсов (архитектурных, событийных, инфраструктурных, природных и т.п.), что позволяет сделать туризм в рамках урбанизированных территорий чрезвычайно разнообразным. Однако не все города могут быть освоены туристами, что, в первую очередь, определяется их уникальностью (оригинальностью ресурсов, которые размещены в поселении), а также умением организовать туризм (что часто проявляется в несоответствии приоритетности развития туризма наряду с другими видами хозяйствования).

Цели посещения города туристами могут быть разнообразными, но объединяющим фактором является само пребывание туриста в данном месте. Причины активного освоения городских пространств в рамках туризма объясняются преимуществами урбанизации, это:

► значительная плотность достопримечательностей на сравнительно небольшой территории;

► доступность и относительная комфортность городских пространств с точки зрения транспортного обеспечения (низкая стоимость проезда в городском транспорте, его широкий выбор);

► возможность организовать полноценный отдых за короткий период;

► наличие современной удобной городской среды smart rity (умный город), что означает обеспечение безопасности туристов, охват их медицинскими услугами, транспортную доступность и др.;

► более высокая рекреационная емкость урбанизированных территорий по сравнению с естественными;

► возможность самостоятельного планирования отдыха самими путешественниками на основе широкого предложения туристских услуг [8].

По сведениям аналитиков АТОР, основанным на данных крупнейших российских туроператоров, в ТОП лидеров популярности российских городов в 2022 году вошли Санкт-Петербург, Москва, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород, Тула, Псков, Ярославль. Отметим, что в 2023 году средняя стоимость городских туров в Санкт-Петербург составила 12-17 тыс. руб., в Москву — 12-15 тыс. руб. В остальных российских городах средняя стоимость составила 12-14 тыс. руб. Средний возраст туристов, которые участвуют в городских путешествиях по России, — 35-45 лет, при этом многие отдыхают семьями.

Считаем, что недостаточно изучены факторы, определяющие уровень туристского освоения урбанизированных территорий, и проблемы, связанные с городским туризмом, также мало изучен вопрос связи функционального зонирования города и туризма в нем. Рассмотрим их на примере Краснодара как наиболее крупного городского пространства на юге Российской Федерации.

Итак, на туристскую привлекательность городов влияют факторы, которые могут быть связаны как с самим городским пространством, так и с ситуацией в стране, регионе. Общепринято считать, что все факторы развития городского туризма делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся: наличие достопримечательностей; современная городская инфраструктура; активность местных властей; историко-культурное, религиозное, экономическое значение города; проведение событийных мероприятий; безопасность туристов; стоимость услуг. К внешним факторам относят: транзитную и административную важность города; государственную поддержку туризма; безопасность в реги-

оне; международные связи города и его геополитическое значение [8].

Наиболее важным внутренним фактором считаются достопримечательности (объекты показа), именно они в значительной степени формируют аттрактивность городского пространства, а также наличие современной инфраструктуры. Кроме того, устойчивое развитие городского туризма обеспечивается активным координаторством городской власти (определение туристских приоритетов, членов туристского рынка и т.д.). К примеру, администрацией Краснодара была принята муниципальная программа «Развитие туризма в муниципальном образовании город Краснодар» от 15.10.2014 № 7487 (с изменениями 21 июня 2023 года). Данная программа призвана обеспечивать условия для развития городской туристской инфраструктуры, привлекать инвестиции в туристскую отрасль, способствовать стабильному развитию малого и среднего предпринимательства в городе. Необходимый объем финансирования мероприятий в рамках реализации данной программы отражен в табл. 1.

справка

Начало исследования проблем городского туризма среди европейских ученых пришлось на 80-е годы ХХ столетия, при этом основное внимание уделялось определению понятия «городской туризм» и особенностям его развития в конкретных городах. Стоит выделить аналитические работы К. Бокк, Г. Нойенфельдта, 0. Розе, Г. Эшворта [14, 15, 13] и др. Среди современных российских трудов, посвященных данной проблематике, отметим исследования Д.Н. Ахметзяновой, С.С. Касаткиной, В.М. Комарова, Н.А. Лебедевой, Т.Н. Поддубной, С.Г. Тяглова, О.В. Шпырни, которые касаются изучения актуальных вопросов развития туризма в различных городах Российской Федерации [1, 4, 6, 7, 9, 10, 12]

Таблица 1

Финансирование мероприятий по реализации программы* [Financing of measures for the implementation of the program]

Годы реализации Объем финансирования, руб. [Amount of financing, rub.]

[Years of implementation] Всего [Total] Местный бюджет [Local budget] Внебюджетные источники [Extra-budgetary sources]

2015 6346,3 6346,3 -

2016 2938,0 (не исполнено 1530,8) 2938,0 (не исполнено 1530,8)

2017 48 810,8 4547,0 44 263,8

2018 362 536,2 6800,0 355 736,2

2019 6603,5 6603,5 -

2020 5821,5 5821,5 -

Всего по первому этапу 433 056,3 (не исполнено 1530,8) 33 056,3 (не исполнено 1530,8) 400 000,0

2021 5700,2 5700,2 -

2022 6240,7 6240,7 -

2023 11 648,7 11 648,7 -

2024 7385,6 7385,6 -

2025 7393,6 7393,6 -

Всего по второму этапу 38 368,8 38 368,8 -

*https://docs.cntd.ru/document/446221981?ysclid=lldifzrowr357985248

Таблица 2

Организации современного искусства и бизнес-пространства в г. Краснодаре (составлено авторами) [Organizations of contemporary art and business space in Krasnodar (compiled by the authors)]

Название арт-и бизнес-пространств [Name of art and business spaces] Характеристика арт- и бизнес-пространств [Characteristics of art and business spaces]

Бизнес-пространство «Коворкинг «Платформа» Локация для организации мастер-классов, бизнес-курсов, онлайн- и офлайн-конференций

Бизнес-пространство «Коворкинг «Bloks» Бизнес-локация с современными смарт-офисами, конференц-залами, проводятся мастер-классы

Креативная территория «Пространство» Локация для проведения культурных и деловых мероприятий

Креативный кластер «Колос» Городское пространство для работы, отдыха и культурных событий

Арт-пространство «Свои» Городская локация для реализации театральных проектов

Пространство «Графит» Локация для проведения фотосессий, мастер-классов, камерных мероприятий, кинопоказов, выставок

Арт-лофт «Павильон» Локация, оформленная в стиле индустриально-кирпичной романтики, состоящая из четырех арт-пространств

Галерея Ларина Одно из главных арт-пространств Краснодара, организуются экспериментальные выставки

Арт-центр «Бронзовая лошадь» Лофт для проведения различных мероприятий, сочетающих современное искусство и антиквариат

Художественная галерея «Доротея» Арт-пространство современного искусства, проведение лекций и мастер-классов

Частный музей «Особнякъ» Представлены предметы антиквариата, картины и фотографии известных горожан, ремесленные изделия

Галерея «АртСоюз» Центр современного искусства, собрание картин кубанских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства

Торговое пространство HarrisonArt Место продажи художественных материалов, пространство для выставок, кинопоказов, лекций, книжных базаров

1 https://neweconomy.krasnodar.ru/

activity/mery-podderzhki-v-usloviyakh-

sanktsi-onnogo-davleniya

Все мероприятия финансируются за счет местного бюджета и внебюджетных источников. Кроме того, региональные меры поддержки туристской отрасли содержатся в Плане обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае1. В соответствии с планом уже реализована часть мер государственной поддержки бизнеса: гостиницам на 5 лет установлена нулевая ставка НДС; на уровне 2022 года заморожена кадастровая стоимость недвижимого имущества и земельных участков; до 2030 года продлен мораторий на плановые проверки; предоставляются льготные кредиты на строительство и реконструкцию гостиниц с категорией не менее чем «три звезды»; инвесторам предусмотрена налоговая льгота по налогу на имущество и т.д.

В Краснодаре наблюдается быстрый рост численности населения (в соответствии с данными Росстата в 2014 г. здесь проживало 0,8 млн человек, в 2023 г. — 1,2 млн человек, рост населения составляет 150 %). Кроме того, постоянно увеличивается транзитный поток туристов,

направляющихся на морские, горные курорты и в здравницы Краснодарского края. Отметим, что на фоне активизации конкуренции городов за туристские ресурсы, именно транзитный и деловой виды туризма должны стать для города Краснодара важнейшим источником роста туристской привлекательности и развития городского туризма.

Существенным инструментом популяризации этого города является организация и проведение в нем событийных и выставочных мероприятий. К примеру, в 2023 году здесь проводились крупнейшие международные выставки YugBuild, UMIDS, FoodTech, ЮГАГРО. Однако количество подобных мероприятий делового характера недостаточно для популяризации такой крупной агломерации, как Краснодар. В городе большое внимание уделяется развитию современного искусства и бизнес-пространств (табл. 2), и это также хорошо служит целям привлечения в него туристов.

Особую роль в этом играют театры. Город Краснодар и весь Краснодарский край имеют значительные театраль-

ные ресурсы, являющиеся важным инструментом популяризации искусства региона, способствующим притоку туристов. Основные показатели, свидетельствующие о стабильном росте интереса гостей, отражены в табл. 3.

Отметим, что большее, чем в крае, количество театров, музеев, организаций культурно-досугового типа представлено в Краснодаре; наблюдается рост показателей культуры (кроме 2020 г., что объясняется антиковидны-ми ограничениями).

Для транзитных путешественников в городе особенно интересны как объекты гастрономической, так и познавательной сферы. Последняя в основном представлена объектами, расположенными на улице Красной, и парком Краснодар. Парки развлечений мирового уровня, которые притягательны для транзитных путешественников, в городе отсутствуют.

Особенности туристского предназначения Краснодара во многом зависят от функционально-территориального планирования городского пространства, которое обосновывается в генеральном плане города. В табл. 4 представлено использование функциональных зон в туристских целях [2].

Как следует из функционального зонирования города, наибольшим туристским интересом пользуются зоны общественно-деловой и коммерческой деятельности, а также ландшафтно-ре-креационная и природно-заповедная. Кроме того, значительному туристскому использованию подвергается зона транспортной инфраструктуры, через которую приехавшие попадают в город. Именно на объектах данной зоны часто предоставляется первоначальная информация об услугах, которые можно получить в городе, и его достопримечательностях. Отметим, что вслед-

справка

Согласно исследованиям компании Euromonitor в 2022 г., в ТОП-10 лидеров популярности городов среди туристов вошли Париж, Дубай, Амстердам, Мадрид, Рим, Лондон, Мюнхен, Берлин, Барселона, Нью-Йорк. Меньшими темпами развивается городской туризм в Южной Америке и Африке, что объясняется низкими экономическими темпами развития стран регионов. Ожидаемо, что в рейтинге по политическим причинам не представлены российские города

Таблица 3

Основные показатели культуры по Краснодарскому краю* [The main indicators of culture in the Krasnodar Territory]

Показатель [Indicator] 2010 2015 2018 2019 2020 2021

Число профессиональных театров, единиц 5 5 5 7 7 7

Численность зрителей, тыс. человек 451 572 536 563 146 222

Число спектаклей, проведенных театрами, единиц 1346 1443 1419 1495 368 1309

Число музеев, единиц 59 61 61 61 61 63

Число посещений музеев, тыс. человек 2201 2211 2700 2849 1080 2025

Организации культурно-досугового типа, единиц 1142 1095 1088 1086 1087 1086

Число библиотек, единиц 1109 846 818 820 1045 1045

* по данным Росстата

Таблица 4

Направления привлечения функциональных зон города к туристской деятельности [Directions for attraction of functional zones of the city to tourist activity]

Зоны и направления их использования в городском туризме [Zones and directions of their use in urban tourism] Использование в городском туризме [Use in urban tourism]

Общественно-деловой и коммерческой деятельности (экскурсии, шопинг, проживание, питание, посещение различных событий) Активно используется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ландшафтно-рекреационная (экскурсии, оздоровительные и познавательные мероприятия, посещение различных событий) Активно используется

Жилая (архитектурные экскурсии, экскурсии уличного дизайна) Почти не используется

Промышленно-производственная (экскурсии с промышленным уклоном, экстремальный отдых) Почти не используется

Транспортная инфраструктура (места приезда туристов, информирование туристов) Активно используется

Коммунально-складские Не используются

Специального назначения (мемориальная, военная) (экскурсии по некрополям) Почти не используется

Природно-заповедные фонды (экологические экскурсии, познавательные экскурсии) Активно используются

40 актуальная тема

Средний возраст туристов, которые участвуют в городских путешествиях по России, — 35-45 лет, при этом многие отдыхают семьями

ствие активной массовой застройки, границы между зонами условны, и это создает определенные трудности для территориального планирования развития туризма.

Несмотря на многочисленные положительные эффекты от развития туризма в городах Краснодарского края и самом Краснодаре, следует указать и на недостатки:

► туристская перегрузка отдельных частей города (исторические, деловые, транспортные зоны);

► пренебрежение мнением горожан в вопросах туристского освоения города;

► рост преступности;

► потеря ценности города (застройки туристского назначения в исторической части) и др. [3, 6].

Указанные проблемы развития городского туризма — на базе транзитного и событийного видов туризма — в Краснодаре побуждают к поиску новых подходов организации туристского использования урбанизированных территорий:

► реализация на базе международного

Статья поступила в редакцию 10.08.2023

аэропорта Краснодара проекта крупного транспортно-логистического хаба национального масштаба;

► более активное развитие концепции «умный город». Такие краевые города, как Сочи, Новороссийск, Кропоткин, опережают Краснодар темпами роста соответствующей инфраструктуры;

► разработка и реализация проекта парка развлечений мирового уровня, который будет притягателен для транзитных путешественников;

► разработка приложения, содержащего виртуальную карту Краснодара с детальным описанием объектов показа, размещения, питания и информацией о городском транспорте;

► формирование единого информационного облика Краснодара — единый формат объявлений, навигационных бордов, указателей;

► возобновление проекта «семь улиц» (уменьшение загруженности центральных улиц города транспортом).

Таким образом, город Краснодар имеет огромное туристское транзитное значение, обладает значительным потенциалом для развития городского туризма. Реализация мероприятий по активизации и расширению городского туризма позволит улучшить имидж города, что в свою очередь будет способствовать привлечению не только большого количества новых гостей, но и дополнительных инвестиционных потоков — благоприятной среды для успешного предпринимательства. ■

Список литературы

1. Ахметзянова Д.Н. // Вестник Омского государственного педагогического университета. — 2022. — № 4(37).

2. Заднепровская Е.Л., Ползикова Е.В. // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. — 2017. — Т. 1.

3. Караяннис Э., Григорудис Э. // Форсайт. — 2016. — Т. 10. — № 1.

4. Касаткина С.С. // Вестник Омского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1(34).

5. Козлова Е.В., Завьялов А.А., Солод Т.В. // Бизнес. Образование. Право. — 2019. — № 4(49).

6. Комаров В.М., Акимова В.В., Волошинская А.А. // ЭКО. — 2021. — № 4.

7. Лебедева Н.А., Митин И.И. // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. — 2019. — № 1(36).

8. Макеев В.А. // Человек. Социум. Общество. — 2022. — № 1.

9. Поддубная Т.Н. // Теория и практика олимпийского образования: традиции и инновации в спорте, туризме и социальной сфере: материалы V Межд. науч.-практ. конф. к 30-летию Олимпийской академии Юга. — Краснодар, 2019.

10. Тяглов С.Г. и др. // Регионология. — 2020. — Т. 28. — № 4.

11. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. // Регионология. — 2022. — Т. 30. — № 4.

12. Шпырня О.В. // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2019. — № 1(25).

13. Ashworth G. J. // Progress in Tourism, Recreation and Hospitality Management. — London: Belhaven, 1989. — Т. 1.

14. Bock K. The changing nature of city tourism and its possible implications for the future of cities; https://link.springer.com/ article/10.1007/s40309-015-0078-5.

15. Neuenfeldt H., Rose O. Urban tourism as an economic factor in Aachen; www.geogr.uni-goettingen.de.

Kompetentnost / Competency (Russia) 2/2024

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-2-36-41

Urban Tourism as an Important Tool for the Development of Urbanized Territories

E.L. Zadneprovskaya1, FSBEI HE Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (FSBEI HE KSUPCST), Assoc. Prof. PhD (Ec.), ele-zadnepr@yandex.ru

N.V. Abregova2, FSBEI HE Maykop State Technological University, Assoc. Prof. PhD (Hist.), natali.abregova@yandex.ru E.V. Polzikova1, FSBEI HE KSUPCST, Assoc. Prof. PhD (Ped.), janepopernyak@yandex.ru

1 Associate Professor of Department, Krasnodar, Russia

2 Associate Professor of Department, Maykop, Republic of Adygea, Russia

Citation: Zadneprovskaya E.L., Abregova N.V., Polzikova E.V. Urban Tourism as an Important Tool for the Development of Urbanized Territories, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2024, no. 2, pp. 36-41. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-2-36-41

key words^^H The development of urban tourism as part of domestic tourism is studied using the

t . i ■ example of Krasnodar. The factors influencing the development of the tourism industry

tourism industry, functional zoning, . i • i • i- i t-,, ... • , • , r , r i i

smart city in urbanized territories are listed. The activities within the framework of the approach

to the organization of tourist use of urbanized territories are presented. In particular,

the authors see great opportunities for such approaches in a large city of one million

people (in terms of population) and propose specific directions for their development.

First of all, this is the implementation of two serious tourism projects: a national-scale

transport hub based on Krasnodar International Airport and a world-class amusement

park that will attract transit travelers. These and other proposed innovations will

indoubtedly attract new investment flows for tourism in the Krasnodar Territory.

References

1. Akhmetzyanova D.N., Bulletin of Omsk State Pedagogical University, 2022, no. 4(37), pp. 9-13.

2. Zadneprovskaya E.L., Polzikova E.V., Integrated communications in sports and tourism. Education, trends, international experience. 2017, vol. 1, pp. 94-98.

3. Carayannis E., Grigoroudis E., Foresight, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 21-26.

4. Kasatkina S.S., Bulletin of Omsk State Pedagogical University, 2022, no. 1(34), pp. 21-26.

5. Kozlova E.V., Zav'yalov A.A., Solod T.V., Business. Education. Law, 2019, no. 4(49), pp. 150-171.

6. Komarov V.M., Akimova V.V., Voloshinskaya A.A., ECO, 2021, no. 4, pp. 151-180.

7. Lebedeva N.A., Mitin I.I., Man. Image and essence. Humanitarian aspects, 2019, no. 1(36), pp. 197-220.

8. Makeev V.A., Man. The society. Society, 2022, no. 1, pp. 204-207.

9. Poddubnaya T.N., Theory and practice of Olympic education. Traditions and innovations in sports, tourism and the social sphere. Materials of V Int. sc. and pract. conf. to the 30th anniversary of the Olympic Academy of the South, Krasnodar, 2019.

10. Tyaglov S.G., etc., Regionology, 2020, vol. 28, no. 4, pp. 778-800.

11. Filonenko V.I., Shtompel' L.A., Shtompel' O.M., Regionology, 2022, vol. 30, no. 4, pp. 204-225.

12. Shpyrnya O.V., Scientific bulletin of the Southern Institute of Management, 2019, no. 1(25), pp. 104-109.

13. Ashworth G. J., Progress in Tourism, Recreation and Hospitality Management, London, Belhaven, 1989, vol. 1, pp. 33-54.

14. Bock K. The changing nature of city tourism and its possible implications for the future of cities; https://link.springer.com/article/10.1007/ s40309-015-0078-5.

15. Neuenfeldt H., Rose O. Urban tourism as an economic factor in Aachen; www.geogr.uni-goettingen.de.

Как подготовить статью для журнала «Компетентность»

Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте komp@asms.ru). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:

► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);

► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.

К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.